ГИПНОПЕДИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГИПНОПЕДИЯ
Обучение во сне. К сожалению, не имеется абсолютно никаких доказательств существования этого явления.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

гипнопедия

(от греч. hypnos – сон и paideia – обучение, воспитание) – обучение во сне.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ГИПНОПЕДИЯ
учение и практика, использующие возможность воздействия на психику и поведение человека в состоянии гипноза. Г. допускает обучение человека во сне или в состоянии гипноза.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ГИПНОПЕДИЯ
от греч. hэpnos - сон + peideia - обучение, воспитание] - учение о возможности обучения (введения в память человека и закрепления в ней информации) во время естественного сна

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Гипнопедия
греч. hypnos + paideia - обучение) - обучение в состоянии гипнотического транса. Не существует убедительных свидетельств того, что такое пассивное обучение является более эффективным, нежели обычное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ГИПНОПЕДИЯ
учение и практика, доказывающие возможность успешного обучения человека в состоянии гипноза. Г. не только утверждает, что в состоянии гипноза в сознание и подсознание человека можно ввести новую информацию, но также допускает последующее использование человеком этой информации. Убедительных доказательств эффективности Г. пока что не получено. См. амнезия, внушение, воля, гипноз.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ГИПНОПЕДИЯ
гипно + греч. paideia - обучение). Обучение в гипнозе. Принцип заключается в том, что в гипнотическом состоянии усиливается восприятие внушаемого материала и снимается конкурирующее воздействие посторонних раздражителей. Применяется при изучении иностранных языков. Лекции-внушения произносятся в течение сеанса несколько раз тихим голосом, иногда с этой целью воспроизводятся магнитофонные записи.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Гипнопедия
(Hypnopedia) (от греч. hypnos и paideia - обучение). Обучение в состоянии гипноза. Основывается на том, что на фоне глубокого разлитого торможения и невосприимчивости к посторонним раздражителям обучаемый воспринимает и устойчиво запоминает языковый (или иной) текст, произносимый педагогом (при никтопедии - тихим голосом) несколько раз в течение сеанса. С этой же целью может быть использован и магнитофон.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Гипнопедия
Hypnopredia - обучение. греч. - обучение в гипнотическом состоянии. Как и метод никтопедии, г. основана на том, что на фоне глубокого разлитого торможения и невосприимчивости к посторонним раздражителям, обучающийся воспринимает и прочно запоминает языковый (или иной) текст, произносимый педагогом (тихим голосом - при никтопедии) несколько раз в течение сеанса. Для обоих методов может быть использован магнитофон (ср. никтопедия).

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Гипнопедия
Словообразование. Происходит от греч. hypnos - сон + paideia - обучение.
Категория. Метод обучения во время специально вызванного сна.
Специфика. Известна с древности (Китай, Индия). Особенно эффективна для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. Исследование, проведенные с применением электроэнцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического сна.
Литература. Simon C.W., Emmons W.H. Learning during sleep // Psychological Bulletine. 1955, v. 52

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГИПНОПЕДИЯ
явление ввода и закрепления в памяти информации во время естественного сна, а также метод обучения и воспитания во время сна, основанный на этом явлении. Особенно эффективен для закрепления однородной информации: иностранные слова, формулы, азбука Морзе и пр. Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. В наше время первая попытка практического применения гипнопедии осуществлена в США в 1923 г. В последующие годы гипнопедия использовалась и изучалась в разных странах. Ее самые распространенные теоретические концепции, как правило, ориентированы психоаналитически. Исследование, проведенные с применением энцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического сна.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ГИПНОПЕДИЯ
(от греч. hypnos – сон и paideia – обучение) – метод ввода и закрепления в памяти человека информации во время естественного сна. Явление Г. не следует смешивать с явлением гипноза, хотя возможно приобретение знаний, как в гипнотическом, так и в любом другом искусственно вызванном сне. Применение различных способов обучения, как в естественном, так и во внушенном сне, относится к раннему периоду развития общества (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии, лебаши в Эфиопии и др.). В новейшее время первые попытки практического использования естественного сна в целях обучения предпринял в 1923 г. Д.А.Финней, к–рый передавал через наушники записанный на пластинку радиотелефонный код слушателям морского училища в Пенсаколе (США, штат Флорида). Оказалось, что во сне слушатели быстрее запоминали радиокод, чем при заучивании его в бодрствующем состоянии. В 1936 г. сов. ученый А.М.Свядощ провел первое научное исследование возможности восприятия и запоминания речи во время естественного сна и установил, что при соответствующей специальной подготовке и тренировке испытуемых возможны положительные результаты. Систематическое научное изучение вопроса Г. началось в 50е годы, как в России, так и за рубежом. В конце 1956 г. в Дубне впервые в мире был успешно проведен эксперимент по обучению английскому языку по радио гипнопедическим методом. Г. является предметом исследования ученых разных областей знаний – психологов, физиологов, психолингвистов и др. При помощи гипнопедического метода можно заучивать различные формулы, таблицы, шифры, коды, инструкции и т.д. В настоящее время интерес к вопросам гипнопедического метода обучения значительно снизился.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Гипнопедия
греч. hypnos— сон + paideia — обучение, воспитание] — метод обучения, основанный на восприятии и запоминании человеком звучащей речи в состоянии естественного сна. При сохранении в мозгу некоего «сторожевого пункта» в этом состоянии включаются неосознаваемые процессы высшей нервной деятельности человека, облегчающие и ускоряющие процессы запоминания информации, увеличивающие «поглотительную способность памяти» (A.M. Свядощ). Метод Г. пытались использовать в обучении иностранным языкам, однако он не получил развития из-за неясности психофизиологической природы внушающего воздействия, отсутствия объективного контроля состояния обучаемых и скептического отношения со стороны многих педагогов, психологов и психофизиологов. Г. входит в число других методов суггестопедии, основанной на внушающих воздействиях на человека. Феномен суггестивного воздействия педагога и создаваемых им ситуаций на обучающихся известен давно, как и то, что при огромных возможностях мозга воспринимать и сохранять информацию человек использует лишь незначительный объем своей памяти. Основываясь на этом, болгарский психиатр Георгий Лозанов в 60-х годах разработал метод обучения иностранным языкам, названный им суггестопедией, который состоит в создании у обучающегося, находящегося «обычном бодрствующем состоянии, установки на гипермнезию, сверхзапоминание. К суггестивным средствам, преодолевающим или снижающим психологические барьеры запоминанию, относятся: авторитет педагога или иного источника информации, инфантилизация (создание в ipynne обучающихся атмосферы «детской непосредственности»), двуплановость (предъявление педагогом и восприятие учеником осознаваемой и неосознаваемой информации), интонация, ритм, концертная псевдопассивность (состояние расслабления, релаксации в процессе занятий) и др. Г. и другие методы интенсивного обучения иностранным языкам — релаксопедия, аутотренинг, метод подпороговых воздействии, метод активизации резервных возможностей личности и коллектива и др. — принято считать вариантами суггестопедии. А.Л. Вербицкий

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ГИПНОПЕДИЯ
от греч hypnos - сон + paideia - обучение) - способ обучения, введение и закрепление в памяти человека информации во время естественного сна.
Практика Г. в Китае и Индии известна с давних времен. Исследование природы и методов Г. в нашей стране впервые было предпринято в 1930-х гг. (А. М. Свядощ, позже Л. А. Близнеченко); в 1960-х гг. интерес к Г. возобновился. Однако природа Г. до сих пор не раскрыта. Большинство ученых полагают, что гипнопедический сон ничем не отличается от нормального физиологического. Хотя данные электроэнцефалографии свидетельствуют об обратном. Кроме того, отмечено значительное утомление испытуемых после сеанса Г., чего не наблюдается после обычного сна. Большинство зарубежных гипнопедов (напр., Ч. Саймон) вообще оставляют вопрос о природе Г. открытым. Др. ученые (В. Райков, Д. Кэртис) отождествляют Г. с обучением в состоянии гипноза, ссылаясь при этом на сходство энцефалограмм.
А. М. Свядощ выдвинул компромиссную теорию. Он считал Г. естественным сном со сторожевым пунктом. Однако интеллектуальная работа, происходящая во время гипнопедического сеанса, не м. б. обеспечена сторожевым пунктом, а происходит только в зоне раппорта (специфического речевого динамического контакта). В. Н. Бирман (1925) обратил внимание на то, что сторожевой пункт лишь внешне напоминает раппорт. Видный отечественный гипнолог К. И. Платонов также указывал на существенные различия между раппортом и сторожевым пунктом: последний функционально и локализованно постоянен; дежурный пункт изолирован от др. корковых участков, а раппорт м. б. связан с любым из них, на его специфику влияют особенности личности экспериментатора. Эти и др. соображения побуждают к признанию Г. специфическим психофизиологическим состоянием, отличным как от гипнотического, так и от нормального сна. Это самостоятельный - гипнопедический вид сна (А. Т. Губко).
Дополнение ред.: Применение Г. ограничено: не заменяя обычного педагогического процесса, она м. б. эффективной для закрепления некоторых видов информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе и пр.), однако и это нуждается в тщательной проверке.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
654.98 кб

Трансформация сна во время гипнопедического воздействия

Гордеева Ольга Владимировна
В статье рассматривается состояние, возникающее при восприятии информации во время ночного сна и ее запоминании (данный способ обучения называется гипнопедией).