Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского

Найдено 1 определение:

Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского

Известная в социальной психологии теория деятельностного опосредствования межличностных отношений личности в группе (теория ДОМОГ), предложенная А. В. Петровским, первоначально называлась «стратометрическая концепция групп и коллективов». В ней описывались разл. уровни слои внутригрупповой активности, а также ядерный слой деятельность, реализуемая группой. Включение групповой деятельности в социально-психол. портрет группы было принципиально важной отличительной чертой концептуальных разработок А. В. Петровского по сравнению с общепринятыми моделями описания групп в социальной психологии. Было показано, что групповая деятельность (ее ценности, нормы, организация и т. д.) порождает особый слой межличностных отношений, несводимый к функц.-ролевым контактам участников, а также к чисто эмоциональным связям между членами группы. Первый, «ядерный», слой групповой активности - форма проявления субъект-объектного отношения - «S-O». Подчеркивалось, что если группа представляет собой подлинный коллектив, то в отношениях проявляется «нечто большее», чем личное благо участников, пусть даже и обретаемое посредством др. его членов. Т. е. направленность групповой активности здесь не сводится к достижению узкокорпоративной цели (даже при условии справедливого распределения итоговых благ), - цель коллектива выходит за пределы исключительно групповых интересов. Второй слой групповой активности - это межличностные отношения, возникающие в деятельности, опосредствуемые деятельностью и в ней непосредственно проявляющиеся. В данной трактовке теория ДОМОГ вступает в «оппонентские» отношения с традиционной социальной психологией 1980-1990 гг. Традиция предписывала исследователю рассматривать малую группу как общность людей, вступающих в непосредственные отношения друг с другом - преим. эмоционального характера (симпатия, антипатия, безразличие, изоляция, податливость, активность, подчинение, агрессия и т. д.). Одной из определяющих характеристик группы признавалась частота взаимодействий между участниками; с нею соотносились мн. др. параметры группы. Отмечаемые большинством авторов черты малой группы, с одн. стор., оказывались «психологизированными», выхваченными из более широкого социального контекста, а с др. стор., собственно «психол.» часть определения сводилась к указанию на поверхностные связи и отношения в группе; картина взаимоотношений упрощалась и уплощалась. В его теории межличностные отношения, опосредствуемые деятельностью, - это личные отношения участников по поводу их деловых отношений, «деятельностных»; их личные отношения опосредствуются содержанием и формой организации совместной деятельности, но при этом сохраняют психол. статус «субъектсубъектных» отношений. Ко второму слою групповой активности относятся феномены: 1) «Феномен коллективистического самоопределения» - готовность личности противостоять давлению группы, защищая при этом действительные интересы группы, ее нормы и ценности (исследования И. А. Оботуровой и А. А. Туровской). 2) Феномен опосредствованности «мотивационного ядра» межличностных выборов целями и задачами групповой деятельности (процедура выявления мотивационного ядра межличностных выборов разработана В. А. Петровским) 3) Феномен референтности versus аттракции. Референтность, в отличие от аттракции, это значимость др. человека как носителя мнений, позиций, взглядов (по референтометрии вела исследование Е. В. Щед рина). 4) Феномен соучаствования заключается в том, что члены группы защищают интересы других как свои собственные. Соучаствование (термин А. Н. Радищева) как деятельное отношение - это и сочувствие, и соучастие. Экспериментальное исследование данного феномена вела В. В. Абраменкова. 5) Ценностно-ориентационное единство как характеристика «сплоченности» (ЦОЕ). В противовес традиционным подходам к пониманию сплоченности (оцениваемых по числу контактов, взаимных выборов и предпочтений, базирующихся на симпатиях и антипатиях между членами группы), в школе А. В. Петровского «сплоченность» трактуется как мера общности взглядов, позиций, ценностных ориентаций участников совместной деятельности относительно самой этой деятельности (исследование В. В. Шпалинского). В. А. Петровским была предложена трехфакторная концептуальная модель «значимого другого», где 1-й фактор - аттракция, способность «значимого другого» привлекать или отталкивать окружающих, вызывать симпатию или антипатию, быть социометрически избираемым или отверженным; 2-й - референтность (при максимальной позитивной ее выраженности - «власть авторитета»: признание окружающими за «значимым другим» права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах); 3-й - власть, властные полномочия значимого другого (выход субъекта, наделенного властными полномочиями, из служебной иерархии нередко лишает его статуса «значимого другого» для его сослуживцев). Эвристические возможности модели «значимого другого» были подтверждены в исследованиях статусных различий и процессов группообразования в закрытых воспитательных учреждениях разного типа (детские дома, интернаты, колонии для несовершеннолетних правонарушителей и др.). В частности, был открыт феномен «нисходящей слепоты» во взаимоотношениях подростков, взаимно непривлекательных, но различающихся по властному статусу: абсолютная референтность высокостатусных в глазах низкостатусных и антиреферентность низкостатусных в глазах высокостатусных (исследования М. Ю. Кондратьева). Трехфакторная модель «значимого другого» несет на себе печать трехуровневой модели внутригрупповой активности. Лит.: Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Он же. Вопросы истории и теории психологии: Избр. тр. М., 1984; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М., 2001. В. А. Петровский
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Мониторинг гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности

Клепцова Елена Юрьевна
Мониторинг исследования гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности отражает анализ этапов развития гуманных межличностных отношений.
Читать PDF

Особенности межличностных отношений леворуких людей

Буренкова Е. В., Чиханова И. В.
В данной статье рассматриваются особенностях межличностных отношений амбидекстров, праворуких, леворуких людей в юношеском возрасте.
Читать PDF

Восприятие в системе межличностных отношений студентов

Прокофьева Татьяна Алексеевна, Колесникова Екатерина Ивановна
В статье исследуется одна из детерминант социометрических предпочтений, которая является источником положительных или отрицательных взаимоотношений внутри группы степень различий личностных ценностей
Читать PDF

Отношение предпринимателя к деятельности как значимая детерминанта ее успешности

Кучеренко Н.В.
Читать PDF

Развитие межличностных отношений как фактор управления субъектами образования в вузе

Рассказова О.В.
Читать PDF

Исследование межличностных отношений в семьях подростков с коммуникативно-речевой инактивностью

Дюмон Н.Н.
Читать PDF

Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе.

Беликова В. В.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформи
Читать PDF

Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе

Жажина Оксана Сергеевна
В статье анализируется проблема дружеских отношений школьников как сферы наиболее близких межличностных отношений со сверстниками, что является актуальным для расширения теоретических представлений о
Читать PDF

Отношение к учебной деятельности акцентуированных подростков

Деткова Ирина Владимировна
В статье представлено исследование мотивов учебной деятельности акцентуированных подростков до и после коррекционной работы.
Читать PDF

Характер межличностных отношений в полиэтничной среде как показатель психологической безопасности ли

Бучек Альбина Александровна, Мещерякова Эмма Ивановна
Описаны основные результаты эмпирического исследования восприятия межличностных отношений респондентами разной этнической принадлежности.
Читать PDF

Теоретико-экспериментальные основы формирования социоэмоциональной культуры межличностных отношений

Маликов Лев Витальевич
В статье предпринята попытка рассмотрения социоэмоционального развития подростков, воспитывающихся вне семьи, под углом зрения социоэмоциональной культуры личности на основе культурно-исторической тео
Читать PDF

Формирование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде

Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Близневский Андрей Александрович, Шумилин Александр Петрович
В статье анализируются результаты изучения отношения дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности в соревновательном периоде.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: