РЕФЛЕКСИЯ

Найдено 34 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕФЛЕКСИЯ
процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

РЕФЛЕКСИЯ

самопознание субъектом своих психологических состояний и состояния других людей.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

РЕФЛЕКСИЯ
лат. reflexio - обращение назад) - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Рефлексия
(в концепции человека как субъекта жизнедеятельности) — самопознание с целью осознания и осмысления себя.

Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.

РЕФЛЕКСИЯ
размышления человека над собственным жизненным опытом, в частности, о своих психологических особенностях.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

РЕФЛЕКСИЯ
от лат. reflexio - отражение, обращение назад] - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

РЕФЛЕКСИЯ (В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ)
осознание человеком своих действий, мыслей и чувств, а также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

РЕФЛЕКСИЯ
(лат. reflexio — отражение) Качество личности, которое обеспечивает возможность самонаблюдения и анализа действий, поступков и психического состояния.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Рефлексия
процесс отражения субъектом содержания собственной психики, самовосприятие содержания психических процессов, свойств, состояний, а также их регуляции.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

РЕФЛЕКСИЯ
самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями. Понятие и термин, идущие от античной философии и заимствованные психологией.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Рефлексия
Форма сознательной деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и поступков и причин, приведших к их возникновению.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Рефлексия
сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Рефлексия - это также изучение человеком своей собственной психологии или своего собственного поведения.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Рефлексия
(Reflexio) (от лат. reflecto - сгибать назад, обращать назад). Форма психической деятельности, заключающаяся в осмыслении собственных психических процессов (эмоций, влечений, мыслей и др.) или действий.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

РЕФЛЕКСИЯ
обращенность сознания на самого себя. Жаргонизмом здесь является собственно ударение: не рефлексия, как положено по словарю русской орфоэпии, а рефлексия (Сравни: компас и компас)
 

Источник: Енгалычев В.Ф. Псислэнг, или словарь профессионального жаргона психологов. 1997

РЕФЛЕКСИЯ
лат. reflexus - отражение). Форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Характерна для личностной интровертированности.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Рефлексия
форма психической деятельности, проявляющаяся стремлением анализировать свои мысли, чувства, действия. Особенно свойственна интровертированным личностям, а в наиболее развитой форме, согласно А.Маслоу, присуща самоактуализирующимся личностям.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РЕФЛЕКСИЯ
1. Обращенность сознания человека на познание себя самого, в частности на познание собственных психических состояний и процессов. 2. Размышления человека над собственным жизненным опытом, анализ им своих переживаний, чувств и поступков. 3. Ситуативно используемый синоним термина интроспекция. См. интроспекция, сознание.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Рефлексия
от позднелат. reflexio - обращенный назад) в теории Ж. Пиаже - осознание ребенком собственных действий. Р. первого порядка - ориентировка ребенка на результат собственных действий. Р. - ориентировка ребенка на способ достижения результата;
в теории развивающего обучения Эльконина - Давыдова Р. - существенный показатель умственного развития, компонент теоретического мышления.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

рефлексия

(от позднелат. refflexio – обращение назад, отражение) – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Рефлексия
внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заим¬ствовано из философии, которая определяет рефлексию как принцип мыш¬ления, направляющий человека на осмысление и осознание собственных форм н предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Высокорефлек¬сивные люди более способны к конструктивному разрешению конфликта.

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003

Рефлексия
лат. reflecto, reflexum – поворачивать, обращать назад). Самонаблюдение за собственными психическими процессами и действиями, самопознание. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего и телесного. В социальной психологии рефлексия выступает еще и в форме осознания действующим лицом или общественностью того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидуумами или обществами.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Рефлексия
(от лат. reflexio — «отражение») — осознание человеком себя и того, как он воспринимается партнерами по общению, т. е. взгляд на себя глазами другого. В Р. даны как минимум шесть человек: субъект, каков он есть на самом деле; каким он видит себя; каким он видится другому, и те же три позиции со стороны другого. Это удвоенный, а иногда и утроенный процесс зеркального отражения себя самим и другим человеком. Р. — это не просто знание или понимание другого, но представление о том, как другой понимает рефлексирующего субъекта. Это взаимоотображение внутреннего мира партнера по общению через свой внутренний мир.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

РЕФЛЕКСИЯ
от лат. refexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующими субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются др. индивидами или общностями. Р. – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как др. знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится др., и те же самые три позиции, но со стороны др. субъекта. P., т. о., это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

РЕФЛЕКСИЯ
от позднелатинского reflexio – «обращение назад» – мыслительный процесс, характеризующийся самопознанием субъектом внутренних психических актов и состояний, т.е. не только пониманием самого себя, но и выяснением того, как другие знают и понимают «рефлексирующего». Р. – это осознание отношений с другими и к другим, а также своих планов, задач и назначения. В процессе Р. субъект обогащает себя опытом, имеющий не внешний, а внутренний источник его происхождения, это самоотчёт об испытываемых им фактах самосознания, самоанализа собственных психических состояний. Предметно-рефлексивные отношения – это особая форма Р., которая характеризуется самоосознанием личности и тем, как другие представляют этого человека в ходе совместной деятельности. При этом, если деятельность группы лиц является для них весьма значимой, ответственной и её сложно выполнить вне группы (например, в военных операциях при работе в группах захвата, в спортивных командах и пр.), а также при возникновении неожиданных, экстремальных ситуаций, чрезвычайно важными выступают именно предметно-рефлексивные отношения, при которых совместно действующие субъекты понимают друг друга без слов.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Рефлексия
1) (лат. «отражение») – «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» (Ребер); анализ собственного психического состояния. Рефлексия во многом свойственна лермонтовскому Печорину («Герой нашего времени»); рефлектирующей личностью является Ромашов в повести А. Куприна «Поединок», Александр Адуев в романе И. Гончарова «Обыкновенная история».
Он вдумывается, всматривается в себя непрестанно, по всякому поводу… Этот вечный самоанализ, эта работа механизма мысли, вращающегося в пустоте, сделалась опасной привычкой, которая, как он говорит, «часто вредит ему в жизни» (Р. Роллан, Жизнь Толстого).
2) осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими, партнерами по общению.
«Не обращайте внимания, Лизавета Прокофьевна, у меня не припадок; я сейчас уйду. Я знаю, что я… обижен природой. Я был двадцать четыре года болен, до двадцатичетырехлетнего возраста от рождения… я убежден, что в этом доме меня не могут обидеть и любят меня более, чем я стою, но я знаю (я ведь наверно знаю), что после двадцати лет болезни непременно должно было что-нибудь да остаться, так что нельзя не смеяться надо мной… иногда… ведь так?» (Ф. Достоевский, Идиот).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Рефлексия
(лат. — reflexio — обращенный, отраженный, обращение назад) — процесс осмысления, самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. В философии — “новый поворот духа” после свершения познавательного акта к «Я» (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного; способность думать об основаниях собственного мышления (В. В. Давыдов); самосознание и самоанализ своих психических состояний и действий. Выделяются следующие виды Р.: Ситуативная Р. обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее эле ментов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями этого вида рефлексии являются время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.
1. Ретроспективная Р. проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. Предметом рефлексии выступают в данном случае причины произошедшего, содержание прошлого поведения, его результативность, допущенные ошибки.
2. Перспективная Р. характеризуется анализом предстоящей деятельности, планированием, прогнозированием ее вероятных исходов, ориентацией на будущее. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Рефлексия
(от лат. - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. В узком смысле - «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микросхема, благодаря чему становится возможным присвоение познанного (К.ф.э. - С.394); Рефлексия - размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.
1. В соответствии с концепцией Л .Б. Филонова вначале рефлексия - это есть тип познания, механизм, который заключается в том, что осуществляется ретроспективный анализ, т.е. «идущий обратно» процесс познания. Этим путем устанавливается последовательность действий, которые привели к конкретному результату. После этого на втором этапе, уже прослеживается реальная последовательное порождающих друг друга звеньев процесса. На основе экстраполяции может осуществляться прогноз. Это рассматривается как проспективный анализ.
2. При диагностике рассматривается и «парная рефлексия» Данный тип рефлексии основан на знании партнера и вероятностных особенностях его поведения. Такого типа рефлексивная цепь состоит из действий одного и ответов другого. При этом действия партнера, обладающего большей рефлексией (большим знанием своего партнера и инициатором контакта), заключается в том, чтобы вызвать желаемую реакцию, с тем чтобы, опираясь на эту реакцию, построить новый стимул (просьба, вопрос, суждение, реплика). Это сходно с конструкцией рефлексии, предлагаемой В.А. Лефевром.
3. Таким образом, возникает цепь: действие партнера А вызывает действие партнера Б, в свою очередь А использует содержание действия Б и создает предпосылки для желаемого ответа Б (утверждение, суждение, возражение).

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

РЕФЛЕКСИЯ
(от лат. reflexio - обращение назад, отражение) - самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни субъектом.
К Р. относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся. Без Р. невозможно устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми.
Смысл Р. - переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Способы Р.- выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Потребность в Р. возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. Р- это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований.
Благодаря Р. собственный «образ Я» более адекватно отражает реальное «Я».
Термин «рефлексировать» означает обращать сознание на самое себя, размышлять над своим психическим состоянием. В философии Р. понимали по-разному. Локк считал ее источником особого знания. Для Лейбница Р. - внимание к тому, что в нас происходит. По Юму, идеи - это Р. над впечатлениями, полученными извне. Для Гегеля Р. - взаимное отображение одного в другом. В социальной психологии под Р. понимали осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Р. - не только знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает рефлексирующего индивида.
В настоящее время наиболее изучена Р., сопровождающая собственную индивидуальную деятельность человека по решению нестандартных (творческих) задач. Такую Р. называют интеллектуальной. Исследуется Р. в процессе общения, а также некоторые аспекты Р. в педагогической деятельности.

Источник: Акмеологический словарь.

РЕФЛЕКСИЯ
(от позднелат. reflexio - обращение назад) - обраще- ниесубъекта на свое знание или на свое собственное состояние. Р. есть один из актов сознания, направленного на свое знание. Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием. Р. следует отличать от самосознания. Не всякая Р. - обращение сознания на свое знание - становится самосознанием. Самосознание есть такая Р., при которой ее предметом становится знание себя. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Р. - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития. По Э. Эриксону главная проблема отрочества - рефлексивная задача «Кто я?». В концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития. Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

РЕФЛЕКСИЯ
от лат. reflexio — обращение назад) — 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. есть неотъемлемый компонент при использовании таких психологических методов исследования трудовой деятельности, как самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, широко используемых в инженерной психологии и эргономике. 2. Термин, означающий отражение, с также исследование познавательного акта. В этом плане Р. выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими людьми. Поэтому более широко Р.— это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают или понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. С Р. мы сталкиваемся во всех методах подготовки решения. Так, в военном деле Р. есть акт осознания процесса имитации рассуждений противника либо имитации возможного поведения того, с кем предполагается иметь дело. Р. есть представление того, что происходит в голове противника относительно наших действий. Одной из разновидностей Р. является конфликтная игра (военная игра, оперативная игра при подготовке операторов игровых систем и т. п.). Однако Р.— нечто большее, нежели конфликтная игра. Р.— это воспроизведение процесса взаимодействия двух или нескольких субъектов с учетом знаний и представлений каждого из субъектов обо всех остальных (в том числе и о самом себе) во всей полноте и глубине. Теория рефлексивных игр дает определенную перспективу в таком описании конфликта, которое учитывало бы представление каждой стороны о ходе рассуждений противника. Поскольку модель противника строится на основании внешнего наблюдения за поведением противника, то возможна передача ложных оснований для принятия решений. Этот процесс называется рефлексивным управлением. Любая дезинформация есть рефлексивное управление. Маскировка, провокация, формирование доктрины противника, внушение противнику ложного представления об уровне наших знаний о нем и т. п.— все это разновидность рефлексивных управлений различного ранга (В. В. Дружинин, Д. С. Конторов).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

РЕФЛЕКСИЯ
1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.
2. Как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания - внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.
Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных состояний психических.
Рефлексия в психологии социальной выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она - не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии - отношения предметно-рефлексивные.
В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:
1) сам субъект, каков он есть в действительности;
2) субъект, каким он видит самого себя;
3) субъект, каким он видится другому;
4)
5) те же три позиции, но со стороны другого субъекта.
6)
Итак, рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

РЕФЛЕКСИЯ
(Reflection; Reflexion}. Юнг установил различные области инстинктивной активности (см. АРХЕТИП; ИНСТИНКТ ЖИЗНИ; ТРАНСФОРМАЦИЯ). Среди них присутствует и Р. — обращенность сознания назад или к внутреннему миру, при которой вместо непосредственной, немедленной и непреднамеренной реакции на объективные стимулы в «дело» вступает психологическое размышление. Результат подобного размышления непредсказуем, и как следствие свободной мысли возможны весьма индивидуализированные и относительные ответы. Р. «повторно разыгрывает процесс возбуждения», давая толчок серии внутрипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим содержанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий. Юнг также выдвинул гипотезу, согласно которой Р., хотя и ориентированная сознательно, имеет свою сублиминальную — лежащую ниже порога раздражения — копию в бессознательном, поскольку весь опыт мыслится при посредстве психического воображения (СМ. ОБРАЗ; ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ). Данная гипотеза логически вытекает из его теории архетипа и комплекса. Однако Р., хотя и инстинктивна, по преимуществу является сознательным процессом, который предполагает привлечение воображения (с сопровождающими его эффектами) к принятию решения и последующему действию. Говоря психологически, Р. есть акт «производства сознания». Юнг говорит о ней как о «культурном инстинкте par excellence», сила Р. обнаруживает себя в способности культуры проявлять превосходство над природой и утверждать себя перед ней (Собр. соч. Г. 8. Парагр. 243). Предоставленная сама себе на уровне, близком инстинктивному, Р. оказывается автоматической. Ранние исследования с использованием теста словесных ассоциаций это подтвердили. Поднявшись до сознания, Р. преобразует бывший до того навязчивым акт в такой, который и целенаправлен и индивидуально ориентирован. Именно Р. мы обязаны равновесием противоположностей. Но, чтобы это произошло, сознание должно распознаваться как нечто большее, чем знание, а сам рефлективный процесс восприниматься как «взгляд внутрь». Здесь наша индивидуальная свобода раскрывается наиболее поразительно. Р. влечет за собой сновидения, символы и фантазию. Точно так же, как Юнг обнаруживает аниму во взаимосвязи и родстве с мужским сознанием, он заявлял, что анимус обеспечивает женскому сознанию способность к Р., размышлению и самопознанию. Напряженные отношения между этими двумя принципами не решаются по принципу «либо-либо», но требуют столкновения и интеграции, которые творчески проявляют себя в трансформации отношений между ними. Об этом Юнг написал в конце своей жизни: «Мое внимание привлекает тот факт, что помимо области рефлексии существует другая, не менее, если не более, обширная зона, в которой рациональное понимание и рациональные модели образа вред ли обнаружат что-нибудь сверх того, что они способны охватить умом. Это область Эроса» (1963).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

РЕФЛЕКСИЯ
Reflection; Reflexion) - умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания; инстинкт или влечение, включающие в себя религию и поиски смысла.
"Обращенность сознания назад или к внутреннему миру, при которой вместо непосредственной, немедленной и непреднамеренной реакции на объективные стимулы в "дело" вступает психологическое размышление. Результат подобного размышления непредсказуем, и как следствие свободной мысли возможны весьма индивидуализированные и относительные ответы. Рефлексия "повторно разыгрывает процесс возбуждения", давая толчок серии вну-трипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим содержанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий" (КСАП, с. 131).
"Обычно мы не думаем о "рефлексии" как о чем-то инстинктивном, а связываем ее с сознательным состоянием разума. Reflexio означает "повернутый назад" или "согнутый назад" и в психологическом применении обозначает тот факт, что в рефлекс, который доводит стимульный материал до своей инстинктивной разрядки, вмешивается психизация <...> Таким образом, на месте компульсивного (навязчивого) действия возникает некоторая степень свободы, а вместо предсказуемости появляется относительная непредсказуемость по отношению к воздействию импульса (CW 8, par. 241).
По мнению Юнга, богатство человеческой психики и ее сущностный характер определяются инстинктом рефлексии. "Однако рефлексия хотя и инстинктивна, в то же время выступает как процесс сознательный, предполагающий использование воображения при принятии решений и последующего действия" (КСАП, с. 132)
"Рефлексия является культурным инстинктом par excellence (по преимуществу), и ее сила продемонстрирована в мощной способности культуры поддерживать себя перед лицом дикой природы" (CW 8, par. 243).
Именно рефлексии мы обязаны равновесием противоположностей. Но чтобы это произошло, сознание должно распознаваться как нечто большее, чем знание, а сам рефлсктивнй процесс восприниматься как "взгляд внутрь". Здесь наша индивидуальная свобода раскрывается наиболее поразительно. Рефлексия влечет за собой сновидения, символы и фантазии. Точно так же, как Юнг обнаруживает аниму во взаимосвязи и родстве с мужским сознанием, он заявляет, что анимус обеспечивает женскому сознанию способность к рефлексии, размышлению и самопознанию. Напряженные отношения между этими двумя началами не решаются по принципу "либо - либо", но требуют столкновения и интеграции, которые творчески проявляют себя в трансформации отношений между ними.
"Мое внимание привлекает тот факт, что помимо области рефлексии существует другая, не менее, если не более обширная зона, в которой рациональное понимание и рациональные формы представления вряд ли обнаружат что-нибудь сверх того, что они способны охватить умом. Это - область Эроса" (MDR. Flaminco, 1989, р. 386).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

РЕФЛЕКСИЯ
РЭФЛЕКСІЯ / REFLECTION (от позднелат. reflexio– обращение назад, отражение)– самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни, но это не только знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает рефлексирующего индивида. Р.– психическое свойство, соотносящееся, с одной стороны, с Р. в ее процессуальном статусе, а с другой– с рефлексированием как особым психическим состоянием. Р. и рефлексивность объединяют разные грани и сферы психики, выступая как интегративное свойство сознания. Такое понимание связывает Р. с механизмами саморегуляции и позволяет выйти на уровень структурирования и управления этим сложным явлением. Р. способна изменять содержание и структуры сознания (А. В. Россохин). На рубеже XIX–XX вв. из психологической проблематики Р. вытеснялась как проблемное поле исследований и методический прием (в виде самонаблюдения). Однако А. Буземан одним из первых психологов предложил выделить исследования по Р. и самосознанию в особую область и назвать ее психологией Р. В отечественной психологии конкретно-экспериментальные исследования Р. связаны с именами И. М. Сеченова, Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Ж. Рубинштейна, рассматривавших ее в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, прежде всего ее высшей формы самосознания. Среди современных исследователей Р. можно выделить К. С. Абульханову-Славскую, Г. М. Андрееву, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, Е. Н. Емельянова, В. В. Знакова, А. В. Карпова, Д. А. Леонтьева, И. Н. Семенова, В. И. Слободчикова, С. Ю. Степанова, А. В. Россохина, Г. П. Щедровицкого и многих других. Понятие Р. привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном (виды Р. выделяют в соответствии с этими аспектами). В метакогнитивизме Р.– особая психическая реальность, это способность думать «о своем собственном мышлении с целью его совершенствования». Сторонники метакогнитивизма часто относят к своему направлению Ж. Пиаже, последние работы которого были посвящены также изучению развития рефлексивного мышления у ребенка, в частности, его способности к рефлексивной абстракции. В зависимости от функций, которые выполняет Р. в различных ситуациях, исследователи выделяют следующие: ситуативную Р. (в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего); ретроспективную (анализ уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом); проспективную (размышления о предстоящей деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, прогнозирование результатов). Для диагностики Р. можно использовать опросник рефлексивности А. В. Карпова, опросник рефлексивности Н. В. Карандашева, диагностику способностей к самоорганизации (А. Д. Ишков). Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
122.97 кб

Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога

Пискунова Е. В.
В статье рассматривается сущность профессиональной педагогической рефлексии как необходимого компонента профессионально-педагогической деятельности и представляются основные подходы к исследованию профессиональной рефлексии педаго
Читать PDF
273.81 кб

Генезис и интерпретация категории «педагогическая рефлексия»

Стеценко И. А.
Читать PDF
181.44 кб

Личностная рефлексия в поздней юности: структура

Двоеглазова М. Ю.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения личностной рефлексии.
Читать PDF
126.07 кб

Рефлексия конфликтов как условие коррекции минимальной мозговой дисфункции в детском возрасте

Сорокина А. И., Охезина К. А., Есикова Т. В.
Угроза насилия превратилась в один из доминирующих факторов социальной жизни детей.
Читать PDF
208.32 кб

Отрицательные эмоции индивида как рефлексия относительной депривации

Спесивцева Ольга Ивановна
Читать PDF
430.07 кб

Лидерство и руководство: реинтерпретация традиции и рефлексия новой ситуации

Базаров Т. Ю., Базарова К. Т.
Читать PDF
388.45 кб

Обсуждаем статью «Рефлексия»

Филатов В. П., Мещеряков Б. Г., Степанов С. Ю., Бажанов В. А.
Читать PDF
391.26 кб

Социальная рефлексия в гуманитарном знании

Чекушкина Елена Николаевна
В статье анализируется роль и виды социальной рефлексии в гуманитарном знании.
Читать PDF
157.29 кб

Рефлексия как механизм ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей

Молчанова Людмила Николаевна
В статье дается концептуальное обоснование рефлексивного механизма ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей с опорой на психологические теории смыла, смысловой регуляции психических состояний, рефлек
Читать PDF
97.30 кб

Рефлексия как компонент профессиональной индивидуальности будущего специалиста

Рослякова Надежда Ивановна
Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической теории и практики, в ней идет речь о роли и месте рефлексии в структуре профессиональной индивидуальности будущего специалиста, в статье проведен сравнительный анализ
Читать PDF
357.19 кб

Рефлексия в структуре затрудненного общения педагога

Вишневская Оксана Николаевна
В статье обсуждается рефлексия как трудность педагога в коммуникативной деятельности и причины развития. Приводятся и обсуждаются результаты исследования затрудненного общения педагога.
Читать PDF
104.51 кб

Профессиональная рефлексия и личностные характеристики студентов будущих педагогов-психологов

Романова М. В., Константинов В. В.
В статье представлены результаты исследования личностных характеристик и профессиональной рефлексии студентов будущих педагогов психологов.
Читать PDF
7.73 мб

Рефлексия как фундаментальный компонент в педагогическом процессе

Курносикова Е.А.
Читать PDF
15.79 мб

Рефлексия психолога на диссертацию Аллы тороповой «Феномен интонирования в генезисе музыкально- язык

Петровский Вадим Артурович
Читать PDF
196.77 кб

Защитная рефлексия матери — фактор психологического неблагополучия ребенка

Смолева Татьяна Октябриновна
В статье представлено направление, посвященное изучению проявления защитной рефлексии как фактора психологического неблагополучия ребенка.

Похожие термины:

  • Опросник Ретроспективная рефлексия конфликтов. А. И. Тащева

    Предназначен для системного описания особенностей конфликтов в супружеской паре, а также (при соответствующей незначительной корректировке вопросов) для изучения межличностных конфликтов в люб
  • РЕФЛЕКСИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ

    сложный многофункциональный механизм, осуществляющийся при разрешении проблемно-конфликтной ситуации и включающий: оценку сложности ситуации для личности, оценку протекания и окончания процес
  • Рефлексия как механизм общения

    Рефлексия (Р.) (лат. reflexio - обращение назад) - сложное понятие, к-рое является предметом изучения в разных сферах человеческого знания: философии, методологии, науковедении, психологии, акмеологии, уп
  • РЕФЛЕКСИЯ В КОНФЛИКТЕ

    отражение в сознании субъекта собственного и чужого поведения в конфликте, представление о психологии и планах, намерениях оппонента. Р. в к. является важным элементом субъективной стороны конфл
  • Рефлексия патологическая

    болезненное самонаблюдение, приобретающее навязчивый, сверхценный или бредовый характер. Отчуждение актов рефлексии проявляется такими психопатологическими феноменами, как мнимое ощущение чуж
  • РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    понимание другого путем размышления за него.
  • ЧУВСТВА РЕФЛЕКСИЯ

    прием воздействия на психологию и поведение клиента в недирективной психотерапии, при котором психотерапевт (психолог) повторяет то, что сказал клиент, с особым подчеркиванием эмоционального асп
  • Педагогическая рефлексия

    обращенность сознания на самого себя, учет представлений других о его деятельности. Иными словами, П.р. — это самостоятельное обращение учителя к самоанализу, способность мысленно представить се
  • РЕФЛЕКСИЯ ИГРОТЕХНИЧЕСКАЯ

    рефлексивный процесс, осуществляемый игротехником в ходе игры или после нее своих игротехнических действий, возникших в решении игротехнических задач и проблем затруднений относительно фиксиро
  • КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РЕФЛЕКСИВНАЯ

    включает в себя готовность и способность творчески, по-новому осмысливать проблемные моменты, выходить из внутренних и внешних конфликтных состояний и ситуаций, умение обретать новые силы, смысл
  • Умения рефлексивно-перцептивные педагога

    органичный комплекс умений учителя, включающий познание собственных индивидуально-психологических особенностей, оценку своего психического состояния, а также умение осуществлять разносторонн
  • Рефлексивно-перцептивный тренинг

    тренинг, основная цель которого заключается в освоении участниками приемов и методов более глубокого проникновения в собственную личность, ведущее к расширению возможностей самоанализа (рефлек
  • КРИТИЧЕСКОЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

    механизм интегративной эклектики, обеспечивающий освобождение от предубеждающего влияния исходно занятой исследовательской позиции в отношении изу-чаемого феномена (см. интерпретационный фрей
  • ОТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РЕФЛЕКСИВНОЕ

    интериоризованная (-> интериоризация) система рефлексивных связей субъекта с другими людьми, основанная на способности к мысленному отражению позиции "другого" или его представлений об осо
  • Рефлексивное

    управление-управление решением противника, в ко¬нечном итоге навязывание ему определенной стратегии поведения при рефлексивном взаимодействии осуществляется не прямо, не грубым при¬нуждением,
  • РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ

    вид слушания с объективной обратной связью для говорящего в виде заинтересованных вопросов-уточнений и интерпретаций, служащих критерием точности восприятия услышанного, уточнения, перефразиро
  • Рефлексивное сознание

    содержит избранное подмножество переживаний из феноменального сознания и применяет понятия, язык и рабочую память для их дальнейшей обработки.
  • ОБЩЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ

    общение, ориентированное на понимание и принятие собеседника, уважение к его личности, безоценочное реагирование на его мысли, чувства, высказывания и эмоциональные состояния.
  • Технология рефлексивной самоорганизации

    (self–examination–development) совокупность способов, средств и методов, активизирующих процессы самопознания, саморазвития личности — эффективно применяется в условиях информационной среды. Основное назн
  • Методика определения индивидуальной меры рефлексивности

    А. В. Карпов. Предназначена для выявления разл. видов рефлексивности. Опросник состоит из 27 - ми утверждений, на к-рые респондент отвечает в соответствии со след. схемой: «1» - абсолютно неверно; «2» - н