Рефлексивные характеры РЕФЛЕКСИЯ В КОНФЛИКТЕ

РЕФЛЕКСИЯ

Найдено 21 определение термина РЕФЛЕКСИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

РЕФЛЕКСИЯ

Reflection; Reflexion) - умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания; инстинкт или влечение, включающие в себя религию и поиски смысла.

"Обращенность сознания назад или к внутреннему миру, при которой вместо непосредственной, немедленной и непреднамеренной реакции на объективные стимулы в "дело" вступает психологическое размышление. Результат подобного размышления непредсказуем, и как следствие свободной мысли возможны весьма индивидуализированные и относительные ответы. Рефлексия "повторно разыгрывает процесс возбуждения", давая толчок серии вну-трипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим содержанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий" (КСАП, с. 131).

"Обычно мы не думаем о "рефлексии" как о чем-то инстинктивном, а связываем ее с сознательным состоянием разума. Reflexio означает "повернутый назад" или "согнутый назад" и в психологическом применении обозначает тот факт, что в рефлекс, который доводит стимульный материал до своей инстинктивной разрядки, вмешивается психизация <...> Таким образом, на месте компульсивного (навязчивого) действия возникает некоторая степень свободы, а вместо предсказуемости появляется относительная непредсказуемость по отношению к воздействию импульса (CW 8, par. 241).

По мнению Юнга, богатство человеческой психики и ее сущностный характер определяются инстинктом рефлексии. "Однако рефлексия хотя и инстинктивна, в то же время выступает как процесс сознательный, предполагающий использование воображения при принятии решений и последующего действия" (КСАП, с. 132)

"Рефлексия является культурным инстинктом par excellence (по преимуществу), и ее сила продемонстрирована в мощной способности культуры поддерживать себя перед лицом дикой природы" (CW 8, par. 243).

Именно рефлексии мы обязаны равновесием противоположностей. Но чтобы это произошло, сознание должно распознаваться как нечто большее, чем знание, а сам рефлсктивнй процесс восприниматься как "взгляд внутрь". Здесь наша индивидуальная свобода раскрывается наиболее поразительно. Рефлексия влечет за собой сновидения, символы и фантазии. Точно так же, как Юнг обнаруживает аниму во взаимосвязи и родстве с мужским сознанием, он заявляет, что анимус обеспечивает женскому сознанию способность к рефлексии, размышлению и самопознанию. Напряженные отношения между этими двумя началами не решаются по принципу "либо - либо", но требуют столкновения и интеграции, которые творчески проявляют себя в трансформации отношений между ними.

"Мое внимание привлекает тот факт, что помимо области рефлексии существует другая, не менее, если не более обширная зона, в которой рациональное понимание и рациональные формы представления вряд ли обнаружат что-нибудь сверх того, что они способны охватить умом. Это - область Эроса" (MDR. Flaminco, 1989, р. 386).

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

рефлексия

(от позднелат. refflexio – обращение назад, отражение) – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

РЕФЛЕКСИЯ

лат. reflexio - обращение назад) - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

РЕФЛЕКСИЯ

самопознание субъектом своих психологических состояний и состояния других людей.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

РЕФЛЕКСИЯ

1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.

2. Как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания - внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.

Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных состояний психических.

Рефлексия в психологии социальной выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она - не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии - отношения предметно-рефлексивные.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:

1) сам субъект, каков он есть в действительности;

2) субъект, каким он видит самого себя;

3) субъект, каким он видится другому;

4)

5) те же три позиции, но со стороны другого субъекта.

6)

Итак, рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

РЕФЛЕКСИЯ

лат. reflexus - отражение). Форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Характерна для личностной интровертированности.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

РЕФЛЕКСИЯ

внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.1825

Рефлексия

от позднелат. reflexio - обращенный назад) в теории Ж. Пиаже - осознание ребенком собственных действий. Р. первого порядка - ориентировка ребенка на результат собственных действий. Р. - ориентировка ребенка на способ достижения результата;

в теории развивающего обучения Эльконина - Давыдова Р. - существенный показатель умственного развития, компонент теоретического мышления.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

РЕФЛЕКСИЯ

процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Источник: Психологическая диагностика (основные понятия)

Рефлексия

внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заим¬ствовано из философии, которая определяет рефлексию как принцип мыш¬ления, направляющий человека на осмысление и осознание собственных форм н предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Высокорефлек¬сивные люди более способны к конструктивному разрешению конфликта.

Источник: Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь

Рефлексия

процесс отражения субъектом содержания собственной психики, самовосприятие содержания психических процессов, свойств, состояний, а также их регуляции.

