СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич это что такое СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич: определение — Психология.НЭС
СОЛНЦЕВА Людмила Ивановна СОЛОВЬЕВ Иван Михайлович

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

Найдено 2 определения термина СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

(1853— 1900) — российский философ, поэт, публицист. Сын историка СМ. Соловьева, ректора Московского ун-та и автора 29-томной Истории России с древнейших времен (1851 —1879). Окончив с отличием Московский ун-тет, С. в 1874 г. уезжает в Петербург, где защищает магистерскую дис: Кризис западной философии , вызвавшую большой резонанс как в научных, так и в широких общественных кругах петербургской и московской интеллигенции. В этой работе С. выступил против позитивизма, который господствовал в то время в России. После зарубежной стажировки получает должность профессора в Московском ун-те, где он вскоре защищает докт. дис. Хотя С. не оставил законченной научной системы, тем не менее именно его искания во многом сделали проблему развития нравственности, формирования личности человека, проблему воли одной из центральных для психологии того времени. С. был основателем направления, получившего название христианской философии, однако его система была совершенно лишена того догматизма, который она приобрела у некоторых его последователей. Он считал ложной идею разделения христианства на католическое и православное и был одним из основателей экуменизма. С. обозначил кульминационную точку того поворота в мышлении, который произошел в конце 1880-х гг. и который знаменовал собой признание религиозной жизни и некоторое разочарование в единодержавии науки и в особенности естествознания. При этом в философии С. рационалистические элементы сознательно соединялись с мистическими, представляя собой синтез идей западноевропейской и восточной мысли. Наибольшее влияние на формирование этой философии оказали философские труды Платона, Плотина, отцов церкви во главе с Оригеном и Августином и немецкие мистики (Я. Беме). В меньшей степени он находился под влиянием немецкого классического идеализма (Ф.В. Шеллинга). Эти взгляды у него сочетались с проповедями избавления материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразования его в космос красоты и с теорией бо-гочеловеческого процесса как совокупного спасения человечества. С. пытался найти гармонию между космической и социальной темами в концепции всеединства и учения о Софии, а в гносеологии — в цельном знании (интуитивном образно-символическом постижении мира, основанном на нравственном усилии личности). Стремление к активности и универсализму объединяли С. с шестидесятниками, так как духовная структура знаменитой реформаторской эпохи была ему присуща в значительной степени. По многим философским и нравственным проблемам С. являлся антагонистом Л.Н. Толстого. Оба мыслителя уделяли большое внимание проблеме взаимосвязи науки и веры, но в то время как западник-рационалист Толстой отрицал науку, мистик С. признавал ее права, что подчеркивало парадоксальность русской мысли. Проблема религиозной этики стояла в центре внимания как Толстого, так и С, но этика рационалиста Толстого привела его к отрицанию государства и анархизму, к учению о непротивлении злу, в то время как понимание этической задачи, возложенной на человека, повело С. по иному пути. Свою философию он называл мистицизмом, т. е. таким воззрением, которое признает недостаточность эмпиризма и рационализма и, не отвергая их относительной истинности, требует пополнения их другими источниками знаний, имеющимися в цельном разуме. Этот иной источник есть вера, свидетельствующая нам о существовании трансцендентального мира, к которому не применимы признаки, заимствованные из мира явлений. С. считал, что трансцендентальный мир (все-единое целое или Бог) имеет непосредственное отношение к человеку, который занимает среднее положение между безусловным началом или всеединым целым и преходящим миром явлений, не заключающим в себе истины. Из этого понимания места и роли человека в теории С. вытекает и психологическая концепция С.Л. Франка и Н.О. Лосского, которые дополняют и развивают главные мысли С. Одним из наиболее ценимых им философов, особенно в конце жизни, был Платон с его стремлением к созданию системы объективного идеализма и с его разочарованием (как и у С.) в возможности идеей воспламенить или переделать человека. Платоновская концепция мира видоизменена С. в двух отношениях — дуализм Платона примирен у него, во-первых, идеей постепенного развития бытия в пяти царствах, идеей постепенного возвышения, начиная от мертвой материи и кончая разумным и нравственным царством, во-вторых, христианским пониманием положения человека и смысла истории. В центре его истории стоит божественная личность Христа, победившая смерть и таким путем приобщившая мир преходящих явлений к вечной жизни, к безусловному началу. Появление Христа в середине исторического процесса дает определенный смысл этому процессу, долженствующему завершиться царством Божиим, победой любви над смертью — ибо Бог есть любовь. Эта концепция возлагает на человека очень важную и сложную задачу, ибо через него идет путь повышения, развития бытия. С. считал, что мертвая материя, пройдя через среду человеческую, одухотворяется, становится живой. Прогресс человеческого духа совершается только по одному пути, по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия, эти усилия становятся реальной силой, если к ним присоединяется воздействие свыше, т. е. то, что в религиозной жизни именуется благодатью. Это положение было очень важным именно для российских ученых, так как их концепции были, как правило, антро-пометричны, ориентированы на человека. С. стоял у истоков нового религиозного сознания начала XX века и оказал большое влияние на таких философов, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и др. Основные труды: Чтения о Богоче-ловечестве, 1877—1878; Критика отвлеченных начал, 1880; История и будущность теократии, т.1, 1887; Жизненная драма Платона, 1888; Россия и вселенская церковь, 1889; Смысл любви, 1892-1894; Оправдание добра, 1897— 1899; Три разговора, 1900; Собрание соч. в Ютомах, 1911 — 1914. Т.Д. Марцинковская

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

1853-1900) - русский религиозный философ и публицист. С. предложил к определению национального характера подходить посредством изучения идеалов и ценностных ориентации русских в отличие от представителей других этнических общностей. С его точки зрения, идеал русского народа не есть "могущество", власть (являющиеся побудительной силой для других наций), не есть богатство, материальное процветание (свойственные по его мнению, англичанам), не есть красота и "шумная слава" (характерные для французов). Не столь важно для русских оставаться самобытным народом, верным традициям глубокой старины (эта черта, присущая англичанам, в России, считал С., есть только у староверов). И даже идеал честности и порядочности (поддерживаемый, например, немцами) не есть та ценность, которой реально дорожит русский народ. Русским присущ "нравственно-религиозный идеал", который, по мнению С., характерен не только для России, т. к. подобные ценности лежат в основе мировоззрения, например, индийцев. Однако в отличие от них, у русских стремление к "святости" не сопровождается тем самобичеванием и аскетизмом, которые являются непременным атрибутом в Индии. Метод, с помощью которого С. попытался определить специфику национальных идеалов и национального характера, очень прост. Логика его заключалась в следующем: если какой-либо народ пожелает похвалить свою нацию, то он хвалит ее за то, что ему близко, за то, что для него важно и значимо, тем самым в самой похвале отражая некие, самые существенные основания, по которым можно судить о существующих в обществе ценностях и идеалах. Концепция С., безусловно, интересна, однако она вызывает много возражений, особенно относящихся к методам исследования национального характера. Однако и здесь есть рациональное зерно, если его изучать современными способами, с помощью контент-анализа и выявления устойчивых характеристик национальной психики экспериментальным путем.

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич — 0

Найдено научных статей по теме — 12

О языковой личности Владимира Набокова

Фатеев А.Е.
Скачать PDF

«Страх есть сдерживающее начало…»: образ времени Владимира Шляпентоха

Лейбович О. Л.
Произведена реконструкция взглядов русско-американского социолога В. Шляпентоха на роль страха в истории общества. Поставлен вопрос: что движет человеческими поступками: ценностные ориентации, сформированные культурой, или эмоции, вызванные воздействием внешних сил? Установлено, что споры между социологами оказывают решающее воздействие на способы исторического описания.
Скачать PDF

О Владимире Петровиче Познякове

Лунева Ольга Викторовна
В июле 2012 г. отметил юбилей один из преподавателей Московского гуманитарного университета — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и этнической психологии Владимир Петрович Позняков. Ему исполнилось 60 лет. Он уже многие годы сотрудничает с журналом «Знание. Понимание. Умение», его статьи регулярно публикуются в нашем журнале. Поздравляя коллегу с юбилеем, мы предлагаем биографический очерк о нем, который подготовила профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета Ольга Викторовна Лунева. В статье охарактеризована научная деятельность российского психолога Владимира Петровича Познякова.
Скачать PDF

Сафонов Владимир Константинович

Скачать PDF

Владимир Петрович Зинченко

Скачать PDF

Направленность личности как вектор психического развития российского ученого Владимира Николаевича а

Долгова Валентина Ивановна
Эмпирическое исследование проведено с использованием биографического и лонгитюдного методов, ориентационной анкеты Б. Басса и метода контент-анализа произведений известного российского учёного Владимира Николаевича Анисимова. Биографический, лонгитюдный методы и контент анализ событийного ряда проведён по десяти главам биографического труда В.Н. Анисимова «Годы привередливые» и поэтических работ «Весенним месяцем нисаном…». На всех этапах сквозной характеристикой паттернов поведения В.Н. Анисимова явно выделяется модальная величина направленность на дело заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Скачать PDF

Артур Владимирович Петровский: ипостаси авторства*

Петровский Вадим
Скачать PDF

Интервью с Артуром Владимировичем петровским

Мухина Валерия
Скачать PDF

Интервью с Владимиром Пономаренко

Мухина В.С.
Владимир Александрович Пономаренко, 1933 г. рождения, украинец. Начальник Государственного научно-исследовательско го испытательного института авиакосмической медицины (1987-1992). Ведущий психофизиолог по летным испытаниям. Доктор медицинских наук, профессор психологии труда. Отличник здравоохранения СССР. Заслуженный деятель науки РФ. За службу в авиации ге не рал-майор медицинской службы в отставке В.А. Пономаренко награжден тремя орденами и 18 медалями. За результаты достижений в науке удостоен звания Лауреат Премии Правительства СССР и Правительства РФ. За работы в области образования избран действительным членом Российской академии образования, награжден Золотой медалью Академии, удостоен Российской академией наук дипломом Рубинштейна. Член семи общественных Академий, почетный профессор трех университетов. Удостоен звания «Почетный гражданин города Мелитополя» (2010 г.) Почетный ветеран Вооруженных сил. Удостоен звания «Лучший врач России» (2008 г.). Опубликовал девять авторских монографий и девять в соавторстве. Подготовил более 30 кандидатов наук и 12 докторов наук.
Скачать PDF

Владимир Федорович Чиж и зигмунд Фрейд: схождение биографий и различие судеб

Слабинский В.Ю.
В статье рассматривается биография и научные достижения выдающегося российского психиатра Владимира Федоровича Чижа в соотнесении с биографией и научными достижениями основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Основные вехи биографий главных героев удивительно схожи: родились в небольших провинциальных городках старых империй, разница в дате рождения менее одного года, образование получили в столичных университетах, увлекались философией Ницше, в глазах современников были хорошими организаторами и крупными учеными. Владимир Федорович Чиж изучал психиатрию у И.П. Мержеевского и закончил Военно-медицинскую академию одновременно с Владимиром Михайловичем Бехтеревым. Во время заграничной стажировки Чиж изучал гипноз у ведущих специалистов своего времени: Ж. Шарко, И. Бернхейма и Ж. Дельбёфа. Неврологию и психиатрию у П. Флексинга, методологию психологического эксперимента у В. Вундта. В 30 лет стал первым Главным врачом Петербургской городской больницы для душевнобольных во имя великомученика и целителя Пантелеймона (600 коек), где организовал одну из первых в России психологических лабораторий. Он родоначальник экспериментальной психологии в России. С 1811 по 1915 год заведовал кафедрой психиатрии Юрьевского университета (сейчас Тарту, Эстония). Чиж одним из первых развивал на русской почве понимание личности и индивидуальности с самых фундаментальных, врачебных позиций. Он автор около 200 печатных работ, включая ряд монографий, по различным вопросам психиатрии, невропатологии, криминальной антропологии и психологии. В.Ф. Чиж первым в мире сформулировал «принцип удовольствия», сделав это минимум на 6 лет раньше Фрейда, и одним из первых в России постулировал важность деятельностного подхода в психологии.
Скачать PDF

Слово о Владимире Петровиче Зинченко

Ждан Антонина
Рассматриваются представления В. П. Зинченко об органической психологии, о деятельности и сознании, о развитии человека на пути к духовности. Обосновывается положение о правомерности характеризовать эти представления как контуры новой самостоятельной концепции развития человека и личности. Подчеркивается их связь с традициями психологической мысли и прозрениями замечательных поэтов. Проведены сопоставления воззрений В. П. Зинченко с теориями Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Воссоздается портрет ученого, обращается внимание на особенности языка и стиля научных трудов В. П. Зинченко. Анализируются новые термины, введенные им в психологию.V. P. Zinchenkos notions about organic psychology, activity and consciousness and about mans development on the way to spirituality are considered in the article. Appropriateness of these notions characterizing as a contour for a new independent conception of development is based. Their interrelation with traditions of psychological thought and insights of remarkable poets are stressed. Comparison of V. P. Zinchenkos ideas with the theories L. S. Vygotsky and A. N. Leontiev are done. The portrait of the scientist is created, attention is paid to peculiarities of language and style of V. P. Zinchenkos scientific works. New notions, introduced by V. P. Zinchenko in psychology are analyzed.
Скачать PDF

НГМУ: время и люди. Владимир Иванович Лебедев - психолог первого отряда космонавтов

Николаева Ирина Ивановна, Вишневский Станислав Олегович
Статья посвящена 55-летию первого полёта человека в космос в общем, и в частности выпускнику НГМУ В. И. Лебедеву, психологу, работавшему с первым отрядом космонавтов при их подготовке к полёту в космос. Также В. И. Лебедев занимался научной работой, часть его исследований проведена в соавторстве с Ю. А. Гагариным и А. А. Леоновым. Материалами исследования послужили архивные документы НГМУ, материалы публикаций из периодической печати.
Скачать PDF