Павлов Иван Петрович | Pavlov, Ivan Petrovich (1849-1936)
Величайшее научное достижение Павлова - открытие закономерностей образования условных рефлексов и разработка метода обусловливания, оказавшего существенное влияние на развитие психологии.
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Павлов Иван Петрович
14.09.1849 – 27.02.1936) — выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию. В его учении единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. На этой основе им было разработано учение о второй сигнальной системе, основанной на слове.
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
ПАВЛОВ Иван Петрович
Иван Петрович Павлов (1849-1936) интересовался гипнозом, который он рассматривал как промежуточное состояние между сном и бодрствованием. В этом состоянии на фоне ограниченного как топографически, так и по степени интенсивности кортикального торможения, существуют «точки бдительности», позволяющие существовать раппорту между гипнотизером и гипнотизируемым. Сон и гипноз, таким образом, различались только количественно (Hoareau et Peigne, 1982). Эта теория основана на понятиях кортикального возбуждения и торможения.
Речь человека становится таким же материальным стимулом, как стимулы физические (см. обусловливание) (Chertok, 1963).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
ПАВЛОВ Иван Петрович
1849-1936) - русский физиолог Отвлекаясь от многочисленных исследований П. по физиологии ВНД человека, следует определить такие основные открытия П. в аспекте сравнительной психологии и зоопсихологии: 1) условный рефлекс - термин введен П.; 2) выделил другие категории рефлексов - ориентировочный рефлекс, рефлекс свободы, рефлекс цели, 3) определил качественное различие между ВИД человека и животных, выдвинув идею о двух сигнальных системах; 4) утвердил детерминистский и объективный подход к исследованию поведения животных, ввел понятие «ручное мышление» для высших приматов. В целом Павлов И.П. внес существенный вклад в разработку психофизиологических и физиологических основ психической деятельности животных и человека, таким образом подтверждая научно-объективные, экспериментальные основы сравнительной и зоопсихологии.
Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998
Павлов Иван Петрович
(18491936). Русский и советский физиолог. Руководитель Института физиологии Академии наук СССР в Ленинграде. Академик, лауреат Нобелевской премии. Создатель учения о высшей нервной деятельности. На основе учения о нервизме (утверждающего руководящую роль нервной системы во всем организме) в школе Павлова разработана т. н. кортико-висцеральная патология (см.) - одно из главных направлений психосоматической медицины, построенное на физиологической основе. Сформирована также концепция о предохранительной задержке, получившая применение, между прочим, и в методе терапии сном психических расстройств. Свой уникальный экспериментальный материал Павлов изложил в основных трудах - «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных. Условные рефлексы» (1923) и «Лекции о функции больших полушарий головного мозга» (1927).
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Павлов Иван Петрович
(1849-1936) — выдающийся русский физиолог, лауреат Нобелевской премии, вошел в историю как создатель учения о высшей нервной деятельности. Нобелевскую премию он получил в 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению. В результате своих исследований Павлов пришел к выводу о существовании сложной взаимосвязи между воздействиями факторов внешней среды на организм и поведением животных. В его учении единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. Развитие теоретических взглядов и анализ экспериментальных работ позволили Павлову разработать учение о двух сигнальных системах, где первая система является сенсорной, а вторая — речевой, связанной со словом. Он также разработал концепцию анализатора, выдвинул учение о типах нервной системы, создал международную научную школу.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Павлов Иван Петрович
(14.09.1849, Рязань - 27.02.1936, Ленинград) - выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности.
Биография. Окончил в 1875 г. Петербургский университет, в 1879 г. - Медико-хирургическую академию. Заведовал физиологической лабораторией при клинике С.П.Боткина. В 1883 г. защитил докторскую диссертацию о центробежных нервах сердца. С 1884 г. - приват-доцент, с 1890 по 1925 г. - профессор Военно-медицинской академии, с 1891 г. - заведовал физиологическим отделением Института экспериментальной медицины, с 1896 г. - кафедрой физиологии Медико-хирургической академии. Директор Института физиологии АН СССР. Академик АН (1907). В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию.
Исследования. В его учении о высшей нервной деятельности единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. На этой основе им было разработано учение о второй сигнальной системе, где в качестве условного раздражителя выступает слово. Разработал учение о типах высшей нервной деятельности, о динамическом стереотипе.
Сочинения. Полное собрание сочинений. Т. 1-6. М.-Л., 1951-52;
Павловские клинические среды. Т. 1-3, М., 1954-57
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ
(1849—1936)-выдающийся физиолог, лауреат Нобелевской премии, автор теории условных рефлексов, которая внесла существенный вклад в понимание физиологических основ и механизмов научения. Эта теория активно использовалась в бихевиоризме и в объективной физиологической психологии. П.И.П. выделил основные свойства нервной системы, которые лежат в основе темперамента, а также предложил концепцию анализатора, которую впоследствии стали использовать для представления структуры и работы сенсорных систем (органов чувств). Отношение П.И.П. к психологии как к науке не было однозначным и несколько раз менялось. Какое-то время он был убежден в праве ее существования как самостоятельной науки о процессах, происходящих во внутреннем, субъективном мире человека, в его сознании. Одновременно с этим он считал, что психология не может объективно изучать поведения и заниматься его объяснением, что этим должна заниматься физиология. Он запрещал сотрудникам своей научной лаборатории пользоваться психологической терминологией, что объединяло его со сторонниками ортодоксального бихевиоризма. В своих последних научных трудах П.И.П. отмечал, что условный рефлекс есть не только физиологическое, но и психологическое явление, отождествляя физиологическое понятие условной или временной связи с психологическим понятием ассоциации.
Соч.:Избранные труды. М., 1999. См. ассоциация, бихевиоризм, рефлекс условный.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ
1849-1936) -выдающийся рос. физиолог, разработавший учение о высшей нервной деятельности (ВНД), сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной психологии (Нобелевская премия 1904 г. за работы по физиологии пищеварения). Единицами поведения организма, по П., являются безусловные (врожденные)рефлексы (реакции на строго определенные раздражители из внешней среды) и условные рефлексы - реакции на вначале безразличный раздражитель, который становится небезразличным (приобретает сигнальное значение и начинает вызывать реакцию) на основе однократного или многократного его сочетания с безусловным раздражителем. Впоследствии П. были выделены др. типы рефлексов (ориентировочный, цели, свободы), которые способствуют лучшему приспособлению организма к меняющейся среде (см. Оборонительный рефлекс, Ориентировочная реакция). П. разработал также учение о 2-х сигнальных системах для характеристики отличия ВНД человека от ВНД животного.
Результаты классических экспериментальных исследований П. и его школы были восприняты многими амер. психологами - предшественниками и представителями бихевиоризма (Р. Йеркс, Дж. Уотсон и др.) - как доказательства возможности объективного, строго научного анализа поведения человека и животных без обращения к субъективным феноменам. Однако сам П. считал возможным и необходимым, в отличие от бихевиористов, существование субъективной психологии (напр., в варианте Г. И. Челпанова), следил за различными метаморфозами психологической науки и т. п. Вместе с тем фундамент психологического знания должны составить, по П., именно физиологические исследования, которые позволят когда-нибудь в будущем "слить" физиологическое и психическое.
Творчество П. оказало значительное влияние на развитие бихевиоризма, зоопсихологии, психологии и психофизиологии индивидуальных различий (Б. М. Теплое и др.). В 1950-е гг. в нашей стране наблюдалась определенная вульгаризация учения П. в работах некоторых физиологов, не видевших разницы между психологией и физиологией ВНД. Дискуссии по проблемам соотношения этих 2 дисциплин, в т. ч. определения предмета психологии и природы психической реальности в отличие от физиологической (см. Свойства н. с). (Е. Е. Соколова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ПАВЛОВ Иван Петрович
(1849-1936) -российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Основатель крупнейшей научной школы физиологии. Д-р медицины (1883), профессор фармакологии и физиологии (1890). Лауреат Нобелевской премии за труды в области исследования механизмов пищеварения (1904). Чл. Российской Императорской Академии (1907), иностранный чл. Королевского Общества (1907). Руководитель Института физиологии АН СССР и Биологической станции в Колтушах (1925-1936). В 1875 г. окончил естественное отделение физико-математического фак-та Петербургского ун-та (специализировался по физиологии животных), поступил на третий курс Медико-хирургической (ныне Военно-медицинской) академии, которую окончил в 1879 г., получив золотую медаль за свои исследования. Был оставлен заведовать физиологической лабораторией при клинике СП. Боткина. В 1883 г. защитил докт. дис. О центробежных нервах сердца . В 1884—1886 гг. совершенствовал знания в Бреслау и Лейпциге. В 1897 г. выпустил свой знаменитый труд Лекции о работе главных пищеварительных желез , принесший ему мировое признание. В 1890 г. был избран профессором кафедры фармакологии Медико-хирургической академии, а в 1896 г. — зав. кафедрой физиологии, которой он руководил до 1924 г. С 1921 г. и до конца его дней в лаборатории П. проходили знаменитые Павловские среды, где он прямо высказывался о многих предметах, в том числе и о своих взглядах на психологию, к которой относился отрицательно. Учение П. о ВНД сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эво-люционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет НС (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата сшибки процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П. выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. П. преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных приборах, производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод П. об их сигнальной функции (идея, восходящая к И.М. Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между ВНД человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову, как сигналу сигналов, мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П. разработал также учение о типах ВНД, о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ. Труды П. изданы Полным собранием сочинений в 6 т., М.-Л., 1951 — 1952; Павловские среды (в 3-х т.), 1949. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005
ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ
Великий русский физиолог родился в селе Кривополье бывшей Рязанской губернии. Отец его был священником. Окончив в 1864 г. духовное училище, П. поступил в Рязанскую духовную семинарию. "Под влиянием литературы шестидесятых годов, в особенности Писарева, - писал П., - ...наши умственные интересы обратились в сторону естествознания, и многие из нас - в числе этих и я - решили изучать в университете естественные науки". Не окончив семинарии, в 1870 г. П. уехал из Рязани и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. На решение П. специализироваться в области физиологии большое влияние оказали работы И. М. Сеченова, и в особенности его "Рефлексы головного мозга" (1863). Первый свой экзамен в университете П. сдал профессору Д. И. Менделееву. В 1874 г. совместно со студентом М. И. Афанасьевым П. выполнил студенческую научную работу "О нервах, заведующих работою поджелудочной железы". В ходе этого исследования П. была создана собственная и весьма оригинальная методика наложения панкреатической фистулы и техника эксперимента. За это исследование советом университета П. была присуждена золотая медаль. Окончив в 1875 г. естественное отделение Петербургского университета, в том же году П. поступил на 3-й курс Медико-хирургической (ныне Военно-медицинской) академии. Еще будучи студентом последнего курса академии, П. руководил небольшой лабораторией при клинике выдающегося деятеля русской медицины С. П. Боткина. Работая в этой лаборатории, П. за свои экспериментальные исследования также получил золотую медаль. Исследования центробежных нервов сердца составили содержание защищенной в 1883 г. докторской диссертации. Уже в первых экспериментальных исследованиях П. выявилась одна особенность, а именно: постоянный неослабевающий интерес к влиянию нервной системы на различные внешние и внутренние функции живого организма, стремление установить и изучить влияние нервной системы на возможно большее количество функций организма. Это физиологическое направление сам П. называл нервизмом. В 1884 г. П. получил от академии двухгодичную командировку за границу. В 1890 г. он был избран на кафедру фармакологии Военно-медицинской академии, а в следующем году стал заведовать физиологическим отделом экспериментальной медицины, которым руководил до конца своей жизни. В 1897 г. П. выпустил в свет свой знаменитый труд "Лекции о работе главных пищеварительных желез", принесший ему мировое признание. За труды по физиологии пищеварения П. была присуждена Нобелевская премия за 1904 г.
В 1903 г. П. опубликовал первую статью, посвященную учению об условных рефлексах. В это время он ставит задачу в дальнейшем разрабатывать "экспериментальную психологию и психопатологию на животных". Позже, в 1931 г., П. при своей лаборатории открыл 2 специальные клиники - нервную и психиатрическую. Здесь он изучал различные формы неврозов и психозов.
В научной деятельности П. можно выделить 3 основных этапа. Первый период научной деятельности был сосредоточен на вопросах физиологии и фармакологии сердечно-сосудистой деятельности; второй посвящен экспериментальному исследованию деятельности пищеварительных желез; третий - изучению функции самой нервной системы, и в особенности экспериментальному исследованию работы высших ее отделов - больших полушарий головного мозга и ближайших к ним подкорковых областей. Именно на этом третьем этапе П. было развито учение об условных и безусловных рефлексах, превратившееся позднее в учение о высшей нервной деятельности и далее - в учение о первой и второй сигнальных системах мозговой коры.
Исследования П. по физиологии высшей нервной деятельности (взаимодействие первой и второй сигнальных систем и характеристика второй сигнальной системы, типы нервной системы, локализация функций, системность работы больших полушарий, экспериментальные неврозы и др.) сыграли большую роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики.
Результаты экспериментальных исследований систематически были изложены П. в двух его основных книгах: "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных" (1924) и "Лекции о работе больших полушарий головного мозга" (1926-1927). В 1949 г. были опубликованы "Павловские среды" (в 3-х томах) - стенограммы заседаний коллектива сотрудников физиологических лабораторий П. в нервной и психиатрической клиниках, которые проходили под его руководством.
Труды П. оказали значительное влияние на формирование бихевиоризма - направления в психологии, сформировавшегося в начале XX в. и явившегося теоретической основой поведенческой психотерапии. Классическое обусловливание, связанное с именем П., было первой теорией, которая легла в основу поведенческой психотерапии. Идеи П. оказали также влияние на формирование теории инструментального, или оперантного обусловливания, разработанного Торндайком (Thorndike Е. L.) и Скиннером (Skinner В. F.).
Следует указать на вклад П. в разработку учения о гипнозе.
См. также Условно-рефлекторная терапия Сэлтера.
Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000
ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ
Иван Петрович Павлов - великий российский естествоиспытатель, физиолог, оставивший неизгладимый след в истории отечественной науки, и всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии. Достижения научных школ, созданных учениками Павлова, определили новое воплощение павловских идей в современных исследованиях и открыли возможность проникновения физиологической мысли на клеточный, мембранный и молекулярный уровни системных функций, что позволило понять тонкие механизмы адаптивных реакций организма. Родился Иван Петрович Павлов 14 (26) сентября 1849 г. в Рязани в семье священника. Происхождение и определило то, что начальное образование Павлова - духовное: он окончил Рязанское духовное училище, а затем, в 1864 г., поступил в Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. Павлов поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет, по окончании которого в 1875 г. поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии. Учась в академии, Павлов одновременно работал в лаборатории профессора-физиолога К.Н. Устимовича. В 1879 г. Павлов окончил Медико-хирургическую академию и был оставлен для продолжения научной деятельности. В 1881 г. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины. Затем 46 лет жизни и деятельности И.П. Павлова были неразрывно связаны с Институтом экспериментальной медицины, где он возглавил отдел физиологии, названный впоследствии его именем. Иван Петрович Павлов внес огромный вклад в развитие русской психологии, развивая учение Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности. С помощью разработанного им метода исследования условных рефлексов он установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Павлов впервые выступил с новой программой в 1903 г. на Международном медицинском конгрессе в Мадриде. Свою речь он озаглавил «Экспериментальная психология и психопатология на животных». Для участников конгресса это было неожиданностью. Павлов уже приобрел всемирную славу своими работами по физиологии пищеварения, а тут - психология. Но сам Павлов констатировал: «...этот переход произошел хотя и неожиданно, но вполне естественно...» От физиологических опытов Павлов непринужденно перешел к психологическим опытам, что и определило его последующую работу. Павлов изложил свое представление о новом психофизиологическом направлении в медицине, которое было построено на обширном опытном материале. В своем сообщении он упомянул о 12 вариантах опытов по изучению рефлекторной регуляции поведения. Каждый вариант стал в дальнейшем моделью для разработки множества других новшеств, введенных Павловым. В опытах над собаками применялись раздражители, провоцирующие противоположные по своему мотивационному знаку реакции. Так, например, подводимый к коже животного электрический ток, причиняющий сильную боль, оказался способным вместо негативной оборонительной реакции вызвать позитивную пищевую реакцию. Опыты Павлов проводил сам и при помощи своих коллег-ассистентов. Известно, что раз в неделю, по средам, в 10 часов утра Павлов собирал сотрудников своих лабораторий для обсуждения результатов опытов, а также общих проблем учения о высшей нервной деятельности. В стенограмме одной из «Павловских сред» (так назывались эти встречи) записано «Иван Петрович рассказал об описанном Фрейдом случае излечения истерического психоза». Примерно в таком же ключе, только более расширенном, проходила и мадридская встреча Павлова Начав с того, что он остановится только на опытах со слюнными железами и будет говорить только языком фактов, Павлов в действительности развернул перед слушателями методологию своих исследований. Именно в этой новой конкретно-научной методологии и новой исследовательской программе, а не только в фактах заключался смысл павловской революции в физиологии и психологии. Впоследствии в массовом обыденном сознании павловское открытие воспринималось в крайне примитивном образе (примерно как и с «сеченовскими лягушками»): слюноотделение у собаки наблюдается не только при соприкосновении с пищей, но и при воздействии на мозг раздражителя, подающего сигнал о ней. Между прочим, точно так же представляли себе павловский рефлекс и его критики, наделенные изощренным философским умом. Однако простота феномена скрывала гораздо более значимые для науки новшества. Историческое значение учения Павлова заключалось во введении новой категории - категории поведения (вспомним, что при Сеченове такой категории еще не существовало). Все предшествующие попытки понять концепцию рефлекса - от Декарта до Сеченова - строились на концепции рефлекса, трактуемого в качестве сенсомоторного акта. Сохранив ориентацию на принцип рефлекса, Павлов избрал для анализа целесообразных действий живого организма другой объект - орган, соединяющий эн-доэкологию с экзоэкологией биосистемы, внутреннюю среду с внешней. В связи с этим понятия, вводимые Павловым, преодолевали традиционное членение психики и ее субстрата на два разряда, о каждом из которых Павлов говорил отдельным языком. Сравнивая выделенный им круг новых условно-рефлекторных явлений с традиционными физиологическими функциями, Павлов отмечал, что различие между ними в том, что «в физиологической форме опыта вещество соприкасается непосредственно с организмом, а в психической форме оно действует на расстоянии», но Павлов оговаривает, что существенное различие не в этом. Поиск этого различия приводит его в сферу сигнальных отношений. Сигнал в понимании Павлова выступал как средство различения не только внутренних условий работы организма, но и ее внешних условий, позволяя тем самым ориентироваться в окружающем мире, улавливать объективные, независимые от живой системы свойства и отношения. Впоследствии Павлов видел задачу «первых сигналов» в сенсорном, чувственно-образном распознавании предметного мира. А потребность приобрела у него в контексте категории поведения значение мотивационного фактора, обозначенного Павловым термином «подкрепление». Другими важнейшими переменными (детерминантами поведения) выступили торможение и повторение. Павлов утверждал в качестве важнейшей особенности рефлекторной регуляции модифицируемость уже сложившихся форм поведения. Таким образом, созданный Павловым язык является языком-посредником, позволяющим сомкнуть биологическую жизнь и неотделимую от нее - психическую. Именно в этом и заключается «гениальный взлет павловской мысли». Надо сказать, что изучение физиологии во времена Павлова сочеталось с изучением Достоевского, произведения которого обнажали сложность и многоплановость душевной организации человека. Поэтому мысль о том, что открытия и знание законов, полученных в результате опытов над животными, позволят обеспечить людям истинное счастье, неслучайно занимала Павлова и его единомышленников. Идея активности организма (человека), его собственных преобладающих возможностей, его деятельность, установки по отношению к внешней среде владела умами тех, кто отстаивал объективный метод в физиологии и психологии. Об этом говорили понятия о рефлексе сосредоточения, об ориентировочном (по Павлову - установочном) рефлексе. Примечательно в этом отношении введение Павловым понятия о «рефлексе цели». Ориентировочный рефлекс включает стремление овладеть предметом, безразличным для жизнеобеспечения организма. В качестве типичного примера рефлекса цели Павлов приводил страсть к коллекционированию. Павлов приходит к выводу, что «надо отделять самый акт стремления от смысла и ценности цели и его сущность дела заключается в самом стремлении, а цель - дело второстепенное». «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас», - утверждал Павлов. Применительно к рефлексу цели как энергетической переменной Павлов ввел представление о социально-исторической детерминации. Причины падения энергии он усматривал в общественных влияниях. В 1923 г. вышла работа Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных», в которой он изложил свою программу и описал колоссальную, проделанную им и его сотрудниками работу Учение Павлова постепенно обогащалось не только фактами, но и теоретическими представлениями. Павлов поднял огромный пласт вопросов, касающихся работы высшей нервной деятельности: о причинах индивидуальных различий, о роли генетических факторов, о зависимости нервно-психической патологии от свойств типа ВИД и другие. Другое направление павловского труда касалось специфики ВИД человека. Труды И.П. Павлова получили международное признание. В 1935 г. в нашей стране проходил 15 Международный конгресс физиологов, на котором ученые всего мира назвали Павлова «старейшиной физиологов мира». К этому времени И.П. Павлов был уже академиком, почетным членом и доктором «гонорис кауза» более чем 120 научных обществ, академий и университетов, отечественных и зарубежных. Известный во всем мире как создатель учения о высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии за труды по физиологии пищеварения, И.П. Павлов оставался до конца дней своих неутомимым тружеником и активным гражданином России. Учение Павлова и его современное развитие служит одной из важнейших естественно-научных основ материалистической психологии и диалектико-материалистической теории «отражения» (положение о связи языка и мышления, чувственного отражения и логического познания и др.). Труды Павлова и его школы в последнее время используются для разработки и создания кибернетических устройств, имитирующих отдельные стороны психической деятельности. Умер Павлов в 1936 г. на 87-м году жизни в Ленинграде и похоронен на Волковом кладбище. Уже при жизни труды И.П. Павлова были высоко оценены, что, в частности, отразилось на создании ему необходимых условий для плодотворной работы и нормальной жизни.
Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004