ЖИВОЕ ЗНАНИЕ

Предыдущий термин:
ЖИВОЕ ДВИЖЕНИЕ

Следующий термин:
Живое изложение

Содержание:

Найдено 2 определения термина ЖИВОЕ ЗНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЖИВОЕ ЗНАНИЕ

см. Знание живое.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЗНАНИЕ ЖИВОЕ

англ. living knowledge) -понятие "3. ж." в нач. XX в. использовали Г. Г. Шпет (1914,1922), С. Л. Франк (1915,1917,1923). Такое знание м. б. как до-теоретическим, до-научным, так и пост-теоретическим, включающим в себя научное знание. В книге "Живое знание" (1923) Франк говорит о живом психологическом знании. Главными признаками 3. ж. являются открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Искусство порождает иное знание. Наука расчленяет, анатомирует, дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются, не компонуются в целостную картину. Особенно она преуспела в своей де-зинтегративной деятельности, изучая человека. Искусство же сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает науке о существовании целостного, неосколочного мира. (См. также 77см-хологическая педагогика, Психология искусства, Человекознание.)

3. ж. - это соцветие разных знаний. Оно включает не только знание о чем-либо, но и знание чего-либо. Оно представляет своего рода интеграл:

1) знание до знания (предзнаковые формы знания, мироощущение, неконцептуализируемые образы мира, бессознательные обобщения и умозаключения, память-привычка, память души, операциональные и предметные значения, житейские понятия неизвестного нам происхождения и т. п.), т. е. "неявное знание" (М. Полани);

2) знание как таковое (формы знания, существующие в институционализированных образовательных системах, в науке);

3) знание о знании (отрефлексированные формы знания: "На том стою и не могу иначе" (М. Лютер); или "знающее знание" (И. Г. Фихте);

4) незнание;

5) незнание своего незнания; согласно Я. Коменскому, - это источник безрассудства, дерзости, самонадеянности;

6) знание о незнании (влекущая, приглашающая сила: "Я знаю только то, что ничего не знаю"): согласно Коменскому, - это источник жажды знания, начало мудрости.

Особый вид знания (незнания?) - это тайна: "Тайна - это знание о незнании некоторого знания, а точнее - тайна это эмоциональное переживание незнания некоторого знания" (К. Пигров). М. К. Мамардашвили приводит фр. сентенцию: "Без тайны - животная жизнь; жизнь человеческая - тайна; культура - способность удержания тайны".

Знание о незнании содержит нечто большее, чем просто знание. Это отношение к знанию, сознание наличия или отсутствия знания. Имеется проблема, которую следует не столько решить, сколько осознать и держать в сознании. Какую задачу должно решать образование? Формирование твердых знаний или открытие знания о незнании? Или обе? И наконец, какую задачу оно решает в действительности?

Конечно, перечисленные виды знания и незнания не являются "чистыми культурами". Это, скорее, доминанты целого знания. Но с этими доминантами приходится сталкиваться, и их полезно учитывать в образовательной практике. Ибо в предельном или в чистом виде, т. е. взятые отдельно, они таят в себе опасность превращения в формы законченного невежества.

3. ж. при всей своей неизмеримости и концептуальной неопределенности есть "жизнь, истина и путь". Не так уж мало людей делают получение и накопление знаний целью и смыслом жизни. Главные достоинства 3. ж. состоят в том, что человек узнает себя в нем, оно не выступает в качестве чуждой (отчужденной) для него реальности или силы. А. М. Пятигорский подчеркивает, что содержание знания всегда вторично, производно по отношению к событию знания. Акт получения знания (или "акт знания") порождает содержание этого знания, а не наоборот. Здесь подчеркнута не только действенная и деятельностная, но и событийная природа знания. Любой текст, будь то живая Природа, живой Космос или Культура, с одной стороны, сопротивляется чтению и интерпретации, а с др. - взыскует читателей и интерпретаторов, число которых не убывает.

Знание о незнании иногда может свидетельствовать о знании больше, чем само знание. Знание до знания, незнание, знание о незнании есть условия всякого знания. Человек м. б. terra incognita, но не м. б. tabula rasa. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Значение медико-биологических знаний для изучения проблем клинической психологии

Галяутдинова С. И., Куксо П. А.
В статье приводится обзор основных биологических и медико-биологических знаний, необходимых для преподавания клинической психологии, исходя из традиций отечественных направлений и с учетом их использо
Читать PDF

Психологическое знание как фактор оптимизации межпоколенных отношений

Постникова Маргарита Игоревна
Обозначается проблема отношений между поколениями в современном стремительно меняющемся мире.
Читать PDF

Социально-психологические факторы обмена знаниями в организации

Журавлев Анатолий Лактионович
Выступление на VI Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века».
Читать PDF

Автоматизированная система итогового тестового контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеят

Бакаева Т.Н., Дмитриева И.А.
Читать PDF

Проблемы использования информационных систем в процессе диагностики знаний и пути их возможного устр

Солодов В.А.
Читать PDF

Модель обучения психологическому знанию в контексте детско-родительских отношений

Каменцева Е.С.
Читать PDF

Обучение учителей основам валеологических знаний

Дыхан Л.Б.
Читать PDF

Социальная инженерия как Дисциплинарно-организованное знание

Моисеева Агнесса Петровна
Обоснован смысл социальной инженерии, как дисциплинарно-организованного знания.
Читать PDF

Теоретические аспекты развития проектирования в гуманитарном знании

Сорокина Юлия Евгеньевна
Рассматриваются «проект» и «проектирование» как предмет научного исследования, теоретически освещается поэтапный переход понятий из технической в гуманитарную сферу
Читать PDF

Теоретический потенциал медицинской психологии в пространстве психологических знаний

Алёхин Анатолий Николаевич
Рассматриваются актуальные психологические проблемы, порождённые трансформацией социокультурной ситуации в стране, анализируются возможности психологической науки для проблематизации и научного решени
Читать PDF

Использование психологических знаний во внесудебной экспертизе

Метелев Александр Владимирович
В статье представлены результаты эмпирического исследования одной из актуальных профессионально-психологических проблем использования специальных психологических знаний при оценке правонарушающего пов
Читать PDF

Историографическое направление историко-психологического знания

Алексеенко Ирина Сергеевна
В статье раскрывается понятие историографии истории психологии; анализируется опыт изучения проблем историографии в мировой и отечественной историко-психологической мысли, ее современное состояние и п

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!