ВОСПИТАНИЕ
формирование человека как личности; осуществляется непрерывно по всем направлениям жизнедеятельности.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Воспитание
целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом (Б.Б. Айсмонтас).
Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
ВОСПИТАНИЕ
деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; процесс планомерного и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности (см., напр. Физическое воспитание)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ВОСПИТАНИЕ
целенаправленный и планомерный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями приобретаемого в процессе обучения со свойствами направленности именно данной личности. В.— эффективный метод руководства и вместе с тем само требует управления.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ВОСПИТАНИЕ
1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
Воспитание
Целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности, формированию у него комплекса или отдельных видов культуры (физической, духовной, эстетической и др.). В. тесно связано с обучением, так как многие его задачи достигаются именно в процессе обучения. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают многие факторы окружающей среды, включающие социальные условия, образ жизни, литературу и искусство, средства массовой информации и др.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ВОСПИТАНИЕ
вид образовательной деятельности, опирающийся на процесс обучения и имеющий своей задачей превращение накопленных знаний в умения и навыки в целях развития необходимых качеств человека. Процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике. Выделяют: 1) воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия на личность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией; 2) воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.; 3) воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Воспитание
Так определяется искусство развития моральных, интеллектуальных, художественных и физических качеств, которыми ребенок обладает в потенциальном состоянии. В принципе воспитание не ставит перед собой целью изменить природу воспитываемого, а помочь ему развиваться гармонично в своей среде. Требуется знание потребностей ребенка, законов физического и умственного роста, что обусловлено представлением о полноценно развитом человеке. Для правильного воспитания существенную роль играют школьная и домашняя среда - ближайшее окружение в данный период жизни. От этих факторов в высшей степени зависит формирование личности, что во многом определяется воспитанием. Более специальные и целенаправленные заботы требуются при осуществлении воспитательного процесса среди детей, у которых имеет место интеллектуальная отсталость, наблюдаются в различной степени рано выраженные абнормные элементы характера.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ВОСПИТАНИЕ
в широком смысле слова – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком смысле – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду. Организация В. связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общечеловеческих ценностей, инициативности и самостоятельности. Способствует решению задач В. выявление психологией законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом объективных и субъективных факторов. Проблематика В. не ограничивается психологией образования, формирования личности, а включает в себя вопросы средств массовой информации, подготовки и переподготовки педагогических кадров в области воспитательной работы и др.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Воспитание
система формирования физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств у нового поколения. Наиболее значительную роль в стабильном обществе играют в этом семья и школа. В ситуации кризиса семьи и образования на первый план выступает роль других общественных институтов, часто это роль является деструктивной (например, СМИ. Интернет, пусть это не нравится и далеко не всем, антисоциальные группы, криминальная среда). Скептики считают, что роль воспитания не превышает 10-20% от влияния других формирующих личность факторов, в первую очередь наследственных и конституциональных, но едва ли это так на самом деле, во всяком случае, по мнению психоаналитиков. Клинические наблюдения за такими явлениями, как «волчьи дети» (дети, воспитанные животными), реактивное расстройство привязанности, пограничная умственная отсталость вследствие «педагогической запущенности» и т.п. также убедительно показывают, что это далеко не так, и что роль воспитания является более чем значительной. Воспитание детей – не личное дело родителей, а в первую очередь - предмет озабоченности государственных институтов Любопытно, что в английском языке эквивалент термина «воспитание» отсутствует (Кара-Мурза, 2008).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ВОСПИТАНИЕ
деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая В. как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами В., психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, а целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. Перед В. стоит задача так организовать общественную практику, чтобы она содействовала осознанному принятию субъектом общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с идеалами общества. Выявление определенных законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы В. детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ВОСПИТАНИЕ
это вид деятельности, осуществляющий-продуцирующий передачу новому поколению социально-культурно-исторического-онтологического опыта; это и иерархическое-целеинтенциональное воздействие на сознание и поведение индивида, с целью формирования в его психике, сознании, определенных принципов, понятий, социоустановок, онтосоориентаций. кот. в свою очередь обеспечивает необходимые условия для эволюции индивида, и подготовки его к тому или иному жизненному пути, к профессиональной деятельности, к общению с другими индивидами в социуме, в обществах, микрообществах. В. можно рассматривать как процесс взаимодействия между воспитателем и воспитуемым, и как процесс коммуникации между воспитуемыми; организация же процесса В., связана с конституированием-построением такой социопрактики, которая и направляет развитие индивида в том, или ином направлении и содействует также целиком осознанному принятию им тех или иных социоценностей, нравственных предписаний, принципов, аксиом, которые должны (что в идеальном плате самое значимое-приемлемое) помогать индивиду ориентироваться в обществе и в различных коммуникативных модификациях между социоиндивидами; процессы В. помогают индивиду самоутвердиться среди окружающих его людей, а рациональные принципы В. должны способствовать, при умелом воспитателе-наставнике-аристархе-менторе тому, чтобы, к примеру, юноша, девушка после окончания гимназии, колледжа, университета сумели критически осмыслить свое поло жегшем в социуме, в бытии и сынтенционировать свою психику, свое Эго, свои знания так, чтобы в процессе профессиональной деятельности им и было несложно реализовывать поставленные цели, репродуцировать значимые для них задачи, проспекты, замыслы; на социовоспитательные установки, например, ребенка в возрасте б— 10 лет большое влияние оказывает та сумма эмпирических знаний, идей, этических установок, которые ему передает, соответственно, его учитель-наставник-воспитатель.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Воспитание
психологический аспект) — 1) в широком смысле — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования. В обоих этих значениях В. представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта. Содержательная характеристика В. воплощается в конечном счете в категориях права, морали и нравственности. Любой вид деятельности человека имеет нравственный аспект, которому нельзя научить, но можно воспитать, пережить чувством, опытом в процессе совершения им собственных поступков. В отличие от обучения, опирающегося прежде всего на логику и когнитивные процессы, в В. преобладают эмоциональный, ценностно-ориентационный, отношенческий, поведенческий компоненты активности, вырабатывающие в человеке моральные принципы, ценности, установки, черты характера, систему отношений к природе, обществу, труду, другим людям и к самому себе. Обучение имеет дело преимущественно с искусственными — символическими, знаковыми, модельными объектами и системами; В. опирается на реальные межличностные отношения, социальные процессы и явления общечеловеческой и национальной культуры как естественные события окружающей человека действительности, способные вызывать эмоциональные переживания, на живую природу. В. не сводится к целенаправленному и планомерному воздействию на сознание и поведение человека в системе образования, но означает все процессы трансляции наличной культуры — стихийной (влияние улицы, сверстников, бытовых и профессиональных отношений, общения с другими людьми), полустихийной (искусство, семья, средства массовой информации), относительно целенаправленной (законы, правовые нормы, школа, церковь и др.). Нравственное содержание составляет основу гуманизации образовательного процесса, поскольку выражает культурную норму социальности человека. Критерием нравственности является его моральное самосознание и практика поведения. А.А.Вербицкий
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
ВОСПИТАНИЕ
деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих воспитуемых - полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, коя направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. Выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом "зоны развития ближайшего" и особых периодов сенситивных, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы воспитания, направленной на формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений, но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. Также требуется привлечение молодых людей к участию в социально значимых делах. При этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее выполнить коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения. В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей нужно совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. Воспитание (по З. Фрейду). Процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ВОСПИТАНИЕ
ВЫХАВАННЕ / UPBRINGING– культуры, ценностей, вкусов, идеалов, взглядов и прочего, переработка их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение в целом; сторона социализации, приобретение жизненного опыта; процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств. Современная парадигма В. предполагает: установку на равенство разных видов социально приемлемого воспитательного опыта (народные традиции, светское и религиозное воспитание); терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие к другим; освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой; ориентацию на формирование научного мышления; обеспечение прав ребенка и человека; предоставление ребенку (учащемуся, студенту) свободы выбора и принятия ответственности; единство индивидуального и коллективного опыта. Приоритетные принципы В.: научность (использование достижений наук о человеке); природосообразность (проявление природных задатков индивида, психофизиологических возможностей, их обусловленность информационными и социальными явлениями); культуросообразность (совокупность форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование личности); ненасилие и толерантность (терпимость к воспитаннику, его индивидуальности); связь воспитания с жизнью (учет экономических, социальных и других условий жизни воспитанников); открытость воспитательных систем (оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности); вариативность деятельности (соответствие ее содержания изменяющимся детским, молодежным потребностям, возможностям).
Существуют конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач– методы В. Самой распространенной является их классификация по источникам передачи содержания: словесные (беседа, рассказ, инструктирование и др.); практические (тренировка, упражнение и др.); наглядные (пример, показ, иллюстрирование, педагогические ситуации). На основе структуры личности выделяют методы формирования сознания, деятельности и поведения, стимулирования. Способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых воспитатели воздействуют на воспитанников с целью вызвать определенные психологические изменения в их личности,– это средства В. По характеру воздействия на человека бывают прямые и косвенные; по включенности сознания– осознанные и неосознанные; по характеру направленности на объект– эмоциональные, когнитивные, поведенческие. Для педагогической психологии важным является анализ психологических механизмов воздействия: убеждения, внушения, подражания, заражения. Перечисленные механизмы влияния используются в воспитательном процессе и опираются на внутренние психологические механизмы– идентификацию и децентрацию. Они лежат в основе эмпатии, обеспечивая человеку возможность поставить себя на место другого, перенести себя в его психологическое пространство и жизненные обстоя - тельства. В плане воспитательной деятельности существенной является проблема понимания, касающаяся как мира взрослых, так и мира детей, а также взаимодействия между ними. Н. Ю. Клышевич, О. Г. Ксенда
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Воспитание
точка зрения на воспитательный процесс как на процесс социальной перестройки биологических форм поведения. (3.1, 36) Мы воспользуемся определением Блонского, который говорит, что «воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма» (1924, с. 5) (3.1, 37) (Воспитательный процесс) является сложнейшей борьбой, в которую кинуты тысячи сложнейших и разнообразных сил представляет из себя динамический, активный и диалектический процесс, напоминающий не медленный, эволюционный процесс роста, но скачкообразный и революционный процесс непрекращающихся схваток между человеком и миром. (3.1, 89) воспитание можно определить как планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма. Следовательно, только то установление новых реакций будет иметь воспитательный характер, которое в той или иной мере вмешивается в процессы роста и направляет их. (3.1, 92) воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды. (3.1, 85) воспитание одинаково не означает ни простого следования за естественными наклонностями организма, ни бесплодной борьбы с данными наклонностями На самом деле оно активно вмешивается в естественные наклонности ребенка, сталкивает их между собою, группирует их за счет других и таким путем вводит стихийный процесс детских склонностей в организующее и оформляющее русло воспитательно-социальной среды. (3.1, 154) Смысл социального воспитания с научной точностью определяется как известный социальный отбор, который воспитание производит из множества возможностей, заключенных в ребенке, представляя осуществиться только одной. Таким образом, процесс воспитания теряет свой благополучный и мирный характер заботы о ребенке и «помощи природе», какой ему приписывали прежде; он раскрывается с новой стороны, как диалектический и трагический процесс постоянного отмирания одних социальных возможностей за счет осуществления других, постоянной борьбы различных частей мира за организм и внутри организма; незатихающие столкновения самых различных сил внутри самого организма. (3.1, 342 – 343) Процесс накопления и выработки условных реакций, процесс приспособления наследственных форм поведения к условиям среды, процесс замыкания новых связей между организмом и средой, т.е. процесс, обусловленный в каждой точке среды. Такой характер воспитание носило всегда, во все эпохи, как бы оно ни называлось и какова бы ни была его идеология. Всякое воспитание всегда было функцией социального строя. Всякое воспитание в сущности всегда было социальным в том смысле, что в конечном счете решающим фактором установления новых реакций у ребенка были условия, корни которых лежали в среде или – шире – во взаимоотношениях организма со средой. (1.1.11, 192) Всякое воспитание в конечном счете сводится к установлению некоторых новых форм поведения, к формированию условных реакций, или условных рефлексов, как говорят сейчас физиологи. (1.5.1, 53) Детство и есть пора неполноценности и компенсации по преимуществу, т.е. завоевания позиции по отношению к социальному целому. В процессе этого завоевания человек как определенный биотип превращается в человека как социотип, животный организм становится человеческой личностью. Общественное овладение этим естественным процессом и называется воспитанием. (1.5.7, 162) Правильно и научно понятое воспитание вовсе не означает искусственного привития детям извне совершенно чуждых им идеалов, чувств или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону. (11.1, 44) См. Развитие, Реакция
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Воспитание
процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе (И. П. Иванов).
Через развитие системы отношений человек изменяется сам, приобретая те психические свойства, которые позволяют ему жить в гармонии с самим собой и с социумом.
В приведенном определении В. раскрывается через понятие «отношения», психологическое содержание которого многогранно (В. Н. Мясищев): это и эмоциональная, и поведенческая, и познавательная (когнитивная) стороны. Поэтому формирование отношений должно быть направлено на развитие каждой из этих составляющих в единстве. При развитии только какой-то одной из сторон, например познавательной, формируется человек, который хорошо знает, как надо, но не действует в соответствии с таким знанием, а следовательно, его система отношений с окружающими людьми начинает нарушаться.
Если преимущественно развивается эмоциональная составляющая, но не уделяется должного внимания познавательной, постепенно чувства человека обедняются, сужается их предметная направленность и система отношений с миром теряет свою гармоничность.
Многие годы в психологии В. ставилась задача найти ответ на вопрос о том, как воспитывать отдельные стороны личности: волю, эмоции, характер, ум и т. п. Эти поиски не были бесполезными, хотя с позиций сегодняшнего дня очевидно, что системные, комплексные человеческие образования, такие как отношения, бесперспективно развивать через отдельные составляющие, нужно искать «единицы», которые выступают отражением целого.
В методике В., разработанной И. П. Ивановым, последние в отличие от «элементов» были установлены. Это забота, совместные творческие дела. В. через приучение к заботе о другом и о самом себе, через творческий подход к выполнению полезных и нужных дел для других или для себя предполагает включение человека в систему отношений, где знания, эмоции и действия выступают в единстве. Формирование подобной системы отношений одновременно способствует развитию различных сторон человека: и эмоциональных, и волевых, и характерологических.
В воспитательном процессе, кем бы он ни осуществлялся, происходит обмен опытом воспитателя и воспитанника, поскольку и содержание деятельности, и проявление отношений опосредствовано личным жизненным опытом каждого участника этого процесса. Именно поэтому мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда уместной оказывается пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает». В процессе взаимодействия происходит и скрытая передача опыта от воспитателя к воспитаннику, и прямая. Но этот процесс всегда двусторонний: постоянно то, что получил воспитанник, возвращается к воспитателю. Возможно, это происходит в других формах и бывает отсроченным по времени, но «принцип бумеранга» здесь работает как закон.
В процессе развития у человека системы отношений с миром людей и с самим собой не только проявляются какие-либо психические процессы и состояния, но и постепенно складываются устойчивые психические свойства, которые характеризуют индивидуума как личность, получившую определенное воспитание.
В формирующуюся личность проецируются особенности семейного воспитания, стиль педагогического общения учителей, взаимоотношения со сверстниками, а также базовые элементы культуры в целом (ценности, традиции, нравы и обычаи, культура производства и потребления и т. д.).
Литература
Иванов И. П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб., 2003.
Мудрик А. В. Социализация и воспитание. М., 1997.
Психология воспитания / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
Сенько Т. В. Личность в семейном социуме. Минск, 2000.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007