Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гегель Георг Вильгельм Фридрих | Hegel, George Fridrich (1770- 1831)
Гегель считал первоосновой всего разум (reason), а не опыт. Современные понятия самосознания, самоактуализации, роста сознания и обращения к себе - все это прямые следствия неогегельянского идеализма.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
1770-1831) Немецкий философ. Основные работы: «Философия духа», «Система нравственности», «Философская пропедевтика», «Энциклопедия философских наук» и др. Отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества. Стремился к формированию образованного гражданина как свободного члена общества. Противостоял элитарным концепциям образования. Развивал системный и исторический подход к проблемам воспитания и обучения. Цель воспитания, по нему, «сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей». Воспитание считал обязанностью государства и семьи, с которой все начинается. Она призвана создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность, по его мысли, должна быть укоренена в ребенке как чувство. Предполагал участие церкви в образовании и воспитании детей, т.к. религия дает в форме чувственных и сверхчувственных образов целостное миросозерцание. Образование для Гегеля имело большое социально -философское значение, он считал, что человек осуществляет «самопорождение» в процессе собственной деятельности. Учитель должен выполнять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием. Важнейшим воспитательным учреждением считал гимназию. Значительное место в образовании, по его мысли, должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логику, философию природы и философию духа.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

1770-1831) - немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе теорию диалектики, обращавшийся к проблемам этнической психологии, особенно в его главной работе "Философия духа" (1807). Национальная психология интересовала Г. в связи с тем, что она отражает в себе историю развития этноса. В целом понимание им национального характера было очень противоречиво, хотя в его рассуждениях по этому поводу можно найти много плодотвор-ных идей и суждений. Например, уделял серьезное внимание роли географической среды в формировании национальной психики, подчеркивал, что последняя консервативна и почти неизменна. Г. в то же время выступал против отождествления понятий национального характера и темперамента, ут-верждая, что они различны по своему содержанию. Если национальный характер имеет всеобщее проявление, то темперамент - особенность отдельного индивидуума. Г. как объективный идеалист считал творцом исторического процесса мировой дух и в связи с этим интересно рассматривал соотношение характера народного духа и мирового духа. В сознании некоторых народов, по его мнению, воплощается мировой дух, и он выражает сущность эпохи, поэтому всю историю можно разделить на четыре периода: восточный, греческий, римский и германский. В этом суждении присутствует существенное противоречие. С одной стороны, Г. подходит к национальному характеру как социальному явлению, имеющему свою детерминацию, часто социокультурную, природную, географическую. С другой - национальный характер выступает у него как абсолютный дух, который оторван от объективной основы жизни народа, отдельного этноса. Дух народа, по Г., имеет некоторую определенность как ступень развития мирового духа; выполняет определенные функции, создавая из себя наличный мир, свои культуры, религии, обычаи, определяя государственное устройство, законы и поведение людей, их судьбу и историю. Гегель, кроме того, исследовал характеры европейских народов, отмечая не только их разнообразие, но и определенное сходство. Раскрывая черты национального характера англичан, Г. подчеркивает их способность к интеллектуальному восприятию мира, склонность к консерватизму, приверженность к традициям По его мнению, итальянский и испанский характеры близки друг другу, их основной чертой является индивидуализм. Однако черты индивидуализма у итальянцев проявляются ограниченно, тогда как у испанцев они носят форму всеобщности и проникнуты рефлексией. Основными чертами национального характера немцев Г. считал глубину мысли, рассудительность, выдержку, определяющие их успех во всех сферах деятельности.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
188.75 кб

«Феноменология духа» Георга Вильгельма Фридриха Гегеля: двести лет спустя

Горохов П. А.
В статье рассматриваются основные идеи первого крупного гегелевского труда, сыгравшего огромную роль как в складывании философской системы самого Гегеля, так и в развитии всей мировой философской мысли.
Читать PDF
406.33 кб

Педагогические идеи в философском наследии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

Аксенова Эльвира Айсеновна
В статье рассматривается понятие «образование» в немецкой классической философии. Оно, по Гегелю, широко применяется в исследовании природы, общества и культуры с их многообразием и формами.