Теория
предлагаемая модель человеческого поведения.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
ТЕОРИЯ
интегрированная совокупность принципов, которые объясняют и предсказывают наблюдаемые явления. (Д. Майерс, с.50)
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
Теория
(Theory) – научное объяснение, связывающее и организующее существующие наблюдения и предлагающее плодотворные пути для будущих исследований.
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
Теория
Theory) —научное объяснение, объединяющее и организующее существующие наблюдения и указывающая на возможные направления будущего исследования.
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Теория
(theory) — относительно широкая описательная система со специфическими допущениями и предположениями, созданная для объяснения определенного набора наблюдаемых факторов.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
Теория
theory). Набор утверждений, организующих и обобщающих информацию о некотором явлении, представляющий собой основу для прогнозов, достоверность которых проверяется затем эмпирически.
Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004
ТЕОРИЯ
теория научная - это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. Существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории или даже отказа от нее. Собственно развитие науки в основном являет собой развитие и смену теорий.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
теория
система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление – систему или ее элементов, функций. В психологии известны теории бихевиоризма, фрейдизма, когнитивные теории, гештальттеория и т.д. Критерии научной теории в психологии: относительно завершенная логическая структура (принципы, категории, понятия и др.), наличие теоретических конструктов (концепций, положений, гипотез и др.), наличие положений, доказательств, соединяющих эти конструкты с имеющимися фактами, другими теориями.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ТЕОРИЯ
Theory; Theorie) - основываясь на эмпиричности подхода, Юнг рассматривал теорию с точки зрения ее интеграции. Тот или иной аналитик не может практиковать, пользуясь чуждыми ему или не проверенными на собственном опыте теориями. Нельзя рассматривать пациента как подходящего под ту или иную теорию. Отсюда требование изменения теории, наличествующей у аналитика, ее интеграция. С точки зрения академической психологии аналитическая психология (как, впрочем, и вся глубинная психология) не имеет статуса научной теории, поскольку она не является ни доказуемой, ни недоказуемой. Тем не менее это положение в последние годы стало меняться.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Теория
Ряд общих принципов, которые используются для объяснения установленных фактов и наблюдаемых событий. К примеру, психолог, наблюдающий за человеческой склонностью выбирать партнеров на основе физической привлекательности, может разработать теорию межличностной аттракции, объясняющую его открытие. Точность научной теории можно проверять повторным тестированием и сбором данных. Важной характеристикой научной теории является возможность ее коррекции в соответствии с новыми данными. В самом упрощенном виде теорию следует рассматривать, как искреннюю попытку объяснить некий массив знаний. В этом, наиболее либеральном смысле слова, ряд психологических моделей, не подпадающих под критерий «научности», тем не менее, считаются теориями.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
теория
En.: Theory
Мы, как и Эриксон, полагаем, что факты часто подвергаются бессознательной обработке, чтобы быть заключенными в рамки наших теорий.
«В мифе о Прокрусте людей растягивали или обрубали, чтобы они соответствовали длине кровати; ученые поступают так же» (Zeig, 1985/1988).
Напротив, интуитивные постижения Эриксона чрезвычайно значимы, так как они вписываются в психологическую реальность, пережитую неутомимым тружеником и исследователем. Можно сказать, что Эриксон замечал эффективность некоторых установок и действий раньше, чем успевал задаться вопросом, почему это работает (Erickson & Rossi, 1979).
Мы высоко ценим критическое мышление и законное стремление к теоретизации современных исследователей; они поймут ту несколько иную, прежде всего прагматическую позицию, которая лежит в основе данной работы.
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
ТЕОРИЯ
от греческого θεωρία – «рассмотрение, исследование» – система представлений и идей об основных связях и закономерностях в определённой области действительности. Т. – это научное единство знания, содержащее в связанном виде в форме целостного конструкта факты и гипотезы. В экстремальной психологии закономерности функционирования психики, описанные как Т. в других областях психологической науки, часто проявляются в более широких или, наоборот, узких рамках. В Т. факты подводятся под общие законы, при этом связи между ними выводятся из последних. Любой Т. свойственен гипотетический компонент, а отсюда ей присущ элемент неуверенности, т.е. она имеет вероятностный характер. Получение и доказательство какого-либо укладывающегося в определенную Т. факта (согласующегося с ней) повышает степень её достоверности; напротив, выявление факта, противоречащего ей, снижает её достоверность.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
ТЕОРИЯ
от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – в широком смысле: комплекс представлений и идей, направленных на истолкование и объяснение какого-л. явления; в более узком и специальном смысле: высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной Т. В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты Т. 1. Исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, полученных в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения. 2. Исходную теоретическую основу – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов Т., в своей совокупности описывающих идеализированный объект Т. 3. Логику Т. – множество допустимых в рамках Т. правил логического вывода и доказательства. 4. Совокупность выведенных в Т. утверждений с их доказательствами (В. С. Швырев, 2001). Т. отличается от концепции тем, что утверждения, составляющие Т., подтверждены практикой. Скорее всего, рано утверждать, что разработаны общие Т. конфликтов не только в отечественной, но и в известной нам зарубежной конфликтологии.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Теория
1. логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее естественные закономерности развития природы, человека и общества; 2. система обобщенных положений той или иной области знания или деятельности; 3. совокупность научных положений, образующих основу учения о чем-либо; 4. отвлеченные знания, не опирающиеся на опыт, практику; 5. связный набор формальных выражений, который дает полную и последовательную характеристику четко определенной области исследования с объяснением всех сопутствующих фактов и эмпирических данных. Такая теория в идеале понимается как начало с индуктивным выводом набора примитивных терминов и аксиом. Эти аксиомы затем используются для дедуктивного выведения теорем, которые затем проверяются на истинность, способность охватить или объяснить известные факты и, как некоторые надеются, способность предсказывать существование или возникновение новых явлений, наличие которых в действительности еще не зарегистрировано. Такие теории даже в более разработанных естественных науках являются достаточно редкими, что же касается психологии, которая изобилует разного рода «теориями», то последние находятся лишь на разных стадиях своего становления. Столь же преждевременно говорить о существовании всесторонне разработанной, законченной теории психопатологии.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ТЕОРИЯ
англ. theory) в широком смысле - совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений, направленных на истолкование и объяснение к.-л. явления. Т. является развернутой формой организации научного знания, дающей целостное представление об основных закономерностях определенной области действительности. Цель Т. - создание развернутого, целостного и достоверного знания о наиболее существенных связях и закономерностях действительности.
Т. как форма освоения мира функционирует в системе культуры наряду с иными формами {гипотезой, классификациями, типологиями, законами, закономерностями), причем как наиболее завершенная из них. В структуре Т. обычно вычленяют ряд основных компонентов: 1) эмпирическую основу - факты; 2) теоретическую основу - постулаты, или аксиомы; 3) правила вывода - множество признаваемых допустимыми в рамках Т. правил вывода и доказательства; 4) внутренние и внешние оценки области применимости - явно вычленяемые предпосылки для применения Т.; 5) совокупность выводимых в рамках Т. утверждений, которые составляют рациональное теоретическое знание; 6) совокупность утверждений, выдвигаемых Т. как прогнозные и подлежащие верификации (проверке). В современной науке формирование Т. обычно идет по пути выдвижения и селекции моделей. Развитие Т. проходит не только по пути выдвижения и доказательства следствий из аксиом по заложенным правилам вывода, но и путем пересмотра и уточнения всех входящих в ее структуру компонент. (Б. Н. Еникеев.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ТЕОРИЯ
