НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Нейролингвистика
Отрасль науки на границе психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности, причины нарушений и коррекции последней.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Нейролингвистика
Словообразование. Происходит от греч. neuron - жила, нерв + лат. lingua - язык.
Категория. Раздел нейропсихологии.
Специфика. Посвящен изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
Смежная дисциплина, находящаяся на стыке психолингвистики и неврологии. Основное внимание уделяется неврологическим мозговым функциям и процессам, лежащим в основе языка. Она часто чается как одна из нескольких дисциплин в состав когнитивистики. Следует различать с нейролингвистическим программированием.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Нейролингвистика
нейро + греч. linqua – язык) – смежная дисциплина, находящаяся на стыке психолингвистики и неврологии. Исследует главным образом неврологические мозговые функции и нервные процессы, обеспечивающие развитие и функционирование речи. Входит в состав конгитивистики (см.). Следует различать с нейролингвистическим программированием (см.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
отрасль науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы деятельности речевой (-> речь) и изменения в речевых процессах, возникающие при локальных поражениях мозга головного.
Становление нейролингвистики как научной дисциплины связано с развитием нейропсихологии, а также лингвистики и психолингвистики. Согласно представлениям современной нейропсихологии, нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение.
Существенный этап развития нейролингвистики связан с работами А.Р. Лурии и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
междисциплинарная область исследований, наука, занимающая пограничное положение между сферами знаний, которые касаются изучения строения и функционирования нервной системы, и лингвистикой-наукой о языках. Основное внимание в Н. уделяется исследованию мозговых процессов, связанных с речью человека. Н. включает знания, касающиеся того, как разные виды речи человека представлены в его центральной нервной системе, в ее структурах и в происходящих в ней процессах. Особое внимание в Н. уделяется изучению того, как различные нарушения в работе центральной нервной системы человека сказываются на формировании и функционировании его речи. Иногда Н. рассматривают также и как часть когнитивной науки. Н., однако, следует отличать от далекой от науки области практической психологии, которая называется нейролингвистическим программированием. См. когнитивная наука, нейролингвистическое программирование (НЛП), центральная нервная система, речь.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
раздел псих. науки, кот. изучает мозговые механизмы вербально-речевой деятельности и трансформации в речевых процессах, возникающие при локальных аберрациях-поражений коры бол. пол. гол, мозга; Н. тесно связана с нейропсихологией, с психолингвистикой и рассматривает формы речи как системные функции, а специфические афазии, как системно-индивидуальные аберрации, складывающиеся из индивидуально-дифференциальных нарушений, дефектов, а также метаболизированно-функциональных реконструкций функций мозга, кот. сынтенционированы на компенсирующие феномены аберрационной функции; А. Лурия и его сотрудники при изучении вербально-речевых нарушений, апробировали-применяли системный анализ речевых аберраций с теоретическими концепциями лингвистики и психолингвистики; см. соч. Щербы, Трубецкого, Бодуэна де Куртене, Потебни и других ученых; их исследования дали возможность интерпретировать-проанализировать первофеномены, лежащие в основе афазий и тем самым дефиницировать-разграничить афазические аберрации на два кластера.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
англ. neurolinguistics) - научная отрасль, стоящая на границе психологии {психолингвистики), неврологии и лингвистики (языкознания) и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.
Первые исследования в области Н. относятся к концу XIX в., когда на основе неврологических и патолого-анатомических данных и лингвистического описания нарушений речи (см. Речи расстройства) были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам (см. Локализация высших психических функций). Становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, и развитием функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики - с др.
В соответствии с представлениями, развиваемыми в современной нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Современный этап развития Н. связан с появлением работ Л. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (напр., учением о фонеме Бодуэна де Куртепэ, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и др.). Исследования в Н. позволили выделить первичные факторы, лежащие в основе афазий, и разделить все афазические нарушения на 2 класса: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой зоны и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. Так, типичным нарушением выбора слов из парадигматической системы (или системы кодов языка) является поиск слов у больных с акустико-мнестической афазией, а типичным нарушением комбинирования слов в соответствии с их синтагматическими связями является распад их грамматических структур, характерный для аграмматиз-мов, наблюдающихся при динамической афазии. См. также Брока центр, Вернике центр. Сигнальные системы, Фонематический слух. (Т. В. Аху-тина.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Нейролингвистика
отрасль психологической науки, стоящая на границе психологии, неврологии и лингвистики и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Первые исследования в области Н. относятся ко 2-ой половине XIX — началу XX в., когда на основе неврологических и патологоанатомических данных и лингвистического описания нарушений речи были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам. Подлинное становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, и функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики — с другой. В соответствии с представлениями, развиваемыми в нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Этот подход был реализован в работах А. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (например., учением о фонеме Бодуэна де Куртене, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и представлением о двух видах связи языковых элементов Ф. де Соссюра, Р. О. Якобсона и др.). Нейролингвистические исследования позволили разделить все афазические нарушения на два класса с учетом первичных факторов: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора языковых элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой коры и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. В современной Н. объект исследования расширился, в нее входят не только исследования патологии речи, но и исследования нормы. Это связано с расширением методов исследования, дихотического прослушивания, унилатерального предъявления зрительных стимулов, разработкой исследований речевых процессов в ходе их выполнения (online — методы). В современной Н. выявляется два направления. Для первого — когнитивно-психологического — характерен анализ речевых нарушений без обращения к локализации поражения. Второй подход структурно-функциональный — близок взглядам А. Р. Лурия. Он получил широкое распространение в связи с появлением новых методов нейровизуализации.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Нейролингвистика
neurolinguistics) Определяемая широко, Н. - это учение о языке и мозге. Формальная теория психолингв. развивается во взаимодействии трех научных областей: неврологии, психологии и лингвистики. Ларненделла настаивал на одновременной интеграции в формальной теории языка и мозга трех различных перспектив: открытого речевого и языкового поведения, скрытой нейроанатомии и нейрофизиологии и функциональной орг-ции речевой и языковой систем как возможной реальности. Он подчеркивал необходимость включения в состав нейролингвистической теории описаний систем невербальной коммуникации в челов. поведении, культурных и индивидуальных переменных, обнаруживаемых в процессе видоизменения среды, механизмов когнитивной обработки информ., а тж теории челов. познания. Н. можно охарактеризовать как область изучения того, каким образом люди получают информ. посредством органов чувств, обрабатывают ее в нейронных цепях и сетях (включ. речевые зоны головного мозга) и выражают в речи и др. видах поведения. Наиболее важные сенсорные модальности для обработки и перевода информ. в речь включают зрительную, слуховую и кинестетическую. В оптимальном случае, информ. получается и выражается по всем каналам согласованно и с одинаковой эффективностью. Обработка информ. производится в отношении двух типов символов: теорет., относящихся к языку, и качественных. Считается, что обработка этих разных типов символов зависит от функций, локализованных в левом и правом полушариях головного мозга. Теорет. символы, такие как зрительные лингв. единицы (напр., написанное слово), слуховые лингв. единицы (напр., устное слово), зрительные количественные единицы (напр., написанные цифры) и слуховые количественные единицы (напр., произносимые цифры), обрабатываются преим. в левом полушарии мозга. Качественные символы сенсорного характера, такие как звуки, вкусовые ощущения или изображения, связываются с культурными кодами или со смыслами, извлекаемыми из невербальной экспрессии, исполняемых ролей, соц. дистанции или временных ограничений, и обрабатываются преим. правым полушарием. Билатеральная симметрия мозга обеспечивает возможность того, что виды и звуки, приносимые с информ. из внешней среды, будут обрабатываться обоими полушариями одновременно. Нейролингвистические данные способствуют пониманию коммуникации, познания, культуры и их практ. применения. В дополнение к изучению нарушенного функционирования мозга, разработанные в этой области эксперим. методики использовались для изучения обработки речевой и языковой информ. у людей, не имеющих явных отклонений от нормы. Эти исслед. показали различия между считающимися нормальными испытуемыми в том, что касается реакций в сенсорных модальностях зрения и слуха. Электрофизиологические эксперименты с применением слуховых и зрительных раздражителей показывают, что слуховые реакции существенно сильнее в левом полушарии, а зрительные - в правом. Правое ухо превосходит левое по пороговым характеристикам и способности распознавания цифр при их одновременном предъявлении на оба уха - отражение доминантности левого (речевого) полушария. Явное преимущество левого уха было обнаружено в отношении восприятия мелодий и средовых шумов. Левое ухо имеет прямой доступ к правому полушарию, а оно, как известно, является доминантным в отношении музыки, аккордов и невербальных звуков. Люди склонны смотреть вверх и в сторону, когда им задан вопрос и ответ на него обязателен. По-видимому, одни и те же неврологические проводящие пути и структуры используются и для обработки внешней стимуляции определенной модальности, и для обработки внутренних образов той же модальности. Все люди, не имеющие установленных отклонений от нормы, наделены по существу эквивалентными сенсорными органами и структурами как в анатомич., так и в физиолог. смысле. Каждый конкретный человек опирается на ту или иную сенсорную систему как средство восприятия и понимания мира. С помощью Карты проверки сенсорных модальностей (The Sensory Modality Checklist) оценивается предпочитаемая индивидуумом сенсорная модальность касательно научения и самовыражения. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это область изучения структуры субъективного опыта, или того, как конкретные люди воспринимают и понимают мир. НЛП - коммерческое название системы приемов и стратегий межличностной коммуникации, осн. на элементах трансформационной грамматики и на идентификации предпочитаемых сенсорных репрезентаций в отношении научения и самовыражения. Бэндлер и Гриндер выявили процесс, свидетельствующий, что используемые людьми предикаты отражают предпочитаемые ими сенсорные модальности. Так, индивидуум, придающий особое значение зрительной системе, употребляет относящиеся к зрению слова и предикаты (глаголы, прилагательные, наречия), например, "ясный", "яркий", "видеть", "вид". Бэндлер и Гриндер тж описывают невербальные и физиолог. признаки, используемые людьми бессознательно. Движения глаз, рисунок дыхания, позы тела и типы телосложения могут служить опорными признаками для предпочитаемой сенсорной модальности индивидуума. Н. Э. Хейни

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1,023.83 кб

О психолингвистике и нейролингвистике билингвизма

Милиева Муаттар Гаффаровна
В данной статье изложен обзор психолингвистических и нейролингвистических исследований билингвизма и выявлены особенности психологии билингвизма на основе компаративного метода.
Читать PDF
266.69 кб

Эриксонианская и нейролингвистическая психотерапия психоза шизофренического спектра (клинический слу

Варшавский Я. С., Куликович А. Ю.
У статті наведені результати психотерапевтичного впливу на пацієнта з психозом шизофренічного спектру.
Читать PDF
1.01 мб

Понимание логико-грамматических конструкций у второклассников: нейролингвистический анализ механизмо

Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Статников А.И.
Понимание логико-грамматических конструкций (ЛГК) сложный психический процесс, состоящий из разных речевых операций и предполагающий взаимодействие различных мозговых структур.
Читать PDF
184.71 кб

Научный аспект нейролингвистического

Двойнин А. М.
Читать PDF
767.85 кб

Нейролингвистическое программирование: философско-методологические аспекты

Братухина М. В., Киселёва Д. С.
Читать PDF
319.98 кб

Нейролингвистическое программирование и обучение иностранным языкам

Писаренко В. И.
Читать PDF
180.33 кб

Нейролингвистическое программирование в подготовке юристов и реализации юридической техники

Головкин Роман Борисович
Читать PDF
851.81 кб

Нейролингвистический аспект проблемы преодоления дисграмматизма у детей с последствиями локальных по

Тимощенко Елена Геннадьевна, Борякова Наталья Юрьевна
В статье рассматривается актуальная проблема изучения и преодоления дисграмматизма у детей с очаговыми поражениями мозга различной этиологии, представлен нейролингвистический подход к диагностике и логопедической коррекции морфоло
Читать PDF
1.35 мб

Проблема формулирования: психо- и нейролингвистический аспект

Фесенко Тамара Александровна
The author concludes that the aim of simulating language production is a reflection of the whole speech act and the whole goal-oriented psycholinguistic performance.
Читать PDF
184.40 кб

Использование приемов нейролингвистического программирования в общественно-политическом процессе

Пилипенко А. В.
Статья посвящена политическим процессам в современной России.
Читать PDF
361.03 кб

Сравнительный анализ эффективности технологий нейролингвистического программирования и традиционных

Коровников А.Г., Иванов Е.Л., Брыжахин П.Г.
Проведен сравнительный анализ эффективности технологий нейролингвистического программирования и традиционных методов лечения и реабилитации у 394 больных с синдромом алкогольной зависимости.
Читать PDF
964.34 кб

Взгляд на преподавание иностранных языков с позиций нейролингвистического программирования

Гальцова Н. П.
The paper touches upon the new problems in theory and practice of teaching the foreign languages in conformity with modern vital conditions.
Читать PDF
599.11 кб

Основные принципы эффективной презентации учебного материала с позиций нейролингвистического програм

Гальцова Наталья Петровна
В статье рассматриваются общие принципы и условия создания эффективной презентации материала в контексте обучения с позиций нейролингвистического программирования (НЛП).
Читать PDF
173.67 кб

Интенсив и техники нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам в неязыковом

Варенина Людмила Петровна
В статье обосновывается, что для максимально эффективного обучения иностранному языку необходимо воздействовать сразу на все каналы восприятия, используя техники нейролингвистического программирования.
Читать PDF
83.38 кб

Использование техник нейролингвистического программирования при подготовке лекций для студентов меди

Кузьмин М. Ю., Козлова Наталья Михайловна
В статье рассматривается проблема использования техник нейролингвистического программирования (НЛП) при подготовке лекций. Обсуждаются способы установления раппорта со студентами.

Похожие термины: