Понцо Марио ПОНЯТИЕ | ПРЕДПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ

Найдено 13 определений термина ПОНЯТИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Понятие

ментальная категория, которой мы пользуемся для классификации событий, объектов, ситуаций, поведения или даже людей согласно тому, что мы воспринимаем как общие свойства.

Оцените определение:

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru172

ПОНЯТИЕ

символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств. Выделяют эмпирические и теоретические понятия.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ПОНЯТИЕ

одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. Понятие может быть конкретным и абстрактным. Выделяются понятия эмпирические и теоретические. Наиболее абстрактные понятия называют категориями.

Психология изучает развитие понятий у человека. Различается усвоение понятий, выработанных другими людьми, и самостоятельная выработка новых понятий. В эмпирических исследованиях мышления широко применяются методики определения понятий, сравнения понятий, классификации понятий, образования искусственных понятий (-> обобщение). Изучается степень систематизированности понятий, исследуется формирование понятий о предметном мире, о других людях, о самом себе. Дифференцируются житейские и научные понятия, стихийное и управляемое развитие понятий. Доказана возможность более раннего, по сравнению со стихийным, формирования понятийных структур у ребенка в условиях специального обучения.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ПОНЯТИЕ

Одна из форм мышления, характеризующаяся высоким уровнем обобщения. П. могут быть конкретными и абстрактными, наиболее абстрактные П. обозначаются как категории. П. выражается словами и только в этой форме существует.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

ПОНЯТИЕ

англ. concept) - форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие. Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания П. со способом его конструирования, идеализации (абстракции и обобщения). Через П. происходит реализация содержательного обобщения, совершается переход от сущности к явлению. Оно фиксирует в себе условия и средства такого перехода и выведения частного из всеобщего. За каждым П. скрыто особое предметное действие (или их система), воспроизводящее предмет познания. Исторически сложившиеся в обществе П. объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах - целесообразно созданных предметах. Индивид усваивает их раньше, чем научается действовать с частными проявлениями. Усвоенное общее - прообраз, мера, масштаб для оценки эмпирически встречающихся вещей.

П. в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое П. фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического П. выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного); оно отображает переход, отождествление различного в едином, происходящее в самой действительности, воспроизводит развитие, становление системы целостности конкретного и лишь внутри этого раскрывает особенности и взаимосвязь единичных предметов (см. Теория).

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Понятие

развитая форма обобщения. Эмпирическое П. - фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Теоретическое П. - строится на основе анализа происхождения (генезиса) явления или объекта.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

Понятие

Категория. Символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы.

Специфика. В каждом понятии свернуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств.

Виды. Выделяют эмпирические и теоретические понятия.

Источник: Психологический словарь

ПОНЯТИЕ

1. Комплекс объектов, имеющих некоторые общие свойства или характеристики. 2. Внутреннее, психологическое представление общих свойств. Строго говоря, термин должен употребляться только в последнем значении, так как именно мысленное представление является понятием и мысленное представление, в конечном счете, ответственно за поведение в отношении к внешнему миру. Конечно, в мире существуют вещи, которые являются стульями, но понятие стула "находится в голове", а не во внешнем мире. Однако можно сказать о первом значении, что для того, чтобы понятие "оказалось в голове", должен иметься комплекс объектов, наделенных свойствами, которые, в конечном счете, представлены когнитивно. В психологии понятие часто рассматривается с точки зрения его места в континууме абстрактности - конкретности, где кресло рассматривается как конкретное, легко идентифицируемое, которое легко представить и (относительно) легко сформировать понятие и классифицировать, в то время как управление рассматривается как абстрактное, трудно идентифицируемое плохо представляемое и (относительно) плохо поддающееся простои классификации. Подробнее об этих проблемах (которые представляют известную трудность, как для философии, так и для когнитивной психологии) см. класс и связанные с ним термины.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПОНЯТИЕ

одна из форм отражения мира в психике человека, раскрывающая с помощью языка существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция П. – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от особенностей отдельных предметов данного класса. П. имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки, по которым обобщаются предметы. Развитие знаний выражается в углублении П., в переходах от одних П. к др., фиксирующим более глубокую сущность предметов, и т. о. представляющим более адекватное их отражение. Каждая наука оперирует определенной системой П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Ценность П. определяется тем, насколько точно и глубоко оно отражает объективную реальность (Е. К. Войшвилло, 2001). Наиболее общие и фундаментальные П. называются категориями. Категория выступает в виде системообразующего фактора для группы П. Система П. и категорий конфликтологии образует ее понятийно-категориальный аппарат. Конфликтология пока, главным образом, заимствует понятия у др. наук, исследующих конфликты. Она также вырабатывает собственные П.

