Декарт Рене
Соч.:Сочинения: В 2 т. М., 1989—1994. См. аффект, воля, дуализм, идеи врожденные, идеи приобретенные, механицизм, мышление, психофизическая проблема, рефлекс, рефлексия, сознание, страсти.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Descartes, 1596-1650) -фр. философ и естествоиспытатель, сыгравший существенную роль в превращении психологии из умозрительной философской науки в эмпирическую науку о явлениях сознания. Используя метод "универсального сомнения" и отвергая все то, в чем мы можем хоть раз усомниться, как "точку отсчета" для построения философии нового типа, Д. пришел к выводу, что наиболее достоверным и несомненным для каждого человека является существование его собственного мышления (под "мышлением" Д. понимает любую осознаваемую субъектом психическую деятельность): "Я мыслю, следовательно, существую". Все остальное мы воспринимаем через "призму" нашего сознания. Тем самым, Д. стал родоначальником рационализма в новой философии и интроспективной психологии. Д. впервые в истории психологии дал критерий отличия психических процессов от непсихических (осознаваемость), что было шагом вперед по сравнению с анализом древними философами различных "функций души" (под которыми понимались и сугубо физиологические процессы питания, дыхания и т. п.), но одновременно сузил все психические процессы до осознаваемых и на этом основании отрицал наличие души у животных, рассматривая их как "рефлекторные автоматы". Вместе с тем разработанное им понятие рефлекса сыграло чрезвычайную роль в последующем материалистическом истолковании поведения живых организмов.
Поставленную им же самим психофизическую проблему Д. решал в духе психофизического взаимодействия (см. Дуализм, Интеракционизм): духовная субстанция (душа) имеет свои атрибуты и проявления (главный из которых - мышление), а телесная субстанция (тело, природа) - свои (главный атрибут - протяжение), при этом обе субстанции абсолютно противоположны друг другу и могут лишь фактически соединиться в человеке с помощью 3-й (божественной) субстанции. Основная психологическая работа Д. "Страсти души" подробно описывает механизмы такого взаимодействия на примере различных человеческих чувств. В учении о страстях Д. был сторонником рационализма и считал возможным "борьбу" с нежелательными страстями путем разума. Л. С. Выготский обстоятельно проанализировал учение Д. о страстях, сделав вывод об идейной близости этого учения к периферической теории эмоций (см. Джемса-Ланге теория эмоций). См. также Картезианцы. (Е. Е. Соколова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
(1596-1650) -французский философ, математик и естествоиспытатель. Д. называют отцом новой философии, т.к. он является основателем современного рационализма. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш, в которой ознакомился с образом мышления схоластики и духовным богатством гуманизма. После этого долго путешествовал по Европе, а с 1629 по 1649 г. жил в Голландии, где были созданы его основные сочинения: Правила для руководства ума (1628—1629), Рассуждение о методе (1637), Метафизические размышления о первой философии (1641), Начала философии (1644), Страсти души (1649) и др. За год до смерти по приглашению королевы Христины переехал в Стокгольм. В своих трудах Д. заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Первая получила наиболее последовательное воплощение в понимании рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение; в учении о страстях души как психических состояниях, испытываемых телесным органом души (каковым Д. считал одну из желез головного мозга —-эпифиз). Рефлексы и страсти души, по Д., представляют телесную материальную субстанцию, подчиненную тем же законам, что и вся физическая природа. Кроме того, Д. выделял особую, нематериальную и непротяженную, субстанцию — сознание — прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Это дуалистическое воззрение на душу, которая только мыслит, и тело, которое только движется, сыграло решающую роль в преодолении господствовавшей в прежние века трактовки организма как вещи, управляемой особой сущностью — душой. Согласно Д., тело и душа находятся во взаимодействии, которое обеспечивается третьей субстанцией — Богом. При воздействии внешних объектов возникают впечатления о них (сенсорные образы и образы памяти), соединяющиеся путем образования ассоциаций, но не дающие истинного знания. Такое знание изначально заложено в душе в виде врожденных идей, примером которых могут служить не выводимые из опыта геометрические аксиомы. Такой же дуалистический подход отличал и объяснение Д. побудительных сил поведения. Наряду с рефлекторно возникающими эмоциональными состояниями, движущими машиной тела (Страсти души, 1649), выделялись чисто духовные чувства и бестелесные волевые импульсы. Их источником, по его мнению, служит субстанция сознания. Эти импульсы способны контролировать страсти, физиологической основой которых являются нервные, молекулярные процессы в организме. Д. считал, что сознание и воля локализованы только в организме человека. Организм животных он относил к разряду машин, работающих автоматически. Д. было экспериментально разработано учение о зрительном восприятии, построении сетчатого образа, роли в этом процессе деятельности глазных мышц (Диоптрика, 1637). Под влиянием Д. развивалась вся психология нового времени, воспринявшая, с одной стороны, его учение о сознании как непосредственном знании души о самой себе, с другой — его учение о рефлексе как закономерном отражении внешних импульсов от мозга к мышцам. Наиболее полно система психофизиологических воззрений Д. изложена в трактате Человек (1662). М.Г. Ярошевский
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005