ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

Найдено 7 определений термина ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

направление в исследованиях мышления, разработанное Ж. Пиаже и его школой (-> школа Женевская). В центре внимания стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания (эпистемология - теория познания). Поставлена цель создать общую теорию развития познания, синтезирующую данные онтогенеза (экспериментально-психологического изучения интеллекта ребенка) и филогенеза (истории науки, общих теорий современной логики и математики). Параллели между этими двумя рядами усматривались в изменении характера отношений между субъектом и объектом операций умственных как у индивида, так и в ходе общей эволюции научных идей. На обоих уровнях прогресс выражается в преодолении эгоцентризма и феноменализма, в углублении рефлексии и построении логико-математических структур. Теория познания Пиаже представляет собой новый вариант концепции биогенетической. Как исторический, так и" онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, характерного невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие происходит и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной активности познавательной. Такая стратегия исследования была применена Пиаже, например, при генетическом анализе формирования физических понятий скорости и длительности, что позволило вывести их из отношений пространственного порядка. Эпистемология генетическая способствовала разработке проблемы отношений между логикой и психологией мышления, оказав большое влияние и на развитие концепции Пиаже. Однако ее исходный замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

(англ. genetic epistemology) - гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики - с др. Эпистемология (теория познания) предполагает "уже решенными проблемы логики", поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см. Биогенетический закон), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний - как исторически, так и генетически - имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании "общими координациями" (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.

Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей "ключевую позицию в системе наук" в том смысле, что др. науки хотя и "не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах", но овладение этими структурами "возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии" (см. Психологизм). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как "скорость" и "длительность времени", в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Генетическая эпистемология

термин Ж. Пиаже. - раздел гносеологии, включающий в себя изучение возникновения и развития научного знания. Поскольку генезис научного знания у истоков человеческого общества невозможно выявить, анализ возникновения и развития научных представлений осуществляется в экспериментах с детьми.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Генетическая эпистемология

Словообразование. Происходит от греч. genesis - происхождение и epistemоlоgia - теория познания.

Автор. Ж.Пиаже.

Категория. Вариант биогенетической концепции.

Специфика. В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Здесь сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики.

Исследования. Как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж.Пиаже при генетическом анализе формирования физических понятий "скорости" и "длительности", что позволило вывести их из отношений пространственного порядка.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Подход в психологии, который сосредоточивается на изучении развития знания. Само название обычно ассоциируется с ориентацией на развитие Швейцарского психолога Жана Пиаже. Согласно этой точке зрения: (а) знание развивается в смысле становления все более и более организованным и адаптированным к окружению; (б) этот процесс развития основывается не на внутренне заданных идеях и не на каком-либо простом автоматическом созревании, но скорее на активном конструировании со стороны индивида, и (в) это конструирование знания инициируется и осуществляется благодаря потребности преодолеть противоречия, вызванные функционированием в сложной, изменяющейся среде. См. Пиаже.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Эпистемология генетическая

греч. episteme — знание + logos — наука, учение; genetikos — относящийся к рождению, происхождению] — направление в исследованиях мышления, созданное Ж. Пиаже и его школой и поставившее целью разработать общую теорию развития познания, которая синтезировала бы данные онтогенеза (экспериментальнопсихологического изучения интеллекта ребенка) и филогенеза (истории науки). Параллели между этими двумя рядами усматриваются в том, что как у индивида, так и в ходе общей эволюции научных идей происходит изменение характера отношений между субъектом и объектом умственных операций. На обоих уровнях прогресс выражается в преодолении эгоцентризма и феноменализма, в углублении рефлексии и построении логико-математических структур. Согласно концепции Э. г., законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания. Исходным для школы Ж. Пиаже является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывно совершающихся процессов — ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, тогда как при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды. Из такого общебиологического подхода Ж. Пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой, организм создает познавательные структуры. Одним из ключевых понятий в Э. г. является понятие децентрации, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное общение с другими людьми, в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Д.В.Ушаков

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Генетическая эпистемология

греч. genetikos + epistemologia - теория познания) - психология развития знания. Чаще всего при этом имеется в виду когнитивная психология, представленная в трудах Ж.Пиаже и его школы. Основные положения теории Ж.Пиаже таковы: 1. знание развивается поэтапно и, по мере его накопления, оно используется в целях адаптации к конкретным ситуациям в ходе контактов ребенка с реальными обстоятельствами; 2. этот процесс основан скорее на активном конструировании со стороны индивида, чем на внутренне заданных идеях; 3. это конструирование осуществляется благодаря врожденной потребности ребенка преодолевать противоречия, существующие между его знанием и реальностью.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Молекулярно-генетический анализ ассоциаций полиморфных маркеров генов нейромедиаторных систем с уров

Гумерова О.В., Столбова О.В., Зарипова Т.Ю., Леконцев Е.В., Воробьева Е.В., Горбунова В.Ю.
Проведен молекулярно-генетический анализ генов нейромедиаторных систем и фермента МАОА в группе близнецов методом полимеразной цепной реакции синтеза ДНК. Выявлены достоверные различия в распределении частот аллелей и генотипов изученных полиморфных локусов в группах лиц с различным уровнем коэффициента интеллектуального развития (IQ).
Скачать PDF

Возможности экспериментально-генетического метода проектного типа в интеграции исследований человека

Шибаева Л.В.
Скачать PDF

Роль генетического и средового факторов во взаимосвязях свойств психодинамического и личностного уро

Корниенко Дмитрий Сергеевич
Основной целью работы является выявление генотип-средовых детерминант в межуровневых связях свойств интегральной индивидуальности. Актуальность связана с изучением целостного влияния и роли генетических и средовых компонент в межиндивидуальной вариативности характеристик различных иерархических уровней интегральной индивидуальности. Результаты исследования получены на выборке близнецов 13-17 лет, по методике ОФДСИ В.М.Русалова, опросникам 16 PF и NEO-PI-R. Основные результаты связаны с установлением большей роли генотипа в формировании одно-многозначных связей и среды в формировании много-многозначных межуровневых связях.
Скачать PDF

Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное повед

Блясова Ирина Юрьевна
В статье представлены основные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних, рассмотрена их роль в развитии личности.The paper presents the main factors causing the socially dangerous behavior of juveniles considered their role in the development of their personality.
Скачать PDF

Проблемы генетической диагностики: серологические маркеры в прогнозе развития скоростных способносте

Serhiyenko Leonid Prokopovich, Lyshevska Valentina Mikhajlovna, Сергиенко Леонид Прокопович, Лишевская Валентина Михайловна
В статье приведен материал об изучении ассоциативной связи между группами крови системы АВ0 и Rh с особенностями развития скоростных способностей у мужчин и женщин. Выявлен комплекс генетических маркеров, которые можно использовать в индивидуальном прогнозе развития двигательных способностей человека. Среди них высокую предрасположенность к развитию скоростных способностей маркируют 0(I), A(II) группы крови и положительный резус-фактор. Определена тенденция лучшего фенотипического выражения скоростных способностей у людей с 0(I) и А(II) группами крови по сравнению с людьми, имеющими АВ(IV) и В(III) группу крови. Закономерность убывания предрасположенности к развитию скоростных способностей человека следующая: 0(I) > A(II) > B(III) > AB(IV). Установлено, что комплекс генетических маркеров системы крови АВ0 и Rh не имеет гендерных отличий.
Скачать PDF

Проблемы генетической диагностики: серологические маркеры в прогнозе развития скоростных способносте

Serhiyenko Leonid Prokof'Evich, Lyshevska Valentina Mikhajlovna, Сергиенко Леонид Прокофьевич, Лишевская Валентина Михайловна
Приведен материал об изучении ассоциативной связи между группами крови системы АВ0 и Rh с особенностями развития скоростных способностей у мужчин и женщин. В исследованиях принимали участие 822 школьника в возрасте 15-17 лет. Школьники выполняли тесты: бег на 60 м (для мальчиков и девочек в возрасте 15 лет) и на 100 м (для юношей и девушек в возрасте 16-17 лет). Выявлен комплекс генетических маркеров, которые можно использовать в индивидуальном прогнозе развития двигательных способностей человека. Среди них высокую предрасположенность к развитию скоростных способностей маркируют 0(I), A(II) группы крови и положительный резус-фактор.
Скачать PDF

Генотип-средовое взаимодействие: молекулярно-генетический подход к изучению волевого контроля в пери

Чистякова Наталья Викторовна, Сергиенко Елена Алексеевна
Способность организма адаптироваться к изменениям условий среды в течение всей жизни требует пластичности связи между генотипом и фенотипом. Диада генотип среда определяет адаптационный профиль фенотипа, функциональны й потенциал его пластичности. Среда влияет на генотип и детерминирует фенотипическую изменчивость, адаптивную по своей природе, посредством регуляции экспрессии генов. В связи с этим становятся понятны необходимость и перспективы интегративного изучения генотип средового взаимодействия стем, чтобы получить объективные и всесторонние данные о бистинной природе индивидуальных различий психологических признаков. В рамках данного подхода было проведено исследование гетерогенной этиологии различий волевого контроля сред и женщин на третьем триместре беременности. Идентификация молекулярно генетических предикторов волевого контроля, специфичных в период беременности, позволяет определить его роль в психологической готовности женщин к родовой деятельности.
Скачать PDF

Промежуточные фенотипы интеллекта в контексте генетической психофизиологии

Марютина Татьяна Михайолвна
При изучении механизмов, опосредствующих влияния генотипа на психометрический интеллект, важным является понятие промежуточного фенотипа (эндофенотипа). Показано, что в роли промежуточных фенотипов интеллекта могут выступать параметры вызванных потенциалов (ВП), которые рассматриваются как корреляты функционирования мозговых систем, участвующих в обработке зрительной информации. Анализ генетических корреляций свидетельствует об особой роли параметров ВП фронтальных зон коры больших полушарий при восприятии семантической информации. Параметры ВП в младшем школьном и подростковом возрастах могут быть использованы для прогноза показателей интеллекта в зрелости. Эффективность прогноза обнаруживает зависимость от параметра ВП, вида стимула, зоны регистрации и возраста испытуемых. Наличие генетических корреляций между параметрами ВП и показателями интеллекта свидетельствует о существовании общих генетических факторов, включенных в формирование межвозрастных межуровневых фенотипических связей различных показателей когнитивных функций индивидуальности.
Скачать PDF

Личностные черты, управляющие функции и генетические особенности метаболизма моноаминов

Алфимова Маргарита Валентиновна, Голимбет Вера Евгеньевна, Егорова Марина Сергеевна
Описаны исследования, направленные на проверку гипотезы о том, что эффект воздействия некоторых генов на свойства личности опосредован их участием в формировании различий по нейрокогнитивным признакам. В частности, предполагалось, что гены МАОА и DBH влияют на особенности самонаправленности (сознательности) через действие на управляющие функции. Однако исследования показали, что ген DBH вносит вклад только в вариативность управляющих функций, а ген МАОА ассоциирован с чертами личности, связанными с сотрудничеством (согласием). При этом управляющие функции могут модулировать влияние МАОА на эти черты. Высказано предположение о том, что одним из психологических механизмов, опосредующих влияние гена МАОА на сотрудничество, является наклонность к закреплению социальновознаграждаемых форм поведения.
Скачать PDF

Влияние экспериментально-генетического метода на показатели психологических характеристик любовных о

Стрижова Елена Николаевна
Ситуация формирующего эксперимента положительно повлияла на психологические компоненты способности к любви и стилей любовных отношений её участников. У девушек значительно снизился компонент одержимости. У юношей увеличилось количество человек с высоким уровнем выраженности способности к любви.
Скачать PDF

Синестезия естественного развитиякак предмет исследований в функционально-генетической парадигме

Сидоров-Дорсо Антон Викторович
В статье дано развернутое определение и приведены основные факты о феномене синестезии естественного развития (developmental synaesthesia). На основании современных открытий и данных истории исследований показан избирательный характер синестетических реакций и их определенное преимущество в некоторых типах познавательной деятельности. Выдвигаются теоретические обоснования эффективности использования для изучения синестезии, наряду с частными методами исследований сенсорных механизмов, более комплексного обследования индивидуальной динамики развития свойств и механизмов познавательной сферы лиц, обладающих синестетическими особенностями восприятия. В данных целях в качестве гипотезообразующего фундамента предлагается использовать фунционально-генетическую парадигму, включающую в себя понятие возрастной чувствительности (Н.С. Лейтес), интерпретацию синестезии в учении о структуре индивидных свойств (Б.Г. Ананьев) и представление о системогенезе способностей (В.Д. Шадриков). Представлены эмпирические обоснования правомерности тезиса о том, что синестезию рациональнее рассматривать в качестве системного свойства с познавательным, творческим и личностным значением. Синестезия, таким образом, интерпретируется как изоморфное по механизму, но разнообразное по содержанию когнитивное образование («когнитивная стратегия»), развивающееся из специфического задатка и проявляющееся в сверхраннем онтогенезе как рудиментарно выраженная, специальная способность элементарного типа (свойство восприятия). На субъективном (феноменологическом) уровне данное свойство принимает форму дополнительных реакций однородного сенсорного качества, неизменно и непроизвольно сопровождающих категориально воспринимаемые явления: символические системы (язык, музыку и т.п.), символически организуемые явления действительности (времяисчисление и пр.) и парциально воспринимаемые физические комплексы (запахи и т.д.).
Скачать PDF

Диалектика генетических факторов и социально-этнических условий в формировании интеллекта

Тадтаев Христафор Багратович
Анализируется проблема формирования национально-этнических особенностей творческого мышления. Выявляется единство природного и социального в формировании интеллекта и невозможность дифференциации этносов по вертикали в зависимости от уровня интеллекта.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!