ОБУЧЕНИЕ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Обучение
Целенаправленная передача общественно-исторического опыта в процессе образования.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Обучение
участие других людей в организации процесса учения. Учение - усилие самого ученика, усваивающего тот или иной материал.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Обучение
это взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение знаний, умений и навыков и формируются свойства личности.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

обучение

процесс систематической, организованной, целенаправленной передачи знаний, навыков, умений социального опыта от обучающего к обучаемому.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОБУЧЕНИЕ
поставленное на службу сохранения индивида и человеческого вида, управляемое стимулами, адаптированное изменение поведения, переработки и накопления информации на базе филогенетически образованных структур (из книги Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагиной).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

ОБУЧЕНИЕ
основной путь получения образования; целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц (педагогов, инструкторов, мастеров и т.д.); ведется в основном в учебных заведениях

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ОБУЧЕНИЕ
деятельность преподавателя, учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков; процесс, рассчитанный на научение учащихся. См. научение, обучение во сне, обучение проблемное, обучение программированное, обучение прогрессивное, психология обучения, учебная деятельность, учение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Обучение
1. процесс приобретения с помощью школьных программ, педагогов и воспитателей относительно несложных навыков (речевых, счетных, трудовых и т.п.) и элементарных сведений, дающих возможность адаптироваться к повседневным обстоятельствам жизни; 2. вообще – процесс приобретение знаний, навыков и умений. Ср. Образование.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Обучение
конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством педагога реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение — процесс двусторонний. В нем сливаются воедино преподавание (деятельность преподавателя) и учение (деятельность обучаемого).

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

ОБУЧЕНИЕ
в психологическом аспекте — вид формирования личности и коллектива, опирающийся на упражнение, но дополняющий его связями нового содержания каждого упражнения с уже ранее усвоенным. О.— специфический вид формирования свойств личности, которые входят в ее подструктуру опыта.
О.— обоюдный процесс, в котором активно участвует как обучающий, так и обучаемый в их совместной деятельности и общении.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

обучение

целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. Обучение в психологии рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами добывания знаний (учебной деятельностью) обучающимися. Учение понимается как активная деятельность обучающегося по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОБУЧЕНИЕ
в педагогике понимается специфический вид человеческой деятельности, суть которого состоит в передаче социального опыта (специфический процесс познания, управляемый педагогом). Обучение существует в неразрывном единстве с другой стороной образовательного процесса – воспитанием. Если главной задачей обучения является обеспечение прочных знаний, то задача воспитания состоит в формировании у обучаемых тех или иных личных качеств, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру. В практической образовательной деятельности обучение и воспитание существуют в неразрывном единстве и различаются лишь при их теоретическом анализе.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ОБУЧЕНИЕ
процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. О. – двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися (учение). В процессе О. реализуются цели образования. В соответствии с целями образования, а также с учетом состояния науки, техники, искусства, особенностей познавательной деятельности, психических процессов, обусловленных возрастом и подготовкой учащихся, осуществляется отбор содержания образования и методов обучения. Задача О. в школе – не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека. О. является одной из сторон воспитания как широкого социального явления, оно осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и на производстве, в процессе трудовой деятельности всех видов, в армии, в быту. О. – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Обучение (психологический аспект)
процесс передачи ребенку общественноисторического опыта. Под стихийным О. понимают всю совокупность воздействий со стороны окружающих ребенка людей, которые ими самими не осознаются как обучающие, но объективно выполняют обучающую функцию. Целенаправленное О. — это сознательная организация формирования знаний, умений, навыков. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Важной проблемой педагогической психологии является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств, а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Особую ветвь составляет О. общению организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми. A.M. Подольский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ОБУЧЕНИЕ
процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. О., согласно А. Дистервегу, включает: 1) человека, подлежащего обучению, ученика – субъекта; 2) предмет учения и обучения – учебный предмет – объект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т. д.; 4) обучающего учителя. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной психологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к проблеме О. во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Например, в трудах Л. С. Выготского О. и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль О., создающего учащемуся «зону ближайшего развития», способствующую выработке средств и способов ориентации в действительности. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Обучение
Самые процессы обучения рассматриваются не как усвоение элементов и объединение этих элементов в более или менее сложные связи, а как образование целостных структур, без которых никакое обучение невозможно. (32.1, 24) один из основных источников развития детских понятий и могущественнейшая сила, направляющая этот процесс. (1.2.1, 199) Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. (1.2.1, 243, 250, 252) обучение должно приноравливаться не к уровню актуального развития, а к зоне ближайшего развития. (3.5, 435) процессы обучения пробуждают в ребенке ряд процессов внутреннего развития, пробуждают в том смысле, что вызывают их к жизни, пускают в ход, дают им начало. Однако между порождаемыми процессами внутреннего развития и процессами школьного обучения, между их динамикой не существует параллелизма. (3.1, 447) обучение только тогда становится подлинным обучением, когда оно забегает вперед развития. Если обучение только использует уже развитые функции, мы имеем дело с процессом, подобным обучению письму на пишущей машинке Ребенок не только приобретает умения, меняется весь строй его отношений и речи, из неосознанной она становится умением для себя. (3.5, 449) См. Зона ближайшего развития, Понятие, Развитие, Уровень актуального развития, Функция

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ОБУЧЕНИЕ
процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков.
Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение - процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида.
В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону развития ближайшего и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности.
Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения согласно поставленным целям и задачам. Промежуточны вопросы взаимоотношений обучаемых и обучающих. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.
В отечественной психологии выделено несколько проблем, решение коих определяет пути и возможности практического применения знаний о психологических закономерностях обучения. Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта, поэтому важная проблема - организация управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование нужных качеств (-> концепция формирования поэтапного действий умственных) и учитывающего индивидуально-психологические особенности учащихся, традиционно рассматриваемые в контексте вопросов обучаемости. Кроме того, требуется гармонизация управления процессом усвоения и обеспечения оптимального развивающего эффекта.
Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к разработке методов обучения математике, языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам, профессиональному мастерству. Особая ветвь современных исследований - обучение общению, организации целенаправленного овладения средствами и способами коммуникации.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОБУЧЕНИЕ
целенаправленный процесс передачи ку необходимых знаний и выработки у него необходимых навыков и умений. О. имеет различные формы, одной из которых является производственное О. Разновидностями последнего является индивидуальное и бригадное О., профессиональное О., самообучение. В современных условиях интенсивного развития техники и производства важнейшее значение приобретает разработка таких методов О., которые позволяли бы в течение короткого времени подготовить квалифицированного специалиста. Важное место в решении этой задачи принадлежит психологической науке, которая вырабатывает рекомендации по формированию у человека ориентировочной основы деятельности (ООД). О. будет наиболее эффективным в том случае, когда оно носит управляемый характер, причем основные управляющие воздействия в процессе О. должны быть направлены на обеспечение условий формирования полной ООД. С этой точки зрения возможны два основных метода организации О. В первом из них все сведения, необходимые для формирования ООД, даются обучаемому в готовом виде как инструкция, с которой он должен ознакомиться, запомнить и выполнить. Инструкцию дополняют готовыми образцами действий в виде описаний, схем, показа. Такой метод называется методом образца. При использовании второго метода деятельность обучаемого строится таким образом, что в виде готовых сведений вводят только некоторые принципиальные положения, известные человеку из прошлого опыта. Опираясь на них, он под руководством инструктора сам строит всю систему действий, приводящую к получению требуемого результата. При этом обучаемый анализирует возможные исходы правильных и неправильных действий, рассматривает различные отклонения и определяет их допустимые границы. Задача инструктора состоит в том, чтобы вовремя поставить новую проблему и направить обучаемого по правильному пути поиска ее решения. Такой метод называется проблемно-теоретическим, его эффективность намного выше по сравнению с методом образца. Это преимущество проблемно-теоретического метода обусловлено выполнением следующей психологической закономерности: полнота усвоения обеспечивается только в том случае, если твердые знания являются непосредственной целью действий человека и для достижения этих целей применяются наиболее содержательные, активные способы. Для полного усвоения при любом методе О. необходимо соблюдение принципа поэтапного формирования действия (см. Концепция поэтапного формирования умственных действий). Однако подготовка человека к деятельности не исчерпывается только формированием у него определенного крута знаний, навыков и умений. Необходимо сформировать у него и определенную систему качеств, таких как эмоциональная устойчивость, самообладание, внимательность и другие (в зависимости от вида деятельности). Это значит, что О. должно быть неразрывно связано с воспитанием человека, в целом с его психологической подготовкой. Необходимо учитывать также, что люди отличаются друг от друга по своим психологическим характеристикам. Индивидуальные особенности человека должны учитываться в организации его О., т. е. оно должно быть индивидуальным. Конечной его целью является формирование у обучаемого индивидуального стиля деятельности, наиболее полно соответствующего его типологическим особенностям. Важным средством повышения эффективности О. является применение технических средств: тренажеров, имитаторов, обучающих машин и др. Для количественного анализа процесса О. может быть использована кривая упражнения, которая представляется в графическом или аналитическом виде. Для повышения качества О. в общем случае следует обеспечить необходимый уровень мотивации, обеспечить рациональное распределение учебных задач во времени, создать условия для положительного переноса навыков и исключить предпосылки к возникновению отрицательного переноса и интерференции навыков, создать условия для осмысленного усвоения обучающей информации, использовать словесный алгоритм (вербализацию) в процессе формирования концептуальной модели, обеспечить своевременную обратную связь обучаемому о качестве его работы. Для повышения эффективности О. могут использоваться такие сравнительно новые его виды, такие как инновационное обучение, проблемное обучение и др.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
255.74 кб

Деятельностное обучение в учреждениях начального профессионального образования как фактор развития с

Семечева М. К.
Читать PDF
263.49 кб

Обучение иностранному языку как актуальная психолого-педагогическая проблема

Канаркевич А. С.
Читать PDF
307.66 кб

Социальные ожидания и свойства личности у современной молодежи, завершающей обучение в вузе

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович
Целью настоящей работы являлось изучение психологических закономерностей формирования социальных ожиданий, личностных особенностей у современных выпускников высшей школы и их гендерных различий.
Читать PDF
167.40 кб

Проблема толерантности и обучение иностранному языку

Цветкова Т. К.
Читать PDF
183.30 кб

Обучение учителей основам валеологических знаний

Дыхан Л. Б.
Читать PDF
177.58 кб

Обучение устной иноязычной коммуникативной компетенции на основе формирования когнитивных стратегий

Кирилова Е. М.
В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования коммуникативной прагматической компетенции: языковая личность, вторичная языковая личность, компоненты прагматической компетенции, необходимые для социального взаимод
Читать PDF
105.32 мб

Обучение студентов анализу специфики продвижения сфер деятельности как способ развития их когнитивны

Синчурина Марина Георгиевна
Читать PDF
728.79 кб

Проблемное обучение как форма интенсификации процесса биолого экологического образования учащихся

Дробышева Л. М., Колонтаев В. М.
Читать PDF
262.97 кб

Обучение эмоционально-волевой саморегуляции будущих музыкантов-исполнителей на хоровых занятиях

Малахова Ольга Александровна
Актуализируются проблемы эмоционально-волевой регуляции, связанные с исполнительской деятельностью юных музыкантов.
Читать PDF
166.32 кб

Обучение саморегуляции эмоций как метод психологической помощи

Сачков В. Н., Тамбовская Н. А., Тырнова О. А.
В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного разработке и практическому применению индивидуально-ориентированной программы обучения клиентов способам саморегуляции эмоций на основе положений и тех
Читать PDF
142.08 кб

Тренинговое обучение в вузе как условие интернализации смысла будущей профессии

Серый Андрей Викторович
Рассматривается проблема создания в вузе условий, способствующих преодолению нормативного кризиса профессиональной идентификации студентов.
Читать PDF
445.26 кб

Непоэлементное обучение полем. Полевое формирование понятий

Лыскова В. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования

Симановский А. Э.
Читать PDF
337.93 кб

Обучение студентов психологической помощи людям в выборе стратегий совладающего поведения

Крюкова Татьяна Леонидовна
Читать PDF
0.00 байт

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА МОЛОДЕЖИ НА ОБУЧЕНИЕ В ВЕДОМСТВЕННЫЕ ВУЗЫ

Горбач Наталья Андреевна, Панюкова Юлия Геннадьевна

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • активное социально-психологическое обучение

    см.: социально-психологический тренинг.
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА

    целенаправленный коррекционно-педагогический процесс, организуемый и осуществляемый в специальных детских учреждениях (детских садах, школах-интернатах и др.) с целью оказания помощи детям в овл
  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ аномальных детей

    – организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефек
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    En.: Unconscious learning Такое название вполне оправданно, если обучение совершается в области, не подчиняющейся воле и не осознаваемой (биологическая обратная связь, перенос навыков, гипноз...). Для Эриксон
  • Обучение во сне

    См. гипнопедия.
  • ЦЕННОСТЯМ, ОБУЧЕНИЕ

    Аспект образования, в котором основное значение придается специфическому обучению моральным и этическим ценностям общества Этот термин обычно ассоциируется с работой Л. Колберга в области морал
  • Обучение через открытие

    Один из методов Жана Пиаже, в основе которого лежит убеждение, что дети должны учиться на собственном опыте. Вместо устного изложения фактов роль учителя сводится к тому, чтобы обеспечить надлежащ
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными

    mainstreaming) - метод, при котором психически отсталые дети помещаются в обычные классы вместе с нормальными детьми.
  • Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке

    educational mainstreaming) Под "обучением в основном потоке" подразумевается включение учеников с особыми потребностями в обычные классы или программы "осн." обучения. Такое обучение предполагает включение д
  • ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДЕТСКОМ САДУ

    коррекционно-педагогический процесс, направленный на воспитание дошкольников с отклонениями в развитии и устранение у них имеющихся дефектов в психическом и физическом развитии
  • Обучение в раннем детстве

    early childhood education) Когда говорят об О. в р. д., то имеют в виду либо ясельные, либо дошкольные программы, и чаще всего речь идет о детях в возрасте от 3 до 5 лет. Однако в нек-рых дискуссиях по этому вопросу о
  • Обучение личной эффективности

    personal effectiveness training) - программа групповой терапии, когда участники группы работают друг с другом с целью совершенствования "экспрессивных" действий, таких как контакт глаз, выражение лица, интонация
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    англ. experimental education) - один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают 2 вида Э. о. - индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку, и коллектив
  • ОБУЧЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОЕ

    процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Обеспечивает гораздо большую пластичность по сравнению с обучением облигатным.
  • Физкультурное обучение

    Целенаправленное формирование знаний, умений и навыков для усвоения социального опыта достижения физического совершенства.
  • ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ

    En.: Teaching hypnosis Обучая гипнозу, мы всегда оказываемся перед выбором: достичь ясности за счет упрощения или вдаваться в детали, теряя из виду целое (Zeig, 1980). Но гипноз ставит и свои особые проблемы, поск
  • ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ: ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    психологическая готовность к школьному обучению) - сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются: 1) г
  • Обучение руководителей групп

    Работа в психотерапевтических группах является очень эффективной с целью реконструкции личностных отношений и роста личностного потенциала. Поэтому подготовке групповых психотерапевтов следу
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

    проблема, имеющая два аспекта: 1) учет возрастных особенностей детей при построении обучения; 2) роль обучения в развитии детей. Взаимоотношение О. и р. противоречиво. О., строясь не только на заверше
  • Социальные взаимодействия и обучение

    лат. socialis — общественный] — направление в психологической науке, рассматривающее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальных взаимодействий. Основано на понимании