РЕЧЬ
процесс общения людей при помощи сложившихся в общественном развитии языка.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Специфика. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.
Психологически Р.— способность, присущая только человеку, называть понятия словами мысленно (внутренняя Р.) или вслух как сочетания сем, морфем и фонем (внешняя Р.). Возникнув в антропогенезе психики, Р. развивается в онтогенезе как результат общения ребенка со взрослыми и принимает форму различных языков.
Различают виды Р.: монолог, диалог, беседа, реплика.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
En.: Language
1. Следуя Эриксону, мы полагаем, что обычная речь может быть тонким и эффективным рабочим инструментом. В нашем подходе это дает определенные преимущества:
- простая, понятная пациенту речь или, что еще лучше, речь, свойственная самому пациенту, несомненно позволяет установить с ним наилучшую психологическую связь (Watzlawick, 1978/1980);
- согласно нашей гипотезе, гипноз и психотерапия являются делом самого пациента. Мы только предоставляем ему возможность совершить эту работу. Пациент может эффективно действовать, только используя присущую ему речь (Erickson, 1983/1986);
- мы замечаем, что только простой язык может служить общим знаменателем для ныне существующих научных языков. Для нас это возможность широкого и в некотором роде мультидисциплинарного взгляда на проблему, что не исключает возможности продолжить исследования в рамках других школ, привносящих свои концептуальные ценности.
2. Эриксон пользуется преимущественно простонародным языком или языком детства, «чтобы добраться до глубины источников, таящихся в душах пациентов». Он подыскивает «мифопоэтические» приемы (не основанные на каких-либо концепциях), такие, как аналогия, метафора, загадки, шутки и всевозможные игры на словесном и образном уровнях. Взаимодействуя таким образом, он дает возможность преодолеть привычные референтные рамки или дополнить их (Erickson & Rossi, 1979).
3. Невербальный язык является неотъемлемой частью инструментария терапевта (Erickson, 1983/1986).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, выражаемые в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке.
В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению вычерпывает их содержание. Иначе, в ходе общения речевого происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь содержит процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая).
Большинство отечественных психологов рассматривает речь как деятельность речевую, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или как действия речевые, включенные в неречевую деятельность. Структура деятельности речевой или действия речевого в принципе совпадает со структурой любого действия - содержит фазы ориентировки, планирования (в форме "внутреннего программирования"), реализации и контроля.
Речь бывает активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной - цепочкой динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной речи устной сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной речи устной занимают значительное место.
Различные виды речи строятся по специфическим закономерностям: так, речь разговорная допускает значительные отклонения от грамматической системы языка; особое место занимает логическая и тем более художественная речь.
Почти у всех видов животных есть способы передачи информации, посредством коих можно сообщать об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с некоей сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Феномен "языка" образуют языковая система ("язык" в специальном лингвистическом смысле) и Р. как реализация этой системы, через которую "язык" выполняет свою функцию орудия общения, коммуникативное назначение. Р. (англ. speech, discourse), таким образом, можно рассматривать как вид общения, специфическим инструментом которого является "язык" (англ. language).
"Язык" как система имеет разные уровни, иерархическую организацию, состоит из множества общих и конкретных единиц [звук (фонема), слово (лексема), ударение, интонация и др.] и правил их использования на практике, в Р.
Р. - линейна, состоит из последовательных звучаний или буквенных комплексов, которые мы, имея представления о языке, хотя бы школьный лингвистический минимум, можем оценивать и анализировать - как "слова", "предложения", виды этих единств. "Внешняя" Р. - та часть действительности, о которой или в связи с которой делаются сообщения и обстановка, условия и ситуации Р.
Выделяют несколько основных целей речевых коммуникаций:
1) информирование (информативные акты): "доллар подорожал на один рубль", "мне грустно", "снег пошел",
2) побуждение: "посетите наш магазин (выставку, салон, ресторан и т. п.)", "получите скидки и подарки", "позвоните по телефонам нашей фирмы",
3) формулы речевого этикета, связанные с социальной иерархией и типологией социального общения (поздравления, извинения, благодарность, сочувствие и т. п.),
4) обязательства: "мы гарантируем вам", "решим проблему в течение недели",
5) эмоциональные реакции на сообщение или ситуацию речи: "ну и ну!", "подумать только!", "вот это да", "ну и что?", "зачем?", "как здорово!".
