АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Аналитическая психология
1. вариант психоанализа К.Юнга; 2. любое направление психологии, использующее в качестве основных методы анализа проявлений психического.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Форма психоанализа, разработанная Карлом Густавом Юнгом. 2. Иногда это название используется для любого подхода в психологии, при котором особое значение придается разложению явлений на составляющие их части.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Аналитическая психология
Analitycal psychology). Теория личности Юнга, в которой придается большое значение противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
название системы психологических идей, связанных с именем Карла Юнга. Основная идея этого учения состоит в том, что сознание и бессознательное в человеке взаимно дополняют друг друга, а не противопоставлены как в учении 3. Фрейда.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Аналитическая психология
(Psychologia analitica). Направление глубинной психологии. А. п. изучает проблемы саморегуляции и энергетических источников психики, сущности личности, личностных типов и др. Основная тема рассуждений и исследований А. п. - связь между неосознанным и сознанным. По Юнгу, предметом психологии почти всецело является исследование неосознанного.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

аналитическая психология

система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой как и в концепции психоанализа фрейда, придается особое значение бессознательному. Однако наряду с его личной формой существования выделяется и коллективное бессознательное как автономное психическое явление, а в концепции бессознательного особое место отводится архетипам.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
система взглядов швейцарского психолога К. Юнга, названная им так с целью отграничить ее от родственного направления – психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и З. Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, К. Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования – архетипы (общечеловеческие первообразы) – лежат в основе символики творчества, ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов К. Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса. Хотя А. п. отвергла ряд постулатов фрейдизма (напр., под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), методологии этого направления присущи те же особенности, что и др. ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции. Предложенная К. Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей – экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от А. п. развитие в конкретных психологических исследованиях личности.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ответвление психоанализа (см. Психоанализ). Основатель А. п. швейцарский психолог и философ Карл-Густав Юнг (1875-1961). Основа его теории – учение о коллективном бессознательном (см. Архетипы), в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Юнг писал, что архетипические высказывания основаны на инстинктивных представлениях и им нечего делать с разумом, они разумно не обоснованы и не могут быть опровергнуты разумными аргументами. Особое место в А. п. занимает индивидуация – процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Душевная жизнь выступает как бесконечное отражение внутри себя открытых потаенных, бессознательных структур, требующих, особенно в кризисные моменты жизни, осознания и включения в душевную целостность. Душа, по Юнгу, представляет некую нефизическую реальность, наполненную энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Душа наполнена противоположностями (сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное и др.). Проблема заключается в том, что в силу ряда причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, непринятой. В процессе индивидуации человек должен «открыть себя» и принять. Главным ориентиром является архетип «самости», своего рода образ Бога в себе. Эта инстанция недостижима, но путь к ней во внутреннем странствии продолжается вечно, потому что, по Юнгу, душа бессмертна.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Analytical psychology; Analytische Psychologic) - одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях в области человеческой психики, сделанных Юнгом.
Работая в психиатрической клинике в Бурхгольцли в Швейцарии, Юнг (после прочтения книги Фрейда "Толкование сновидений") стал активным последователем идей Фрейда, а впоследствии и близким другом. К моменту личной встречи в 1907 году Юнг уже имел международную известность как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Используя в своих работах теорию Фрейда, Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое движение, как таковое. Позже между ними обнаружилось разногласие, в частности, в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Фрейд полагал, что психические расстройства развиваются из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир пациента. Юнг же считал, что контакт с внешний миром поддерживается и иными способами, кроме сексуального. К 1912 году их раскол окончательно оформился, и Юнг, оставив психоаналитическое движение, развил собственный подход, названный им Аналитической психологией. Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды (20 томов неполного собрания сочинений, несколько томов переписки, автобиографическая книга, интервью и др.) включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психического, обстоятельную теорию психологических типов и детальное описание универсальных психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики. Его теория исследует взаимодействие врожденных энергетических систем в организме человека с его недифференцированными потенциями. Жизненный контакт приводит эти потенции к дифференцировке, развитию и трансформирует в сознательный опыт.
Сегодня аналитическая психология включает теорию, обширное разнообразие работ, написанных современными специалистами, а также психотерапевтическую практику. Аналитические психологи объединены в региональные структуры, а также в Международную профессиональную организацию МААП (Международная ассоциация аналитических психологов - IAAP) со штаб-квартирой в Цюрихе.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
АНАЛІТЫЧНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / ANALYTICAL PSYCHOLOGY– одно из направлений глубинной психологии (см. Глубинная психология), основанное швейцарским психологом и философом К. Г. Юн гом (1875–1961). Основа его теории– учение о коллективном бессознательном, в котором запечатлены передающиеся по наследству специфические принципы, формы структурирования опыта предшествующих поколений (см. Бессознательное, Архетипы). Ключевое понятие коллективного бессознательного (вслед за фрейдовским бессоз нательным, понимаемым как индивидуальное) раскрывает новый, более глубокий уровень психики, ощущаемый индивидом не как собственный, а как принадлежащий человечеству, в отличие от уровня сознания и индивидуального бессознательного (Юнг рассматривал процессы этих трех уровней во взаимодополняющем единстве). Архетипическое содержание коллективного бессознательного в силу инстинктивной природы обладает большим количеством психической энергии. Используя в своих работах теорию З. Фрейда, Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое движение. Однако расхождение с Фрейдом в понимании природы связи внутреннего и внешнего мира пациента предопределило создание Юнгом собственной теории– А. п. Особое место в А. п. занимает индивидуация– процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности, открытия и принятия в себе противоречивых и конфликтных сторон. Душевная жизнь выступает как бесконечное отражение внутри себя открытых потаенных, бессознательных структур, требующих осознания и включения в душевную целостность, особенно в кризисные моменты жизни. Главным ориентиром является архетип самости, своего рода образ Бога в себе. Эта инстанция недостижима, но путь к ней во внутреннем странствии продолжается вечно, потому что, по Юнгу, душа бессмертна. Кроме упомянутых понятий архетипа, коллективного бессознательного, индивидуации важными для А. п. являются понятия психической реальности, символа, активного воображения, а также типология психической структуры (см. также Глубин ная психология). Идеи А. п. Юнга нашли продолжение в работах единомышленников и последователей– Г. Адлера, Дж. Якоби, Э. Юнг, М. Л. фон Франц, Э. Эдингера, Э. Нойманна, Дж. Холла, Ю. Моник, Р. Джонсона, Дж. Хиллмана, Х. Дикманна и многих других. А. п. сегодня развивается как теория и психотерапевтическая практика с обширным профессиональным кругом аналитических психологов по всему миру. Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. analytic psychology) - одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и культурологом К. Г. Юнгам. В центре А. п. находится учение о бессознательном, которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека. Убедившись, что идеи 3. Фрейда, разработанные на материале больных истерией, неприменимы к шизофреникам, Юнг выдвинул иную, чем Фрейд, концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного Юнг выделяет еще коллективное бессознательное. Интерпретируя с психологической т. зр. данные физической и культурной антропологии (этнографии), истории культуры и религии, Юнг толкует коллективное бессознательное как "осадок" в психике человека опыта, полученного в ходе биологической эволюции и культурно-исторического развития.
В качестве единицы анализа коллективного бессознательного Юнг выдвигает понятие архетипа - врожденной установки к избирательному восприятию, переживанию и, возможно, некоторой форме поведения по отношению к определенным стимулам. Архетип определяется как "чистая потенция формы", не имеющая собственного содержания, но позволяющая структурировать различное содержание психики. Постулируя существование разных архетипов, Юнг выделяет в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения. В структурирующем влиянии архетипа на поведение Юнг усматривает проявление либидо, которое понимается им как динамически-энергетический аспект психики. Не в созидательной социальной деятельности человека, а в глубинах индивидуальной психики видит Юнг движущие силы развития субъекта. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути "индивидуации", т. е. полного выявления неповторимой индивидуальности человека, его полного самоосуществления.
Кроме общих установок (неосознаваемой направленности на определенную цель, готовности к некоторому действию и восприятию), Юнг вводит понятия экстравертированной (направленной на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок сознания (эго). Эти установки характеризуют 2 против, психологических типа личности - экстравертов и интровертов. Выдвинутая Ютом типология получает дальнейшее развитие в факторной теории личности, разработанной англ, психологом Г. Айзенком. Определяемые с помощью опросников Айзенка показатели по шкале экстра-версия-интроверсия значимо коррелируют с некоторыми свойствами темперамента и чертами личности.
Добавление ред.: В числе плодотворных идей, выдвинутых Юнгом и получивших развитие в психоанализе, была идея психических комплексов. составляющих содержание личного бессознательного.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Аналитическая психология
(от греч. analysis — «расчленение», psyche — «душа», logos — «учение») — направление, разработанное швейцарским психологом К. Г. Юнгом. В настоящее время рассматривается в качестве одного из течений неофрейдизма, созданного в противовес классическому фрейдизму (см. Психоанализ).
В рамках А. п. по сравнению с учением 3. Фрейда сексуальности и агрессии отводится существенно меньшая роль, но при этом значительное внимание уделяется некоторым элементам теологии. По мнению К. Г. Юнга, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное, которое играет ведущую роль в личности. Если к личному бессознательному относятся забытые, вытесненные, не дошедшие до порога восприятия явления, с которыми реально взаимодействовал индивид, то коллективное бессознательное представляет собой систему врожденных и латентных воспоминаний прошлого человеческого развития.
В качестве единицы анализа психики К. Г. Юнг предложил понятие архетипа, как врожденного образца поведения, соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Психоанализ, проводимый с позиции А. п., оперирует следующими понятиями: Самость (самопознание смысла жизни), символ, архетип, Анима (источник ласки и влечений), Анимус (источник непререкаемых суждений), Тень (совокупность вытесненных представлений человека о самом себе) и др. Согласно А. п., в центре сознания находится структура Я, которое защищается от внешних деструктивных воздействий при помощи маски (Persona). К Я подстраиваются одна из двух интегральных установок (экстраверсия, направленная преимущественно на внешний мир, и интроверсия, направленная на внутренний, субъективный мир) и две из четырех функций (мышление, чувства, восприятия, интуиция).
По мнению представителей А. п., все изменения, происходящие внутри сознания, обусловлены либидо. Например, у здорового человека либидо гибко адаптируется к изменяющимся условиям окружающего мира, а у невротика оно регрессивно. Соответственно центральным моментом жизни человека выступает индивидуация, очищение. После «инициации к внешней деятельности» в первой половине жизни начинается процесс «инициации к внутренним действиям». При этом сначала
происходит встреча с Тенью, а затем, во второй фазе, происходит взаимодействие с коллективным бессознательным — основными надындивидуальными образцами человеческих переживаний, представленных в символической форме, запечатленных в мифах, снах. Цель индивидуации — в достижении Самости (познания смысла жизни), которая выступает синтезом божественного и индивидуального. Также следует отметить, что цель жизни человека и его развития заключается тогда в познании смысла жизни, в раскрытии своих творческих (созидательных) потенциалов.
Литература
Юнг К. Г. Аналитическая психология // История зарубежной психологии (30—60-е гг. XX в.). Тексты. М., 1986.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПСИХОЛОГИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ
направление в психологии - в том числе психологии глубинной, социологии и психоанализе, восходящее к системе взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшего ей это название с целью отграничения от родственного направления - психоанализа З. Фрейда.
По отношению к психоанализу и фрейдизму она выступает как реформистское направление, отказавшееся от ряда принципиальных положений психоанализа классического: о природе и сущности энергии психической, о месте и роли сексуальности, о специфике и диапазоне действия комплекса Эдипа и пр. Вместе с тем она принимает психоанализ как мировоззренческую, теоретическую и методологическую основу.
Влияние Юнга на мировую культуру сопоставимо с влиянием его учителя - Фрейда.
В теории Юнга бессознательному тоже придается решающее значение в регуляции поведения, но наряду с индивидуальным (личным) выделяется бессознательное коллективное, кое никогда не может стать содержанием сознания. Оно образует автономный психический фонд, где запечатлен унаследованный опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования - архетипы (общечеловеческие первообразы) - лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. Учение о бессознательном коллективном, существующем наряду с бессознательным личным и сознанием, во взаимодействии с ними, составляет основу теории Юнга.
Центральное место занимает понятие индивидуации - особой интеграции содержаний бессознательного коллективного, благодаря коей личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Индивидуация считается целью психического развития человека.
Душевная жизнь выступает как бесконечное странствие внутри себя, открытие потаенных бессознательных структур, требующих, особенно в периоды жизненных кризисов, осознания и включения в душевную целостность. Важнейшие из открываемых инстанций - Тень, Анимус и Анима. Центральной же является инстанция самости - своего рода образ Бога в самом себе.
В психологии аналитической были получены принципиально важные результаты: разработаны понятия и концепции бессознательного коллективного, архетипов, комплекса, комплекса Электры; создан тест на ассоциацию слов; предложена типология характеров, проведены оригинальные исследования по проблемам личности, творчества, мифологии, искусства, религии, символики сновидений, неврозов и пр.
В качестве метода анализа скрытых мотивов предложен тест на ассоциацию слов (-> эксперимент ассоциативный): неадекватная реакция или задержка реакции на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса.
Хотя психология аналитическая отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понимается не сексуальная, а любая бессознательная энергия психическая), но ее методологическим ориентациям присущи те же особенности, что и прочим ответвлениям, психоанализа.
Предложенная Юнгом типология характеров, выделяющая их две главные категории - экстравертов и интровертов, получила независимое развитие в конкретных психологических исследованиях личности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Аналитическая психология
Словообразование. Происходит от греч. analysis - расчленение, psyche - душа + logos - учение.
Автор. К.Г.Юнг.
Категория. Психологическое направление, одно из течений неофрейдизма.
Специфика. Создана в противовес классическому фрейдизму. Психика в ней трактуется менее детерминистически, чем в психоанализе (есть элементы теологии). Меньшая роль отводится сексуальности и агрессии. К личному бессознательному, которое представлено забытым, вытесненным, не дошедшим до порога восприятия содержанием, добавляется коллективное бессознательное, которое представляет собой систему врожденных и латентных воспоминаний прошлого человеческого развития. В этом понятии нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения, соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо, которое у Юнга стало обозначать общую жизненную энергию. В соответствии с этим психотерапевтический анализ и толкование служат не столько актуализации воспоминаний личной жизни, сколько пробуждению творческой потенции коллективного бессознательного. Практика аналитической психологии основана на понятиях индивидуация, самость, символ. Психика есть общность всех сознательных и бессознательных содержаний. В центре сознания находится структура Я, которое защищается от внешних деструктивных воздействий при помощи маски (Persona). К Я подстраивается одна из двух интегральных установок (экстраверсия, направленная преимущественно на внешний мир, и интроверсия, направленная на внутренний, субъективный мир) и две из четырех функций (мышление, чувства, восприятия, интуиция). Изменения внутри сознания обусловлено либидо. У здорового индивида либидо гибко адаптируется к изменяющимся условиям окружающего мира, у невротика оно - регрессивно. Центральным моментом жизни человека выступает индивидуация, очищение. После "инициации к внешней деятельности" в первой половине жизни начинается процесс "инициации к внутренним действиям". Сначала происходит встреча с тенью - это часть личности, которая не была осознана и представляет собой личностное бессознательное (теневая сторона сознания). Во второй фазе происходит взаимодействие с коллективным бессознательным - основными надиндивидуальными образцами человеческих переживаний, представленных в символической форме, запечатленной в мифах, снах. Архетипы - анима, анимус, рай, преисподняя, освободитель, дракон, море, герой. Цель индивидуации - в полной интеграции, в достижении Самости, которая является синтезом божественного и индивидуального. Самость в алхимии выражается в мандале, которая представляет собой семи-, восьми-, десяти-, двенадцати-лепестковый цветок (роза, лотос).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ее основателем является К. Г. Юнг, один из учеников 3.Фрейда. Центральным понятием А.п. является учение о бессознательном, коему Юнг отводил приматное место при дескрипции-экспликации детерминантов возникновения особенностей психики и поведения индивида; Юнг был не согласен с Фрейдом, что сексуальное либидо является двигателем активности человека, и, поэтому, он выдвинул несколько иную, чем у Фрейда концепцию бессознательного; кроме индивидуального бессознательного в А.п. Юнг выделяет также коллективное бессознательное; герменевтизируя-модифицируя с психологических критериев данные этнографии. истории культуры, религии, социологии, антропологии, Юнг истолковывает коллективное бес-сознательное, как суммацию опыта в психоконститутивах человека, генезисоизированного в ходе биологической эволюции и онтосокультурной-исторической эволюции; по Юнгу, коллективное бессознательное образует некий самостоятельный психофонд, в котором импритингоизирован-запечатлен, передающийся по наследству через имманентные структуры сознания, плюральный опыт многих поколений, а входящие в этот психофонд первичные образования-архетипы — антропологические первопарадигмы-первообразы — лежат в фундаменте различных ритуалов, сновидений, комплексов, в механизмах психики; Юнг говорит и о том. что архетип можно рассматривать как «чистую потенцию формы»не имеющую экспрессивно-яркого содержания, но достаточную для того, чтобы архитектонизировать-выстраивать различные психосостояния, матрицо-психические образования, влияющие на содержание самой психики; абсолютизируя наличие в психике человека разных архетипов, Юнг выделяет в человеческом Эго пласты обще-человеческого, родового, семейного, индивидуального происхождения; Юнг не отдает субъекту солирующий аспект сексуального либидо и, тем самым, не впадает в те заблуждения, которые были присущи его учителю. Он рассматривает либидо, как динамическо-энергетический аспект психики человека, т. е. как субдоминантный фактор; не в самом либидо усматривает Юнг движущиеся силы развития индивида, а в глубинах его самой индивидуальной психики, с опорой на архетипические парадигмы поведения; либидо, согласно концепции Юнга, лишь немного направляет развитие индивида по пути индивидуации, тогда как коллективное бессознательное ориентирует личность на реализацию самой себя в тех или иных условиях, и на сам взгляд личности на себя (самоосознание-Эго) как уникально-неповторимо-самобытное целое. Кроме различных постулатов, принципы и идеи которых и ценны, и, в то же время, противоречивы. Юнг вводит понятия экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир, на экстерообъекты) и интровертированной (направленной на внутренний мир, Эго-мир, иэтросферу) установок; эти установки, по Юнгу, и дефиницируют-характеризуют два противоположных типа личности: а) экстравертов и б) интровертов, т.е. согласно его концепции имеется две главных категории людей: экстраверты и интроверты; эта типология Юнга получает дальнейшую широкую эволюцию в теории личности, которую разрабатывали американские психоаналитики Олпорт, Айзенк; оригинальные юнговские идеи оказали значительное влияние на развитие психологии, психоанализа и психотерапии во многих западно-европейских и русских школах.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(Analytical psychology; Analytische Psychologize). Оставив психоаналитическое движение в 1913 г., Юнг начал использовать термин «аналитическая психология» для отличения того, что он называл новой психологической наукой, развившейся из психоанализа. Позднее, когда Юнг уже вполне был уверен в своей правоте относительно «психоаналитического» метода Фрейда и «индивидуальной психологии» Адлера, он заявил, что предпочитает называть свой собственный подход «аналитической психологией», под которой подразумевал общую концепцию, охватывающую оба упомянутых подхода и другие родственные идеи. В самом начале аналитических изысканий, на исходе XIX в., Блейлер предложил термин глубинная психология, чтобы указать на интерес данного направления к более глубоким областям психического, т.е. к бессознательному. Юнг нашел этот термин ограниченным, поскольку уже тогда рассматривал свой метод как символический, имеющий отношение как к сознанию, так и к бессознательному (см. СИМВОЛ). Определение «комплексная психология», предложенное Тони Вольфом, сейчас уже не используется, поскольку оно подчеркивает лишь ограниченную, хотя и основополагающую, характеристику юнговского понятия психологии. Юнг всегда утверждал, что его психология — это наука, основанная на опыте. Ныне, в общепринятом понимании, аналитическая психология включает в себя теорию, все обширное разнообразие написанных работ, проведенных исследований, а также психотерапевтическую практику. Международная профессиональная ассоциация юнгианских аналитиков (последователей Юнга) называется Международной ассоциацией аналитической психологии (МААП, по-английски — IAAP). Теоретические и методические разработки Юнга собраны и доступны сейчас в двадцати томах «Собрания сочинений» и в отдельных изданиях переписки, воспоминаний, интервью, биографических заметок. Краткие определения или изложения каждой из основных идей аналитической психологии были опубликованы в книге «Психологические типы» (1921). Туда вошли определения: психической энергии, источник которой Юнг видел в инстинктах, энергии, сопоставимой и управляемой теми же принципами, что и физическая энергия, за одним исключением — психическая энергия имеет не только причину, но и цель; бессознательного — взаимодополнительного к сознанию, функционирующего как хранилище и прошлого личного опыта, и универсальных образов (см. АРХЕТИП; СИМВОЛ), с помощью которых бессознательное сообщается с сознанием, выявляя эти скрытые образы, которые лежат в основании психики, мотивируют индивида через комплекс и присутствуют в установках, действиях, предпочтениях и сновидениях, а также в болезнях; человеческой психики, представленной в субличностях или архетипических проявлениях (СМ. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ; ПЕРСОНА; ЭГО, ТЕНЬ; АНИМА; АНИМУС; МУДРЫЙ СТАРЕЦ; ВЕЛИКАЯ МАТЬ; САМОСТЬ); и, наконец, определение индивидуации — процесса, который в течение жизни ведет человека к единству его личности, главной выразительницы целостности индивида. Это основные заповеди, на которых зиждется и развивается психотерапия, использующая синтетический и герменевтический подходы как противоположные подходу редуктивному (СМ. АНАЛИЗ; АНАЛИТИК и ПАЦИЕНТ; РЕДУКТИВНЫЙ и СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ). Юнг много писал и в области психологии религии. В разные периоды своей жизни он интересовался паранормальными явлениями, индивидуальной типологией, алхимией, а также и другими более широко распространенными культурно-психологическими темами. В итоге А. п. оказалась термином весьма широкого применения и профессионального значения.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(К.Г.Юнг)
А. п. создана швейцарским психиатром и психологом Юнгом и разрабатывается его многочисленными последователями. Как и в др. теориях глубинной психологии (см. также Психоанализ, Индивидуальная психология), гл. внимание в ней уделяется бессознательным психическим процессам. В психоанализе и А. п. есть общие категории и объяснительные принципы. Динамич. аспект функционирования психики в обоих направлениях представлен понятием либидо. Однако у Юнга либидо понимается не как сексуальная энергия, а как гипотетич. категория, описывающая разл. виды психической активности. Либидо существует в потенциальной форме (желание) и форме активных действий.
Если 3. Фрейд говорил о решающем влиянии на личность инфантильных переживаний, то Юнг обратился к детству человеч. рода. На основе анализа обширного материала клинич. и эксперимент. исследований, древних мифов, сказок, обычаев, ритуалов примитивных народов, религ. учений, древних наук, таких как алхимия, астрология. Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биол. вида "человек" и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Архетипы явл. формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разрабатывают сходный опыт переживаний в разных поколениях. Человек, не реализующий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, которое может разрушить Эго.
Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если чел. сознательно стремится к определ. цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намерений. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (напр., Тень - противоположность Эго и Персоны), и на психические функции (см. Типология личности), и на свойства (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное). Невротич. развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.
Накопленная в индивид, и коллективном бессознательном энергия может переместиться в сознание и разрушить рациональный процесс, потому что ее действие примитивно. Напр., человек стремится быть уступчивым, мягким. Тогда активность, твердость может проявиться в несоответствующей ситуации агрессивной реакции. В то же время противоположности, компенсируя друг друга, создают напряжение, способствующее росту. Если человек сознательно игнорирует какую-либо сферу, напр., сексуальность, то бессознательное через сновидения напоминает о ней.
Единство личн. обеспечивается трансцендентной функцией. Она преодолевает амбивалентные тенденции, внутренний конфликт, связывая полярности психики через символич. выражение психического содержания. Юнг подчеркивал ее естеств. характер, не основанный на сознательном намерении. Проявляясь для преодоления односторонности в развитии, трансцендентная функция дает новую перспективу, которая не предполагалась, не была целью личн. и не может быть исчерпывающе понята при помощи сознания. Наиболее реально ее действие обнаруживается в описании опыта просветления в восточных текстах или, напр., в романах Г. Гессе.
Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознательного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознат. и бессознат. части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя. Индивидуация основывается на ассимиляции индивид, и коллективного опыта, в результате которого формируются баланс и целостность личности.
На пути индивидуации личн. переживает столкновение с архетипическими фигурами. В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии человеч. жизни: отношение к другим, их влияние на чел. (Персона), выбор, принятие решений (Это), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/Аиимус), отношение к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания чел. (Самость). Индивидуация рассматривается как проявление уникального потенциала, заложенного в центре личн. - Самости.
Динамика личн. может происходить по противоположному пути. При идентификации Эго с Самостью происходит регрессия к коллективному бессознательному. Такой способ развития Юнг определил как инфляцию. Захваченный архетипами чел. может переживать власть над собой чего-то мощного и надличного, потерю себя либо собств. надличную силу. При инфляции Эго может идентифицироваться с Самостью и чел. чувствует себя всесильным, избранным, наделенным особыми способностями и властью. Идеи и образы коллективной психики кажутся порождением собств. сознания, неоспоримыми истинами. Универсальность этих идей дает возможность мана-личности влиять на др. людей.
