Кант Иммануил

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАНТ ИММАНУИЛ
1724-1804) Родоначальник немецкой классической философии. Педагогические взгляды сложились под влиянием Ж.-Ж. Руссо и немецкого педагога И.Б. Базедова. Основные произведения, в которых отражены педагогические воззрения: «О педагогике», «Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие «1765-66», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «Антропология с прагматической точки зрения». Считал, что человек становится человеком только благодаря воспитанию и является единственным существом, которое в нем нуждается. В воспитании различал пять компонентов: физическое воспитание, или уход за ребенком; дисциплинированно; культивирование, или развитие умственных способностей; цивилизирование, или приспособление к условиям жизни в обществе; морализирование, или выработка твердого характера (последнее является самым важным). Главной задачей воспитания считал приучение детей к нравственной деятельности в сочетании с внутренними принципами разума и идеей долга. Отсюда его понимание школы как «принудительной культуры», где ребенок приучается выполнять определенные обязанности. Допускал применение физических наказаний. Выступал против стремления сделать обучение легким и приятным для детей, т.к. серьезные учебные занятия, по его мнению, должны готовить к трудовой жизни. Считал необходимым развивать в юноше сознание равенства людей при их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей».

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

КАНТ ИММАНУИЛ
Kant, 1724-1804) -великий нем. философ, родоначальник нем. классической философии. Творчество К. подразделяется на "докритический" (до 1770) и "критический" периоды. 1-й период характеризуется интересом к вопросам философии естествознания. Основные работы 2-го периода: "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790), "Антропология с прагматической точки зрения" (1798). Отметив неспособность прежней гносеологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К. пришел к выводу, что знание представляет собой синтез чувственного опыта и априорных форм мыгиления, носителем которых является сам субъект. В этическом учении К. утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравственного самосознания. Высшая ступень морального совершенства человека - мудрость; она не заразительна, ее нельзя внушить, "каждый должен извлечь ее из самого себя". Согласно основному моральному закону ("категорическому императиву") К., человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. человеку лишь как средству достижения своих целей. Тем самым К. поставил вопрос о личности как высшей ценности. Психологи до сих пор охотно цитируют кантовские описания и оценки типов темперамента; используют его дихотомии темпераментов (темпераменты действия и чувства) и эмоций (астенические и стенические); ссылаются на кантовские описания национальных характеров. В целом можно признать, что в трудах К. содержится много ценных, не утративших для современной психологии наблюдений и обобщений. См. также Человекознание. (А. М. Каримский.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КАНТ Иммануил

1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, рассматривавший в своем труде "Антропология" (1890) проблемы этнической психологии. По мнению К., каждый народ обладает своим характером, проявляющимся в эмоциональных переживаниях (аффектациях) в отношении и восприятии других культур. Отказ от признания национально-психологических особенностей другого народа, с точки зрения К., ведет к национальной ограниченности, высокомерию и чванству, подозрительности и вражде в отношениях между людьми и народами, т. е. к национализму. Проявляется национальный характер в отношениях к другим народам, в государственной гордости и общественной свободе. К. признает влияние природно-климатических и географических факторов на психологию и черты национального характера народа, однако не считает их главными. По мнению К., в основе национального характера народа лежат врожденные черты его далеких предков, передающиеся от поколения к поколению. Народ меняет место проживания, формы правления, однако основные черты его национального характера изменяются очень медленно, приспосабливаясь к новым условиям природной и социальной среды. В языке, роде занятий, в одежде сохраняются следы их происхождения. К. пытался всесторонне исследовать национальные черты и социально-психологические особенности различных европейских народов. При этом он останавливался не только на положительных, но и отрицательных чертах и качествах отдельных представителей национальных общностей, подчеркивая, что как лесть, так и порицание мешают общению народов, возбуждают у них зависть друг к другу, называя все это признаком субъективности. К национально-психологическим особенностям французов он относил живость, общительность, стремление быть услужливыми, достойными уважения и любви со стороны других людей. В то же время К. подчеркивал и оборотную сторону медали - живость, например, ведет к легкомыслию, заразительному духу свободы, вызывающему потрясающий энтузиазм, переходящий иногда все допустимые правовые и морально-нравственные нормы. Характер англичан он считал более сильным, противоположным французскому. В нем нет легкомыслия и эмоционального "заряда" последнего, он более индивидуализирован до элементов высокомерия к другим народам, очень консервативный. Так же своеобразно К. описывал специфические черты национального характера испанцев, итальянцев, немцев и др. народов. В целом понимание К. национального характера очень оригинально и интересно. Особенно важной для этнопсихологии является его попытка сравнительного анализа национальной психологии различных народов.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
84.21 кб

Иммануил Кант о высшей сущности

Кашин В. В.
2004 год для мирового философского сообщества год Иммануила Канта. 22 апреля исполняется 280 лет со дня рождения. 12 февраля 200 лет со дня смерти великого философа. Кант пришел к выводу: мораль не нуждается в религии.
Читать PDF
990.49 кб

Владимир Соловьев и Иммануил Кант

Нижников Сергей Анатольевич
В статье анализируется восприятие Вл. Соловьевым творчества И. Канта, вскрываются проблемы, которые обнаружились при ассимиляции идей кенигсбергского мыслителя русской философией, отмечается, что Вл.
Читать PDF
355.20 кб

Иммануил Кант в последние годы жизни

Васянский Э. А. К.
Читать PDF
360.04 кб

Иммануил Кант в последние годы жизни

Васянский Э. А. К.
Читать PDF
252.13 кб

Иммануил Кант в последние годы жизни

Васянский Э. А. К.
Читать PDF
316.06 кб

Иммануил Кант в последние годы жизни

Васянский Э. А. К.
Читать PDF
350.26 кб

Иммануил Кант в последние годы жизни

Васянский Эрегот Андреас Кристоф
Читать PDF
307.62 кб

Был ли Иммануил Кант подданным России?

Кузнецов Владимир Александрович
Читать PDF
471.24 кб

Антропологический проект Иммануила Канта

Ознобкина Е.В.
Статья Е.В. Ознобкиной (1959-2010) посвящена нескольким важнейшим темам кантовской «Антропологии с прагматической точки зрения»: позиции наблюдателя, пониманию Я, пяти внешним чувствам и характеристике чувственности.
Читать PDF
142.59 кб

Русские свидетельства об иммануиле Канте

Круглое Алексей Николаевич
Читать PDF
1,003.26 кб

Категорический императив Иммануила Канта

Джиджавадзе Л. Г.
В статье раскрывается сущность термина «категорический императив», выявляются его характерные черты и связь с понятием «свобода».
Читать PDF
130.27 кб

Иммануил Кант. Трактаты. Рецензии. Письма

Троцак А. И.
Читать PDF
822.83 кб

Иммануил Кант о статусе мести и возмездия

Пилецкий Сергей Григорьевич
Тема мести и возмездия во все времена волновала умы философов. Нет, пожалуй, еще такой проблемы, которая бы провоцировала такой накал страстей и имела такой общественный «камертон звучания».
Читать PDF
196.15 кб

Наследие Иммануила Канта в современном мире

Чалый В.А.
Тема этого неформального выступления была предложена организаторами Фестиваля уличной еды, проходившего в сентябре в Калининграде на острове Канта.
Читать PDF
644.41 кб

Ценностные основы педагогики Иммануила Канта

Аксёнова Э. А.
В статье рассматриваются педагогическая теория и практика И. Канта, его фундаментальные мысли о воспитании и обучении. Особое внимание уделено воспитанию в теории И.