ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
psycholinguistics) - см. Психология познавательная.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Психолингвистика
Отрасль психологии, занимающаяся изучением того, как человек осваивает, использует и понимает язык.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
наука, лежащая на пересечении психологии и лингвистики, предмет которой — коммуникативная функция различных языков.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Психолингвистика
Термин имеет широкое значение в психологии и описывает все, что имеет отношение к человеческому языку. Сюда относится природа языка, механизм овладения языком, изучение грамматики, развитие навыков чтения и т. д.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Психолингвистика
термин Ч.Оскуда и Л.Сибеоком (1953) межотраслевая наука, изучающая процессы овладения языком, билигвизм, прагматику, теорию речевого акта, исследования грамматики, психологию чтения, связь между языком и мышлением и многие другие проблемы.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

психолингвистика

( от лат. lingya – язык) – наука о закономерностях возникновения и восприятия речевых процессов и их взаимосвязи со структурой языка. В современном значении термин "п." был введен американскими учеными Ч.Осгудом и Т.Сибеоком. У нас в стране п. возникла на базе психологической школы Л.С.Выготского.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения, самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950-х гг. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Психолингвистика
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + лат. lingua - язык.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Посвящена исследованию речевого поведения. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности. Как самостоятельная дисциплина была сформирована в 1950-х гг.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
Область науки, возникшая в ходе межотраслевой конференции, проводившейся в США в 1953 г. Несмотря на возражения одного из участников конференции, Роджера Брауна, что это название больше похоже на описание сумасшедшего полиглота, чем научной области, психолингвистика стала частью психологии. В наиболее общем виде, основное внимание уделяется изучению любых моделей поведения, которые являются лингвистическими. Подразделы включают овладение языком, билингвизм, прагматику, теорию речевого акта, исследования грамматики, психологию чтения, связь между языком и мышлением и т.д. В силу вербального поведения человека многие психолингвистические вопросы возникают также и в других областях, например, когнитивной психологии, исследованиях памяти, обработке информации, науках о производстве и восприятии речи, социолингвистике, нейропсихологии, клинической психологии и т.д. Ср. с вербальным научением.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
научная дисциплина, изучающая строение речи с т. зр. ее содержания, адекватности речевых актов коммуникативному намерению (кодирование и декодирование сообщений, передаваемых средствами естественных языков). ПЛ занимается еще моделированием восприятия детьми системы языка, т. е. основами обучения грамоте, культуре речи в школе.
НЛП является деятельностью в рамках общего направления ПЛ., особенно в аспектах психофизиологической организации человека и его речи, языка и моделирования речевой деятельности.
В США ПЛ. последовательно смыкалась с бехевиористской психологией Ч. Осгуда. Затем ведущие позиции в ПЛ. заняла т. н. порождающая грамматика Д. Миллера и его последователей. Современная ПЛ. не только тесно увязывает проблемы языка с психической деятельностью человека и его биологическим функционированием, но и с социально-экономическими факторами, национальной ментальностью, культурным фоном и т. д.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
раздел психологии - дисциплина, исследующая поведение речевое, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответственного языка, или языка вообще. В современном значении термин введен американскими учеными Ч. Осгудом и Т. Сибеоком, опиравшимися на необихевиоризм и лингвистику дескриптивную (так называемая школа Йельская).
Предметом изучения психолингвистики являются:
1) описание сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи;
2) функции деятельности речевой в обществе;
3) связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим и пр.);
4) связи языкового развития с развитием личности.
С начала 60-х гг. XX в. американская психолингвистика ориентировалась на теорию порождающей грамматики Н. Хомского, но затем, со второй половины 70-х гг., наметился отказ от нее и поиски общепсихологической теории. Во многих западных странах развитие психолингвистики шло аналогичным путем, но благодаря сильной психологической традиции идеи Хомского не получили столь широкого распространения.
Отечественная психолингвистика развивается с середины 60-х гг. Ее основное направление - теория деятельности речевой (рассмотрение речевых процессов как частного случая деятельности). Создание и развитие психолингвистики связано с целым рядом прикладных задач психологии инженерной, нейропсихологии и патопсихологии, обучения иностранным языкам.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
наука, занимающая пограничное положение между психологией и лингвистикой (языкознанием). Предметом исследования в П. является речь человека, законы ее возникновения, функционирования в связи с освоением человеком языка и в зависимости от других причин, в том числе от психологических особенностей человека. В П. изучают психологические вопросы, представляющие также профессиональный интерес для лингвистики, и некоторые лингвистические вопросы, важные для понимания психологии человека. Годом основания П. многие зарубежные ученые считают 1953 г., когда в США состоялась первая научная конференция с участием специалистов из разных научных областей психологии и лингвистики. Однако если иметь в виду начало собственно психолигвистических исследований как таковых, то оно восходит к работам немецких лингвистов Лацаруса и Штейталя (середина XIX в.), а также к классическим работам русского психолога Л.С. Выготского, посвященных соотношению мышления и речи. Вначале предметом П. было так называемое «лингвистическое» поведение (наука под таким названием-П.-действительно первоначально возникла в США в условиях сильного влияния бихевиоризма). Современная П. включает изучение процесса освоения человеком языка и формирования у него различных видов речи; исследование явления билингвизма; изучение прагматики; теорию речевой деятельности (речевого действия); психологию чтения; проблему соотношение речи и мышления и ряд других проблем и вопросов. См. билингвизм, бихевиоризм, прагматика, психолингвистика развития, речь.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
это наука, кот. исследует-изучает детерминантные процессы речи-вербалактов и их перцепцию-восприятие моделями-структурами конгруэнтных-соответствующих языков, лингвистических моделей; это и комплексно-структурные интерпретации-трактовки вербально-речевых актов, вербально-речевого поведения учеными-психологами и учеными-лингвистами; П. как наука возникла в 50 — 60 гг. XX века с ориентацией на обучение языку, лингвистическим моделям, реституции-восстановлению речи при ее аберрации в связи с иссл. в сфере инженерной психологии и нейропатопсихологии; многие западные и амер. психолингвисты изучают-модифицируют корреляции-когеренции-отношения между референциями-сообщениями и модальностями-характеристиками субъектов коммуникаций, коммуникативных моделей; оригинально-научно-специфично интерпретируются-моделируются процессы, кот. способствуют реинкарнации-метаболизации мотивов-интенций-намерений субъекта-говорящего в мультисигналы-мультикодирование, модели самих сигналов-мультикодов — уже в полиитерпретации субъекта-слушающего-воспринимающего. и т.о. мультидекодирующего информацию-информмодели; многие отеч. и зарубеж. иссл. дефиницируют-исследуют проблемы П. как учение о полипроцессах мультикодирования и мультидекодирования дифференциально-индивидуальных референций-сообщений-дайджестов-компендиумов различными субъектами-партнерами по коммуникации, но дискурс-дефиницируем-отметим, что модели П. необходимо изучать-исследовать как корреляции-мультиотношения между потребностями выражения и модальностями-характеристиками-таксациями сообщения-референции, а также с задействованием тех лингвистических средств, кои и предоставляет-репрезентирует сам язык, лингвистические модели; мультимодели П. должны, согласно нашим критериям, интерпретировать-модифицировать-дефиницировать аддитивные структуры вербально-речевых процессов-актов, конгруэнтно мультиситуативным феноменам-задачам-целям, для субстанционально-рациональной модификации отдельных ингредиентов-компонентов-признаков-предикатов; программно-базальной целью совр. П. явл. не только аддитивно-дескрипционное описание мультивербальных-мультиречевых компендиумов-референций-мультисообщений на базисе исследований-интерпретаций их самих, как корреляций механизмов генерации и восприятия мультивербальных актов-сообщений дайджестов, но и в корреляте с этими феноменами-кондициями, научение, научно-исследовательская интерпретация специфики функций-механизмов-актов в констелляции-ассимиляции с мультифункциями вербальноречевой деятельности субъекта в социуме-экзистенции-онтосе.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Психолингвистика
psycholinguistics) П. - сравнительно молодая дисциплина, к рая занимается изучением психол. последствий владения языком. Психологи потратили годы, пытаясь примирить структурную лингвистику с теориями научения, для чего использовались методики словесных ассоциаций, синтаксический анализ слева направо и статистическая интерпретация частоты и порядка слов в речи. Влияние теории Хомского Говорящий на любом языке человек способен построить и понять неограниченное количество грамматически правильных предложений и, к тому же, способен определить, яв-ся ли любое конкретное предложение грамматически правильным, даже если оно ему совершенно незнакомо. По мнению Н. Хомского это означает, что люди обладают врожденной способностью порождать грамматически правильные предложения, и что эта способность не яв-ся результатом предшествующего опыта. За поверхностной структурой разговорного языка скрывается глубинная структура, состоящая из набора правил, обеспечивающих порождение всех возможных грамматически правильных предложений. Нек-рые из этих правил специфичны только для данного конкретного языка, но есть и базовые правила, общие для всех языков, и потому можно говорить об "общей грамматике", тесно связанной со структурой разума, а тж с природой человека и его биолог. основами. Благодаря этому "природному" качеству общей грамматики и тому обстоятельству, что ребенок обладает механизмом овладения языком (МОЯ), делающим возможным анализ слышимой языковой продукции согласно формальным правилам, ребенок развивает языковую способность. Т. о. теория Хомского представляет собой нативистскую теорию, и в этом своем качестве противостоит не только эмпиризму, к-рый исповедуют бихевиористы, но и осн. теорет. представлениям совр. психологии. Новые тенденции Нек-рые психологи, вдохновленные Хомским, задались целью доказать, что дети с момента произнесения первых фраз обладают набором согласованных правил, к-рыми можно объяснить всю их вербальную продукцию, и что эта первичная грамматика развивается по законам внутренней логики до тех пор, пока не совпадет с грамматикой взрослых. Принимая во внимание, что изучение языка ребенка традиционно носило описательный характер или имело своей целью только объяснение происхождения и смысла слов, этот новый подход вначале показался перспективным и продуктивным. Однако вскоре стала очевидна и его ограниченность. Нет ничего удивительного в том, что исследователи постепенно отказались от методологических ограничений, связанных с необходимостью рассматривать вербальный язык детей в его реальном контексте, т. е. в поведенческой и коммуникативной ситуации. Помимо процессов кодификации и формальных правил синтаксиса, сфера интересов П. охватывает физиолог. основы языка, возможности вербальной коммуникации между животными, роль языка в поведении, отношения между языком и мышлением, и проблему смысла. См. также Когнитивная сложность, Процессы коммуникации, Языковое развитие М. Сигуан

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ПСИХОЛИНГВИСТИКА (PSYCHOLINGUISTIC)

Междисциплинарная наука, объединяющая лингвистические и психологические области знаний и их применения на практике. Психолингвистика представляет собой своеобразный гибрид этих областей науки. Лингвистика - дисциплина, направленная на изучение структуры языка, его основных проявлений и формальных характеристик. Начало современной психолингвистики было положено работами Соссюра (1911) и Блумфильда в первой половине XX века. Однако истинные революционные преобразования в эту науку были принесены в конце 50-х годов работами Хомского. Исследования 'молекулярных структур' языка открыли путь к изучению не только его формальных характеристик и грамматики, но и природных особенностей. Последующие теоретические обобщения и преобразования были связаны прежде всего с построением семантических моделей. На первый план выдвигались прагматические и социально-лингвистические проблемы.С точки зрения Хомского, лингвисты должны рассматривать 'идеального' носителя языка, действующего в условиях гомогенной речевой группы. Его подход, таким образом, характеризуется игнорированием конкретного речевого контекста. С другой стороны, представители социолингвистического направления (Labov, 1972) выдвигают требование изучать язык в его контекстуальном обрамлении, в конкретной ситуации, окружающей его носителя.
В область психологических наук принято включать все исследования, посвященные изучению психических и поведенческих проявлений животных и человека. При этом одним из важнейших направлений является психология процессов познания и развития. Последняя наиболее тесно связано с лингвистикой. Именно на стыке этих направлений возникают принципиально важные вопросы: как и почему различные речевые структуры понимаются и репродуцируются человеком? Каковы механизмы образования отдельных речевых форм? Имеют ли формализованные модели грамматических преобразований реальные психологические корреляты? Каковы отношения мыслительных, познавательных и логических паттернов с формальными грамматическими речевыми образованиями?
По утверждению Брауна (1970), зарождение психолингвистики следует датировать 1952-м годом, когда на одном из заседаний Совета по социальным дисциплинам (Social Science Council) три представителя лингвистического направления и три психолога условились о проведении специальной междисциплинарной конференции. Расцвет психолингвистики последовал сразу, и уже к концу шестидесятых годов четко определилась область исследований. К тому времени наиболее абстрактные и фундаментальные разделы лингвистики соединились с философией, создав известную в наше время 'амальгаму философии языка'.
Интерес психоаналитиков к проблемам слова и его значения восходит прежде всего к работам Фрейда об афазиях (1891). Однако и в других публикациях (Freud, 1910, 1919, 1925) он касается лингвистической тематики, пересекающейся с проблемами психологии. В современных психоаналитических исследованиях, в частности, в работах Шапиро (1979), разнородная область психолингвистики получила дальнейшее развитие; отдельные авторы пытаются применять сугубо лингвистические модели к интерпретации психоаналитического эмпирического материала.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
148.57 кб

Методика преподавания русского языка иностранцам и психолингвистика

Хавронина Серафима Алексеевна, Гуляева Ирина Владимировна
В статье говорится о роли психолингвистики — науки о процессах речепорождения и речевосприятия в развитии и совершенствовании практики и теории преподавания русского языка в иностранной аудитории.
Читать PDF
2.03 мб

Психолингвистика в образовании: продолжаем обсуждение

Зуева Татьяна Алексеевна, Камалова Ирина Борисовна
В статье представлено психолингвистическое обоснование различных видов заданий для изучения темы «Фразеология» в школе.
Читать PDF
349.23 кб

Психолингвистика подсказывает! об изучении типов речи на уроках русского языка в 6 классе

Брюханова Елена Николаевна, Малявина Анастасия Михайловна
В статье приводится вариант технологической карты урока по теме «Типы речи» (6 класс) с учётом ведущих модальностей восприятия учащихся
Читать PDF
276.52 кб

А. А. Леонтьев как психолингвист: его вклад в теорию речевой деятельности и методологию, в развитие

Чжао Цюе
Алексей Алексеевич Леонтьев один из выдающихся гуманистов нашего времени, основатель теории речевой деятельности, создатель московской психолингвистикой школы. В январе 2016 года исполнилось 80 лет со дня рождения А.А.
Читать PDF
240.22 кб

Психолингвистические концепции обучения и овладения иностранным языком как источник научного психоло

Тылец В. Г.
Читать PDF
163.28 кб

Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе

Калмыкова Л. А.
Читать PDF
235.52 кб

Арушанова А. Г. , рычагова Е. С. , сигал К. Я. , юрьева Н. М. Проблемы развития речи в психолингвист

Арсеньева И.А.
Читать PDF
1,023.83 кб

О психолингвистике и нейролингвистике билингвизма

Милиева Муаттар Гаффаровна
В данной статье изложен обзор психолингвистических и нейролингвистических исследований билингвизма и выявлены особенности психологии билингвизма на основе компаративного метода.
Читать PDF
440.42 кб

Наталья уфимцева в фокусе психолингвистики

Батов Виталий Иванович
В данной работе сделана попытка создать психологический портрет одного из лидеров отечественной психолингвистики.
Читать PDF
104.86 кб

Использование методов психолингвистики в школьной практике

Максимова Ирина Николаевна
Статья содержит разработку урока литературы в 8 классе, выполненную с учётом психологических особенностей обучающихся. Автором предложен один из возможных вариантов применения методов психолингвистики в школьной практике.
Читать PDF
174.72 кб

Цели обучения психологов-бакалавров основам психолингвистики

Серебрянцева О.Г.
В статье приводятся аргументы в пользу освоения курса «Основы психолингвистики» психологами-бакалаврами. Актуальность преподавания данного курса все больше становится очевидной.
Читать PDF
360.96 кб

Психолингвистический подход к изучению ценностных представлений

Федосюткина Наталья Сергеевна
Читать PDF
200.79 кб

Религиозный медиатекст: психолингвистический аспект

Маркина Ю. А., Островских И. Н.
Читать PDF
944.18 кб

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Т. А. Голикова
Читать PDF
916.09 кб

Исторические предпосылки психолингвистики

Милиева Муаттар Гаффаровна
В настоящей статье изложены основные этапы и направления изучения речевой деятельности в мировой науке. Представленный ниже исторический анализ истории психолингвистики в основном касается европейского региона в новейшее время.

Похожие термины: