Эпистемология

Найдено 5 определений термина Эпистемология

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Эпистемология

от греч. episteme - знание) часть гносеологии, которая изучает происхождение и развитие научного знания.

Оцените определение:

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Отрасль философии, которая изучает происхождение, характер, методы и пределы человеческого знания.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Эпистемология

изучение того, как мы знаем о том, что мы знаем что-то. Теория познания.

Источник: Небольшой Словарик терминов НЛП, 2004 г

Эпистемология

Epistemology). Изучение того, как мы узнаем то, что становится нашими знаниями. НЛП как эпистемология.

Источник: Майкл Холл, Боб Боденхамер. 51 метапрограмма НЛП. Основные понятия, 2007 г

Эпистемология

греч. epistemologia – учение о познании) – раздел философии, изучающий происхождение, природу, характер, методы получения, применение и пределы человеческого знания. Синонимы: Гносеология, Теория познания.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 11

Эволюционная эпистемология и когнитивная психология сознания, или зачем человеку разум?

Агафонов А.Ю.
Построения когнитивной теории сознания необходимо ответить на вопрос: «Для чего необходимо осознание, если многие, а то и все психические операции могут производиться эффективно в "абсолютной темноте" бессознательной психической активности?» Показана тесная связь места сознания в физической реальности, в чем состоит объективная необходимость субъективных переживаний? Почему необходимо квалитативное знание. В качестве эвристик использованы основные положения эволюционной эпистемологии К. Поппера и концептуальный аппарат квантовой механики.
Скачать PDF

Онтологический и эпистемологический статус социальной психологии

Чернов Александр Юрьевич
Скачать PDF

Исследование когнитивных и эпистемологических ограничений развития компетентности студентов в иннова

Богданова Елена Леопольдовна, Богданова Ольга Евгеньевна
Обоснована актуальность разработки когнитивной проблематики инновационной практики отечественного образования; феномен компетентности осмысляется с позиций социального конструктивизма и антропоэпистемологии; эпистемологические «разрывы» в образовательном взаимодействии проиллюстрированы эмпирическими данными. Проанализированы результаты исследования имплицитных теорий интеллекта студентов томских вузов и содержательно конкретизированы эпистемологические и когнитивные ограничения развития компетентности как образовательного результата становящейся практики высшего образования.
Скачать PDF

Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический

Клочко Виталий Евгеньевич
Смысловая теория мышления О.К. Тихомирова рассматривается в статье как эпистемологический феномен, уникальность которого заключается в том, что в своем развитии теория смогла последовательно ассимилировать все три идеала рациональности, т.е. подняться от классического мышления к неклассическому, а от него к пост-неклассическому. Утверждается, что применение трансспективного анализа позволяет на примере становления конкретной теории объективировать источники, обусловливающие «парадигмальные сдвиги» в психологической науке, их сопряженность с объективными тенденциями развития научного познания. На конкретных примерах показано, каким образом теория вынужденно фальсифицирует себя, производя факты, объяснение которых предполагает необходимость выхода теории на новый уровень своей системной организации. Соответственно возрастает и уровень системности профессионально-психологического мышления.
Скачать PDF

Эпистемологические основания различения количественного и качественного подходов

Скачать PDF

Эпистемологические контексты психологического знания

Розин В.М.
В статье анализируется понимание в психологии представлений о сознании и бессознательном. Показывается, что наша психика и все ее составляющие, не исключая сознания, становятся и развиваются в контексте и под влиянием двух типов практик — социальных и практик себя. Именно под этим углом зрения рассматриваются дальше жизненный путь и творчество К. Юнга.
Скачать PDF

Сочетание врожденных программ и прижизненного опыта: эволюционно-эпистемологический подход

Бармина Елена Сергеевна
Статья посвящена вопросам научения животных, связи прижизненного опыта и врожденных программ. Автор описывает формы индивидуального научения: ассоциативные, неассоциативные и когнитивные. Подробно охарактеризованы виды каждой форм научения, такие как привыкание, сенситизация, импринтинг, латентное научение и другие. Вопрос научения рассматривается автором в рамках эволюционно-эпистемологического подхода. Предполагается, что изучение умственных способностей животных, механизмов научения позволит приблизиться к разгадке феномена человека.
Скачать PDF

Эпистемологические возможности трансспективного анализа

Черменская Галина Германовна
Определяются методологические проблемы психологии в контексте становления гуманитарной парадигмы и неклассического типа рациональности. Показано, что трансспектива есть специфический алгоритм целостного видения феномена Человека с выявлением имплицитных ценностно-смысловых измерений его постижения. Через понятия хронотопа и аттрактора обосновано трансспективное видение процесса самоорганизации современной психологии.
Скачать PDF

Возможности типологического подхода в исследовании эпистемологических стилей

Коржова Елена Юрьевна, Рудыхина Ольга Валерьевна
В статье раскрываются возможности типологического подхода в определении психологического содержания понятия «эпистемологический стиль». Приведено обоснование ценности субъектного подхода в изучении проблемы познавательных стилей и, в частности, в использовании типологии субъект-объектных ориентаций в исследовании содержательных компонентов эпистемологических стилей. В результате теоретического анализа выявлены сходные типологии личности, отражающие психологическую реальность, которую можно описать через понятие «эпистемологический стиль». Библиогр. 34 назв.
Скачать PDF

От социального познания - к эпистемологии общества (памяти Г. М. Андреевой)

Хорошилов Дмитрий Александрович
Статья представляет собой опыт прочтения научного и литературного наследия Г.М. Андреевой. В ней анализируется методология социального познания (social cognition) на протяжении полувека разрабатываемая ученой как инструмент анализа общества и характеризующих его социальных проблем. В контексте идей В. Тернера, З. Баумана и М.К. Мамардашвили определяется, что есть «социальность» познания, разворачиваемая в ракурсах ментализации, межличностного взаимодействия и массового сознания. На основе теоретических исследований Г.М. Андреевой доказывается смежность микропроцессов индивидуального конструирования знания и социальных макропроцессов в пространстве общения, диалога и дискурса. Трудность определения эпистемологического статуса группового, массового и общественного сознания рассматривается как следствие тенденции к антропоморфизации коллективного субъекта познания, которая оборачивается старой проблемой соотношения личности и общества в психологии «действия» и «структуры» в социологии. Последние их них разрешаются Г.М. Андреевой через гармоничное объединение разноликих идей когнитивной психологии, социального конструкционизма, отечественной культурно-деятельностной теории Л.С. Выготского А.Н. Леонтьева. Формулируются следующие характеристики социального познания как процесса конструирования образа социального мира: презумпция повседневности, активно-конструктивный характер, категориальность, дискурсивность, эмоциональность, критичность, перспектива клинического анализа социокультурных реалий. Исходя из сказанного, делается вывод об эвристичности идей научной школы Г.М. Андреевой в дискуссиях по проблемам гуманитарного знания, что позволяет говорить о новом статусе социальной психологии как эпистемологии современного общества и культуры.
Скачать PDF

Возможности выявления изменения эпистемологического статуса познавательных практик сквозь призму пси

Вознякевич Екатерина Евгеньевна
в статье изложены результаты анализа подходов к вопросу о связи психологических особенностей ученого и его оценок используемых им самим и его коллегами познавательных практик. На основании сравнения подходов исследователей в области психологии и социологии науки сделан вывод об относительной независимости этих переменных.the article presents the results of the analysis of approaches to the question of the relationship of psychological features of the scientist and his ratings of cognitive practices. A comparison of the approaches of researchers in psychology and sociology of science lead to conclusion that these variables are independent.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!