ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
psycholinguistics) - см. Психология познавательная.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Психолингвистика
Отрасль психологии, занимающаяся изучением того, как человек осваивает, использует и понимает язык.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
наука, лежащая на пересечении психологии и лингвистики, предмет которой — коммуникативная функция различных языков.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Психолингвистика
Термин имеет широкое значение в психологии и описывает все, что имеет отношение к человеческому языку. Сюда относится природа языка, механизм овладения языком, изучение грамматики, развитие навыков чтения и т. д.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Психолингвистика
термин Ч.Оскуда и Л.Сибеоком (1953) межотраслевая наука, изучающая процессы овладения языком, билигвизм, прагматику, теорию речевого акта, исследования грамматики, психологию чтения, связь между языком и мышлением и многие другие проблемы.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

психолингвистика

( от лат. lingya – язык) – наука о закономерностях возникновения и восприятия речевых процессов и их взаимосвязи со структурой языка. В современном значении термин "п." был введен американскими учеными Ч.Осгудом и Т.Сибеоком. У нас в стране п. возникла на базе психологической школы Л.С.Выготского.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения, самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950-х гг. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Психолингвистика
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + лат. lingua - язык.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Посвящена исследованию речевого поведения. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности. Как самостоятельная дисциплина была сформирована в 1950-х гг.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
Область науки, возникшая в ходе межотраслевой конференции, проводившейся в США в 1953 г. Несмотря на возражения одного из участников конференции, Роджера Брауна, что это название больше похоже на описание сумасшедшего полиглота, чем научной области, психолингвистика стала частью психологии. В наиболее общем виде, основное внимание уделяется изучению любых моделей поведения, которые являются лингвистическими. Подразделы включают овладение языком, билингвизм, прагматику, теорию речевого акта, исследования грамматики, психологию чтения, связь между языком и мышлением и т.д. В силу вербального поведения человека многие психолингвистические вопросы возникают также и в других областях, например, когнитивной психологии, исследованиях памяти, обработке информации, науках о производстве и восприятии речи, социолингвистике, нейропсихологии, клинической психологии и т.д. Ср. с вербальным научением.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
научная дисциплина, изучающая строение речи с т. зр. ее содержания, адекватности речевых актов коммуникативному намерению (кодирование и декодирование сообщений, передаваемых средствами естественных языков). ПЛ занимается еще моделированием восприятия детьми системы языка, т. е. основами обучения грамоте, культуре речи в школе.
НЛП является деятельностью в рамках общего направления ПЛ., особенно в аспектах психофизиологической организации человека и его речи, языка и моделирования речевой деятельности.
В США ПЛ. последовательно смыкалась с бехевиористской психологией Ч. Осгуда. Затем ведущие позиции в ПЛ. заняла т. н. порождающая грамматика Д. Миллера и его последователей. Современная ПЛ. не только тесно увязывает проблемы языка с психической деятельностью человека и его биологическим функционированием, но и с социально-экономическими факторами, национальной ментальностью, культурным фоном и т. д.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
раздел психологии - дисциплина, исследующая поведение речевое, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответственного языка, или языка вообще. В современном значении термин введен американскими учеными Ч. Осгудом и Т. Сибеоком, опиравшимися на необихевиоризм и лингвистику дескриптивную (так называемая школа Йельская).
Предметом изучения психолингвистики являются:
1) описание сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи;
2) функции деятельности речевой в обществе;
3) связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим и пр.);
4) связи языкового развития с развитием личности.
С начала 60-х гг. XX в. американская психолингвистика ориентировалась на теорию порождающей грамматики Н. Хомского, но затем, со второй половины 70-х гг., наметился отказ от нее и поиски общепсихологической теории. Во многих западных странах развитие психолингвистики шло аналогичным путем, но благодаря сильной психологической традиции идеи Хомского не получили столь широкого распространения.
Отечественная психолингвистика развивается с середины 60-х гг. Ее основное направление - теория деятельности речевой (рассмотрение речевых процессов как частного случая деятельности). Создание и развитие психолингвистики связано с целым рядом прикладных задач психологии инженерной, нейропсихологии и патопсихологии, обучения иностранным языкам.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛИНГВИСТИКА
наука, занимающая пограничное положение между психологией и лингвистикой (языкознанием). Предметом исследования в П. является речь человека, законы ее возникновения, функционирования в связи с освоением человеком языка и в зависимости от других причин, в том числе от психологических особенностей человека. В П. изучают психологические вопросы, представляющие также профессиональный интерес для лингвистики, и некоторые лингвистические вопросы, важные для понимания психологии человека. Годом основания П. многие зарубежные ученые считают 1953 г., когда в США состоялась первая научная конференция с участием специалистов из разных научных областей психологии и лингвистики. Однако если иметь в виду начало собственно психолигвистических исследований как таковых, то оно восходит к работам немецких лингвистов Лацаруса и Штейталя (середина XIX в.), а также к классическим работам русского психолога Л.С. Выготского, посвященных соотношению мышления и речи. Вначале предметом П. было так называемое «лингвистическое» поведение (наука под таким названием-П.-действительно первоначально возникла в США в условиях сильного влияния бихевиоризма). Современная П. включает изучение процесса освоения человеком языка и формирования у него различных видов речи; исследование явления билингвизма; изучение прагматики; теорию речевой деятельности (речевого действия); психологию чтения; проблему соотношение речи и мышления и ряд других проблем и вопросов. См. билингвизм, бихевиоризм, прагматика, психолингвистика развития, речь.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Психолингвистика
psycholinguistics) П. - сравнительно молодая дисциплина, к рая занимается изучением психол. последствий владения языком. Психологи потратили годы, пытаясь примирить структурную лингвистику с теориями научения, для чего использовались методики словесных ассоциаций, синтаксический анализ слева направо и статистическая интерпретация частоты и порядка слов в речи. Влияние теории Хомского Говорящий на любом языке человек способен построить и понять неограниченное количество грамматически правильных предложений и, к тому же, способен определить, яв-ся ли любое конкретное предложение грамматически правильным, даже если оно ему совершенно незнакомо. По мнению Н. Хомского это означает, что люди обладают врожденной способностью порождать грамматически правильные предложения, и что эта способность не яв-ся результатом предшествующего опыта. За поверхностной структурой разговорного языка скрывается глубинная структура, состоящая из набора правил, обеспечивающих порождение всех возможных грамматически правильных предложений. Нек-рые из этих правил специфичны только для данного конкретного языка, но есть и базовые правила, общие для всех языков, и потому можно говорить об "общей грамматике", тесно связанной со структурой разума, а тж с природой человека и его биолог. основами. Благодаря этому "природному" качеству общей грамматики и тому обстоятельству, что ребенок обладает механизмом овладения языком (МОЯ), делающим возможным анализ слышимой языковой продукции согласно формальным правилам, ребенок развивает языковую способность. Т. о. теория Хомского представляет собой нативистскую теорию, и в этом своем качестве противостоит не только эмпиризму, к-рый исповедуют бихевиористы, но и осн. теорет. представлениям совр. психологии. Новые тенденции Нек-рые психологи, вдохновленные Хомским, задались целью доказать, что дети с момента произнесения первых фраз обладают набором согласованных правил, к-рыми можно объяснить всю их вербальную продукцию, и что эта первичная грамматика развивается по законам внутренней логики до тех пор, пока не совпадет с грамматикой взрослых. Принимая во внимание, что изучение языка ребенка традиционно носило описательный характер или имело своей целью только объяснение происхождения и смысла слов, этот новый подход вначале показался перспективным и продуктивным. Однако вскоре стала очевидна и его ограниченность. Нет ничего удивительного в том, что исследователи постепенно отказались от методологических ограничений, связанных с необходимостью рассматривать вербальный язык детей в его реальном контексте, т. е. в поведенческой и коммуникативной ситуации. Помимо процессов кодификации и формальных правил синтаксиса, сфера интересов П. охватывает физиолог. основы языка, возможности вербальной коммуникации между животными, роль языка в поведении, отношения между языком и мышлением, и проблему смысла. См. также Когнитивная сложность, Процессы коммуникации, Языковое развитие М. Сигуан

