Локк Джон

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Локк Джон | Locke, John (1632-1704)
Локк - главный представитель английского эмпиризма, сумевший преодолеть разрыв между континентальными философами-рационалистами, такими как Декарт, Лейбниц и Спиноза. Он способствовал утверждению нового отношения к знанию, которое формировалось в набирающей силу эмпирической традиции.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Локк (Locke) Джон
(29.08.1632, Рингтон - 28.10.1704, Отс) - английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии.
Биография. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу, колледж в Оксфорде, где затем преподавал. В 1668 г. избран в Лондонское королевское общество. Включившись в политическую борьбу, был вынужден в 1683 г. эмигрировать в Голландию. В 1689 г. возвратился на родину.
Исследования. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивидуального опыта. В соответствии с этим выдвинул тезис о том, что душа является "чистой доской", письмена на которой пишутся опытом. Выделял две формы опыта: внешний опыт, в котором представлены ощущения внешнего мира, и внутренний опыт, где представлены идеи, т.е. результаты познания деятельности собственного разума. При этом образование сложных, или составных, идей может идти двумя путями: либо при помощи операций ума, таких как сравнение, абстрагирование и обобщение, в результате чего формируются понятия, либо достаточно случайно, при объединении идей посредством ассоциаций, что приводит к образованию, например, предрассудков или страхов. Эти построения Локка нашли свое продолжение в интроспективной и ассоциативной психологии.
Сочинения. Works. V. 1-10, L., 1801;
Сочинения. Т. 1-3, М., 1985

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛОКК ДЖОН
1632-1704) Английский философ и педагог. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». Считал, что душа человека при рождении представляет собой чистую доску: добрыми или злыми, полезными или нет люди становятся благодаря воспитанию. Целью воспитания, по нему, является формирование добропорядочного делового человека – «джентльмена», предприимчивого, настойчивого в достижении своих интересов, но считающегося с интересами др. Поэтому основное место отводил нравственному воспитанию, главной задачей которого является дисциплинирование характера, развитие таких качеств, как воля, благоразумие, искренность, храбрость. Был противником физических наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ребенка проявить послушание. Программу образования строил на основе знаний, имеющих практико - ориентированный характер: родной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, история и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничное, парфюмерное дело, лакирование и гравирование). Включал физический труд в систему образования юного буржуя для того, чтобы заложить основы понимания производства и как средство предупреждения праздности. Разрабатывал и методические вопросы, призывал не превращать учение в скучную обязанность, писал о поощрении детской любознательности и развитии логического мышления. Его мысли оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII-XIX вв.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

ЛОКК ДЖОН
Locke, 1632-1704) - англ. философ, психолог, педагог, политический деятель. Создал фундамент эмпирической психологии сознания. В оппозиции к концепции Р.Декарта, признававшего наличие в душе врожденных идей, отстаивал положение о происхождении всех идей из опыта (душа - "чистая доска", на которой лишь опыт пишет свои письмена), подкрепляя это положение анализом известных ему фактов различия представлений у разных народов, наблюдением за развитием детей и др. Выделил 2 формы опыта: внешний опыт, или ощущения, посредством которого познается внешний мир, и внутренний опыт, штрефлексия, посредством которого познается деятельность собственного разума, т. е. собственное сознание. Основным элементом структуры сознания считал, т. о., идеи ощущения и идеи рефлексии, которые м. б. простыми и сложными (составными).
Сложные идеи образуются 2 путями. Наиболее частый путь - с помощью особой деятельности разума. В результате таких операций ума, как сравнение, абстрагирование и обобщение, формируются понятия. Л. обосновывает, т. о., концепцию эмпирического обобщения, получившую затем широкое распространение в психологии и педагогике. В современной отечественной психологии ей противостоит концепция теоретического обобщения В. В. Давыдова. Второй, более редкий путь - образование сложных идей посредством ассоциаций (авторство термина "ассоциация" принадлежит Л.); этим путем образуются достаточно случайные, произвольные объединения идей (напр., предрассудки, страхи и т. д.). Идеи Л. получили развитие в различных направлениях интроспективной и ассоциативной психологии последующих веков. См. Температурные ощущения. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛОКК ДЖОН
(Locke John) (1632—1704)-английский философ, который, в отличие от своего современника Р. Декарта, отрицал существование у души врожденных идей. По мнению Л.Д., все идеи происходят из опыта, который может включать как внешние впечатления, получаемые душой при восприятии мира (ощущения), так и ее собственный, внутренний опыт активности. Точка зрения Л.Д. о том, что сознание представляет собой восприятие человеком происходящего в его душе, стала исходным пунктом для развития интроспективной, сначала только теоретической, а затем и экспериментальной психологии сознания. Сложившаяся впоследствии традиция стала приписывать Л.Д. мысль о том, что душа человека с самого его рождения якобы является «чистой доской» (tabula rasa), на которой время (обучение и воспитание) может начертать любые письмена. Спустя некоторое время выяснилось, что за многие века до Локка аналогичную мысль высказывал Аристотель. Л.Д. действительно свел все приобретения и свойства души к опыту. Чувственный опыт человека он считал единственным источником знаний, выделяя два вида такого опыта: внешний (ощущения) и внутренний (рефлексию). Из этих двух источников человек получает «простые идеи», которые являются основной человеческого знания. В результате использования различных логических операций из простых знаний (простых идей) человек путем умозаключений конструирует более сложные, производные и абстрактные знания. Л.Д. ввел в психологии понятие ассоциации и превратил его в главное, рабочее понятие. Его учение (наряду с учением Томаса Гоббса) явилось основой для создания и развития в XVII—XVIII вв. ассоциативной психологии как науки о внутреннем опыте человека.
Соч.:An Assay Concerning Human Understanding. Oxford, 1894; Сочинения: В 3-х т. М., 1985—1988. См. Аристотель, Декарт Рене, идеи врожденные, интроспекция, опыт, опыт внешний, опыт внутренний.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЛОКК ДЖОН
(1632 — 1704) — выд. англ. философ, псих., педагог; пытался создать концепцию апостериорной психологии человеческого сознания и оппонировал-противостоял Р. Декарту, кот. признавал наличие в психике, душе индивида априорно-генетическо-врожденных идей; локковская концепция опыта амбивалентна-дихотомична, он дефиницировал два вида-класса самого опыта: а) экстеро - внешний опыт или же ощущения, посредством коих гностицируется-эпистемоизируется среда, экстеромир; б) имманентно-внутренний опыт, или же в экспликациях Л. рефлексия, с помощью кот. субъект познает индивидуальную активность собственного разума-менталитета, акты собственного сознания, собственного Эго; Л. полагал, что основными ингредиентами модели сознания должны быть идеи мультиощущений и идеи ментал-рефлексии, кот. могут быть либо элементно-простыми, либо элементно-сложными, в зависимости от ситуативных факторов; сами же сложные идеи конституируются-морфологизируются бинарным способом: 1) в результате ментально-операциональной деятельности разума, с применением модусов-операций абстрагирования, сравнений, обобщения предметов онтологии в результате кот. формируются понятия; 2) это образования элементно-сложных идей, посредством ассоциации и ассоциативных моделей, а сами эти акты-процессы, по мнению Л., и образуют-тектонизируют спонтанно-произвольные ассоциативы-конститутивы, интеграции каких-либо идей или же могут образовывать дифференциальные предрассудки, фетиши, фобии, боязни; итак, по Л. в структуре - моделесознания индивида в актах гностицирования, в актах, связанных с деятельностью, экзистентируют-присутствуют-продуцируются суммации-ассоциативы простых идей ощущений, простых идей рефлексии, кои проецируют-направляют сознание субъекта на свой интромир или же экстерообъекты экзистенции онтологии, а само сознание—это восприятие, осмысление субъектом всего того, что и происходит в его собственном разуме, в его ментальных конструктах-образования; установлено, что термин «ассоциация» принадлежит Локку; оригинально-фундаментальные концепции Локка см. в собр. соч. в 3-х т. М.: «Философское наследие».

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЛОКК (Locke) Джон

(1632-1704) -английский философ-просветитель, педагог, основоположник социально-политической доктрины либерализма, создатель основ эмпирической психологии. Развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса и прежде всего сенсуалистическую теорию познания. Родился в пуританской семье мелкого чиновника-юриста. Окончил Вестминстерскую школу, учился в ун-тах Лондона и Оксфорда (1656), где вскоре защитил дис. на звание магистра. В течение нескольких лет преподавал в Оксфорде греческий язык, литературу и философию, а затем занялся еще и медицинской практикой. В 1668 г. был избран в Лондонское королевское общество. Увлекся политикой и в Лондоне поступил на службу к высокопоставленному политическому деятелю. В 1681 г. после участия в неудавшемся заговоре против короля Карла II вынужден был бежать в Голландию. В 1688 г. возвращается на родину и публикует ряд своих философских и политических трудов, написанных им ранее: Опыт о человеческом разумении (1690), над которым работал около 20 лет; Письма о веротерпимости; Трактаты о государственном правлении, где впервые выдвинул идею о государстве, построенном на разделении властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Позднее был опубликован трактат О пользовании разумом (1706) и др. В своих основных трудах Л. развивает теорию познания, базирующуюся на принципе материалистического сенсуализма, утверждая происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира, а также концепцию человека, в которой отрицал декартовскую идею о существовании врожденных идей (в том числе врожденности идеи Бога). Человек от рождения, утверждал Л., не обладает никакими знаниями (его сознание — чистая доска), и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет сознание содержанием. При этом опыт распадается на внешний, основывающийся на чувствах, и внутренний, рефлексию, опирающуюся на осмысление своих собственных действий и состояний. Объектом первого является внешний мир, второго — деятельность самой души. Опыт, считает Л., является источником всех идей, которые могут быть простыми и сложными. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием они должны быть переработаны деятельностью рассудка (сопоставление и абстрагирование), после чего простые идеи преобразуются в сложные (модусы, субстанции и отношения). В этом, по Л., и состоит процесс познания. Идеи по степени значимости для знания Л. разделял на ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. По достоверности делил знание на бесспорное и вероятное (т.е. мнение). По степени точности различал три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное или интуитивное), демонстративное (доказывающее) и чувственное, т.е. достигаемое посредством чувств. Большое значение для ранней истории научной психологии имело локковское различение первичных и вторичных качеств простых идей внешнего опыта. Первичные качества простых идей существуют вне зависимости от нашего восприятия и являются характеристиками объекта (например, размер и форма объекта). Вторичные — существуют только в нашем восприятии: это вкус, запах, цвет, звук, прикосновение. Например, боль, возникающая от пореза, говорит не о ноже, а о нашей реакции на рану. Подобные взгляды до Л. высказывал Г. Галилей (1564— 1642), и они полностью согласуются с механистическим воззрением на мир, согласно которому он весь состоит лишь из движущейся материи. А если вся объективная реальность представляет собой материю, то любые восприятия есть ни что иное, как реальность субъективная. Отсюда характеристики предметов, которые присущи им независимо от любого восприятия — это первичные качества. Различение первичных и вторичных качеств было впоследствии поставлено под сомнение Дж. Беркли (1685—1753), который утверждал, что все качества являются вторичными, поскольку физические объекты существуют только в то время, когда их кто-либо воспринимает. Еще одним важным научным вкладом Л. была разработка теории ассоциации идей. Представления о сочетании или соединении идей и обратный процесс их анализа Л. объединил в психохимическую концепцию, развиваемую в теории ассоциации идей. Согласно этой точке зрения сложные идеи образуются путем соединения или ассоциации простых идей. Именно так, по Л., в полном согласии с законами физики работает сознание человека. Базовые элементы психики (простые идеи) являются неделимыми (как и их материальные аналоги — атомы в галилеевско-ньютоновской системе Вселенной). Из сочетаний, взаимодействий и комбинаций простых идей и образуется все многообразие знания, которое истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Несмотря на утверждение, что реальная сущность вещей остается неизвестной и ум имеет дело лишь с номинальными сущностями, Л. нельзя считать агностиком. Он обратил внимание на активность субъекта в познавательном процессе и видел выход в том, что задача человека — знать не все, а только то, что важно для его поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечивается способностями человека. Идеи Л. оказали большое влияние на общественно-политическую мысль европейского Просвещения и развитие философии, психологии и др. наук (в Англии: Дж. Толланд, Дж. Пристли, Дж. Беркли, Д. Юм; во Франции: Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К.-А. Гельвеций, Д. Дидро). Идеи Л. положили начало ассоцианиз-му в психологии, в том числе развитию представлений о деятельности психики и тела по аналогии с работой машины. Основные труды Л.: Works, v. 1-10, L, 1801; В рус пер. Избранные философские произведения, т.1-2,М, 1960; Сочинения, т. 1-3, М., 1985. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
2.11 мб

Гносеология Джона Локка

Димитрий Гольцев
Читать PDF
462.66 кб

Джон Локк о поощрении и наказании

Ходжаназаров Абдурашид Кушназарович
Автор статьи, проанализировав систему воспитания Джона Локка, выявил, что основу воспитания составляет развитие сознания воспитуемого посредством сознания воспитателя.
Читать PDF
474.27 кб

Джон Локк о поощрении и наказании

Ходжаназаров Абдурашид Кушназарович
Автор статьи, проанализировав систему воспитания Джона Локка, выявил, что основу воспитания составляет развитие сознания воспитуемого посредством сознания воспитателя.
Читать PDF
534.43 кб

Понимание справедливости Джоном Локком

Кирюхин Д. И.
Цель настоящего исследования состоит в реконструкции локковского понимания справедливости. Отмечается, что Локк не противопоставляет столь радикально, как Гоббс, естественное и политическое состояние.
Читать PDF
321.52 кб

Мера души: сознание и память в концепции Джона Локка

Шевцов К. П.
Истоки современных споров о природе сознания и субъективности восходят к исследованию разума, осуществленному Джоном Локком.
Читать PDF
4.43 мб

АНГЛИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ДЕРБИ: ДЖОН ЛОКК VERSUS ДЕРЕК ПАРФИТ

Нехаев Андрей Викторович
В статье представлен критический анализ взглядов на проблему тождества личности двух выдающихся английских философов Джона Локка и Дерека Парфита.
Читать PDF
331.32 кб

Социально-философская доктрина и педагогические взгляды Джона локка

Милованов Константин Юрьевич
Статья посвящена анализу социально-философских и педагогических взглядов выдающегося британского просветителя Джона Локка.
Читать PDF
9.80 мб

От Джона Локка - к Жану Бодрийяру (критические заметки об идентичности)

Гуревич Павел
В статье выявляется различие в трактовке понятия идентичности в классической и постмодернистской философии. Автор показывает, что данная тема появилась в истории европейской философии после выхода в свет работ Дж. Локка и Д. Юма.
Читать PDF
779.37 кб

Воплощение идей воспитания Джона Локка в деятельности чувашских просветителей

Родионова Т. Е.
Проведен сравнительный анализ взглядов на воспитание великого английского педагога Джона Локка и видных деятелей просвещения Чувашии XIX начала XX веков, с целью создания научной картины целостного исторического процесса развития
Читать PDF
110.97 кб

Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, дэвид Юм)

Дмитриева Ангелина Арсеновна
Статья посвящена вопросу о месте интроспекции в гносеологических исследованиях Нового времени.
Читать PDF
233.69 кб

Развитие познавательной активности в процессе обучения в педагогическом наследии Джона Локка

Родионова Татьяна Елизаровна
Большое значение в процессе обучения, по мнению Джона Локка, имело развитие познавательной активности учеников. Познавательная активность способствует формированию самостоятельности, волевых усилий и интереса.
Читать PDF
185.47 кб

2010. 01. 019. Де Рувер Я. , балагангадхара С. Н. Джон Локк, христианская свобода и неопределенность

Ратников А. А.
Читать PDF
212.01 кб

2014. 02. 018. Яковлев А. А. Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина. - М. :

А.Я А.Я.