Павлова учение
Павлова учение
(Павлов И. П.). Учение, согласно которому приспособление организма к изменяющимся внешним и внутренним условиям осуществляется преимущественно посредством образования условных рефлексов. Направление физиологии, изучающее психические процессы с детерминистских материалистических позиций. В психиатрии особое значение имеют научные разработки об обеих сигнальных системах, о динамической локализации психических функций, о взаимоотношении между двумя основными нервными процессами (возбуждения и торможения), о гипнотических фазных состояниях коры головного мозга и исследования экспериментальных неврозов. Учение Павлова сыграло существенную роль в изучении патофизиологических механизмов кататонических симптомов, бреда, маниакальных и депрессивных состояний, истерии, невроза навязчивых состояний, паранойи и других психопатологических состояний. Его объяснение сна как разлитого торможения с защитным по отношению к деятельности ЦНС значением послужило основой при разработке методов лечения физических и психических заболеваний с помощью сна (см. Терапия сном), психотерапии и особенно химиотерапии.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003