НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Программирование нейролингвистическое
изучение высшего проявления мастерства и структуры субъективного опыта.

Источник: Мак-Дермот Я. Краткий глоссарий НЛП

Нейролингвистическое программирование
изучение мастерства и модель того, как люди структурируют свой опыт.

Источник: Небольшой словарик терминов НЛП. 2004

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Изучение структуры субъективных переживаний и связанных с ними количественных отношений.

Источник: Бендлер Р. Краткий глоссарий НЛП

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
одно из направлений в современной практической психологии, психотерапии и психокоррекции. Н.п. отводит особую роль прямым воздействиям на речь человека и через неё – на его психологию и поведение. Научной основой Н.п. является идея о том, что в речи человека представлена его психология, и речь служит основным средством контроля поведения.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Методика, разработанная для влияния и изменения поведения и убеждений индивида. Основывается на предполагаемом (в значительной степени неподтвержденном) в наборе связей между лингвистическими формами, положением глаз и тела и движением и памятью. Используется прежде всего как форма терапии, ее сторонники также пропагандируют применение в рекламе, менеджменте и образовании. Фактически нет никаких достоверных доказательств его эффетивности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Нейролингвистическое программирование
модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации; современное направление постэриксоновской психотерапии (эриксоновский гипноз, позитивная психотерапия), разрабатываемое с 1975 американцами Бендлером (Bandler R.) и Гриндером (Grinder J.) (математиком и лингвистом по базисному образованию) и их последователями.

Источник: Собриология. Глоссарий. 2009

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП)
практическая психотерапевтическая методика, предназначенная для оказания воздействия и «модификации» индивидуального поведения, а также убеждений человека (так считают ее авторы и сторонники). НЛП представляет собой модное направление в современной практической психологии, в основе которого лежат две идеи: мысль об однозначной представленности индивидуального восприятия человеком окружающего мира и его сознания в различных аспектах его речи и мысль о возможности напрямую изменять психологию и поведение человека через образные представления и словесные самовнушения. НЛП исходит из того, что, целенаправленно изменяя речь человека, мы якобы можем существенно повлиять на его психологию и поведение. Поэтому в практике использования НЛП особая роль отводится прямым воздействиям на речь и через нее-на поведение и психологию человека. У большинства профессиональных психологов сложилось критическое отношение к НЛП. Оно основывается на том, что теория и практика НЛП базируются на предполагаемой, но научно не доказанной связи между лингвистическими формами, положениями и движениями глаз, телом и памятью человека.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Программирование нейролингвистическое
Модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации. Современное направление постэриксоновской психотерапии (эриксоновский гипноз, позитивная психотерапия). Разрабатываемое американцами Бендлером и Гриндером (математиком и лингвистом по базовому образованию) и их последователями. П. н. базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики Эриксона, Сатира (семейная психотерапия), Перлса (гештальт-терапия) и других представителей психотерапии; 2) на современных данных о межполушарной асимметрии - различиях в переработке информации правым и левым полушариями; на работах Бейтсона, посвященных «экологии разума»; 3) на трансформационной грамматике Хомского, выделяющего глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) на исследованиях кибернетики 50-60-х годов, стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Расселя. П. н. является междисциплинарной интегративной концепцией необихевиористской ориентации.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Нейролингвистическое программирование (НЛП)
достаточно экспансивная психотерапевтическая методика, базирующаяся на бихевиоризме, то есть на представлении человека, как некоего механического устройства, аналога процессора, которым можно эффективно управлять посредством определенных стимулов. Эта методика разработана c целью оказывать влияние на поведение и убеждения индивида, изменять их тем или иным образом. НЛП основано математиком R. Bender и лингвистом D. Grinder на предполагаемом существовании набора связей между лингвистическими формами, положением глаз и тела и движением и памятью. Используется в терапии, рекламе, менеджменте и образовании, рекомендовано для лечения различных расстройств, включая, как считает R. Bender, даже опухоли. Доказательств терапевтической эффективности метода не существует, если не считать эффекта косвенного внушения (см.) проводимой терапии. Популярность НЛП – свидетельство торжества редукционистского подхода к пониманию природы человека, к сожалению, чрезвычайно распространенного, если не преобладающего и по настоящее время. Человека можно, конечно, и нетрудно превратить в устройство, в животное, этому нехитрому ремеслу научились давно, но никакое устройство или животное, и пора бы, кажется, признать это в качестве аксиомы, никогда и ни при каких обстоятельствах не станет человекеческой личностью. Синоним: Рефрейминг («переформирование личности», как основная и весьма претенциозная задача НЛП).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

