ЗНАНИЕ это что такое ЗНАНИЕ: определение — Психология.НЭС
Знаменитый Знание акмеологическое

ЗНАНИЕ

Найдено 7 определений термина ЗНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЗНАНИЕ

в совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. По мере приобретения новых знаний и развития самосознания ребенок все больше овладевает оценочными понятиями и суждениями. Сопоставляя новые знания с уже усвоенными знаниями и оценками, он формирует свое отношение не только к объектам познания и действия, но и к самому себе. Это и определяет развитие его активности и самостоятельности как деятельной личности.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЗНАНИЕ

англ. knowledge).

1. Текущий результат открытого для обсуждения и критики (в рамках некоторого сообщества) изучения проблем, явлений (согласно правилам описания и нормам удовлетворительности, принятым данным сообществом) по некоторым формальным или неформальным процедурам. Существенный момент в понятии 3. - это претензия на то, что оно является обобщающим выражением, отражающим деятельность ума, и притязает на объективную истину (в отличие, напр., от мнений и фантазий, к которым не предъявляются столь же жесткие правила и нормы отбора), которая подтверждается практикой.

Еще в античной философии одной из центральных была проблема отношения 3. и мнения, истины и заблуждения. Уже тогда выяснилось, что мнения и теоретические конструкты, применяемые разными натурфилософами при описании одного и того же явления, могут сильно различаться.

В XIX-XX вв. была развернута программа исключения или минимизации теоретических компонент в 3. - позитивизм и неопозитивизм. Одним из итогов ее развития можно считать отказ от нее и признание того, что почти все измерения или факты являются "теоретически нагруженными".

3. об одном и том же явлении разных субъектов и сообществ м. б. не только различно по объему, но и плохо соизмеримо, ибо способы познания разными субъектами и сообществами могут принципиально отличаться. В науковедении популярна позиция Т. Куна, анализировавшего состояние науки (как системы рационального 3.) с помощью понятия парадигмы (фиксирующего принятые сообществом правила формирования 3., норм и критериев). При этом в каждый конкретный момент может существовать несколько принципиально различных парадигм, поддерживаемых разными сообществами.

3. обычно противопоставляется незнанию как отсутствию проверенной информации о явлении (или процессе) и псевдознанию (паразнанию), способы получения которого не удовлетворяют некоторым базисным критериям 3.

2. В более широком смысле 3. отождествляется с более или менее адекватными результатами познавательных (когнитивных) процессов. Иногда элементарные 3., обусловленные биологическими закономерностями, приписывают и животным, у которых они служат способом адаптации к меняющимся условиям. С позиций современного системного подхода, порождение и функционирование систем (в частности, человека и человеко-машинных систем), использующих 3., во многом успешно описывается схемами, сходными с используемыми при описании биологических систем (схема афферентного синтеза и ее обобщения).

Процессы получения, обоснования, проверки и распространения 3. изучаются логикой, методологией, теорией познания, науковедением, социологией. 3. классифицируют самым разным образом. Иногда их разделяют на эмпирические и теоретические, на явные и неявные, на декларативные, процедурные, эпистемические. М. Полани ввел понятие о личностных 3. (тесно граничащих с неявными 3. и умениями), трансляция которых в знаковой форме затруднена. С ним же граничит понятие непосредственное 3. (интуиция), обозначающее 3., получаемое путем прямого усмотрения, без рационального обоснования с помощью доказательства. В философии отдельно выделяют спекулятивное 3. - тип теоретического 3., которое выводится без обращения к внешнему опыту, при помощи рефлексии. (Б. Н. Еникеев.)

Добавление ред.: 3. нередко смешивают с опытом, с пониманием, с информацией, отражением. Наряду с этим сплошь и рядом смешивается подлинное понимание, эрудированность и информированность. В обыденном сознании грани между ними размываются, как и грани между 3. и информацией. Тем не менее такие грани существуют. 3. всегда чье-то, кому-то принадлежащее, его нельзя купить, украсть у знающего (разве что вместе с головой), а информация - это ничейная территория, она безлична, ее можно купить, ею можно обменяться или украсть, что часто и происходит. К этой разнице чувствителен язык. Есть жажда 3. и есть информационный голод. 3. впитываются, в них впиваются, а информация жуется или глотается (ср. "глотатели пустот, читатели газет"). Жажда 3., видимо, имеет духовную природу: "духовной жаждою томим". Однако и одной, и др. жажде испокон века противостоят "суета сует и томление духа".

Н. Л. Мусхелишвили и Ю. А. Шрейдер (1998) считают 3. первичным понятием. Не определяя 3., они привели 4 метафоры 3., имеющиеся в культуре. Античная метафора восковой таблички, на которой отпечатываются внешние впечатления. Более поздняя метафора сосуда, который наполняется либо внешними впечатлениями, либо текстом, несущим информацию об этих впечатлениях. В 2 первых метафорах 3. неотличимо от информации, соответственно, главное средство учения - память, которая идентифицируется с опытом и 3. След. метафора родовспоможения - метафора Сократа: у человека есть 3., которое он не может осознать сам и ему нужен помощник, наставник. Последний майевтическими методами помогает родить это 3. Наконец, евангельская метафора выращивания зерна: 3. вырастает в сознании человека, как зерно в почве, т. е. 3. не детерминируется лишь внешним сообщением; оно возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением. В сократовской метафоре отчетливо указано место педагога-посредника, в евангельской - оно подразумевается. В последних метафорах познающий выступает не как "приемник", а как источник собственного 3., как минимум - в качестве "преемника" др. 3.

В 2 последних метафорах речь идет о событии знания или его событийности. А. М. Пятигорский (1996) различает "событие 3.", "3. о событии" и "3. о событии 3.". Средний член - 3. о событии - ближе к информации, а 1-й и 3-й - это 3. в подлинном смысле слова, т. е. 3. как событие, от которого один шаг до сознания. Событийное знание и сознание субъективны, осмысленны, аффективны. Эти свойства 3. и сознания делают их живыми образованиями или функциональными органами индивида.

Каковы бы ни были источники и происхождение, 3. о мире, о человеке, о себе имеется у каждого, и оно существенно отличается от научного 3. даже тогда, когда принадлежит ученому. Это 3. живого о живом, т. е. живое 3. См. Знание живое, Человекознание. (В. П. Зинченко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ЗНАНИЕ

1. Собирательное значение – массив информации, которой обладает человек, или более широкое значение: группа людей или культура. 2. Те психические компоненты, которые возникают из любых и всех процессов, являются ли они данными от рождения или приобретенными в соо-ственном опыте. Этот термин используется в обоих этих значениях с явной импликацией, что знание является "глубоким" или "прочным" и что это более чем просто набор предрасположенностей к определенным реакциям или совокупность условных реакций. Употребление этого термин, на первый взгляд, означает отрицание применимости бихевиористской модели к человеческому мышлению. В философских и когнитивных психологических подходах к эпистемологии и когнитивистике обычно различаются различные формы знания; о наиболее часто упоминаемых см. следующие словарные статьи. Обратите внимание, что память часто употребляется как фактический синоним знания. Такие составные термины, как "эпизодическое знание" и "декларативное знание", будут использоваться взаимозаменяемо с терминами "эпизодическая память", "декларативная память". Более подробно и о других составных терминах, не приведенных здесь, см. память и следующие статьи.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ЗНАНИЕ

knowledge; Wissen; connaisance) исследуется в когнитивной науке по самым разным направлениям и в разных аспектах его существования и функционирования. Среди наиболее важных вопросов можно выделить следующие: – что рождает тот или иной тип знания: объективно существующие в мире закономерности или же субъективное виденье мира человеком; – как происходит рост знания и его прогресс; – какие типы знания могут быть выделены и противопоставлены друг другу (эмпирическое и рациональное знание; процедурное и декларативное; языковое (вербальное) и неязыковое, экстралингвистическое, невербальное; и т.д.); – какие механизмы и/или процедуры характеризуют получение знания и в ходе каких процессов оно возникает (ср., с одной стороны, индукцию и дедукцию, умозаключения, рассуждения и т.п.; с другой, операции сравнения, идентификации, распознавания, категоризации и классификации объектов; ассоциации и ассоциативное связывание единиц, с третьей, и т.п.); – в каком виде, где и в каких структурах знание репрезентировано человеческому уму, какие системы представления знания в нем существуют и как они между собой взаимодействуют (ср., например, среди разных структур представления знания фреймы, скрипты, сценарии, пропозиции, образы, признаки и т.д., а среди систем знания память, ментальный лексикон, концептуальную структуру и т.п.); – вопрос о филогенезе и онтогенезе знания; –вопрос об использовании знания в процессах мышления и рече- мыслительной деятельности.  

Источник: Краткий словарь когнитивных терминов

Знание

информация о событиях, ситуациях прошлого, настоящего и возможного будущего, о моделях поведения, навыках, которой владеет индивид или социальная группа.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

знание

преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ЗНАНИЕ

проверенный практикой результат познания действительности. Информация, отражающая в психике человека окружающий мир и его самого, различается по степени ее достоверности. С этой т. зр. можно выделить мнение, веру, предположительное З., научное З. Мнение – субъективная оценка человеком (группой) какого-л. предмета, явления. Мнение обосновано, но не достоверно. Вера – сознательное признание чего-л. истинным. Вера субъективно является истиной, однако объективно она не доказана, часто ошибочна. Предположительное З. – обоснованная, частично доказанная информация об окружающем мире. Одним из видов такого З. является здравый смысл. Научное З. – информация, достоверность которой доказана научными методами, проверена практикой. Конфликтология, в силу молодости науки, пока оперирует всеми видами информации, не проводя жесткой границы между ними по степени достоверности. Важной задачей науки является фиксация и непрерывное наращивание научного З. о конфликтах. «В глубоком знанье жизни нет – я проклял знаний ложный свет…» (А. С. Пушкин).

Источник: Словарь конфликтолога

Найдено рефератов по теме ЗНАНИЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическое знание как фактор оптимизации межпоколенных отношений

Постникова Маргарита Игоревна
Обозначается проблема отношений между поколениями в современном стремительно меняющемся мире. Исходя из специфики социкультурного контекста изучаемой проблемы, выделяется фактор оптимизации межпоколенных отношений психологическое знание. Дано описание экспериментального исследования: выявление проблемных аспектов в отношении подростков к представителям старшего поколения и формирование у подростков, в частности за счет повышения их психологической грамотности, толерантного отношения к пожилым людям.
Скачать PDF

Социальная инженерия как Дисциплинарно-организованное знание

Моисеева Агнесса Петровна
Обоснован смысл социальной инженерии, как дисциплинарно-организованного знания. Показано, что парадигмальные трансплантации способствуют оптимизации междисциплинарного взаимодействия и появлению нового знания. Раскрыта взаимосвязь прикладного знания и технологий в рамках социальной инженерии. Проанализированы такие технологии как проектирование, конструирование, междисциплинарные исследовательские программы.The author substantiates the sense of social engineering as the disciplinary-organized knowledge. It is shown that paradigmatic transplantations promote the optimization of interdisciplinary interaction and occurrence of new knowledge. The article reveals the relation of the applied knowledge and techniques within social engineering. The author analyzes such techniques as designing, constructing, interdisciplinary research programs.
Скачать PDF

Сопоставительный анализ слов-концептов «Мнение», «Знание», «Вера»: психосемантический подход

Гибатова Г. Ф., Нурлыгаянов И. Н.
В статье сделана попытка психосемантического исследования содержания слов-концептов «знание», «мнение», «вера». Сконструирован авторский вариант техники семантического дифференциала для изучения психологического значения терминов. Выделены факторные пространства понятий «мнение», «знание», «вера» и раскрыты дифференцирующие критерии.
Скачать PDF

Психологическое знание в составе педагогического исследования

Алексеев Николай Алексеевич
В статье рассмотрены вопросы взаимоотношений психологического и педагогического знания в ходе научного исследования. Педагогика трактуется как психопедагогика, в которой на паритетных началах представлены оба вида знаний. Это касается содержательной трактовки основных понятий, диагностических процедур, присутствующих в любом педагогическом исследовании, и, соответственно, должно находить отражение в научном аппарате диссертационных исследований.
Скачать PDF

Личностные конструкты и практическое знание в оперативно-розыскной деятельности

Елисеева Людмила Афанасьевна
Статья посвящена вопросам взаимосвязи личностных особенностей и специфики оперативно-розыскной деятельности как исходного пункта в формировании имплицитных форм профессионального знания сотрудника оперативных подразделений ОВД.
Скачать PDF

Знание о безопасности история, технология, культура

Трунов Михаил Вячеславович
Статья посвящена теоретическим аспектам обеспечения безопасности личности. Рассматриваются идеи, взгляды, концепции зарубежных и отечественных ученых, а также парадигмальные основания теории культуры безопасности.
Скачать PDF

Деятельность. Знание. Духовность

Зинченко В.
Скачать PDF

Социально-психологическая модель восприятия чужого: идентичность, знание, амбивалентность

Шефер Бернд, Скарабис Мартин, Шлёдер Бернд
Восприятие чужого в современных социально-психологических исследованиях новая тема. Основываясь на философском и социологическом подходах, Шефер и Шлёдер представили модель восприятия чужого (Schafer, Schloder, 1994). В рамках этой концепции чужое понимается в контексте самопонимания и самоопределения (идентичности) воспринимающего человека или социальной структуры. В качестве главных компонентов идентичности рассматриваются предписывающие, то есть направляющие поведение компоненты собственного знания, которые, будучи связаны с социальными ценностями, относятся также и к потребности в признании. Предполагается, что чужое сигнализирует об отклонении от главных аспектов идентичности человека и тем самым ставит под сомнение его собственную идентичность. Из-за недостатка информации и опыта контактов с чужим человеком индивид какое-то время не может решить, как следует понимать это отклонение как благоприятный шанс или как опасность. В результате возникает амбивалентная реакция. Наряду с этой неосведомленностью в узком смысле в данной модели рассматриваются также последующие этапы восприятия чужого, которые, однако, приводят к возникновению других по качеству реакций (безразличия или негативного и позитивного отношения).
Скачать PDF

Знание основ психодиагностики — условие эффективности применения тестов интеллекта

Акимова Маргарита Константиновна
The author argues that tests should be used only by professionals knowledgeable in the theory and methodology of psychodiagnostics, familiar with the range of various techniques, and experienced in interpreting test results and applying them to practice. By contrast, a non-professional interpretation of test results raises unjustified expectations and doubts in the usefulness of testing. The author examines whether intelligence tests measure general intelligence or some particular aspects of cognition. She discusses some practical tasks for which intelligence tests can be useful.
Скачать PDF

Альберт Эйнштейн и психологическое знание

Климов Евгений Александрович
На примере книги «Эволюция физики», написанной А. Энштейном в соавторстве Л. Инфельдом, автор анализирует вклад великого физика в психологическую науку. Автор убедительно, подкрепляя свои доводы цитатами, доказывает, что Энштейну удалось обогатить психологическое знание в области психологии научного творчества, что в вышеупомянутой книге им была проведена значительная работа по выявлению внутреннюю сторону деятельности ученого, механизмов творческой деятельности в науке. Проанализировав материалы «Эволюции физики» Климов демонстрирует, что они являются бесценным материалом для исследователей психологии творчества, поскольку ее авторы главное внимание уделяют общенаучным детерминантам поисковой деятельности ученого, опуская термины, специфические понятия или сложный математический аппарат, являющийся рабочим арсеналом физика. В статье также показано, какое значения имеют разработанные Энштейном понятия творческой деятельности для развития современной системы образования, как, используя их, можно преодолеть свойственный современной школе и учебному процессу формализованность, которая делает пребывание ученика в школе скучным, неинтересным делом. Автор делает вывод о том, что работа Энштейна оказывает «заражающее» действие, приобщая читателя к миру поиска и совершения творческих открытий в науке. Для психологии, особенно психологии образования, ее практическая значимость состоит в рас-крытии содержания профессиональной деятельности ученого. Это содержание в качестве «норматива» следует закладывать в процесс обучения, «чтоб быстрых разумом Невтонов» могла рождать не только «русская земля», но и отечественная образовательная система.
Скачать PDF

Знание «Как» без знания «Почему»: роль метакогнитивной чувствительности в научении искусственной гра

Иванчей Иван Иванович
Работа посвящена двум вопросам, связанным с метакогнитивными мерами осознанности, а именно тому, насколько сильно они различаются по своим характеристикам и в какой степени они отражают осознанность приобретаемого в ходе имплицитного научения знания. Сравниваются оценки уверенности и совершение ставок на собственный ответ. Показано, что две эти меры различаются как в части использования испытуемыми предложенных шкал, так и в части влияния на процесс применения имплицитного знания (т. е. на измеряемое поведение). Во второй части работы показано, что метакогнитивная чувствительность (способность субъективно различать свои правильные и неправильные ответы) не коррелирует со способностью целенаправленно использовать имеющееся знание. Делается вывод о том, что метакогнитивная чувствительность, вопреки классическим представлениям, не отражает осознанность. Библиогр. 21 назв. Ил. 5. Табл. 2.
Скачать PDF

Знание без осознания: опыт исследований имплицитного научения

Крюкова А.П.
В статье представлен обзор исследований по проблеме имплицитного научения. Данный феномен определяют как знание, которое во многом не осознается и довольно сложно вербализуется, но существенно влияет на познавательную деятельность. Целью настоящего анализа научно-психологической литературы, посвященной имплицитному научению, является описание эффектов, поиск подходящего метода изучения. В результате исследования обнаружено противоречие в имеющемся экспериментальном материале, отсутствие общепризнанного научного объяснения феномена. Можно сделать вывод, что необходима более подходящая теория, чтобы разработать методы и объяснить данные. Намечен путь проведения дальнейших исследований: понимать имплицитное научение как единый процесс взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого.
Скачать PDF