Воспитание родителей это что такое Воспитание родителей: определение — Психология.НЭС
ВОСПИТАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА

Воспитание родителей

Найдено 1 определение:

Воспитание родителей

parent education) Под В. р. подразумевают систематическую программу обучения, предназначенную для усвоения информ., аттитюдов и умений, способствующих успешному выполнению роли родителей. В большинстве случаев эти программы проводятся с группами родителей и обычно состоят из еженедельных встреч продолжительностью в неск. часов, происходящих в течение 4-12 недель. Миллер и Свонсон проследили постепенную трансформацию аттитюдов к выполнению родительской роли, начиная с представления XVIII в. об "абсолютном подчинении воли ребенка" до послевоенной эпохи XX в., когда детям стало предоставляться больше свободы. Однако это сопровождалось ростом осознания того, что такая свобода должна подвергаться ограничениям, чтобы ребенок учился принимать во внимание потребности др. Дрейкурс объяснял эти тенденции резким изменением аттитюдов, касающихся челов. отношений, - от авторитарных к демократическим. В демократической системе все люди, в том числе и дети, рассматриваются как обладающие потребностью в признании их чувства собственного достоинства и уважении со стороны др. Поэтому битье и др. формы унижающих достоинство наказаний все больше утрачивают свою роль в качестве эффективных методов воспитания ребенка. Различные подходы Существует множество систем В. р., и эти системы имеют между собой много общего. Это привело к возникновению ряда "комплексных" программ, к-рые сочетают в себе элементы из двух или более оригинальных систем. Дрейкурс опирался на идеи А. Адлера при разраб. подхода к семейным взаимоотношениям, осн. на взаимном уважении. Родители должны способствовать возникновению у детей ощущения духовной принадлежности и чувства собственной значимости. По его мнению, это достигается верой родителей в способность детей учиться на своих собственных ошибках и предоставлением возможности вносить свой вклад в функционирование семьи. Он называет это ободрением. Вдобавок Дрейкурс пропагандирует замену наказания, к-рое унижает достоинство детей и заставляет их "плохо" себя чувствовать, последствиями, в к-рых обозначены четкие границы неприемлемого поведения, отрицающего уважение к др. Он рассматривал плохое поведение детей как признак обескураженности, к-рая выливается в попытки обрести принадлежность через неуместное поведение, имеющее целью добиться внимания, власти, реванша или продемонстрировать отказ от выполнения жизненных задач. Примером др. успешной и широко распростр. программы В. р. является тренинг родительской эффективности (parent effectiveness training) Томаса Гордона. Этот подход осн. на клиенто-центрированной терапии Роджерса, к-рая делает акцент на активном слушании и принятии как содержания, так и выражаемых чувств в процессе коммуникации между людьми. Гордон учит, что родители должны прекратить использование таких односторонних форм коммуникации, как порицание, чтение нотаций и приказы. Поощряется самостоятельность детей в разрешении своих собственных проблем и пропагандируется "беспроигрышный" метод разрешения конфликта, требующий, чтобы в разрешении спорного вопроса учитывались потребности всех сторон. Мн. программы В. р. опираются на принципы управления поведением, впервые сформулированные Б. Ф. Скиннером. Этот подход подчеркивает необходимость систематического использования положительного подкрепления, к-рое достигается при помощи к.-л. вознаграждения ребенка вслед за возникновением у него желательного поведения. В дополнение к этому подходу, родителям рекомендуется по возможности игнорировать негативное поведение и использовать не унижающие достоинство ребенка формы наказания. Подчеркивается важность последовательного и скрупулезного контроля за не более чем одним-двумя видами поведения за раз. Отличительной чертой этого подхода является репетиция нового родительского поведения до его применения к детям. Закон не требует от руководителей родительских групп специальной подготовки или сдачи квалификационного минимума. Руководители должны обладать определенными знаниями о ключевых этапах детского развития, хорошими навыками межличностной коммуникации, соц. восприятия др., знанием групп. процессов и располагать сведениями о существовании специализированных служб, куда при необходимости можно обратиться за помощью. Перспективы развития Существует необходимость в разраб. или дальнейшем усовершенствовании программ В. р. из специфических популяций, таких как родители-одиночки, родители особых детей и родители из групп с низким социоэкономическим статусом и национальных меньшинств. Недостаток участия мужчин тж является проблемой, к-рая требует к себе специального внимания. Группы, направленные на формирование положительной Я-концепции, тж нужны родителям, поскольку они обеспечивают необходимую им для успешного выполнения своей роли степень уверенности и упорства. Будущие исслед. необходимо направить на выявление тех факторов, к-рые способствуют повышению эффективности В. р. Изменения в аттитюдах, ценностях и поведении как родителей, так и детей являются лишь нек-рыми из таких факторов, ожидающих своего изучения. См. также Отношения "родитель - ребенок", Родительская пермиссивность Р. Б. Армстронг
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Воспитание родителей — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социально-психологические характеристики приемных родителей, взявших на воспитание детей, оставшихся

Шпакова Виктория Валерьевна
Анализируется проблема жизнеустройства детей, оставшихся без попечения. Подробно рассматриваются результаты исследования социально-психологических характеристик приемных родителей. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 102 замещающие семьи, взявшие на воспитание детей из областного Дома ребенка г. Томска. Результаты исследования показали сложности в общении с приемным ребенком и необходимость целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей.
Скачать PDF

О проблеме семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их пси

Кондратьева Наталья Ивановна
Рассматривается актуальная проблема семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Акцент делается на приоритетность семейного воспитания и необходимость психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот.
Скачать PDF

Психологическая поддержка и неформальное образование родителей в первые годы воспитания ребенка (psy

Труфанова Татьяна Евгеньевна, Федосеева Анна Александровна
С точки зрения гуманистических подходов, сложившихся в западной и отечественной науке и практике, обосновывается необходимость разработки интегрированных психолого-педагогических программ неформального образования родителей в первые годы воспитания ребенка. The necessity of elaborating integral psychological-pedagogical programs of parental informal education during first years of a child's education is substantiated from the point of view of humanistic approaches formed in the Russian and foreign science and practice.
Скачать PDF

Психологические особенности родителей — участников судебных споров о воспитании детей

Васягина Наталия Николаевна
В статье рассмотрены психологические особенности родителей, обращающихся в суд по вопросам, связанным с воспитанием детей. Установлено, что для них характерны личностная незрелость, несформированность оптимальных стратегий поведения в конфликте. Показано, что выявленные проблемы могут варьироваться в зависимости от категории судебного спора, положения в судебном процессе, имеют сквозной характер, затрагивая как личность родителя, так и сферу его отношений с ребенком и вторым родителем.
Скачать PDF

Понятие семьи и семейных ценностей у молодых родителей в воспитание детей

Шелковникова Нэлля Игоревна
Скачать PDF

Психологические знания родителей в воспитании детей

Кожогелдиева К.М., Кожогелдиев А.С.
Статья отражает о создании возможностей для формирования личности подрастающего поколения, где ведущую роль играет воспитание в семье. Родителям необходимо уметь пользоваться психологическими знаниями в регулировании поведением и деятельностью детей, как условие их психического развития. Особо важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, где усвоение социального опыта зависит от содержания деятельности.
Скачать PDF

Изучение информационной компетентности родителей в области полового воспитания детей дошкольного воз

Григорьева Юлия Сергеевна, Арзамасцева Ольга Андреевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями социального развития детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется характеристике влияния детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания на полоролевую социализацию ребенка. Особый интерес представляет исследование психолого-педагогической компетенции родителей с точки зрения развития социальных качеств и умений детей старшего дошкольного возраста.
Скачать PDF

Психологические типы родителей, обращающихся в суд по поводу разрешения споров, связанных с воспитан

Васягина Наталья Николаевна, Евладова Александра Анатольевна
В статье приведены результаты исследования психологических особенностей родителей, обращающихся в суд за разрешением споров, связанным с воспитанием детей. Выделены психологические типы родителей участников судебных споров о детях. Обоснована необходимость психологического сопровождения судебных споров, связанных с воспитанием детей.
Скачать PDF

Влияние типа семейного воспитания и отношения к здоровью родителей на здоровьесберегающую деятельнос

Шишкова Ирина Михайловна, Яковлева Наталья Валентиновна
Скачать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВОСПИТАНИЯ РЕ

Соловьева Ольга Владимировна
В статье представлено теоретическое обоснование проблемы психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка в условиях неформального образования. Описана модель и технология реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка. The theoretical substantiation of the problem of parents' psychological support in the first years of child's education in the conditions of informal education is given in the article. The model and technology of realizing the program of informal education and parents' psychological support in the first years of child's education directed to the development of parents' competence and the correction of a parent's personality emotionalfeeling sphere are described.
Скачать PDF

Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании

Гареева Р. Г., Хуснутдинова З. А., Хамитов Э. Ш.
Исследована ситуация наркотизации учащейся молодежи подросткового возраста, осуществлен обзор существующих программ антинаркотического воспитания. Раскрыта структура и содержание ценностного сознания, отношения и поведение подростков как комплекс мировоззренческих детерминант при формировании здорового образа жизни. Описана авторская программа антинаркотического воспитания учащихся начального профессионального образования.We have studied the situation of drug habit among teenage and surveyed the existing programs of anti-drug upbringing. We have disclosed the structure and contents of value consciousness, teenagers' attitude and behavior as a complex of world outlook determinants when forming the healthy way of life. We have also described a genuine program for students' anti-drug upbringing in initial vocational training.
Скачать PDF

Педагогическая технология военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи с использованием с

Прилюдько И.А.
Скачать PDF