МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
WELTANSCHAUUNG) (Нем.) Взгляд на мир; концепция действительности; философия жизни.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Weltanschauung) - философский взгляд на мир и человека как на единое целостное явление. Юнг довольно часто использовал данный термин в своих работах.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
совокупность принципов, взглядов и убеждений, которых придерживается человек, и определяющих направленность его деятельности, отношение к действительности и другим сторонам жизни.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Мировоззрение
система устойчивых взглядов Человека на то, что происходит в мире вокруг него. В зависимости от того, какую область знаний оно представляет, мировоззрение может быть научным, житейским, философским, религиозным.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место (З. Фрейд).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

Мировоззрение
представление о мире, система взглядов на отношение человека к окружающей действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Нравственное М. - система нравственных убеждений, определяющих побуждения личности.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

мировоззрение
Всеобъемлющие взгляды людей или представления культуры в отношении их происхождения, природы окружающего мира, их целей и смысла жизни (т.е. зачем они существуют); источник человеческих ценностей, усилий, нравов, идеалов, запретов и жизненных предписаний. См. также: анимизм; фатализм; ограниченные блага; знахарство, колдовство; Инь-Ян; йога.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Мировоззрение
(от рус. мир - свет, вселенная). Система взглядов, представлений, идей, знаний о природе, обществе и человеке. Источник происхождения того или иного мировоззрения следует искать в условиях материальной и духовной жизни общества. Выражая общий взгляд о мире и его закономерностях, мировоззрение тем самым обусловливает и отношение людей ко всему окружающему их. М. претерпевает существенные изменения при многих психических расстройствах.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
устойчивая система взглядов и отношений человека к тому, что происходит в окружающем его мире. М. включает цели и ценности жизни, социальные установки и убеждения человека. М. делится на виды в зависимости от того, какую систему взглядов человека оно в действительности представляет. М. может быть научным, житейским, философским, экономическим, правовым, религиозным и т. д. М. образует для данного человека общую картину окружающего его мира, которой он руководствуется, принимая те или иные жизненно важные решения и совершая те или иные социально значимые поступки. – См. цель, ценности, установка социальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
(индивидуальное) — одна из форм направленности личности как система ее взглядов на себя и свое место в мире и обусловленных ими убеждений, идеалов, принципов, ценностных ориентаций — жизненной позиции личности. М. может быть научным или опираться только на здравый смыслу быть революционным или реакционным. Последовательное научное революционное М.— это марксизм-ленинизм.
В психологической структуре М. обычно выделяют следующие компоненты, мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мирооценка, мироотношение. Первые три компонента обобщаются в миросозерцании, последние три—подготовляют переход М. в убеждение.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Мировоззрение
общая картина мира, предствленная в сознании индивида. Ее образуют некие общие идеи, взгляды человека на разные конкретные вопросы, на свое место в обществе и мире, его идеалы, ориентации, ценности существования, на жизнь, болезни и смерть, науку и религию, на его поведение. Эта интегрирующая структура может играть, повидимому, немаловажную роль и в том, насколько устойчивым является человек по отношению к психическому расстройству, как он относится к старости и близкому концу своей жизни, как он переживает сложные жизненные ситуации. О значении мировоззрения в проявлениях душевного заболевания, в реакции на него со стороны человека и вообще в плане психопатологии практически ничего неизвестно.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним. М. – это система взглядов на мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающему, к самому себе. В качестве субъекта М. выступает социальная группа и личность. М. имеет огромный практический жизненный смысл: оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы. М. по своему содержанию и общественной значимости может быть научным или опираться только на здравый смысл, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. В психологической структуре М. обычно выделяют следующие компоненты: мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мирооценка, мироотношение, последние – подготовляют переход М. в убеждение.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Мировоззрение
система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры и философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Мировоззрение
Под мировоззрением мы также не склонны понимать какую-либо логическую, продуманную, оформленную и осознанную систему взглядов на мир и его важнейшие части. Мы склонны употребить это слово в синтетическом охватывающем смысле, соответствующем личности в плане субъективном. Мировоззрение – это то, что характеризует все поведение человека в целом в его культурной части по отношению к внешнему миру. В этом смысле у животного нет мировоззрения, и в этом же смысле нет его у ребенка в момент рождения. И в первые годы жизни, иногда вплоть до поры полового созревания, мировоззрение в собственном смысле этого слова отсутствует у ребенка. Часто скорее это миродействие. (31.1, 161) в дошкольном возрасте складывается у ребенка то, что можно было бы назвать первым абрисом детского мировоззрения. Здесь закладывается общее представление о мире, о природе, об обществе, о самом себе. дошкольник имеет некоторые элементы преемственных связей, перебрасывающих мост к развитому мировоззрению человека, закончившего детский период своего развития. (5.2, 130)

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы. Носитель М. – личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь его призму. М. имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные устремления, интересы, труд и быт людей. В классовом обществе, каковым является российский социум, оно носит классовый характер, отражая различное положение и условия жизни людей. По своему содержанию и направленности м. б. научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, прогрессивным или реакционным. Большую роль в формировании М. играет здравый смысл. В основе М. лежит определенная картина мира – целостный образ мира, его модель. Без наличия у конфликтолога материалистического, научного, прогрессивного М., в основе которого лежит современная картина мира, его успешная работа в области изучения и регулирования конфликтов вряд ли возможна.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это - отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения - идеалы как решающие жизненные цели. По содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным и т.д.
Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.
Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем.
Согласно З. Фрейду, мировоззрение - интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система представлений, идей, взглядов на окружающую действительность. М. – это своего рода интеграция опыта, знаний и самосознания в ценностную картину мира, которая обусловливает жизненную ориентацию человека, его отношение к действительности и самому себе. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы. М. действенно, если знания, представления, идеи, составляющие его основу, стали убеждениями. В отличие от знаний убеждение – это более сложное образование, представляющее собой устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых процессов. Ни интеллект, ни эмоции, ни воля и т. д., взятые в отдельности, не могут быть использованы для психологической характеристики М., в то же время интеллект, эмоции и воля, взятые в их взаимодействии, реализуемом в целостной личности, дают основание для такой характеристики. М. является одной из центральных целей учебно-воспитательного процесса. В ходе него необходимо обеспечить формирование научного М. у каждого учащегося, так как оно накладывает отпечаток на всю его психику и деятельность, на отношение к будущей профессии, учебе, коллективу. М. выступает наиболее сильным побудителем и высшим регулятором поведения и деятельности. Оно влияет на ценностную ориентацию людей и в значительной степени определяет направленность в целом, сказывается на характере и всем облике личности. По своей психологической структуре М. включает прежде всего мировоззренческие знания, представления, сложившиеся ранее убеждения и взгляды. Убеждения являются не только результатом воспитания, они вырастают из жизни, всего сложного взаимодействия человека со средой. Известный психолог А. Запорожец говорил, что не знания, а эмоции – ядро личности. Эмоции придают напряжение формирующимся образам и знаниям, что ускоряет развитие личности. Показателями уровня М. воинов может служить твердость, обобщенность и глубокая осознанность знаний, уверенность в их истинности, появление достаточно сильных эмоций и чувств при необходимости защитить свои взгляды и убеждения, активное отстаивание их в любых обстоятельствах, самостоятельность и умение применять знания, убеждения в жизни.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Мировоззрение
система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Основывается на философских, естественнонаучных, гуманитарных и технических знаниях. В основе М. конкретного индивида лежит понимание причинности в окружающем мире, и справедливости как связи его поступков и его благополучия. Формирование М. обусловлено закономерностями возрастного развития, условиями жизни, и уникальными личностными особенностями. Для детей характерна нерасчленённость сознания, когда мир рассматривается одновременно и как физический и как психический (детский анимизм). По мере включения индивида в новые социальные отношения М. приобретает черты объективности, независимости от условий.В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. М. есть отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально–политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую, научно–тео ретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, М. включает и принципы жизни, обуславливающие характер деятельности людей. Важнейший компонент М. — идеалы как решающие жизненные цели. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений. М. имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы. М. формируется как в результате обобщения естественно–научных, социально–исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. В любом продукте творческой деятельности выражается М. автора. Произведения искусства не только выражают существующее в данном социуме М., но и активно влияют на его динамику, предвосхищая реальный социальный опыт, формируя новые ценности и идеалы.
(Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Мировоззрение
калька нем. Welt +Аnschaung, «мир» + «взгляд, воззрение) - система знаний о мире, обществе, человеке и его месте в этом мире, о ценностях существования и смысле жизни, концепция действительности, философия существования. Функционирует преимущественно имплицитно, является, вероятно, важным элементом сверхсознания (Супер-Эго, по терминологии классического психоанализа). Расасматривается в качестве важного интегрирующего внутреннего фактора, в значительной степени определяющего направленность деятельности, структуру и прочность отношений индивида к различным явлениям, событиям и объектам действительности, включая отношение пациента к своему заболеванию и устойчивость к разрушительным тенденциям последнего. Нередко случается видеть пациентов с относительно мягко протекающей болезнью, если судить об этом по неглубокой, невротической или неврозоподобной симптоматике, с одной стороны, но при этом с быстро наступающей психической регрессией и инвалидизацией, с другой стороны. Вместе с тем встречаются пациенты с серьезной психопатологией и все же долгое время сохраняющие реалистические представления, трудоспособность и даже немалый креативный потенциал; история культуры чрезвычайно многим обязана таким пациентам, у которых серьезное психическое расстройство необъяснимым образом сочеталось с несокрушимой духовной мощью (И.Ньютон, Ф.Ницше, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и мн.др.). Распад мировоззрения (острые психозы, шизофрения, атрофические процессы) проявляется ощущением мировой катастрофы (бред мировой катастрофы, с ощущением того, что мир распадается, рушится или уже лежит в руинах), чувством утраты значения и смысла разных аспектов происходящего, искажениями смысла и значения воспоминаний прошлого и воспринимаемого в данный момент, а также растерянностью, неспособностью объединять впечатления в целостное представление себя и внешнего мира. Роль мировоззрения в симптомообразовании и влиянии психического расстройства на личность пациентов остается между тем практически неизученной. Впервые на значительную роль мировоззрения в психопатологии обратил внимание А.П.Чехов в рассказе «Скучная история» (1889). Приведем соответствующий фрагмент текста:»И сколько бы я ни думал и куда бы ни разбрасывались мои мысли, для меня было ясно, что в моих желаниях нет чего-то очень важного. В моем пристрастии к науке, в моем желании жить, в этом сиденье на чужой кровати и в стремлении познать самого себя, во всех мыслях, чувствах и понятиях, какие я составляю обо всем, нет чего-то общего, что связывало бы все это в одно целое. Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
231.86 кб

Мировоззрение студенческой молодежи и здоровье

Борисова М. Н.
Читать PDF
230.72 кб

Мировоззрение и представления об информационнопсихологической безопасности личности

Басанова Т. А., Непомнящий А. В.
Читать PDF
106.19 кб

Экологоориентированное мировоззрение личности как акмеологический феномен

Фокин Александр Иванович
В статье рассмотрены сущность, содержание и особенности экологоориентированного мировоззрения как акмеологического феномена, возможные пути его формирования и развития.
Читать PDF
822.58 кб

Гедонистическое мировоззрение в молодежной субкультуре как фактор, ведущий к потреблению наркотическ

Смирнов В. В.
Читать PDF
273.54 кб

Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества

Гагарин А. В.
В статье в психолого-педагогическом и акмеологическом планах определен результат реализации концепции устойчивого развития на современном этапе, рассмотрена необходимость изучения в данном контексте особенностей важнейших личностн
Читать PDF
833.18 кб

Информационное мировоззрение: понятие и уровни

Астахова Людмила Викторовна
На основе анализа научного наследия Ю. С.
Читать PDF
67.75 кб

Мировоззрение

Леонтьев Дмитрий Алексеевич
Читать PDF
268.31 кб

Мировоззрение «Золотого века» и его истоки

Воронцов Владимир Александрович
Читать PDF
210.09 кб

Мировоззрение

Пуленко Николай Иванович
Читать PDF
204.55 кб

2014.04.002. МНАЦАКАНЯН М.О. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР И ГЛОБАЛИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. - М.: АНКИЛ, 2013. - 389

Комар Ю.И.
Читать PDF
3.68 мб

Мировоззрение и игровая компьютерная зависимость: поиск взаимосвязи

Емельяненко Владимир Дмитриевич
Проблема взаимосвязи компьютерной игровой зависимости и характера развития духовного мира молодых людей приобрела несомненную актуальность в условиях быстрого развития информационного общества.
Читать PDF
1.46 мб

Мировоззрение лиц с наркотической зависимостью

Джабр Фади Мазен
В статье рассматриваются результаты исследования мировоззрения лиц с наркотической зависимостью по сравнению с людьми, не употребляющими наркотические средства.
Читать PDF
3.67 мб

Психологический анализ компонентов понятия "мировоззрение"

Хуторная Маргарита Леонидовна, Баркалова Евгения Владимировна
В статье сделаны выводы об интегрированном понятии мировоззрения. Авторы рассматривают ценностные ориентации или жизненный смысл как подструктуру мировоззрения, в которую, в свою очередь, включаются эмоции и чувства.
Читать PDF
0.00 байт

Элитоориентированное мировоззрение представителей различных типов элит

Карабущенко Наталья Борисовна
Рассматриваются сущность, составляющие и компоненты мировоззрения и элитоориентированного мировоззрения, дается определение последнего и характеризуются условия формирования элитоориентированного мировоззрения личности.
Читать PDF
2.61 мб

Мировоззрение как инструмент лечебного воздействия в "философской медицине"

В. О. Слесарев

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

    система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности военнослужащего.
  • Научное мировоззрение

    мировоззрение (см. Мировоззрение), опирающееся на научно установленное и объективное знание о мире.
  • Мировоззренческие чувства

    переживания, связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также переживания, связанные с формированием жизненной позиции, ценностных ориент