6) речевые акты, обслуживающие установление, прекращение и развитие, поддерживание межличностных контактов: "алло!", "хватит болтовни!", "давайте обдумаем все это в течение ближайших дней".
Главной в речи является задача информирования. Но с помощью Р. передают не только какое-то "объективное" содержание, но и жалуются, угрожают, льстят, шутят и т. п. Иногда цели коммуникации заявляются открыто: "прошу не звонить больше", "требую внимания", "хочу, чтобы вы прочитали наш рекламный буклет". Такие коммуникативные Р. акты называют "открытыми".
"Внутренняя" Р. (эндофазия) обращается говорящим к самому себе как немая, непроизносимая, незвучащая. "Внешняя" Р. (англ. speech, discourse) осуществляется в форме монолога или диалога (и полилога - сложного, многостороннего диалога) и передает как собственно информацию, но и "импульсы" общения - призывы к действию, побуждения к ответу и т. д.
Литературной Р. называют "правильную" Р. образованных и культурных людей, ведущих общественных групп, Р. которых стремятся подражать остальные. Литературная Р. ("литературный язык") является господствующей формой национального языка. От литературной Р. отличают диалектную (местную) Р., жаргон и просторечие.
Р. можно характеризовать и по психологическому состоянию и коммуникативной задачи говорящего: нейтральная ("сухая"), взволнованная, эмоциональная, сумбурная, почтительная, искренняя, насмешливая, фамильярная, льстивая, грозная, скучная и т. д.
Оценивают построение Р. - связная, бессвязная, пустая, содержательная, сбивчивая, последовательная, длинная, короткая. Эстетически: грубая, изящная, поэтическая и др.
Все эти общие установки распространяются на т. н. функциональные стили Р. - официально-деловую речь Р., Р. разговорного (бытового) общения, профессиональную Р., Р. художественной литературы и т. д. Эти стили имеют свои особенности. Так, Р. художественной литературы обычно является образной, т. е. использует иносказание, связывающее с называемым предметом побочные представления, провоцирующие аудиторию на переживания, эмоциональные отклики.
Как особый жанр или стиль Р. выделяют язык рекламы или рекламную Р. С одной стороны, рекламная Р. вбирает в себя стереотипы и особенности официально-делового стиля Р. и т. н. ораторской (публичной) Р. с их ограниченным словарным и синтаксическим инвентарем, клишированностью и т. п. С другой стороны, язык рекламы стремится часто к экспрессивной художественности, созданию эмоциональных реакций у аудитории, к вызову у адресатов иррациональных реакций, желаний. Ср. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ, ВЕРБАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, КУЛЬТУРА РЕЧИ, РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ, РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, РИТОРИКА, СТИЛЬ, СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ТЕОРИЯ ТРЕХ СТИЛЕЙ, ФУНКЦИИ ЯЗЫКА.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
Р., автоматическая (от греч. automatos - самодействующий, самопроизвольный). Воспроизведение хорошо заученных слов, напр. последовательного ряда чисел, дней недели, месяцев и др.
Р., аллегорическая - см. Аллегорическая речь.
Р., внешняя - см. Речь, экспрессивная.
Р., внутренняя. Речевая деятельность, участвующая в процессах мышления и памяти, которая не предназначена для непосредственного общения с другими людьми. Внешне может проявляться только микродвижениями артикуляционного аппарата.
Р., вычурная. Характеризуется употреблением не совсем адекватных в данной смысловой ситуации словоупотреблений, нарочитых интонационных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иногда указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборотов. Часто используются в речи малоизвестные и не совсем подходящие по смыслу слова. Подбор слов для высказывания нередко осуществляется в соответствии с их другим, мало подходящим к настоящей ситуации, значением. Сопровождается вычурной, манерной мимикой. Наблюдается при шизофрении, иногда при истерии. См. Манерность. Син. Речь, манерная.
