АВТОНОМНАЯ (ИЛИ МАЛАЯ) РЕЧЬ это что такое АВТОНОМНАЯ (ИЛИ МАЛАЯ) РЕЧЬ: определение — Психология.НЭС
Речь автоматизированная Речь автономная детская

РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ

Найдено 4 определения термина РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Автономная речь

речевая активность детей на той стадии ее развития, когда они механически повторяют слова и высказывания окружающих, не понимая содержания сказанного.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ

согласно Л. С. Выготскому, А. Р. Лурии и пр. - один из ранних этапов развития речи ребенка, характерный тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются - например, за счет повторения.

Речь автономная ситуативна, неопределенна и многозначна, ибо ребенок еще не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. Формально она не имеет флексий и других признаков синтактических отношений.

Поскольку развитие речи ребенка сильно зависит от разнообразия и качества языковой среды, речь автономная может сохраняться достаточно долго и служить тормозом развития умственного.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

АВТОНОМНАЯ (ИЛИ МАЛАЯ) РЕЧЬ

англ. Telegraphic speech) - один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Л. С. Выготский, А. Р. Лг/рия и др.). Син. телеграфная речь.

По форме "слова" А. р. - это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (напр., "ко-ко" вместо "молоко", "ко но" вместо "спокойной ночи" и т. п.).

Характерными психологическими особенностями А. р. являются: 1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений "слов", их неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из первой особенности способ "обобщения" - объединение в одном слове разнородных предметов, в отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт; 3) отсутствие флексий и синтаксических отношений.

А. р. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Автономная речь

Словообразование. Происходит от греч. autоnomos - самоуправляющийся.

Авторы. Проанализирована в исследованиях Л.С.Выготского и А.Р.Лурия.

Категория. Один из ранних этапов развития речи ребенка.

Специфика. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.

Источник: Психологический словарь

Найдено рефератов по теме РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Ситуативная речь как показатель эмоционального и физиологического состояния человека

Куцырева М. А.
Статья освещает результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи эмоциональности и ее проявлении в речи и физиологических параметрах испытуемого. Проведенное исследование подтвердило наличие этой взаимосвязи, а также выявило несколько новых интересных данных. The article reports the results of the investigation covering the correlation of emotionality, its manifestation in speech and test subjects' physiological characteristics. The research confirms that the above-mentioned correlation exists and also elicits new interesting facts.
Скачать PDF

Речь и правое полушарие головного мозга: афазия vs. аномия

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье рассматриваются литературные и обобщенные эмпирические данные по нарушениям речи при поражениях правого полушария у взрослых и детей. Показано, что функции правого полушария в обеспечении речи эволюционируют от активации речевой деятельности через обеспечение сенсорных эталонов и двигательной основы речи к личностно-смысловому базису всей речевой и мыслительной деятельности.
Скачать PDF

Размышления над книгой: Т. Н. Ушакова. Речь: Истоки и принципы развития. М. : per se, 2004

Соколов Евгений Николаевич
Скачать PDF

Профессиональная речь психологов разных специализаций

Каменева Татьяна Витальевна
Автор рассматривает особенности профессиональной речи психологов, которые работают в разных секторах. Проведены теоретический анализ, психолог-ученый, психолог-практик, психолог-педагог, психолог-консультант. Выделенны интегративные качества, которые важны для психологов всех специальностей и специализаций.
Скачать PDF

Детская игрушка и внутренний мир ребенка, или речь в защиту «Плохих» кукол

Калина Олег Геннадьевич
Наверное, нет ничего более желанного для ребенка (помимо сладостей, конечно), чем игрушка. Она появилась еще в доисторические времена и до сих пор является неотъемлемым атрибутом и средством развития. В XX веке произошел настоящий бум в производстве игрушек, и многие мечты нашего детства меркнут по сравнению с технически сложными и столь многообразными игрушками последнего времени. Когда я захожу в детский магазин, то долго хожу между стеллажей и удивляюсь: «Ничего себе, вот это да!.. А это что за ерунда? Ну кто же в это будет играть?.. Сделали так, что сразу сломается… или краска быстро облупится… А вот это здорово придумано!». Одни игрушки привлекают своими функциями, другие внешним видом… Какие-то вызывают умиление родителей, а другие, напротив, кажутся пугающими или отталкивающими. Часто родители ищут «развивающие» игрушки, причем под развитием понимается именно становление мыслительной активности. Если эту идею довести до предела, то мы получим абсурдные условия, где у ребенка нет плюшевого мишки, которого он может обнять, когда волнуется, а есть только деревянные геометрические фигуры и объемные буквы…
Скачать PDF

Мышление и речь в их развитии и преобразовании

Тапбергенов С.О.
Принципиальные вопросы соотношения мышления и речи, первичности слова или идеи остаются открытыми. Путаница в разграничении и применении понятий сигнал и знак затрудняет понимание особенностей поведения высших животных. Признавая наличие знаковой системы коммуникации у высших животных, не выявлены основы ее формирования. Отсутствует дифференциация функциональной значимости знаков знаковой системы коммуникации и знаков, символов речевой системы коммуникации. Остается не раскрытым генез формирования человеческой речи. Не изучены процессы становления образного и абстрактного мышления, их соотношение с речью. Не установлено принципиальное различие функции знаков и символов человеческой речи, хотя попытки этого существуют.
Скачать PDF

Автономность как личностный ресурс информационно-психологической безопасности

Ежевская Татьяна Иннокентьевна
В статье рассматривается понятие «личностная автономность» с позиций философских, педагогических и психологических научных направлений. Анализируются взгляды отечественных и зарубежных учёных к пониманию сущности личностной автономности. Показывается значимость автономности личности для сохранения её психологического здоровья, личностного роста и обеспечения информационно-психологической безопасности при негативном влиянии окружающей информационной среды. Особое внимание в работе уделяется психологическому пониманию проблемы взаимосвязи внутренних психологических характеристик и внешнего влияния среды, где автономность выступает значимой характеристикой личности.
Скачать PDF

Структурные особенности психомоторных свойств у студентов с «Автономным» и «Зависимым» типом субъект

Коваленко А.В.
Работа посвящена проблемам саморегуляции психической активности, а именно ее психофизиологическому аспекту. В рамках развития феноменологии эффективной самостоятельности раскрываются психодинамические основы системы субъектной регуляции деятельности. Представлены результаты исследования структурных особенностей психомоторных свойств у лиц с разными типами субъектной регуляции. Научные данные, описанные в статье, могут быть использованы практическими работниками (психологами, педагогами) для решения своих профессиональных задач.
Скачать PDF

Сущностные характеристики автономности личности

Кришталюк А.Н.
Скачать PDF

Субъективная оценка времени «Автономными» и «Зависимыми» педагогами

Прыгин Геннадий Самуилович
На основании результатов эмпирического исследования, проводится сравнительный анализ оценок параметров времени автономными и зависимыми педагогами. Показано, что педагоги с разными типами субъектной регуляции обладают качественным своеобразием в оценках времени, которое определенным образом влияет на успешность выполнения их деятельности.
Скачать PDF

Особенности ответственности, суверенности психологического пространства и автономности у юношей с ра

Гроголева О. Ю.
В статье представлен анализ особенностей ответственности, суверенности психологического пространства и автономности личности у юношей с разной степенью самостоятельности. Основной задачей исследования являлось сравнение структуры ответственности, компонентов суверенности психологического пространства и уровня «автономности-зависимости» у студентов с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности. В ходе проведенного исследования было установлено, что отдельное проживание от родителей и финансовая независимость в юношеском возрасте способствует проявлению таких субъектных качеств личности, как ответственность и автономность. Юноши с высокой степенью ответственности, в отличие от других групп респондентов, склонны контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, занимают активную социальную позицию, умеют налаживать новые контакты и поддерживать уже существующие связи с окружающими людьми
Скачать PDF

Особенности смысложизненных ориентаций у лиц с «Автономным» и «Зависимым» типом субъектной регуляции

Магазева Елена Анатольевна, Чуватаева Майра Куркутбаевна
Представлены материалы исследования особенностей смысложизненных ориентаций испытуемых с различным типом субъектной регуляции. В зависимости от типа субъектной регуляции выделены и описаны три группы испытуемых: автономная, смешанная и зависимая. Выявлено, что испытуемые, относящиеся к автономному типу субъектной регуляции, ставят перед собой цели, удовлетворены жизнью и склонны принимать ответственность за реализацию планов. Испытуемые с зависимым типом субъектной регуляции убеждены в том, что их жизнь не поддается сознательному контролю и не удовлетворены своим прошлым и настоящим. Также описана возрастная специфика смысложизненных ориентаций испытуемых в зависимости от типа субъектной регуляции.
Скачать PDF