Психология акта

Найдено 3 определения термина Психология акта

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Психология акта

act psychology) Основные идеи П. a. (Aktpsychologie) были впервые изложены католическим священником Францем Брентано (1838 - 1917) в его книге, названной Psychologie vom empirischen Standpunkt ("Психология с эмпирической точки зрения"). Брентано полагал, что психология должна твердо придерживаться метода эмпирического наблюдения и выбраться из филос. трясины, куда она попала в эпоху (и не без влияния) Иммануила Канта, к-рого Брентано считал мистиком. Для Брентано "слово "эмпирический" означало чувственный опыт с акцентом на деятельности". Он считал, что определенный опыт следует всегда непосредственно соотносить с определенным объектом. Вундт утверждал, что психология должна изучать содержания опыта (сознание), а задача психолога - расчленять эти ментальные содержания на их дискретные элементы. Брентано выступал против такого подхода и стал одним из самых строгих критиков Вундта. Для Брентано психол. процессы лишь тогда приобретают свое значение, когда они составляют акты сознания. Когда мы видим "красный" цвет, значимым ментальным событием является не цвет как таковой, а акт "переживания красного". Брентано выделил три класса актов: а) акты идеации (представливания), состоящие из процессов ощущения и воображения; б) акты суждения, включающие констатацию, оценивание и сомнение; в) акты чувствования, представляющие собой позитивные или негативные отношения к объекту, наподобие любви или ненависти. По всей вероятности, П.а. оказала влияние - пусть даже косвенное - на более поздние психол. системы. Функционалисты начала XX в. тоже выступали против вундтовского поэлементного анализа сознания и делали акцент на психол. деятельности как функции "души". Позднее и гешталът-психологи присоединились к протесту Брентано против психологии элементов. См. также Эмпиризм, Вопрос об отношении души и тела, Феноменологический метод, Структурализм Р. Ландин
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Психология акта

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория. Психологическая концепция Ф.Брентано.

Специфика. Была заявлена в 1874 г. в его труде "Психология с эмпирической точки зрения". Исходит из приоритетности предметности сознания. Душа здесь понималась как лежащий вне возможности исследования субстанциональный носитель духовных актов, среди которых были выделены акты представления, суждения и чувствования, служащие предметом эмпирического изучения. Каждый такой психический акт имеет интенциональность (направленность на объект) и эвидентность (непосредственную самопереживаемость). В силу этого исследование должно быть перенесено с рассмотрения содержания сознания на процесс его наполнения. К данному направлению могут быть отнесены К.Штумпф, А.Мейнонг, С.Витасек и др. Эти идеи оказали существенное влияние на развитие Вюрцбургской школы и гештальтпсихологии.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ПСИХОЛОГИЯ АКТА

, философская психологическая система, предложенная Францем Брентано. Его позиция была сформулирована в противовес структурализму (1), ориентированному на изучение содержания. Струрализм доказывал, что основным предметом психологии является содержание сознания, представители психологии акта сосредоточивали свое внимание на актах или процессах сознания, считая их основным источником эмпирических данных. Являясь эмпирической теорией, это направление внесло очень значительный вклад в психологию, но сыграло большую историческую роль. Оно заложило основу для создания других направлений – таких, например, как Вюрцбургская школа, – и обеспечило философскую основуд» развития функционализма.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Мотивация и конфликт в механизмах инициации поведенческого акта

Котов А.В.
The theses of the official speech delivered by the author at the meeting of the Academic council of the Institute of Medical Education within Novgorod State University (NovSU) were presented.
Читать PDF

Смысловая обусловленность креативного акта: системно- антропологический контекст

Клочко Виталий Евгеньевич
Рассматриваются возможности применения трансспектив-ного анализа проблемы инициации креативного акта на предмете математической креативности как направления, в котором присутствуют черты мультидисципл
Читать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Читать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин.
Читать PDF

Особенности профессионального становления студентов-психологов

Лисова Е.Н.
Читать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария.
Читать PDF

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей.
Читать PDF

Влияние психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на их адаптированност

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершаю
Читать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Читать PDF

Социологическое сопровождение организации морально-психологического обеспечения ВС РФ как специфичес

Карев И.В.
Читать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы
Читать PDF

Психологические проблемы предикторов противоправного по ведения несовершеннолетних

Чижова И.Н.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: