ОБУЧЕНИЕ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Обучение
Целенаправленная передача общественно-исторического опыта в процессе образования.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Обучение
участие других людей в организации процесса учения. Учение - усилие самого ученика, усваивающего тот или иной материал.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Обучение
это взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение знаний, умений и навыков и формируются свойства личности.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

обучение

процесс систематической, организованной, целенаправленной передачи знаний, навыков, умений социального опыта от обучающего к обучаемому.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОБУЧЕНИЕ
поставленное на службу сохранения индивида и человеческого вида, управляемое стимулами, адаптированное изменение поведения, переработки и накопления информации на базе филогенетически образованных структур (из книги Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагиной).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

ОБУЧЕНИЕ
основной путь получения образования; целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц (педагогов, инструкторов, мастеров и т.д.); ведется в основном в учебных заведениях

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ОБУЧЕНИЕ
деятельность преподавателя, учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков; процесс, рассчитанный на научение учащихся. См. научение, обучение во сне, обучение проблемное, обучение программированное, обучение прогрессивное, психология обучения, учебная деятельность, учение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОБУЧЕНИЕ
в широком смысле - совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними; в узком смысле - совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

Обучение
1. процесс приобретения с помощью школьных программ, педагогов и воспитателей относительно несложных навыков (речевых, счетных, трудовых и т.п.) и элементарных сведений, дающих возможность адаптироваться к повседневным обстоятельствам жизни; 2. вообще – процесс приобретение знаний, навыков и умений. Ср. Образование.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Обучение
конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством педагога реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение — процесс двусторонний. В нем сливаются воедино преподавание (деятельность преподавателя) и учение (деятельность обучаемого).

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

ОБУЧЕНИЕ
в психологическом аспекте — вид формирования личности и коллектива, опирающийся на упражнение, но дополняющий его связями нового содержания каждого упражнения с уже ранее усвоенным. О.— специфический вид формирования свойств личности, которые входят в ее подструктуру опыта.
О.— обоюдный процесс, в котором активно участвует как обучающий, так и обучаемый в их совместной деятельности и общении.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

обучение

целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. Обучение в психологии рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами добывания знаний (учебной деятельностью) обучающимися. Учение понимается как активная деятельность обучающегося по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОБУЧЕНИЕ
в педагогике понимается специфический вид человеческой деятельности, суть которого состоит в передаче социального опыта (специфический процесс познания, управляемый педагогом). Обучение существует в неразрывном единстве с другой стороной образовательного процесса – воспитанием. Если главной задачей обучения является обеспечение прочных знаний, то задача воспитания состоит в формировании у обучаемых тех или иных личных качеств, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру. В практической образовательной деятельности обучение и воспитание существуют в неразрывном единстве и различаются лишь при их теоретическом анализе.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ОБУЧЕНИЕ
процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. О. – двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися (учение). В процессе О. реализуются цели образования. В соответствии с целями образования, а также с учетом состояния науки, техники, искусства, особенностей познавательной деятельности, психических процессов, обусловленных возрастом и подготовкой учащихся, осуществляется отбор содержания образования и методов обучения. Задача О. в школе – не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека. О. является одной из сторон воспитания как широкого социального явления, оно осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и на производстве, в процессе трудовой деятельности всех видов, в армии, в быту. О. – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Обучение (психологический аспект)
процесс передачи ребенку общественноисторического опыта. Под стихийным О. понимают всю совокупность воздействий со стороны окружающих ребенка людей, которые ими самими не осознаются как обучающие, но объективно выполняют обучающую функцию. Целенаправленное О. — это сознательная организация формирования знаний, умений, навыков. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Важной проблемой педагогической психологии является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств, а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Особую ветвь составляет О. общению организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми. A.M. Подольский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ОБУЧЕНИЕ
процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. О., согласно А. Дистервегу, включает: 1) человека, подлежащего обучению, ученика – субъекта; 2) предмет учения и обучения – учебный предмет – объект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т. д.; 4) обучающего учителя. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной психологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к проблеме О. во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Например, в трудах Л. С. Выготского О. и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль О., создающего учащемуся «зону ближайшего развития», способствующую выработке средств и способов ориентации в действительности. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Обучение
Самые процессы обучения рассматриваются не как усвоение элементов и объединение этих элементов в более или менее сложные связи, а как образование целостных структур, без которых никакое обучение невозможно. (32.1, 24) один из основных источников развития детских понятий и могущественнейшая сила, направляющая этот процесс. (1.2.1, 199) Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. (1.2.1, 243, 250, 252) обучение должно приноравливаться не к уровню актуального развития, а к зоне ближайшего развития. (3.5, 435) процессы обучения пробуждают в ребенке ряд процессов внутреннего развития, пробуждают в том смысле, что вызывают их к жизни, пускают в ход, дают им начало. Однако между порождаемыми процессами внутреннего развития и процессами школьного обучения, между их динамикой не существует параллелизма. (3.1, 447) обучение только тогда становится подлинным обучением, когда оно забегает вперед развития. Если обучение только использует уже развитые функции, мы имеем дело с процессом, подобным обучению письму на пишущей машинке Ребенок не только приобретает умения, меняется весь строй его отношений и речи, из неосознанной она становится умением для себя. (3.5, 449) См. Зона ближайшего развития, Понятие, Развитие, Уровень актуального развития, Функция

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ОБУЧЕНИЕ
процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков.
Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение - процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида.
В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону развития ближайшего и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности.
Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения согласно поставленным целям и задачам. Промежуточны вопросы взаимоотношений обучаемых и обучающих. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.
В отечественной психологии выделено несколько проблем, решение коих определяет пути и возможности практического применения знаний о психологических закономерностях обучения. Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта, поэтому важная проблема - организация управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование нужных качеств (-> концепция формирования поэтапного действий умственных) и учитывающего индивидуально-психологические особенности учащихся, традиционно рассматриваемые в контексте вопросов обучаемости. Кроме того, требуется гармонизация управления процессом усвоения и обеспечения оптимального развивающего эффекта.
Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к разработке методов обучения математике, языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам, профессиональному мастерству. Особая ветвь современных исследований - обучение общению, организации целенаправленного овладения средствами и способами коммуникации.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Обучение
(психол.) процесс межличностного взаимодействия учителя и учащихся, направленный на обмен опытом в ходе передачи знаний, умений, навыков, приводящий к появлению психических новообразований у субъектов этого процесса.
О. как подлинно образовательный процесс тем и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируется способность к выполнению деятельности. Она закрепляется в личности как более или менее прочное достояние (С. Л. Рубинштейн).
Основные условия, при которых возникает взаимодействие, а не какое-либо другое явление (например, воздействие, управление, избегание и т. п.), — двустороннее адекватное восприятие, понимание и положительные взаимоотношения. Вступая во взаимодействие, учитель и ученик прежде всего воспринимают друг друга. На результаты восприятия влияют все законы социальной перцепции: и эффект первого впечатления, и имеющиеся в сознании эталоны восприятия, при длительном взаимодействии — перенос ранее имевших место представлений и т. п. Искаженный образ ученика в сознании учителя и наоборот становится причиной нарушения взаимоотношений и взаимодействия в обучении.
Понимание как компонент такого взаимодействия предполагает рефлексию, способность встать на позицию партнера и учесть ее в своих действиях, высказываниях, ответах, объяснениях. Понимание учеником учителя достигается в том случае, если последний способен объяснять, показывать, действовать, учитывая актуальный уровень развития ученика и его возможности (см. Зона актуального развития), корректировать свои действия, если таковые оказались неподходящими. Понимание же учителем ученика обеспечивается его наблюдательностью, которая позволяет увидеть, как протекает познавательный процесс, в каком состоянии находится обучающийся, какие эмоции переживает. Взаимоотношения в процессе обучения устанавливаются под влиянием первых двух факторов, но имеют и свое содержательное значение: эмоциональное переживание отношения друг к другу, в котором важными оказываются эмоциональные оценки, реакции и эмоциональные свойства как устойчивые характеристики отношений. При таком взаимодействии О. становится обменом опытом, поскольку обучающий может гибко принимать позицию ученика, понимать ее и учиться у него тому, что нужно сделать, чтобы быть понятым.
Педагогическая психология последнего десятилетия находится в поиске таких форм организации О., которые позволяли бы ученику максимально проявить свои потенциальные возможности и реализовать их в процессе О. Положительный предшествующий опыт обобщен в принципах организации О. как педагогического взаимодействия, к которым относят: диалогизацию, проблематизацию, персонификацию, индивидуализацию.
Литература
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ОБУЧЕНИЕ
целенаправленный процесс передачи ку необходимых знаний и выработки у него необходимых навыков и умений. О. имеет различные формы, одной из которых является производственное О. Разновидностями последнего является индивидуальное и бригадное О., профессиональное О., самообучение. В современных условиях интенсивного развития техники и производства важнейшее значение приобретает разработка таких методов О., которые позволяли бы в течение короткого времени подготовить квалифицированного специалиста. Важное место в решении этой задачи принадлежит психологической науке, которая вырабатывает рекомендации по формированию у человека ориентировочной основы деятельности (ООД). О. будет наиболее эффективным в том случае, когда оно носит управляемый характер, причем основные управляющие воздействия в процессе О. должны быть направлены на обеспечение условий формирования полной ООД. С этой точки зрения возможны два основных метода организации О. В первом из них все сведения, необходимые для формирования ООД, даются обучаемому в готовом виде как инструкция, с которой он должен ознакомиться, запомнить и выполнить. Инструкцию дополняют готовыми образцами действий в виде описаний, схем, показа. Такой метод называется методом образца. При использовании второго метода деятельность обучаемого строится таким образом, что в виде готовых сведений вводят только некоторые принципиальные положения, известные человеку из прошлого опыта. Опираясь на них, он под руководством инструктора сам строит всю систему действий, приводящую к получению требуемого результата. При этом обучаемый анализирует возможные исходы правильных и неправильных действий, рассматривает различные отклонения и определяет их допустимые границы. Задача инструктора состоит в том, чтобы вовремя поставить новую проблему и направить обучаемого по правильному пути поиска ее решения. Такой метод называется проблемно-теоретическим, его эффективность намного выше по сравнению с методом образца. Это преимущество проблемно-теоретического метода обусловлено выполнением следующей психологической закономерности: полнота усвоения обеспечивается только в том случае, если твердые знания являются непосредственной целью действий человека и для достижения этих целей применяются наиболее содержательные, активные способы. Для полного усвоения при любом методе О. необходимо соблюдение принципа поэтапного формирования действия (см. Концепция поэтапного формирования умственных действий). Однако подготовка человека к деятельности не исчерпывается только формированием у него определенного крута знаний, навыков и умений. Необходимо сформировать у него и определенную систему качеств, таких как эмоциональная устойчивость, самообладание, внимательность и другие (в зависимости от вида деятельности). Это значит, что О. должно быть неразрывно связано с воспитанием человека, в целом с его психологической подготовкой. Необходимо учитывать также, что люди отличаются друг от друга по своим психологическим характеристикам. Индивидуальные особенности человека должны учитываться в организации его О., т. е. оно должно быть индивидуальным. Конечной его целью является формирование у обучаемого индивидуального стиля деятельности, наиболее полно соответствующего его типологическим особенностям. Важным средством повышения эффективности О. является применение технических средств: тренажеров, имитаторов, обучающих машин и др. Для количественного анализа процесса О. может быть использована кривая упражнения, которая представляется в графическом или аналитическом виде. Для повышения качества О. в общем случае следует обеспечить необходимый уровень мотивации, обеспечить рациональное распределение учебных задач во времени, создать условия для положительного переноса навыков и исключить предпосылки к возникновению отрицательного переноса и интерференции навыков, создать условия для осмысленного усвоения обучающей информации, использовать словесный алгоритм (вербализацию) в процессе формирования концептуальной модели, обеспечить своевременную обратную связь обучаемому о качестве его работы. Для повышения эффективности О. могут использоваться такие сравнительно новые его виды, такие как инновационное обучение, проблемное обучение и др.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Обучение
(биол.) процесс, заключающийся в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта. При О. происходит отбор оптимальных реакций организма, но сам процесс может быть оценен только по результатам поведения. Выделяют различные виды О.
1. Ассоциативное О. осуществляется при расширении набора внешних факторов, способных приобретать то или иное сигнальное значение в зависимости от ассоциации их с целостной реакцией организма. Последний активно формирует собственную среду, извлекая для себя значимые средовые факторы.
Ассоциативное О. реализуется в следующих формах:
классические условные рефлексы, биологический смысл которых состоит в сигнальности, т. е. приобретении условным раздражителем роли предупреждающего фактора, сигнализирующего о наступлении неких событий и подготавливающего организм к взаимодействию с ними;
инструментальные условные рефлексы, которые базируются на активной целенаправленной деятельности организма. Их сущность заключается в изменении взаимоотношений организма со средой, что происходит либо при перемене его положения в пространстве (локомоторная деятельность, или локомоция), либо при воздействии организма на окружающие предметы (манипуляторная деятельность).
Системы классических и инструментальных условных рефлексов, участвуя в сложной конструкции адаптивного поведения, значительно расширяют приспособительные возможности живого организма, который начинает выступать в качестве активного фактора взаимодействия со средой.
2. Неассоциативное О. происходит, когда молодые организмы обеспечены стабильным набором внешних стимулов, и имеет облигатный характер, в значительной степени обусловленный набором средовых факторов и не требующий непременной ассоциации внешних сигналов с той или иной целостной деятельностью организма.
Неассоциативное О. реализуется в следующих формах:
суммационная реакция — повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим агентам и облегчение запуска определенной ответной реакции. Суммационные реакции не могут сохраняться длительное время; вызывающие их раздражения не имеют сигнального значения, они самостоятельно не восстанавливаются и со временем исчезают;
привыкание — состоит в относительно устойчивом ослаблении реакции вследствие многократного предъявления раздражителя, не сопровождающегося каким-либо биологически значимым агентом; не тождественно утомлению и зависит от специфичности стимула, силы раздражения и состояния организма. Наиболее распространенная форма привыкания — ориентировочный рефлекс;
импринтинг (запечатление) — комплекс поведенческих адаптаций новорожденного, которые обеспечивают первичную связь между ним и родителями и как бы замыкают цепь преобразований эмбрионального периода, позволяя реали
зовать новорожденному уже сформированные механизмы восприятия и реагирования;
подражание (имитация) — облигатное неассоциативное О., заключающееся в выполнении младенцами видотипичных действий других особей своего вида путем непосредственного наблюдения за их поведением.
3. Когнитивное О. основано на формировании функциональной структуры среды, т. е. на извлечении законов связей между ее компонентами.
Когнитивное О. реализуется в следующих формах:
психонервная деятельность (см. Психонервное (образное) поведение). По И. С. Бериташвили, именно образ создает фундамент для субъективного отражения внешнего мира, формирует вектор предстоящего рефлекторного поведения. Непосредственная активность образа реализуется через ориентировочную реакцию, которая регулирует направление поведения;
рассудочная деятельность — использование предварительно воспринятой тактики изменения в среде для построения логики своего будущего поведения (Л. В. Крушинский). Важнейшая функция рассудочной деятельности состоит в отборе той информации о структурной организации среды, которая необходима для построения программы наиболее адекватного поведения в конкретных условиях;
вероятностное прогнозирование — предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям в будущем, которые с наибольшей вероятностью приведут к достижению цели (Н. А. Бернштейн).

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ОБУЧЕНИЕ
НАВУЧАННЕ / TEACHING (LEARNING)– процесс целенаправленной, последовательной передачи (трансляции) общественно-исторического, со циокультурного опыта другим людям в специально организованных условиях семьи, учебных заведений (детского сада, школы, вуза), сообщества; организация формирования знаний, умений, навыков. Для педагогической психологии проблемы О. как внешнего процесса, осуществляемого педагогом, и учения как внутреннего процесса, осуществляемого учащимся, являются центральными, т. к. определяют решение концептуальных вопросов организации передачи опыта подрастающим поколениям. Процесс О. связан с развитием личности. В психологии существует несколько точек зрения на соотношение О. и развития. Первая заключается в том, что О. и развитие понимаются как тождественные процессы (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон.). Ребенок развивается в меру того, как он обучается, а каждый шаг в О. соответствует шагу в развитии. Вторая полагает, что О.– это внешнее условие созревания, развития (В. Штерн, А. Гезелл, З. Фрейд). Развитие создает возможности, а О. их реализует, поэтому детей можно и нужно учить тому, к чему у них созрели определенные способности. В противном случае О. может дать обратный эффект (снижение мотивации, механистическое заучивание без понимания). Согласно третьей позиции (Ж. Пиаже), между О. и развитием связь отсутствует. Мышление ребенка проходит через определенные стадии, независимо от того, обучается он или нет. Для того чтобы О. стало возможным, развитие должно подготовить соответствующую основу. О. в этом случае «идет в хвосте развития», оно надстраивается над созреванием. Л. С. Выготский в культурно-исторической концепции прописал четвертую идею: процесс развития не совпадает с процессом О., а идет вслед за ним. Он выделил зону актуального развития, которая определяется самостоятельным решением ребенком интеллектуальных задач, и зону ближайшего развития, которая обнаруживается при совместной со взрослым деятельности, когда ребенок осуществляет действия при помощи взрослого, и только по истечении времени (повторение, закрепление) может сделать сам. Именно эту зону ближайшего развития и должно создавать О. Тогда оно будет двигать развитие, опираясь не только на созревшие, но и на созревающие функции. Организация О. связана с возрастными особенностями учащихся и строится на общедидактических принципах. Ключевым процессом О. и его результатом является усвоение.
Обучение студентов / Навучанне студэнтаў / Teaching students– процесс целенаправленной, последовательной передачи знаний, умений и навыков в области будущей профессии, формирования у студентов академических, профессиональных, общекультурных и социально-личностных компетенций и мировоззрения личности. Развитие профессионального самосознания и профессиональной направленности студента являются базовыми позициями высшего образования. Отличительными характеристиками О. в вузе являются профессиональная и общеобразовательная направленность информации, большой объем учебного материала и самостоятельной работы. Отсюда возникает необходимость адаптации студентов к условиям учреждения высшего образования: организации учебного процесса, коммуникации в социальной среде вуза, особенностям будущей профессии. В русле теории учебной деятельности О. студентов связано с развитием у них умения учиться самостоятельно, т. е. учиться мыслить. Это положение определяет необходимость развития у студентов внутренней учебной мотивации, самостоятельности, саморегуляции, саморазвития. Происходит трансформация познавательных мотивов в профессиональные мотивы, потребности и интересы, развивается эмоциональный интеллект. Факторы, определяющие успешность О. студентов, делятся на внешние и внутренние. К последним относятся особенности познавательных процессов, мотивация учебной деятельности, способности и другие свойства личности студента. Внешними факторами в современных условиях являются широкое использование в образовательном процессе активных/интерактивных форм проведения занятий, направленных на актуализацию и активизацию самостоятельной и рефлексивной учебной деятельности студентов, развитие устойчивой познавательной потребности их личности как ключевой личностно-профессиональной компетенции современного специалиста. Важным условием является учебное сотрудничество с преподавателями, центральным принципом работы которого в организации О. студентов выступают принцип ответственности и инициативы, смещение акцентов с односторонней субъект-объектной позиции преподавателя на активную, ответственную и самостоятельную позицию в учении студентов. О. Г. Ксенда

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
255.74 кб

Деятельностное обучение в учреждениях начального профессионального образования как фактор развития с

Семечева М. К.
Читать PDF
263.49 кб

Обучение иностранному языку как актуальная психолого-педагогическая проблема

Канаркевич А. С.
Читать PDF
307.66 кб

Социальные ожидания и свойства личности у современной молодежи, завершающей обучение в вузе

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович
Целью настоящей работы являлось изучение психологических закономерностей формирования социальных ожиданий, личностных особенностей у современных выпускников высшей школы и их гендерных различий.
Читать PDF
167.40 кб

Проблема толерантности и обучение иностранному языку

Цветкова Т. К.
Читать PDF
183.30 кб

Обучение учителей основам валеологических знаний

Дыхан Л. Б.
Читать PDF
177.58 кб

Обучение устной иноязычной коммуникативной компетенции на основе формирования когнитивных стратегий

Кирилова Е. М.
В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования коммуникативной прагматической компетенции: языковая личность, вторичная языковая личность, компоненты прагматической компетенции, необходимые для социального взаимод
Читать PDF
105.32 мб

Обучение студентов анализу специфики продвижения сфер деятельности как способ развития их когнитивны

Синчурина Марина Георгиевна
Читать PDF
728.79 кб

Проблемное обучение как форма интенсификации процесса биолого экологического образования учащихся

Дробышева Л. М., Колонтаев В. М.
Читать PDF
262.97 кб

Обучение эмоционально-волевой саморегуляции будущих музыкантов-исполнителей на хоровых занятиях

Малахова Ольга Александровна
Актуализируются проблемы эмоционально-волевой регуляции, связанные с исполнительской деятельностью юных музыкантов.
Читать PDF
166.32 кб

Обучение саморегуляции эмоций как метод психологической помощи

Сачков В. Н., Тамбовская Н. А., Тырнова О. А.
В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного разработке и практическому применению индивидуально-ориентированной программы обучения клиентов способам саморегуляции эмоций на основе положений и тех
Читать PDF
142.08 кб

Тренинговое обучение в вузе как условие интернализации смысла будущей профессии

Серый Андрей Викторович
Рассматривается проблема создания в вузе условий, способствующих преодолению нормативного кризиса профессиональной идентификации студентов.
Читать PDF
445.26 кб

Непоэлементное обучение полем. Полевое формирование понятий

Лыскова В. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования

Симановский А. Э.
Читать PDF
337.93 кб

Обучение студентов психологической помощи людям в выборе стратегий совладающего поведения

Крюкова Татьяна Леонидовна
Читать PDF
0.00 байт

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА МОЛОДЕЖИ НА ОБУЧЕНИЕ В ВЕДОМСТВЕННЫЕ ВУЗЫ

Горбач Наталья Андреевна, Панюкова Юлия Геннадьевна

Похожие термины:

  • активное социально-психологическое обучение

    см.: социально-психологический тренинг.
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА

    целенаправленный коррекционно-педагогический процесс, организуемый и осуществляемый в специальных детских учреждениях (детских садах, школах-интернатах и др.) с целью оказания помощи детям в овл
  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ аномальных детей

    – организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефек
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    En.: Unconscious learning Такое название вполне оправданно, если обучение совершается в области, не подчиняющейся воле и не осознаваемой (биологическая обратная связь, перенос навыков, гипноз...). Для Эриксон
  • Обучение во сне

    См. гипнопедия.
  • ЦЕННОСТЯМ, ОБУЧЕНИЕ

    Аспект образования, в котором основное значение придается специфическому обучению моральным и этическим ценностям общества Этот термин обычно ассоциируется с работой Л. Колберга в области морал
  • Обучение через открытие

    Один из методов Жана Пиаже, в основе которого лежит убеждение, что дети должны учиться на собственном опыте. Вместо устного изложения фактов роль учителя сводится к тому, чтобы обеспечить надлежащ
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными

    mainstreaming) - метод, при котором психически отсталые дети помещаются в обычные классы вместе с нормальными детьми.
  • Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке

    educational mainstreaming) Под "обучением в основном потоке" подразумевается включение учеников с особыми потребностями в обычные классы или программы "осн." обучения. Такое обучение предполагает включение д
  • ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДЕТСКОМ САДУ

    коррекционно-педагогический процесс, направленный на воспитание дошкольников с отклонениями в развитии и устранение у них имеющихся дефектов в психическом и физическом развитии
  • Обучение в раннем детстве

    early childhood education) Когда говорят об О. в р. д., то имеют в виду либо ясельные, либо дошкольные программы, и чаще всего речь идет о детях в возрасте от 3 до 5 лет. Однако в нек-рых дискуссиях по этому вопросу о
  • Обучение личной эффективности

    personal effectiveness training) - программа групповой терапии, когда участники группы работают друг с другом с целью совершенствования "экспрессивных" действий, таких как контакт глаз, выражение лица, интонация
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    англ. experimental education) - один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают 2 вида Э. о. - индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку, и коллектив
  • ОБУЧЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОЕ

    процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Обеспечивает гораздо большую пластичность по сравнению с обучением облигатным.
  • Физкультурное обучение

    Целенаправленное формирование знаний, умений и навыков для усвоения социального опыта достижения физического совершенства.
  • ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ

    En.: Teaching hypnosis Обучая гипнозу, мы всегда оказываемся перед выбором: достичь ясности за счет упрощения или вдаваться в детали, теряя из виду целое (Zeig, 1980). Но гипноз ставит и свои особые проблемы, поск
  • ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ: ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    психологическая готовность к школьному обучению) - сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются: 1) г
  • Обучение руководителей групп

    Работа в психотерапевтических группах является очень эффективной с целью реконструкции личностных отношений и роста личностного потенциала. Поэтому подготовке групповых психотерапевтов следу
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

    проблема, имеющая два аспекта: 1) учет возрастных особенностей детей при построении обучения; 2) роль обучения в развитии детей. Взаимоотношение О. и р. противоречиво. О., строясь не только на заверше
  • Социальные взаимодействия и обучение

    лат. socialis — общественный] — направление в психологической науке, рассматривающее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальных взаимодействий. Основано на понимании