Семейное воспитание
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Семейное воспитание
Целенаправленное воздействие со стороны родителей или других членов семьи (братьев, сестер, бабушек и дедушек) на личность ребенка с целью передачи в трансформированной форме общественных норм и требований. С. в. является важным условием развития личности ребенка, так как семья генетически является первой и в течение многих лет жизни особо интенсивно воздействующей социальной группой. См. Семейные отношения.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЕ
одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные педагогические воздействия родителей с объективным повседневным влиянием семейного быта. Семья оказывает воспитательное воздействие на ребенка с первого дня его рождения. Способы ухода и кормления, общий режим, характер общения матери с младенцем – все это формирует у ребенка первоначальные привычки, от к–рых в большой степени зависит и его дальнейшее поведение. Воспитателями ребенка наряду с матерью являются все члены семьи независимо от того, осознают они это или нет. Поведение каждого из них привлекает внимание ребенка и влияет на его развитие. Основа В.с. – повседневное общение. Прекращение общения, как форма наказания, не должно быть длительным, не должно вызывать отчуждения ребенка. Если не восстановлено общение, В.с. приобретает негативный характер.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Семейное воспитание
воздействие на развивающуюся личность ребенка со стороны семьи как некоего единого целого, включающего и его самого. Играет значительную роль в формировании личности, сознания и может быть в первую очередь бессознательной сферы ребенка в виде усвоения им основных и наиболее прочных программ переработки социальной информации и социального поведения, так как это воздействие осуществляется в первые и наиболее восприимчивые годы его жизни. Это воздействие начинается, повидимому, еще до рождения ребенка, так уже в фетальном периоде дородового развития появляются отчетливые признаки функционирования его психики и, вероятно, устанавливается первичная психологическая связь между им и его матерью. Семья является также важнейшим проводником влияния на формирующуюся личность со стороны государства, общества, культуры и традиций. Отсюда вытекает понимание того, насколько важными являются государственная политика семьи и семейного воспитания или к каким трагическим последствиям может привести отсутствие такой политики. Кроме того, на формирование личности ребенка может влиять наличие в семье психиатрического пациента, если последнему свойственны серьезные психические расстройства и нарушения поведения, которые могут существенно деформировать семейные отношения. С другой стороны, семья сама изменяется под влиянием ребенка, его поведения, психиатрической патологии, других болезней.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012