Нейролингвистика это что такое Нейролингвистика: определение — Психология.НЭС
нейролептическое средство Нейролингвистика и общение

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

Найдено 9 определений термина НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

отрасль науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы деятельности речевой (-> речь) и изменения в речевых процессах, возникающие при локальных поражениях мозга головного.

Становление нейролингвистики как научной дисциплины связано с развитием нейропсихологии, а также лингвистики и психолингвистики. Согласно представлениям современной нейропсихологии, нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение.

Существенный этап развития нейролингвистики связан с работами А.Р. Лурии и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Нейролингвистика

отрасль психологической науки, стоящая на границе психологии, неврологии и лингвистики и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Первые исследования в области Н. относятся ко 2-ой половине XIX — началу XX в., когда на основе неврологических и патологоанатомических данных и лингвистического описания нарушений речи были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам. Подлинное становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, и функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики — с другой. В соответствии с представлениями, развиваемыми в нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Этот подход был реализован в работах А. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (например., учением о фонеме Бодуэна де Куртене, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и представлением о двух видах связи языковых элементов Ф. де Соссюра, Р. О. Якобсона и др.). Нейролингвистические исследования позволили разделить все афазические нарушения на два класса с учетом первичных факторов: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора языковых элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой коры и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. В современной Н. объект исследования расширился, в нее входят не только исследования патологии речи, но и исследования нормы. Это связано с расширением методов исследования, дихотического прослушивания, унилатерального предъявления зрительных стимулов, разработкой исследований речевых процессов в ходе их выполнения (online — методы). В современной Н. выявляется два направления. Для первого — когнитивно-психологического — характерен анализ речевых нарушений без обращения к локализации поражения. Второй подход структурно-функциональный — близок взглядам А. Р. Лурия. Он получил широкое распространение в связи с появлением новых методов нейровизуализации.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

англ. neurolinguistics) - научная отрасль, стоящая на границе психологии {психолингвистики), неврологии и лингвистики (языкознания) и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Первые исследования в области Н. относятся к концу XIX в., когда на основе неврологических и патолого-анатомических данных и лингвистического описания нарушений речи (см. Речи расстройства) были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам (см. Локализация высших психических функций). Становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, и развитием функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики - с др.

В соответствии с представлениями, развиваемыми в современной нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Современный этап развития Н. связан с появлением работ Л. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (напр., учением о фонеме Бодуэна де Куртепэ, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и др.). Исследования в Н. позволили выделить первичные факторы, лежащие в основе афазий, и разделить все афазические нарушения на 2 класса: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой зоны и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. Так, типичным нарушением выбора слов из парадигматической системы (или системы кодов языка) является поиск слов у больных с акустико-мнестической афазией, а типичным нарушением комбинирования слов в соответствии с их синтагматическими связями является распад их грамматических структур, характерный для аграмматиз-мов, наблюдающихся при динамической афазии. См. также Брока центр, Вернике центр. Сигнальные системы, Фонематический слух. (Т. В. Аху-тина.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Нейролингвистика

neurolinguistics) Определяемая широко, Н. - это учение о языке и мозге. Формальная теория психолингв. развивается во взаимодействии трех научных областей: неврологии, психологии и лингвистики. Ларненделла настаивал на одновременной интеграции в формальной теории языка и мозга трех различных перспектив: открытого речевого и языкового поведения, скрытой нейроанатомии и нейрофизиологии и функциональной орг-ции речевой и языковой систем как возможной реальности. Он подчеркивал необходимость включения в состав нейролингвистической теории описаний систем невербальной коммуникации в челов. поведении, культурных и индивидуальных переменных, обнаруживаемых в процессе видоизменения среды, механизмов когнитивной обработки информ., а тж теории челов. познания. Н. можно охарактеризовать как область изучения того, каким образом люди получают информ. посредством органов чувств, обрабатывают ее в нейронных цепях и сетях (включ. речевые зоны головного мозга) и выражают в речи и др. видах поведения. Наиболее важные сенсорные модальности для обработки и перевода информ. в речь включают зрительную, слуховую и кинестетическую. В оптимальном случае, информ. получается и выражается по всем каналам согласованно и с одинаковой эффективностью. Обработка информ. производится в отношении двух типов символов: теорет., относящихся к языку, и качественных. Считается, что обработка этих разных типов символов зависит от функций, локализованных в левом и правом полушариях головного мозга. Теорет. символы, такие как зрительные лингв. единицы (напр., написанное слово), слуховые лингв. единицы (напр., устное слово), зрительные количественные единицы (напр., написанные цифры) и слуховые количественные единицы (напр., произносимые цифры), обрабатываются преим. в левом полушарии мозга. Качественные символы сенсорного характера, такие как звуки, вкусовые ощущения или изображения, связываются с культурными кодами или со смыслами, извлекаемыми из невербальной экспрессии, исполняемых ролей, соц. дистанции или временных ограничений, и обрабатываются преим. правым полушарием. Билатеральная симметрия мозга обеспечивает возможность того, что виды и звуки, приносимые с информ. из внешней среды, будут обрабатываться обоими полушариями одновременно. Нейролингвистические данные способствуют пониманию коммуникации, познания, культуры и их практ. применения. В дополнение к изучению нарушенного функционирования мозга, разработанные в этой области эксперим. методики использовались для изучения обработки речевой и языковой информ. у людей, не имеющих явных отклонений от нормы. Эти исслед. показали различия между считающимися нормальными испытуемыми в том, что касается реакций в сенсорных модальностях зрения и слуха. Электрофизиологические эксперименты с применением слуховых и зрительных раздражителей показывают, что слуховые реакции существенно сильнее в левом полушарии, а зрительные - в правом. Правое ухо превосходит левое по пороговым характеристикам и способности распознавания цифр при их одновременном предъявлении на оба уха - отражение доминантности левого (речевого) полушария. Явное преимущество левого уха было обнаружено в отношении восприятия мелодий и средовых шумов. Левое ухо имеет прямой доступ к правому полушарию, а оно, как известно, является доминантным в отношении музыки, аккордов и невербальных звуков. Люди склонны смотреть вверх и в сторону, когда им задан вопрос и ответ на него обязателен. По-видимому, одни и те же неврологические проводящие пути и структуры используются и для обработки внешней стимуляции определенной модальности, и для обработки внутренних образов той же модальности. Все люди, не имеющие установленных отклонений от нормы, наделены по существу эквивалентными сенсорными органами и структурами как в анатомич., так и в физиолог. смысле. Каждый конкретный человек опирается на ту или иную сенсорную систему как средство восприятия и понимания мира. С помощью Карты проверки сенсорных модальностей (The Sensory Modality Checklist) оценивается предпочитаемая индивидуумом сенсорная модальность касательно научения и самовыражения. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это область изучения структуры субъективного опыта, или того, как конкретные люди воспринимают и понимают мир. НЛП - коммерческое название системы приемов и стратегий межличностной коммуникации, осн. на элементах трансформационной грамматики и на идентификации предпочитаемых сенсорных репрезентаций в отношении научения и самовыражения. Бэндлер и Гриндер выявили процесс, свидетельствующий, что используемые людьми предикаты отражают предпочитаемые ими сенсорные модальности. Так, индивидуум, придающий особое значение зрительной системе, употребляет относящиеся к зрению слова и предикаты (глаголы, прилагательные, наречия), например, "ясный", "яркий", "видеть", "вид". Бэндлер и Гриндер тж описывают невербальные и физиолог. признаки, используемые людьми бессознательно. Движения глаз, рисунок дыхания, позы тела и типы телосложения могут служить опорными признаками для предпочитаемой сенсорной модальности индивидуума. Н. Э. Хейни

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Нейролингвистика

Словообразование. Происходит от греч. neuron - жила, нерв + лат. lingua - язык.

Категория. Раздел нейропсихологии.

Специфика. Посвящен изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга.

Источник: Психологический словарь

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

Смежная дисциплина, находящаяся на стыке психолингвистики и неврологии. Основное внимание уделяется неврологическим мозговым функциям и процессам, лежащим в основе языка. Она часто чается как одна из нескольких дисциплин в состав когнитивистики. Следует различать с нейролингвистическим программированием.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Нейролингвистика

Отрасль науки на границе психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности, причины нарушений и коррекции последней.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Нейролингвистика

нейро + греч. linqua – язык) – смежная дисциплина, находящаяся на стыке психолингвистики и неврологии. Исследует главным образом неврологические мозговые функции и нервные процессы, обеспечивающие развитие и функционирование речи. Входит в состав конгитивистики (см.). Следует различать с нейролингвистическим программированием (см.).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме НЕЙРОЛИНГВИСТИКА — 0

Найдено научных статей по теме — 5

Научный аспект нейролингвистического

Скачать PDF

Нейролингвистическое программирование: философско-методологические аспекты

Братухина М.В., Киселёва Д.С.
Скачать PDF

Использование приемов нейролингвистического программирования в общественно-политическом процессе

Пилипенко А.В.
Статья посвящена политическим процессам в современной России.
Скачать PDF

Мотивация и нейролингвистическое программирование

Корзенко Наталья Ивановна, Нужаева Мария Николаевна
В статье рассмотрены теории мотивации Аристотеля, когнитивная теория и теория самоорганизации. Определяются ключевые механизмы влияния на мотивацию. В соответствии с НЛПконцепцией, приведены стратегии мотивации это процедуры, которые помогают людям заглянуть в свой внутренний источник мотивации и управлять им. Стратегии мотивации обычно формируются вокруг ключевых ценностей или «критериев».
Скачать PDF

Понимание логико-грамматических конструкций у второклассников: нейролингвистический анализ механизмо

Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю., Статников А.И.
Понимание логико-грамматических конструкций (ЛГК) сложный психический процесс, состоящий из разных речевых операций и предполагающий взаимодействие различных мозговых структур. Этот процесс особенно сложен в случае понимания обратимых конструкций, где члены предложения, имеющие различные роли (например, субъект и объект действия), могут меняться ролями. Например, в предложении «Мальчик спас девочку» мальчик исполняет роль деятеля, но в обратной ситуации деятель девочка. В необратимых предложениях такая мена невозможна («Мальчик съел котлету»). Понимание необратимых предложений может быть достигнуто без операций грамматического анализа, тогда как в понимании обратимых конструкций они необходимы (Caramazza, Zurif, 1976). На сложность процесса понимания влияет выбор залога (ср. «Мальчик спас девочку» и «Девочка спасена мальчиком») и порядок слов (ср. пары с разным порядком слов «Мальчик спас девочку» и «Девочку спас мальчик» или «Девочка спасена мальчиком» и «Мальчиком спасена девочка»). Анализ афазии у взрослых показывает, что нарушения понимания ЛГК возникают при поражениях нижних отделов левой премоторной области, левой зоны ТРО; трудности понимания ЛГК возможны и при поражении средне-височных отделов левого полушария из-за снижения слухо-речевой памяти (Лурия, 1947, 1975; Ахутина, 1989; Драгой и др., 2015; Berndt, Caramazza, 1980, 1981; Goodglass, 1976; Schwartz, Saffran, Marin, 1980). Эти данные подтверждаются современными данными нейровизуализационных исследований (Kaan, Swaab, 2002; Ben-Schachar et al. 2004; Grodzinsky and Friederici, 2006; Rodd et al., 2010; Den Ouden et al., 2012). Исследования понимания логико-грамматических конструкций детьми показывают, что и состав операций и их локализация частично другие. Было обнаружено, что дети 4 лет при понимании предложений опираются преимущественно на порядок слов, действуя по правилу семантического синтаксиса «Первое имя обозначает деятеля». Они лучше понимают конструкции типа «Мальчик спас девочку» и «Мальчиком спасена девочка» по сравнению с конструкциями, где имя деятеля стоит в конце (Ахутина, Величковский, Кемпе, 1988, Ахутина, 1989). При этом предполагалось, что такое понимание (без анализа грамматических аффиксов) может опираться на холистическую правополушарную стратегию обработки информации (Ахутина, 1989). В работах А.И. Статникова (2013, 2015) было показано, что следы действия этого правила семантического синтаксиса можно обнаружить и у типично развивающихся детей 7 лет и более отчетливо у их сверстников с общим недоразвитием речи (Статников, 2015). Анализ функциональной структуры понимания ЛГК показал ее изменения с возрастом. Так, Ю.Ю. Лапшина приводит данные о том, что в 5 лет у ребёнка задействованы функции программирования, регуляции и контроля, правополушарная стратегия зрительного и зрительно-пространственного восприятия, а также слухоречевая память. В 6 лет с пониманием ЛГК тесно связаны фонематический слух, серийная организация речи и, возможно, зрительно-вербальные функции (Лапшина, 2011). В предыдущей работе было показано, что у детей 7-8 лет с трудностями понимания ЛГК выявляются зрительно-пространственные трудности, дефицит серийной организации движений и слабость слухо-речевой памяти (Киселев, Пермякова, Лапшина, 2007). Связь понимания ЛГК с уровнем развития серийной организации речи и зрительнопространственных функций обнаружена у детей 7 лет А.И. Статниковым (2013, 2015). Однако в двух последних работах не обсуждается вопрос о задействованности функций левого или правого полушария мозга. Для речевых функций в целом показан сдвиг от правополушарной и биполушарной латерализации к левополушарной, причем у разных речевых функций этот сдвиг происходит в разное время (Neville, Bavelier, 2002; Bates et al., 2003; см. обзор Ахутина и др. 2013). Остаются, однако, неясными вопросы о латерализации понимания ЛГК у детей 8 лет и зависимости понимания ЛГК от состояния других ВПФ. Цель исследования проанализировать понимание ЛГК и его связь с состоянием других ВПФ у детей 8 лет. Выборка. В исследовании приняло участие 40 второклассников (32 мальчика, 8 девочек, средний возраст 8,34±0,4 года). Методика. Компьютеризированная методика оценки понимания логикограмматических конструкций (Статников, 2013) включает 80 заданий, разделенных на 4 этапа. Первый этап предваряется 4 тренировочными заданиями. Материалом методики являются 4 типа конструкций: активные и пассивные конструкции (примеры выше), предложные и инструментальные конструкции (например, Бабушка накрывает шарфом шапку и Мальчик кладёт сумку в коробку ). Все испытуемые были обследованы с помощью адаптированного для детей 5-9 лет нейропсихологического обследования (Ахутина и др., 2012). На его основе были рассчитаны индексы состояния следующих компонентов ВПФ: произвольной регуляции деятельности; серийной организации движений; индексы переработки кинестетической, слухоречевой, зрительной и зрительно-пространственной информации; индекс I блока. Результаты. Анализ выполнения проб показал, что дети лучше понимают необратимые предложения по сравнению с обратимыми (98 и 86% правильных ответов). Обратимые конструкции различаются по времени выполнения заданий. Так, например, среди активных и пассивных конструкций быстрее всего обрабатывались предложения активного залога с прямым порядком слов (в среднем 3746 мс), а медленнее всего предложения пассивного залога с обратным порядком слов (3947 мс), два других типа предложений статистически не отличались от самого медленного (3904 и 3911 мс). Анализ корреляций выполнения проб на понимание ЛГК с показателями нейропсихологического исследования показал следующее. Многочисленные статистически значимые корреляции времени выполнения обнаружены с индексом программирования и контроля (коэффициент корреляции Пирсона от 0.327 до 0.430 при p
Скачать PDF