РЕЧЬ УСТНАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Устная речь
Категория. Форма речи.
Специфика. Речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Устная речь
речь, содержание которой кодируется с попощью проговариваемых знаков речи. Дети обычно усваиают понимание и использование устной речи к 2,5—годам, равно как и применение и осознание речевых формул, посредством которых выражаются. желания, просьбы, намерения и т.п, необходимые в диалоге.. Они свободно овладевают и моногологичной, речью, например, рассказвают стихи, сказки. Несколько позже появляется внутренняя речь.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РЕЧЬ УСТНАЯ
общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Характерна тем, что отдельные компоненты сообщения речевого порождаются и воспринимаются последовательно.
Процесс порождения речи устной содержит звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон речи.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Речь устная
вид речи, заключающийся в вербальном (словесном) общении при помощи языковых средств. Р. у., протекающая в форме разговора, называется разговорной, или диалогической. Ее главная особенность состоит в том, что она активно поддерживается собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют несколько человек, используя простейшие словообороты и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане оказывается наиболее простой формой. Она не требует обязательно развернутого выражения, поскольку собеседник хорошо понимает то, о чем говорится, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником.
Речь одного человека называется монологической, или монологом. Это речь оратора, лектора, докладчика и др. Она психологически более сложная, чем диалогическая. Требует от говорящего уметь связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как передаваемая им информация воспринимается слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.
Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Активная форма — это речь говорящего человека, а речь слушающего — пассивная.
Литература
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3.
Лирия А. Р. Язык и мышление. М., 1979.
Теплое Б. М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Речь устная
Маўленне вуснае / Oral speech– форма Р., включающая осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение) и понимание звучащей Р. Устной Р. ребенок овладевает уже на втором году жизни. Устная Р. может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или опосредована техническим средством (телефоном, Skype и т. п.). Для устной Р. характерны: избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений); использование невербальных средств общения (жестов, мимики), экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться). Устная Р. контекстна, т. е. обусловлена ситуацией, в которой находятся собеседники. Может быть неподготовленной (спонтанной)– беседа, интервью, выступление в дискус сии, подготовленной (публичной)– лекция, доклад, выступление, в виде от чета– более развернута, следует нормам литературного языка. Устная Р. делится на диалогическую и монологическую. Диалогическая Р. имеет место в процессе беседы. Наличие контакта с собеседником помогает опустить отдельные моменты в Р. Внешнее выражение чувств– интонация, жесты, паузы, ударения– позволяет понимать друг друга с полуслова. Однако в некоторых случаях возникает необходимость полнее и точнее оформить диалогическую Р. Например, во время научного спора, в беседе преподавателя с обучаемым по вопросам учебы и т. п. Монологическая– это Р. одного человека (лекция, доклад). Здесь меньше непосредственный контакт, труднее оценить, как понимает сообщение аудитория. Монологическая Р. требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации. Устная Р. обслуживает и повседневное общение. При этом она более свободна в выборе слов, интонаций. Она помогает эффективно налаживать контакт, устанавливать взаимопонимание. Мастерству устной Р. человек учится не только в живом общении с другими людьми, но и через письменную Р., благодаря расширению и уточнению своего словарного запаса, умению использовать богатство родного языка. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
401.53 кб

Специфика элективного курса «Устная профессиональная речь преподавателя русского языка как иностранн

Тарасова Елена Николаевна
Статья посвящена рассмотрению возможностей формирования посредством устной профессиональной речи навыков и умений преподавания русского языка иностранцам.
Читать PDF
147.73 кб

Устная речь преподавателя русского языка как иностранного определяющий компонент личностно-ориентиро

Тарасова Е.Н.
В данной статье рассматриваются основные подходы к устной речи как инструменту преподавания, обучения русскому языку как иностранному; дается обобщение того опыта, который накоплен при обучении инофонов по личностно-ориентированно
Читать PDF
196.62 кб

Устная профессиональная речь преподавателя русского языка как иностранного: когнитивно-компетентност

Вишняков Сергей Андреевич, Тарасова Елена Николаевна
Проблематика статьи связана с необходимостью соблюдения апробированной авторами системы условий, которые обеспечивают наиболее полную подготовку педагога преподавателя русского языка как иностранного.

Похожие термины:

  • РЕЧЬ УСТНАЯ: ВОСПРИЯТИЕ

    построение модели субъективной осмысленного сообщения на основе процесса слушания активного. Восприятие смысла в значительной мере зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего