УЧЕНИЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

УЧЕНИЕ
вид деятельности, в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

УЧЕНИЕ
процесс приобретения знаний, навыков и умений в ходе учебной деятельности, направляемый познавательными мотивами и целями.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Учение
Категория. Форма деятельности.
Специфика. Овладение новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

УЧЕНИЕ
1) действие по знач. глаг. учить и учиться; обучение чему-л. (каким-л. знаниям, навыкам); (см. Учебная деятельность); 2) совокупность теоретических положений в какой-л. области знаний, система взглядов на что-л

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

УЧЕНИЕ
вид деятельности, в процессе к–рого осуществляется обучение личности и достигается ее обученность; собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, а также знаний, умений и навыков; вид деятельности человека, характеризующийся усвоением общественно-исторического опыта в разных его формах: в виде знаний, умений и навыков, способов (или приемов) познания и применения, полученных знаний к решению новых (теоретических и практических) задач, в форме норм поведения.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Учение
процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. — элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Таким образом, У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т.д.). У. представляет собой развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики. Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению у них все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя процесс У., сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Таким образом, у животных У. не изменяет типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления. Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы орудийной продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и продукты труда, язык и т.д.)- Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной,свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое функционирование орудий, знаков и т.п. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения др. людьми составляет сущность обучения, которое является необходимым условием У. человека (У. животных может осуществляться вне обучения). В наиболее полном и «чистом» виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность. Универсальным психологическим механизмом человеческого У. является интеркоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов. У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека. В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида. И.И.Ильясов

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

УЧЕНИЕ
научение) (англ. learning) - процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. - элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).
Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Т. о., У. - необходимый компонент любой деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).
Игнорирование деятельностной природы У. приводит к абсолютизации свойств, присущих его частным формам. Такой подход характерен, в частности, для бихевиористских теорий, каждая из которых постулирует свои "абсолютные" законы У, выводя их, как правило, из анализа изолированных от деятельности актов У. животных. Для преодоления такой односторонности недостаточно просто принять понятие деятельности, важно, какое содержание в него вкладывается. Так, ряд теорий рассматривает У. как проявление аналитико-син-тетической деятельности мозга, что мало способствует выявлению собственно психологических закономерностей У, т. к. физиологическая деятельность мозга детерминирует У. вторично, будучи сама детерминирована деятельностью субъекта. Научное понимание У. возможно только в контексте предметной деятельности. С этих позиций теория У. разрабатывалась рядом сов. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В.Давыдов и др.). Рассматриваемое как сторона предметной деятельности, У. выступает как развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики.
Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя процесс У, сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Т. о., У. у животных не изменяет типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления.
Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и продукты труда, язык и т. д.). Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной, свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое функционирование орудий, знаков и т. п. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения др. людьми составляет сущность обучения, которое является необходимым условием У. человека (У. животных может осуществляться вне обучения).
Ориентировочные, исполнительные и контрольные компоненты принципиально нового для субъекта действия м. б. первоначально воспроизведены им только во внешней (материальной) форме. В дальнейшем все они (или их часть) с помощью языка переводятся на знаковый уровень и посредством речи переносятся в умственный (идеальный) план, подвергаясь обобщению, сокращению и автоматизации. На этом уровне освоения ориентировочные операции превращаются в механизм получения знания о предмете, выступающего в единстве со способами его реального или мысленного преобразования. Ингпериоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов - универсальный психологический механизм человеческого У, закономерности которого описаны в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (Гальперин). Конкретная форма их проявления определяется условиями, в которых осуществляется У. (особенностями усваиваемых способов, характером их развертывания в обучении, типом деятельности субъекта, в рамках которой осуществляется У, и т. д.). В наиболее полном и "чистом" виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность.
В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида, в свою очередь, становящиеся важным фактором У. Т. о., У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека (у животных развивающая функция У. весьма ограничена). См. Педагогическая психология, Психология обучения.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Похожие термины:

  • ПОЗОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О ДОЗИРОВКАХ

    pozology) -наука, изучающая дозировки применения различных лекарственных препаратов.
  • Учение о специфических нервных энергиях

    Направление в психологической науке, преимущественно связанное с именем Иоганнеса Мюллера (1826). Согласно представлениям Мюллера, стимуляция одного какого-либо рецептора может вызвать только одн
  • ТЕМПЕРАМЕНТ: УЧЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ

    физиологическое учение о темпераменте) - на протяжении давней и сложной истории учения о темпераменте он всегда связывался с физиологическими особенностями организма. Одна из самых серьезных поп
  • Учение Ганса Селье

    Сформулировал концепцию стресса, ввел понятие адаптационного синдрома, болезней адаптации и др. Установил роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда,
  • ТЕМПЕРАМЕНТ: УЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

    психологическое учение о темпераменте) - Подход к темпераменту, характерный для этого учения, - идти от анализа только поведения. При определении темперамента, как правило, не фигурирует признак вр
  • Джексона учение

    (Jackson J. H.). Учение об эволюции нервной системы, иерархии мозговых центров и «положительных» и «отрицательных» симптомах. Эволюция нервной системы есть переход от нижестоящих, просто организованны
  • ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ ДАРВИНА

    теория об историческом развитии органического мира. В середине XIX в. причины многообразия и единства органического мира были раскрыты английским ученым Ч. Дарвиным. Это способствовало дальнейшим
  • Фрейда учение

    (Freud S.). Теория, рассматривающая психику человека в целом как сферу господства неосознанных сексуальных влечений к удовольствию (либидо), которые в замаскированном виде проникают в сознание и пост
  • Павлова учение

    (Павлов И. П.). Учение, согласно которому приспособление организма к изменяющимся внешним и внутренним условиям осуществляется преимущественно посредством образования условных рефлексов. Направ
  • УЧЕНИЕ О ПЯТИ ЭЛЕМЕНТАХ

    (трад. мед.; син.: у-син) — древнекитайская философия, пытающаяся понять окружающий мир с помощью пяти первоэлементов: металла, дерева, воды, огня, земли. Китайские мудрецы считали, что человек состои
  • Отстающий ученик

    Таким выражением определяется ученик, которой не успевает усвоить знания, предусмотренные для соответствующей образовательного этапа. Чаще всего это касается не учеников с интеллектуальной отс
  • УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    группа учеников, объединенная общей социально- значимой целью, деятельностью, имеющая общие выборные органы.
  • Подходы к учению

    approaches to learning) Одной из отличительных особенностей совр. исслед. в области пед. психологии яв-ся повышенное внимание, уделяемое экологической валидности. В отличие от просматривающейся в общем русл
  • История развития учения о патологии личности

    Патология личности постоянно привлекала к себе внимание, представляя большой интерес как для практических психиатров, так и для научных исследований. Описания первых признаков и состояний, схож
  • Когнитивные стили учения

    cognitive learning styles) Поскольку К. с. является конструктом, репрезентирующим область наблюдаемого поведения, имеют место несоответствия в выборе конкретных образцов поведения, к-рые независимые исследо
  • Психология учения

    синоним: психология обучения) — один из двух основных разделов педагогической психологии, посвященный изучению процесса учения как познавательного процесса, сознательно направленного на приобр
  • СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ

    Категория. Характеристика процесса обучения. Специфика. Понимание учащимся важности образования для его дальнейшей судьбы.
  • Учения о неврозах

    Связанные между собой теоретические положения, объясняющие сущность фунциональных психических смущений, а также психические факторы при психосоматических заболеваниях. Существование множеств