ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 1 определение:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

англ. experimental education) - один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают 2 вида Э. о. - индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку, и коллективное Э. о., которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 1960-х гг.

Обучающий эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и целенаправленно формировать их, достигая определенного уровня и качества. Благодаря этому можно экспериментально изучать генезис восприятия, внимания, памяти, мышления и др. психических процессов. Теория психических способностей как прижизненно складывающихся функциональных систем мозга {А. Н. Леонтьев), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) и ряд др. теорий, созданных в отечественной психологии, опирались на данные, полученные в основном с помощью обучающих экспериментов.

Коллективное Э. о. проводится в масштабе целых групп детского сада, классов школы, студенческих групп и т. п. Организация таких исследований прежде всего связана с потребностями педагогики и психологии в углубленном изучении влияния обучения на психическое развитие человека, в частности в изучении возрастных возможностей развития психики человека при разных условиях его деятельности (исследования Л. В. Занкова, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской, Б. И. Хачапуридзе, Д. Б. Эльконина и др.). Раньше эти проблемы разрабатывались на массовом материале применительно к системе условий, стихийно складывающихся и доминирующих в данных конкретно-исторических обстоятельствах. Получаемые при этом сведения об особенностях психического развития человека нередко абсолютизировались, а источники развития этого процесса порой усматривались лишь в более или менее постоянной психологической природе самого индивида.

Основная задача Э. о. состоит в существенном изменении и варьировании содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития человека, на темпы и особенности формирования его восприятия, внимания, памяти, мышления, воли и т. п. Благодаря этому можно исследовать внутренние связи, существующие между обучением и развитием, описывать разные типы этих связей, а также находить условия учебной деятельности, наиболее благоприятствующие психическому развитию в том или ином возрасте. В процессе Э. о. можно сформировать, напр, такой уровень интеллектуальной деятельности ребенка, который нельзя наблюдать у него при обычной системе преподавания.

Проведение Э. о. в целых коллективах (группах, классах или их комплексах) обеспечивает регулярность, систематичность и преемственность необходимых обучающих воздействий, также дает разнообразный массовый материал для его дальнейшей статистической обработки. Собственно Э. о. должно удовлетворять некоторым специфическим требованиям, вытекающим из необходимости соблюдать основные жизненные интересы испытуемых. Эти исследования не должны вредить духовному и нравственному здоровью участвующих в них людей. В экспериментальных группах, классах и школах создаются и поддерживаются наиболее благоприятные условия учебной деятельности.

Методика Э. о. имеет след. основные черты: 1) его содержание и способы проведения тщательно планируются заранее; 2) подробно и своевременно фиксируются особенности процесса и результаты такого обучения; 3) с помощью особых систем заданий регулярно определяется как уровень усвоения учебного материала, так и уровень психического развития испытуемых на разных этапах Э. о.; 4) эти данные сопоставляются с теми, которые были получены при обследовании контрольных групп и классов, занимающихся в условиях, которые принимаются за обычные.

В сочетании с индивидуальным обучающим экспериментом коллективное Э. о. все шире используется в психологии и дидактике как особый метод исследования сложных процессов психического развития человека. См. также Развивающее обучение.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Экспериментальное исследование образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения

Володина Ксения Андреевна, Колмогорцева Наталия Николаевна
Рассматривается экспериментальное исследование образа профессии, где последовательно представлены изучение и формирование образа профессии студентов-психологов на начальных этапах обучения.
Читать PDF

Экспериментальная проверка метода обучения и математической модели процесса формирования навыка у пи

Барабанов Максим Валентинович, Коваленко Геннадий Владимирович, Михальчевский Юрий Юрьевич
Для преодоления недостатков индикации авиагоризонтов (АГ) типа «вид с воздушного судна (ВС)», при использовании которых пилоты нередко допускают ошибки при ведении пространственной ориентировки, автор
Читать PDF

Экспериментальное исследование применения мультимедийной наглядности при обучении студентов химии

Жук Ю. А., Куликов Л. В., Пономарев Д. А.
В данной статье описывается опыт разработки различных форм мультимедийной наглядности. Рассматривается их опытная апробация в процессе преподавания органической химии в вузе.
Читать PDF

Экспериментальное исследование применения мультимедийной наглядности при обучении студентов химии

Жук Ю. А., Куликов Л. В., Пономарев Д. А.
В данной статье описывается опыт разработки различных форм мультимедийной наглядности. Рассматривается их опытная апробация в процессе преподавания органической химии в вузе.
Читать PDF

Экспериментальные исследования технологий обучения иноязычному профессиональному общению курсантов в

Замятина М.Р., Воронина Л.Н., Лисов П.Б.
В этой статье анализируются результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по внедрению интенсивных методов в процесс обучения иностранным языкам в военном вузе
Читать PDF

Экспериментальные исследования технологий обучения иноязычному профессиональному общению курсантов в

Замятина М.Р., Воронина Л.Н., Лисов П.Б.
В этой статье анализируются результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по внедрению интенсивных методов в процесс обучения иностранным языкам в военном вузе
Читать PDF

Организация обучения решению экспериментальных задач по физике на основе развития продуктивной позна

Павлуцкая Н.М., Скокова Л.В.
Читать PDF

Организация обучения решению экспериментальных задач по физике на основе развития продуктивной позна

Павлуцкая Н.М., Скокова Л.В.
Читать PDF

Экспериментальная модель обучения инженерной графике студентов направления подготовки 270800 «Строит

Чопова Наталья Валерьевна
Переход российского образования на двухуровневую систему позволяет интегрировать высшее образование в мировое образовательное пространство, вместе с тем происходит переоценка роли инженера (бакалавра)
Читать PDF

Методологическая культура учащихся и возможности её развития при обучении решению экспериментальных

Бубликов С.В., Баширова И.А., Бойкова А.Е., Красин М.С.
Предложен вариант содержания понятия «методологическая культура учащихся» и описан методический подход к наиболее интенсивному овладению учащимися элементами методологической культуры при систематичес
Читать PDF

Методологическая культура учащихся и возможности её развития при обучении решению экспериментальных

Бубликов С.В., Баширова И.А., Бойкова А.Е., Красин М.С.
Предложен вариант содержания понятия «методологическая культура учащихся» и описан методический подход к наиболее интенсивному овладению учащимися элементами методологической культуры при систематичес
Читать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: