СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Предыдущий термин:
Система Фребеля

Следующий термин:
СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

Содержание:

Найдено 4 определения термина СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

см. Ценностные ориентации.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЦЕННОСТЕЙ, СИСТЕМА

Свободное значение – любой довольно связный набор ценностей. Они могут рассматриваться как индивидуальные, социальные или абсолютные.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Ценностей система

1) структурная целостность, которую составляют ценности данной культуры; 2) структурированный набор ценностей, которые на данном этапе своего личностного развития принимает и разделяет индивид. Ц. с., как правило, задает общую направленность решения конфликтов и любых выборов. На практике анализ своеобразия структур отдельных Ц. с. пока сводится лишь к фиксации сравнительной высоты, к указанию иерархии ценностей. И хотя для описания логики ценностной регуляции подобной информации оказывается недостаточно, очевидно, что система, в которой свобода, к примеру, находится на первом месте, а равенство на последнем, принципиально (по последствиям ее принятия индивидом) отличается от системы, где равенство стоит на первом месте, а свобода — на последнем. Аналогично система, в которой свобода стоит на первом, а равенство на втором заметно отличается от первых двух. И это не абстрактные примеры, первая система соответствует позициям, вытекающим из текстов буржуазных консерваторов, вторая — большевиков во главе с Лениным, третья соответствует медианным рангам ответов черных американцев в опросе проведенном в США в начале 70-х годов (M. Rokeach,1973). Ц. с. складывается, как правило, уже к окончанию средней школы. Существенные изменения в сложившейся системе происходят только после серьезных перемен в жизни человека. Такими переменами могут оказаться резкие эволюции в обществе или смена привычной культурной среды на новую. К примеру, такое может случиться при переезде в другую страну, или при попадании в число беженцев, или при превращении привычного места жительства в "горячую точку" и т.п. Система индивидуальных ценностей, когда не происходит упомянутых выше перемен, демонстрирует в лонгитюдинальных экспериментах относительную стабильность, предопределяя степень сложности включения людей в иную общественную ситуацию или культуру, а так же глубину этого включения. В одних случаях она не мешает, а иногда и способствует адаптации человека к переменам в его жизни, в других может заметно затруднить адаптацию. Без знания своеобразия ядра внутренней позиции человека — системы его собственных ценностей, попытки помощи в случае дезадаптации (включая психотерапевтическую помощь), как правило, будут не эффективны и могут даже эмоционально отвергаться. Анализ надинидивидуальной Ц. с. имеет свою специфику. Даже при анализе иерархии базовых ценностей индивида не представляется возможным выносить окончательные суждения о системе его ценностей, поскольку кроме иерархии Ц. с. задает так же приложимость ценностей, содержательное их наполнение и т.д. При анализе Ц. с. большого сообщества нельзя вообще выявить одну, общую для всего сообщества, иерархию ценностей. Тем не менее, система надиндивидуальных ценностей существует в каждом сообществе, что предполагает описание ее структуры, подразумевающее в числе прочего анализ взаимосвязи и соподчинение различных субкультурных иерархий ценностей. Хотя исследователь всегда имеет дело с индивидами, систему надиндивидуальных ценностей нельзя рассматривать как сумму или распределение индивидуальных систем, а следует понимать как коллективный, деперсонифицированный продукт со структурой более сложной, чем просто иерархия. Соответственно, и сообщество выступает в этом случае как самостоятельный субъект (обладающий своими интересами, целями и ценностями), а не как сумма индивидов. Примером существования надиндивидуальных ценностей, не сводимых к индивидуальным, может служить факт пренебрежения обществом, исходящим из своих собственных интересов, интересами индивидуальными, которые, по существу, отражают систему ценностей индивида. Субъектами надиндивидуальных ценностей могут являться малая группа, большая группа (к примеру, профессиональная), субкультурная группа (молодежь, сельские жители и т.д.), культурная группа (этнос), суперэтнос или цивилизация. Причем перечень существующих в большом сообществе базовых ценностей должен быть достаточно большой, чтобы все входящие в сообщество группы и слои могли найти все необходимые им для указания своих специфических приоритетов ценности. Надиндивидуальные ценности являются тем механизмом регуляции, который способствует координации выдвижения целей отдельными людьми. Все рассуждения о ценностях малых и больших групп, а также целых культур являются, по существу, размышлениями о смысле тех или иных общественных явлений для сообщества как субъекта. Характерно, что система надиндивидуальных ценностей, как правило, не фиксируется и не осознается даже в больших группах. Для выделения ценностной специфики больших групп (и тем более малых) или целых сообществ не обязательно предусматривать весь спектр всевозможных жизненных ситуаций, в которых проявляются надиндивидуальные ценности. Достаточно ограничиться только тем кругом ситуаций, который связан с такой спецификой. В этой связи и список специфических ценностей, которые окажутся в числе возглавляющих групповую иерархию, может оказаться сравнительно небольшим. К примеру, такими ценностями могут послужить "истинное знание", "логичный", "умный" для сообщества ученых, "мир прекрасного" для художников и т.д. Если же перейти к рассмотрению ценностей на уровне конкретной культуры, то следует отметить, что в развитых сообществах встречается проработка не только списка, но и границ приложимости каждой из ценностей, а также содержательного их наполнения. Причем ценностная специфика данной культуры зафиксирована как в устной форме, так и в разнообразных продуктах культуры, таких как произведения художественной литературы и искусства, просветительская литература, философские работы и т.п. Принадлежность к суперэтносу, как и к человечеству в целом, закреплена в отличие от этнической принадлежности в сознании людей слабо, а то и вовсе не актуализирована и оказывается не отраженной в текстах или иных продуктах культуры. Поэтому надиндивидуальная Ц. с., на уровне суперэтноса, цивилизации, с точки зрения ее регуляторных возможностей и механизмов, обеспечивающих жизнеспособность суперэтноса, скорее должна быть похожа на компактную систему абсолютных ценностей. Следует отметить, что факторами объединения интересов отдельных людей могут служить не только особенности природной среды и способов хозяйствования. Часть факторов, надо полагать, связана не столько с внешними условиями или обстоятельствами, сколько с общностью природы людей, включающей не только физиологию, но и коллективное бессознательное, как его ввел в научный обиход К.Г. Юнг. Видимо, здесь надо искать источник повторяемости, сходства ряда ценностных систем и списков ценностей в самых разных культурах и цивилизациях. Такая повторяемость позволяет предположить наличие общечеловеческих ценностей. Л.М. Смирнов

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Ценностей система

любой более или менее связный набор ценностей, индивидуальных, социальных или абсолютных.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Общественная и субъективная система ценностей

Верейкина Л.В., Морогин В.Г.
Современная жизнь России предъявляет новые требования к человеку, в частности, возрождается интерес к системе ценностей личности. Отсутствие конфликта между общественными и субъективными ценностями помогает не только продуктивно прожить жизнь, но и содействует самоактуализации человека, как смысложизненной потребности. В статье рассматривается возможность формирования субъективной системы ценностей в условиях пролонгированного тренинга.SModern life in Russia places new demands on a person, in particular, interest to a personality's value system is being revived. The absence of confl ict between public and personal values helps not only to live a life productively, but also assists self-actualization of a person, as a life-meaning need. A possibility of forming a personal value system in conditions of a prolong training is being considered in this article.
Скачать PDF

Субъективная система ценностей: теоретический анализ

Макаренко Олег Николаевич, Тепляков Николай Николаевич
В статье описан специфический подход к проблеме ценностей. Проанализированы такие стороны проблемы системы ценностей, как природа, структура, а также раскрыты механизмы ее формирования. Рассмотрены особенности представления этой системы, а также ее структура в историческом аспекте психологии ценностей.
Скачать PDF

Система ценностей лидеров общественных организаций

Трифонова Елена Александровна
В статье рассматриваются система взглядов и ценностей лидеров общественных организаций г.Оренбурга, а также результаты интервью, проведенного с ними.
Скачать PDF

Система ценностей и политические предпочтения

Сапунков Дмитрий
The article describes the stages of elaborating a procedure for segmenting a sample on the basis of differences in the strategies of preferences for social values. The ground for designing a typology is an aggregate of 26 value-related statements reflecting different aspects of individual activity. Using the procedure of factor analysis, the author discloses regularities in combination of the values in question with representatives of Russian nationwide sample. It is followed by an analysis of time-related changes in value orientations that has demonstrated a high stability of the location of values in the factor space, which provides prerequisites for defining the constant substance of the types disclosed. An analysis of threefactor space of social values enables to select four types of value-specific strategies which are general regularities in ranging the values and in the main describe an aggregate of all versions of value-related preferences. On the basis of the elaborated procedure, the author fills each of the four types with particular values. Further, the article contains interesting regularities in the distribution of sociodemographic characteristics of representatives of different types. In particular, the author demonstrates the trends of change in the system of values depending on the age, as well as carries out an analysis of some differences characteristic of representatives of the types selected, influencing their activity in politics. This shows a possibility of using the supposed typology as an additional basis, parallel to the socio-demographic and status-related ones, etc., for the description of a sample while conducting various sociological and marketing surveys.
Скачать PDF

Система ценностей манинка Гвинеи (по материалам полевых исследований 2014 года)

Завьялова Ольга Юрьевна
Статья посвящена изучению системы ценностных ориентаций у манинка Гвинеи. Исследования проводились в городах Канкан и Нзерекоре, а также в деревнях округа Сигири и в самом Сигири. Метод исследования ранжирование ценностей по методу М. Рокича с некоторыми модификациями. Были опрошены 150 студентов манинка университетов Канкана и Нзерекоре, юноши (85%) и девушки (15 %) от 18 до 25 (несколько человек до 30 лет). В ходе исследований было выявлено, что в иерархии ценностей молодых людей манинка доминируют конкретные, а не абстрактные ценности (семья, здоровье, религия). Индивидуальные ценности оказываются в самом конце списка, более того ценности, характерные для современной западной цивилизации, не котируются в Западной Африке. В большей степени почти все доминирующие ценности консервативны, что явно будет определять и мотивацию манинка и их деятельность в целом. Необходимо отметить стремление к интеллектуальному развитию, которое наиболее свойственно молодым гвинейцам. Библиогр. 6 назв. Табл. 2. Ил. 1.
Скачать PDF

Профессионально-личностная система ценностей специалиста

Шарабанова И.Ю., Широкова О.С.
Проводилось изучение профессионально-личностных качеств специалиста, претендующего на статус «идеального» специалиста с точки зрения курсантов института противопожарной службы и студентов медицинской академии. В содержание образа «идеального» спасателя у курсантов и врача у студентов, респонденты включают особенности профессиональной деятельности и личностной позиции. Всеми анкетируемыми наиболее высоко оценены ответственность, умение действовать в критических ситуациях и быстрая реакция, что говорит о хорошей профессиональной ориентированности.
Скачать PDF

Система ценностей как важнейшая характеристика уровня духовно-нравственного становления и развития л

Щеткин Юрий Юрьевич
В статье с позиции аксиологического подхода к проблеме духовности личности рассматривается система ценностей в качестве важнейшей характеристики уровня духовно-нравственного становления и развития личности. Вводится понятие критериальных ценностей как обуславливающих существование всех других ценностейThe article from the position of the axiological approach to the problem of person’s spirituality is considered the system of values as the most important characteristics of the level of spiritual and moral formation and development of personality. The concept of criterion values as contributing to the existence of all other values.
Скачать PDF

Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников

Вартанова Ирина Ивановна
В статье представлены результаты исследования системы ценностных ориентаций (ранги 22 общечеловеческих и учебных ценностей) и параметров самоотношения на выборке (N=62) школьников г. Москва с учетом пола в зависимости от выраженности четырех типов эмоционального отношения к учебе. Данные типы в виде мотивационного профиля были получены посредством предварительной факторизации оценок семи ценностей школьной жизни по методике семантического дифференциала. Это позволило оценить выраженность позиционной или статусной мотивации, мотивации достижения, учебно-познавательной мотивации и мотивации аффилиации. Далее с помощью факторного и корреляционного анализов исследуемых параметров было показано, что системы ценностей существенно различаются для мальчиков и девочек одинакового возраста даже с выраженностью одной и той же мотивации. Выявлено, что мотивация, ценности и самоотношение образуют устойчивые системы. На данной выборке выделено четыре наиболее типичные системы четыре фактора, специфичные для мальчиков и девочек. При этом обнаружены системы ценностей, зависимые от выраженности и сочетания мотивации определенного типа, и общие для любых видов мотивации. Как показали результаты нашего исследования, для девочек учебно-познавательная и позиционная (статусная) мотивация, с точки зрения связей с ценностями, оказались слиты в один фактор, а для мальчиков в один фактор объединяются мотивации достижения и с обратным знаком мотивация аффилиации. Если самореализация девочек в школе проходит через процесс познания (ценность «самосовершенствование в учебе»), а в будущем они видят возможность самореализации через ценность «счастливая семейная жизнь», то мальчики с данной мотивацией связывают возможность своей самореализации с другими ценностями: «здоровье», «признание в коллективе», «мой авторитет».
Скачать PDF

К вопросу о системе ценностей

Резниченко Ю.В.
Скачать PDF

Образно-символический язык как средство развития системы ценностей школьника

Потанина Лейла Тахировна
В статье показаны психолого-педагогические характеристики образно-символического языка, выступающие в качестве средства развития ценностно-нравственной структуры личности. Образно-символическое мышление рассматривается как особый вид деятельности, обусловленный единством интеллектуального и эмоционального компонентов, реализуемый в целостной личности.
Скачать PDF

Методологические подходы к разработке средств объективной диагностики состояния системы ценностей ли

Яковлев Сергей Викторович
Представлен обзор эмпирических средств изучения персональных ценностей, раскрыты теоретические подходы к решению задачи разработки методики комплексного обследования состояния и развития системы ценностей личности. The review of empirical means of studying personal values is presented. Theoretical approaches to designing a technique of complex inspection of the condition and development of the personal value system are revealed.
Скачать PDF

Представление о системе жизненных ценностей курсантов как основной педагогический ориентир воспитате

Денисенко Снежана Валентиновна, Кузнецов Анатолий Федорович, Кузнецова Мария Анатольевна
В статье рассматриваются результаты исследования индивидуальных ценностных ориентации курсантов Омской академии МВД. С использованием диагностической методики М. Рокича выявляются группы доминирующих терминальных и инструментальных ценностей, показатели первокурсников и выпускников сопоставляются с уровнем, который желали бы видеть педагоги, представляются рекомендации по организации воспитательной работы.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!