КАЧЕСТВО
КАЧЕСТВО
1. Первоначально, в ранних вариантах структурализма – базисный атрибут ощущения или сторона вещи, которая позволяет отличать ее от других вещей. К. выражается именами, названиями и определениями. К. как характеристика вещи отличается от ее количества. Так, К. ощущения отличается от его интенсивности, продолжительности и других количественных свойств. 2. Значение или ценность какой-либо вещи. См. качество производное (качество вторичное), структурализм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
КАЧЕСТВО
1. Первоначальное значение – в ранних формах структурализма, основное свойство ощущения, аспект предмета, который дает возможность различать его с другими предметами. Качество выражается именами и обозначениями, прилагательными и другими определительными словами, например, розовый, F#, твердый и т.д. Основным моментом в этом способе употребления является разделение понятий качества и количества, последнее предназначается для обозначения различий в величине, степени или интенсивности ощущений, а первое – различий в видах ощущений. Это различие не так просто, как может показаться. 2. Более или менее количественная оценка значения или ценности предмета. Обратите внимание, что это значение резко отличается от значения 1, имеющего отчетливую количественную коннотацию.
Качество
старославянск. «какъ» - какой /по существу/) - 1. в структурализме - основное свойство ощущения, отражающее тот аспект предмета, который дает возможность различать его с другими предметами. Оно обозначается определительными словами, например, “розовый”; 2. в психологии - характеристика психического явления, позволяющая отличать его от всех других; 3. в психопатологии – характеристика психического расстройства, которая позволяет идентифицировать его всегда одинаковым образом и дает возможность адеватно оценивать его клиническое значение; 4. философская категория, “определенность, тождественная с бытием” (Гегель). Качество (предикамент) отвечает на вопрос “какой” (количество - на вопрос “сколько”). Локк, развивая мысль Демокрита, различает первичные качества (свойства, которыми обладает объект – объем, протяженность, форма, движение, число) и вторичные качества (реакции человека, которые он вызывает – звук, цвет, вкус и т.п.); 5. вообще – внутренние, скрытые от непосредственного восприятия свойства, которые определяют внешние проявления объектов, явлений, событий.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
КАЧЕСТВО
существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. К. – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. К. предмета не сводится к отдельным его свойствам, а связано с ним как с целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое К. (К. Е. Морозов, 2001). Важная качественная характеристика конфликтов – противодействие сторон, каждая из которых обладает психикой. Кроме того, содержание и форма противодействия во многом определяются негативными эмоциями, переживаемыми оппонентами по отношению друг к другу. Эти два К. выделяют конфликт среди др. форм развития противоречия и др. способов социального взаимодействия. Эти два К. делают конфликт конфликтом. Потеря конфликтом одного из этих К. превращает его в др. способ социального взаимодействия. Качественной характеристикой конфликта являются виды используемых средств противодействия: слова, нанесение экономического ущерба, легкие или тяжкие телесные повреждения, лишение жизни.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Качество
свойство, специфика, «как» и «что» вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно (К.ф.э. - С207).
В концепциях и теориях различных авторов понятие «качество личности» употребляется в разных смыслах: как структурно-динамическая характеристика стиля деятельности (Е.А. Климов, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов); как черта характера (Б.Г. Ананьев, Р. Кэттелл, А.Г. Ковалев); как компонента оценки и самооценки (В.В. Столин); как единица анализа психических состояний личности (Л.М. Аболин, А.О. Прохоров); как средство диагностического описания (А. Анастази, Г. Айзенк, И.М. Юсупов). Таким образом, единой трактовки этого понятия в исследовательской литературе нет. Как правило, оно либо объединяется, либо разъединяется с такими понятиями, как черта, свойство.
В нашей школе применительно к диагностике личности выделены некоторые принципы работы с качествами: качества как категория культурологическая; качества как категория операциональная; качества как категория объяснительная; качества как категория конвенциональная.
Качества являются неотъемлемой частью языкового и культурологического инструментария людей. С их помощью описываются и характеризуются возможности человека, особенности его поведения, создаются представления о желаемом, одобряемом, неодобряемом, порицаемом, негативном, отвергаемом. Практически те или иные образцы (привлекательного или непривлекательного) обозначены в культуре и описываются через качества. Они зафиксированы в сказках, мифах. Качества являются ориентирами и отражают существующие в сознании поведенческие реалии и их социальную оценку.
Качества являются операциональными единицами. В обыденной жизни люди оперируют качествами, наделяя друг друга определенными характеристиками (добрый, злой, хитрый). Наделение себя и значимых окружающих людей качествами помогает людям ориентироваться в коммуникативных ситуациях. Оперирование качествами заключается в возможности измерить величины качеств (степень выраженности), меру качества, границы проявления качеств (пределы), определить ситуацию проявления качеств, функцию того или иного качества. Все это есть структурные компоненты качеств, выделенные в нашей школе помимо уже известных: «мотив и способ поведения» (Л.И. Божович). Однако обычно люди не стремятся установить истинное значение качеств другого человека, не стремятся к точному определению величин качеств. Главное заключается в возможности наделить другого тем или иным качеством (каузальная атрибуция), хотя в отдельных случаях индивид может соизмерить величины своих качеств с величинами качеств интересующего его человека для выбора и проведения нужной тактики и стратегии. Качества являются объяснительной категорией. Обычно люди объясняют (оправдывают, обвиняют) свое поведение и поступки других людей наличием (или отсутствием) определенных качеств. С ними связывают ожидание определенного поведения, ведется прогноз Причины поведения соотносятся с качествами. С помощью качеств определяются характеристики одного человека как наиболее привлекательного, а другого - как наименее привлекательного; объясняется стремление приближаться к одним людям и удаляться от других. Качества являются оперативными единицами для объяснения своих положительных и отрицательных черт, потребностей в приобретении необходимых и нужных качеств и в то же время в избавлении от ряда опасных качеств.
Качества являются конвенциональными единицами. В наших исследованиях доказано, что наряду с индивидуальными пониманиями качеств (смыслы) имеются общие представления (значения). Внутри каждого качества выделяется специфическое ядро, которое выполняет «медиаторную функцию». Общие «зоны понимания» обеспечивают для всех участников конвенциональность (принятие, согласие). В наших исследованиях в комплексе методов широко используются следующие методики: самооценки - самовыражения (Л.Б. Филонов); пять качеств (Л.Б. Филонов) или соотнесенных качеств (в модификации Н.А. Ананьевой), конверт (Л.Б. Филонов). С их помощью доказано, что качества могут: определяться (называться, констатироваться); наделяться (каузальная атрибуция - им наделяют людей в их отсутствие); выделяться (подчеркиваться как наиболее значимое, главное из Целого комплекса).
При выборе человека результатом взаимодействия качеств может быть: идентичность (сходство); комплементарность (дополнение); контрастность (несовместимость - явление полярных полюсов); эмерджентность (появление нового); синергия (объединение двух потенциалов в одном направлении) и т.д. наших исследованиях установлена также классификация ка-тв по семантико-функциональному критерию: этические; эмоциональные; энергетические; коммуникативные; регуляторные; инструментальные.
В этическую группу качеств мы включаем те, которые обозначают общепринятые, стандартные требования. Эти качества связаны с решением этических ситуаций и с выбором целесообразного или нецелесообразного с точки зрения нравственности и обычаев поведения. Все этические качества связаны либо с резко обозначенными в обществе санкциями одобрения (поощрения), либо с санкцией неодобрения (наказания). В то же время они отражают общую целесообразность наиболее значимого и оптимального поведения для всех людей в «антропологическом коммуникативном поле» (доброта, зло, жестокость, эгоизм, порядочность, честность).
Под эмоциональными качествами мы подразумеваем те, которые связаны с динамикой поведения, с тратой энергии (активность, бодрость, работоспособность, энергичность, утомляемость, истощаемость). Они всегда связаны с переживаниями «эмоциональной окраски» - всего того, что в данный момент соотнесено с эмоцией. Под коммуникативными качествами мы понимаем те, которые обеспечивают исполнение планов и программ (регулируемость, нерегулируемость, неупорядоченность). К инструментальному типу качеств мы относим те, которые опосредуют в качестве инструмента исполнительную деятельность (решительность, настойчивость, воля, смелость, нерешительность, слабоволие). Более общая классификация качеств представляется в виде социально одобряемых (доброта, честность, дружелюбие), социально неодобряемых (зло, жестокость) и нейтральных (типичный, как все, тихий, незаметный) качеств.
Внутри каждого типа качеств выделяются специфические блоки. Более того, исследования и опросы испытуемых показали, что качества могут быть инвариантными (поливариантными), т.е. одно и то же качество может входить в разные типы, группы, блоки (ср. медицинское: «каждый симптом может входить в разные синдромы»).
В концепциях и теориях различных авторов понятие «качество личности» употребляется в разных смыслах: как структурно-динамическая характеристика стиля деятельности (Е.А. Климов, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов); как черта характера (Б.Г. Ананьев, Р. Кэттелл, А.Г. Ковалев); как компонента оценки и самооценки (В.В. Столин); как единица анализа психических состояний личности (Л.М. Аболин, А.О. Прохоров); как средство диагностического описания (А. Анастази, Г. Айзенк, И.М. Юсупов). Таким образом, единой трактовки этого понятия в исследовательской литературе нет. Как правило, оно либо объединяется, либо разъединяется с такими понятиями, как черта, свойство.
В нашей школе применительно к диагностике личности выделены некоторые принципы работы с качествами: качества как категория культурологическая; качества как категория операциональная; качества как категория объяснительная; качества как категория конвенциональная.
Качества являются неотъемлемой частью языкового и культурологического инструментария людей. С их помощью описываются и характеризуются возможности человека, особенности его поведения, создаются представления о желаемом, одобряемом, неодобряемом, порицаемом, негативном, отвергаемом. Практически те или иные образцы (привлекательного или непривлекательного) обозначены в культуре и описываются через качества. Они зафиксированы в сказках, мифах. Качества являются ориентирами и отражают существующие в сознании поведенческие реалии и их социальную оценку.
Качества являются операциональными единицами. В обыденной жизни люди оперируют качествами, наделяя друг друга определенными характеристиками (добрый, злой, хитрый). Наделение себя и значимых окружающих людей качествами помогает людям ориентироваться в коммуникативных ситуациях. Оперирование качествами заключается в возможности измерить величины качеств (степень выраженности), меру качества, границы проявления качеств (пределы), определить ситуацию проявления качеств, функцию того или иного качества. Все это есть структурные компоненты качеств, выделенные в нашей школе помимо уже известных: «мотив и способ поведения» (Л.И. Божович). Однако обычно люди не стремятся установить истинное значение качеств другого человека, не стремятся к точному определению величин качеств. Главное заключается в возможности наделить другого тем или иным качеством (каузальная атрибуция), хотя в отдельных случаях индивид может соизмерить величины своих качеств с величинами качеств интересующего его человека для выбора и проведения нужной тактики и стратегии. Качества являются объяснительной категорией. Обычно люди объясняют (оправдывают, обвиняют) свое поведение и поступки других людей наличием (или отсутствием) определенных качеств. С ними связывают ожидание определенного поведения, ведется прогноз Причины поведения соотносятся с качествами. С помощью качеств определяются характеристики одного человека как наиболее привлекательного, а другого - как наименее привлекательного; объясняется стремление приближаться к одним людям и удаляться от других. Качества являются оперативными единицами для объяснения своих положительных и отрицательных черт, потребностей в приобретении необходимых и нужных качеств и в то же время в избавлении от ряда опасных качеств.
Качества являются конвенциональными единицами. В наших исследованиях доказано, что наряду с индивидуальными пониманиями качеств (смыслы) имеются общие представления (значения). Внутри каждого качества выделяется специфическое ядро, которое выполняет «медиаторную функцию». Общие «зоны понимания» обеспечивают для всех участников конвенциональность (принятие, согласие). В наших исследованиях в комплексе методов широко используются следующие методики: самооценки - самовыражения (Л.Б. Филонов); пять качеств (Л.Б. Филонов) или соотнесенных качеств (в модификации Н.А. Ананьевой), конверт (Л.Б. Филонов). С их помощью доказано, что качества могут: определяться (называться, констатироваться); наделяться (каузальная атрибуция - им наделяют людей в их отсутствие); выделяться (подчеркиваться как наиболее значимое, главное из Целого комплекса).
При выборе человека результатом взаимодействия качеств может быть: идентичность (сходство); комплементарность (дополнение); контрастность (несовместимость - явление полярных полюсов); эмерджентность (появление нового); синергия (объединение двух потенциалов в одном направлении) и т.д. наших исследованиях установлена также классификация ка-тв по семантико-функциональному критерию: этические; эмоциональные; энергетические; коммуникативные; регуляторные; инструментальные.
В этическую группу качеств мы включаем те, которые обозначают общепринятые, стандартные требования. Эти качества связаны с решением этических ситуаций и с выбором целесообразного или нецелесообразного с точки зрения нравственности и обычаев поведения. Все этические качества связаны либо с резко обозначенными в обществе санкциями одобрения (поощрения), либо с санкцией неодобрения (наказания). В то же время они отражают общую целесообразность наиболее значимого и оптимального поведения для всех людей в «антропологическом коммуникативном поле» (доброта, зло, жестокость, эгоизм, порядочность, честность).
Под эмоциональными качествами мы подразумеваем те, которые связаны с динамикой поведения, с тратой энергии (активность, бодрость, работоспособность, энергичность, утомляемость, истощаемость). Они всегда связаны с переживаниями «эмоциональной окраски» - всего того, что в данный момент соотнесено с эмоцией. Под коммуникативными качествами мы понимаем те, которые обеспечивают исполнение планов и программ (регулируемость, нерегулируемость, неупорядоченность). К инструментальному типу качеств мы относим те, которые опосредуют в качестве инструмента исполнительную деятельность (решительность, настойчивость, воля, смелость, нерешительность, слабоволие). Более общая классификация качеств представляется в виде социально одобряемых (доброта, честность, дружелюбие), социально неодобряемых (зло, жестокость) и нейтральных (типичный, как все, тихий, незаметный) качеств.
Внутри каждого типа качеств выделяются специфические блоки. Более того, исследования и опросы испытуемых показали, что качества могут быть инвариантными (поливариантными), т.е. одно и то же качество может входить в разные типы, группы, блоки (ср. медицинское: «каждый симптом может входить в разные синдромы»).
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.