Источник: Психология менеджмента. Словарь основных терминов

РЕФЛЕКСИЯ (В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ)

осознание человеком своих действий, мыслей и чувств, а также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

РЕФЛЕКСИЯ

от лат. refexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующими субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются др. индивидами или общностями. Р. – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как др. знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится др., и те же самые три позиции, но со стороны др. субъекта. P., т. о., это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Источник: Словарь конфликтолога

Рефлексия

лат. reflecto, reflexum – поворачивать, обращать назад). Самонаблюдение за собственными психическими процессами и действиями, самопознание. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего и телесного. В социальной психологии рефлексия выступает еще и в форме осознания действующим лицом или общественностью того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидуумами или обществами.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

РЕФЛЕКСИЯ

от лат. reflexio - отражение, обращение назад] - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

РЕФЛЕКСИЯ

от лат. reflexio — обращение назад) — 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. есть неотъемлемый компонент при использовании таких психологических методов исследования трудовой деятельности, как самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, широко используемых в инженерной психологии и эргономике. 2. Термин, означающий отражение, с также исследование познавательного акта. В этом плане Р. выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими людьми. Поэтому более широко Р.— это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают или понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. С Р. мы сталкиваемся во всех методах подготовки решения. Так, в военном деле Р. есть акт осознания процесса имитации рассуждений противника либо имитации возможного поведения того, с кем предполагается иметь дело. Р. есть представление того, что происходит в голове противника относительно наших действий. Одной из разновидностей Р. является конфликтная игра (военная игра, оперативная игра при подготовке операторов игровых систем и т. п.). Однако Р.— нечто большее, нежели конфликтная игра. Р.— это воспроизведение процесса взаимодействия двух или нескольких субъектов с учетом знаний и представлений каждого из субъектов обо всех остальных (в том числе и о самом себе) во всей полноте и глубине. Теория рефлексивных игр дает определенную перспективу в таком описании конфликта, которое учитывало бы представление каждой стороны о ходе рассуждений противника. Поскольку модель противника строится на основании внешнего наблюдения за поведением противника, то возможна передача ложных оснований для принятия решений. Этот процесс называется рефлексивным управлением. Любая дезинформация есть рефлексивное управление. Маскировка, провокация, формирование доктрины противника, внушение противнику ложного представления об уровне наших знаний о нем и т. п.— все это разновидность рефлексивных управлений различного ранга (В. В. Дружинин, Д. С. Конторов).

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Рефлексия

Форма сознательной деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и поступков и причин, приведших к их возникновению.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Рефлексия

сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Рефлексия - это также изучение человеком своей собственной психологии или своего собственного поведения.

Источник: Словарь по конфликтологии

Рефлексия

1) (лат. «отражение») – «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» (Ребер); анализ собственного психического состояния. Рефлексия во многом свойственна лермонтовскому Печорину («Герой нашего времени»); рефлектирующей личностью является Ромашов в повести А. Куприна «Поединок», Александр Адуев в романе И. Гончарова «Обыкновенная история».

Он вдумывается, всматривается в себя непрестанно, по всякому поводу… Этот вечный самоанализ, эта работа механизма мысли, вращающегося в пустоте, сделалась опасной привычкой, которая, как он говорит, «часто вредит ему в жизни» (Р. Роллан, Жизнь Толстого).

2) осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими, партнерами по общению.

«Не обращайте внимания, Лизавета Прокофьевна, у меня не припадок; я сейчас уйду. Я знаю, что я… обижен природой. Я был двадцать четыре года болен, до двадцатичетырехлетнего возраста от рождения… я убежден, что в этом доме меня не могут обидеть и любят меня более, чем я стою, но я знаю (я ведь наверно знаю), что после двадцати лет болезни непременно должно было что-нибудь да остаться, так что нельзя не смеяться надо мной… иногда… ведь так?» (Ф. Достоевский, Идиот).

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Рефлексия

форма психической деятельности, проявляющаяся стремлением анализировать свои мысли, чувства, действия. Особенно свойственна интровертированным личностям, а в наиболее развитой форме, согласно А.Маслоу, присуща самоактуализирующимся личностям.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

РЕФЛЕКСИЯ

обращенность сознания на самого себя. Жаргонизмом здесь является собственно ударение: не рефлексия, как положено по словарю русской орфоэпии, а рефлексия (Сравни: компас и компас)

 

Источник: Псислэнг, или словарь профессионального жаргона психологов

Показать все [+18] ↓

Найдено научных статей по теме — 12

Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога

Пискунова Е. В.
В статье рассматривается сущность профессиональной педагогической рефлексии как необходимого компонента профессионально-педагогической деятельности и представляются основные подходы к исследованию профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной педагогике. Предлагаются практические рекомендации к организации рефлексивной деятельности учителя и рефлексивного обучения в подготовке студентов педагогических вузов.In the article the phenomenon of the professional pedagogical reflection is considered as a necessary component of the pedagogical activity and approaches to the research of this phenomenon are presented. The recommendations to organization of pedagogical reflection of teachers and reflective learning of student teachers are offered.
Скачать PDF

Личностная рефлексия в поздней юности: структура

Двоеглазова М.Ю.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения личностной рефлексии. Основные выводы: личностная рефлексия это сложный психологический феномен, состоящий из когнитивного, аффективного, оценочно-регулятивного компонентов структурные компоненты личностной рефлексии взаимосвязаны и равнопорядковы по степени значимости.
Скачать PDF

Рефлексия конфликтов как условие коррекции минимальной мозговой дисфункции в детском возрасте

