НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга.
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Нейролингвистика
Отрасль науки на границе психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности, причины нарушений и коррекции последней.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Нейролингвистика
Словообразование. Происходит от греч. neuron - жила, нерв + лат. lingua - язык.
Категория. Раздел нейропсихологии.
Специфика. Посвящен изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
Смежная дисциплина, находящаяся на стыке психолингвистики и неврологии. Основное внимание уделяется неврологическим мозговым функциям и процессам, лежащим в основе языка. Она часто чается как одна из нескольких дисциплин в состав когнитивистики. Следует различать с нейролингвистическим программированием.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Нейролингвистика
нейро + греч. linqua – язык) – смежная дисциплина, находящаяся на стыке психолингвистики и неврологии. Исследует главным образом неврологические мозговые функции и нервные процессы, обеспечивающие развитие и функционирование речи. Входит в состав конгитивистики (см.). Следует различать с нейролингвистическим программированием (см.).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
отрасль науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы деятельности речевой (-> речь) и изменения в речевых процессах, возникающие при локальных поражениях мозга головного.
Становление нейролингвистики как научной дисциплины связано с развитием нейропсихологии, а также лингвистики и психолингвистики. Согласно представлениям современной нейропсихологии, нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение.
Существенный этап развития нейролингвистики связан с работами А.Р. Лурии и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
междисциплинарная область исследований, наука, занимающая пограничное положение между сферами знаний, которые касаются изучения строения и функционирования нервной системы, и лингвистикой-наукой о языках. Основное внимание в Н. уделяется исследованию мозговых процессов, связанных с речью человека. Н. включает знания, касающиеся того, как разные виды речи человека представлены в его центральной нервной системе, в ее структурах и в происходящих в ней процессах. Особое внимание в Н. уделяется изучению того, как различные нарушения в работе центральной нервной системы человека сказываются на формировании и функционировании его речи. Иногда Н. рассматривают также и как часть когнитивной науки. Н., однако, следует отличать от далекой от науки области практической психологии, которая называется нейролингвистическим программированием. См. когнитивная наука, нейролингвистическое программирование (НЛП), центральная нервная система, речь.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
раздел псих. науки, кот. изучает мозговые механизмы вербально-речевой деятельности и трансформации в речевых процессах, возникающие при локальных аберрациях-поражений коры бол. пол. гол, мозга; Н. тесно связана с нейропсихологией, с психолингвистикой и рассматривает формы речи как системные функции, а специфические афазии, как системно-индивидуальные аберрации, складывающиеся из индивидуально-дифференциальных нарушений, дефектов, а также метаболизированно-функциональных реконструкций функций мозга, кот. сынтенционированы на компенсирующие феномены аберрационной функции; А. Лурия и его сотрудники при изучении вербально-речевых нарушений, апробировали-применяли системный анализ речевых аберраций с теоретическими концепциями лингвистики и психолингвистики; см. соч. Щербы, Трубецкого, Бодуэна де Куртене, Потебни и других ученых; их исследования дали возможность интерпретировать-проанализировать первофеномены, лежащие в основе афазий и тем самым дефиницировать-разграничить афазические аберрации на два кластера.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
англ. neurolinguistics) - научная отрасль, стоящая на границе психологии {психолингвистики), неврологии и лингвистики (языкознания) и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.
Первые исследования в области Н. относятся к концу XIX в., когда на основе неврологических и патолого-анатомических данных и лингвистического описания нарушений речи (см. Речи расстройства) были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам (см. Локализация высших психических функций). Становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, и развитием функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики - с др.
В соответствии с представлениями, развиваемыми в современной нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Современный этап развития Н. связан с появлением работ Л. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (напр., учением о фонеме Бодуэна де Куртепэ, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и др.). Исследования в Н. позволили выделить первичные факторы, лежащие в основе афазий, и разделить все афазические нарушения на 2 класса: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой зоны и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. Так, типичным нарушением выбора слов из парадигматической системы (или системы кодов языка) является поиск слов у больных с акустико-мнестической афазией, а типичным нарушением комбинирования слов в соответствии с их синтагматическими связями является распад их грамматических структур, характерный для аграмматиз-мов, наблюдающихся при динамической афазии. См. также Брока центр, Вернике центр. Сигнальные системы, Фонематический слух. (Т. В. Аху-тина.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Нейролингвистика
отрасль психологической науки, стоящая на границе психологии, неврологии и лингвистики и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Первые исследования в области Н. относятся ко 2-ой половине XIX — началу XX в., когда на основе неврологических и патологоанатомических данных и лингвистического описания нарушений речи были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам. Подлинное становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, и функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики — с другой. В соответствии с представлениями, развиваемыми в нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Этот подход был реализован в работах А. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (например., учением о фонеме Бодуэна де Куртене, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и представлением о двух видах связи языковых элементов Ф. де Соссюра, Р. О. Якобсона и др.). Нейролингвистические исследования позволили разделить все афазические нарушения на два класса с учетом первичных факторов: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора языковых элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой коры и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. В современной Н. объект исследования расширился, в нее входят не только исследования патологии речи, но и исследования нормы. Это связано с расширением методов исследования, дихотического прослушивания, унилатерального предъявления зрительных стимулов, разработкой исследований речевых процессов в ходе их выполнения (online — методы). В современной Н. выявляется два направления. Для первого — когнитивно-психологического — характерен анализ речевых нарушений без обращения к локализации поражения. Второй подход структурно-функциональный — близок взглядам А. Р. Лурия. Он получил широкое распространение в связи с появлением новых методов нейровизуализации.
Источник: Клиническая психология. Словарь
Нейролингвистика
neurolinguistics) Определяемая широко, Н. - это учение о языке и мозге. Формальная теория психолингв. развивается во взаимодействии трех научных областей: неврологии, психологии и лингвистики. Ларненделла настаивал на одновременной интеграции в формальной теории языка и мозга трех различных перспектив: открытого речевого и языкового поведения, скрытой нейроанатомии и нейрофизиологии и функциональной орг-ции речевой и языковой систем как возможной реальности. Он подчеркивал необходимость включения в состав нейролингвистической теории описаний систем невербальной коммуникации в челов. поведении, культурных и индивидуальных переменных, обнаруживаемых в процессе видоизменения среды, механизмов когнитивной обработки информ., а тж теории челов. познания. Н. можно охарактеризовать как область изучения того, каким образом люди получают информ. посредством органов чувств, обрабатывают ее в нейронных цепях и сетях (включ. речевые зоны головного мозга) и выражают в речи и др. видах поведения. Наиболее важные сенсорные модальности для обработки и перевода информ. в речь включают зрительную, слуховую и кинестетическую. В оптимальном случае, информ. получается и выражается по всем каналам согласованно и с одинаковой эффективностью. Обработка информ. производится в отношении двух типов символов: теорет., относящихся к языку, и качественных. Считается, что обработка этих разных типов символов зависит от функций, локализованных в левом и правом полушариях головного мозга. Теорет. символы, такие как зрительные лингв. единицы (напр., написанное слово), слуховые лингв. единицы (напр., устное слово), зрительные количественные единицы (напр., написанные цифры) и слуховые количественные единицы (напр., произносимые цифры), обрабатываются преим. в левом полушарии мозга. Качественные символы сенсорного характера, такие как звуки, вкусовые ощущения или изображения, связываются с культурными кодами или со смыслами, извлекаемыми из невербальной экспрессии, исполняемых ролей, соц. дистанции или временных ограничений, и обрабатываются преим. правым полушарием. Билатеральная симметрия мозга обеспечивает возможность того, что виды и звуки, приносимые с информ. из внешней среды, будут обрабатываться обоими полушариями одновременно. Нейролингвистические данные способствуют пониманию коммуникации, познания, культуры и их практ. применения. В дополнение к изучению нарушенного функционирования мозга, разработанные в этой области эксперим. методики использовались для изучения обработки речевой и языковой информ. у людей, не имеющих явных отклонений от нормы. Эти исслед. показали различия между считающимися нормальными испытуемыми в том, что касается реакций в сенсорных модальностях зрения и слуха. Электрофизиологические эксперименты с применением слуховых и зрительных раздражителей показывают, что слуховые реакции существенно сильнее в левом полушарии, а зрительные - в правом. Правое ухо превосходит левое по пороговым характеристикам и способности распознавания цифр при их одновременном предъявлении на оба уха - отражение доминантности левого (речевого) полушария. Явное преимущество левого уха было обнаружено в отношении восприятия мелодий и средовых шумов. Левое ухо имеет прямой доступ к правому полушарию, а оно, как известно, является доминантным в отношении музыки, аккордов и невербальных звуков. Люди склонны смотреть вверх и в сторону, когда им задан вопрос и ответ на него обязателен. По-видимому, одни и те же неврологические проводящие пути и структуры используются и для обработки внешней стимуляции определенной модальности, и для обработки внутренних образов той же модальности. Все люди, не имеющие установленных отклонений от нормы, наделены по существу эквивалентными сенсорными органами и структурами как в анатомич., так и в физиолог. смысле. Каждый конкретный человек опирается на ту или иную сенсорную систему как средство восприятия и понимания мира. С помощью Карты проверки сенсорных модальностей (The Sensory Modality Checklist) оценивается предпочитаемая индивидуумом сенсорная модальность касательно научения и самовыражения. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это область изучения структуры субъективного опыта, или того, как конкретные люди воспринимают и понимают мир. НЛП - коммерческое название системы приемов и стратегий межличностной коммуникации, осн. на элементах трансформационной грамматики и на идентификации предпочитаемых сенсорных репрезентаций в отношении научения и самовыражения. Бэндлер и Гриндер выявили процесс, свидетельствующий, что используемые людьми предикаты отражают предпочитаемые ими сенсорные модальности. Так, индивидуум, придающий особое значение зрительной системе, употребляет относящиеся к зрению слова и предикаты (глаголы, прилагательные, наречия), например, "ясный", "яркий", "видеть", "вид". Бэндлер и Гриндер тж описывают невербальные и физиолог. признаки, используемые людьми бессознательно. Движения глаз, рисунок дыхания, позы тела и типы телосложения могут служить опорными признаками для предпочитаемой сенсорной модальности индивидуума. Н. Э. Хейни
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006