В А. п. предполагается, что развитие личн. имеет определ. направление, основывающееся на действии трансцендентной функции. В этом смысле для А. п. характерен телеологич. подход (т. е. детерминация настоящего будущим), представленный также в теории Адлера . 3. Фрейд осуществлял каузальный подход, отыскивая основания личн. в прошлом. Теория Юнга объединяет эти т. з., реализуясь в представлении о трансцендентной функции. В то же время
Юнг не отрицает причинного объяснения явлений настоящего прошлой историей чел.
В поздних работах Юнг ввел также принцип синхронии (или синхроничности), применяемый к событиям, которые имеют сходный смысл, происходят одновременно, но не связаны причинно-следственно. К ним относятся феномены, описанные как телепатия, ясновидение. Принцип синхронии может применяться к описанию предчувствий, совпадения некоторых событий и мыслей, ожиданий. В явлениях такого рода связывается физич. и психол. реальность. Действием этого принципа объясняется активизация архетипа, когда сходные сны, фантазии, идеи, состояния психические проявляются у разных людей. Т. о., принцип синхронии описывает феномены, не подчиняющиеся законам пространства, времени, причинности.
На основе идей Юнга возникла школа психол. мысли. Она оказала влияние также на формирование гуманистич., трансперсонального, экзистенциального и др. направлений науки и практики, л-ру и искусство.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

Аналитическая психология
направление в современной психологии, в основе которого лежат взгляды К. Юнга. Развивая идею З. Фрейда о бессознательном, К. Юнг существенно ее модифицировал и разработал собственную оригинальную концепцию личности.
В отличие от З. Фрейда, К. Юнг считал, что наиболее интенсивное развитие личности происходит не в раннем детстве, а в зрелом возрасте. Соответственно на первый план в его схеме выступает не взаимодействие ребенка с родителями, а многоплановая система социальных отношений взрослой личности во всем ее разнообразии. При этом целью полноценного развития К. Юнг считал обретение цельности личности в процессе индивидуации — преодолении раскола между сознанием и бессознательным, неизбежно возникающим, по мысли К. Юнга, в детском возрасте.
Раскол, или расщепление такого рода во многом обусловлены влиянием социальной среды. Так, в частности, вступая в школьный возраст и стремясь занять максимально комфортную позицию в среде сверстников, ребенок сознательно выбирает те личностные качества и поведенческие стратегии, которые вызывают желаемую им реакцию со стороны его социального окружения. Таким образом, формируется персона — та составляющая личности, которая полностью осознается, субъективно ею принимается и целенаправленно предъявляется миру. При этом те аспекты личности, которые не отвечают критерию социальной желательности, не просто скрываются, но активно отвергаются на внутриличностном уровне и, в конечном счете, вытесняются в бессознательное. Именно таким образом формируется тень — структура несовместимая с самопринятием и самооценкой эго.
В ходе индивидуации, по мысли К. Юнга, происходит поэтапное осознавание и принятие тени или, иначе говоря, смещение «центра личности» к срединной точке между эго и бессознательным. Тем самым существенно расширяется личностный потенциал, поскольку, с точки зрения К. Юнга, «...бессознательный человек, т. е. его тень не состоит только из исключительно морально предрассудительных тенденций, но выражает также ряд хороших качеств, таких как нормальные инстинкты, соответствующие реакции, основанные на реальности инсайты, творческие импульсы и т. д.»1.
Если процесс индивидуации благополучно завершен, и раскол между сознанием и бессознательным преодолен, возникает интегрированная личность, или, говоря терминами аналитической психологии, самость.
Данная проблема имеет актуальное значение для таких прикладных аспектов социальной психологии, как психология лидерства, командообразование, конфликтология. Индивид, не осознающий и отвергающий свою тень, как правило, демонстрирует крайне ригидные формы поведения, плохо адаптируется к командной работе, неспособен к полноценной творческой деятельности, восприятию инновационных идей и альтернативных точек зрения. В этой связи теоретическая модель К. Юнга и некоторые разработанные им психотерапевтические техники широко применяются в практике коучинга, обучающих и тренинговых программ по развитию лидерских качеств, командообразованию и т. п.
Не менее важное значение для решения указанных задач имеет учение К. Юнга о психологических типах личности. В основу своей типологии К. Юнг заложил три биполярных параметра: экстраверсия — интроверсия, сенсорность — интуитивность, мышление — чувственность. Каждый человек, с точки зрения К. Юнга, имеет врожденную предрасположенность к тому или иному полюсу соответствующего параметра.
Экстраверсия — Интроверсия определяет базовую установку индивида по отношению к миру (данный параметр также называют основной позицией): ориентацию вовне, либо внутрь себя. Не следует путать данный параметр с аналогично обозначаемой личностной суперчертой в концепции Г. Айзенка.
Сенсорность — Интуитивность характеризует личность с точки зрения предпочитаемого способа сбора и восприятия информации. Представители сенсорного типа при сборе информации ориентированы на факты, на то, что действительно происходит «здесь и сейчас», и использование пяти чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Люди интуитивного типа при сборе и оценке информации предпочитают полагаться на «шестое чувство» — догадки, озарения, прогнозы при минимальном внешнем стимуле. В отличие от живущего в режиме «здесь и сейчас» представителя сенсорного типа, интуитивисты предпочитают иметь дело с будущим, рассматривая не столько факты, сколько возможности.
Мышление — Чувственность характеризует процесс принятия решения. Представители «мыслительного» типа принимают решения на основе логического анализа имеющихся данных. Качество решения для них связано с объективностью, соответствием существующим нормам, последовательностью и обоснованностью. Люди «чувствующего» типа принимают решения, прежде всего, исходя из личных убеждений и субъективных ценностей. Качество решения определяется для них степенью эмоциональной комфортности для себя и окружающих, гармонией в отношениях. Согласно имеющимся данным, этот параметр отчетливо коррелирует с гендерным фактором применительно к европейской культуре — примерно две трети мужчин относятся к «мыслительному» типу, а две трети женщин — к «чувствующему».
Согласно типологии К. Юнга каждый человек имеет ведущую, наиболее развитую, освоенную и предсказуемую, или, иначе говоря, доминирующую функцию личности, или доминанту. В роли доминанты может выступать любая из психологических функций, составляющих два последних параметра (сенсорность — интуитивность, мышление — чувственность). Сочетание каждой потенциально доминантной функции с одним из полюсов первого параметра (экстраверсией или интроверсией), образуют восемь возможных комбинаций, которые К. Юнг обозначил как психотипы. Характерные особенности каждого психотипа он описал в своих работах.
В дальнейшем типология К. Юнга была расширена и доработана американскими психологами И. Майерс и К. Бриггс. К исходным параметрам они добавили еще один — результат — процесс (иногда называемый также решение — восприятие), характеризующий общий стиль жизни индивида. Люди, стиль жизни которых ориентирован на результат, стремятся к завершенности всякого дела, даже если для этого необходимо выполнить тяжелую и малоинтересную работу. Для них характерен планомерный подход к деятельности и последовательность в решении задач.
Люди, ориентированные на процесс, получают удовольствие от самой деятельности. Если этого не происходит, то они легко отказываются от начатого дела и переключаются на что-то более интересное. Им свойственны высокая адаптивность, гибкость, спонтанность. Даже выбрав какой-то определенный план действий, они предпочитают до последнего не ставить все точки над i, сохраняя альтернативные возможности.
И. Майерс и К. Бриггс разработали опросник (Myers — Briggs Type Indicator — MBTI), позволяющий выявить индивидуальную предрасположенность по каждому из четырех параметров, и детально описали психологические особенности 16 возможных типов личности. Методика Майерс — Бриггс получила широкое распространение в организационной психологии и психологии менеджмента. Разработанный ими подход применяется в рекрутменте, командообразовании, при разрешении конфликтных ситуаций, в процессе адаптации молодых специалистов и т. п.
В целом аналитический подход, несмотря на неоднократно звучавшие в его адрес упреки в чрезмерной метафоричности и недостаточной научной обоснованности, вызывает неизменный интерес как у психологов-практиков, так и у педагогов, политологов, культурологов, представителей различных творческих профессий. Его потенциал развития явно не исчерпан и дальнейшие исследования в данной парадигме могут привести к существенным научно-практическим результатам.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Аналитическая психология
analytical psychology) А. п. - рез-т трудов К. Г. Юнга (1875-1961) и его последователей, к-рые продолжают развивать его теорию и расширять ее клинические приложения. В 1907 г. Юнг стал сторонником Фрейда и активным членом психоаналитического кружка, но в 1913 г. покинул его вследствие филос. и теорет. разногласий. Филос. основу теории Юнга составляет телеологическое допущение организменной целенаправленности, благодаря к-рой трансформационные процессы индивидуации разворачиваются в каждом чел. по путям, уже заложенным в уникальном потенциале психол. центра, названному Юнгом Самостью. Сначала концепции Юнга были отвергнуты американской психологией по тем же самым причинам, по к-рым к ним с уважением прислушались в эпоху расцвета холистических подходов и теорий самоактуализации; начало этой эпохи было положено американскими авторами 1950-х гг. Юнговская концепция Самости подчеркивает важность равновесия и целостности, но выходит далеко за пределы этого, признавая, что духовная основа и трансцендентный источник творческой силы свойственны потенциалу роста в душе каждого чел. Понятие Самости у Юнга невозможно ясно определить или полностью раскрыть без обращения ко всей его теории. Эта необычайно многоаспектная и обобщающая теория представляет психологию индивидуума как уходящую корнями в эволюционную историю, зафиксированную в форме архетипического образа и предрасположенности в коллективном бессознательном. Символизируемое океаном как первичным источником и вместилищем биолог. эволюции, коллективное бессознательное предваряет и содержит в себе всплывающее сознание человечества. Т. о., Я как носитель дифференцированного сознания - более поздний "пришелец" в развитии чел., "остров", поднявшийся из глубин океана. Юнг представляет себе истинный центр души в виде созидательного источника, из к-рого появляется жизнь и начинается развитие, и этим источником (одновременно и парадоксально уникальным, и универсальным, биолог. и трансцендентальным) является Самость. Понятие бессознательного у Юнга включает индивидуальную сферу личного бессознательного, производного от впечатлений детства, но простирается дальше этого в океанические глубины коллективного бессознательного (тж называемого объективной душой в отличие от личной и субъективной), к-рое поддерживает связь индивидуума с трансцендентным Источником его уникального созидательного потенциала и обеспечивает ему доступ к психол. наследию челов. опыта с незапамятных первобытных времен. Язык бессознательного - это символические образы, представляющие "неосязаемую" внутреннюю реальность как если бы она была нарисованной сценой. Символический модус применим к тому, что никогда не м. б. познано полностью, и эссенциальная тайна челов. души уважается в психологии Юнга. Загадочный аспект сновидений рассматривается не как рез-т цензуры Я, а как следствие нашей несведущности в первичном языке, сочетающейся с эссенциальной тайной принципиально непознаваемого. Если в сновидениях, приходящих с уровня личного бессознательного, в качестве выразительных средств используются знакомые люди и знакомые места, то темы за пределами уровня личного опыта передаются через архетипические образы, проникшие во все мировые мифологии, к-рые в символической форме отображают эволюцию челов. души. Хотя Самость составляет архетипическую Тотальность и несет в себе центральный организующий принцип души, она слишком всеобъемлюща для непосредственных встреч с Я, и потому такие контакты с архетипическим миром осуществляются в основном через персону, тень и аниму или анимус. В то время как Самость воплощает архетипическую гармонию, к к-рой люди стремятся в попытке достичь единства противоположностей, более имманентные архетипические силы выражают парадоксальную природу жизни как противоположностей, требующих примирения. Персона и тень составляют пару противоположностей. Несмотря на свои корни, связанные с архетипической необходимостью коллективной культурной адаптации, персона развивается ближе к сознанию, чем др. архетипические силы, и создает соц. маску, соотв. соц. ролям. Эта маска принимает окончательный вид в процессе отношений с представителями коллективной власти. В оппозиции к персоне находится тень, составленная отчасти из личных качеств, вытесненных из сознания в процессе формирования комплексов, в сочетании с архетипическими ядрами, несущими в себе как темноту всемирного "зла", так и творческий потенциал порождающей энергии. Психол. трудности усиливаются поляризацией между персоной и тенью. Индивидуум, идентифицирующийся с идеализируемыми образами персоны, подвергается опасности прорывов из отвергнутого и забытого царства тени, к-рое усиливается как внутренний враг вследствие недостатка осознания и связанности с Я. Проникая в сознание либо путем проекции на др. людей, либо через образы сновидений и продукты фантазий, тень является незваным гостем, к-рый тем не менее приносит возможность облегчения индивидуации, открывая двери бессознательного, ведущие к тому, что требует освобождения и преобразования. Юнг обозначает мужской принцип в душе женщины термином "анимус", а женский принцип в душе мужчины - термином "анима". Преодолевая расстояние между землей (феминность) и духом (маскулинность), половая полярность несет в себе базисный творческий динамизм побуждения к индивидуации. Аналогично положительным и отрицательным электрическим зарядам, половые противоположности обнаруживают сильное взаимное притяжение. Эти противоположности, пожалуй, легче всего можно охарактеризовать, ссылаясь на китайские принципы - ян (мужское начало) и инь (женское начало). Ян символизирует агрессивную, созидательную, проникающую силу фаллоса и меча, а инь - рецептивные, уступающие, сохраняющие и пульсирующие ритмы матки и приливов. Важным аспектом процесса индивидуации является достижение сознательного принятия свойств, происходящих от "другого внутри". Мужчина, прошедший этот этап индивидуации, обогащает свое маскулинное функционирование внутренним источником вдохновения, творчества и психол. поддержки. Анима делает его способным устанавливать связь с потоком спонтанного чувствования. Без такого использования своей феминной стороны как внутреннего ресурса он рискует впасть в бессознательную идентификацию с образом "низшей женщины", к-рая характеризуется частой сменой настроений и депрессией или психич. инфляцией и примитивной иррациональностью. Женщина, достигшая сознательного принятия свойств ее анимуса, способна эффективно использовать силы своего Логоса во взаимодействии с внешним миром. Теперь она может объективно разобраться в происходящем, ее способности к наблюдению и логическому рассуждению усиливаются, зачастую приводя к значительному повышению уровня рационального понимания и проницательности. Без такого использования своей маскулинной стороны как дифференцированного ресурса она может впасть в бессознательную идентификацию с образом "высшего мужчины", выносящего суждения как если бы они были фактом, делающего предположения без их проверки и провозглашающего самоуверенные и догматичные мнения. Отводя бессознательному почетное место источника мудрости и потенциального роста, Юнг придал новое значение интроверсии как способу отношения к жизни. Полярность "интроверсия - экстраверсия" составляет основу типологии Юнга, представляющую направления установки Я в отношении жизни. Индивидуум с интровертированной установкой функционирует более естественно и непринужденно на основе данных внутреннего мира, тогда как индивидуум с экстравертированной установкой функционирует более естественно и непринужденно на основе данных внешнего мира. Нельзя сказать, что какая-то из этих двух установок лучше или хуже др.; просто каждая имеет свои преимущества и ограничения. Совместно с этим базисным типом переживания интроверсии - экстраверсии на службе у Я находятся еще 4 функции, существующие в форме парных образований. Эти функции можно наглядно представить в виде фигуры из двух пресекающихся под прямым углом осей - креста, в к-ром интуиция и ощущение (одна ось) - перцептивные или собирающие информ. функции, а мышление и чувство (др. ось) - упорядочивающие или оценочные функции. Каждый чел. имеет одну осн., или высшую функцию, к-рую поддерживает вспомогательная функция из др. пары. Высшие и вспомогательные функции используются в рамках господствующего типа переживаний, т. е. если индивидуум относится к интровертированному типу, его высшая и вспомогательная функции интровертированы, в то время как третья и четвертая функции экстравертированы. Четвертая функция, противоположная основной (высшей), называется низшей функцией, поскольку наименее развита. Эта функция, скорее всего, будет использоваться в проявлениях тени. Каждая из четырех функций соотносится с характеристиками личности, специфичными как по интровертированности или экстравертированности, так и по уровню развития. Типологические различия могут резко затруднять взаимопонимание между людьми, становясь источником межличностных проблем. Типология Юнга применима в терапевтической работе, так как представляет собой не схему статических характеристик, а систему динамики поведения. Хотя люди обладают всеми этими компонентами, разнообразие их комбинаций и степени развития огромны: одни явно интровертированы или экстравертированы, др. занимают положение ближе к центру этих осей. Все 4 функции действуют самопроизвольно, без сознательного руководства, но более дифференцированные функции легче поддаются творческому использованию со стороны Я, тогда как менее развитые действуют более примитивно и компульсивно. Несмотря на то что возрастающая индивидуация может приводить к большей сбалансированности функций, их иерархический порядок всегда сохраняется, причем третья и четвертая функции оказывают компенсаторное воздействие на сознательное Я. См. также Архетипы, Теории личности, Философская психология, Психоанализ, Трансперсональная психология В. Т. Хейслер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, первоначально возникшее в рамках психоаналитического движения, но впоследствии приобретшее статус самостоятельного существования.
   Основатель аналитической псисхологии – швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг (1875–1961), разработавший методику ассоциативного эксперимента в руководимой психиатром Э. Блейером (1898–1927) психиатрической клинике Бургхольцли и обнаруживший наличие чувственных комплексов у человека, установивший в 1906 г. переписку с З. Фрейдом и в 1907 году нанесший ему первый свой визит, на протяжении ряда лет разделявший психоаналитические идеи и являвшийся редактором журнала «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований», а также президентом Международной психоаналитической ассоциации в период с марта 1910 по апрель 1914 гг.
   После публикации работы З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) К.Г. Юнг прочел ее, сослался на эту книгу в своей докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), заново перечитал ее в 1903 г. и начиная с 1904 г. стал широко использовать психоаналитические идеи при диагностировании ассоциаций и психологии раннего слабоумия (dementia praecox), впоследствии названного Э. Блейлером шизофренией. На протяжении нескольких лет между двумя исследователями и практикующими врачами осуществлялся плодотворный обмен мнениями по развитию психоаналитических идей и концепций, в результате чего на втором Международном психоаналитическом конгрессе, состоявшемся в марте 1910 г. в Нюрнберге, именно З. Фрейд рекомендовал К.Г. Юнга в качестве первого президента Международной психоаналитической ассоциации. Более того, основатель психоанализа рассматривал К.Г. Юнга в качестве своего идейного наследника и возлагал на него большие надежды в плане дальнейшего развития психоаналитического движения.
   В 1911 г. между З. Фрейдом и К.Г. Юнгом обнаружились расхождения в понимании некоторых психоаналитических идей. Публикация последним работы «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912), во второй части которой был осуществлен пересмотр фрейдовской концепции либидо и представлений об «инцестуальном комплексе», привела к углублению теоретических расхождений между ними. Последующие концептуальные и субъективные расхождения привели к тому, что в начале 1913 г. между К.Г. Юнгом и З. Фрейдом прекратилась сперва личная, а несколько месяцев спустя и деловая переписка. В дальнейшем К.Г. Юнг начал разработку своего собственного учения о человеке и его психических заболеваниях, совокупность идей и терапевтических приемов которого получила название аналитической психологии, что и нашло свое отражение в его работе «Предисловие к избранным статьям по аналитической психологии» (1916).
   В отличие от классического психоанализа в основу аналитической психологии К.Г. Юнга были положены следующие общие теоретические представления: человека следует рассматривать исходя из его здоровья, а не из патологии, что свойственно взглядам З. Фрейда; учение об интровертированных и экстравертированных типах личности покоится на предположении, что в картине мира присутствует внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей; психическая энергия рождается из взаимодействия противоположностей, она не сводится только и исключительно к сексуальной и, следовательно, понятие либидо является более широким по своему содержанию, чем это принято считать в психоанализе; чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связанных с сексуальностью, инцестом, необходимо признать наличие духа и заново пережить его; человек естественным образом развивает религиозную функцию и поэтому с давних пор человеческая психика пронизана религиозными чувствами; все религии позитивны и в содержании их учений наличествуют те фигуры, с которыми приходится сталкиваться в сновидениях и фантазиях пациентов; Я человека страдает не только из-за своего отделения от человечества, но и от утраты духовности.
   Как заметил К.Г. Юнг в своей работе «Фрейд и Юнг: разница во взглядах» (1929), именно на этих общих положениях основываются все многочисленные расхождения, имеющие место между классическим психоанализом и аналитической психологией. Расхождения, касающиеся как «генетического» (вместо чисто сексуального) понимания либидо и неприятия полиморфно-перверсной характеристики ребенка, взятой из психологии неврозов и спроецированной обратно в психологию младенца, так и разделения бессознательного на индивидуальное и коллективное, различий между Я и Самостью, а также противопоставления конструктивного (синтетического) метода исследования каузально-редуктивному (аналитическому) толкованию психических процессов.
   Если З. Фрейд апеллировал к бессознательному психическому, то К.Г. Юнг различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы, и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики, не являющуюся индивидуальным приобретением человека, и обязанное своим существованием «исключительно унаследованию», проявляющемуся в форме архетипов, выступающих в качестве «модели и образца инстинктивного поведения».
   Если основатель психоанализа выделил в структуре личности Оно, Я и Сверх-Я, то К.Г. Юнг вычленил в психике человека такие составляющие как Тень, Персона, Анима, Анимус, Божественный Ребенок, Дева (Кора), Старый Мудрец (Филемон), Самость и ряд других фигур.
   Если в классическом психоанализе определяющую роль в развитии личности играл отцовский комплекс, то в аналитической психологии – комплекс матери, вбирающий в себя образ Великой Матери.
   Если З. Фрейд предпринимал каузальное (причинное) толкование сновидений, то, подобно основателю индивидуальной психологии, австрийскому психологу и психотерапевту А. Адлеру (1870–1937), К.Г. Юнг ориентировался на финальный (целеполагающий) способ рассмотрения сновидений, считая, что «все психологическое требует двойного способа рассмотрения, а именно каузального и финального» (в этом отношении аналитическая психология представляла своеобразный синтез некоторых идей классического психоанализа и индивидуальной психологии).
   Если З. Фрейд полагал, что сновидение имеет редуцирующую, биологическую компенсаторную функцию, то К.Г. Юнг признавал наряду с этой функцией также проспективную функцию сновидения, способствующую появлению в бессознательном некоего плана, символическое содержание которого является проектом для решения внутрипсихических конфликтов.
   Если основатель психоанализа подчеркивал исключительно важную роль бессознательного в жизнедеятельности человека, то основатель аналитической психологии исходил из того, что «значение бессознательного примерно эквивалентно значению сознания» и одно является дополнением другого, поскольку сознание и бессознательное связаны друг с другом узами взаимного компенсирования.
   Если в представлении З. Фрейда в психике нет ничего случайного, и во внутреннем, как и во внешнем мире все обусловлено причинной связью, то в понимании К.Г. Юнга психическое и физическое являются разными аспектами единой реальности, где, помимо каузальной связи, действенным оказывается и акаузальный связующий принцип или синхронистичность, свидетельствующая о параллельности времени и смысла между различными событиями, имеющими место в жизни индивида, других людей и в мире в целом.
   Если для З. Фрейда центр личности – это Я (сознание), а психоаналитической максимой являлось положение «Там, где было Оно, должно стать Я», то для К.Г. Юнга центральное положение в личности занимает Самость, заключающая в себе сознание и бессознательное, объединяющая благодаря «трансцендентной функции» (совмещения содержимого сознания с содержанием бессознательного) сознательные и бессознательные представления в некое единство или «душевную целостность», что предполагает осуществление индивидуации, то есть процесса, порождающего психологического индивида, того процесса, символом которого может служить мандала (изображение круга в квадрате и квадрата в круге или четвертичность и круг, олицетворяющие собой целостность психики, полноту и совершенство личности).
   Общие и частные концептуальные расхождения К.Г. Юнга с рядом выдвинутых З. Фрейдом психоаналитических идей нашли свое отражение в аналитической практике – в использовании соответствующих методов работы с бессознательным пациентов, стратегии и цели аналитической психологии в оказании содействия тем, кто обращался за помощью к аналитику.
   Основанная на аналитической психологии психотерапия включает в себя установку на индивидуализацию метода лечения и иррационализацию целевой деятельности. И то и другое связано со специфическими типами пациентов (интроверты и экстраверты, молодые и пожилые, имеющие легкие и тяжелые психические нарушения, с трудом или без труда приспосабливающиеся к реальности) и различными ступенями психотерапевтической проблематики – признание (исповедь, катарсис, соответствующие катартическому методу лечения Й. Брейера), разъяснение (объяснение феноменов сопротивления и переноса, характерное для метода толкования З. Фрейда), воспитание (во многих случаях разъяснение оставляет после себя «хотя и понятливое, но тем не менее неприспособленное дитя» и поэтому требуется социальное воспитание, отражающее устремления индивидуальной психологии А. Адлера) и преобразование (самовоспитание воспитателя, основанное на изменениях не только пациента, но и врача, который до того, как стать практикующим аналитиком, сам должен пройти учебный анализ, чтобы разобраться со своим собственным бессознательным).
   Таким образом, аналитическая психология не только включает в себя методы лечения, используемые в классическом психоанализе и индивидуальной психологии, но и представляет собой такое врачевание души, которое ставится на службу самовоспитания и самосовершенствования. Четвертая ступень аналитической психологии (преобразование) расширяет горизонт врачевания и ведет к тому, что существенное значение при психотерапии имеет «не диплом врача, а человеческие качества». Самовоспитание и совершенствование становятся неотъемлемыми составными частями психотерапии, которая ориентируется на внутренние тенденции развития самого человека, способные в процессе обоюдного преобразования вовлеченных в анализ пациента и врача привести к душевной целостности. Тем самым, как полагал К.Г. Юнг, аналитическая психология восполняет глубокий пробел, ранее свидетельствовавший о духовной ущербности западноевропейских культур по сравнению с восточными, и становится не чем иным, как своеобразной «йогой ХХ века».
   Аналитическая терапевтическая практика К.Г. Юнга основывалась на следующих подходах, методах и техниках познания бессознательного и врачевании души: конструктивном (синтетическо-герменевтиче-ском) подходе к психическим процессам, при котором анализ является не панацеей, а более или менее тщательным наведением порядка в психике пациента, предполагающим освобождение «от перегородки между сознанием и бессознательным» и прозрение относительно его потенциальных творческих возможностях; диалектическом подходе, заключающемся в сопоставлении взаимных данных, признании факта возможности различного толкования символических содержаний, понимании того, что любое психическое воздействие оказывается на деле взаимодействием двух систем психики; диалектическом методе установления таких взаимоотношений между врачом и пациентом, при которых индивидуальность больного требует к себе уважения не менее, чем индивидуальность аналитика, и терапевт перестает быть активно действующей стороной, а становится просто «соучастником индивидуального процесса развития»; техники «амплификации», расширяющей и углу-58 бляющей образы сновидений путем исторических параллелей из области мифологии, алхимии, религии; методе «активного воображения», являющегося эффективным способом выведения на поверхность содержимого бессознательного и активизации творческой фантазии, благодаря чему становится действенной трансцендентная функция, инициирующая процесс индивидуации, дающая человеку возможности добиться своего освобождения, способствующая обретению им единства, полноты, целостности и приводящая к установлению внутренней гармонии.
   Основная задача аналитика заключается, по мнению К.Г. Юнга, не в избавлении пациента от сиюминутных трудностей, а в подготовке его к успешному противостоянию возможным затруднениям в будущем. Эффект, которого добивается аналитик, состоит в возникновении такого душевного состояния, в котором пациент начинает экспериментировать, выражать себя посредством кисти, карандаша или пера, оформлять свои фантазии в материальные образы реальности, осуществлять переход к психической зрелости и творческой независимости от своих комплексов и от врача.
   Критическое переосмысление К.Г. Юнгом ряда психоаналитических идей и концепций З. Фрейда предопределило становление аналитической психологии. Введенные им новации в практику психотерапии (метод «активного воображения», сокращение частоты аналитических сеансов с пяти до трех-двух и даже одного раза в неделю, перерывы в лечении на два – два с половиной месяца с тем, чтобы пациенту было предоставлено обычное окружение и др.) способствовали дальнейшему развитию ее. И хотя аналитическая психология приобрела статус самостоятельного существования, а ее современные представители стремятся отмежеваться от психоанализа как такового, тем не менее очевидно, что между ними существуют не только различия, но и сходства. Не случайно в докладе «Цели психотерапии», опубликованном в отчете конгресса Немецкого психотерапевтического общества в 1929 г., К.Г. Юнг замечал, что рассматривает свою терапевтическую технику как прямое продолжение развития фрейдовского метода свободных ассоциаций.
   Некоторые современные авторы, в частности, итальянские психоаналитики П. Фонда и Э. Йоган, приходят к мнению, согласно которому «дистанция между аналитиками, принадлежащими к кругу Юнга, и теми, кто относится к кругу Фрейда, сократилась, и язык у них похож». Это мнение было высказано ими в работе «Развитие психоанализа в последние десятилетия» (1998).    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Юнг (Jung С. G., 1875-1961). Родился Юнг в семье пастора швейцарской реформаторской церкви, дед и прадед со стороны отца были врачами. Окончив гимназию в 1895 г., Юнг поступил в Базельский университет, где изучал медицину, специализируясь по психиатрии и психологии. В круг его интересов входили также философия, теология, оккультизм. Началом его творческой деятельности, длившейся 60 лет, стала диссертация на тему "Психология и патология так называемых оккультных явлений", написанная Юнгом по окончании медицинского факультета университета. С 1900 г. Юнг работал ассистентом у известного психиатра Блейлера (Bleuler E.) в больнице для душевнобольных под Цюрихом. В этот период он опубликовал свои первые клинические работы, позднее - статьи о применении разработанного им метода словесных ассоциаций и ввел понятие "комплекса". Эти работы принесли ему международную известность. С 1905 г. Юнг начал преподавательскую деятельность в университете в Цюрихе. В 1907 г. опубликовал исследование о раннем слабоумии. Эту работу он послал Фрейду (Freud S.), с которым в том же году познакомился лично. Тесное сотрудничество и дружба с Фрейдом, продолжавшиеся до 1913 г., имели необычайно важное значение в жизни Юнга. В 1910 г. Юнг оставил Бурхгольцскую клинику, в которой занимал пост клинического директора. С этого времени его практическая деятельность проходила в местечке Куснахт, на берегу Цюрихского озера, где он жил со своей семьей. Частная практика росла день ото дня - Юнг становится знаменитостью. Тогда же он стал первым президентом Международной ассоциации психоанализа. Вскоре появляются публикации, довольно четко обозначившие область его будущих жизненных и академических интересов и определившие границы идеологической независимости от Фрейда во взглядах на природу бессознательного психического. Разногласия обнаружились в понимании термина "либидо", определяющего, по Фрейду, психическую энергию индивида, во взглядах на этиологию неврозов, в трактовке и интерпретации сновидений и пр. Юнг очень остро переживал разрыв с Фрейдом, момент отдаления от которого совпал с периодом одиночества Юнга - он оставил кафедру в Цюрихском университете и вышел из Психоаналитической ассоциации. К этому же времени относится рождение основных замыслов и идей, вошедших в историю науки как "А. п.". Во второй половине жизни Юнг приобретает все большую международную известность не только среди психологов и психиатров. Его имя вызывает огромный интерес у представителей других направлений гуманитарных знаний - философов, культурологов, социологов и др. Юнг много путешествовал по Африке, Северной Америке, Индии. Результатом этих исследовательских поездок стала глава "Путешествия" в его автобиографической книге "Воспоминания, сновидения, размышления". Именно изучение различных культур способствовало выдвижению Юнгом понятия "коллективного бессознательного", ставшего ключевым для всей А. п. В поздних работах Юнг большое внимание уделял различным религиям, много писал, продолжая при этом частную практику.
Основные понятия и методы А. п. сформулированы автором в тавистокских лекциях (Лондон, 1935). Структура психического бытия человека, по Юнгу, включает две фундаментальные сферы - сознание и психическое бессознательное. Психология - в первую очередь и по преимуществу наука о сознании. Она же и наука о содержании и механизмах бессознательного. Так как пока не представляется возможным непосредственное изучение бессознательного, поскольку неизвестна его природа, то выражается оно сознанием и в терминах сознания. Сознание - в значительной мере продукт восприятия и ориентации во внешнем мире, однако, по словам Юнга, оно не состоит целиком из чувственных данных, как утверждают психологи прошлых столетий. Автор оспаривал также позицию Фрейда, выводящего бессознательное из сознания. Он ставил вопрос противоположным образом: все, что возникает в сознании, вначале с очевидностью не осознается, и осознание вытекает из неосознанного состояния. В сознании Юнг различал эктопсихические и эндопсихические функции ориентации. К эктопсихическим функциям автор относил систему ориентации, имеющую дело с внешними факторами, получаемыми посредством органов чувств; к эндопсихическим - систему связей между содержанием сознания и процессами в бессознательном. В эктопсихические функции входят: 1) ощущения, 2) мышление, 3) чувства, 4) интуиция. Если ощущение говорит, что нечто есть, то мышление определяет, что есть эта вещь, т. е. вводит понятие; чувство информирует о ценности этой вещи. Однако этими знаниями информация о вещи не исчерпывается, так как не учитывает категорию времени. Вещь имеет свое прошлое и будущее. Ориентация относительно этой категории и осуществляется интуицией, предчувствием. Там, где бессильны понятия и оценки, мы целиком зависим от дара интуиции. Перечисленные функции представлены в каждом индивиде с различной степенью выраженности. Доминирующая функция определяет психологический тип. Юнг выводил закономерность соподчиненности эктопсихических функций: при доминировании мыслительной функции подчиненной является функция чувства, при доминировании ощущения в подчинении оказывается интуиция, и наоборот. Доминирующие функции всегда дифференцированы, мы в них "цивилизованны" и предположительно обладаем свободой выбора. Подчиненные функции, напротив, ассоциируются с архаичностью в личности, бесконтрольностью. Эктопсихическими функциями не исчерпывается сознательная сфера психического; ее эндопсихическая сторона включает: 1) память, 2) субъективные компоненты сознательных функций, 3) аффекты, 4) инвазии, или вторжения. Память позволяет репродуцировать бессознательное, осуществлять связи с тем, что стало подсознательным - подавленным или отброшенным. Субъективные компоненты, аффекты, вторжения еще в большей степени играют роль, отведенную эндопсихическим функциям, - являются тем самым средством, благодаря которому бессознательное содержание достигает поверхности сознания. Центром сознания, по Юнгу, является Эго-комплекс психических факторов, сконструированный из информации о собственном теле, существовании и из определенных наборов (серий) памяти. Эго обладает огромной энергией притяжения - оно притягивает как содержание бессознательного, так и впечатления извне. Осознается только то, что входит в связь с Эго. Эго-комплекс проявляет себя в волевом усилии. Если эктопсихические функции сознания контролируются Эго-комплексом, то в эндопсихической системе лишь память, и то до определенной степени, находится под контролем воли. Еще в меньшей степени контролируются субъективные компоненты сознательных функций. Аффекты и вторжения и вовсе контролируются "одной лишь силой". Чем ближе к бессознательному, тем менее Эго-комплекс осуществляет контроль над психической функцией, другими словами, мы можем приблизиться к бессознательному только благодаря свойству эндопсихических функций не контролироваться волей. То, что достигло эндопсихической сферы, становится осознанным, определяет наше представление о себе. Но человек не статичная структура, он постоянно изменяется. Часть нашей личности, пребывающая в тени, пока неосознанная, находится в стадии становления. Таким образом, потенциалы, заложенные в личности, содержатся в теневой, неосознанной стороне. Бессознательная сфера психического, не поддающаяся прямому наблюдению, проявляется в своих продуктах, переходящих порог сознания, которые Юнг делит на 2 класса. Первый содержит познаваемый материал сугубо личностного происхождения. Этот класс содержаний Юнг назвал подсознательным разумом, или личностным бессознательным, состоящим из элементов, организующих человеческую личность как целое. Другой класс содержаний, не имеющих индивидуального происхождения, автор определил как коллективное бессознательное. Содержания эти принадлежат типу, воплощающему свойства не отдельного психического бытия, а всего человечества как некоего общего целого, и, таким образом, являются коллективными по природе. Эти коллективные паттерны, или типы, или образцы, Юнг назвал архетипами. Архетип - определенное образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы. Мифологические мотивы выражают психологический механизм интроверсии сознательного разума в глубинные пласты бессознательной психики. Сфера архетипического разума - ядро бессознательного. Содержания коллективного бессознательного не контролируются волей; они не только универсальны, но и автономны. Юнг предлагает 3 метода для достижения сферы бессознательного: метод словесных ассоциаций, анализ сновидений и метод активного воображения. Тест словесных ассоциаций, принесший Юнгу широкую известность, заключается в том, чтобы испытуемый как можно быстрее ответил на слово-стимул первым пришедшим ему в голову словом-ответом. Время каждой реакции фиксируется. Эксперимент после первого чтения повторяется снова. Юнг описал 12 различных типов нарушения реакции: увеличение времени реакции; реакция более чем одним словом; реакция, выраженная не словесно, а мимикой; неправильное воспроизведение и т. д. Нарушенные реакции рассматриваются как "индикатор комплекса". Под комплексом понимается сочетание ассоциаций, нечто вроде слепка более или менее сложной психологической природы - иногда травматического, иногда просто болезненного, аффектированного характера. Комплекс, связанный с физиологическими реакциями и обладающий собственной энергией, имеет тенденцию "образовывать как бы отдельную маленькую личность". Бессознательное, таким образом, состоит из неопределенного (неизвестного) числа комплексов, или фрагментарных личностей, персонификация которых может стать патогенным условием. В том случае, когда в задачи исследователя входило не выявление комплексов, а выяснение, "что бессознательное делает с комплексами", автор применял метод анализа сновидений. Отдавая дань заслуге Фрейда, поставившего проблему сновидений в изучении бессознательного, Юнг в толковании снов занимал принципиально отличную от него позицию. Если, по Фрейду, сон есть "искажение, которое маскирует оригинал" и преодоление которого ведет к комплексам, согласно Юнгу, сон ничего не скрывает, он сам по себе закончен и целостен. Сон выполняет компенсаторную функцию, являясь "естественной реакцией саморегуляции психической системы". Юнг видел в сновидении сигнал бессознательного о том, что индивид "отклонился от собственного пути". Задача исследователя - понять этот сигнал, опираясь на чувства сновидца по поводу тех или иных образов сновидения, так как сны всегда являются реакцией на сознательную установку и ключ к их пониманию поэтому находится у самого сновидца. Появление в снах мифологических, архетипических образов свидетельствует о движении к целостности, индивидуальной завершенности. Другими словами, погружение в глубины бессознательного приносит исцеление. В связи с этим важное место в интерпретации сновидений Юнг отводил архетипическим, мифологическим образам. Процесс излечения является процессом идентификации с целостной личностью, с "самостью" - ключевым архетипом в А. п. Важное место в психотерапии пациента - на пути к его целостности - Юнг отводил осознанию переноса. Психологический процесс переноса он рассматривал как частную форму более общего психологического механизма проекции, возникающей между двумя людьми. Перенос, по Юнгу, в отличие от фрейдовского понимания, несет не только эротическое, но и все активные содержания бессознательного. Эмоции спроецированных содержаний всегда образуют некое динамическое соотношение между субъектом и объектом - это и есть перенос, который по своему характеру может быть положительным и отрицательным. Перенос, возникающий в процессе анализа, часто свидетельствует о трудностях установления эмоционального контакта между врачом и пациентом - дистанцию между ними бессознательное пациента пытается "покрыть" и возводит компенсаторный мост. Интенсивность переноса пропорциональна важности проецируемого содержания, значительности его для пациента. Чем дольше проецируется содержание, тем больше аналитик включает в себя эти "ценности" пациента. Задача психотерапевта - "вернуть" их пациенту, иначе анализ не будет завершен. Для снятия переноса необходимо добиться от пациента осознания субъективной ценности личностного и безличностного содержаний его переноса. Юнг выделял 4 стадии терапии переноса. На первой стадии пациент осознает факт проекции личностного бессознательного и вырабатывает субъективную оценку тех содержаний, которые создают проблему. Он должен ассимилировать эти образы со своим собственным психическим бытием, понять, что приписываемые объекту оценки являются его собственными качествами. Лечение невроза, означающее требование стать целостной личностью, предполагает "узнавание и ответственность за свое целостное бытие, за его хорошие и плохие стороны, возвышенные и низменные функции". Если снятие проекции личностных образов состоялось, но тем не менее перенос имеет место, наступает вторая стадия лечения - разделение личностных и безличностных содержаний. Проекция безличностных образов сама по себе носит опосредованный характер, поэтому аннулировать здесь можно лишь сам акт проекции, но никак не ее содержание. На третьей стадии терапии переноса происходит отделение личного отношения к психотерапевту от безличностных факторов. Следствием осознания важности безличностных оценок может стать объединение коллективного бессознательного пациента в пределах той или иной религиозной формы. В противном случае безличностные факторы не получают вместилища, пациент вновь оказывается во власти переноса, а архетипические образы губят человеческое отношение к врачу. Но врач всего лишь человек, он не может быть ни спасителем, ни любым другим архетипическим образом из тех, которые активизируются в бессознательном пациента. Четвертую стадию терапии переноса Юнг называл объективизацией безличностных образов. Это существенная часть процесса "индивидуации", понимаемой Юнгом как "путь к себе", или "самореализация", целью которой является осознание пациентом некоего центра внутри его психического бытия (но не внутри его Эго), позволяющее ему не связывать более свое будущее счастье, а иногда и жизнь с некими внешними посредниками, будь то люди, идеи, обстоятельства.
Значительную известность в психологии получило выделение Юнгом экстравертированного и интровертированного типов личности. Экстраверты весь свой интерес направляют на окружающий мир; объект действует на них, по выражению Юнга, как магнит, и как бы отчуждает субъекта от самого себя. У интровертов же вся жизненная энергия направлена на себя, на свое психическое бытие. В основе различий этих типов Юнг видит состояние аффективного напряжения. Высокое напряжение эмоций интроверта обусловливает длительность и яркость полученных им впечатлений; эмоциональная же насыщенность внешних впечатлений экстраверта быстро падает, не оставляя значительного следа, и лишь новизна объекта может вызвать быстро гаснущую эмоциональную вспышку. Слабая обращенность экстравертов на свой внутренний мир обусловливает, согласно Юнгу, инфантильность и архаичность сферы их бессознательной психики, проявляющиеся в эгоцентризме, эгоизме и тщеславии. Обращенность вовне выражается и в стремлении экстравертов произвести впечатление на окружающих. Прямо противоположным является психический облик интроверта. Предложенная Юнгом типология личности и в настоящее время используется в психоаналитической практике.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000