ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 1 определение
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
англ. experimental education) - один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают 2 вида Э. о. - индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку, и коллективное Э. о., которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 1960-х гг.
Обучающий эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и целенаправленно формировать их, достигая определенного уровня и качества. Благодаря этому можно экспериментально изучать генезис восприятия, внимания, памяти, мышления и др. психических процессов. Теория психических способностей как прижизненно складывающихся функциональных систем мозга {А. Н. Леонтьев), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) и ряд др. теорий, созданных в отечественной психологии, опирались на данные, полученные в основном с помощью обучающих экспериментов.
Коллективное Э. о. проводится в масштабе целых групп детского сада, классов школы, студенческих групп и т. п. Организация таких исследований прежде всего связана с потребностями педагогики и психологии в углубленном изучении влияния обучения на психическое развитие человека, в частности в изучении возрастных возможностей развития психики человека при разных условиях его деятельности (исследования Л. В. Занкова, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской, Б. И. Хачапуридзе, Д. Б. Эльконина и др.). Раньше эти проблемы разрабатывались на массовом материале применительно к системе условий, стихийно складывающихся и доминирующих в данных конкретно-исторических обстоятельствах. Получаемые при этом сведения об особенностях психического развития человека нередко абсолютизировались, а источники развития этого процесса порой усматривались лишь в более или менее постоянной психологической природе самого индивида.
Основная задача Э. о. состоит в существенном изменении и варьировании содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития человека, на темпы и особенности формирования его восприятия, внимания, памяти, мышления, воли и т. п. Благодаря этому можно исследовать внутренние связи, существующие между обучением и развитием, описывать разные типы этих связей, а также находить условия учебной деятельности, наиболее благоприятствующие психическому развитию в том или ином возрасте. В процессе Э. о. можно сформировать, напр, такой уровень интеллектуальной деятельности ребенка, который нельзя наблюдать у него при обычной системе преподавания.
Проведение Э. о. в целых коллективах (группах, классах или их комплексах) обеспечивает регулярность, систематичность и преемственность необходимых обучающих воздействий, также дает разнообразный массовый материал для его дальнейшей статистической обработки. Собственно Э. о. должно удовлетворять некоторым специфическим требованиям, вытекающим из необходимости соблюдать основные жизненные интересы испытуемых. Эти исследования не должны вредить духовному и нравственному здоровью участвующих в них людей. В экспериментальных группах, классах и школах создаются и поддерживаются наиболее благоприятные условия учебной деятельности.
Методика Э. о. имеет след. основные черты: 1) его содержание и способы проведения тщательно планируются заранее; 2) подробно и своевременно фиксируются особенности процесса и результаты такого обучения; 3) с помощью особых систем заданий регулярно определяется как уровень усвоения учебного материала, так и уровень психического развития испытуемых на разных этапах Э. о.; 4) эти данные сопоставляются с теми, которые были получены при обследовании контрольных групп и классов, занимающихся в условиях, которые принимаются за обычные.
В сочетании с индивидуальным обучающим экспериментом коллективное Э. о. все шире используется в психологии и дидактике как особый метод исследования сложных процессов психического развития человека. См. также Развивающее обучение.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.44 мб

Формирование экспериментальных умений при обучении физике

Ромасева Ю.А.
В данной статье приводится несколько экспериментальных задач по физике, которые учащийся может провести в домашних условиях. Эксперименты, представленные в задачах, не требуют специального оборудования.
Читать PDF
107.50 кб

Экспериментальная методика обучения взрослых по модели «Школа здоровья»

Спивак Игорь Маратович
Существующие традиционные методики обучения взрослых пациентов с сахарным диабетом не обеспечивают, как правило, достижения основной цели обучения изменения образа жизни пациента.
Читать PDF
1,020.98 кб

Обучение физике в профильных классах путем решения экспериментальных задач

Тарасова Надежда Михайловна, Петрова Раиса Иннокентьевна
В настоящее время в стране наблюдается высокий спрос на технических специалистов, что подразумевает качественное физическое образование в школе.
Читать PDF
17.48 мб

Методические подходы при экспериментальном обучении математике студентов вуза

Попов Николай Иванович, Никифорова Елена Николаевна
Введение: статья посвящена актуальным проблемам обучения математике студентов в вузах, возникшим в связи с переходом на двухуровневую систему образования.
Читать PDF
19.35 мб

Формирование экспериментальных умений школьников Сингапура при обучении физике

Пурышева Наталия Сергеевна, Доценко Константин Петрович
В статье рассмотрена методика формирования у школьников Сингапура экспериментальных умений в процессе выполнения фронтальных лабораторных работ.
Читать PDF
219.32 кб

Этапы экспериментального исследования развития самопознания в процессе обучения

Сорокоумова Елена Александровна
В статье представлены этапы экспериментального исследования развития самопознания младших школьников в учебно-воспитательном процессе и дан анализ его результатов.
Читать PDF
670.84 кб

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Полушкина Светлана Владимировна
Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема повышения эффективности обучения физике в соответствии с требованиями ФГОС.
Читать PDF
237.86 кб

Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки

Коршунова Алла Владимировна
В работе проведена экспериментальная проверка эффективности программы обучения плаванию детей на этапе базовой подготовки за счет управления основными характеристиками техники плавания детей различного возраста (скорость, темп, «ш
Читать PDF
468.25 кб

Организация экспериментального обучения иноязычной устной деловой аргументированной речи

Проскурина Галина Александровна
Рассматривается сущность эксперимента в методике обучения иностранному языку, которая заключается в научной организации учебного процесса в соответствии с выдвинутой гипотезой, целью и задачами проводимого экспериментального иссле
Читать PDF
246.72 кб

Опытно-экспериментальная апробация системы оценки качества дистанционного обучения в вузе

Курицына Г.В., Чикова Н.Д.
Актуальность исследования определяется необходимостью инновационных решений в системе вузовского образования, связанных с повышением качества и применением новых форм обучения.
Читать PDF
842.96 кб

Экспериментальное обучение переводчиков в рамках формирования операциональной компетенции

Федотова О.В.
В статье рассматриваются вопросы организации эксперимента по формированию операциональной компетенции у студентов экономических факультетов, получающих дополнительное образование по программе «Переводчик в сфере профессиональной к
Читать PDF
1.64 мб

Экспериментальное исследование творческой активности студентов в процессе обучения математике

Афанасьев Владимир Васильевич, Смирнов Евгений Иванович
Читать PDF
454.51 кб

Формирование методологических убеждений школьников при обучении решению экспериментальных задач

Красин М. С.
Обоснована актуальность формирования методологических убеждений обучающихся на уроках физики.
Читать PDF
2.35 мб

Экспериментальная модель дистанционного обучения будущих специалистов в высшем учебном заведении

Горбатюк Р.М., Романишина Л.М.
Рассмотрено применение информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях Украины.
Читать PDF
174.87 кб

Экспериментальное исследование применения мультимедийной наглядности при обучении студентов химии

Жук Ю. А., Куликов Л. В., Пономарев Д. А.
В данной статье описывается опыт разработки различных форм мультимедийной наглядности. Рассматривается их опытная апробация в процессе преподавания органической химии в вузе.