Психология учения это что такое Психология учения: определение — Психология.НЭС
Психология урбанистическая ПСИХОЛОГИЯ ХОРМИЧЕСКАЯ

Психология учения

Найдено 1 определение:

Психология учения

синоним: психология обучения) — один из двух основных разделов педагогической психологии, посвященный изучению процесса учения как познавательного процесса, сознательно направленного на приобретение знаний и умений (опыта деятельности) в различных предметных областях в ситуации организованного обучения. П. у., таким образом, выявляет специфику функционирования всех познавательных процессов у учащихся в ходе приобретения знаний и умений в обучении как компонентов процесса учения. Главной задачей в исследовании учения является выявление состава и факторов учения, определяющих его основные свойства (результативность, длительность, напряженность и др.). Кроме исследования общих вопросов состава, свойств и факторов учения, проводится также изучение особенностей функционирования учения применительно к усвоению знаний и умений в конкретных учебных предметах. Это осуществляется в рамках прикладных отраслей П. у. — П. у. математике, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, литературе и искусству, языкам, спорту и др. Другим основанием выделения отраслей П. у. являются возрастные ступени учащихся. По этому основанию выделяются П. у. дошкольников, школьников различных уровней обучения и студентов. Помимо этого различают также П. у. в норме и патологии. Исследования учения осуществлялись в рамках психологии и дидактики задолго до появления П. у. и педагогической психологии в целом как специальной отрасли психологии. Достаточно развернутые описания и объяснения состава и факторов учения можно найти в трудах Коменского, Гербарта, Дистервега, Дьюи, Ушинского. С начала XX в. учение изучается многими представителями разных научных школ как проблема педагогической психологии, оформившейся в самостоятельную область психологической науки. Здесь приложили свои усилия поздние ассоцианисты (Эббингауз, Мюллер, Мейман, Лай, Циген, Нечаев, Каптерев, Румянцев и др.), бихевиористы (Торндайк, Уотсон, Газри, Халл, Скиннер, Бандура и др.), гештальтисты (Вертгаймер, Кофка, Дункер, Секкей), сторонники концепции взаимодействия субъекта с объектом (Пиаже и его последователи), когнитивисты (Осгуд, Осбел, Брунер, Ганье, Лингхарт, Глейзер, Резник, Андерсон, Стернберг и др.), представители теории социальной детерминации и деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Гальперин и их последователи). Для отражения характеристик учения применяются методы прямого и косвенного отражения изучаемых характеристик. К прямым методам относятся: вербальные отчеты испытуемых, ответы на вопросы в анкетах, в беседах и интервью. К косвенным методам отражения характеристик учения относятся: анализ результатов учения в обучении и в тестах обучаемости, анализ речевых данных при «рассуждении вслух» в ходе выполнения операций в составе учения и решения учебных задач, использование психофизиологических показателей (скрытых речевых артикуляций и др.). К настоящему времени получены довольно обширные эмпирические знания о составе учения, а также условиях и факторах учения, влияющих на характеристики его эффективности, (результативность, длительность, напряженность). В эмпирических описаниях состава и структуры процесса учения выделяются компоненты этого процесса разных уровней. На исходном макроуровне предлагается различать от двух до шести макрозвеньев учения (познание — запоминание, или: внимание — восприятие — осмысление — закрепление — применение — перенос). Указанные компоненты действительно сводятся к двум, но не просто к познанию и запоминанию, а к более широким функционально, которые включают в себя познание и запоминание, но также и другие процессы. Первым таким макрокомпонентом в составе учения является построение (получение, создание, возникновение в опыте, уяснение) знаний об объектах и действиях с ними, вторым — отработка (освоение, упрочение, закрепление) знаний и действий. Составляющими первого макрокомпонента — построения знании — являются познавательные процессы селективного восприятия, понимания сообщений, эмпирического и теоретического мышления, реализуемые на основе аналитико-синтетических операций (различение, разделение, абстрагирование, отождествление, обобщение, объединение), а также символические операции (кодирование и декодирование речевых, искусственно-знаковых, схематических и других сообщений). Составляющими второго макрокомпонента — упрочения знаний и умений — являются их интериоризация и автоматизация на основе непосредственных и опосредованных мнемических операций. Важной составляющей обоих макрокомпонентов могут быть рефлексивные акты регуляции всех познавательных и мнемических учебных действий на основе знания их результатов и способов осуществления. Указанные регулирующие акты делают учение активным и целесообразным процессом, т.е. деятельностью субъекта. Однако эмпирически наблюдается также учение, протекающее и как нерегулируемый процесс. В теориях учения делаются попытки объяснить свойства учения и выдвигаются гипотезы четырех видов: 1) О наличии различных необходимых компонентов в структуре учения, которые не наблюдаются непосредственно. 2) О сводимости тех или иных явно наблюдаемых компонентов учения к другим наблюдаемым его компонентам. 3) О необходимости некоторых наблюдаемых компонентов учения и необязательности других для того, чтобы учение вообще состоялось и дало результат — приобретение новых знаний и умений. 4) О необходимости (причинном характере) каких-либо явных внешних или внутренних условий также для достижения результатов учения (а не просто для его ускорения и облегчения, что обычно бесспорно относится к эмпирическому изучению учения, в отличие от установления причинных связей, которое чаще относят к теоретической работе, но иногда считают также эмпирическим исследованием). Часто указанные виды теоретических объяснений сочетаются в составе утверждений различных теорий учения. Кроме теорий учения психологического уровня, имеются также теории психофизиологического уровня, в которых делаются попытки объяснить характеристики компонентов учения через процессы высшей нервной деятельности и другие мозговые механизмы. И.И.Ильясов
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме Психология учения — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Взаимосвязь психологических особенностей личности с уровнем мотивации учения

Волохов Д.А.
Скачать PDF

Учение о самоактуализации личности как психолого-педагогическое основание теории социальной активнос

Песоцкая Е.Н.
Философское изучение процесса самоактуализации личности как специфически человеческого момента бытия является поворотным моментом в понимании ее творческой сути. Достижения естествознания в совокупности с философией обеспечивают полноту исследования единства природной, духовной и личностной сфер индивида.The process of selfactualization of a person is examined in terms of philosophy. The study demonstrates humane aspects of man's existence and it's creative essence. Achievements of natural science and philosophy have been used to complete research of every sphere of man: natural, spiritual and personal.
Скачать PDF

Психологические и гендерные особенности понимания учителем личности ученика

Фомиченко Анна Сергеевна.
Исследованы особенности понимания учителем личности ученика. Рассматриваются личностные и профессиональные характеристики педагога, а также воздействие внешних условий на формирование образа учащегося. Особое внимание уделяется особенностям понимания личности ученика, зависящим от социальной полоролевой позиции учителя и самого учащегося. Подчеркивается актуальность и важность изучения педагогом собственных представлений об ученике для последующей коррекции своего поведения.
Скачать PDF

Социально-психологические интенции учения Вильгельма Райха

Бороненкова Я. С.
Статья посвящена анализу социально-психологических компонентов учения Вильгельма Райха. Его идеи оказали значительное влияние на становление современного психоанализа, на исследование проблем типологии характера, психологических оснований фашизма, различных аспектов человеческой сексуальности и др.
Скачать PDF

Интеллектуальное саморазвитие ученика как психолого-педагогическая проблема

Левина Оксана Николаевна
Интеллектуальный потенциал личности одно из важнейших оснований прогрессивного развития общества в современных условиях. Интеллектуальное производство является одним из решающих факторов экономического развития, а ключевой формой собственности можно считать собственность интеллектуальную. Интеллектуальное саморазвитие учащихся и образ мышления становятся одними из актуальных проблем процесса образования. В статье раскрываются основные понятия исследуемого феномена: интеллект, интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность, саморазвитие; выделяются критерии и показатели интеллектуального саморазвития учащихся. Описаны организационно-педагогические условия, способствующие становлению рассматриваемого процесса.
Скачать PDF

Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя

Метелкина Татьяна Николаевна
Автор рассматривает проблему психологического здоровья школьников, выделяя критерий динамического равновесия между индивидом и средой гармонию между ребенком и социумом, фиксирует в процессе проведения исследований наличие у школьников состояния эмоционального дискомфорта, связанного со страхами ситуации проверки знаний, выявляет влияние личностных особенностей учителя на сохранение здоровья учащихся.
Скачать PDF

Психологический механизм развития отношений учитель-ученик в средней школе

Соболева Мария Олеговна
В данной статье представлен новый подход к пониманию условий для развития отношений педагогов и учащихся средней школы. Общеизвестно, что при переходе в подростковый возраст у ребенка качественно меняются отношения к педагогу. Если раньше, для ребенка младшего школьного возраста учитель был главным авторитетом, то подростки часто пытаются делать вопреки советам и инструкциям взрослых, что пагубно отражается на их обучении. Современные педагоги часто жалуются, что не справляются с учащимися, что им ничего не интересно. Это ведет к эмоциональному выгоранию у педагогов, к появлению у них неврозов и других соматических заболеваний. В результате работы в различных школах в течение последних 5 лет удалось выявить основные отправные точки для понимания, что представляет собой личность педагога в учебно-образовательном процессе. Рассмотрение проблем личностного развития современных педагогов в русле культурно-исторического подхода Л.С. Выготского позволяет выделить смысловую сферу, как показатель и, одновременно, средство и механизм развития личности. В этом контексте особую значимость приобретает профессиональное воображение, обеспечивающее непрерывное развитие смысловой сферы личности педагогов. Цель выявление условий развития личности педагогов средней школы Метод или методология проведения работы культурноисторическая теория Л.С. Выготского Результаты выявлен и описан психологический механизм развития отношений учитель-ученик в средней школе. Область применения результатов психологическая поддержка труда педагога в школе; психологическая коррекция педагогов, имеющих личностные проблемы; психологическая коррекция педагогов с низкой профессиональной компетенцией; работа с педагогическим коллективом с целью формирования коллективного субъекта.
Скачать PDF

Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии

Серкин Владимир Павлович
Разделение научных и религиозных учений проходит, по мнению автора, по линии ответа на вопрос о детерминантах человеческой активности. В качестве положительных факторов влияния рассматриваются труды теологов, совокупности этических принципов, сложные модели и принципы анализа, изложенные в религиозных и эзотерических учениях. В качестве отрицательных стремление религиозных учений к монополизации прав на знание о смысле человеческой жизни и об обосновании этических правил.
Скачать PDF

Психологическая характеристика мотивации учения и ее роль в обучении иностранным языкам в техническо

Ефименко Светлана Владимировна, Юров Александр Кириллович
В данной статье рассматривается вопрос о мотивационных стратегиях поведения личности при изучении иностранного языка в техническом вузе. Для выявления типа мотивации учения при изучении иностранного языка у студентов технических специальностей автором разработан опросник, результаты которого представлены в работе.
Скачать PDF

Психология воздействия религиозных учений и тоталитарных культов на личностные особенности в контекс

Гримсолтанова Разет Эльбрусовна
В данной статье рассматривается влияние психологии религии и религиозного культа на формирование ценностно-смысловой сферы и поведения, как отдельного человека, так и социальной группы в целом. Анализу подвергаются также структура измененного состояния сознания и одержимость как один из видов измененного состояния сознания.
Скачать PDF

Психофизиологическая проблема и учение И.П. Павлова о «слитии» субъективного с объективным (из неопу

Дерябин В.С.
Викторин Сергеевич Дерябин ученик и продолжатель дела И.П. Павлова. Психофизиологическая проблема давно интересовала его не только как физиолога и психиатра, но и в ее философском аспекте. Данная статья написана В.С. Дерябиным в 1949 г. в связи со 100-летием со дня рождения И.П. Павлова, но не была опубликована. В последнее время актуальность изучения психофизиологической проблемы значительно возросла в связи с появлением ряда нетрадиционных методов лечения соматических заболеваний (различные виды психотерапии, экстрасенсорные, биоэнергетические воздействия и др.). Нейрофизиологические механизмы указанных методов недостаточно изучены. В связи с этим возрастает значение методологических аспектов статьи В.С. Дерябина. В ней освещено развитие взглядов И.П. Павлова на психофизиологическую проблему и формирование его представлений о «слитии» субъективного с объективным. Автор последовательно показывает, как при «слитии» сопоставление первичного, непосредственного восприятия мира с результатами научного познания субъективно произвольные, недетерминированные, прерывистые, непространственные психические явления оказываются в своей материальной основе строго детерминированными, непрерывными реакциями, протекающими не только во времени, но и в пространстве. (Д-р мед. наук О.Н. Забродин)
Скачать PDF

Формирование мотивации учения у будущего оперативного работника

Баклашов В.А.
Скачать PDF