ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

психология

наука о закономерностях, особенностях развития и функционирования психики.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПСИХОЛОГИЯ
греч. psyche - душа и logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Психология
(греч. psychikos душевный + -логия) — наука, изучающая процессы отражения человеком действительности. С помощью физиологии психология приобрела возможность объективно изучать психические процессы.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

ПСИХОЛОГИЯ

— наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Психология
наука о сознании, психической деятельности и поведении живых существ, начиная от примитивных и завершая этот ряд человеком, от их рождения и до окончания жизни (более высокоорганизованных существ, нежели человек, наука в настоящее время не знает).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОЛОГИЯ
см. психо- + -логия] - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Среди отраслей П. выделяются нейропсихология, патопсихология, возрастная П., педагогическая П., специальная психология и др. (см. Психология специальная)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Психология
Чаще всего термин определяется как «наука о закономерностях развития и функционирования психики». Другие определения, предлагаемые некоторыми учеными, отражают их интерпретацию и в зависимости от профессиональной склонности подчеркивают ведущую роль разума или поведения. Отдельные психологи даже полагают, что изучение человеческой психики вообще не может считаться научной дисциплиной в строгом смысле слова.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ПСИХОЛОГИЯ (ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ)
процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами. Согласно классификации шкал, предложенной в 1946 г. американским психологом и психофизиком С. С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: шкала отношений, шкала интервальная, шкала порядковая и шкала номинальная.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛОГИЯ
наука, изучающая психику в ее развитии в животном мире (в филогенезе — сравнительная психология), в происхождении и развитии человечества (в антропогенезе — палео- и историческая психология), в развитии каждого человека (в онтогенезе — возрастная психология) и проявлении в различных видах деятельности. Имеет свои предмет, объекты, задачи, теории и методы. Взаимодействие отдельных разделов П. и частных психологических наук моделируется деревом психологической науки.
Омоним — П. как психологические особенности определенной группы людей (классовая П., П. рабочих, П. крестьянства, буржуазная П., П. осужденных и т. д.) или одного человека (напр., «непонятная у него психология»).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Психология
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория. Научная дисциплина.
Специфика. Изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2-й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Основная философская проблема психологии - должна ли психология рассматриваться как объективная, объясняющая, гипотетико-конструктивная естественная наука или как диалоговая, понимающая, интерпретирующая, реконструирующая гуманитарная наука.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОЛОГИЯ
psychology) - наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека. Существующие психологические школы различаются по тому, какой философской концепции они придерживаются и какие методы используют в своей работе. К ним относятся такие школы самоанализа, как школа Фрейда, Юнга и Адлера, а также гештальтпсихология, поведенческие и познавательные школы; современную психологию особенно привлекают школы последнего направления (см. Психология познавательная). Многие практикующие психологи не принадлежат ни к одной из этих школ; некоторые занимают эклектические позиции. Различные существующие в психологии направления, с другой стороны, являются функциональными или профессиональными подразделами психологии, в основе которых лежат практические соображения. К ним относятся: аномальная, аналитическая, прикладная, клиническая, сравнительная, эволюционная, образовательная, экспериментальная, гериартрическая, промышленная, детская, физиологическая и социальная психология. - Психологический (psychological).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ПСИХОЛОГИЯ
(от греч. душа и учение) – наука о возникновении, развитии и функционировании психики и поведения людей и животных. П. зародилась более 2 000 лет назад. В древности это были рассуждения о душе. Аристотелем был написан трактат «О душе» еще в IV в. до н. э. Психологические знания накапливались в рамках философии. Только в XVI в. используется термин «психология» (в 1590 г. была издана книга «Психология»). В конце XIX в. П. становится самостоятельной научной областью. В 1879 г. немецкий психолог В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию. В XX в. в П. возник ряд течений: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая, когнитивная психология и др. Ускоренно стали развиваться общая и социальная психология, педагогическая психология, инженерная, юридическая, авиационная, медицинская, психология труда, игры, спорта и т. д. Изучая индивидуальные и групповые психические явления, их природу, сущность, закономерности, место и роль в жизни и деятельности людей, взаимодействуя с другими науками, П. раскрывает роль психологического фактора в развитии общества, в процессах управления, показывает пути рационализации различных видов деятельности, обучения, воспитания, взаимоотношений, общения, развития и формирования личности, коллектива.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Психология
рассматривает поведение как процесс взаимодействия между организмом, и средой и ее объяснительным принципом становится принцип биологической полезности психики. Однако поведение человека протекает в сложных рамках социальной среды. Человек вступает в общение с природой не иначе, как через среду, и в зависимости от этого среда становится важнейшим фактором, определяющим и устанавливающим поведение человека. Психология изучает поведение общественного человека и законы изменения этого поведения. (3.1, 41) физическое и психическое, дух и материя, строение тела и характер в сущности являются процессами глубоко тождественными, тесно переплетенными, и разделение того и другого не может быть оправдано никакими реальными соображениями. Напротив, основной предпосылкой в психологии делается предположение о единстве всех происходящих в организме процессов, о тождестве психического и телесного и ложности и невозможности их разграничения. (3.1, 81) наука о поведении животных и человека. В последние десятилетия в психологии обнаружилась тенденция в распадению на две отдельных независимых друг от друга области знания: естественнонаучную, материалистическую психологию и описательную, идеалистическую психологию духа. В настоящее время психология переживает серьезнейший кризис, выражающийся в том, что психология распалась на много различных направлений научной мысли, не образующих единой общепринятой научной системы. По существу это есть кризис методологических основ психологии, который может разрешиться лишь в процессе длительного исторического развития психологии, строящейся на основе диалектического материализма. (12.1, 144, 145) См. Кризис (в психологии как науке), Наука, Поведение, Психика, Среда

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ПСИХОЛОГИЯ
Психологии просто невозможно дать определение; действительно, ее не легко охарактеризовать. Даже если кто-то сделает это сегодня, завтра это будет рассматриваться как неадекватное усилие. Психология – это то, что ученые и философы, придерживающиеся различных убеждений, создали, чтобы пробовать понять сознание и поведение различных организмов от наиболее примитивных до более сложных. Следовательно, действительности это вообще не предмет, это о предмете или о многих предметах. Здесь имеется немного границ, и за исключением канонов науки и этических норм свободного общества не должно быть никаких ограничений ни со стороны ее представителей, ни со стороны ее критиков. Это – попытка понять то, что до сих пор в основном ускользало от понимания. Любая попытка ограничить это или заключить в какие-то рамки подразумевает, что что-то известно относительно границ нашего знания, а это не верно. Как отдельная дисциплина, она возникла только столетие назад или около того на медицинских и философских факультетах. Из медицины она взяла ориентацию на то, что объяснение того, что делается, думается и чувствуется, в конечном счете, должно находиться в биологии и физиологии, из философии она взяла класс глубоких проблем, касающихся сознания воли и знания. С тех пор она определяется по-разному: как "наука о психике", "наука о психической жизни", "наука о поведении" и т.д. Все такие определения, конечно скорее отражают предубеждения тех, кто их дает чем фактический характер этой области. В ходе написания этого словаря возникла довольно странная метафора, которая, кажется, в некоторой степени отражает существенное качество нашей дисциплины. Она как амеба, относительно неструктурированная, но хорошо идентифицируемая как отдельное существо с особым способом действия, в котором она проецирует себя на некоторые новые методики, некоторые новые проблемные области, некоторые теоретические модели или даже некоторые другие отдельные научные области, инкорпорируя их и медленно и неуклюже преобразуясь в другую форму. Не очень лестно, может быть точно. О лексикографических проблемах см. психолог.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХОЛОГИЯ
психо + греч. logos - наука, учение). Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
П. АССОЦИАНИСТСКАЯ. Направление П., рассматривающее способность к формированию ассоциаций из первичных психических единиц как основу психической деятельности.
П. ВОЗРАСТНАЯ изучает особенности психической деятельности, обусловленные возрастом.
П. ГЛУБИННАЯ. Направление зарубежной психологии и психиатрии, предметом изучения которого является бессознательное как источник мотивов поведения человека и причин возникновения психических расстройств. Включает в себя психоанализ, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, неофрейдизм и др.
П. ДЕТСКАЯ. Раздел П. возрастной.
П. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДЛЕРА. См. Адлера индивидуальная психология.
П. КРИМИНАЛЬНАЯ. Раздел правовой (юридической) П., изучающий психологические закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении. В последние годы приобретает все большее значение наряду с судебно-психиатрической судебно-психологическая экспертиза.
П. МЕДИЦИНСКАЯ изучает психологическими методами особенности психики больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников, взаимоотношения между ними и больными. Включает в себя патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, психофизиологию, социально-психологическую диагностику применительно к медицинской практике, медицинскую профессиональную ориентацию, психологические аспекты психопрофилактики, психогигиены и психотерапии.
П. "ОБЪЕКТИВНАЯ". Направление П., изучающее главным образом реакции организма на влияние внешних, ситуационных факторов, абстрагируясь при этом от субъективных переживаний больного.
П. СОЦИАЛЬНАЯ. П., изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их вхождения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.
П. СТАРЕНИЯ. Геронтопсихология. Изучает особенности психики при старении. Раздел возрастной П.
П. СУДЕБНАЯ. Раздел юридической психологии, изучающий механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений.
П. ТРУДА исследует психическую деятельность, личностные особенности человека в процессе трудовой деятельности. Имеет важное значение для организации реабилитации психически больных.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ПСИХОЛОГИЯ
(ОПРЕДЕЛЕНИЕ) слово «психология» буквально означает «знание о душе» или «наука о душе». Первая часть слова указывает на особый мир явлений, обнаруживаемых в сознании человека, непохожих на те явления, с которыми человек имеет дело в окружающем его мире, в науках о природе и может их воспринимать невооруженным глазом. Вторая часть слова указывает на то, что речь идет или о представлениях людей об этих явлениях, сложившихся в результате накопления жизненного опыта, или об особой науке, которая возникла и существует с целью получения точных достоверных знаний об этих явлениях. Термин П. представляется многозначным и широко употребляемым в настоящее время в самых разных его значениях как в науке, так и в практике (в повседневной жизни). Ему трудно дать точное научное определение, причем имеется несколько причин этого: 1. Существуют как научная, так и практическая П., и каждая из них могут определяться по-разному. 2. Имеется множество направлений научной и практической психологии, и между некоторыми из них, например между психоанализом, бихевиоризмом, когнитивной и гуманистической психологией, очень мало общего. 3. Система явлений, которые изучаются психологией, настолько сложна и многообразна, что выразить их суть в едином, тем более единственном определении не представляется возможным. 4. Любое данное в настоящее время определение П. как науки уже через несколько десятков лет может оказаться неадекватным, так как система психологических знаний постоянно изменяется и развивается. Тем не менее, общим для любых систем современных психологических знаний и, следовательно, для потенциальных определений П. может быть следующее: 1) Все они так или иначе имеют дело с явлениями, которые называются психологическими. 2) Все они пытаются найти с помощью этих явлений объяснение поведению человека. В научный оборот термин П. вошел в XVIII в. В настоящее время слово психология чаще всего обозначает следующее: 1. Науку о совокупности психологических (душевных-по старой терминологии) явлений, а также об объясняемом на их основе поведении человека и животных. 2. Совокупность самих психологических (душевных) явлений. 3. Внутренний, субъективный мир человека, переживаемый им в форме разнообразных ощущений, образов, идей и т. п. 4. Взгляды, убеждения, отношения, настроения и т. п., характеризующие отдельно взятого человека или группы людей. См. бихевиоризм, психология гуманистическая, психология житейская, психология когнитивная, психология научная, психология практическая, психоанализ.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОЛОГИЯ
от греч. рsусhe – душа + logos – учение, наука) – наука o закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых cyществ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего наблюдения, то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике. Будучи порождением и функцией социальных процессов, сознание индивидуального субъекта имеет системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания, независимо от самоотчета о них cyбъeкта, обусловлена тем, что они развиваются в объективной системе его отношений с др. людьми, окружающим миром. В этой же системе, всматриваясь в дpyгих, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения. См. Я-концепция Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем, в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления перспективных направлений ее дальнейшего развития. П. конфликтов является одним из направлений исследований в П. и одновременно отраслью конфликтологии. П. конфликтов выступает системообразующей отраслью конфликтологии. Из 16 наук, исследующих конфликт, только П. изучает все типы конфликтов у человека (социальные, внутриличностные) и зооконфликты. Человек является центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Поэтому знание П. поведения человека в конфликтах является условием их объяснения.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПСИХОЛОГИЯ
от греч. psyche — душа и logos — наука) — наука о законах активного отражения индивидом объективной реальности; изучает психику человека и животных. Важнейшая задача П.— изучение психики человека и ее высшей, специфически человеческой формы — сознания. Наиболее изучены в П. познавательные процессы — ощущение, восприятие, память, мышление. Менее изучены проблемы внутренней регуляции деятельности человека, потребности, мотивы, аффективно-волевые процессы. Изучение личности в П. развивается по трем направлениям: дифференциально-психологическое (изучение индивидуальных различий), онтогенетическое (формирование личности в детском, юношеском и подростковом возрасте) и общепсихологическое (характеристика целостности личности, в отличие от целостности человека как биологического существа). Психика, являясь основным объектом изучения в П., рассматривается ею в контексте деятельности человека. Однако деятельность рассматривается в П. не сама по себе, а в плане психического управления ею. Такая деятельность называется ориентировочной. Она выступает, с одной стороны, как предмет исследования, а с другой стороны — как объяснительный принцип. Основными проблемами П. являются: 1) психофизиологическая (об отношении психики к ее телесному субстрату — мозгу); 2) психосоциальная (о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации индивидами и группами); 3) психопраксическая (о формировании психики в процессе реальной деятельности и зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов-образов, мотивов, личностных свойств, операций); 4) психогностическая (об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности); 5) психофизическая (об отношении между величинами физических раздражителей и интенсивностью вызываемых ими ощущений) и пр. Разработка этих проблем ведется на основе принципов детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов), системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психической организации), развития (изменения, преобразования психических процессов). Широкое развитие П. привело к ее дифференциации. Так появились психофизиология, психофизика, социальная, педагогическая, медицинская, дифференциальная, юридическая и др. отрасли П., многие из которых ныне имеют самостоятельный статус. Развитие промышленного производства поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путем рационализации процесса и условий труда. Это привело к возникновению П. труда, в условиях автоматизации производства коренным образом изменившего характер трудовой деятельности человека, появилась инженерная психология. П. труда и дифференцировавшиеся в ней специальные дисциплины образуют вместе с физиологией, экологией, гигиеной и технической эстетикой комплексную область знания о труде — эргономику. В последние десятилетия появились и бурно развиваются такие новые отрасли П., как экономическая психология, психология компьютеризации, психология управления, экстремальная психология и др.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Психология
от греч. psyche - душа и logos - учение, наука), наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (Аристотель, "О душе" и др.). В XVII-XVIII вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. XIX в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" естественно-научной и культурно-исторической. Главные течения психологии XX в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином "душа" и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и высших нервных центров). Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего наблюдения (интроспекции), то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики (а также ее патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Будучи порождением и функцией социальных (надындивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчета) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с другими людьми, окружающим миром. В этой же системе, "всматриваясь" в других, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения. Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П. В ходе разработки основных проблем П. сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика П. неотделима от социальной, от общественных потребностей. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дальнейшего развития.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Психология
(Psychologia) (от греч. psyche и logos). Наука о факторах, механизмах, закономерностях возникновения и проявления психики как субъективного отражения объективной действительности.
П., аналитическая (от греч. analysis - раскладывать, расчленять). Направление в психологии, изучающее психическую деятельность методом анализа и классификации отдельных фактов, что не признается синтетическим подходом к психическим явлениям.
П., аперцептивная - см. Аперцептивная психология.
П., ассоциативная (Psychologia associativa) (от лат. associo - соединять, объединять). Направление в психологии, согласно которому в основе психической деятельности и психических явлений лежит способность человека к формированию ассоциаций из первичных психических единиц («душевных атомов»). Син. Ассоциационизм, Ассоционизм.
П., возрастная. Изучает особенности психической деятельности, обусловленные возрастом.
П., генетическая (Psychologia genetica) (от греч. genesis - происхождение). Учение о генетическом развитии психической жизни, которое видит зачатки сложной психической деятельности современного культурного человека в духовности первобытных племен и детей.
П., глубинная. Общее название различных направлений в психологии и психиатрии, предметом исследования которых является бессознательное как источник мотивов поведения человека и причина возникновения психических расстройств (психоанализ, индивидуальная психология, неофрейдизм и др.). См. Психодинамическое направление.
П., глубокая - см. Психодинамическое направление.
П., групповая - см. Групповая психология.
П., гуманистическая - см. Гуманистическая психология.
П., детская - см. Раздел возрастной психологии,
П., динамическая - см. Динамическая психология.
П., дифференциальная - см. Дифференциальная психология.
П., зрелого возраста. Область психологии, изучающая вопросы психологии учебы и развития в зрелом возрасте (приблизительно от третьего до шестого десятилетия жизни). П. з. в. разграничивается от юношеского возраста и от возраста свыше 60-65 лет. Многие психологические тесты исследования предназначены для соответствующего возраста. Более специфическими являются требования к исследованию детского возраста.
П., «из кресла» (Arm-chair psychology). Понятие, введенное Скрипчером и используемое бихевиористами. В иронически-полемическом смысле оно касается тех психологов, которые сидят в своих кабинетах, рассуждая «о душе» и создавая спекулятивные теории. Бихевиористы настоятельно требовали «запрета кресел» (Arm-chair taboo). Это «требование», с одной стороны, оправдано как методологически-методическая критика неконтролируемой интроспекции и метафизических спекуляций, а с другой - оно содержит позитивистское заблуждение, что психологические исследования могут и должны проводиться без углубленных и всесторонних теоретических предпосылок.
П., индивидуальная, Адлера -см. Адлера, индивидуальная психология.
П., индустриальная - см. Индустриальная психология.
П., инженерная - см. Инженерная психология.
П., интеграционная - см. Интеграционная психология.
П., информационная - см. Информационная психология.
П., кибернетическая - см. Кибернетическая психология.
П., клиническая - см. Клиническая психология.
П., когнитивная - см. Когнитивная психология.
П., комплексная - см. Комплексная психология.
П., конкретная - см. Конкретная психология.
П. конфликта. Проблемная область, которая совсем не едина в отношении своего предмета (от поведенческих конфликтов у животных в лабораторных экспериментах до индивидуальных и групповых конфликтов и войн в человеческом обществе) и для которой созданы принципиально различающиеся теории (от психоанализа до математически формулированных, социально-психологических экспериментальных теорий, игр, конфликтов).
П., космическая - см. Космическая психология.
П., криминальная. Раздел правовой (юридической) психологии, изучающий психологические закономерности формирования противоправовых установок и их реализации в преступном поведении. В последние годы приобретает все большее значение наряду с судебно-психиатрической судебно-психологическая экспертиза.
П., математическая - см. Математическая психология.
П., медицинская (от лат. medicina - лечебная наука, медицина). Раздел психологии, изучающий психику больного человека, психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников, а также взаимоотношения между больным и врачом. Совокупность психологических теоретических данных и психологических методов исследования, применяемых в медицине.
П., молярная - см. Молярная психология.
П., «объективная». Направление в медицинской психологии, изучающее в основном реакции организма на внешние, ситуационные факторы, не взирая при этом на субъективные переживания больного. Ср. Психология., медицинская.
П., объясняющая - см. Объясняющая психология.
П., педагогическая - см. Педагогическая психология.
П., «понимающая» - см. «Понимающая» психология.
П., прикладная - см. Прикладная психология.
П. развития. Раздел психологии, предметом которого является анализ психических изменений, точнее - изменений от более низшего к более высшему, от простого к сложному. Различают в основном три большие группы последовательно наступающих изменений: а) филогенез (соотв. антропогенез); б) онтогенез; в) актуальгенез. Они взаимно обусловлены и взаимозависимы.
П., реабилитационная - см. Реабилитационная психология.
П., социальная (от лат. socialist - общественный, socius - товарищ). Раздел психологии, изучающий закономерности деятельности человека в коллективе и формирование межличностных отношений.
П. старения - см. Геронтопсихология.
П., сравнительная - см. Сравнительная психология.
П., судебная. Раздел юридической психологии, изучающий механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений.
П. труда. Исследует психическую деятельность, личностные особенности человека в процессе трудовой деятельности. Имеет важное значение для организации реабилитации психических больных.
П., феноменологическая - См. Феноменологическая психология.
П., хормическая - см. Хормическая психология.
П., экологическая. Раздел психологии, изучающий влияние экологических факторов на развитие личности и на развитие и состояние психологических процессов у отдельных индивидуумов, различных групп и общества в целом.
П., экономическая - см. Экономическая психология.
П., экспериментальная - см. Экспериментальная психология.
П., эпохальная - см. Эпохальная психология.
Психометрические методы исследования. Они дают возможность количественного выражения (измерения) исследуемых феноменов. К этой группе относятся: а) Вопросники (см.), б) Тесты (см.).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОЛОГИЯ
наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог - человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.
Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в. Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта.
В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:
1) она - наука о самом сложном, что пока известно человечеству;
2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;
3) ее практические следствия уникальны - они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто - это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями - задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.
В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии - этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная.
Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать - иногда срочно - практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний.
Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
Психология - живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы - главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет.
Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается "научно" обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею. Душа остается эмпирически неуловимой. В этом - одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой. Но для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом психологии. Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их.
Другая особенность психологии - в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение - косвенно - делать выводы о собственно психике. Выбор такого "вторичного объекта" зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, - от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной.
Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому - внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические - как наблюдаемые лишь опосредованно, через "побочные эффекты" (-> процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма.
С позиций теории деятельности, предмет психологии - законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность - вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии - психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения - выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной - системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой - как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем - результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности - результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.
Основными проблемами психологии научной являются:
1) проблема психофизиологическая - об отношении психики к ее телесному субстрату;
2) проблема психосоциальная - о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами;
3) проблема психопраксическая - о формировании психики в ходе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов - образов, операций, мотивов, личностных свойств;
4) проблема психогностическая - об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности, и пр. Разработка этих проблем ведется на основе:
1) принципа детерминизма - раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов;
2) принципа системности - трактовки этих явлений как внутренне связанных компонент целостной психической организации;
3) принципа развития - признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических.
В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и пр. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, кои выступают в виде отдельных отраслей, нередко обретая самостоятельный статус. Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами.
Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение ряда функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, - функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению и нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и прочего, - но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с очеловечением машины, сколько с "кибернетизацией" человека и живых существ вообще.
Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, не могущих передаваться электронным устройствам, прежде всего - способностей творческих. Изучение проблем интеллекта искусственного и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии.
Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью "человеческого фактора" в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-" временности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур - с целью выявления самых перспективных направлений ее развития.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

