речевая активность детей на той стадии ее развития, когда они механически повторяют слова и высказывания окружающих, не понимая содержания сказанного.
РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ
Автономная речь
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АВТОНОМНАЯ (ИЛИ МАЛАЯ) РЕЧЬ
один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых. По форме «слова» А.р. большей частью является результатом искажения детьми слов взрослых или слогов. А.р. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это речь, в к–рой слова ситуативны, многозначны, полисемантичны. Она обращена к другому, но еще лишена постоянных значений.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Автономная речь
Словообразование. Происходит от греч. autоnomos - самоуправляющийся.
Авторы. Проанализирована в исследованиях Л.С.Выготского и А.Р.Лурия.
Категория. Один из ранних этапов развития речи ребенка.
Специфика. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.
Авторы. Проанализирована в исследованиях Л.С.Выготского и А.Р.Лурия.
Категория. Один из ранних этапов развития речи ребенка.
Специфика. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.
АВТОНОМНАЯ (ИЛИ МАЛАЯ) РЕЧЬ
англ. Telegraphic speech) - один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Л. С. Выготский, А. Р. Лг/рия и др.). Син. телеграфная речь.
По форме "слова" А. р. - это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (напр., "ко-ко" вместо "молоко", "ко но" вместо "спокойной ночи" и т. п.).
Характерными психологическими особенностями А. р. являются: 1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений "слов", их неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из первой особенности способ "обобщения" - объединение в одном слове разнородных предметов, в отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт; 3) отсутствие флексий и синтаксических отношений.
А. р. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение.
По форме "слова" А. р. - это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (напр., "ко-ко" вместо "молоко", "ко но" вместо "спокойной ночи" и т. п.).
Характерными психологическими особенностями А. р. являются: 1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений "слов", их неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из первой особенности способ "обобщения" - объединение в одном слове разнородных предметов, в отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт; 3) отсутствие флексий и синтаксических отношений.
А. р. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004