в отличие в философской трактовки этого термина в психологии это, как правило, совокупность идей, лежащих в основе какого-либо метода исследования, способа реализации или организации. Например, в этом смысле можно говорить об "идеологии деловой игры" или об "идеологии инновационной деятельности"
ИДЕОЛОГИЯ
ИДЕОЛОГИЯ
Источник: Енгалычев В.Ф. Псислэнг, или словарь профессионального жаргона психологов. 1997
ИДЕОЛОГИЯ
система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются отношения людей к действительности. Выражает интересы и формулирует цели определенных социальных групп. Термин «И.» употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания. Многовековой исторический опыт свидетельствует, что в социальных конфликтах, объектом которых являлась борьба за власть (революции, восстания и т. п.), И. выполняла и до сих пор выполняет роль мощного двигателя энергии основных действующих сил, позволяющей лидерам борющихся сторон многократно усиливать воюющий потенциал своих сил.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ИДЕОЛОГИЯ
устойчивая система моральных, политических, правовых, экономических, религиозных, философских и иных, относящихся к человеку и обществу в целом, взглядов и идей, характеризующих общество или его часть, например, определенную социальную группу. И. также включает ценности и цели жизни, религиозные и иные социальные установки. И. составляет основную часть социальной психологии людей, от нее зависит формирование и развитие частных психологических особенностей и поведения людей, разделяющих данную И. или находящихся под ее влиянием, в тех или иных социальных ситуациях, во время определенных социальных событий. См. группа социальная, психология социальная, установка социальная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Идеология
греч. idea - понятие, представление; logos - слово, понятие, учение) - 1. система идей, определяющих деятельность (научную, социальную, политическую, нравственную и др.); 2. нередко термин используется в негативном смысле, так, будто бы идеология только сковывает, дезориентирует людей, лишает их свободы выбора и она абсолютно никому не нужна. Это несколько тенденциозная точка зрения мыслителей, которые вместе с ненавистной им водой готовы выплеснуть из ванны столь же горячо любимого ими ребенка. Идеология как система идеальных ценностей (идеалов, желаемых прообразов будущего) существует в любом обществе, она пронизывает все его слои и группы, все сферы деятельности людей и затрагивает каждого человека, многократно преломляясь во всех них них порой самым неожиданным образом. В этой системе убеждений выражается не только то лучшее, что было или есть в данное время, в ней отражено самое главное, а именно то, что может или должно быть в наиболее развитом, высшем своем проявлении. Но главное, пожалуй, состоит в том, что именно в идеологии человек чаще проявляет лучшие свои качества и тем самым их сохраняет. Несмотря на то, что идеология, как указывает А.А. Зиновьев, не имеет научной основы и не подлежит научной оценке, она выполняет регулирующую поведение людей функцию, причем делает это более эффективно, нежели все законы и нравственные нормы вместе взятые. Нормы морали и права консервативны, они налагают различные запреты, предполагают какие-то санкции, но эти нормы не указывают направления движения, не обладают мотивационной силой, не придают ощущения смысла тому, что человек делает и без чего он ничего созидательного делать никогда не станет. Психиатрии, как и медицине в целом, свойственны собственные аспекты идеологии. Перечень образующих ее идей прямо обычно не формулируется, как это делал в своих заповедях Гиппократ, они выглядели бы не менее наивно и двусмысленно, но в любом учебнике или руководстве по психиатрии ее идеологемам всегда отводится достойное их значению место. Без адекватной, пусть и имплицитной идеологии тяжелая сама по себе работа врача-психиатра превратилась бы в настоящий кошмар, поистине каторжный труд по принуждению, а не по собственной доброй воле и уж тем более по призванию; 3. всеобъемлющее знание, способное разрушать предрассудки и реформировать общество (А..Д. де Траси); 4. в теории К.Маркса и Ф.Энгельса - картина мира и общества с точки зрения правящего класса; 5. система идей и взглядов (политических, правовых, религиозных и т.д.), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012