О программе курса "психология" при подготовке экономистов

Медведев В. П.
Читать PDF

Психология в обеспечении информационной безопасности личности и общества

Непомнящий А. В.
Читать PDF

Микрогрупповая концепция: психология малой группы

Сидоренков А. В.
Читать PDF

Психология нарушения собственной безопасности

Краснянская Т. М.
Читать PDF

Психология образования и компьютерные тесты Санкт-Петербургской академии постдипломного образования

Иванов С. В.
В статье приводится исследование применения компьютерных тестов в образовательных целях. Разработка компьютерных тестов очень важна для оказания помощи вузам.
Читать PDF

Инженерная психология, техника и психика

Ткачев И. И.
Читать PDF

Психология на качелях между душой и телом

Зинченко Владимир Петрович
Читать PDF

Психология человеческого бытия и самопонимание субъекта

Знаков В. В.
Читать PDF

Организационная психология образования в системе идей научной организации педагогического труда

Хребина С. В.
Читать PDF

Отечественная авиационная психология: прошлое, настоящее, будущее

Лысакова Елена Николаевна
В статье содержится историко-психологический анализ авиационной психологии как отрасли психологической науки, выделены детерминанты ее развития, обоснована методологическая основа исследований.
Читать PDF

Психология развития личности и поведения детей в семьях разводящихся родителей

Аксенов М. М., Авдеенок Л. Н.
В представленном материале даны анализ мотивов разводов у 145 женщин и 132 мужчин, восприятие разводов детьми и частота личностных нарушений. Развод родителей приводит к дисгармоническому развитию детей и нарушению поведения.
Читать PDF

Анатолий Лактионович Журавлев: «Психология находится в центре всей современной системы наук»

Луков Валерий Андреевич
Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, академик Международной академии наук (IAS) Анатолий Лактионович Журавлев один из крупнейших российских психологов, научная жизнь которого на прот

Похожие термины:

  • Психология общения: школа Бодалева А. А

    В нач. 1960-х гг. на ф-те психологии Ленинградского (в настоящее время Санкт-Петербургского) гос. ун-та, деканом к-рого в те годы был Б. Г. Ананьев, начало развиваться направление социальной психологии,
  • Психология воздействия: концепция Г. А. Ковалева

    Разрабатывая концепцию психологии воздействия, Г. А. Ковалев выявил его универсальную онтологическую сущность и определил воздействие как процесс детерминации активности взаимодействующих меж
  • АДЛЕРА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    направление в психологии, изучающее влияние ранних детских впечатлений на последующее психическое развитие индивида. Как считает А.Адлер, отправным пунктом этого развития является врожденный ко
  • Адлерианская психология

    adlerian psychology) А. п., известная тж как индивидуальная психология, была создана Альфредом Адлером после его выхода в 1911 г. из Венского психоаналитического об-ва. Индивидуальная психология часто неправи
  • ПСИХОЛОГИЯ ГЛУХИХ

    gt; сурдопсихология.
  • ПСИХОЛОГИЯ Я

    gt; эго-психология.
  • ОРГАНИЗМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    См. организменный.
  • Психология акта

    , философская психологическая система, предложенная Францем Брентано. Его позиция была сформулирована в противовес структурализму (1), ориентированному на изучение содержания. Струрализм доказыв
  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    1. вариант психоанализа К.Юнга; 2. любое направление психологии, использующее в качестве основных методы анализа проявлений психического.
  • ЮНГА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Jung C.]. Одно из направлений глубинной психологии, явившееся ответвлением от ортодоксального психоанализа S. Freud и противопоставляемое ему, хотя различия во взглядах S. Freud и C. Jung несущественны: и там,
  • Анормальная психология

    Научное исследование анормального поведения. С помощью научных методов психология пытается описать, объяснить и предсказать виды анормального поведения. Основной целью анормальной психологии я
  • Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру

    clinical psychology graduate training) До 40-х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической психологии в США не проводилась; стимул к развитию программ их подготовки появился посл
  • S-R психология

    См. психология стимула-реакции.
  • ПСИХОЛОГИЯ АССОЦИАНИСТСКАЯ

    психология ассоциативная) - психологические направления, в коих единицей анализа психики признана ассоциация. В ее основе лежал сформулированное Спинозой правило, ныне называемое законом ассоци
  • АССОЦИАНИЗМ, АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объ
  • Ассоциативная психология

    (Psychologia associativa). Направление психологии, использующее понятие ассоциации в качестве основного объяснительного принципа. См. Ассоциация, Психология, Психология, ассоциативная.
  • Атомистическая психология

    Словообразование. Происходит от греч. atоmоs- неделимый и psyche - душа + logos - учение. Категория. Направления в психологии. Специфика. Здесь делалась попытка разложить психическую жизнь на элементы, чтоб
  • ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ

    отрасль психологической науки, изучающая психические особенности различных видов летной деятельности в зависимости от ряда факторов: общественно-исторических условий, техники, свойств личности
  • ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ

    gt; тифлопсихология.
  • Социальная психология

    см Психология социальная.