СЛОВО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СЛОВО
единица языка, объективизирующая понятие и служащая для наименования предметов, процессов, свойств, лиц.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Слово
Категория. Лексическая единица языка.
Специфика. Имеет определенное значение, или предметную отнесенность, и внешнюю форму, которая может быть представлена определенной совокупностью звуков, системой зрительно воспринимаемых знаков или образов артикуляции. В развитых языка насчитывается по несколько сотен тысяч слов, из которых в обыденном общении употребляется очень небольшая часть.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Слово
общеславянск.) - 1. единица языка, служащая для обозначения отдельного понятия; 2. речь, язык; 3. высказывание, выражение, фраза; 4. мнение, решение, вывод; 5. обязательство сделать, выполнить что-либо, обещание; 6. публичное выступление, речь, официальное заявление; 7. в логике – достаточно трудно дать точное определению этому термину, хотя каждый имплицитно знает, что он обозначает. Рабочей является такая его дефиниция: это минимальная свободная лингвистическая единица.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СЛОВО
Удивительно, что лингвисты приложили адские усилия, чтобы дать точное определение этому термину, несмотря на тот факт, что, по существу, каждый образованный человек, кажется, имплицитно знает, что обозначается этим термином. Хотя имеются проблемы со следующими терминами, это, конечно, приемлемое рабочее определение: минимальная свободная лингвистическая форма. То есть самая маленькая ("минимальная") единица ("форма") языка, которая может использоваться автономно ("свободная") в письменной и/или устной речи.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Слово
Первоначальная функция речи состоит в том, что первоначальное слово является указанием. Слово, как указание, является первичной функцией развития речи, из которой можно вывести все остальное. (6.1, 410) Примитивный человек не имеет понятий, абстрактные родовые имена для него совершенно чужды. Он пользуется словом иначе, чем мы. Слово может получить различное функциональное употребление. В зависимости от того, каким способом оно употреблено, будет стоять и та мыслительная операция, которая осуществляется при помощи этого слова. (9.1, 104) Слово может быть употреблено как имя собственное, как звук, ассоциативно связанный с тем или иным индивидуальным предметом. В этом случае оно является именем собственным, и при помощи его выполняется простая ассоциативная операция памяти. в значительной степени примитивный язык стоит именно на этой ступени развития. (9.1, 104) Второй стадией в развитии пользования словом является стадия, когда слово выступает как ассоциативный знак не индивидуального предмета, а какого-нибудь комплекса или группы предметов. Слово становится как бы фамильным, групповым именем. Оно выполняет уже не только ассоциативную функцию, но и мыслительную операцию, так как при его помощи классифицируются, объединяются в известный комплекс различные индивидуальные предметы. Но это объединение все еще остается группой отдельных конкретных предметов, из которых каждый, войдя в новое сочетание, сохраняет всю свою индивидуальность и единственность. На этой стадии слово есть средство образования комплекса. (9.1, 105) Слово входит в структуру цели так, как палка в ситуацию «желания завладеть плодом». (32.1, 29) Оно, как план, содержит в себе в свернутом виде все дальнейшее поведение ребенка, оно знаменует собой найденное решение трудной ситуации, выраженное намерение, схему будущих действия. (1.5.12, 201) Слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает. (1.2.1, 17) Слово есть знак Оно может служить средством для различных интеллектуальных операций. (1.2.1, 175) Мы различали в семантической структуре слова его предметную отнесенность и его значение и стремились показать, что то и другое не совпадают. С функциональной стороны это привело нас к различению индикативной и номинативной функции слова, с одной стороны, и его сигнификативной функции, с другой. (1.2.1, 313) вместе со словом в сознание человека вносится новый modus operandi, новый способ действия. В чем заключается это новое? с психологической стороны самым существенным для слова является обобщение. (8.2, 371 – 372) См. Знак, Значение, Комплекс, Обобщение, Память, Поведение, Речь

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психические образы высших порядков: слово как звучание и как значение

Березина Татьяна Николаевна
Утверждается, что слово в психике играет двоякую роль. С одной стороны, оно является значением, и в этом аспекте рассматривается как составляющая второй сигнальной системы, как компонент сознания, как знак или как понятие.
Читать PDF

«Слово» и «Дело»: к истории научных отношений А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского

Братусь Борис Сергеевич
Показывается, как первоначальные отношения учитель (Выготский) внимательный ученик и последователь (Леонтьев) сменились размежеванием, поиском и отстаиванием своих собственных путей.
Читать PDF

Семантика речи: имя, слово, высказывание

Ушакова Татьяна Николаевна
Термин «семантика» относится в данной работе к той области психологического функционирования, где у субъекта происходит «осмысливание», «понимание» явлений или сторон действительности, включая языковые элементы.
Читать PDF

Вступительное слово приглашенного редактора к специальной теме выпуска «Экзистенциальная психология

Орлов Александр Борисович
Читать PDF

Вступительное слово

Т.Н. Лапшина, А.А. Леонтьева, Е.Н. Осин
Читать PDF

Слово главного редактора

Чупров Л.Ф.
Читать PDF

Об этом выпуске журнала (вступительное слово главного редактора)

Чупров Л.Ф.
Читать PDF

Об этом номере журнала (вступительное слово главного редактора)

Чупров Л.Ф.
Читать PDF

Слово и практика его использования. Проблемы психоэкологии

Волчек О.Д., Алексина Л.А.
Читать PDF

Слово о Владимире Петровиче Зинченко

Ждан Антонина
Рассматриваются представления В. П. Зинченко об органической психологии, о деятельности и сознании, о развитии человека на пути к духовности.
Читать PDF

Слово ученицы

Пилько Н. С.
Читать PDF

ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ СЛОЖНОСТИ ЦЕЛЕЙ НА ВЕЛИЧИНУ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ В ТЕСТЕ "РИСУНОК-СЛОВО"

Сопов Михаил Сергеевич, Стародубцев Алексей Сергеевич, Мирошник Кирилл Геннадьевич
В настоящее время существует множество модификаций Струп-теста, среди которых наибольшей популярностью пользуется интерференционный тест «Рисунок-Слово».

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Брать слово

    с кого-л.) – побудить или вынудить кого-то пообещать сделать просимое. Лучше не прибегать к этому длительными уговорами, сообразовываться – с кого можно, а с кого не следует брать обещание, а также
  • Цепляться за каждое слово

    См. придираться. Недостойное поведение. Оправдано в случае крайней ситуации. Ср. поймать на слове.
  • Слово чести

    нравственная установка выполнять обещанное, держать данное слово как вопрос сохранения или утраты чести. Характерно для культурного благородного человека. Слово чести нельзя давать, не продумав
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СЛОВО

    слово, выражающее чувство, настроение, субъективное отношение. Словарь рекламы отдает предпочтение ЭС. перед интеллектуальными (см. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СЛОВО).
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СЛОВО

    слово, связанное с умственной деятельностью (англ. concept word), использующееся для передачи информации, объективного содержания, в противоположность ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СЛОВУ (см.).
  • СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    См. холофраза.
  • Взять слово

    См. брать слово.
  • Напутственное слово

    Не надо, чтобы оно было слишком длинным и сентиментальным ни в быту, ни в официальной обстановке.
  • Неосторожное слово

    Например, в беседе с человеком, страдающим заиканием, нечаянно сказать: «Пусть такой-то даже не заикается об этом!» и сразу же обнаружить свою оплошность; женщине, получившей ушиб, машинально сказа
  • СЛОВО-НЕСЛОВО, ЗАДАЧА

    См. задача на лексическое решение.
  • СЛОВО-ПОДЕНКА

    слово-однодневка (англ. ephemeral word), т. е. неологизм, выпавший из языка сразу же после того, как был кем-то придуман и использован. Напр., глагол "гроссбухнем" (от термина "гроссбух") у В. Маяковс
  • Подыскивать слово, выражение

    В процессе обычного общения это неприятный недостаток. Ср. поговорку: Слово слову костыль подает. Но подчас это производит впечатление вдумчивости, глубины анализа – если тема беседы или речи сло
  • СЛОВО-ПРИЗРАК

    ложное слово, которое возникло из-за чьей-то языковой ошибки, в результате недоразумения. Напр., в рассказе Ю. Тынянова "Поручик Киже" описан случай возникновения слова (фамилии) "Киже" из-
  • СЛУЖЕБНОЕ СЛОВО

    Любое слово, которое выполняет грамматическую (синтаксическую) роль в предложении, в отличие от роли несения лексического (семантического) значения. Предлоги, вспомогательные глаголы, союзы, межд
  • СТИМУЛЬНОЕ СЛОВО

    Свободное значение – любое слово, используемое в качестве стимула. Чаще всего – слово, предъявляемое субъекту в исследовании словесных ассоциаций или при изучении времени реакции, или слово, исп
  • Вставить слово

    вставить в речь красное словцо (далеко не всегда к этому нужно стремиться). Обнаруживает человека, желающего показать себя в хорошем виде, может объясняться желанием самовыражения. Ср. вмешиваться
  • Замолвить слово

    сказать что-либо в пользу кого-либо (заступаясь, рекомендуя принять на работу и др.). Целесообразно при этом использовать аргумент к человеку (к жалости), аргумент к пользе, представить соответствую
  • ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СЛОВО

    Любое слово, которое имеет семантическое содержание или значение. Существительные, глаголы, прилагательные, наречия являются знаменательными словами. См. и ср. со служебным словом.
  • Пиктограмма (Нарисуй слово)

    методика предназначена для изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержание образов воображения, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула. Мат
  • СЛОВО-АКТИВНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ (РАЗДРАЖАЮЩЕЕ СЛОВО)

    (buzz word-англ.)-условное название любого слова или понятия, на которое человек реагирует постоянно, причем вполне определенным, эмоционально предсказуемым образом.