Воспитание это что такое Воспитание: определение — Психология.НЭС
ВОСПАЛИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ Воспитание родителей

ВОСПИТАНИЕ

Найдено 8 определений термина ВОСПИТАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОСПИТАНИЕ

формирование человека как личности; осуществляется непрерывно по всем направлениям жизнедеятельности.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

Воспитание

психологический аспект) — 1) в широком смысле — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования. В обоих этих значениях В. представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта. Содержательная характеристика В. воплощается в конечном счете в категориях права, морали и нравственности. Любой вид деятельности человека имеет нравственный аспект, которому нельзя научить, но можно воспитать, пережить чувством, опытом в процессе совершения им собственных поступков. В отличие от обучения, опирающегося прежде всего на логику и когнитивные процессы, в В. преобладают эмоциональный, ценностно-ориентационный, отношенческий, поведенческий компоненты активности, вырабатывающие в человеке моральные принципы, ценности, установки, черты характера, систему отношений к природе, обществу, труду, другим людям и к самому себе. Обучение имеет дело преимущественно с искусственными — символическими, знаковыми, модельными объектами и системами; В. опирается на реальные межличностные отношения, социальные процессы и явления общечеловеческой и национальной культуры как естественные события окружающей человека действительности, способные вызывать эмоциональные переживания, на живую природу. В. не сводится к целенаправленному и планомерному воздействию на сознание и поведение человека в системе образования, но означает все процессы трансляции наличной культуры — стихийной (влияние улицы, сверстников, бытовых и профессиональных отношений, общения с другими людьми), полустихийной (искусство, семья, средства массовой информации), относительно целенаправленной (законы, правовые нормы, школа, церковь и др.). Нравственное содержание составляет основу гуманизации образовательного процесса, поскольку выражает культурную норму социальности человека. Критерием нравственности является его моральное самосознание и практика поведения. А.А.Вербицкий

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Воспитание

Целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности, формированию у него комплекса или отдельных видов культуры (физической, духовной, эстетической и др.). В. тесно связано с обучением, так как многие его задачи достигаются именно в процессе обучения. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают многие факторы окружающей среды, включающие социальные условия, образ жизни, литературу и искусство, средства массовой информации и др.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Воспитание

система формирования физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств у нового поколения. Наиболее значительную роль в стабильном обществе играют в этом семья и школа. В ситуации кризиса семьи и образования на первый план выступает роль других общественных институтов, часто это роль является деструктивной (например, СМИ. Интернет, пусть это не нравится и далеко не всем, антисоциальные группы, криминальная среда). Скептики считают, что роль воспитания не превышает 10-20% от влияния других формирующих личность факторов, в первую очередь наследственных и конституциональных, но едва ли это так на самом деле, во всяком случае, по мнению психоаналитиков. Клинические наблюдения за такими явлениями, как «волчьи дети» (дети, воспитанные животными), реактивное расстройство привязанности, пограничная умственная отсталость вследствие «педагогической запущенности» и т.п. также убедительно показывают, что это далеко не так, и что роль воспитания является более чем значительной. Воспитание детей – не личное дело родителей, а в первую очередь - предмет озабоченности государственных институтов Любопытно, что в английском языке эквивалент термина «воспитание» отсутствует (Кара-Мурза, 2008).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Воспитание

точка зрения на воспитательный процесс как на процесс социальной перестройки биологических форм поведения. (3.1, 36) Мы воспользуемся определением Блонского, который говорит, что «воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма» (1924, с. 5) (3.1, 37) (Воспитательный процесс) является сложнейшей борьбой, в которую кинуты тысячи сложнейших и разнообразных сил представляет из себя динамический, активный и диалектический процесс, напоминающий не медленный, эволюционный процесс роста, но скачкообразный и революционный процесс непрекращающихся схваток между человеком и миром. (3.1, 89) воспитание можно определить как планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма. Следовательно, только то установление новых реакций будет иметь воспитательный характер, которое в той или иной мере вмешивается в процессы роста и направляет их. (3.1, 92) воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды. (3.1, 85) воспитание одинаково не означает ни простого следования за естественными наклонностями организма, ни бесплодной борьбы с данными наклонностями На самом деле оно активно вмешивается в естественные наклонности ребенка, сталкивает их между собою, группирует их за счет других и таким путем вводит стихийный процесс детских склонностей в организующее и оформляющее русло воспитательно-социальной среды. (3.1, 154) Смысл социального воспитания с научной точностью определяется как известный социальный отбор, который воспитание производит из множества возможностей, заключенных в ребенке, представляя осуществиться только одной. Таким образом, процесс воспитания теряет свой благополучный и мирный характер заботы о ребенке и «помощи природе», какой ему приписывали прежде; он раскрывается с новой стороны, как диалектический и трагический процесс постоянного отмирания одних социальных возможностей за счет осуществления других, постоянной борьбы различных частей мира за организм и внутри организма; незатихающие столкновения самых различных сил внутри самого организма. (3.1, 342 – 343) Процесс накопления и выработки условных реакций, процесс приспособления наследственных форм поведения к условиям среды, процесс замыкания новых связей между организмом и средой, т.е. процесс, обусловленный в каждой точке среды. Такой характер воспитание носило всегда, во все эпохи, как бы оно ни называлось и какова бы ни была его идеология. Всякое воспитание всегда было функцией социального строя. Всякое воспитание в сущности всегда было социальным в том смысле, что в конечном счете решающим фактором установления новых реакций у ребенка были условия, корни которых лежали в среде или – шире – во взаимоотношениях организма со средой. (1.1.11, 192) Всякое воспитание в конечном счете сводится к установлению некоторых новых форм поведения, к формированию условных реакций, или условных рефлексов, как говорят сейчас физиологи. (1.5.1, 53) Детство и есть пора неполноценности и компенсации по преимуществу, т.е. завоевания позиции по отношению к социальному целому. В процессе этого завоевания человек как определенный биотип превращается в человека как социотип, животный организм становится человеческой личностью. Общественное овладение этим естественным процессом и называется воспитанием. (1.5.7, 162) Правильно и научно понятое воспитание вовсе не означает искусственного привития детям извне совершенно чуждых им идеалов, чувств или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону. (11.1, 44) См. Развитие, Реакция

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Воспитание

целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом (Б.Б. Айсмонтас).

Источник: Педагогическая психология

ВОСПИТАНИЕ

деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих воспитуемых - полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, коя направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. Выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом "зоны развития ближайшего" и особых периодов сенситивных, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы воспитания, направленной на формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений, но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. Также требуется привлечение молодых людей к участию в социально значимых делах. При этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее выполнить коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения. В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей нужно совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. Воспитание (по З. Фрейду). Процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ВОСПИТАНИЕ

деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; процесс планомерного и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности (см., напр. Физическое воспитание)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Найдено рефератов по теме ВОСПИТАНИЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Воспитание волевых качеств юных спортсменов как ключевая компетенция специалиста

Кругликова В.С., Усманов В.Ф.
Скачать PDF

Социально-психологические характеристики приемных родителей, взявших на воспитание детей, оставшихся

Шпакова Виктория Валерьевна
Анализируется проблема жизнеустройства детей, оставшихся без попечения. Подробно рассматриваются результаты исследования социально-психологических характеристик приемных родителей. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 102 замещающие семьи, взявшие на воспитание детей из областного Дома ребенка г. Томска. Результаты исследования показали сложности в общении с приемным ребенком и необходимость целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей.
Скачать PDF

Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека

Предложена концепция киберсоциализации человека как инновационного социально-педагогического феномена. Раскрываются общие потенциальные возможности социального развития и социального воспитания современного человека в процессе использования ресурсов киберпространства Интернет-среды. Определяется актуальная идея о необходимости разработки новой отрасли психолого-педагогической мысли киберпедагогики.
Скачать PDF

Воспитание XXI века: экзистенциальная вспышка приключения

Куприянов Борис Викторович
В статье обоснована актуальность изучения приключения в контексте развития субкультурных практик молодежи и подростков, предложено на основе психологического анализа литературы фэнтези толкование феномена «приключение», определен воспитательный потенциал приключения, сформулированы методические рекомендации организатору приключения для подростков и молодежи.
Скачать PDF

Воспитание толерантности и идентичность

Маслова Галина Геннадьевна
Скачать PDF

Воспитание адекватного отношения к смерти

Романов К.М.
В статье рассматриваются основные подходы к пониманию феномена смерти: естественно-научный и теологический. С привлечением современных научных фактов смерть представлена как один из критических периодов жизни человека, по основным психологическим параметрам сопоставимый со всеми другими критическими периодами его развития и существования как субъекта и как личности. Обосновывается необходимость воспитания у подрастающего поколения иного, более адекватного, отношения к смерти.
Скачать PDF

Личностно-развивающее воспитание (в свете гуманитарной психологической парадигмы)

Кондратьев С.В.
В статье с позиции гуманитарной парадигмы рассматривается воспитание как условие и способ личностного развития учащегося по пути от эгоцентризма к альтруизму. Обосновывается коллектив как социальная совокупность, предполагающая духовную общность ее членов, и как средство развития альтруистической личности. Дается характеристика общим (формирующей, социальной и психологической защиты) и специальным (психоанализа и психосинтеза) функциям коллектива; рассмотрена рефлексия в системе интеллектуально-нравственного развития личности; характеризуется латеральное мышление как вид творческого мышления. Определены базисные периоды личностно-развивающего воспитания (семейное воспитание, социальное воспитание) и раскрыто их психологическое содержание.
Скачать PDF

Воспитание историей (к 1150-летию российской государственности)

Марченков В.И, Степанищев А.Т
2012 год объявлен Президентом Российской Федерации «Годом российской истории». В этом году Россия будет отмечать 1150-летие российской государственности, 200-летие Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год), 400-летие освобождения Москвы от польских интервентов (1612 год) День народного единства. Такое обилие юбилейных событий наводит на размышления о воспитательной значимости истории в жизни не только военнослужащих, но и всех российских граждан.
Скачать PDF

Воспитание и коррекция гендерной пассионарности у дошкольников

Зимина Ирина Сергеевна
Период дошкольного детства является сенситивным для воспитания гендерной пассионарности. В соответствии с ведущим видом деятельности, воспитание гендерной пассионарности осуществляется в игре. Для девочек и мальчиков создаются игровые условия, обеспечивающие адекватное проявление социальной половой роли. Нарушения в развитии гендерной пассионарности могут повлечь проблемы не только в будущем, когда дети будут взрослыми, но и негативно отразиться на развитии мышления детей. Коррекционная работа проводится педагогом-психологом в тесном взаимодействии с родителями дошкольника.
Скачать PDF

Социальное воспитание детей как профессиональная проблема специалистов

Дикун Инна Владимировна
В статье рассмотрена проблема социального воспитания детей "группы риска" в контексте профессиональной деятельности специалистов. Представленный анализ образов социального воспитания отразил значимость различных педагогических феноменов и средств, способных обеспечить разнообразные социальные устремления личности. В публикации нашла отражение реализация педагогического целеполагания с позиций социального воспитания детей "группы риска"
Скачать PDF

Воспитание толерантности: специфика социально-психологического управления организационным культурост

Попов Александр Николаевич, Виноградова Наталья Павловна
В статье раскрывается кросс-культурный подход к ведению международного бизнеса в условиях глобализации, рассматривается понятие толерантности с позиций организационного поведения и управленческих моделей взаимодействия различных культур. На основе данного подхода освещаются проблемы управления такими распространенными ныне интеграционными образованиями как международные стратегические альянсы, предприятия с иностранными инвестициями, трансформированные в результате транснациональных слияний и поглощений. Авторами подчеркивается мысль о том, что долгое время хозяйственная сфера жизни описывалась только экономическими понятиями. Однако наступил момент, когда это оказалось недостаточно для успешной внешнеэкономической деятельности российских предприятий, деятельности их менеджеров (лидеров) в процессе ее осуществления. Этот момент означал актуализацию вопросов организационного культуростроения, воспитание толерантности и других понятий, раскрывающих содержание такого институционального явления как «экономическая психология». Именно поэтому в работе особый акцент делается на доверительности рыночных отношений и управленческом мышлении лидеров деловых предприятий, стремящихся к международному сотрудничеству, опираясь на такого рода мышление и формируются рекомендации в отношении воспитания толерантности. Конкретно речь идет о морали и нравственности, их проявлении в деловом общении, взаимоотношении партнеров по бизнесу в процессе достижения ими делового успеха, предпринимательского дохода (прибыли). По мнению авторов для успешного осуществления внешнеэкономической деятельности в условиях разных культур необходимо учитывать ряд особенностей, определяемых проблемой толерантности. Прежде всего, следует различать императивы, что является специфическим для усвоения иностранному партнеру. Важно и то, что необходимо развивать естественность в деловом общении и, соответственно, организационном культуростроении.
Скачать PDF

Нравственно-волевое воспитание подростков средствами спортивного единоборства кудо

Сен Владимир Дябукович
В статье рассматриваются результаты исследовательской работы по определению комплекса педагогических условий нравственно-волевого воспитания подростков средствами спортивного единоборства кудо, дается анализ экспериментальной работы по реализации модели и технологии нравственно-волевого воспитания юных спортсменов.
Скачать PDF