Р., жестовая (от фр. jeste - жест) - см. Речь, мимически-жестикуляционная.
Р., зеркальная. Расстройство речи, при котором больной непроизвольно повторяет слова, услышанные от окружающих. Употребление слов, произносимых (читаемых) наоборот. Наблюдается при шизофрении, органических заболеваний головного мозга и др.
Р., импрессивная (от лат. impressio - нажим, наплыв, впечатление). Восприятие и осознание речи. Понимание чужой высказываемой речи осуществляется в задней части верхней височной извилины (т. н. центре Вернике, 22-м поле Бродманна), а письменной - связями между зрительной и темпоральной областью коры мозга и gyrus angularis. Без импрессивной речи невозможно усвоение экспрессивной речи. См. Речь, экспрессивная. Син. Речь, сенсорная.
Р., льстивая. Расстройство речи, при котором больной говорит с угодническими интонациями, употребляет уменьшительные формы слов и шаблонные хвалебные выражения. Наблюдается при эпилепсии, психопатии и др.
Р, манерная (от фр. maniere - разновидность поведения, от лат. manus - рука). Расстройство речи, при котором больной использует необычные, малопонятные, зачастую неподходящие по смыслу слова. Сопровождается манерной жестикуляцией и гримасничаньем. Наблюдается при гебефренической форме шизофрении, истероидной психопатии, истерии и др. Син. Речь, причудливая.
Р., мимически-жестикуляционная (от греч. mimikos - подражательный и фр. jeste - жест). Общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений. Син. Речь, жестовая.
Р., монотонная (от греч. monos - сам, один, единственный, единичный и tonos - напряжение). Расстройство речи, при котором отсутствуют (или имеются в крайне незначительной степени) изменения интонации. Наблюдается при некоторых заболеваниях нервной системы (паркинсонизм и др.), а иногда и у здоровых людей.
Р., моторная (от лат. motorius - двигательный). См. Речь, экспрессивная.
Р., обстоятельная. Расстройство речи, при котором больной медленно и подробно излагает маловажные подробности, что затрудняет понимание цели высказывания. Наблюдается при эпилепсии, психопатии и др. Ср. Мышление, обстоятельное.
Р., олигофазическая (от греч. oligos - маленький, недостаточный и phasis - речь). Расстройство речи с бедным словарным запасом, грамматическим построением и интонациями. Наблюдается при олигофрении, эпилепсии и других психических заболеваниях.
Р., ономатопоэтическая - см. Ономатопоэтическая речь.
Р., парадоксальная (от греч. paradoxos - неожиданный, невероятный, чудной, странный). Расстройство речи, при котором в ней преобладают противоречивые по смыслу высказывания, придающие ей странный вид. Наблюдается при шизофрении и других психических заболеваниях.
Р., персеверативная (от лат. persevero - быть упорным). Расстройство речи, при котором больной многократно повторяет одно и то же слово или оборот речи и затрудняется при выборе других слов, необходимых для продолжения излагаемого. Наблюдается при шизофрении, эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга. См. Мышление, персеверационное.
Р., причудливая - см. Речь, манерная.
Р., пуэрильная (от лат. puer - ребенок, мальчик). Расстройство речи у взрослых, при котором она напоминает детскую речь (больные говорят о себе в третьем лице, уменьшительными именами и др.). Наблюдается в основном при психогенных психозах, реже - при органических заболеваниях головного мозга.
Р. - речевая разорванность - см. Речевая разорванность.
Р., рифмованная (от фр. rime - рифма, от греч. rhytmos - ритм). Расстройство речи, при котором больной рифмует слова, зачастую во вред смыслу. Наблюдается при маниакальной фазе циклофрении и маниакальных состояниях других психических заболеваний.
Р., сенсорная (от лат. sensus - чувство, ощущение) - см. Речь, импрессивная.
Р., скандированная (от лат. scando - подниматься, забираться, скандировать, т. е. разделять стих в соответствии с размером на длинные и короткие гласные). Расстройство речи, при котором больной говорит медленно, раздельно произнося слоги и слова. Наблюдается при поражениях мозжечка. Характерный симптом при рассеянном склерозе.
Р., слащавая. Нарушение речи, являющееся проявлением дефанзивного компонента эпилептической пропорции темперамента. Больные говорят вкрадчиво, льстиво, слащаво, часто употребляют уменьшительные суффиксы, шаблонные хвалебные обороты. Наиболее типична для эпилепсии, наблюдается также иногда у психопатических личностей, главным образом у эпилептоидов.
Р., эксплозивная (от лат. explodo - извергать с шумом). Неритмичная речь, при которой на фоне задержек и растягивания звуков и слов происходят своеобразные словесные «выбросы», характеризующиеся скачкообразным ускорением, непроизвольно форсированной громкостью звуков.
Р., экспрессивная (от лат. exprimo - выражать). Букв. выразительная речь. Устная речь, посредством которой переживания человека становятся достоянием других людей. Экспрессивная речь осуществляется мозговыми структурами левого полушария мозга, причем в устной экспрессивной речи особая роль принадлежит центральной зоне речедвигательного анализатора (центр Брока, находящийся в задней трети нижней лобной извилины, в 44-м поле по K. Бродманну), а при письменной речи - в gyrus angularis и второй лобной извилине. См. Речь, импрессивная. Син. Речь, внутренняя, Речь, моторная.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
В Р. устной различают также Р. монологическую и диалогическую. Р. монологическая более развернута и отвечает более сложным в смысловом и грамматическом отношении требованиям. Обычно при заболеваниях, протекающих с распадом Р., монологическая Р. обнаруживает свою недостаточность раньше, чем диалогическая.
Р. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ. Воспроизведение хорошо заученных в прошлом жизненном опыте словесных блоков, серий (паспортные данные, последовательное перечисление числовых рядов, дней недели, месяцев, воспроизведение заученных в детстве или многократно повторяемых стихотворных отрывков и т.д.). Относительно долго остается сохранной в процессе распада речи. Для выявления расстройств Р.а. инструкция больному должна содержать элементы ее дезавтоматизации (перечисление указанных рядов в обратном порядке и т.п.).
Р. ВНУТРЕННЯЯ. Форма речи, участвующая в процессах мышления и сознания, но не предназначенная для непосредственного общения. Р.в., по С.Л. Рубинштейну [1946], - это "речь минус звук", она не сопровождается произнесением звуков. Р.в. является непосредственным выражением процессов мышления, она носит фрагментарный, конспективный характер. В ней часто опускаются само собой разумеющиеся понятия. Мысль воспроизводится в Р.в. "пунктиром", тезисно, но в устной Р., предназначенной для общения, она приобретает законченную, словесно завершенную форму. Разработаны экспериментальные приемы, позволяющие определить степень сохранности Р.в., например, сосчитать про себя количество слогов в заданном слове.
Р. ВЫЧУРНАЯ. Характеризуется употреблением не совсем адекватных в данной смысловой ситуации словоупотреблений, нарочитых интонационных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иногда указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборотов. Часто используются в речи малоизвестные и не совсем подходящие по смыслу слова. Подбор слов для высказывания нередко осуществляется в соответствии с их другим, мало подходящим к настоящей ситуации, значением (см. Патологический полисемантизм). Сопровождается вычурной, манерной мимикой. Наблюдается при шизофрении, иногда при истерии. См. Манерность.
Син.: речь манерная.
Р. ЗЕРКАЛЬНАЯ. Произношение и чтение слов и предложений в обратном порядке, с конца. Наблюдается при шизофрении (на протяжении обычно короткого периода), в структуре навязчивостей, при некоторых органических поражениях головного мозга. Ср.: письмо зеркальное.
Р. ИМПРЕССИВНАЯ (лат. impressio - выразительное впечатление). Одна из сторон речевого общения - восприятие и понимание обращенной к больному речи, устной или письменной. Страдает при сенсорной афазии и алексии.
Син.: Р. сенсорная.
Р. МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯЦИОННАЯ. Общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений. Используется глухонемыми.
Син.: Р. жестовая.
Р. МОНОТОННАЯ. Нарушение речи, характеризующееся незначительностью интонационного выделения слов и слогов. Наблюдается при органических поражениях головного мозга (паркинсонизм). Иногда отмечается у практически здоровых.
Р. ОБСТОЯТЕЛЬНАЯ. Нарушение речи, проявляющееся замедлением ее темпа, явлениями брадилогии, излишней обстоятельностью, склонностью к детализации, вязкостью, застреванием на незначительных по смыслу обстоятельствах. Цель высказывания, речевая задача при этом сохраняются, но путь к ним значительно замедляется. Характерна для эпилепсии.
Р. ОЛИГОФАЗИЧЕСКАЯ (греч. oligos - малый, phasis - речь). Нарушение речи, при котором наблюдается оскуднение речевого запаса, обеднение, редуцированность грамматического строя, интонационная монотонность. Наиболее типична для эпилепсии (См. Олигофазия), проявления ее наблюдаются при органических поражениях головного мозга с элементами амнестической афазии (при некоторых постинсультных состояниях, в начальной стадии болезней Пика и, особенно, Альцгеймера).
Р. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ. Нарушение речи, при котором в ней сосуществуют противоположные по смыслу высказывания. Наблюдается при шизофрении, иногда при выраженных маниакальных состояниях с нарушением логического строя мышления.
Р. ПЕРСЕВЕРАТОРНАЯ (лат. persevero - упорно держаться, продолжаться). Нарушение речи, при котором больной многократно повторяет одно и то же слово или речевой оборот, хотя речевая ситуация уже изменилась и не соответствует речевым проявлениям. Отличается от речевых стереотипии, которые не ведут начало от какого-то адекватного импульса речевой деятельности и существуют сами по себе, тогда как речевые персеверации - это застревание на первоначально в какой-то мере обусловленной речевой продукции. После перерыва в речевой деятельности возможно появление персевераций другого содержания, а речевые стереотипии в этом отношении отличаются аутохтонностью. См. Персеверация, Мышление персевераторное.
Р. ПУЭРИЛЬНАЯ (лат. puerilis - детский) Напоминает детскую - картавость, сюсюкание, детские искажения слов, нередко больной о себе говорит в третьем лице. Сочетается с детскостью поступков, поведенческих реакций. Наиболее часто наблюдается при истерических психозах, иногда при истериформных реакциях, при органических поражениях головного мозга.
Р. РИФМОВАННАЯ. Нарушение речи, при котором преобладает тенденция рифмовать слова. Чаще всего это рифмования низкого уровня, по созвучию, используется в ущерб смыслу. Наблюдается при состояниях маниакального и кататонического возбуждения, нередко - при эпилепсии в сочетании со слащавостью.
Р. СКАНДИРОВАННАЯ. Нарушение речи, для которого характерны брадилалия, слова четко разделены на слоги ("разрублены"). Р. тугоподвижна, иногда - с распевными интонациями. Наблюдается при поражении мозжечка (рассеянный склероз).
Р. СЛАЩАВАЯ. Нарушение речи, являющееся проявлением дефензивного компонента эпилептической пропорции темперамента. Больные говорят вкрадчиво, льстиво, слащаво, часто употребляют уменьшительные суффиксы, шаблонные хвалебные обороты. Наиболее типична для эпилепсии, наблюдается также иногда у психопатических личностей, главным образом у эпилептоидов.
Р. ЭКСПЛОЗИВНАЯ (лат. explodo - извергать с шумом). Неритмичная речь, при которой на фоне задержек и растягивания звуков и слов происходят своеобразные словесные "выбросы", характеризующиеся скачкообразным ускорением, непроизвольно форсированной громкостью звуков (наблюдается при поражении полушарий мозжечка).
Р. ЭКСПРЕССИВНАЯ (лат. expressio - выразительность). Одна из сторон речевого общения, проявляющаяся в спонтанном выражении своих мыслей, чувств, желаний, в произнесении слов и фраз. Страдает при моторной афазии и аграфии.
Син.: Р. моторная.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995