КАЧЕСТВО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

КАЧЕСТВО
1. Первоначально, в ранних вариантах структурализма – базисный атрибут ощущения или сторона вещи, которая позволяет отличать ее от других вещей. К. выражается именами, названиями и определениями. К. как характеристика вещи отличается от ее количества. Так, К. ощущения отличается от его интенсивности, продолжительности и других количественных свойств. 2. Значение или ценность какой-либо вещи. См. качество производное (качество вторичное), структурализм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КАЧЕСТВО
1. Первоначальное значение – в ранних формах структурализма, основное свойство ощущения, аспект предмета, который дает возможность различать его с другими предметами. Качество выражается именами и обозначениями, прилагательными и другими определительными словами, например, розовый, F#, твердый и т.д. Основным моментом в этом способе употребления является разделение понятий качества и количества, последнее предназначается для обозначения различий в величине, степени или интенсивности ощущений, а первое – различий в видах ощущений. Это различие не так просто, как может показаться. 2. Более или менее количественная оценка значения или ценности предмета. Обратите внимание, что это значение резко отличается от значения 1, имеющего отчетливую количественную коннотацию.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Качество
старославянск. «какъ» - какой /по существу/) - 1. в структурализме - основное свойство ощущения, отражающее тот аспект предмета, который дает возможность различать его с другими предметами. Оно обозначается определительными словами, например, “розовый”; 2. в психологии - характеристика психического явления, позволяющая отличать его от всех других; 3. в психопатологии – характеристика психического расстройства, которая позволяет идентифицировать его всегда одинаковым образом и дает возможность адеватно оценивать его клиническое значение; 4. философская категория, “определенность, тождественная с бытием” (Гегель). Качество (предикамент) отвечает на вопрос “какой” (количество - на вопрос “сколько”). Локк, развивая мысль Демокрита, различает первичные качества (свойства, которыми обладает объект – объем, протяженность, форма, движение, число) и вторичные качества (реакции человека, которые он вызывает – звук, цвет, вкус и т.п.); 5. вообще – внутренние, скрытые от непосредственного восприятия свойства, которые определяют внешние проявления объектов, явлений, событий.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КАЧЕСТВО
существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. К. – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. К. предмета не сводится к отдельным его свойствам, а связано с ним как с целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое К. (К. Е. Морозов, 2001). Важная качественная характеристика конфликтов – противодействие сторон, каждая из которых обладает психикой. Кроме того, содержание и форма противодействия во многом определяются негативными эмоциями, переживаемыми оппонентами по отношению друг к другу. Эти два К. выделяют конфликт среди др. форм развития противоречия и др. способов социального взаимодействия. Эти два К. делают конфликт конфликтом. Потеря конфликтом одного из этих К. превращает его в др. способ социального взаимодействия. Качественной характеристикой конфликта являются виды используемых средств противодействия: слова, нанесение экономического ущерба, легкие или тяжкие телесные повреждения, лишение жизни.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Качество
свойство, специфика, «как» и «что» вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно (К.ф.э. - С207).
В концепциях и теориях различных авторов понятие «качество личности» употребляется в разных смыслах: как структурно-динамическая характеристика стиля деятельности (Е.А. Климов, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов); как черта характера (Б.Г. Ананьев, Р. Кэттелл, А.Г. Ковалев); как компонента оценки и самооценки (В.В. Столин); как единица анализа психических состояний личности (Л.М. Аболин, А.О. Прохоров); как средство диагностического описания (А. Анастази, Г. Айзенк, И.М. Юсупов). Таким образом, единой трактовки этого понятия в исследовательской литературе нет. Как правило, оно либо объединяется, либо разъединяется с такими понятиями, как черта, свойство.
В нашей школе применительно к диагностике личности выделены некоторые принципы работы с качествами: качества как категория культурологическая; качества как категория операциональная; качества как категория объяснительная; качества как категория конвенциональная.
Качества являются неотъемлемой частью языкового и культурологического инструментария людей. С их помощью описываются и характеризуются возможности человека, особенности его поведения, создаются представления о желаемом, одобряемом, неодобряемом, порицаемом, негативном, отвергаемом. Практически те или иные образцы (привлекательного или непривлекательного) обозначены в культуре и описываются через качества. Они зафиксированы в сказках, мифах. Качества являются ориентирами и отражают существующие в сознании поведенческие реалии и их социальную оценку.
Качества являются операциональными единицами. В обыденной жизни люди оперируют качествами, наделяя друг друга определенными характеристиками (добрый, злой, хитрый). Наделение себя и значимых окружающих людей качествами помогает людям ориентироваться в коммуникативных ситуациях. Оперирование качествами заключается в возможности измерить величины качеств (степень выраженности), меру качества, границы проявления качеств (пределы), определить ситуацию проявления качеств, функцию того или иного качества. Все это есть структурные компоненты качеств, выделенные в нашей школе помимо уже известных: «мотив и способ поведения» (Л.И. Божович). Однако обычно люди не стремятся установить истинное значение качеств другого человека, не стремятся к точному определению величин качеств. Главное заключается в возможности наделить другого тем или иным качеством (каузальная атрибуция), хотя в отдельных случаях индивид может соизмерить величины своих качеств с величинами качеств интересующего его человека для выбора и проведения нужной тактики и стратегии. Качества являются объяснительной категорией. Обычно люди объясняют (оправдывают, обвиняют) свое поведение и поступки других людей наличием (или отсутствием) определенных качеств. С ними связывают ожидание определенного поведения, ведется прогноз Причины поведения соотносятся с качествами. С помощью качеств определяются характеристики одного человека как наиболее привлекательного, а другого - как наименее привлекательного; объясняется стремление приближаться к одним людям и удаляться от других. Качества являются оперативными единицами для объяснения своих положительных и отрицательных черт, потребностей в приобретении необходимых и нужных качеств и в то же время в избавлении от ряда опасных качеств.
Качества являются конвенциональными единицами. В наших исследованиях доказано, что наряду с индивидуальными пониманиями качеств (смыслы) имеются общие представления (значения). Внутри каждого качества выделяется специфическое ядро, которое выполняет «медиаторную функцию». Общие «зоны понимания» обеспечивают для всех участников конвенциональность (принятие, согласие). В наших исследованиях в комплексе методов широко используются следующие методики: самооценки - самовыражения (Л.Б. Филонов); пять качеств (Л.Б. Филонов) или соотнесенных качеств (в модификации Н.А. Ананьевой), конверт (Л.Б. Филонов). С их помощью доказано, что качества могут: определяться (называться, констатироваться); наделяться (каузальная атрибуция - им наделяют людей в их отсутствие); выделяться (подчеркиваться как наиболее значимое, главное из Целого комплекса).
При выборе человека результатом взаимодействия качеств может быть: идентичность (сходство); комплементарность (дополнение); контрастность (несовместимость - явление полярных полюсов); эмерджентность (появление нового); синергия (объединение двух потенциалов в одном направлении) и т.д. наших исследованиях установлена также классификация ка-тв по семантико-функциональному критерию: этические; эмоциональные; энергетические; коммуникативные; регуляторные; инструментальные.
В этическую группу качеств мы включаем те, которые обозначают общепринятые, стандартные требования. Эти качества связаны с решением этических ситуаций и с выбором целесообразного или нецелесообразного с точки зрения нравственности и обычаев поведения. Все этические качества связаны либо с резко обозначенными в обществе санкциями одобрения (поощрения), либо с санкцией неодобрения (наказания). В то же время они отражают общую целесообразность наиболее значимого и оптимального поведения для всех людей в «антропологическом коммуникативном поле» (доброта, зло, жестокость, эгоизм, порядочность, честность).
Под эмоциональными качествами мы подразумеваем те, которые связаны с динамикой поведения, с тратой энергии (активность, бодрость, работоспособность, энергичность, утомляемость, истощаемость). Они всегда связаны с переживаниями «эмоциональной окраски» - всего того, что в данный момент соотнесено с эмоцией. Под коммуникативными качествами мы понимаем те, которые обеспечивают исполнение планов и программ (регулируемость, нерегулируемость, неупорядоченность). К инструментальному типу качеств мы относим те, которые опосредуют в качестве инструмента исполнительную деятельность (решительность, настойчивость, воля, смелость, нерешительность, слабоволие). Более общая классификация качеств представляется в виде социально одобряемых (доброта, честность, дружелюбие), социально неодобряемых (зло, жестокость) и нейтральных (типичный, как все, тихий, незаметный) качеств.
Внутри каждого типа качеств выделяются специфические блоки. Более того, исследования и опросы испытуемых показали, что качества могут быть инвариантными (поливариантными), т.е. одно и то же качество может входить в разные типы, группы, блоки (ср. медицинское: «каждый симптом может входить в разные синдромы»).

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Взаимосвязи в системе «Качество жизни -качество здоровья-Качество образования» в среде учащейся моло

Дерябин Д. Г., Волков Н. А., Игнатова Т. Н., Комаров Н. Н.
Охарактеризована иерархическая система «качество жизни > качество здоровья > качество образования», в которой факторы образа жизни оказывают влияние на успешность образовательного процесса не напрямую, но опосредованно через модул
Читать PDF
0.00 байт

Качество жизни студентов медицинского университета как фактор, влияющий на качество образования

Шадрин Виктор Николаевич, Забылина Наталья Анатольевна
Статья содержит в себе основные показатели качества жизни студентов первого и второго курса медицинского университета г. Новосибирска.
Читать PDF
0.00 байт

Качество стоматологического здоровья качество жизни работников бригад Московской железной дороги

Аванесов К. А.
Читать PDF
0.00 байт

Качество медицинской помощи или качество и безопасность медицинской деятельности: что же сегодня все

Пивень Д. В., Кицул И. С.
В статье авторами обосновывается несовершенство регулирования Федеральным законом от 21.11.
Читать PDF
0.00 байт

Взгляд современного пациента стационара на качество медицинских услуг и качество жизни

Кайланич Галина Александровна, Лопухова Виктория Александровна
Работа посвящена современным аспектам внедрения системы оценки технологий здравоохранения, которые позволяют улучшить качество медицинской и профилактической помощи населению.
Читать PDF
0.00 байт

Качество образования и качество подготовки учителя

Ленская Елена Анатольевна
Данные многочисленных международных исследований неопровержимо свидетельствуют о том, что успехи в развитии образования той или иной страны более всего зависят от качества педагогических кадров и эффективности кадровой политики.
Читать PDF
0.00 байт

Православная гимназия: качество знаний или качество веры?

Стерхов Алексей Алексеевич
Статья посвящена исследованию педагогического опыта православного общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию на ведение преподавательской деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Качество человека и качество образования неклассической педагогики в XXI веке

Володина Ольга Васильевна
Рассмотрены положения неклассического образования, связанного с переходом к человекоцентристческой парадигме, нацеленной на становление преобразующей и творящей личности в условиях изменяющегося мира.
Читать PDF
0.00 байт

Интегрированные системы исследований качества (качество исследований и исследование качества)

Юрасова Мария Владимировна
Обосновывается необходимость применения системы исследований для принятия управленческого решения по полученной информации, рассматриваются типовые примеры использования интегрированных систем исследований в практике работы органи
Читать PDF
0.00 байт

Особенности личности и качество жизни больных: существует ли связь?

Васильева Ирина Андреевна
Статья посвящена соотношению показателей качества жизни и личностных характеристик больных с хроническими заболеваниями.
Читать PDF
0.00 байт

Качество жизни пациентов с хронической обструктивной болезнью легких

Ахмедова О. С.
В статье представлены результаты сравнительного исследования качества жизни 116 больных хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) с различной тяжестью заболевания, проведенного с помощью специализированных опросников качест
Читать PDF
0.00 байт

Качество жизни и криминальное поведение психически больных

Зинкина Анна Петровна, Степанова Ольга Николаевна, Четвериков Дмитрий Владимирович
В рамках биопсихосоциальной парадигмы происходит смещение акцентов в коррекции психических расстройств с биологически ориентированных и пенитенциарных мер в направлении психосоциальных методов коррекции.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КАЧЕСТВО ПРОИЗВОДНОЕ (КАЧЕСТВО ВТОРИЧНОЕ)

    (в гештальт-психологии)-качество стимула, обязанное своим происхождением целостной, структурной характеристике сложившейся ситуации – гештальту. Такое качество выступает как атрибут, как неотъе
  • КАЧЕСТВО ЦВЕТА

    Любое из качеств зрительного стимула: тон, насыщенность или яркость.
  • КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

    результат выполнения деятельности оператором, определяемый по критериям достижения цели. К. д. о. представляет интегральную характеристику деятельности, в которой фиксируются показатели качеств
  • ГЕШТАЛЬТ-КАЧЕСТВО

    Словообразование. Происходит от нем. Gestall-qualitat. Автор. Х.Эренфельс. Категория. Характеристика гештальта. Специфика. Целостные, "гештальтные" свойства ряда психологических образований, доступные со
  • КАЧЕСТВО, ПЕРВИЧНОЕ И ВТОРИЧНОЕ

    Различие, впервые проведенное Демокритом и возрождавшееся несколько раз почитателем Галилея Декартом, Ньютоном и, что наиболее важно, Локком, касающееся того, что качества, которыми наделены пред
  • КАЧЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЯ

    наиболее обобщенная характеристика результатов исследования, оценивающая их объективность, глубину, новизну и полезность. К. и. в конфликтологии определяется тем, насколько конфликтолог сумел у
  • КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ

    совокупность потребительских свойств изображения, проявляющихся при его восприятии и оценке наблюдателем на основе форм зрительных образов, что предполагает наличие в структуре качества не тол
  • Комплекс-качество

    Категория. Теоретическое понятие, разработанное в Лейпцигской школе для описания целостности сознания. Специфика. Комплекс-качество существует на ранних ступенях психического развития как осно
  • ПЕРВИЧНОЕ КАЧЕСТВО

    См. первичное и вторичное качество.
  • Качество рабочей жизни

    Quality of work life (QWL)) — Общая характеристика уровня благоприятствования рабочего окружения организации.
  • СЕНСОРНОЕ КАЧЕСТВО

    См. качество (1).
  • Внешнее качество

    эксперимента является свидетельством того, в какой мере исследуемая ситуация характерна для повседневной жизни, насколько она жизненна.
  • Качество жизни

    Интегральный показатель, включающий несколько показателей: функциональное состояние (трудоспособность, толерантность к физической и умственной нагрузке); состояние соматического статуса; психи
  • ДИСПОЗИЦИОННОЕ КАЧЕСТВО (ДИСПОЗИЦИОННОЕ СВОЙСТВО)

    психологическое качество или свойство человека, которое делает его предрасположенным к тому или иному поведению и мыслится как постоянно находящееся в нем, т. е. в его психике.
  • ГОДЫ ЖИЗНИ СКОРРЕКТИРОВАННЫЕ НА КАЧЕСТВО

    коррекция ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), которая снижает ОПЖ на величину, отражающую наличие хронических заболеваний, ухудшающих состояние здоровья, потерю трудоспособности и/или инва
  • Качество городской среды

    определяется способностью городов, с одной стороны, быть фокусами творческих сил общества, реализовывать, концентрировать в себе творческий потенциал и, с другой – создать необходимые условия дл
  • Качество медицинской помощи

    совокупность показателей, характеризующих медицинские технологии и результаты их выполнения, в конкретном медицинском учреждении определенного врача и отдельному больному. Уровень качества ме
  • КАЧЕСТВО ПОМОЩИ

    уровень деятельности или достижения, характеризующие оказание медицинской помощи. В основном оценка КП всегда зависит от ценностных суждений, однако существуют компоненты и детерминанты качест
  • КАЧЕСТВО ПСИХИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

    его свойство, соответствующее определению Гегеля: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Соч. М., 1929, т. 1, с. 157).
  • Качество воздуха

    вдыхаемого — оценивается по наличию в воздухе 1) асфиктантов (СО); 2) ирритантов (озон, NO2, SO2); 3) генотоксичных канцерогенов (бензол, 1,3-бутадиен); 4) ингибиторов ферментов (свинец); 5) аэрозольных частиц.