Платон

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Платон | Platon (427-327 гг. до н. э.)
Влияние Платона на западноевропейскую мысль было неоценимым, распространяясь на метафизику, эпистемологию, этику, политику, математику и ряд отраслей естествознания.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ПЛАТОН
428-348 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-идеалист. Считал, что все поведение животных является влечениями. Этим положением он предопределил понимание инстинктивной деятельности животных как потребностей организма при взаимодействии со средой.

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

Платон
(427, Афины - 347 до н. э., Афины) - древнегреческий философ, ученик Сократа.
Биография. Родился в аристократической семье. С философией познакомился благодаря Кратилу и Сократу, встреча с котором произошла около 407 г. После казни Сократа совершил ряд путешествий. В 387 г. основал в Афинах собственную философскую школу - Академию. Исследования. Разработал учение о бессмертии и переселении душ. Существование общих понятий было объяснено им как свидетельство о существовании мира чистых идеальных форм. Предложил технологию достижения истины в диалоге, названном им сократической беседой.
Сочинения. Пир;
Сочинения. Т. 1-3. М., 1968-72;
Диалоги. М., 1986

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПЛАТОН
427-347 ДО Н.Э.) Античный греческий философ-идеалист. Разработал систему идеального государства, в котором выделял три сословия: философов, которые должны управлять государством; воинов, которые должны охранять правопорядок; земледельцев и ремесленников, занятых производительным трудом. Выделение этих трех сословий, по Платону, должно происходить в процессе воспитания, осуществляемого государством. Его считают одним из первых основателей теории дошкольного воспитания. Соединяя черты афинского и спартанского воспитания, он предлагал начинать общественное воспитание детей с трех лет. Считая, что внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции, предлагал все преподавать «играючи», а не насильно.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

ПЛАТОН
Plato, 427-347 до н. э.) - древне-греч. философ-идеалист, ученик Сократа. В учении о душе придерживался идеи бессмертия и переселения душ (см. Метемпсихоз). Для психологии особый интерес представляет разработка П. проблем познания, в частности попытка объяснения существования в мышлении общих понятий, критика в этой связи античного материализма, который не мог объяснить специфику мышления по сравнению с чувственным познанием, а также разработка проблемы морально-этических норм в поведении людей. Идеи диалога ("сократические беседы", по имени главного героя диалогов П. - философа Сократа) как способа постижения истины, его приемы и формы проведения получили дальнейшее развитие в психологии, вплоть до современных исследований в области "майевтики". (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПЛАТОН
(428-348 гг. до н. э.)-древнегреческий философ, который в понимании души и ее функций придерживался строго идеалистических позиций, четко разделяя материю и душу. По мнению П., наряду с материальным миром существует и идеальный мир, в котором есть души или идеи вещей, т. е. некоторого рода совершенные образцы, которые выступают в качестве прообразов реальных, материальных вещей. Душа, с точки зрения П., постоянна, неизменна и бессмертна. Ее суть может быть постигнута только разумом, а не опытом. Поведением человека управляют разум и свободная воля, которые, в свою очередь, являются главными или высшими функциями (атрибутами) души. Их наличием человек отличается от животного, поведение которого непроизвольно и несвободно. Душа состоит из трех частей: вожделенной, страстной и разумной, причем первые две ее части подчиняются последней. Образно, в своих диалогах П. уподоблял душу колеснице. Впряженный в нее черный конь-это вожделенная душа. Она не слушает приказов и нуждается в постоянной узде. Белый конь-страстная душа. Она старается идти своей, хотя и не всегда верной дорогой. Возница колесницы-это разумная душа, которая управляет двумя другими душами, ищет и направляет их по правильному пути. Воззрения П. предвосхитили возникновение в будущем многих известных проблем и направлений в психологии, в том числе психологии конфликтов, психологии мышления, психологии сознания и психоанализа. См. душа, психоанализ, психология сознания.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПЛАТОН
Афинский (427 г. до н.э. -348 г. до н.э.) — древнегреческий философ, родоначальник платонизма. Ученик Сократа. Родился в аристократической семье. С философией познакомился благодаря Кратилу и Сократу, встреча с которым произошла около 407 г. до н.э. После казни Сократа совершил ряд путешествий. В 387 г. основал в Афинах собственную философскую школу — академию. Разработал учение о бессмертии и переселении душ. Существование общих понятий было объяснено им как свидетельство о существовании мира чистых идеальных форм. Предложил технологию достижения истины в диалоге, названном им сократической беседой. Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, П. пришел к объективному идеализму. Считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи с неодушевленной материей. Душа, по его мнению, не только идея, но и цель вещи. Утверждал, что существует идеальный мир, в котором расположены души или идеи вещей, то есть те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться быть похожими, соответствовать им. Т. о., душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. Идея, по П., является общим понятием, которого действительно нет в реальной жизни и отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие. Так не существует какого-то обобщенного человека. Но каждый из людей является как бы вариацией понятия человек. Так как понятие неизменно, то и идея или душа, с точки зрения П., постоянна, неизменна и бессмертна. Не менее важным положением для П. являлась связь души с этикой, так как он считал, что душа человека отличается тем, что является хранительницей его нравственности. Будучи рационалистом, П. считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. П. считал, что душа состоит из трех частей — вожделеющей, страстной и разумной. Он разработал этический критерий, по которому делил душу на части, так как вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах П.уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь — вожделеющая душа, не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь, благородный (страстная душа), хотя и старается идти своей дорогой, но также не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И наконец, разумную часть души он отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя движением коней. В описании души П. придерживается четких, черно-белых критериев, доказывая, что есть как бы плохие и хорошие части души, причем разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная — плохими, более низкими частями. Т. к. душа постоянна и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно, и потому открытия, совершаемые человеком, не являются, по сути, открытиями чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе, хотя и не осознавалось человеком. То есть процесс мышления П. понимает как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое он считал главным познавательным процессом, по сути, является мышлением репродуктивным, а не творческим, хотя он и оперирует понятием интуиция, являющимся ведущим для творческого мышления. Исследуя познавательные процессы, П. говорит об ощущении, памяти и мышлении, причем он является первым из известных нам ученых, который представил память как самостоятельный психический процесс. Он дает ей определение — отпечаток перстня на воске и считает память одним из важнейших свойств психики в процессе познания окружающего мира. Важная роль памяти связана и с тем, что сам процесс познания у П. представал в виде припоминания, т. е. память являлась хранилищем всех знаний как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент. Однако, несмотря на такое внимание к этому процессу, П. считал память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ. П. развивает идеи Сократа, доказывая, что мышление есть диалог души с собой, то есть, по сути, мышление для него отождествляется с внутренней речью. Однако этот развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний о вещи, так как опирается на исследование окружающих предметов, которые, по мнению П., лишь копии настоящих знаний о предметах. Тем не менее возможность проникнуть в истинную суть вещей у человека существует и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они могут открыться человеку сразу, целиком, и этот мгновенный процесс в какой-то степени похож на инсайт, который позднее будет описан гештальтпсихологией. Однако, несмотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления с инсайтом, они совершенно различны по содержанию, поскольку озарение, по П., не связано с открытием нового, но лишь с осознанием старого, того, что уже хранилось в душе. Исследования П. вывели на новые пути не только в философии, где он является создателем теории объективного идеализма, но и в психологии. Были выделены этапы в процессе познания, открыта роль внутренней речи и активность мышления; душа представлена как определенная структура, которая испытывает давление противоположных тенденций — конфликтующих мотивов, вызываемых вожделеющей и страстной душой, которые не всегда возможно примирить при помощи разума. Эта идея П. о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его подход к проблеме познания отразится на позиции рационалистов. И. М. Кондаков, Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
672.07 кб

Платон о роли социума в жизни человека

Кочеткова Татьяна Николаевна
Статья посвящена анализу социализирующей роли общества.
Читать PDF
194.59 кб

Платон и Аристотель: спор о реальности

Евдокимцев Дмитрий Владимирович
Читать PDF
2.49 мб

Проблема повторения: Платон и лейбниц

Журавлева А. С.
Читать PDF
4.18 мб

Платон и древнеегипетские представления о бессмертии души: к проблеме влияния

Поздняков С. Н.
Читать PDF
2.79 мб

Платон и лектон

Дробышев В. Н.
Читать PDF
137.50 кб

2007. 04. 034. Каневи Ф. П. Платон об искусстве становления. Canevi F. R. Plato on the art of becomi

Хлебников Г. В.
Читать PDF
165.56 кб

2008. 02. 023-026. Некоторые проблемы философской теологии Аристотеля, платон и неоплатонизм. (сводн

Хлебников Г. В.
Читать PDF
410.52 кб

2006. 03. 020. Хлебников Г. В. Платон и эллинистическая философская теология: ее идеи и примеры их т

Читать PDF
455.25 кб

2006. 04. 026. Хлебников Г. В. Платон и философская теология Древней Академии. (аналитический обзор)

Читать PDF
78.98 кб

Возвращаясь к истокам: философия и политика, Сократ или Платон?

Дмитриев Тимофей Александрович
Читать PDF
1.45 мб

ПЛАТОН: НОВОЕ НАЧАЛО

Протопопова Ирина Александровна
Читать PDF
87.17 кб

ПЛАТОН В РОССИИ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ПРЕДИСЛОВИЕ К СТАТЬЕ Ф. НЕЗЕРКОТТ

Тихеев Юрий
Читать PDF
77.58 кб

Можно ли научиться добродетели? (софисты, Исократ и Платон о воспитании)

Мочалова И. Н.
В статье рассматриваются этические дискуссии, имевшие место в Афинах в V-IV вв. до. н.э. Ключевая тема дебатов природа добродетели.
Читать PDF
229.63 кб

Сознательное и бессознательное в политике (Платон и «Пещерные люди»)

Буренко Владимир Иванович
В статье на материалах «символа пещеры» Платона представлена трактовка сознательного и бессознательного в политике.
Читать PDF
95.30 кб

Святитель Филарет и митрополит Платон (к истории раннего слова святителя Филарета в Великий пяток 18

Хондзинский Павел Владимирович
В статье священника Павла Хондзинского «Святитель Филарет и митрополит Платон» известная проблема отношений «учитель ученик» рассматривается на конкретном материале создания одной из ранних проповедей будущего митрополита.

Похожие термины:

  • ПЛАТОФАЗА

    фаза полового акта, характеризующаяся высоким уровнем полового возбуждения.
  • закон плато в развитии навыка

    временная тенденция отсутствия улучшения или ухудшения навыка при продолжении обучения. Наличие этой тенденции связано с неравномерным характером перестройки психики в овладении новыми, более
  • Переживание плато

    Plateau experiences). Важные перемены в отношение индивида к жизни и всему окружающему, воздействующие на восприятия действительности и точку зрения на события и явления. Способствуют обострению сознания
  • ПЛАТО

    platy-) - приставка, обозначающая широкий или плоский.
  • ТАЛЬБОТА-ПЛАТО, ЗАКОН

    Обобщение о том, что когда скорость мерцания света достаточно высока для того, чтобы этот свет воспринимался как постоянный, его воспринимаемая яркость будет равна среднему от периодических впеч
  • Плато толерантности

    сохранение толерантности к наркотику на максимальном уровне после предшествующего периода нарастания в результате систематического употребления наркотика. Плато толерантности типично для раз
  • ЛЮБОВЬ ПЛАТОНИЧЕСКАЯ

    дружба, привязанность, любовь без половых контактов.
  • ТАЛБО-ПЛАТО ЗАКОН

    закономерность, согласно которой в том случае, когда частота мельканий света оказывается достаточно высокой и световые мелькания фактически сливаются друг с другом, порождая ощущение непрерывно
  • ПЛАТОНИЗИРОВАТЬ

    от имени древнегреческого философа – идеалиста Платона) – 1. делать межличностные отношения утратившими реалистичность, то есть невротическими; 2. идеализировать; 3. думать, мечтать, не предприним
  • ПЛАТОНИЗМ

    (в человеческих отношениях) - чисто духовная связь между людьми, влечение к человеку противоположного пола, не сопровождаемое эротическими чувствами (см. Чувство, Эротический).
  • ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

    мысль, приписываемая древнегреческому философу Платону. Он выступал в защиту строгой формы дуализма, в которой разум и тело мыслилось как две совершенно разные сущности, подчиняющиеся различным
  • ПЛАТОНИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

    Нефизическое проявление вещи, воспринимаемое только через рациональное мышление. См. платоническая идея.
  • Платонов Константин Константинович

    (1904—1985)-психолог, специалист в области общей психологии и психологии труда. Занимался также проблемами структуры личности и способностей. Много сделал для популяризации психологической науки. Со
  • ПЛАТОНОВ

    Имеющий отношение к философским доктринам Платона (427-347 гг. до н. э.). Чаще всего эта форма прилагательного используется в комбинации с другими терминами, как в следующих статьях; вариант – платонич
  • Платонов Константин

    (1878-1969). Советский психиатр и психотерапевт, заведующий кафедрой нервных и психических болезней Харьковского медицинского института. Основатель харьковской психотерапевтической школы. Создател
  • ПЛАТОНОВА МЕТОДИКА ДЛИТЕЛЬНОГО ГИПНОЗА-ОТДЫХА

    Психотерапевтическая методика, направленная на использование охранительно-восстановительной роли гипноза. Больного вечером погружают в гипнотический сон, который сам по себе переходит в естест
  • ПЛАТОНОВА МЕТОД ВНУШЕНИЯ ЛЕЧЕБНЫХ СНОВИДЕНИЙ

    (Платонов К. И., 1878-1969, сов. психиатр и психотерапевт). Психотерапевтический метод, при котором больному во время гипнотического сеанса внушают сновидение, противоположное по содержанию алкогольно
  • ЛЕЖАВА ГРИГОРИЙ ПЛАТОНОВИЧ

    доктор исторических наук, профессор. В 1996 г. в Институте этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая защитил докторскую диссертацию по теме: Основные этапы и этнополитические факторы абхазо-
  • КАРСАВИН Лев Платонович

    (1882-1952) - русский религиозный философ и историк. Основная проблематика трудов посвящена изучению дихотомии Россия - Запад. В предреволюционные годы он исследовал религиозную жизнь зарубежной Евро
  • УТЛИК Эрнст Платонович

    Заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Международной академии информатизации при ООН и действительный член Академии военных наук РФ. Родился в 1937 г. в Черниговской области в ст