знание
преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Знание
информация о событиях, ситуациях прошлого, настоящего и возможного будущего, о моделях поведения, навыках, которой владеет индивид или социальная группа.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЗНАНИЕ
результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий. Истинные З. – результат познания, проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой. З. обладают различной степенью достоверности.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ЗНАНИЕ
результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий. Истинные З.— результат познания, проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой. 3. обладают различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. У человека З.— один из трех атрибутов сознания, определяющий и субъектный тезаурус данного индивида.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Знание
(знания). Усвоение знаний является функцией интеллектуальных возможностей индивида (личности). 3. следует определять всегда относительно полным. Возможность усвоения 3. зависит от биологических и социальных факторов для данной личности. В разные возрастные периоды возможности знания различны. 3. зависит в очень большой степени и от психического состояния, в котором находится человек. При развитии болезненных состояний с повреждением нервной системы (олигофрении, деменции самого различного характера) возможности осуществления этой функции весьма серьезно уменьшаются.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ЗНАНИЕ
в совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. По мере приобретения новых знаний и развития самосознания ребенок все больше овладевает оценочными понятиями и суждениями. Сопоставляя новые знания с уже усвоенными знаниями и оценками, он формирует свое отношение не только к объектам познания и действия, но и к самому себе. Это и определяет развитие его активности и самостоятельности как деятельной личности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЗНАНИЕ
проверенный практикой результат познания действительности. Информация, отражающая в психике человека окружающий мир и его самого, различается по степени ее достоверности. С этой т. зр. можно выделить мнение, веру, предположительное З., научное З. Мнение – субъективная оценка человеком (группой) какого-л. предмета, явления. Мнение обосновано, но не достоверно. Вера – сознательное признание чего-л. истинным. Вера субъективно является истиной, однако объективно она не доказана, часто ошибочна. Предположительное З. – обоснованная, частично доказанная информация об окружающем мире. Одним из видов такого З. является здравый смысл. Научное З. – информация, достоверность которой доказана научными методами, проверена практикой. Конфликтология, в силу молодости науки, пока оперирует всеми видами информации, не проводя жесткой границы между ними по степени достоверности. Важной задачей науки является фиксация и непрерывное наращивание научного З. о конфликтах. «В глубоком знанье жизни нет – я проклял знаний ложный свет…» (А. С. Пушкин).
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ЗНАНИЕ
результат познавательной деятельности человека. 3. выступает в виде усвоенных понятий, законов, принципов, а также зафиксированных образов явлений и предметов. 3. могут быть эмпирическими, недостаточно обобщенными и теоретическими, отражающими закономерные связи и отношения, существующие в действительности. 3. подразделяются также на научные и житейские, осмысленные и формально усвоенные. Я. А. Пономарев выделяет три типа знаний: 1) созерцательно-объяснительные; 2) эмпирические; 3) действенно-преобразующие. Всегда оправдывает себя правило: 3. освобождают от многих ошибок. Именно глубокие, разносторонние и в то же время конкретные 3. необходимы для развития личности, ее жизнестойкости, увеличения пользы, которую она приносит обществу. Большая роль в приобретении, закреплении и расширении 3. принадлежит самообразованию, самостоятельной работе. Овладение системой 3., отвечающих будущей специальности студентов, – необходимая предпосылка достижения успеха в профессиональной деятельности. Студенты должны формировать высокую готовность к правильному использованию своих теоретических и практических знаний.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ЗНАНИЕ
1. Собирательное значение – массив информации, которой обладает человек, или более широкое значение: группа людей или культура. 2. Те психические компоненты, которые возникают из любых и всех процессов, являются ли они данными от рождения или приобретенными в соо-ственном опыте. Этот термин используется в обоих этих значениях с явной импликацией, что знание является "глубоким" или "прочным" и что это более чем просто набор предрасположенностей к определенным реакциям или совокупность условных реакций. Употребление этого термин, на первый взгляд, означает отрицание применимости бихевиористской модели к человеческому мышлению. В философских и когнитивных психологических подходах к эпистемологии и когнитивистике обычно различаются различные формы знания; о наиболее часто упоминаемых см. следующие словарные статьи. Обратите внимание, что память часто употребляется как фактический синоним знания. Такие составные термины, как "эпизодическое знание" и "декларативное знание", будут использоваться взаимозаменяемо с терминами "эпизодическая память", "декларативная память". Более подробно и о других составных терминах, не приведенных здесь, см. память и следующие статьи.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ЗНАНИЕ
knowledge; Wissen; connaisance) исследуется в когнитивной науке по самым разным направлениям и в разных аспектах его существования и функционирования. Среди наиболее важных вопросов можно выделить следующие: – что рождает тот или иной тип знания: объективно существующие в мире закономерности или же субъективное виденье мира человеком; – как происходит рост знания и его прогресс; – какие типы знания могут быть выделены и противопоставлены друг другу (эмпирическое и рациональное знание; процедурное и декларативное; языковое (вербальное) и неязыковое, экстралингвистическое, невербальное; и т.д.); – какие механизмы и/или процедуры характеризуют получение знания и в ходе каких процессов оно возникает (ср., с одной стороны, индукцию и дедукцию, умозаключения, рассуждения и т.п.; с другой, операции сравнения, идентификации, распознавания, категоризации и классификации объектов; ассоциации и ассоциативное связывание единиц, с третьей, и т.п.); – в каком виде, где и в каких структурах знание репрезентировано человеческому уму, какие системы представления знания в нем существуют и как они между собой взаимодействуют (ср., например, среди разных структур представления знания фреймы, скрипты, сценарии, пропозиции, образы, признаки и т.д., а среди систем знания память, ментальный лексикон, концептуальную структуру и т.п.); – вопрос о филогенезе и онтогенезе знания; –вопрос об использовании знания в процессах мышления и рече- мыслительной деятельности.
Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова и соавт. 1997
ЗНАНИЕ
ВЕДЫ / KNOWLEDGE– это результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т. д.; продукт познания человеком предметов и явлений действительности, законов природы и общества; отражение в сознании или в материализованной форме явлений и предметов реального мира в их причинно-следственных связях и отношениях. З.– это отнюдь не информация, хранящаяся в памяти человека. В процессе познавательной деятельности человека изменяется протекание всех психических процессов (восприятия, представления памяти, мышления, внимания), а не только памяти. Именно новая конфигурация этих процессов и является З. Человек, получивший новое З. (понявший что-либо), по-другому воспринимает объекты, связанные с этим З. Он обращает внимание на другие свойства и стороны этих объектов. В своем мышлении иначе классифицирует эти объекты, выделяет их существенные признаки, иначе конструирует субъективный образ реальности. Таким образом, психолого-педагогическая наука рассматривает З. как результат познавательной деятельности и отражение действительности в мышлении индивида. Это значит, что З. является динамической категорией, оно непрерывно меняется в процессе познавательной деятельности. Интеллектуальная продуктивность индивида зависит не столько от количества усвоенных З., сколько от способов их получения, хранения и воспроизведения. З. как состояние понимания присуще только сознанию конкретного человека. Каждый индивид создает собственную структуру З., связывая новые идеи с уже известными. З. больше не считается отражением того, что дано человеку извне. Это индивидуальная конструкция, которой человек придает смысл, соотнося элементы З. и опыта с некоторой организующей схемой. Вуз должен помочь молодому человеку сформировать эту схему и на ее основе построить конструкцию профессиональной компетентности. Стержнем данной конструкции является будущая профессиональная деятельность. Курсант добывает З. в разных науках и учебных дисциплинах. Но эти З. интегрируются в его семантическую структуру, только если он их осмыслил применительно к решению конкретной проблемы в профессиональной деятельности. Е. Г. Баранов
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ЗНАНИЕ
англ. knowledge).
1. Текущий результат открытого для обсуждения и критики (в рамках некоторого сообщества) изучения проблем, явлений (согласно правилам описания и нормам удовлетворительности, принятым данным сообществом) по некоторым формальным или неформальным процедурам. Существенный момент в понятии 3. - это претензия на то, что оно является обобщающим выражением, отражающим деятельность ума, и притязает на объективную истину (в отличие, напр., от мнений и фантазий, к которым не предъявляются столь же жесткие правила и нормы отбора), которая подтверждается практикой.
Еще в античной философии одной из центральных была проблема отношения 3. и мнения, истины и заблуждения. Уже тогда выяснилось, что мнения и теоретические конструкты, применяемые разными натурфилософами при описании одного и того же явления, могут сильно различаться.
В XIX-XX вв. была развернута программа исключения или минимизации теоретических компонент в 3. - позитивизм и неопозитивизм. Одним из итогов ее развития можно считать отказ от нее и признание того, что почти все измерения или факты являются "теоретически нагруженными".
3. об одном и том же явлении разных субъектов и сообществ м. б. не только различно по объему, но и плохо соизмеримо, ибо способы познания разными субъектами и сообществами могут принципиально отличаться. В науковедении популярна позиция Т. Куна, анализировавшего состояние науки (как системы рационального 3.) с помощью понятия парадигмы (фиксирующего принятые сообществом правила формирования 3., норм и критериев). При этом в каждый конкретный момент может существовать несколько принципиально различных парадигм, поддерживаемых разными сообществами.
3. обычно противопоставляется незнанию как отсутствию проверенной информации о явлении (или процессе) и псевдознанию (паразнанию), способы получения которого не удовлетворяют некоторым базисным критериям 3.
2. В более широком смысле 3. отождествляется с более или менее адекватными результатами познавательных (когнитивных) процессов. Иногда элементарные 3., обусловленные биологическими закономерностями, приписывают и животным, у которых они служат способом адаптации к меняющимся условиям. С позиций современного системного подхода, порождение и функционирование систем (в частности, человека и человеко-машинных систем), использующих 3., во многом успешно описывается схемами, сходными с используемыми при описании биологических систем (схема афферентного синтеза и ее обобщения).
Процессы получения, обоснования, проверки и распространения 3. изучаются логикой, методологией, теорией познания, науковедением, социологией. 3. классифицируют самым разным образом. Иногда их разделяют на эмпирические и теоретические, на явные и неявные, на декларативные, процедурные, эпистемические. М. Полани ввел понятие о личностных 3. (тесно граничащих с неявными 3. и умениями), трансляция которых в знаковой форме затруднена. С ним же граничит понятие непосредственное 3. (интуиция), обозначающее 3., получаемое путем прямого усмотрения, без рационального обоснования с помощью доказательства. В философии отдельно выделяют спекулятивное 3. - тип теоретического 3., которое выводится без обращения к внешнему опыту, при помощи рефлексии. (Б. Н. Еникеев.)
Добавление ред.: 3. нередко смешивают с опытом, с пониманием, с информацией, отражением. Наряду с этим сплошь и рядом смешивается подлинное понимание, эрудированность и информированность. В обыденном сознании грани между ними размываются, как и грани между 3. и информацией. Тем не менее такие грани существуют. 3. всегда чье-то, кому-то принадлежащее, его нельзя купить, украсть у знающего (разве что вместе с головой), а информация - это ничейная территория, она безлична, ее можно купить, ею можно обменяться или украсть, что часто и происходит. К этой разнице чувствителен язык. Есть жажда 3. и есть информационный голод. 3. впитываются, в них впиваются, а информация жуется или глотается (ср. "глотатели пустот, читатели газет"). Жажда 3., видимо, имеет духовную природу: "духовной жаждою томим". Однако и одной, и др. жажде испокон века противостоят "суета сует и томление духа".
Н. Л. Мусхелишвили и Ю. А. Шрейдер (1998) считают 3. первичным понятием. Не определяя 3., они привели 4 метафоры 3., имеющиеся в культуре. Античная метафора восковой таблички, на которой отпечатываются внешние впечатления. Более поздняя метафора сосуда, который наполняется либо внешними впечатлениями, либо текстом, несущим информацию об этих впечатлениях. В 2 первых метафорах 3. неотличимо от информации, соответственно, главное средство учения - память, которая идентифицируется с опытом и 3. След. метафора родовспоможения - метафора Сократа: у человека есть 3., которое он не может осознать сам и ему нужен помощник, наставник. Последний майевтическими методами помогает родить это 3. Наконец, евангельская метафора выращивания зерна: 3. вырастает в сознании человека, как зерно в почве, т. е. 3. не детерминируется лишь внешним сообщением; оно возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением. В сократовской метафоре отчетливо указано место педагога-посредника, в евангельской - оно подразумевается. В последних метафорах познающий выступает не как "приемник", а как источник собственного 3., как минимум - в качестве "преемника" др. 3.
В 2 последних метафорах речь идет о событии знания или его событийности. А. М. Пятигорский (1996) различает "событие 3.", "3. о событии" и "3. о событии 3.". Средний член - 3. о событии - ближе к информации, а 1-й и 3-й - это 3. в подлинном смысле слова, т. е. 3. как событие, от которого один шаг до сознания. Событийное знание и сознание субъективны, осмысленны, аффективны. Эти свойства 3. и сознания делают их живыми образованиями или функциональными органами индивида.
Каковы бы ни были источники и происхождение, 3. о мире, о человеке, о себе имеется у каждого, и оно существенно отличается от научного 3. даже тогда, когда принадлежит ученому. Это 3. живого о живом, т. е. живое 3. См. Знание живое, Человекознание. (В. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004