Источник: Словарь конфликтолога

Понятие

Обобщение, возникающее на основе синтеза наиболее существенных ощущений и представлений. Возникает в результате абстрагирования, логических умозаключений. Понятия могут быть бытовыми (мебель, транспорт и т.п.) и научными (вещество, энергия и т.п.). В процессе развития мышления создаются все более абстрактные понятия. Наиболее общие понятия, позволяющие выходить на самый высокий уровень абстрагирования, называются категориями.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

Понятие

1. выражаемая словами мысль, в которой содержится знание об общих и отвлеченных свойствах объектов, явлений, событий. Существуют различные подходы к различению и систематизации понятий, Например: 1. конкретные понятия; 2. собирательные понятия; 3. общие понятия; 4. абстрактные понятия; 5. конъюнктивные понятия; 6. дизъюнктивные понятия и др.; 2. комплекс объектов, имеющих некоторые общие свойства или характеристики; 3. в философии - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существеных свойств. Каждое понятие характеризуется со стороны его содержания (некий признак) и объема (число объектов с таким признаком), оба эти аспекта связывает закон обратного соотношения объема и содержания понятия: чем меньше объем, тем большим является его содержании, и наоборот. Вступая в сознании человека в связи между собой, понятия образуют различные виды логических отношений (несовместимости, тождества, каузальности и др.). Знание отношений между понятиями позволяет избегать логических ошибок, но, увы, не заблуждений. Индивид формально может адекватно идентифицировать понятия и отношения между ними в нейтральной обстановке, но в реальной ситуации он нередко делает это совершенно иначе; 3. в психопатологии – а) мысль, в которой фиксируется некое конкретное знание о психическом расстройстве или определенное теоретическое представление («симптом Пирогова», «олигофрения», «симптом», синдром», «течение заболевания», «патокинез и т.д.); б) результат процесса нарушения формирования и усвоения понятий в силу психического расстройства (умственной отсталости, деменции, шизофрении, аффективной и другой психиатрической патологии), то есть, с феноменологической точки зрения, то, как представлено то или иное понятие в сознании психиатрического пациента; 4. в психоанализе – способ организации фактов в теоретические формулировки, «насилие» над фактами человеческой жизни, которая представляется результатом действия умозрительных безличных сил. Различаются: а) основные понятия – те понятия, которые предполагают, что обычно психическая жизнь приводится в действие конфликтом между противоположными силами (Эросом и Танатосом, сексом и агрессией, принципом реальности и принципом удовольствия); б) структурные понятия – такие понятия, которые предполагают, что психические процессы являются функциями организма или аппарата, состоящего из взаимосвязанных частей (например, психический аппарат образуют Ид, Эго и Супер-Эго); в) топографические понятия – понятия, которые исходят из того, что психические процессы могут быть локализованы по принципу диаграммы (указанные части психического аппарата могут быть представлены как слои психического содержания; их наличие позволяет предполагать, что воспоминания, импульсы, фантазии и т.д. находятся на различных расстояниях от поверхности; г) экономические понятия – понятия, которые предполагают наличие психической энергии, кванты которой могут быть присоеденены к структурам (связанная энергия), перемещаться от одной психологической структуры к другой (свободная энергия) или получать разрядку в действии; д) динамические понятия – понятия, которые описывают психическую деятельность с точки зрения процесса, влечения и развития (например, инстинкт, импульс, сублимация и др.); е) понятие способностей – такие «дофрейдовские» понятия, как память, инсайт, мышление и др., которые могут быть переформулированы в духе динамической психологии («воспоминание, забывание и, возможно, интроспекция).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Понятие

Наш опыт конденсируется в понятиях, и мы поэтому свободны от необходимости сохранять огромную массу конкретных впечатлений. (9.1, 80) дерево и собака служат обозначениями понятий, т.е. общих родовых групп, к которым по существенным признакам должны быть отнесены те или иные индивидуальные предметы. (9.1, 105) Понятие есть высшая форма компенсации недостаточности представлений. (1.5.12, 212) понятие представляет собой не простую совокупность ассоциативных связей, усваиваемую с помощью понятий, не автоматический умственный навык, а сложный и подлинный акт мышления, которым нельзя овладеть путем простого заучивания, но который непременно требует, чтобы мысль ребенка сама поднялась в своем внутреннем развитии на высшую ступень для того, чтобы понятие могло возникнуть в сознании. понятия, психологически представленные, как значения слов, развиваются. Сущность их развития заключается, в первую очередь, в переходе от одной структуры обобщения к другой. (26.1, 4) процесс образования понятий заключается в переходе от непосредственных интеллектуальных процессов к опосредованным с помощью знаков операциям. (1.2.1, 135) Понятие – значение в плане самосознания. (18.1, 63) Процесс образования понятий с психологической стороны заключается в открытии связей данного предмета с рядом других, в нахождении реального целого, в развитом понятии мы находим всю совокупность его отношений, его место в мире. Понятие заключается, во-первых, в том что предмет познается в его отношениях, в его связях, и, во-вторых, предмет в понятии не есть модифицированный образ, а предрасположение к целому ряду суждений. Понятием является система суждений, приведенных в известную закономерную связь: когда мы оперируем каждым отдельным понятием, вся суть в том, что мы оперируем системой в целом. Понятие есть система суждений, которая содержит в себе отношение ко всей более широкой системе. В понятии мы находим единство формы и содержания. (1.1.6, 121 – 122) понятие в его естественном и развитом виде предполагает не только объединение и обобщение отдельных конкретных элементов опыта, но также выделение, абстрагирование, изоляцию отдельных элементов и умение рассматривать эти выделенные, отвлеченные элементы вне конкретной и фактической связи, в которой они даны. (1.2.1, 169) Понятие возникает тогда, когда ряд абстрагированных признаков вновь синтезируется и когда полученный таким образом абстрактный синтез становится основной формой мышления решающая роль в образовании понятий принадлежит слову. (1.2.1, 174) развитие понятий только часть или одна сторона речевого развития, именно семантическая его сторона. (1.2.1, 203) Только в системе понятие может приобрести осознанность и произвольность. (1.2.1, 221) Природа понятия – синкретическая, комплексная, предпонятийная – раскрывается наиболее полно в специфических отношениях данного понятия к другим понятиям. (1.2.1, 276, 282) общий закон мышления – понятие зависит от ситуации. (3.4, 27) См. Знак, Значение, Мышление, Обобщение, Опыт, Развитие, Слово, Сознание

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

понятие

форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления; высший уровень обобщения, характерный для вербально-логического мышления.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Показать все [+10] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Концепт "архетипа" как культурологическое понятие

Гура В.В.
Скачать PDF

Понятие «Взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии

Хребина С.В.
Скачать PDF

Социально-психологическое понятие о компетентном общении: сущностные характеристики

Пугачевский О.О.
Скачать PDF

Понятие «образ мира» в психологической науке

Чуешева Наталья Алексеевна
В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения некоторых теорий, раскрывающих понятие образ мира, строение, психологические механизмы становления данного образования
Скачать PDF

Понятие о психомоторных способностях и их взаимосвязь с психологическими компонентами личности старш

Мезенцев Виктор Владимирович
В статье дается понятие о психомоторных способностях и приводятся результаты исследования физической подготовленности и психологических свойств личности, полученные при организации занятий по физической культуре старших школьников гимназии.The article depicts the concept of psychomotor abilities and provides with the results of research upon physical condition and psychological qualities of personality received during the organization of physical culture lessons among senior gymnasia learners.
Скачать PDF

Экономические способности: понятие, сущность, структура

Вяткин Александр Павлович
Исследовано экономическое поведение и экономическая социализация личности. Раскрыта роль способностей в экономическом поведении человека. Проанализированы модели экономического поведения, положенные в основу экономических теорий. Проанализированы труды психологов по общей теории способностей. Выявлена структура способностей человека. Проанализированы категории управленческих способностей человека.
Скачать PDF

Понятие «Духовность» в современой психологии

Буравлева Наталья Анатольевна
Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению понятия «духовность». Духовность рассматривается как высшая подструктура человека, подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности, обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми.
Скачать PDF

Понятие политического имиджа в социальной психологии

Гасанов Исмаил Байрамович, Устюгов Михаил Александрович
Понятие «имидж» используется в работах по психологии политики, бизнеса, искусства. Говорят об имидже представителей искусства, политики, бизнеса. Этот термин употребляется в различных значениях. Среди ученых не существует единого мнения относительно имиджа как социально-психологического явления.
Скачать PDF

Психологическое понятие образовательной среды вуза

Авдиенко Геннадий Юрьевич
В статье рассмотрено понятие образовательной среды вуза, проанализированы существующие подходы к исследованию данного феномена в рамках педагогической науки, предложено авторское толкование понятия образовательной среды вуза с включением в него психологического компонента, показана возможность использования данного понятия для решения задач психологического сопровождения учебного процесса и развития личности будущего специалиста.
Скачать PDF

Профессиональное самосознание офицера внутренних войск МВД России: понятие, структура, диагностика

Вяткин Бронислав Александрович, Беляев Олег Борисович
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования структуры профессионального самосознания офицера внутренних войск. Установлено, что оно представляет собой целостное, многокомпонентное личностное образование. Прилагается методика, позволяющая измерить степень его выраженности (опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД России).
Скачать PDF

Профессиональная адаптация молодых специалистов ОВД: понятие и пути совершенствования

Петрова Алла Станиславовна, Шелепова Мэри Амирановна
Профессиональная адаптация сотрудника ОВД проявляется в формировании у молодых специалистов моделей поведения, адекватных условиям новой для них окружающей среды. В ее структуру входит адаптация к условиям службы, к требованиям профессиональной деятельности и др.
Скачать PDF

Понятие и модель применения тренинговой психотехнологии в учебных группах с деструктивными взаимоотн

Адушкина И.Б.
Скачать PDF