Качество медицинской помощи

Найдено 1 определение
Качество медицинской помощи
совокупность показателей, характеризующих медицинские технологии и результаты их выполнения, в конкретном медицинском учреждении определенного врача и отдельному больному. Уровень качества медицинской помощи зависит от степени соответствия фактически выполненной технологии оказания медицинской помощи и ее результатов эталонным требованиям с учетом доступности, адекватности, экономичности, научного и материально‑технического потенциала производителей медицинских услуг.
Качество медицинской помощи включает в себя и такое понятие, как эффективность медицинской помощи, т. е. достижение положительного результата – качественного улучшения здоровья пациента или спасения его жизни.
Существуют различные методики оценки качества выполнения медицинских услуг на основании утвержденных критериев. См. Стандарты медицинской помощи.
Качественная медицинская помощь исключает негативные последствия: – затрудняющие стабилизацию или увеличивающие риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающие риск возникновения нового патологического процесса;
– приводящие к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения;
– вызывающие неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинским учреждением.
Уровень качества медицинской помощи должен отражать степень соответствия фактически выполненной технологии оказания медицинской помощи и ее результатов эталонным требованиям с учетом доступности, адекватности, экономичности, научного и материально‑технического потенциала производителей медицинских услуг.
Устанавливаются медико‑технологические стандарты – унифицированные эталоны медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требования к результатам по конкретным нозологическим формам (заболеваний, травм, состояний) с учетом степени сложности оказания медицинской помощи и экономических нормативов.
Контроль качества медицинской помощи и оценка деятельности учреждений здравоохранения осуществляется в интересах пациента.
Объектами контроля являются учреждения здравоохранения всех форм собственности, лица, занимающиеся частной медицинской практикой.
Контроль качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с Положением о системе управления качеством медицинской помощи, утверждаемым органом управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. См. Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 333 «Об организации медицинской помощи населению Тюменской области».
Различают ведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи.
1. Ведомственный контроль. Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально‑технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.
Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно‑диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов.
Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:
– оценку состояния и использования кадровых и материально‑технических ресурсов лечебно‑профилактического учреждения;
– экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
– изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;
– расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
– выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
– подготовку рекомендаций для руководителей лечебно‑профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
– выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных коррегирующих воздействий;
– контроль за реализацией управленческих решений.
А. Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно‑профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, клинико‑экспертными комиссиями и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники вузов, научных центров, НИИ и других учреждений на договорной основе.
Б. На уровне лечебно‑профилактических учреждений в соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от 13.01.95 г. № 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности» экспертиза качества медицинской помощи является функцией:
– заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы);
– заместителей руководителя учреждения по клинико‑экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно‑поликлинической помощи (вторая ступень экспертизы);
– клинико‑экспертных комиссий учреждения (третья ступень экспертизы). Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным в данном подразделении случаям. Экспертиза, как правило, проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и др.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.
Экспертному контролю обязательно подлежат случаи:
– летальных исходов;
– внутрибольничного инфицирования и осложнений;
– первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
– повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;
– заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);
См. Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (утв. Минздравом РФ и Фондом социального страхования РФ от 21 августа 2000 г.).
– случаи с расхождением диагнозов;
– сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.
Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом «случайной» выборки.
Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами (см. подробнее Стандарты медицинской помощи), которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней.
2. Вневедомственный контроль. Под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в государственную систему здравоохранения, в пределах своей компетенции.
Вневедомственный контроль над деятельностью учреждений здравоохранения, а также физических лиц осуществляют:
– лицензионно‑аккредитационные комиссии;
– страховые медицинские организации;
– территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) (в случае выполнения ими функций страховщика);
– страхователи;
– исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
– профессиональные медицинские ассоциации;
– общества (ассоциации) защиты прав потребителей.
Основной задачей субъектов вневедомственного контроля качества медицинской помощи является организация в пределах своей компетенции медицинской и медико‑экономической экспертизы с целью обеспечения права граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества и проверки эффективности использования ресурсов здравоохранения, а также финансовых средств ОМС и социального страхования.
Вневедомственный контроль качества осуществляется по следующим направлениям:
– анализ результатов оказания медицинской помощи населению;
– подготовка рекомендаций по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи и контроль за их выполнением;
– изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;
– проверка выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;
– проверка выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком;
– соблюдение Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан;
– оценка возможностей учреждения здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;
– оценка правильности применения тарифов и соответствие предъявленных к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи;
– другие виды контроля, осуществляемые субъектами в пределах своей компетенции.
См. Приказ Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 24 октября 1996 г. № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации». Этим же приказом утверждены:
Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
Положение о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в Российской Федерации.
См. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499‑I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Не следует сбрасывать со счетов и один из самых важных факторов оценки качества медицинской помощи. Это – объективная оценка качества со стороны потребителя (пациента).

Источник: Словарь терминов и понятий по медицинскому праву.