(1882-1952) - русский религиозный философ и историк. Основная проблематика трудов посвящена изучению дихотомии Россия - Запад. В предреволюционные годы он исследовал религиозную жизнь зарубежной Европы в эпоху позднего средневековья, увлекся религиозной философией и философией истории. В 1925 г. Л. П. Карсавин примкнул к идейно-теоретическому движению евразийства, вскоре став его новым идейным лидером. К. последовательно критиковал позитивистскую теорию прогресса. Для него развитие культуры и наций -это развитие вне времени и вне пространства. Только познав культуру нации, "можно говорить о самосознании и самопонимании" личности представителя конкретной общности. Любая культура, по мнению К., как и личность, рождается, формирует свою этническую основу, развивает географические характеристики и умирает. Культура выше, чем народ, и может проявляться в нескольких исторических индивидуальностях. И если культура - суть индивидуальна, ее нельзя мыслить в отрыве от внешней среды, географического ландшафта, этнического типа ее носителя, нельзя разрывать культуру духовную и экономическую. Но культура, считал К., не абстрактна. Она не существует вне ее "индивидуализации в народах". Культура живет в определенном времени и пространстве, и умирает не она сама, а ее эмпирически определенный носитель - народ. Культуру творит ее субъект - народ. Они оба - высшие носители истории. При этом, по К., культура - это: 1. Определенная система "качествований" той или иной "индивидуальности" (народа или сословия); 2. "Качествование" высшей индивидуальности (например, эпохи, которая характерна для многих народов, как-то: европейская, русская, античная). Каждая культура - это индивидуали-зация человечества, и она несет свое собственное, только ей присущее начало, которое выделяет ее в ряду всех культур. Это качество культуры К. называет "идеей культуры". Культурой человечества определяется единство культур во времени и пространстве, их причастность к единому целому. Анализ исторического процесса сводится к выявлению проявлений личностей, представляющих разные культуры. В революции Карсавин видел актуализацию национального начала, явление народное, творческое, отсюда вытекает ее религиозный смысл, невозможность управлять ею. Не принимая идею западной демократии, которая "распыляет людей на периодически голосующих индивидуумов", К., в рамках евразийской теории, предпринял попытку создания государства "православной идео-кратии" с народом, образующим нацию-личность на основе индустриализации. Этот искусственный конструкт оказался несостоятельным даже в рамках теории и послужил одной из причин распада евразийского движения. Однако работы Л.П. Карсавина представляют несомненный интерес для историков, политологов, философов и этнопсихологов.