Словесный эсгибиционизм Слово чести

СЛОВО

Найдено 5 определений термина СЛОВО

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Слово

Категория. Лексическая единица языка.

Специфика. Имеет определенное значение, или предметную отнесенность, и внешнюю форму, которая может быть представлена определенной совокупностью звуков, системой зрительно воспринимаемых знаков или образов артикуляции. В развитых языка насчитывается по несколько сотен тысяч слов, из которых в обыденном общении употребляется очень небольшая часть.

Источник: Психологический словарь

СЛОВО

Удивительно, что лингвисты приложили адские усилия, чтобы дать точное определение этому термину, несмотря на тот факт, что, по существу, каждый образованный человек, кажется, имплицитно знает, что обозначается этим термином. Хотя имеются проблемы со следующими терминами, это, конечно, приемлемое рабочее определение: минимальная свободная лингвистическая форма. То есть самая маленькая ("минимальная") единица ("форма") языка, которая может использоваться автономно ("свободная") в письменной и/или устной речи.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Слово

общеславянск.) - 1. единица языка, служащая для обозначения отдельного понятия; 2. речь, язык; 3. высказывание, выражение, фраза; 4. мнение, решение, вывод; 5. обязательство сделать, выполнить что-либо, обещание; 6. публичное выступление, речь, официальное заявление; 7. в логике – достаточно трудно дать точное определению этому термину, хотя каждый имплицитно знает, что он обозначает. Рабочей является такая его дефиниция: это минимальная свободная лингвистическая единица.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Слово

Первоначальная функция речи состоит в том, что первоначальное слово является указанием. Слово, как указание, является первичной функцией развития речи, из которой можно вывести все остальное. (6.1, 410) Примитивный человек не имеет понятий, абстрактные родовые имена для него совершенно чужды. Он пользуется словом иначе, чем мы. Слово может получить различное функциональное употребление. В зависимости от того, каким способом оно употреблено, будет стоять и та мыслительная операция, которая осуществляется при помощи этого слова. (9.1, 104) Слово может быть употреблено как имя собственное, как звук, ассоциативно связанный с тем или иным индивидуальным предметом. В этом случае оно является именем собственным, и при помощи его выполняется простая ассоциативная операция памяти. в значительной степени примитивный язык стоит именно на этой ступени развития. (9.1, 104) Второй стадией в развитии пользования словом является стадия, когда слово выступает как ассоциативный знак не индивидуального предмета, а какого-нибудь комплекса или группы предметов. Слово становится как бы фамильным, групповым именем. Оно выполняет уже не только ассоциативную функцию, но и мыслительную операцию, так как при его помощи классифицируются, объединяются в известный комплекс различные индивидуальные предметы. Но это объединение все еще остается группой отдельных конкретных предметов, из которых каждый, войдя в новое сочетание, сохраняет всю свою индивидуальность и единственность. На этой стадии слово есть средство образования комплекса. (9.1, 105) Слово входит в структуру цели так, как палка в ситуацию «желания завладеть плодом». (32.1, 29) Оно, как план, содержит в себе в свернутом виде все дальнейшее поведение ребенка, оно знаменует собой найденное решение трудной ситуации, выраженное намерение, схему будущих действия. (1.5.12, 201) Слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает. (1.2.1, 17) Слово есть знак Оно может служить средством для различных интеллектуальных операций. (1.2.1, 175) Мы различали в семантической структуре слова его предметную отнесенность и его значение и стремились показать, что то и другое не совпадают. С функциональной стороны это привело нас к различению индикативной и номинативной функции слова, с одной стороны, и его сигнификативной функции, с другой. (1.2.1, 313) вместе со словом в сознание человека вносится новый modus operandi, новый способ действия. В чем заключается это новое? с психологической стороны самым существенным для слова является обобщение. (8.2, 371 – 372) См. Знак, Значение, Комплекс, Обобщение, Память, Поведение, Речь

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Показать все [+2] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 10

Психические образы высших порядков: слово как звучание и как значение

Березина Татьяна Николаевна
Утверждается, что слово в психике играет двоякую роль. С одной стороны, оно является значением, и в этом аспекте рассматривается как составляющая второй сигнальной системы, как компонент сознания, как знак или как понятие. С другой стороны, слово является звучанием, и в такой роли становится элементом первой сигнальной системы, входит в состав чувственной ткани сознания и является аудиальным компонентом образов-интеграторов высших порядков. Предлагается оригинальная модель обработки наглядной информации, на каждом уровне формируются образы-интеграторы соответствующего порядка. Предполагается, что образы высших порядков имеют в своем составе звуковой компонент, который может быть представлен бессвязными звуками, обобщенными частями слов, а также словами, механически запечатленными в связи с образами данных явлений; этот компонент является первосигнальным, неосознаваемым и не связанным с собственным значением слова.
Скачать PDF

Это загадочное слово – идентичность

Власова Наталья Владимировна
Идентичность личности очень сложное и многогранное понятие, от понимания и исследования которого во всем его разнообразии психологических особенностей зависит дальнейшее развитие российского общества.
Скачать PDF

«Слово» и «Дело»: к истории научных отношений А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского

Братусь Борис Сергеевич
Показывается, как первоначальные отношения учитель (Выготский) внимательный ученик и последователь (Леонтьев) сменились размежеванием, поиском и отстаиванием своих собственных путей. Автор демонстрирует динамику психологических идей этих двух ученых. Освещает разные подходы к проблеме деятельности и личности, которые развели их в определенный период времени. Значительное внимание уделяется научному творчеству Леонтьева, которое пришлось на социалистические времена, сопровождающиеся идеологическим давлением. Показано, как, несмотря на этот неблагоприятный фактор, Алексею Николаевичу основателю теории деятельности, где нравственным началам нет места, где личность становится ее «продуктом», удалось придти к необходимости специального изучения личности, ее нравственно-ценностной сферы. Приводя ссылки на конкретные работы Леонтьева, автор показывает эволюцию идей «лидера марксистской психологии», внутренний контекст его научных поисков, который привел к тому, что он фактически снял вопрос о принципиальном расхождении с Выготским по проблеме переживаний и деятельности. Автор предполагает, что в последние годы жизни А.Н. Леонтьев по своим взглядам приблизился к «позднему» Выготскому, встав на сторону своего Учителя, старшего друга и, одновременно, что нередко в научной жизни главного внутреннего оппонента. Это подтверждает тот факт, что за два года до смерти (в 1977 году) Леонтьев фактически снял вопрос о принципиальном расхождении с Выготским по проблеме переживаний и деятельности
Скачать PDF

Семантика речи: имя, слово, высказывание

Ушакова Татьяна Николаевна
Термин «семантика» относится в данной работе к той области психологического функционирования, где у субъекта происходит «осмысливание», «понимание» явлений или сторон действительности, включая языковые элементы. Рассматриваются центральные моменты формирования семантики в онтогенезе: ее начальные проявления у младенцев, развитие в раннем периоде, возникновение феномена именования. Раскрывается психологическое и психофизиологическое содержание семантики слова. Предлагается новое понимание процесса словесного формулирования мысли.
Скачать PDF

Вступительное слово приглашенного редактора к специальной теме выпуска «Экзистенциальная психология

Орлов Александр Борисович
Скачать PDF

Вступительное слово

Т.Н. Лапшина, А.А. Леонтьева, Е.Н. Осин
Скачать PDF

Слово о Владимире Петровиче Зинченко

Ждан Антонина
Рассматриваются представления В. П. Зинченко об органической психологии, о деятельности и сознании, о развитии человека на пути к духовности. Обосновывается положение о правомерности характеризовать эти представления как контуры новой самостоятельной концепции развития человека и личности. Подчеркивается их связь с традициями психологической мысли и прозрениями замечательных поэтов. Проведены сопоставления воззрений В. П. Зинченко с теориями Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Воссоздается портрет ученого, обращается внимание на особенности языка и стиля научных трудов В. П. Зинченко. Анализируются новые термины, введенные им в психологию.V. P. Zinchenkos notions about organic psychology, activity and consciousness and about mans development on the way to spirituality are considered in the article. Appropriateness of these notions characterizing as a contour for a new independent conception of development is based. Their interrelation with traditions of psychological thought and insights of remarkable poets are stressed. Comparison of V. P. Zinchenkos ideas with the theories L. S. Vygotsky and A. N. Leontiev are done. The portrait of the scientist is created, attention is paid to peculiarities of language and style of V. P. Zinchenkos scientific works. New notions, introduced by V. P. Zinchenko in psychology are analyzed.
Скачать PDF

Слово главного редактора

Чупров Л.Ф.
Скачать PDF

Об этом выпуске журнала (вступительное слово главного редактора)

Чупров Л.Ф.
Скачать PDF

Об этом номере журнала (вступительное слово главного редактора)

Чупров Л.Ф.
Скачать PDF