Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского это что такое Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского: определение — Психология.НЭС
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ПРИНЦИП Деятельностный подход в психологии

Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского

Найдено 1 определение:

Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского

Известная в социальной психологии теория деятельностного опосредствования межличностных отношений личности в группе (теория ДОМОГ), предложенная А. В. Петровским, первоначально называлась «стратометрическая концепция групп и коллективов». В ней описывались разл. уровни слои внутригрупповой активности, а также ядерный слой деятельность, реализуемая группой. Включение групповой деятельности в социально-психол. портрет группы было принципиально важной отличительной чертой концептуальных разработок А. В. Петровского по сравнению с общепринятыми моделями описания групп в социальной психологии. Было показано, что групповая деятельность (ее ценности, нормы, организация и т. д.) порождает особый слой межличностных отношений, несводимый к функц.-ролевым контактам участников, а также к чисто эмоциональным связям между членами группы. Первый, «ядерный», слой групповой активности - форма проявления субъект-объектного отношения - «S-O». Подчеркивалось, что если группа представляет собой подлинный коллектив, то в отношениях проявляется «нечто большее», чем личное благо участников, пусть даже и обретаемое посредством др. его членов. Т. е. направленность групповой активности здесь не сводится к достижению узкокорпоративной цели (даже при условии справедливого распределения итоговых благ), - цель коллектива выходит за пределы исключительно групповых интересов. Второй слой групповой активности - это межличностные отношения, возникающие в деятельности, опосредствуемые деятельностью и в ней непосредственно проявляющиеся. В данной трактовке теория ДОМОГ вступает в «оппонентские» отношения с традиционной социальной психологией 1980-1990 гг. Традиция предписывала исследователю рассматривать малую группу как общность людей, вступающих в непосредственные отношения друг с другом - преим. эмоционального характера (симпатия, антипатия, безразличие, изоляция, податливость, активность, подчинение, агрессия и т. д.). Одной из определяющих характеристик группы признавалась частота взаимодействий между участниками; с нею соотносились мн. др. параметры группы. Отмечаемые большинством авторов черты малой группы, с одн. стор., оказывались «психологизированными», выхваченными из более широкого социального контекста, а с др. стор., собственно «психол.» часть определения сводилась к указанию на поверхностные связи и отношения в группе; картина взаимоотношений упрощалась и уплощалась. В его теории межличностные отношения, опосредствуемые деятельностью, - это личные отношения участников по поводу их деловых отношений, «деятельностных»; их личные отношения опосредствуются содержанием и формой организации совместной деятельности, но при этом сохраняют психол. статус «субъектсубъектных» отношений. Ко второму слою групповой активности относятся феномены: 1) «Феномен коллективистического самоопределения» - готовность личности противостоять давлению группы, защищая при этом действительные интересы группы, ее нормы и ценности (исследования И. А. Оботуровой и А. А. Туровской). 2) Феномен опосредствованности «мотивационного ядра» межличностных выборов целями и задачами групповой деятельности (процедура выявления мотивационного ядра межличностных выборов разработана В. А. Петровским) 3) Феномен референтности versus аттракции. Референтность, в отличие от аттракции, это значимость др. человека как носителя мнений, позиций, взглядов (по референтометрии вела исследование Е. В. Щед рина). 4) Феномен соучаствования заключается в том, что члены группы защищают интересы других как свои собственные. Соучаствование (термин А. Н. Радищева) как деятельное отношение - это и сочувствие, и соучастие. Экспериментальное исследование данного феномена вела В. В. Абраменкова. 5) Ценностно-ориентационное единство как характеристика «сплоченности» (ЦОЕ). В противовес традиционным подходам к пониманию сплоченности (оцениваемых по числу контактов, взаимных выборов и предпочтений, базирующихся на симпатиях и антипатиях между членами группы), в школе А. В. Петровского «сплоченность» трактуется как мера общности взглядов, позиций, ценностных ориентаций участников совместной деятельности относительно самой этой деятельности (исследование В. В. Шпалинского). В. А. Петровским была предложена трехфакторная концептуальная модель «значимого другого», где 1-й фактор - аттракция, способность «значимого другого» привлекать или отталкивать окружающих, вызывать симпатию или антипатию, быть социометрически избираемым или отверженным; 2-й - референтность (при максимальной позитивной ее выраженности - «власть авторитета»: признание окружающими за «значимым другим» права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах); 3-й - власть, властные полномочия значимого другого (выход субъекта, наделенного властными полномочиями, из служебной иерархии нередко лишает его статуса «значимого другого» для его сослуживцев). Эвристические возможности модели «значимого другого» были подтверждены в исследованиях статусных различий и процессов группообразования в закрытых воспитательных учреждениях разного типа (детские дома, интернаты, колонии для несовершеннолетних правонарушителей и др.). В частности, был открыт феномен «нисходящей слепоты» во взаимоотношениях подростков, взаимно непривлекательных, но различающихся по властному статусу: абсолютная референтность высокостатусных в глазах низкостатусных и антиреферентность низкостатусных в глазах высокостатусных (исследования М. Ю. Кондратьева). Трехфакторная модель «значимого другого» несет на себе печать трехуровневой модели внутригрупповой активности. Лит.: Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Он же. Вопросы истории и теории психологии: Избр. тр. М., 1984; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М., 2001. В. А. Петровский
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности межличностных отношений леворуких людей

Буренкова Е. В., Чиханова И. В.
В данной статье рассматриваются особенностях межличностных отношений амбидекстров, праворуких, леворуких людей в юношеском возрасте. Исследователями было проведено диагностическое исследование для определения направления коррекционной программы, направленной на развитие межличностных коммуникаций у леворуких людей. В ходе статистического анализа полученных результатов были выявлены различия по шкалам агрессивности и напряженности в отношениях в зависимости функциональной асимметрии мозга.
Скачать PDF

Восприятие в системе межличностных отношений студентов

Прокофьева Татьяна Алексеевна, Колесникова Екатерина Ивановна
В статье исследуется одна из детерминант социометрических предпочтений, которая является источником положительных или отрицательных взаимоотношений внутри группы степень различий личностных ценностей студентов и особенности восприятия внешне привлекательных и непривлекательных сокурсников на этой основе
Скачать PDF

Отношение предпринимателя к деятельности как значимая детерминанта ее успешности

Кучеренко Н.В.
Скачать PDF

Развитие межличностных отношений как фактор управления субъектами образования в вузе

Рассказова О.В.
Скачать PDF

Исследование межличностных отношений в семьях подростков с коммуникативно-речевой инактивностью

Дюмон Н.Н.
Скачать PDF

Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе.

Беликова В. В.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформированности межличностных отношений как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении.
Скачать PDF

Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе

Жажина Оксана Сергеевна
В статье анализируется проблема дружеских отношений школьников как сферы наиболее близких межличностных отношений со сверстниками, что является актуальным для расширения теоретических представлений о развитии в этом возрасте и имеет практическую пользу. Описана разработанная методика, изучающая стадии межличностных отношений. Приведена валидность и надежность шкал методики.
Скачать PDF

Отношение к учебной деятельности акцентуированных подростков

Деткова Ирина Владимировна
В статье представлено исследование мотивов учебной деятельности акцентуированных подростков до и после коррекционной работы. Мотивы учебной деятельности, характерные для акцентуированных подростков, часто являются препятствием для формирования положительного отношения к школьным предметам и в целом к учебной деятельности. Тренинг личностного роста, как метод способствует изменению мотивации, повышению качества учебной деятельности, и, следовательно, способствует положительному отношению к учебной деятельности.
Скачать PDF

Характер межличностных отношений в полиэтничной среде как показатель психологической безопасности ли

Бучек Альбина Александровна, Мещерякова Эмма Ивановна
Описаны основные результаты эмпирического исследования восприятия межличностных отношений респондентами разной этнической принадлежности. Демонстрируется возможность использования данных о характере межличностных отношений для анализа психологической безопасности личности в условиях разных этноконтактных сред.
Скачать PDF

Теоретико-экспериментальные основы формирования социоэмоциональной культуры межличностных отношений

Маликов Лев Витальевич
В статье предпринята попытка рассмотрения социоэмоционального развития подростков, воспитывающихся вне семьи, под углом зрения социоэмоциональной культуры личности на основе культурно-исторической теории. Представлена методологическая основа анализа факторов и условий развития социоэмоциональной культуры подростков-сирот в образовательной среде; определены направление и логика экспериментального исследования; охарактеризованы факторы, влияющие на успешность развития социоэмоциональной культуры межличностных отношений.
Скачать PDF

Формирование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде

Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Близневский Андрей Александрович, Шумилин Александр Петрович
В статье анализируются результаты изучения отношения дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности в соревновательном периоде. Приведена также методика формирования этого отношения и ее экспериментальное обоснование.
Скачать PDF

Особенности межличностных отношений студентов, изучающих различные иностранные языки

Бекасова Е.Ю.
В статье анализируется влияние иностранного языка на особенности межличностных отношений студентов. Особое внимание уделяется различию типов межличностных отношений в разных языковых группах. Изучается динамика степени выраженности типов межличностных отношений в зависимости от курса обучения. The article analyzes the influence of foreign languages on the students interpersonal relationships. Special attention is given to the differences in types of interpersonal relationships in various language groups. The author points the main interest on changes in the degree of intensity in different types of interpersonal relationships. These types depend on educational courses.
Скачать PDF

Похожие термины: