система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильных представлений о сущности взаимоотношений полов, воспитания норм поведения в половой жизни и оптимизации их личностного развития во всех сферах жизни, связанных с отношениями полов.
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Половое воспитание
Система мер, направленных на воспитание у человека осознанного и правильного отношения к вопросам пола. Цель П. в. – оптимизация личностного развития человека и его деятельности во всех сферах жизни, связанных с отношениями полов. К основным вопросам П. в. следует отнести: анатомо– и психофизиологические особенности полов, социальные проблемы пола, полоролевые отношения в семье, сексуальную культуру, ответственность за воспитание потомства, здоровый образ жизни мужчины и женщин ы и др. П. в. должно быть частью учебно-воспитательных мероприятий, проводимых на различных этапах возрастного развития человека, внутри каждого из которых содержание и формы П. в. имеют свои особенности.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ВОСПИТАНИЕ ПОЛОВОЕ
(образование половое; просвящение половое), процесс усвоения социальных, моральных, анатомо-физиологических, сексуальных и др. норм, осуществляемый обществом и родителями в отношении подрастающего поколения.
Составная часть общего воспитания личности. Основными задачами В.П. является формирование разумного, здорового отношения к вопросам пола и жизни половой, усвоение полового сознания, норм морали, содействие укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Включает в себя осведомленность сексуальную. С точки зрения современной сексологии должно начинаться дома с раннего детства («лучше на год раньше, чем на минуту позже») и продолжаться в учебных заведениях. Условно подразделяется на этапы: дошкольный; младший школьный; периода пол. созревания. Следует отличать от пол. просвещения, которое заключается в ознакомлении подростков с физиологическими, сексологическими, санитарно-гигиеническими и др. сведениями. См. также Гендер.
«После волнений, колебаний и страхов Алеша отправился с „камчадалом“, усатым Пукловым, в заведение Ангелины Карповны и там за три рубля получил от дородной, но расторопной Стеши некоторое элементарное воспитание.» И. Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито.
«До революции так было принято во многих семьях: отец брал на себя сексуальное образование сына. Знаю, что так обстояло в семье Шаляпина: для просвещения в этом вопросе его сыновей, Бориса и Феди, в семью была взята гувернантка.» А. Кончаловский. Низкие истины.
Составная часть общего воспитания личности. Основными задачами В.П. является формирование разумного, здорового отношения к вопросам пола и жизни половой, усвоение полового сознания, норм морали, содействие укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Включает в себя осведомленность сексуальную. С точки зрения современной сексологии должно начинаться дома с раннего детства («лучше на год раньше, чем на минуту позже») и продолжаться в учебных заведениях. Условно подразделяется на этапы: дошкольный; младший школьный; периода пол. созревания. Следует отличать от пол. просвещения, которое заключается в ознакомлении подростков с физиологическими, сексологическими, санитарно-гигиеническими и др. сведениями. См. также Гендер.
«После волнений, колебаний и страхов Алеша отправился с „камчадалом“, усатым Пукловым, в заведение Ангелины Карповны и там за три рубля получил от дородной, но расторопной Стеши некоторое элементарное воспитание.» И. Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито.
«До революции так было принято во многих семьях: отец брал на себя сексуальное образование сына. Знаю, что так обстояло в семье Шаляпина: для просвещения в этом вопросе его сыновей, Бориса и Феди, в семью была взята гувернантка.» А. Кончаловский. Низкие истины.
Источник: Словарь доктора либидо
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПАЛАВОЕ ВЫХАВАННЕ / SEX EDUCATION– 1) процесс формирования у человека способности осознавать специфику собственного «Я», а также других людей как принадлежащих к определенному полу; 2) целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее формированию достойных взаимоотношений между лицами равного пола, воспитанию высоконравственных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами ; 3) комплекс психолого-педагогических, медико-биологических и социально-гигиенических работ с детьми и подростками с целью формирования представления о нормальном функционировании физиологических систем организма с физической, нравственной и эстетической точки зрения. Цель П. в.– овладение детьми нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов, воспитание в школьниках нравственных качеств личности. Задачи П. в.: привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения в сфере межполовых отношений; формирование четкой полоролевой идентификации и ответственного отношения к своему телу; укрепление института брака и семьи и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и ответственному родительству. Принципы П. в.: единства требований (совместная работа медиков, педагогов, семьи); дифференциации (поэтапное овладение информацией с учетом возраста и психологических особенностей детей); достоверности (доступное и правдивое изложение информации); индивидуализации (дифференцированный подход к каждому); соотнесения нравственных установок и реальных условий жизни. Направления П. в.: полоролевое воспитание (помогает формированию психологической мужественности (см. Маскулиность) и женственности (см. Феминность) и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчины и женщины); сексуальное воспитание (направлено на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований); подготовка к ответственному супружеству (формирование супружеских ролей и выработка установок взаимноответственного партнерства); подготовка к ответственному родительству (формирование ролевого поведения отца и матери по отношению к детям и выработка оптимальных репродуктивных установок); формирование здорового образа жизни и профилактика инфекций, передающихся половым путем. Модели П. в. (по М. Козакевичу, 1981): 1) рестриктивная, или репрессивная (информация подается по принципу «чем меньше, тем лучше», целомудрие является важнейшим аспектом сексуальности); 2) пермиссивная, или либеральная (сексуальность понимается как жизненная ценность, воспитание направлено на формирование ответственного отношения к вступлению и последствиям сексуальных взаимоотношений, дается вся информация); 3) модель «золотая середина», или демократическая (дается необходимая информация, допустимая сексуальная активность определяется возрастом и обоюдностью, физической, психической и моральной зрелостью партнеров). Организационные формы П. в.: занятия/фрагменты уроков/уроки по отдельным учебным дисциплинам с включением вопросов и тем в учебные программы; факультативные занятия; семинары для родителей; консультации для детей и родителей специалистами. П. в. обеспечивает овладение человеком нормами взаимоотношений с представителями противоположного пола, готовит молодежь к браку, созданию семьи и воспитанию детей. Е. Н. Зуева