En.: Neuro-Linguistic Programming
«Нейролингвистическое программирование (НЛП) имеет своим объектом моделирование человеческой исключительности. Под этим я подразумеваю определение и кодирование характерных поведенческих структур известных личностей для совершенствования индивидуального поведения. Цель состоит в том, чтобы позволить заинтересованным лицам освоить эти навыки и интегрировать их в свой личный профессиональный репертуар простым и действенным способом. В избранной области личность получает возможность систематически достигать тех же успехов, что и смоделированный нами талантливейший специалист» (Джон Гриндер, основатель НЛП, 1984).
Изобретатели НЛП попытались выявить «то, что делают в действительности» Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир и Фредерик Перлз. Кроме того, у них возникла интересная идея использовать работы лингвиста Шомски для анализа того, что говорят терапевты. Они обращаются к сложным трансформациям, бессознательно осуществляющимся на речевом уровне и позволяющим переходить от глубокой структуры фразы (ее полного, идеального значения) к поверхностной структуре, существующей в реальности (усеченному и деформированному выражению). Например, анализ слов Эриксона (Bandler и Grinder, 1975) выявляет очень неполные поверхностные структуры, позволяющие пациенту самому восполнять недостающее (см. неопределенные слова).
Несмотря на то, что многочисленные специалисты НЛП объявляют себя наследниками Милтона Эриксона, новый гипноз и НЛП не следует смешивать. Каждая из этих дисциплин имеет свой объект, свои методы, свои показания, свою квалификацию и свою клиентуру.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
(НЛП) / НЕЙРАЛІНГВІСТЫЧНАЕ ПРАГРАМАВАННЕ (НЛП) / NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING (NLP)– подход к межличностному общению, развитию личности и психотерапии, который сегодня подвергается резкой критике. НЛП было разработано в 1970-х гг. американцами Д. Гриндером и Р. Бендлером. Большую популярность приобрело в России в конце 1990-х– начале 2000-х гг. Согласно основным положениям НЛП, существует связь между неврологическими процессами (нейро-), языком (лингво-) и паттернами поведения, которые можно запрограммировать специальными техниками для достижения желаемых целей. Техники НЛП направлены на копирование или моделирование поведения людей, добившихся успеха в некой области (в частности, были попытки воспроизвести приемы, стратегии и техники работы психотерапевтов М. Эриксона, Ф. Перлза, В. Сатир), либо для разрушения собственных неэффективных моделей поведения или действий. Философская основа НЛП– структрализм. Пресуппозиции (основные принципы) НЛП (например, «Вселенная дружественна и полна ресурсов», «Карта не есть территория», «Тело и сознание– единая система», «В основе любого поведения лежит позитивное намерение», «Нет поражений, есть только обратная связь», «Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие», «Смысл коммуникации состоит в получаемой реакции») представляют собой набор позитивно сформулированных в виде афоризмов убеждений, которые принимаются как аксиомы и используются в качестве базового инструмента для групповой и индивидуальной работы с техниками. Основные техники НЛП– редактирование субмодальностей, хорошо сформулированный результат, взмах, пирамида логических уровней, шестишаговый рефрейминг, линия времени, три позиции восприятия, рамка проблемы и рамка решения, ассоциация/диссоциация, якоря, договор частей личности и др. На сегодняшний день очевидно, что НЛП основано на устаревших представлениях об устройстве мозга, несовместимых с данными неврологии. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
(НЛП) – это исследование человеческого мастерства. Оно обеспечивает доступ к системе знания о том, как человек осмысляет свой опыт и взаимодействует с другими. Исследования начались в 70-е гг. XX в., когда Р. Бендлер, тогда студентматематик Калифорнийского университета, занялся изучением работы гештальттерапевта Ф. Перлза. Д. Гриндер был в то время профессором лингвистики в том же университете, и на него произвели сильное впечатление лингвистические паттерны, которые обнаружил и смог воспроизвести Бендлер. Вместе они стали искать и формулировать ответы на вопрос о том, каким образом выдающимся коммуникаторам в психотерапии удается помогать их клиентам драматически изменять свою жизнь. Так было положено начало охоте за мастерством, которая стала «фирменным знаком» НЛП. Очень быстро у Бендлера и Гриндера появились помощники из студентов и коллег, составившие неформальную группу, некоторые из них стали полноправными соавторами в разработках НЛП. Базис НЛП сформировался в результате поиска ответов на поставленные ими вопросы. С самого начала их работа была совместной и имела практическую направленность; дух сотрудничества и ориентация на практику оставались и остаются свойственными НЛП. Для многих областей знаний и практики характерно стремление понять мастерство на основе специалистов рассказа о своей практике; на чем базируется их работа; чем и как, по их мнению, объясняются результаты их достижений. Но в большей или меньшей степени это зависит от их индивидуального опыта и профессиональной подготовки – и неважно, врачи они или игроки в гольф, – их ответы раскрывают нам скорее убеждения и теории, чем их реальную практику. Разработчики НЛП задались вопросами иного рода. Их интересовало, что на самом деле происходит в работе мастера, тогда, когда терапия на самом деле «работает», и клиент преодолевает свои проблемы, как внешне, на уровне наблюдаемого поведения, так и внутренне, на уровне мыслей и чувств клиента. Они стремились получить результаты, а не просто теоретизировать, хотели знать, что на самом деле оказывает влияние. Ибо, чем больше наблюдений они проводили и чем больше вопросов задавали, тем глубже начинали понимать, что на самом деле происходит, и тем более очевидным становилось, что мастерство (в данном случае, терапевтическая эффективность) имеет четкие структуры. По мере выявления этих структур, они начинали обучать им. Во многих ранних работах, опубликованных в 1970 и 1980-е гг., чувствуются живость и энтузиазм этой пионерской фазы. Но НЛП – это нечто большее, чем конкретные техники: это также система знаний и определенный взгляд на вещи, то есть установка. НЛП основано на реальном поведении и мышлении людей, а не на теориях. НЛП – отнюдь не профессиональный «мундир», который вы надеваете во время работы; это стиль видения и поведения, находящий реальное выражение в мышлении и действии, как раз потому, что он порожден мышлением и действием. Именно это делает его таким легким в использовании.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП)
одно из наиболее популярных и новейших направлений прикладной психологии, представляющее по своей сути модель психологических процессов и поведения человека. Эта модель построена на вполне очевидной компьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного компьютера, а индивидуальная психика — как набор программ. В аббревиатуре НЛП часть «нейро» означает идею о том, что любое поведение и действие человека имеют своим началом чисто неврологические процессы в голове и теле человека. «Лингвистическая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение с другими людьми. «Программирующая» часть указывает на способы (программы), с помощью которых человек организует свою психику (а она, в свою очередь — самого человека), чтобы получить необходимые результаты. В теоретическом плане НЛП определяется как многомерная модель структуры и функций человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии языка и поведенческого программирования, т. е. тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения. В практическом аспекте НЛП — это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся; это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, между выдающимися и обычными людьми; это сочетание приемов, техник и технологии, позволяющее использовать колоссальные возможности человеческого разума. С позиций НЛП, для достижения успеха необходимы следующие четыре вещи. Во-первых, быть в согласии с собой и окружающими, т. е. признавать то, что существует, не обязательно пытаясь это изменить (раппорт). Для установления раппорта необходимо прежде всего добиваться подстройки к другим людям по следующим параметрам: физиология (поза и телодвижения); голос (тон, темп речи, ритм, интонация и др.); язык и образ мышления (используемый словарь и соответствующая система представления); убеждения и ценности (то, во что верят люди и что считают важным); личный опыт (поиск общей основы профессиональной деятельности и интересов); дыхание. Во-вторых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации (результат). В-третьих, быть внимательным и держать свое чувство для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату (чувствительность) . В-четвертых, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, что хотите. Данные принципы (раппорт, результат, чувствительность, гибкость) представляют собой своеобразные четыре столпа НЛП. Важное значение в практике НЛП имеет также получение обратной связи от клиента. В связи с последним в НЛП вводится понятие калибровки, т. е. узнавание состояния человека по невербальным сигналам. Точная калибровка требует сенсорной чувствительности, т. е. способности замечать изменения (даже самые незначительные) в таких элементах, как: положение тела, жесты, выражение лица, движение глаз, цвет кожи, дыхание, громкость голоса и темп речи. Калибровка включает также способность переключаться с одной точки зрения на другую, т. е.: 1) знание того, что происходит с тобой; 2) наблюдение со стороны за тем, что происходит между вами и другими; 3) полное отождествление себя с другим человеком, т. е. постановка себя в его положение. (СВ. Ковалев).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Нейролингвистическое программирование
от греч. neuron — нерв + лат. lingua — язык + греч.programma — предписание, последовательность) — направление практической психологии, возникшее в 70-е годы в США в результате междисциплинарных исследований в области лингвистики, теории систем, нейрологии, физиологии, антропологии, психологии, психотерапии, философии и анализа деятельности успешных психотерапевтов (В. Сатир, М. Эриксона, Ф. Перлза и др.). К основателям Н. п. относят Дж. Гриндера, Р. Бэндлера, Л. Кэмерон, Дж. Делозье, Р. Дилтса. Н. п. можно также определить как объективный способ и язык описания субъективной реальности человека, практический инструментарий, помогающий преобразовывать опыт людей (А. А. Плигин). В названии "Нейро" указывает, что любой способ поведения есть результат нейрологического процесса, составляющими которого, прежде всего, являются образы, звуки, чувства, запахи и вкусовые ощущения, из которых образуется система репрезентаций реальности или субъективная модель мира. При этом репрезентации образуют когнитивные карты, позволяющие соотносить новую информацию с имеющейся, определять степени свободы поведения в ситуативном контексте, одновременно задавая пределы опыта, тем самым, ограничивая его. "Лингвистическое" обозначает, что нервные процессы посредством языка представляются в виде моделей, упорядочиваются и приобретают форму некой последовательности. "Программирование" относится к процессу особого порядка организации компонентов системы (речь идет об имеющих смысл репрезентациях) для получения определенных результатов поведения. При этом поведение рассматривается в самом широком контексте, например, это может быть макроповедение (улыбка, бросание мяча, бег, изучение физики) или микроповедение (частота биения сердца, темп речи, принятие решения, визуализирование букв какого-нибудь слова или ведение внутреннего диалога). В истории развития Н. п. можно выделить несколько периодов. I. Первоначально Н. п. развилось в области коммуникаций и психотерапии. Совместная работа Д. Гриндера и Р. Бэндлера, которые развили традиции когнитивных психологов и лингвистов (в частности работы Н. Хомского по трансформационной грамматике), привела к созданию "Мета-модели" — основному инструменту коммуникатора, работающего методами Н. п.. Составным частям Мета-модели посвящена первая книга Н. п. "Структура магии" (Дж. Гриндер, Р. Бэндлер, С-Пб, 1996 ). В данной работе субъективный опыт рассматривается как взаимосвязь глубинной структуры внутренних репрезентаций с языком как поверхностной структурой, таким образом, слова имеют значение только в том смысле, что они указывают на первичный опыт, являясь кодами реальности. В процессе кодирования сенсорного опыта в слова (в процессе речи человека) и в процессе декодирования (когда слушатель переводит слова в свою систему сенсорных репрезентаций) может теряться или искажаться важная информация. Определенные части или формы языка отражают три основных механизма моделирования опыта человека: 1) обобщение, 2) опущение и 3) искажение. Знание структур языка, каждая из которых специфически отражает эти механизмы, позволяет более точно собрать информацию (после обобщения — детализировать, после опущения — восполнить, после искажения — возвратить к первоначальному значению). Прикладное значение Мета-модели особенно велико в психотерапии, где необходимо не только максимально точно понимать, о чем говорит клиент, но и сохранять его собственную семантику в процессе коммуникации. Мета-модель также важна в проведении переговоров для получения в кротчайшие сроки желаемого результата. К структурным частям Мета-модели относят шесть основных: неконкретные существительные, номинализации (отглагольные существительные), неконкретные глаголы, модальные операторы, универсальные количественные, сравнительные. Каждая из частей сопряжена с действием одного из механизмов моделирования, понимание которого, в свою очередь, обуславливает эффективный способ реагирования коммуникатора. Например, клиент использует в речи сравнительные слова: "лучше, умнее, щедрее". Цель использования психотерапевтом Мета-модели: выяснить отсутствующий эталон сравнения. Способ его реагирования — задать вопрос: по сравнению с кем/с чем? Например, Дмитрий умнее. Умнее кого? В чем? II. После изучения поверхностной структуры опыта исследователи Н. п. обратились к глубинной структуре — сенсорным репрезентациям и репрезентативным системам (модальностям). В отличие от классического подхода к пониманию модальностей, эксплицитно сенсорным анализаторам, в Н. п. выделяют три репрезентатативные системы: 1) визуальную (В) — глазной анализатор, соответствующие ему нейронные пути, отделы кортекса; 2) аудиальную (А) — слуховой анализатор и кости черепа, воспринимающие звуковые колебания, сопряженные с ними нейронные пути и отделы кортекса (при этом принято отделять от репрезентативных систем внутренний диалог (Ад), расматривая его как метаструктуру, вторичную по отношению к первичному сенсорному опыту); 3) кинестетическую (К) — все чувственные анализаторы, связанные с ними нейронные сети и центры кортекса, т. е. это вкусовая, обонятельная, тактильная и проприоцептивная информация, микро- и макромоторика, а также информация относительно равновесия. Были выделены внешние и внутренние репрезентативные системы. Внешней зрительной, звуковой и чувственной репрезентативной системе соответствуют внутренние образы, звуки и чувства. Благодаря внутренним репрезентативным системам обеспечивается механизм запоминания любой информации. Большинство людей создают внутренние репрезентации, не осознавая этот процесс. Сознательное изменение репрезентаций впоследствии стало основой многих психотерапевтических техник. Исследования репрезентативных систем привели Дж. Гриндера и Р. Бэндлера к одной из главных концептуальных идей, заключающейся в том, что одна из репрезентативных систем может быть ведущей, более развитой. Было показано далее, что модальности проявляются и в речи, и в физиологии. А именно, важными индикаторами репрезентативных систем являются речевые предикаты и глазодвигательные реакции. Например, визуальные предикаты: "увиденный, показывать, в дымке". Аудиальные — "бесшумно, со свистом, припевая, глухо, звонко". Кинестетические — "с дрожью, с теплотой, сладко, вкусно, давить, гладко, радостно, с любовью". Ниже приведена схема глазодвигательных сигналов доступа к репрезентативной системе в процессе мыследеятельности. Представленная схема отражает пространственную проекцию репрезентативных систем на поле зрения человека, где ксконструированные, п вспоминаемые образы. Схема верна для 95% правшей. У левшей часто встречается инверсия глазодвигательных реакций (например, визуальное конструирование и визуальная память Вк и Вп могут проявляться в глазодвигательных сигналах наоборот; также инверсия иногда проявляется для АкАп; К Ад). Схема показывает, что спонтанные движения глазных яблок человека выше средней линии означают использование им в процессе мышления внутренних визуальных образов, при этом, если глазные яблоки идут вверх-вправо — Вк то это указывает на репрезентацию воспоминаний, которые конструируются из имеющихся образов. Если движение глазных яблок идет вверх-влево — Вп, то это вспоминаемые образы. Если глазные яблоки движутся на средней линии, в процессе мышления задействуются внутренние звуки, слова (конструируемые звуки — Ак и воспоминаемые звуки — Ап организованы аналогично визуальной системе справа и слева). Движение глазных яблок вниз-вправо соответствует чувствам и эмоциям — К а вниз-влево — внутреннему диалогу — Ад. Схема составлена с позиции самонаблюдения. Для наблюдателя право-лево меняется местами. Индикаторы модальностей используются для экспресс-диагностики поведенческих стратегий. Более детально раскрывая строение глубинной структуры опыта индивида, авторы Н. п. обогатили теорию сенсорных репрезентативных систем идеями о субмодальностях. Они показали, что каждая репрезентативная система включает в себя характерный для нее набор составляющих, который называется субмодальностями. Они имеют физиологическую основу, например, глаз пересылает огромное количество переменных (размер, цвет, яркость, трехмерность и т. п.) в лотеральное генекулярное ядро, затем в визуальную часть кортекса, после чего вся посланная информация хранится в гипоталамусе лимбической системы. Такие переменные в Н. п. называются визуальными субмодальностями. К аудиальным относят: громкость, темп, тембр, ритм, высота и пр. К кинестетическим: форма, площадь, температура, давление и т. д. Субмодальности представляют собой размерности субъективного опыта, поэтому любое состояние человека может быть определено как сочетание субмодальностей, характерное только для него. Изменение субмодальностей вызывает изменение в состоянии человека. Те субмодальности, при изменении которых в одной репрезентации меняются многие другие субмодальности, называются критическими. Большинство психотерапевтических техник Н. п. своим результатом достигают изменения субмодальностей в когнитивной карте актуального (в частности проблемного) состояния клиента, и изменение одной или нескольких субмодальностей какой-либо из систем является их основным содержанием. III. Третий период в развитии Н. п. связан с тем, что имея теорию репрезентативных систем, авторам Н. п. удалось на качественно новой основе развить достижения бихевиористов. "Черный ящик" — внутренний опыт индивидуумов (одна из позиций бихевиоризма) получил субмодальное наполнение, таким образом удалось создать модель, описывающую микро- и макростратегии. В качестве основной модели организации стратегий поведения была взята модель Т. О. Т. Е. (Дж. Миллер, Ю. Галантер и К. Прибрам "Планы и структура поведения", 1960). Буквы Т. О. Т. Е. (от англ. test-operations-test-exit) означают Тест-Операция-Тест-Выход. Согласно этой модели, все ментальные и поведенческие программы организованы вокруг фиксированной цели и различных способов достижения этой цели. Первый Тест представляет собой репрезентацию цели (эталон) и действует как триггер (спусковой механизм) для запуска процесса, он включает в себя тестовые критерии. Операции обеспечивают процесс накопления выборов для получения желаемого результата. Второй Тест — сравнение первого эталона с полученным. Выход — прекращение данного процесса и переход к другому процессу или возврат в начало. Определяя в каждом шаге модели Т. О. Т. Е. модальности и субмодальности и обозначая их символами, создается метаязык, позволяющий записывать особенности когнитивной карты человека. Основатели Н. п. структурно выделили пять основных стратегий комплексного поведения, поскольку все остальные макростратегии комплексного поведения могут быть выведены до этих пяти. К ним относят: 1) Стратегии Памяти — способ декодирования и встраивания опыта, который связан с ведущей репрезентативной системой; 2) Стратегии Реальности — способ различения сконструированных репрезентаций и воспоминаний "реальной" памяти; 3) Стратегии Принятия решений — способы оценок и решений. Эта стратегия является основной точкой модели Т. О. Т. Е. на уровне макроповедения; 4) Стратегии Мотивации — способы побуждения к действиям; 5) Стратегия Обучения. Стратегии памяти, мотивации и принятия решения часто объединены в некую целостную стратегию и направлены на цели обучения. IV. Настоящий этап развития Н. п. представляет собой обобщение исследований стратегий людей, достигающих в определенной области феноменальных результатов (R. Dilts "Strategies of Genius" v. I, II, 1995). Исследуются стратегии грамотного письма (см. научно-методический сборник № 1 Московского центра НЛП в образовании, М. 1996). Более глубоко изучаются другие, следующие за репрезентативными системами, "фильтры" восприятия людей. В Н. п. они получили название мета-программ. Например, к ним относится репрезентация времени. Показано, что время кодируется на сенсорном уровне в большей степени визуальными субмодальностями, для большинства людей — расстоянием и местоположением. На основе этих исследований разрабатываются сравнительно новые психотерапевтические методики, например, методика "Временной линии" (К. Андреас, С. Андреас "Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами", СПб, 1995). На мета-программной основе создана методика "LAB PROFIL" — лингвистический и поведенческий профиль (BALI Screening Company, inc. Dallas, 1987) для организационного консультирования компаний. Таким образом, разрабатываются прикладные методики в области обучения, психотерапии, менеджмента. В настоящее время последователи Н. п. работают во многих странах мира.

Источник: Клиническая психология. Словарь

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации; современное направление постэриксоновской психотерапии (эриксоновский гипноз, позитивная психотерапия), разрабатываемое с 1975 г. американцами Бендлером (Bandler R.) и Гриндером (Grinder J.) (математиком и лингвистом по базисному образованию) и их последователями.
Н. п. базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики Эриксонa (Erickson M. H.), Сатир (Satir V.) (семейная психотерапия), Перлса (Perls F. S.) (гештальт-терапия) и других представителей американской психотерапии; 2) на современных данных о межполушарной асимметрии - различиях в переработке информации правым и левым полушариями; работах Бейтсона (Bateson G.), посвященных "экологии разума", со ссылкой на зоопсихологические данные формирования нестандартных "творческих" стереотипов поведения дельфинов при определенных условиях дрессировки; 3) на трансформационной грамматике Хомского (Chomsky N.), выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) на исследованиях кибернетики 1950-1960-х гг., стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Рассела (Rassel В.). Таким образом, Н.п. является междисциплинарной интегративной концепцией необихевиористской ориентации.
Базисные постулаты Н. п. можно сформулировать следующим образом:
1. Человеческий организм, мозг подобны компьютеру, имеющему набор программ. Помимо генетического программирования, формирование "программ" стереотипов поведения и жизнедеятельности в целом осуществляется путем закрепления внушений значимых лиц, самопрограммирования и стрессовых переживаний, сопровождающихся трансовыми состояниями сознания.
2. Большая часть "программы" не осознается и не предъявляется в речи, но отражена в глубинных речевых структурах. Важную информацию "программы" подготовленный наблюдатель может считывать, задавая целенаправленно сформулированные вопросы и ориентируясь на специфические (формальные) языковые структуры и индивидуальные невербальные проявления в ответе человека.
3. Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом и, вероятно, имеют и в настоящем адаптивные функции. Но возможно "перепрограммирование" (точнее - самопрограммирование) человека на новые, более адаптивные стереотипы на основе особенностей переработки информации и трансовых состояний пациента.
4. Н. п. акцентирует внимание на "подстройке" к пациенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним (а не на концептуальных основаниях или эмпатических взаимоотношениях с пациентом, что характерно для психодинамического или гуманистического направления). Такая "техническая" ориентация сочетается с бережным вниманием к самоценности человека и принципом "не вреди".
В Н. п. разработаны специфические методы диагностики и коррекции. При диагностике выявляются речевые искажения метамодели, ведущие репрезентативные системы переработки информации, проводится калибровка индивидуальных невербальных ответов "да-нет" и поверхностных коррелятов глубинных речевых структур.
Диагностика ведущей репрезентативной системы, позволяющая выбрать оптимальную форму подстройки к пациенту, проводится посредством анализа речевой продукции и поведенческих стереотипов (см. Биас-тест определения репрезентативных систем) и калибровки глазодвигательных сигналов.
Представленная схема (табл. 5) отражает пространственную проекцию репрезентативных систем на поле зрения человека. Так, быстрые нистагмоидные движения глазных яблок влево-вверх указывают на репрезентацию визуальных воспоминаний и т. д. Можно предположить, что подобная проекция глазодвигательных сигналов отражает и мозговую архитектонику. Помимо приведенной типичной пространственной структуры, могут встречаться и индивидуальные отличия. В любом случае в работе с пациентом рекомендуется калибровка индивидуальных проекций репрезентативных систем и стратегий переработки информации посредством целенаправленных команд-вопросов с последующим отслеживанием глазодвигательных реакций. Тест-вопрос, адресованный визуальной памяти, может быть сформулирован так: "Какого цвета были...?" и т. п.; на выявление проекции внутреннего диалога: "Что вы себе обычно говорите, когда довольны собой?" и т. п.
Таблица 5. Типичная схема глазодвигательных сигналов доступа к репрезентативной системе
Право Лево
Визуальное конструирование Концентрация внимания на воспоминаниях, эйдетическая память Визуальные образы
Аудиальное конструирование Концентрация внимания на внешних или внутренних объектах Аудиальные образы
Кинестетические образы Концентрация внимания на внутренних переживаниях Внутренний диалог
Калибровка индивидуальных невербальных ответов используется в приеме "разговор с подсознанием" и проводится с помощью тестовых вопросов с фиксацией микромимических, пантомимических и вегетативных реакций. При калибровке ответов "да-нет" сначала задаются вопросы, предполагающие однозначные утвердительные ответы, затем - отрицательные. Пациент может говорить или молчать, в любом случае внимание исследователя направлено на невербальные компоненты, стереотипно повторяющиеся при ответах "да" и "нет". Квалифицированный Н. п.-коммуникатор вставляет тестовые вопросы в обычное интервью и считывает до десятка стандартных телесных ответов "да" и "нет" (расширение зрачков, учащение дыхания, подергивание щеки или стопы и др.). Аналогичным образом калиброваться могут многие семантические структуры, преимущественно дихотомического характера ("мужчина-женщина", "толстый- тонкий"), что позволяет целенаправленно вмешиваться в переживания пациента, ориентируясь на выявленные невербальные сигналы.
Коррекционные техники Н. п. преимущественно базируются на трансовых состояниях пациента. (Методики наведения транса, реализующие принципы подстройки к пациенту опосредованного вызывания реакций и многозначности.) Разработаны различные способы использования транса. Применяются и описаны методики "взмаха" ("свиста"), рефрейминга, "якоря", аудиально-кинестетической и визуально-кинестетической диссоциации, изменения личной истории и др.
