общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов. В развитии А. можно выделить след.этапы.
1. Предпосылки возникновения А.: выделение ассоциации как объяснительного принципа (О. п.) для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. э. - нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей "движения мысли" (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и "ложных идей" (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). УД. Юма ассоциация становится О. п. всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин "ассоциация" (Локк).
2. "Классический А." (середина XVIII - нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы А., в которых ассоциация выступает О. п. психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию "ментальной механикой", Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).
3. Середина XIX - нач. XX в. Нач. кризиса А. в теории и разработка отдельных идей А. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести "законы духа" к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию А. активности субъекта, Я ("ментальная химия" Джона Стюарта Милля, "творческие ассоциации" А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. используются для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в исследованиях мотивации (3. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др.
4. 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение А. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что "ассоциация - это вообще не столько "механизм", сколько явление, - конечно, фундаментальное, - которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов" (С. Л. Рубинштейн). Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в. (Е. Е. Соколова.)
АССОЦИАНИЗМ, АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
АССОЦИАНИЗМ, АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004