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ПСИХОЛИНГВИСТИКА (PSYCHOLINGUISTIC)

Междисциплинарная наука, объединяющая лингвистические и психологические области знаний и их применения на практике. Психолингвистика представляет собой своеобразный гибрид этих областей науки. Лингвистика - дисциплина, направленная на изучение структуры языка, его основных проявлений и формальных характеристик. Начало современной психолингвистики было положено работами Соссюра (1911) и Блумфильда в первой половине XX века. Однако истинные революционные преобразования в эту науку были принесены в конце 50-х годов работами Хомского. Исследования 'молекулярных структур' языка открыли путь к изучению не только его формальных характеристик и грамматики, но и природных особенностей. Последующие теоретические обобщения и преобразования были связаны прежде всего с построением семантических моделей. На первый план выдвигались прагматические и социально-лингвистические проблемы.С точки зрения Хомского, лингвисты должны рассматривать 'идеального' носителя языка, действующего в условиях гомогенной речевой группы. Его подход, таким образом, характеризуется игнорированием конкретного речевого контекста. С другой стороны, представители социолингвистического направления (Labov, 1972) выдвигают требование изучать язык в его контекстуальном обрамлении, в конкретной ситуации, окружающей его носителя.
В область психологических наук принято включать все исследования, посвященные изучению психических и поведенческих проявлений животных и человека. При этом одним из важнейших направлений является психология процессов познания и развития. Последняя наиболее тесно связано с лингвистикой. Именно на стыке этих направлений возникают принципиально важные вопросы: как и почему различные речевые структуры понимаются и репродуцируются человеком? Каковы механизмы образования отдельных речевых форм? Имеют ли формализованные модели грамматических преобразований реальные психологические корреляты? Каковы отношения мыслительных, познавательных и логических паттернов с формальными грамматическими речевыми образованиями?
По утверждению Брауна (1970), зарождение психолингвистики следует датировать 1952-м годом, когда на одном из заседаний Совета по социальным дисциплинам (Social Science Council) три представителя лингвистического направления и три психолога условились о проведении специальной междисциплинарной конференции. Расцвет психолингвистики последовал сразу, и уже к концу шестидесятых годов четко определилась область исследований. К тому времени наиболее абстрактные и фундаментальные разделы лингвистики соединились с философией, создав известную в наше время 'амальгаму философии языка'.
Интерес психоаналитиков к проблемам слова и его значения восходит прежде всего к работам Фрейда об афазиях (1891). Однако и в других публикациях (Freud, 1910, 1919, 1925) он касается лингвистической тематики, пересекающейся с проблемами психологии. В современных психоаналитических исследованиях, в частности, в работах Шапиро (1979), разнородная область психолингвистики получила дальнейшее развитие; отдельные авторы пытаются применять сугубо лингвистические модели к интерпретации психоаналитического эмпирического материала.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Методика преподавания русского языка иностранцам и психолингвистика

Хавронина Серафима Алексеевна, Гуляева Ирина Владимировна
В статье говорится о роли психолингвистики — науки о процессах речепорождения и речевосприятия в развитии и совершенствовании практики и теории преподавания русского языка в иностранной аудитории.
Читать PDF

Психолингвистика в образовании: продолжаем обсуждение

Зуева Татьяна Алексеевна, Камалова Ирина Борисовна
В статье представлено психолингвистическое обоснование различных видов заданий для изучения темы «Фразеология» в школе.
Читать PDF

Психолингвистика подсказывает! об изучении типов речи на уроках русского языка в 6 классе

Брюханова Елена Николаевна, Малявина Анастасия Михайловна
В статье приводится вариант технологической карты урока по теме «Типы речи» (6 класс) с учётом ведущих модальностей восприятия учащихся
Читать PDF

А. А. Леонтьев как психолингвист: его вклад в теорию речевой деятельности и методологию, в развитие

Чжао Цюе
Алексей Алексеевич Леонтьев один из выдающихся гуманистов нашего времени, основатель теории речевой деятельности, создатель московской психолингвистикой школы. В январе 2016 года исполнилось 80 лет со дня рождения А.А.
Читать PDF

Арушанова А. Г. , рычагова Е. С. , сигал К. Я. , юрьева Н. М. Проблемы развития речи в психолингвист

Арсеньева И.А.
Читать PDF

Психолингвистические концепции обучения и овладения иностранным языком как источник научного психоло

Тылец В. Г.
Читать PDF

О психолингвистике и нейролингвистике билингвизма

Милиева Муаттар Гаффаровна
В данной статье изложен обзор психолингвистических и нейролингвистических исследований билингвизма и выявлены особенности психологии билингвизма на основе компаративного метода.
Читать PDF

Наталья уфимцева в фокусе психолингвистики

Батов Виталий Иванович
В данной работе сделана попытка создать психологический портрет одного из лидеров отечественной психолингвистики.
Читать PDF

Использование методов психолингвистики в школьной практике

Максимова Ирина Николаевна
Статья содержит разработку урока литературы в 8 классе, выполненную с учётом психологических особенностей обучающихся. Автором предложен один из возможных вариантов применения методов психолингвистики в школьной практике.
Читать PDF

Цели обучения психологов-бакалавров основам психолингвистики

Серебрянцева О.Г.
В статье приводятся аргументы в пользу освоения курса «Основы психолингвистики» психологами-бакалаврами. Актуальность преподавания данного курса все больше становится очевидной.
Читать PDF

Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе

Калмыкова Л. А.
Читать PDF

Психолингвистический подход к исследованию семантико-категориальных структур языковой личности в кон

Иорданов А. Ф.

Похожие термины: