УЧЕНИЕ
УЧЕНИЕ
вид деятельности, в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
УЧЕНИЕ
процесс приобретения знаний, навыков и умений в ходе учебной деятельности, направляемый познавательными мотивами и целями.
Учение
Категория. Форма деятельности.
Специфика. Овладение новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.
Специфика. Овладение новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.
УЧЕНИЕ
1) действие по знач. глаг. учить и учиться; обучение чему-л. (каким-л. знаниям, навыкам); (см. Учебная деятельность); 2) совокупность теоретических положений в какой-л. области знаний, система взглядов на что-л
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
УЧЕНИЕ
вид деятельности, в процессе к–рого осуществляется обучение личности и достигается ее обученность; собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, а также знаний, умений и навыков; вид деятельности человека, характеризующийся усвоением общественно-исторического опыта в разных его формах: в виде знаний, умений и навыков, способов (или приемов) познания и применения, полученных знаний к решению новых (теоретических и практических) задач, в форме норм поведения.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Учение
деятельность ученика, ведущая к научению, т. е. к сформированности знаний, умений, навыков и к появлению психических новообразований (см. Новообразования психические), которые свидетельствуют о развитии.
В определении, данном И. Лингартом, подчеркивается, что появление новообразований во многом зависит:
от внутренней активности человека, мотивов учения;
от предшествующих результатов, под влиянием которых человек изменяет уровень притязаний, уверенности в себе. У. и его результат — научение — обусловлены индивидуальными особенностями усвоения знаний и навыков:
скоростью информации, восприятия и переработки, максимальным использованием возможностей своей сенсорной организации;
пониманием и осознанием учебных целей и организации в соответствии с ними своей деятельности. Психологическими предпосылками У.
служат положительное отношение к У., познавательная мотивация; необходимый для того или иного этапа У. запас знаний и учебных навыков; владение навыками чувственного и логического познания.
Формированию положительной мотивации У. способствуют выраженная мотивация достижения, самоанализ результатов У., оптимальная тактика целеобразования, поддержка со стороны учителя, родителей и учащихся.
Присвоение новых знаний и способов действий в ходе У. обусловлено операциями перекодирования и переноса, которые проявляются в:
использовании или неиспользовании вспомогательных средств усвоения;
характере извлекаемой информации (существенная или несущественная);
осознании способов конкретных учебных и умственных действий;
способах хранения информации.
В процессе и результате У. происходят те изменения в психической организации человека, которые и составляют психические новообразования на каждой ступени обучения, на каждом новом витке жизни.
В определении, данном И. Лингартом, подчеркивается, что появление новообразований во многом зависит:
от внутренней активности человека, мотивов учения;
от предшествующих результатов, под влиянием которых человек изменяет уровень притязаний, уверенности в себе. У. и его результат — научение — обусловлены индивидуальными особенностями усвоения знаний и навыков:
скоростью информации, восприятия и переработки, максимальным использованием возможностей своей сенсорной организации;
пониманием и осознанием учебных целей и организации в соответствии с ними своей деятельности. Психологическими предпосылками У.
служат положительное отношение к У., познавательная мотивация; необходимый для того или иного этапа У. запас знаний и учебных навыков; владение навыками чувственного и логического познания.
Формированию положительной мотивации У. способствуют выраженная мотивация достижения, самоанализ результатов У., оптимальная тактика целеобразования, поддержка со стороны учителя, родителей и учащихся.
Присвоение новых знаний и способов действий в ходе У. обусловлено операциями перекодирования и переноса, которые проявляются в:
использовании или неиспользовании вспомогательных средств усвоения;
характере извлекаемой информации (существенная или несущественная);
осознании способов конкретных учебных и умственных действий;
способах хранения информации.
В процессе и результате У. происходят те изменения в психической организации человека, которые и составляют психические новообразования на каждой ступени обучения, на каждом новом витке жизни.
Учение
процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. — элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Таким образом, У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т.д.). У. представляет собой развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики. Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению у них все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя процесс У., сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Таким образом, у животных У. не изменяет типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления. Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы орудийной продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и продукты труда, язык и т.д.)- Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной,свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое функционирование орудий, знаков и т.п. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения др. людьми составляет сущность обучения, которое является необходимым условием У. человека (У. животных может осуществляться вне обучения). В наиболее полном и «чистом» виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность. Универсальным психологическим механизмом человеческого У. является интеркоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов. У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека. В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида. И.И.Ильясов
УЧЕНИЕ
научение) (англ. learning) - процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. - элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).
Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Т. о., У. - необходимый компонент любой деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).
Игнорирование деятельностной природы У. приводит к абсолютизации свойств, присущих его частным формам. Такой подход характерен, в частности, для бихевиористских теорий, каждая из которых постулирует свои "абсолютные" законы У, выводя их, как правило, из анализа изолированных от деятельности актов У. животных. Для преодоления такой односторонности недостаточно просто принять понятие деятельности, важно, какое содержание в него вкладывается. Так, ряд теорий рассматривает У. как проявление аналитико-син-тетической деятельности мозга, что мало способствует выявлению собственно психологических закономерностей У, т. к. физиологическая деятельность мозга детерминирует У. вторично, будучи сама детерминирована деятельностью субъекта. Научное понимание У. возможно только в контексте предметной деятельности. С этих позиций теория У. разрабатывалась рядом сов. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В.Давыдов и др.). Рассматриваемое как сторона предметной деятельности, У. выступает как развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики.
Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя процесс У, сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Т. о., У. у животных не изменяет типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления.
Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и продукты труда, язык и т. д.). Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной, свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое функционирование орудий, знаков и т. п. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения др. людьми составляет сущность обучения, которое является необходимым условием У. человека (У. животных может осуществляться вне обучения).
Ориентировочные, исполнительные и контрольные компоненты принципиально нового для субъекта действия м. б. первоначально воспроизведены им только во внешней (материальной) форме. В дальнейшем все они (или их часть) с помощью языка переводятся на знаковый уровень и посредством речи переносятся в умственный (идеальный) план, подвергаясь обобщению, сокращению и автоматизации. На этом уровне освоения ориентировочные операции превращаются в механизм получения знания о предмете, выступающего в единстве со способами его реального или мысленного преобразования. Ингпериоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов - универсальный психологический механизм человеческого У, закономерности которого описаны в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (Гальперин). Конкретная форма их проявления определяется условиями, в которых осуществляется У. (особенностями усваиваемых способов, характером их развертывания в обучении, типом деятельности субъекта, в рамках которой осуществляется У, и т. д.). В наиболее полном и "чистом" виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность.
В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида, в свою очередь, становящиеся важным фактором У. Т. о., У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека (у животных развивающая функция У. весьма ограничена). См. Педагогическая психология, Психология обучения.
Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Т. о., У. - необходимый компонент любой деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).
Игнорирование деятельностной природы У. приводит к абсолютизации свойств, присущих его частным формам. Такой подход характерен, в частности, для бихевиористских теорий, каждая из которых постулирует свои "абсолютные" законы У, выводя их, как правило, из анализа изолированных от деятельности актов У. животных. Для преодоления такой односторонности недостаточно просто принять понятие деятельности, важно, какое содержание в него вкладывается. Так, ряд теорий рассматривает У. как проявление аналитико-син-тетической деятельности мозга, что мало способствует выявлению собственно психологических закономерностей У, т. к. физиологическая деятельность мозга детерминирует У. вторично, будучи сама детерминирована деятельностью субъекта. Научное понимание У. возможно только в контексте предметной деятельности. С этих позиций теория У. разрабатывалась рядом сов. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В.Давыдов и др.). Рассматриваемое как сторона предметной деятельности, У. выступает как развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики.
Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя процесс У, сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Т. о., У. у животных не изменяет типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления.
Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и продукты труда, язык и т. д.). Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной, свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое функционирование орудий, знаков и т. п. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения др. людьми составляет сущность обучения, которое является необходимым условием У. человека (У. животных может осуществляться вне обучения).
Ориентировочные, исполнительные и контрольные компоненты принципиально нового для субъекта действия м. б. первоначально воспроизведены им только во внешней (материальной) форме. В дальнейшем все они (или их часть) с помощью языка переводятся на знаковый уровень и посредством речи переносятся в умственный (идеальный) план, подвергаясь обобщению, сокращению и автоматизации. На этом уровне освоения ориентировочные операции превращаются в механизм получения знания о предмете, выступающего в единстве со способами его реального или мысленного преобразования. Ингпериоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов - универсальный психологический механизм человеческого У, закономерности которого описаны в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (Гальперин). Конкретная форма их проявления определяется условиями, в которых осуществляется У. (особенностями усваиваемых способов, характером их развертывания в обучении, типом деятельности субъекта, в рамках которой осуществляется У, и т. д.). В наиболее полном и "чистом" виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность.
В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида, в свою очередь, становящиеся важным фактором У. Т. о., У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека (у животных развивающая функция У. весьма ограничена). См. Педагогическая психология, Психология обучения.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004