Когнитивные стили учения это что такое Когнитивные стили учения: определение — Психология.НЭС
Когнитивные способности в общении: формирование Когнитивные структуры

Когнитивные стили учения

Найдено 1 определение:

Когнитивные стили учения

cognitive learning styles) Поскольку К. с. является конструктом, репрезентирующим область наблюдаемого поведения, имеют место несоответствия в выборе конкретных образцов поведения, к-рые независимые исследователи включают в исслед. К. с. и его описание. Этими исследователями были разработаны измерительные инструменты, выявляющие специфическое поведение с целью анализа К. с. индивидуума. Следует проводить четкое различие между К. с. и способностью или достижением. Зачастую их рассматривают как сходные понятия или по крайней мере связанные друг с другом; это ошибочное представление приводит к известной путанице в отношении К. с. К. с. адресуется к поведению и предпочтению; он не содержит в себе ценностной смысловой нагрузки, т. е. не оценивается как хороший или плохой. К. с. касается скорее качественных, нежели количественных различий по ряду измерений. К. с. индивидуума определяется на основе того, как он принимает во внимание свое окружение, ищет смысл и приобретает знание. В дополнение к определению способов овладения учебными задачами карта когнитивного стиля (cognitive style тар) может ориентировать индивидуума в направлении реалистических карьерных целей. Диагностические рекомендации могут использоваться для восполнения имеющихся дефицитов путем разраб. индивидуализированной образовательной программы, позволяющей учитывать сильные и слабые стороны индивидуума. См. также Подходы к обучению, Когнитивная сложность Н. Э. Хейни
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Когнитивные стили учения — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Когнитивные стили у больных шизофренией

Коробова Е.Л.
В статье приводятся данные экспериментального исследования, посвященного когнитивно-стилевой сфере больных шизофренией. Рассмотрены когнитивные стили как индивидуальные особенности, репрезентирующие метакогнитивный опыт субъекта. На материале сравнительного анализа показателей четырех когнитивных стилей полезависимости/поленезависимости, импульсивности/рефлективности, ригидного/гибкого познавательного контроля и узкого/широкого диапазона эквивалентности выявляются особенности когнитивных стилей у больных шизофренией.
Скачать PDF

Когнитивные стили: функциональный подход

Беловол Е.В.
Статья посвящена уточнению представлений о роли и месте когнитивных стилей в структуре индивидуальности. На основе теоретических воззрений и результатов целой серии эмпирических и экспериментальных исследований предлагается функционально-структурная модель когнитивных стилей. Приведены эмпирические данные, подтверждающие правомерность предлагаемой модели.
Скачать PDF

Когнитивные стили, мотивация достижения успехов, темперамент: взаимосвязи и тендерные различия

Семяшкин Андрей Андреевич
В статье описаны и проанализированы соотношения, существующие между когнитивной артикулированностью, понятийной дифференцированностью, формально-динамическими характеристиками индивидуальности и мотивационной сферой. Эмпирически установлено влияние гендера на количественную и качественную структуру взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом и мотивацией достижения. Обсуждаются гипотетические причины и психологические механизмы, определяющие корреляции параметров когнитивных стилей, свойств темперамента и выраженности мотивации достижения у мужчин и женщин.
Скачать PDF

Когнитивные стили при склонности к расстройствам пищевого поведения

Сагалакова Ольга Анатольевна, Труевцев Дмитрий Владимирович
Статья посвящена типологии когнитивных стилей при склонностях к расстройствам пищевого поведения. Проанализированы основные компоненты когнитивных стилей: психическая ригидность и самофокусировка внимания, социальная тревожность и склонность к личностным аномалиям, когнитивные искажения, особенности психической деятельности (произвольность, мотивационно-целевая структура деятельности, уровень обобщения, уровень притязания и самооценка, целеполагание).
Скачать PDF

Когнитивные стили и импульсивность у геймеров с разным уровнем игровой активности и предпочитаемым т

Богачева Наталия Вадимовна, Войскунский Александр Евгеньевич
Современные киберпсихологические исследования геймеров показывают тесную связь их когнитивных и личностных особенностей с глобальными когнитивными параметрами: функциями когнитивного контроля и когнитивными стилями, которые, в свою очередь, согласно гипотезе М.А. Холодной, связаны с непроизвольным интеллектуальным контролем. Исследование, проведенное на взрослых испытуемых (средний возраст – 24 ± 5 лет) с разным уровнем компьютерной игровой активности и предпочитающих разные типы (онлайн или оффлайн) игр, выявило различия в когнитивно-стилевой специфике геймеров и контрольной группы. При этом когнитивно-стилевая специфика (а именно высокая рефлективность и поленезависимость) более характерна для оффлайн-геймеров, высокая склонность к риску – для онлайн-геймеров. Полученный результат показывает неоднородность компьютерной игровой деятельности и подтверждает перспективность разделения компьютерных игр на эти два типа. Уровень компьютерной игровой активности также связан с определенной когнитивно-стилевой и личностной спецификой. Наиболее активные геймеры характеризуются наиболее выраженной поленезависимостью, гибким познавательным контролем и высокими показателями склонности к риску, в то время как менее активные геймеры — рефлективным когнитивным стилем.
Скачать PDF

Когнитивные стили: современные аспекты исследований

Мамедова Лариса Викторовна, Гудков Юрий Эдуардович, Сергиевич Александр Александрович, Хороших Павел Павлович
В статье рассматриваются основные исследования, посвященные проблеме когнитивных стилей. Авторы статьи отмечают, что существуют основные противоречия в изучении когнитивных стилей, которые рассматриваются большинством ученых без учета всего их диапазона. Такой избирательный подход ведет к размытию истинных результатов исследований и становится причиной появления существенных противоречий в работах различных авторов. В статье поднимается вопрос об использовании различного методологического материала, поэтому результаты исследований, направленные на изучение одной и той же области, не коррелируют друг с другом. В итоге авторы статьи выдвигают мнение, что только комплексное изучение когнитивных стилей может стать основой действительно глубокого и целостного изучения и понимания данной области психологической науки.
Скачать PDF

Когнитивные стили: дискуссионные вопросы и проблемы изучения

Волкова Наталия Никитична, Гусев Алексей Николаевич
Представлено обзорно-аналитическое исследование развития представлений о когнитивных стилях (КС). Обсуждаются вопросы актуальности, перспективности, теоретической и практической значимости их исследования. Анализируются причины угасания интереса исследователей к изучению данной области, связанные с проблемами теории, методологии, измерения и практического использования КС. Указывается на отсутствие строгого определения данного конструкта и адекватной ему теоретико-методологической базы, а также выраженное преобладание эмпирики над теорией, состоящее в неравноценном соотношении эмпирических и обобщающих их теоретико-методологических работ. Подробно анализируются пути решения выделенных проблем, предложенные исследовательские программы и перспективные направления будущих исследований. Рассматриваются вопросы соотношения КС с другими психологическими конструктами способностями и когнитивными стратегиями. Обосновывается необходимость систематизации и упорядочивания большого числа известных КС в рамках разработки интегративных моделей. Поднимаются также дискуссионные вопросы о стабильности КС во времени, их ценностной нагруженности (востребованности) в связи с обеспечением продуктивности познавательной деятельности. Приводится авторский взгляд на КС как на психологическое средство решения субъектом познавательных задач в конкретных условиях в соответствии с имеющимися когнитивными ресурсами. Предполагается, что проблематика КС позволяет ответить на вопрос о природе индивидуальных различий, прояснить психологические механизмы взаимодействия личности со средой, а также выступить основой для интеграции исследований в областях психологии личности и когнитивной психологии.
Скачать PDF

Когнитивные стили рекламозависимого поведения потребителей

Колышкина Татьяна Борисовна, Маркова Елена Владимировна
Рекламозависимость как один из вариантов психологической аддикции имеет определенные субъектные детерминанты. В статье представлены результаты исследования, направленного на определение когнитивно-стилевой специфики рекламозависимых потребителей. В качестве когнитивных стилей, определяющих склонность к рекламозависимости, рассматриваются импульсивность/рефлексивность, ригидность/гибкость познавательного контроля; полезависимость/поленезависимость. Наличие у человека высокого уровня полезависимости, высокого уровня ригидности и высокого уровня импульсивности позволяет предположить, что он относится к группе риска с точки зрения формирования рекламозависимости.
Скачать PDF

Когнитивные стили: история вопроса и новые проблемы

Карпова Елена Викторовна, Яблокова Аида Вячеславовна
В статье охарактеризованы современное состояние и логика развития проблемы когнитивных стилей. Дан анализ особенностей развития теоретических представлений о когнитивных стилях в зарубежной психологии. Рассмотрено становление понятия «когнитивный стиль», различные подходы к его содержанию и сущности. Основными теоретическими источниками стилевого подхода в интеллектуальной деятельности явились теория психологической дифференциации Г. Уиткина, теория когнитивных контролей Дж. Клейна, Р. Гарднера, Ф. Хольцмана и др., теории когнитивного темпа Дж. Кагана, теория индивидуальных понятийных систем О. Харви, Д. Ханта и Х. Шредера, теория личностных конструктов Дж. Келли. Рассмотрены особенности развития когнитивно-стилевого направления в отечественной психологии. Методологической основой изучения стилей человека явились элементы деятельностной парадигмы А. Н. Леонтьева, концепция интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, типологический подход к анализу свойств нервной системы Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына. Сформулированы основные теоретические проблемы когнитивно-стилевой парадигмы на современном этапе (экспансия стилевого подхода на многие области психологического исследования; проблема, связанная с биполярной трактовкой стилей; генетический аспект проблемы). Обосновывается необходимость решения вопроса, когда именно возникают когнитивно-стилевые различия в общем онтогенетическом развитии человека.
Скачать PDF

Стили поведения и показатели агрессивности в межличностных взаимоотношениях курсантов высших военных

Фомишин А.М.
Статья посвящена проблеме межличностных взаимоотношений между курсантами высших военных учебных заведений и представляет интерес для офицеров и всех тех, кто связан с воспитанием личного состава.
Скачать PDF

Психофизиологическая проблема и учение И.П. Павлова о «слитии» субъективного с объективным (из неопу

Дерябин В.С.
Викторин Сергеевич Дерябин ученик и продолжатель дела И.П. Павлова. Психофизиологическая проблема давно интересовала его не только как физиолога и психиатра, но и в ее философском аспекте. Данная статья написана В.С. Дерябиным в 1949 г. в связи со 100-летием со дня рождения И.П. Павлова, но не была опубликована. В последнее время актуальность изучения психофизиологической проблемы значительно возросла в связи с появлением ряда нетрадиционных методов лечения соматических заболеваний (различные виды психотерапии, экстрасенсорные, биоэнергетические воздействия и др.). Нейрофизиологические механизмы указанных методов недостаточно изучены. В связи с этим возрастает значение методологических аспектов статьи В.С. Дерябина. В ней освещено развитие взглядов И.П. Павлова на психофизиологическую проблему и формирование его представлений о «слитии» субъективного с объективным. Автор последовательно показывает, как при «слитии» сопоставление первичного, непосредственного восприятия мира с результатами научного познания субъективно произвольные, недетерминированные, прерывистые, непространственные психические явления оказываются в своей материальной основе строго детерминированными, непрерывными реакциями, протекающими не только во времени, но и в пространстве. (Д-р мед. наук О.Н. Забродин)
Скачать PDF

Генезис и определение категории «Познавательные стили» в учебной деятельности

Писаренко В.И.
Скачать PDF