Сорокина А.И., Охезина К. А., Есикова Т. В.
Угроза насилия превратилась в один из доминирующих факторов социальной жизни детей. В связи с этим конфликтность как форма активности личности может способствовать рефлексии возникающей проблемной ситуации и подбору адекватных средств для выхода из нее. В научной литературе в настоящее время появляется все больше данных о ММД, проявляющихся в детском возрасте. Наиболее часто обсуждаются вопросы, связанные с гиперактивностью детей, обоснованием хронического мозгового синдрома в целом, проявлениями детской энцефалопатии. При достаточном количестве близких к данной теме исследований конфликтность детей с ММД остается качественно не изученной, а содержание понятия нуждается в дальнейшем анализе.
Скачать PDF

Рефлексия как механизм ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей

Молчанова Людмила Николаевна
В статье дается концептуальное обоснование рефлексивного механизма ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей с опорой на психологические теории смыла, смысловой регуляции психических состояний, рефлексивной регуляции деятельности, функциональной психологической системы деятельности и др. Представленная методология позволяет эмпирически представить рефлексию как психологический механизм ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей через взаимообусловленность структурных компонентов психологической рефлексивности и состояния психического выгорания. Профиль профессиональной деятельности врачей проецируется на рефлексивность и определяет специфику её структурной организации.
Скачать PDF

Рефлексия как компонент профессиональной индивидуальности будущего специалиста

Рослякова Надежда Ивановна
Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической теории и практики, в ней идет речь о роли и месте рефлексии в структуре профессиональной индивидуальности будущего специалиста, в статье проведен сравнительный анализ результатов исследования такого качества, как рефлексивность. Автор приводит количественную и качественную интерпретацию полученных в ходе исследования данных о выраженности рефлексивности в студенческой среде в рамках профессионального образования в вузе.
Скачать PDF

Рефлексия в структуре затрудненного общения педагога

Вишневская Оксана Николаевна
В статье обсуждается рефлексия как трудность педагога в коммуникативной деятельности и причины развития. Приводятся и обсуждаются результаты исследования затрудненного общения педагога.
Скачать PDF

Профессиональная рефлексия и личностные характеристики студентов будущих педагогов-психологов

Романова М. В., Константинов В. В.
В статье представлены результаты исследования личностных характеристик и профессиональной рефлексии студентов будущих педагогов психологов. Раскрыта взаимосвязь профессиональной рефлексии и личностных характеристик студентов, а также даны рекомендации по формированию психолого педагогических условий, способствующих формированию и дальнейшему развитию профессиональной рефлексии будущих специалистов педагогов психологов.
Скачать PDF

Защитная рефлексия матери — фактор психологического неблагополучия ребенка

Смолева Татьяна Октябриновна
В статье представлено направление, посвященное изучению проявления защитной рефлексии как фактора психологического неблагополучия ребенка. В содержании раскрываются особенности защитной рефлексии матери и их проявление в показателях взаимоотношений ее с детьми, обуславливающих психологическое неблагополучие ребенка. Актуальным является в контексте решаемых исследовательских задач изучение влияния защитной рефлексии на показатели психологического неблагополучия ребенка.
Скачать PDF

Рефлексия как метод повышения познавательной активности в профессиональной подготовке педагогов

Гасанова Диана Имиралиевна
Повышению познавательной активности будущих специалистов в области образования способствует рефлексия как метод осознания эффективности собственной профессиональной деятельности, личностных смыслов, стереотипов мышления, поведенческих паттернов. Актуальным в контексте решаемых задач является применение активных методов обучения, одним из которых является тренинг.
Скачать PDF

Рефлексия в общении как условие социализации дошкольников с общим недоразвитием речи

Амвросова Ольга Айваровна, Леханова Ольга Леонидовна
В статье представлен краткий анализ литературных источников по теме исследования, раскрывается актуальность изучения рефлексии в общении у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР); уточняются сущностные характеристики основных понятий и категорий.
Скачать PDF

Проблемно-конфликтные ситуации и экзистенциальная рефлексия личности

Геворкян С.Р.
В статье дан анализ роли экзистенциальной рефлексии в разрешении субъектом проблемно-конфликтных ситуаций. Авторский подход позволяет по-новому взглянуть на сам процесс разрешения проблемно-конфликтных ситуаций, динамику и закономерности их происхождения. На данном этапе теоретических и практических исследований в современной психологии область изучения процесса разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций экзистенциального характера через призму ее рефлексивности еще не получила должной разработки.
Скачать PDF

Профессиональная рефлексия в управленческой деятельности

Метаева Валентина Александровна
Тенденции развития современного общества требуют от профессионала способностей к самостоятельному принятию решения, к ответственным поступкам, самореализации, обладанию необходимыми компетенциями в профессиональной сфере деятельности. Адекватным механизмом обеспечения требуемой компетентности является профессиональная рефлексия, развитие которой должно достигать уровня самоорганизации. Рефлексивная самоорганизация профессионала способствует его личностно-профессиональному развитию, актуализирует значимость человековедческой компетентности, что в целом обеспечивает инновационные процессы в последипломном образовании управленческих кадров.
Скачать PDF