(Theory; Theorie). Многие юнговские утверждения, касающиеся теории, поражают своей негативностью. К примеру: «теории в психологии поистине исходят от дьявола». Или «научная теория имеет... меньшую ценность с точки зрения психологической истины, нежели религиозная догма». Однако в конечном счете главное внимание Юнга было устремлено на интеграцию Т. Аналитику нельзя практиковать, основываясь на чуждых ему или не известных ему по собственному опыту идеях. Нельзя рассматривать пациента, как подходящего или не подходящего под ту или иную теорию. В действительности каждый пациент требует изменения теории, наличествующей у аналитика (см. АНАЛИТИК И ПАЦИЕНТ). Юнг также старался всячески подчеркнуть эмпирический характер своего подхода. Он предполагал, что его гипотезы и предположения исходят из наблюдений за реальными людьми; огромное количество сравнительных, дополняющих друг друга данных служили тому наглядным примером (см. АМПЛИФИКАЦИЯ; ЭМПИРИЗМ). Что касается научной методологии, то Юнгу, возможно, нравилось думать, что он больше участвовал в изменении теории, нежели в ее использовании. Едва ли он был больше заинтересован в том, чтобы предсказывать что-то, чем просто освещать и делать более понятным и ясным все то, что обсуждалось и наблюдалось. С традиционной точки зрения, глубинная психология не может иметь статус научной теории, поскольку она не является ни доказуемой, ни недоказуемой. Тем не менее эта точка зрения может быт£ изменена. В частности, методологию, в рамках которой гипотеза развивается прежде накопления и получения твердых доказательств за или против нее, можно приравнять по обоснованности к той, по которой собраны данные и образцы которой выявлены последовательно. Если это так, то в признании Юнга, что его теории возникли в процессе собственных размышлений, нет противоречия, поскольку немногие (если таковые вообще имеются) исследователи не имеют ничего в мыслях, приступая к своей работе. Повторяющееся утверждение Юнга в защиту своего эмпиризма уже не столь важно и необходимо, как это было прежде. Случайные и непреднамеренные открытия всегда будут. Юнг доказывал, что иногда они основываются на активации архетипической структуры (ср. Pauli, 1955, мнение об этом явлении ученого-физика).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
ТЕОРИЯ
У этого термина три различных способа употребления, в пределах от высоко формального и точного из философии науки до свободного и неформального из популярного языка. 1. Связный набор формальных выражений, который дает полную и последовательную характеристику четко определенной области исследования с объяснением всех сопутствующих фактов и эмпирических данных. Такая теория в идеале понимается как начало с индуктивным выводом набора примитивных терминов и аксиом. Эти аксиомы затем используются для дедуктивного выведения теорем, которые затем проверяются на истинность, способность охватить известные факты и, как некоторые надеются, способность предсказывать новые явления, существование которых еще не зарегистрировано. Само собой разумеется, такие теории действительно редки, даже в более разработанных естественных науках; в социальных науках имеется несколько кандидатов, но нет ни одной такой теории любой степени обобщения. Однако психология изобилует "теориями", и они обычно имеют следующие вариации: 2. Общий принцип, или собрание взаимосвязанных общих принципов, который выдвинут в качестве объяснения набора известных фактов и эмпирических открытий. Это – прагматический смысл термина, и он широко применяется в отношении предлагаемых объяснений, которые сильно недотягивают до формальных критериев значения. 1. Например, теория развития личности Фрейда не соответствует требованию об однозначном дедуктивном выводе теорем, что является одной из причин, почему многие утверждали, что она не может быть строго проверена; но она все же называется "теорией". Чтобы получить некоторое представление о том, насколько широко прагматическое значение данного термина, см. статьи теория цветного зрения и теория отбора образцов, с одной стороны, и статью личность – с другой. Из этих статей будет ясно, что этот термин "присуждается" почти любой честной попытке дать объяснение некоторому факту или данным. 3. В популярном языке этот термин принимает чрезвычайно свободные значения. Здесь он даже теряет некоторые из своих объяснительных коннотаций и становится своего рода заголовком для любого приемлемого набора идей или принципов, которые считаются неподходящими или сомнительными. Следовательно, распространенным является выражение: "Да, теоретически, это – хорошее предложение, но...".
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002