ТЕОРИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Теория
предлагаемая модель человеческого поведения.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

ТЕОРИЯ
интегрированная совокупность принципов, которые объясняют и предсказывают наблюдаемые явления. (Д. Майерс, с.50)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Теория
(Theory) – научное объяснение, связывающее и организующее существующие наблюдения и предлагающее плодотворные пути для будущих исследований.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

Теория
Theory) —научное объяснение, объединяющее и организующее существующие наблюдения и указывающая на возможные направления будущего исследования.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Теория
(theory) — относительно широкая описательная система со специфическими допущениями и предположениями, созданная для объяснения определенного набора наблюдаемых факторов.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Теория
theory). Набор утверждений, организующих и обобщающих информацию о некотором явлении, представляющий собой основу для прогнозов, достоверность которых проверяется затем эмпирически.

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

ТЕОРИЯ
теория научная - это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. Существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории или даже отказа от нее. Собственно развитие науки в основном являет собой развитие и смену теорий.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

теория

система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление – систему или ее элементов, функций. В психологии известны теории бихевиоризма, фрейдизма, когнитивные теории, гештальттеория и т.д. Критерии научной теории в психологии: относительно завершенная логическая структура (принципы, категории, понятия и др.), наличие теоретических конструктов (концепций, положений, гипотез и др.), наличие положений, доказательств, соединяющих эти конструкты с имеющимися фактами, другими теориями.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ТЕОРИЯ
Theory; Theorie) - основываясь на эмпиричности подхода, Юнг рассматривал теорию с точки зрения ее интеграции. Тот или иной аналитик не может практиковать, пользуясь чуждыми ему или не проверенными на собственном опыте теориями. Нельзя рассматривать пациента как подходящего под ту или иную теорию. Отсюда требование изменения теории, наличествующей у аналитика, ее интеграция. С точки зрения академической психологии аналитическая психология (как, впрочем, и вся глубинная психология) не имеет статуса научной теории, поскольку она не является ни доказуемой, ни недоказуемой. Тем не менее это положение в последние годы стало меняться.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Теория
Ряд общих принципов, которые используются для объяснения установленных фактов и наблюдаемых событий. К примеру, психолог, наблюдающий за человеческой склонностью выбирать партнеров на основе физической привлекательности, может разработать теорию межличностной аттракции, объясняющую его открытие. Точность научной теории можно проверять повторным тестированием и сбором данных. Важной характеристикой научной теории является возможность ее коррекции в соответствии с новыми данными. В самом упрощенном виде теорию следует рассматривать, как искреннюю попытку объяснить некий массив знаний. В этом, наиболее либеральном смысле слова, ряд психологических моделей, не подпадающих под критерий «научности», тем не менее, считаются теориями.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

теория

En.: Theory
Мы, как и Эриксон, полагаем, что факты часто подвергаются бессознательной обработке, чтобы быть заключенными в рамки наших теорий.
«В мифе о Прокрусте людей растягивали или обрубали, чтобы они соответствовали длине кровати; ученые поступают так же» (Zeig, 1985/1988).
Напротив, интуитивные постижения Эриксона чрезвычайно значимы, так как они вписываются в психологическую реальность, пережитую неутомимым тружеником и исследователем. Можно сказать, что Эриксон замечал эффективность некоторых установок и действий раньше, чем успевал задаться вопросом, почему это работает (Erickson & Rossi, 1979).
Мы высоко ценим критическое мышление и законное стремление к теоретизации современных исследователей; они поймут ту несколько иную, прежде всего прагматическую позицию, которая лежит в основе данной работы.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

ТЕОРИЯ
от греческого θεωρία – «рассмотрение, исследование» – система представлений и идей об основных связях и закономерностях в определённой области действительности. Т. – это научное единство знания, содержащее в связанном виде в форме целостного конструкта факты и гипотезы. В экстремальной психологии закономерности функционирования психики, описанные как Т. в других областях психологической науки, часто проявляются в более широких или, наоборот, узких рамках. В Т. факты подводятся под общие законы, при этом связи между ними выводятся из последних. Любой Т. свойственен гипотетический компонент, а отсюда ей присущ элемент неуверенности, т.е. она имеет вероятностный характер. Получение и доказательство какого-либо укладывающегося в определенную Т. факта (согласующегося с ней) повышает степень её достоверности; напротив, выявление факта, противоречащего ей, снижает её достоверность.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ТЕОРИЯ
от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – в широком смысле: комплекс представлений и идей, направленных на истолкование и объяснение какого-л. явления; в более узком и специальном смысле: высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной Т. В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты Т. 1. Исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, полученных в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения. 2. Исходную теоретическую основу – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов Т., в своей совокупности описывающих идеализированный объект Т. 3. Логику Т. – множество допустимых в рамках Т. правил логического вывода и доказательства. 4. Совокупность выведенных в Т. утверждений с их доказательствами (В. С. Швырев, 2001). Т. отличается от концепции тем, что утверждения, составляющие Т., подтверждены практикой. Скорее всего, рано утверждать, что разработаны общие Т. конфликтов не только в отечественной, но и в известной нам зарубежной конфликтологии.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Теория
1. логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее естественные закономерности развития природы, человека и общества; 2. система обобщенных положений той или иной области знания или деятельности; 3. совокупность научных положений, образующих основу учения о чем-либо; 4. отвлеченные знания, не опирающиеся на опыт, практику; 5. связный набор формальных выражений, который дает полную и последовательную характеристику четко определенной области исследования с объяснением всех сопутствующих фактов и эмпирических данных. Такая теория в идеале понимается как начало с индуктивным выводом набора примитивных терминов и аксиом. Эти аксиомы затем используются для дедуктивного выведения теорем, которые затем проверяются на истинность, способность охватить или объяснить известные факты и, как некоторые надеются, способность предсказывать существование или возникновение новых явлений, наличие которых в действительности еще не зарегистрировано. Такие теории даже в более разработанных естественных науках являются достаточно редкими, что же касается психологии, которая изобилует разного рода «теориями», то последние находятся лишь на разных стадиях своего становления. Столь же преждевременно говорить о существовании всесторонне разработанной, законченной теории психопатологии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТЕОРИЯ
англ. theory) в широком смысле - совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений, направленных на истолкование и объяснение к.-л. явления. Т. является развернутой формой организации научного знания, дающей целостное представление об основных закономерностях определенной области действительности. Цель Т. - создание развернутого, целостного и достоверного знания о наиболее существенных связях и закономерностях действительности.
Т. как форма освоения мира функционирует в системе культуры наряду с иными формами {гипотезой, классификациями, типологиями, законами, закономерностями), причем как наиболее завершенная из них. В структуре Т. обычно вычленяют ряд основных компонентов: 1) эмпирическую основу - факты; 2) теоретическую основу - постулаты, или аксиомы; 3) правила вывода - множество признаваемых допустимыми в рамках Т. правил вывода и доказательства; 4) внутренние и внешние оценки области применимости - явно вычленяемые предпосылки для применения Т.; 5) совокупность выводимых в рамках Т. утверждений, которые составляют рациональное теоретическое знание; 6) совокупность утверждений, выдвигаемых Т. как прогнозные и подлежащие верификации (проверке). В современной науке формирование Т. обычно идет по пути выдвижения и селекции моделей. Развитие Т. проходит не только по пути выдвижения и доказательства следствий из аксиом по заложенным правилам вывода, но и путем пересмотра и уточнения всех входящих в ее структуру компонент. (Б. Н. Еникеев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ТЕОРИЯ
(Theory; Theorie). Многие юнговские утверждения, касающиеся теории, поражают своей негативностью. К примеру: «теории в психологии поистине исходят от дьявола». Или «научная теория имеет... меньшую ценность с точки зрения психологической истины, нежели религиозная догма». Однако в конечном счете главное внимание Юнга было устремлено на интеграцию Т. Аналитику нельзя практиковать, основываясь на чуждых ему или не известных ему по собственному опыту идеях. Нельзя рассматривать пациента, как подходящего или не подходящего под ту или иную теорию. В действительности каждый пациент требует изменения теории, наличествующей у аналитика (см. АНАЛИТИК И ПАЦИЕНТ). Юнг также старался всячески подчеркнуть эмпирический характер своего подхода. Он предполагал, что его гипотезы и предположения исходят из наблюдений за реальными людьми; огромное количество сравнительных, дополняющих друг друга данных служили тому наглядным примером (см. АМПЛИФИКАЦИЯ; ЭМПИРИЗМ). Что касается научной методологии, то Юнгу, возможно, нравилось думать, что он больше участвовал в изменении теории, нежели в ее использовании. Едва ли он был больше заинтересован в том, чтобы предсказывать что-то, чем просто освещать и делать более понятным и ясным все то, что обсуждалось и наблюдалось. С традиционной точки зрения, глубинная психология не может иметь статус научной теории, поскольку она не является ни доказуемой, ни недоказуемой. Тем не менее эта точка зрения может быт£ изменена. В частности, методологию, в рамках которой гипотеза развивается прежде накопления и получения твердых доказательств за или против нее, можно приравнять по обоснованности к той, по которой собраны данные и образцы которой выявлены последовательно. Если это так, то в признании Юнга, что его теории возникли в процессе собственных размышлений, нет противоречия, поскольку немногие (если таковые вообще имеются) исследователи не имеют ничего в мыслях, приступая к своей работе. Повторяющееся утверждение Юнга в защиту своего эмпиризма уже не столь важно и необходимо, как это было прежде. Случайные и непреднамеренные открытия всегда будут. Юнг доказывал, что иногда они основываются на активации архетипической структуры (ср. Pauli, 1955, мнение об этом явлении ученого-физика).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ТЕОРИЯ
У этого термина три различных способа употребления, в пределах от высоко формального и точного из философии науки до свободного и неформального из популярного языка. 1. Связный набор формальных выражений, который дает полную и последовательную характеристику четко определенной области исследования с объяснением всех сопутствующих фактов и эмпирических данных. Такая теория в идеале понимается как начало с индуктивным выводом набора примитивных терминов и аксиом. Эти аксиомы затем используются для дедуктивного выведения теорем, которые затем проверяются на истинность, способность охватить известные факты и, как некоторые надеются, способность предсказывать новые явления, существование которых еще не зарегистрировано. Само собой разумеется, такие теории действительно редки, даже в более разработанных естественных науках; в социальных науках имеется несколько кандидатов, но нет ни одной такой теории любой степени обобщения. Однако психология изобилует "теориями", и они обычно имеют следующие вариации: 2. Общий принцип, или собрание взаимосвязанных общих принципов, который выдвинут в качестве объяснения набора известных фактов и эмпирических открытий. Это – прагматический смысл термина, и он широко применяется в отношении предлагаемых объяснений, которые сильно недотягивают до формальных критериев значения. 1. Например, теория развития личности Фрейда не соответствует требованию об однозначном дедуктивном выводе теорем, что является одной из причин, почему многие утверждали, что она не может быть строго проверена; но она все же называется "теорией". Чтобы получить некоторое представление о том, насколько широко прагматическое значение данного термина, см. статьи теория цветного зрения и теория отбора образцов, с одной стороны, и статью личность – с другой. Из этих статей будет ясно, что этот термин "присуждается" почти любой честной попытке дать объяснение некоторому факту или данным. 3. В популярном языке этот термин принимает чрезвычайно свободные значения. Здесь он даже теряет некоторые из своих объяснительных коннотаций и становится своего рода заголовком для любого приемлемого набора идей или принципов, которые считаются неподходящими или сомнительными. Следовательно, распространенным является выражение: "Да, теоретически, это – хорошее предложение, но...".

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
158.94 кб

Стигма: теория и практика

Кнуф Андреас , Эпов Лев Юрьевич
Читать PDF
317.72 кб

Теория автоматического регулирования методологическая основа процесса оптимального управления двигат

Никитин С. Н.
Решение проблем оптимального управления двигательными действиями для профессиональной деятельности и спорта невозможно без теории автоматического регулирования, которая уже доказала свою правомочность в других областях науки.
Читать PDF
340.94 кб

Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов

Варлакова Ю. Р.
Речь идет о проблеме креативности студентов вуза, о методах ее развития, приводятся результаты проведенного эксперимента по проверке эффективности педагогических условий развития креативности студентов вуза.
Читать PDF
86.04 кб

Стигма: теория и практика (окончание)

Кнуф Андреас , Эпов Лев Юрьевич
Читать PDF
364.94 кб

Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов в силовых единоборства

Рыбников Виктор Юрьевич, Бобрищев Алексей Александрович
В работе изложены теоретические основы и результаты многомерной оценки вклада пяти основных компонентов психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах к соревновательной деятельности.
Читать PDF
153.84 кб

«Психологическая культура человека: теория и практика» (по материалам Всероссийской научно-практичес

Романов Константин Михайлович
Читать PDF
176.08 кб

Теория позиционирования

Харре Р.
Читать PDF
190.61 кб

2005. 02. 019-022. Социально-психологическая теория: разработка, проверка, практическое применение.

Якимова Е. В.
Читать PDF
243.13 кб

Теория и практика психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы

Гавришина Галина Васильевна
В статье представлены результаты анализа теории и практики психолого-педагогической подготовки преподавателя вуза, которые рассматриваются в качестве предпосылок в решении проблемы моделирования инновационного процесса подготовки
Читать PDF
181.74 кб

Теория военно-политического лидерства в древнекитайских трактатах

Евтихов Олег Владимирович
В статье рассматриваются результаты анализа переводов древнекитайских трактатов с целью выявления в них управленческих принципов военно-политического лидерства
Читать PDF
365.38 кб

Поколения в семье: методология, теория и практика исследования

Сапоровская Мария Вячеславовна
В статье обсуждаются методологические, теоретические и эмпирические аспекты изучения межпоколенных отношений в семейной группе. Обоснована необходимость изучения заявленной проблематики в рамках социально-психологической науки.
Читать PDF
456.77 кб

Программа международной конференции «Теория и фундаментальные проблемы психологических практик (на п

Читать PDF
465.23 кб

Эмпирические исследования литературы: теория и методология

Лозинская Е. В.
Читать PDF
193.22 кб

2007. 02. 013-015. Некоторые социально-психологические аспекты брака: теория и эмпирия. (сводный реф

Якимова Е. В.
Читать PDF
292.93 кб

2012. 04. 010. Симонова О. А. Теория идентичности Э. Г. Эриксона: социологические аспекты. - Брянск:

Якимова Е. В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Теория сексуального развития 3. Фрейда

    Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию сексуал
  • Речевая деятельность в психолингвистике: теория А. А. Леонтьева

    В 1950-1960-е гг. - время оформления психолингвистики как науки - ключевым понятием отеч. психологии являлась «деятельность». Психологическая теория деятельности А. Н Леонтьева была транспонирована А.
  • теория доминанты А.А. Ухтомского

    теория, рассматривающая целенаправленное поведение человека, его деятельность как результат активности доминанты – временно господствующей рефлекторной системы, очага возбуждения, обусловлив
  • Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского

    Известная в социальной психологии теория деятельностного опосредствования межличностных отношений личности в группе (теория ДОМОГ), предложенная А. В. Петровским, первоначально называлась «стра
  • ТЕОРИЯ ЧЕРТ

    точка зрения, что личность - это набор черт.
  • Теория диссонанса

    См. Когнитивный диссонанс.
  • АБСТРАКТНАЯ ТЕОРИЯ

    Общий термин для обозначения ряда теорий когнитивной психологии, которые считают, что системы памяти и знания формируются посредством извлечения абстрактной информации из многочисленных конкре
  • ТЕОРИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ

    См. уровень адаптации.
  • Теория адаптационно-трофическая Орбели

    Теория, объясняющая механизмы адаптации живого организма к определенному виду деятельности посредством регулирующих влияний симпатической части вегетативной нервной системы. Разработана отеч
  • Теория личности Адлера

    Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование. Автор. А.Адлер. Категория. Модель теории личности в индивидуальной психологии. Специфика. В ней постулировалось три фактора стабильности и
  • Теория фрустрации-агрессии

    frustration-agression theory) – теория, согласно которой фрустрация, то есть ощущение того, что кто-то или что-то мешает достичь желаемой цели, увеличивает вероятность агрессивной реакции.
  • ЭПИЗОДА, ТЕОРИЯ

    См. теория отдельных случаев.
  • ТЕОРИЯ ГАВ-ГАВ

    См. теории происхождения языка.
  • ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ

    см. Конвергенции теория.
  • Теория подавленной агрессии

    Одно из объяснений агрессии, гласящее, что если человек сталкивается с препятствиями при достижении своей цели (фрустрация), это приводит к агрессии. Первоначальная теория основана на следующих п
  • теория агрессивности фрустрационная

     научно-психологические взгляды на агрессию не как на автоматически возникающее в недрах организмах влечение, а как следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенеправленных д
  • Теория аккомодации Гельмгольца

    Теория физиологического механизма аккомодации глаза, согласно которой при сокращении ресничной мышцы происходит расслабление ресничного пояска (цинновой связки) и увеличивается кривизна хруст
  • Теория активации эмоций

    См. теории эмоций. Эта теория обычно упоминается как теория возбуждения.
  • Сновидения, теория случайной активации

    теория сновидений, утверждающая, что сновидения – побочный продукт случайной активности нейронов в мозге, возникающей в фазе быстрого сна.
  • ТЕОРИЯ ЛИБИДО

    libido theory) См. ЛИБИДО; ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ.