ИДЕЯ
(от греч. idea – понятие, представление) – четко осознанная мысль как основа дальнейшего процесса мышления и деятельности. Процессуальная сторона И. – функция второй сигнальной системы.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ИДЕЯ
(греч. idea — понятие, представление) — философское понятие как форма постижения в мысли объективной реальности. В психологии — четко осознанная мысль как основа дальнейшего процесса мышления или деятельности. Процессуальная сторона И.— функция второй сигнальной системы действительности.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ИДЕЯ
1. Мысль, общее понятие, представление о предмете или явлении, отражающее действительность, выражающее отношение к ней. 2. Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, мировоззрения. 3. Мысль, замысел, намерение, план. 4. Мысленный образ чего-либо, понятие о чем-либо.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ИДЕЯ
представление о бытии, ограничивающее разнообразие поведения людей. Так, например, навязчивая идея заставляет человека совершать навязчивые действия. Идея о том, что техника - это плохо заставляла луддитов ломать станки. Последствия возникновения, принятия идеи могут быть самыми необыкновенными и вычурными. Идея о том, что любое убийство можно оправдать с моральной точки зрения, может привести, например, к постоянным страхам за свою жизнь, постоянному оглядыванию на улице, либо даже к расстройству психики (см. "Преступление и наказание").
Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru)
ИДЕЯ
мысль, понятие, представление человека о чем-либо. В психологии и в смежных с ней науках: У Р. Декарта – то, что человек непосредственно обнаруживает в своем сознании или разуме через самонаблюдение (интроспекцию). Это понимание И. нашло также отражение в трудах Д. Локка и других британских эмпириков. 2. В современной когнитивной психологии И. означает некоторое психическое явление (событие), порождаемое на основе опыта активностью мозга по переработке информации. 3. Мысль, в которой содержится определенная информация о каком-либо объекте. См. Декарт Рене, Локк Джон, психология когнитивная, эмпиризм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИДЕЯ
(Idea; Idee). Юнг использует термин двояко. С одной стороны, слово относится к смыслу, который возникает из образа. В этом случае И. может оказаться вторичным явлением. С другой стороны, «идея» несет в себе основную психологическую нагрузку, без которой не может быть ни конкретных эмоций, ни концептуализации. В первом случае понятие позволяет избежать впечатления, что образы носят исключительно визуальный характер. Во втором — прослеживаются платоновские истоки и юнговский интерес к Канту. Успех применения термина Юнгом заключается в том, что он подчеркивает отсутствие необходимости делать строгое разграничение между продуктами интеллекта и воображения; их можно воспринимать как свидетельство различных типов мышления. Здесь, как и в ряде других отношений, Юнг предвосхищает изменение посткартезианской парадигдмы в научной методологии (Собр. СОЧ. Г. б. 1921). См. НАПРАВЛЕННОЕ и ФАНТАЗИРУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
ИДЕЯ
1. У Платона – интеллектуальный эквивалент формы. Идея в этом смысле – то, что видится мысленно, посредством интеллектуального зрения. В чисто платоновском смысле, только идеи реальны, и часто это слово писалось прописными буквами, чтобы подчеркнуть это. Например, нет никакого подлинного треугольника, представленного чьим-то ощущениям; истинный, реальный треугольник – это идея Треугольника в сознании. 2. У Декарта представление об "истинной" идее исчезает; оно стало тем, что воспринимается непосредственно сознанием. Эта точка зрения отражена и в работах Локка и развивалась разными представителями британского эмпиризма. 3. В современной когнитивной психологии этот термин по-прежнему употребляется приблизительно таким же образом. То есть идея понимается как психическое явление, в основе которого лежит состояние мозга и которое каким-то образом происходит из опыта. В этом смысле идея рассматривается как связанная с "реальным миром", и предполагается, что сама идея является результатом пока еще неизвестного процесса обработки информации, в результате которого возникает феноменальный опыт. 4. В непрофессиональных понятиях – это план, схема, мнение, озарение и т.д.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ИДЕЯ
Idea; Idee) - в психологии мысль или когнитивный процесс, непосредственно не являющиеся сенсорными по своей природе; ментальное содержание, суть которого не сводима к перцептивному процессу.
"Я употребляю слово идея для выражения смысла, заключенного в изначальном образе; смысла, абстрагированного от конкретики этого образа" (ПТ, пар. 714).
Фактически Юнг использовал термин двояко. С одной стороны, слово относится к смыслу, который возникает из образа. В этом случае идея может выступать как явление вторичное. С другой стороны, "идея" несет в себе основную психологическую нагрузку, без которой нет ни конкретных эмоций, ни концептуализации.
"<...> я иногда пользуюсь понятием идеи для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом <...> если образ не имеет мифологического характера, т. е. если он лишен созерцаемых черт и является просто коллективным, тогда я говорю об идее (там же).
Идея есть психологическая величина, определяющая не только мышление, но, в качестве практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаев пользуюсь термином "идея" лишь тогда, когда говорю об определении мышления у мыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при определении чувств у чувствующего <...> Именно двойственная природа идеи как чего-то первичного ведет к тому, что этим термином пользуются иногда вперемежку с "изначальным образом". При интровертной установке идея является primum movens (первопричиной), при экстравертной - она оказывается продуктом" (там же, пар. 719).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Идея
греч. idea - понятие) - 1. у Платона - то, что соответствует или аналогично, по теперешней терминологии, представлению, мысли, сознанию в целом. По мнению философа, единственной достоверной реальностью являются только идеи, ничего иного в действительности не существует, именно идеи прогоняют окружающий человека непроницаемый мрак подобно тому, как огонь костра освещает стены пещеры. Нет на самом деле никакого, например, треугольника, а есть лишь соответствующий ему умственный образ. Во времена Платона слово «идея» изображалось греками прописными буквами, чтобы подчеркнуть его особое значение. Позиция Платона – это фактически панегирик сознанию, исторически первое свидетельство появления теории, согласно которой сознание в жизни человека играет глобальную, решающую роль (греч. logos panegyrikos – праздничная, торжественная речь), без которого он и по сей день лазал бы по деревьям. Аристотель говорил о ненаучности теории «идей» своего учителя, указав, что они суть либо «возможность без действительности», либо «действительность без возможности»; 2. у Декарта и британских эмпиристов идея – это то, что непосредственно воспринимается сознанием; 3. в когнитивной психологии - психическое явление, в основе которого лежит определенное состояние мозга и которое каким-то образом происходит из опыта. В этом смысле идея рассматривается как связанная с «реальным миром» и возникающая, предположительно, в результате пока что неизвестного процесса обработки информации, представляя тем самым «феноменальный опыт»; 4. в непрофессиональном представлении - мысль, понятие, замысел, план; 5. у К.Маркса - мысль, суждение, убеждение, которое распространилось в массе людей, поскольку адекватно выражает их потребности и чаяния; 6. в психопатологии – термин, используемый обычно с уточнением. Например, идея бредовая, идея сверхценная и др.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Идея
В данном труде я иногда пользуюсь понятием "идея" для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом (см.). Образ может быть личного или безличного происхождения. В последнем случае он является коллективным и отличается мифологическими свойствами. Тогда я обозначаю его как изначальный или первичный (исконный) образ. Но если образ не имеет мифологического характера, то есть если он лишен созерцаемых черт и является просто коллективным, тогда я говорю об идее. Итак, я употребляю слово идея для выражения смысла, заключенного в изначальном образе, смысла, абстрагированного от конкретики этого образа. Поскольку идея есть абстракция (см.), постольку она представляет собой нечто производное или развившееся из более элементарного, она является продуктом мышления. В таком смысле - чего-то вторичного и производного - идею понимает Вундт /101- Bd.7. S.13/ и другие.
Но поскольку идея есть не что иное, как формулированный смысл изначального образа, в котором этот смысл был уже символически представлен, постольку идея, по своей сущности, не есть нечто выведенное или произведенное, но с психологической точки зрения она имеется налицо априори, как данная возможность мысленных связей вообще. Поэтому идея по существу (не по своей формулировке) есть априори существующая и обусловливающая величина. В этом смысле идея у Платона есть первообраз вещей, в то время как Кант определяет ее как архетип (Urbild) всего практического употребления разума, трансцендентное понятие, которое, как таковое, выходит за пределы возможности опыта /102/, понятие разума, "предмет которого совсем не может быть найден в опыте". /103- Т.2. С.64/ Кант говорит: "Хотя мы и должны сказать о трансцендентальных понятиях разума: они суть только идеи, тем не менее нам ни в коем случае не следует считать их излишними и ничтожными. Ибо даже если ни один объект не может быть этим определен, все же они могут в основе и незаметно служить рассудку каноном для его распространенного и согласного с собой употребления, причем хотя он не познает этим никакого предмета более, чем он познал бы по своим понятиям, но все же в этом познании он руководится лучше и дальше. Не говоря уже о том, что, может быть, они делают возможным переход от понятий природы к практическим понятиям и, таким образом, могут доставить самим моральным идеям опору и связь со спекулятивными познаниями разума". /102/
Шопенгауэр говорит: "Итак, я понимаю под идеей каждую определенную и твердую ступень объективации воли, поскольку воля есть вещь в себе и потому чужда множественности; эти ступени, конечно, относятся к определенным вещам, как их вечные формы или их образцы". /86- Т.1. §25/
У Шопенгауэра идея, правда, созерцаема, ибо он понимает ее совершенно в том же смысле, в каком я понимаю изначальный образ; все же она непознаваема для индивида, она открывается только "чистому субъекту познания", поднявшемуся над велением и индивидуальностью. /86- Т.1. §49/
Гегель совершенно гипостазирует идею и придает ей атрибут единственно реального бытия. Она есть "понятие, реальность понятия и единство обоих". [Гегель. Эстетика. I, 138] Идея есть "вечное порождение". [Гегель. Логика III. С.242 f] У Лассвица идея есть "закон, указывающий то направление, в котором наш опыт должен развиваться". Она есть "достовернейшая и высшая реальность". У Когена идея есть "самосознание понятия, "основоположение бытия".
Я не хочу увеличивать число свидетельств в пользу первичной природы идеи. Достаточно и приведенных ссылок для того, чтобы показать, что идея понимается и как величина основополагающая и наличная априори. Это последнее качество она получает от своей предварительной ступени, от изначального, символического образа (см.). Вторичная же ее природа абстрактности и производности появляется от рациональной обработки, которой изначальный образ подвергается для того, чтобы быть приспособленным к рациональному употреблению. Так как изначальный образ есть психологическая величина, всегда и всюду самобытно возникающая, то в известном смысле то же самое можно сказать и об идее; однако идея в силу ее рациональной природы гораздо более подвержена изменению при помощи обусловленной влиянием времени и обстоятельств рациональной обработки, которая дает ей различные формулировки, всегда соответствующие духу данного времени. Некоторые философы приписывают идее, ввиду ее происхождения от изначального образа, трансцендентное свойство; но, собственно говоря, такое свойство присуще не идее, как я ее понимаю, а, скорее, изначальному образу, ибо ему присуще свойство безвременности потому, что он от века и повсюду придан человеческому духу в качестве его интегрирующей составной части. Свое качество самостоятельности идея также заимствует у изначального образа, который никогда не делается, но всегда имеется налицо и сам из себя вступает в восприятие, так что можно было бы даже сказать, что он сам собой стремится к своему осуществлению, ибо он ощущается нашим духом как активно определяющая потенция. Впрочем, такое воззрение не всеобще; оно, вероятно, зависит от установки (см. главу VII).
Идея есть психологическая величина, определяющая не только мышление, но, в качестве практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаев пользуюсь термином "идея" лишь тогда, когда говорю об определении мышления у мыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при определении чувств у чувствующего. Напротив, терминологически уместно говорить об определении изначальным образом, когда речь идет об априорном определении недифференцированной функции. Именно двойственная природа идеи, как чего-то первичного, ведет к тому, что этим термином пользуются иногда вперемежку с "изначальным образом". При интровертной установке идея является primum movens (первопричиной), при экстравертной - она оказывается продуктом.
Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001