СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Ценностей система
любой более или менее связный набор ценностей, индивидуальных, социальных или абсолютных.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
иерархия субъективных ценностей, определяющая содержание ценностной ориентации личности или группы.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЦЕННОСТЕЙ, СИСТЕМА
Свободное значение – любой довольно связный набор ценностей. Они могут рассматриваться как индивидуальные, социальные или абсолютные.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
от древнегреческого σύστημα – «целое, составленное из частей; соединение»; от праславянского cěna – «цена, польза» – взаимосвязь значимых для человека объектов, от которых зависит ценностная ориентация личности или группы.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
СІСТЭМА КАШТОЎНАСЦЕЙ / VALUE SYSTEM– динамическая система ценностных ориентаций (см. Ценностные ориентации), представляющих собой механизм личностного роста и саморазвития личности. Типология ценностей (по М. Рокичу): ценности-цели (терминальные)– убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо; ценности-средства (инструментальные)– убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Основные направления С. ц.: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность (см. Деятельность) и общение человека в сфере различных социальных институтов. Факторы, обусловливающие развитие С. ц. (по С. С. Бубновой): культурный опыт, моральные принципы, личный опыт, атмосфера внутрисемейных детско-родительских отношений. Данные факторы вторичны по отношению к социальному фактору, поскольку ценностные ориентации (см. Ценностные ориентации) могут изменяться кардинальным образом в процессе воспитания (см. Воспитание) и социализации (см. Социализация) человека. Становление С. ц. тесно связано с развитием направленности личности (см. Направленность), образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью. С. ц. личности является показателем того, что можно ожидать от индивида, поскольку представляет собой обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. Психодиагностика особенностей С. ц. может осуществляться с помощью методик «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала», ценностного опросника Ш. Шварца, методики диагностики ценностных ориентаций старшеклассников М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой, методики смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Ценностей система
1) структурная целостность, которую составляют ценности данной культуры; 2) структурированный набор ценностей, которые на данном этапе своего личностного развития принимает и разделяет индивид. Ц. с., как правило, задает общую направленность решения конфликтов и любых выборов. На практике анализ своеобразия структур отдельных Ц. с. пока сводится лишь к фиксации сравнительной высоты, к указанию иерархии ценностей. И хотя для описания логики ценностной регуляции подобной информации оказывается недостаточно, очевидно, что система, в которой свобода, к примеру, находится на первом месте, а равенство на последнем, принципиально (по последствиям ее принятия индивидом) отличается от системы, где равенство стоит на первом месте, а свобода — на последнем. Аналогично система, в которой свобода стоит на первом, а равенство на втором заметно отличается от первых двух. И это не абстрактные примеры, первая система соответствует позициям, вытекающим из текстов буржуазных консерваторов, вторая — большевиков во главе с Лениным, третья соответствует медианным рангам ответов черных американцев в опросе проведенном в США в начале 70-х годов (M. Rokeach,1973). Ц. с. складывается, как правило, уже к окончанию средней школы. Существенные изменения в сложившейся системе происходят только после серьезных перемен в жизни человека. Такими переменами могут оказаться резкие эволюции в обществе или смена привычной культурной среды на новую. К примеру, такое может случиться при переезде в другую страну, или при попадании в число беженцев, или при превращении привычного места жительства в "горячую точку" и т.п. Система индивидуальных ценностей, когда не происходит упомянутых выше перемен, демонстрирует в лонгитюдинальных экспериментах относительную стабильность, предопределяя степень сложности включения людей в иную общественную ситуацию или культуру, а так же глубину этого включения. В одних случаях она не мешает, а иногда и способствует адаптации человека к переменам в его жизни, в других может заметно затруднить адаптацию. Без знания своеобразия ядра внутренней позиции человека — системы его собственных ценностей, попытки помощи в случае дезадаптации (включая психотерапевтическую помощь), как правило, будут не эффективны и могут даже эмоционально отвергаться. Анализ надинидивидуальной Ц. с. имеет свою специфику. Даже при анализе иерархии базовых ценностей индивида не представляется возможным выносить окончательные суждения о системе его ценностей, поскольку кроме иерархии Ц. с. задает так же приложимость ценностей, содержательное их наполнение и т.д. При анализе Ц. с. большого сообщества нельзя вообще выявить одну, общую для всего сообщества, иерархию ценностей. Тем не менее, система надиндивидуальных ценностей существует в каждом сообществе, что предполагает описание ее структуры, подразумевающее в числе прочего анализ взаимосвязи и соподчинение различных субкультурных иерархий ценностей. Хотя исследователь всегда имеет дело с индивидами, систему надиндивидуальных ценностей нельзя рассматривать как сумму или распределение индивидуальных систем, а следует понимать как коллективный, деперсонифицированный продукт со структурой более сложной, чем просто иерархия. Соответственно, и сообщество выступает в этом случае как самостоятельный субъект (обладающий своими интересами, целями и ценностями), а не как сумма индивидов. Примером существования надиндивидуальных ценностей, не сводимых к индивидуальным, может служить факт пренебрежения обществом, исходящим из своих собственных интересов, интересами индивидуальными, которые, по существу, отражают систему ценностей индивида. Субъектами надиндивидуальных ценностей могут являться малая группа, большая группа (к примеру, профессиональная), субкультурная группа (молодежь, сельские жители и т.д.), культурная группа (этнос), суперэтнос или цивилизация. Причем перечень существующих в большом сообществе базовых ценностей должен быть достаточно большой, чтобы все входящие в сообщество группы и слои могли найти все необходимые им для указания своих специфических приоритетов ценности. Надиндивидуальные ценности являются тем механизмом регуляции, который способствует координации выдвижения целей отдельными людьми. Все рассуждения о ценностях малых и больших групп, а также целых культур являются, по существу, размышлениями о смысле тех или иных общественных явлений для сообщества как субъекта. Характерно, что система надиндивидуальных ценностей, как правило, не фиксируется и не осознается даже в больших группах. Для выделения ценностной специфики больших групп (и тем более малых) или целых сообществ не обязательно предусматривать весь спектр всевозможных жизненных ситуаций, в которых проявляются надиндивидуальные ценности. Достаточно ограничиться только тем кругом ситуаций, который связан с такой спецификой. В этой связи и список специфических ценностей, которые окажутся в числе возглавляющих групповую иерархию, может оказаться сравнительно небольшим. К примеру, такими ценностями могут послужить "истинное знание", "логичный", "умный" для сообщества ученых, "мир прекрасного" для художников и т.д. Если же перейти к рассмотрению ценностей на уровне конкретной культуры, то следует отметить, что в развитых сообществах встречается проработка не только списка, но и границ приложимости каждой из ценностей, а также содержательного их наполнения. Причем ценностная специфика данной культуры зафиксирована как в устной форме, так и в разнообразных продуктах культуры, таких как произведения художественной литературы и искусства, просветительская литература, философские работы и т.п. Принадлежность к суперэтносу, как и к человечеству в целом, закреплена в отличие от этнической принадлежности в сознании людей слабо, а то и вовсе не актуализирована и оказывается не отраженной в текстах или иных продуктах культуры. Поэтому надиндивидуальная Ц. с., на уровне суперэтноса, цивилизации, с точки зрения ее регуляторных возможностей и механизмов, обеспечивающих жизнеспособность суперэтноса, скорее должна быть похожа на компактную систему абсолютных ценностей. Следует отметить, что факторами объединения интересов отдельных людей могут служить не только особенности природной среды и способов хозяйствования. Часть факторов, надо полагать, связана не столько с внешними условиями или обстоятельствами, сколько с общностью природы людей, включающей не только физиологию, но и коллективное бессознательное, как его ввел в научный обиход К.Г. Юнг. Видимо, здесь надо искать источник повторяемости, сходства ряда ценностных систем и списков ценностей в самых разных культурах и цивилизациях. Такая повторяемость позволяет предположить наличие общечеловеческих ценностей. Л.М. Смирнов

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
229.00 кб

Система ценностей личности

Данилкова Марина Петровна
В статье осуществляется анализ основных факторов, влияющих на формирование системы ценностей личности.
Читать PDF
236.21 кб

К вопросу о системе ценностей

Резниченко Ю. В.
Читать PDF
886.89 кб

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Иманбаева Жулдыз Машинбаева
В статье освещается развитие Аксиологии как ценностной теории культуры в истории мировой философской мысли. Автором была поставлена цель раскрыть значение основных категорий аксиологии культуры: дух, ценность, человек, культура.
Читать PDF
460.67 кб

Система ценностей как идеология

Макаревич Эдуард Федорович
В статье рассматривается проблема идеологии в российском обществе, где идеология детерминирована требованиями Конституции РФ в части необходимого идеологического многообразия.
Читать PDF
1.23 мб

СИСТЕМЫ, ЦЕННОСТИ И ЭГАЛИТАРИЗМ

Гойс Рэймонд
В статье автор, полемизируя с «АнтиНицше» Малкольма Булла, ставит под вопрос предпосылку о наличии«трансцендентального» аргументав текстах Ницше.
Читать PDF
211.35 кб

Спорт в системе ценностей молодежи

Желудкин Сергей Владимирович
Раскрывается система ценностей молодежи на основе региональных философских, социологических, психолого-педагогических исследований.
Читать PDF
565.18 кб

Свобода в системе ценностей человека

Комаров А.А.
В статье анализируется проблема свободы в системе ценностей человека. Сложившиеся в истории философии различные точки зрения на эту категорию соотносятся с авторским ее пониманием.
Читать PDF
508.01 кб

Музыка в системе ценностей подростков

Русяева Татьяна Анатольевна
Статья посвящена изучению потенциала музыкальной культуры в нравственном становлении личности подростка.
Читать PDF
1.51 мб

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

Леонтьева Мария Дмитриевна, Макарова Аграфена Петровна
Ценности и ценностные ориентации являются своеобразным социальным регулятором поведения, определяют ее направленность, содержание и формы выражения.
Читать PDF
627.07 кб

Основы системы ценностей Ивана Ильина

Родионова Елена Николаевна
В статье даны основные представления в области философии, религиозной философии, морали, правосознания, права и политической философии русского мыслителя Ивана Александровича Ильина.
Читать PDF
320.43 кб

Спорт как социально-ценностная система

Лукьянов А. В., Мазов Н. Ю.
Читать PDF
90.02 кб

Системы ценностей и парадигма мышления

М. Д. Купарашвили
Читать PDF
721.44 кб

Библиотека в системе ценностей культуры

Путинцева Елена Юрьевна
В данной статье рассматривается роль библиотеки (на примере Забайкальской краевой им. А.С. Пушкина) как информационно-образовательного центра, осуществляющего хранение, изучение и трансляцию ценностей культуры.
Читать PDF
260.88 кб

Ценности как открытая целостная система

Блягоз Эмма Гилимовна
Анализ проблем реформирования российского общества как сложной, целостной, саморазвивающейся системы прочно входит в отечественное обществознание.
Читать PDF
338.98 кб

Ценности системно-космической парадигмы

Дулин Пётр Георгиевич
Imperatives and values of system-space paradigm contain a tendency to the synthesis of scientific and not scientific rationality, and actuality high-quality new concrete educational-educate tasks from which education of religiousn

Похожие термины:

  • Потребность в системе ценностей

    Frame of orientation). Четвертая экзистенциальная потребность. Система ценностей позволяет нам организовать то огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми мы сталкиваемся в процессе жизни.