Переформирование (refraiming) - перепрограммирование, апеллирующее к бессознательным ресурсам пациента, смена неудовлетворяющего стереотипа реагирования (симптома) или способа решения (нерешения) проблемы более адекватным и адаптивным. Возможна (и даже желательна) такая структура проработки, когда врач не знает о содержании перепрограммируемого стереотипа. Кроме названия "рефрейминг" используют и другие термины: перепрограммирование, переработка, перестройка. Предлагаемая схема переформирования является модификацией наиболее известной техники Н. п. - "шестишагового рефрейминга" - и заимствована из книги Бендлера и Гриндера "Трансформация" (1981):
1. Выработка невербальной сигнальной системы ответов "да-нет". (Нарушения метамодели см. табл. 6)
2. Идентификация стереотипа поведения, подлежащего изменению: "Прошу вас выбрать некий стереотип поведения, который вам не нравится, назовем его - X, дать сигнал "да", когда выбор будет завершен" (+ -> 3-й шаг).
3. Подключение сигнальной системы "да-нет": "Прошу Ваше подсознание подключить систему ответов "да-нет" к той его области, которая ведает действием стереотипа X. Когда это произойдет, прошу эту область подсознания подать сигнал "да", а затем - "нет"" (+ -> 4-й шаг).
4. Выделение положительной функции поведенческого стереотипа: "Желаете ли вы позволить вашему сознанию узнать, каково значение того, что происходит, когда проявляется стереотип X, каков его смысл?" ("-" -> 5-й шаг; + -> "Продолжайте, проинформируйте ваше сознание. Когда это будет сделано, подайте мне сигнал "да", и мы сможем перейти к следующему шагу").
5. Создание новых альтернатив: "Желает ли область подсознания, ответственная за стереотип X, обратиться к созидающим ресурсам личности и выработать новые способы поведения, отличающиеся от стереотипа X, но выполняющие такие же позитивные функции?" (+ -> "Прошу подсознание продолжать и подать сигнал "да", когда оно найдет не менее трех новых вариантов поведения". Дождавшись + ответа - перейти к 6-му шагу. Можно предварительно определить время, необходимое для поиска, предлагая конкретные временные интервалы и ориентируясь на ответы "да-нет", что позволит врачу на это время предоставить пациента самому себе).
6. Оценка новых альтернатив: "Прошу область подсознания, ответственную за стереотип X, оценить каждый из найденных вариантов. Уверено ли подсознание в том, что данный вариант поведения по крайней мере настолько же непосредствен, доступен и эффективен, как стереотип X? Прошу подавать мне сигнал "да", когда таким образом будет положительно оценен каждый новый вариант. Всякий раз, когда один из вариантов будет определен как соответствующий поставленным условиям, должен быть подан сигнал "да"". (При получении менее трех сигналов "да" - просьба о продолжении поиска и выработке большего количества вариантов, повторение 5-го шага. При достаточном количестве + ответов -> 7-й шаг.)
7. Выбор лучшей альтернативы: "Прошу подсознание выбрать новый способ поведения, наиболее доступный и наиболее точно выполняющий позитивные функции стереотипа X, и подать сигнал "да", когда такой способ будет найден" (+ -> 8-й шаг).
8. Экологическая проверка, подстройка к будущему поведению: "Прошу ваше подсознание представить использование нового способа поведения в соответствующей ситуации и сообщить сигналом "да", если он окажется удовлетворительным" (- -> 5-й шаг; + -> закрепление выбора и выведение из транса).
Таблица 6. Нарушения метамодели
Формы нарушений метамодели Примеры речевых искажений Примеры соответствующих уточняющих и корригирующих вопросов
1. Номинализация (обозначение процесса существительным) Моя депрессия мучает меня. Тревога сводит меня с ума Что вас угнетает? (Перевод существительного в глагол). Что тревожит?
2. Неспецифический глагол Переживаю, чувствую Как вы это чувствуете?
3. Отсутствующий референтный индекс Этому... некое ощущение Чему именно? Какое конкретно?
4. Простое ощущение Отсутствие значимого уточнения Что? Кто? Когда? Где?
5. Универсальный квантификатор (сверхобобщение) Всегда... никогда Действительно никогда?
6. Модальный оператор (предполагающий отсутствие выбора) Я должен это сделать. Не могу... Что случится, если не сделаете? Что вас останавливает?
7. Нарушение причинно-следственных связей Он делает меня несчастным Как именно он это делает с вами?
8. "Чтение мыслей" (от интуитивного высказывания "это может быть" отличается тем, что "это точно так") Наверняка они думают, что я... Какие конкретные признаки того, что они думают именно так?
9. Утраченный преформатив (оценочное суждение без указания стандарта-оценки) Я недостаточно хорошо это сделал Относительно чего (какого стандарта)?
Пуцелик (Pucelik F.) выделяет несколько принципов эффективной психотерапевтической коммуникации:
1. Каждый пациент имеет ресурсы, которые могут ему помочь; дело психотерапевта - способствовать их реализации.
2. Индивидуально-субъективное восприятие пациентом реальности - основа психотерапии.
3. Психотерапевтическая коммуникация равна эффективной манипуляции, при которой выигрывают оба партнера взаимодействия.
4. Темп психотерапевтического процесса задается пациентом. При "регрессе" пациента на пройденную ранее ступень психотерапевт должен вернуться на эту ступень, успокоить больного, поздравить его с хорошей самозащитой от неверного шага и составить вместе с ним новый план действий.
5. Сопротивление следует расценивать как знак неправильного использования энергии пациента.
6. Предлагаемые приемы должны удовлетворять требованиям готовности пациента, конкретности и достижимости в недалеком будущем определенных целей, низкого риска и ориентации на успех.
7. Самый важный пациент - сам психотерапевт: половина успеха зависит не от методик, а от модели жизни самого психотерапевта, ее соответствия его поступкам.
8. Нужно доверять своей интуиции, своему "бессознательному", предоставлять себе право на эксперимент с новыми приемами и право на ошибку в работе с пациентом.
В настоящее время последователи Н. п. есть во многих странах мира.
Наиболее значительные книги, посвященные Н. п., представляют собой переработанные стенограммы семинаров Гриндера и Бендлера и содержат ответы на критические вопросы и практические упражнения.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
252.04 кб

Мотивация и нейролингвистическое программирование

Корзенко Наталья Ивановна, Нужаева Мария Николаевна
В статье рассмотрены теории мотивации Аристотеля, когнитивная теория и теория самоорганизации. Определяются ключевые механизмы влияния на мотивацию.
Читать PDF
178.00 кб

Нейролингвистическое программирование в рамках акмелингвистики

Антонова Ольга Сергеевна
В статье дается представление о широко распространенных взглядах сторонников нейролингвистического программирования и делаются выводы в отношении возможного применения этих взглядов в практике преподавания иностранного языка.
Читать PDF
319.98 кб

Нейролингвистическое программирование и обучение иностранным языкам

Писаренко В. И.
Читать PDF
767.85 кб

Нейролингвистическое программирование: философско-методологические аспекты

Братухина М. В., Киселёва Д. С.
Читать PDF
5.16 мб

Применение теории нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам

Путилина Евгения Александровна, Ускова Елена Олеговна
В данной статье теория нейролингвистического программи рования рассматривается с точки зрения возможностей её прак тического применения в обучении иностранному языку.
Читать PDF
964.34 кб

Взгляд на преподавание иностранных языков с позиций нейролингвистического программирования

Гальцова Н. П.
The paper touches upon the new problems in theory and practice of teaching the foreign languages in conformity with modern vital conditions.
Читать PDF
180.33 кб

Нейролингвистическое программирование в подготовке юристов и реализации юридической техники

Головкин Роман Борисович
Читать PDF
184.40 кб

Использование приемов нейролингвистического программирования в общественно-политическом процессе

Пилипенко А. В.
Статья посвящена политическим процессам в современной России.
Читать PDF
361.03 кб

Сравнительный анализ эффективности технологий нейролингвистического программирования и традиционных

Коровников А.Г., Иванов Е.Л., Брыжахин П.Г.
Проведен сравнительный анализ эффективности технологий нейролингвистического программирования и традиционных методов лечения и реабилитации у 394 больных с синдромом алкогольной зависимости.
Читать PDF
173.67 кб

Интенсив и техники нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам в неязыковом

Варенина Людмила Петровна
В статье обосновывается, что для максимально эффективного обучения иностранному языку необходимо воздействовать сразу на все каналы восприятия, используя техники нейролингвистического программирования.
Читать PDF
83.38 кб

Использование техник нейролингвистического программирования при подготовке лекций для студентов меди

Кузьмин М. Ю., Козлова Наталья Михайловна
В статье рассматривается проблема использования техник нейролингвистического программирования (НЛП) при подготовке лекций. Обсуждаются способы установления раппорта со студентами.
Читать PDF
326.78 кб

Нейролингвистическое программирование и нейропластичность как инновационные направления в современно

О.С. Орлова, Е.С. Бердникович, И.А. Грачева, Э.И. Ефремова, В.П. Козырева, П.А. Эстрова
Читать PDF
382.21 кб

Нейролингвистическое программирование и основные концепции обучения в технологическом ВУЗе и военно-

Волков Н.Г.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) в настоящее время является одним из наиболее популярных направлений прикладной психологии.