ПОНИМАНИЕ это что такое ПОНИМАНИЕ: определение — Психология.НЭС
ПОНИЖЕННЫЙ ВЕС ТЕЛА Понимание в широком смысле

ПОНИМАНИЕ

Найдено 12 определений термина ПОНИМАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Понимание

точная расшифровка сообщения путем присвоения ему правильного значения.

Оцените определение:

Источник: Психология общения. Глоссарий по книге

Понимание (психологическое)

см. Эмпатия.

Мне лично приятнее понимать людей, чем судить их (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

ПОНИМАНИЕ

выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ПОНИМАНИЕ

1. Способность постичь смысл и значение чего либо и достигнутый благодаря этому результат.

2. Вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.

Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и вообще любые осмысленные действия и воздействия. Существует особая наука о понимании - герменевтика, искусство и теория толкования текстов.

Понимание не следует отождествлять со знанием - способностью усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности коих человек он не сомневается - ибо возможно знание без понимания и понимание без знания, "непосредственное усмотрение".

Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное "видение" причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему (понимание доказательства теоремы, понимание формулы, естественного закона и пр.). Возможно ясное ощущение связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некую цель, сопоставимую с целями субъекта: человек понимает поведение другого человека, его мысли, мотивы и прочее; подобным же образом возможно и понимание социокультурных, в том числе исторических событий, письменных памятников; на этой же базе возможно понимание поведения животных и явлений природы, связанное с их антропоморфизацией, приписыванием им аналогий с поведением людей.

Возможно и понимание на основе сопереживания, идентификации: понимание эмоций другого человека; нерасчленимое "понимание человека"; понимание этических и эстетических явлений, и пр. Результат понимания - смысл - субъективно уникален для субъекта, но непроизволен, ибо понимание определяется в конечном счете социокультурными условиями, независимыми от индивида.

Особенно подробно изучена роль языка в понимании - в частности, в понимании текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках. К психологическим механизмам понимания человека относятся идентификация, проекция, перцепция социальная, эмпатия, озарение, интуиция, атрибуция каузальная.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ПОНИМАНИЕ

англ. understanding, comprehending) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова "П.".

1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: "Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания".

2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.

3. Продукт процесса П. - само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.

4. П. как одна из целей познания и обучения.

Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы "истории духа" В. Дильтей. Противопоставляя П. как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: "П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или "Критики чистого разума". В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования". П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации {герменевтика, экзегеза). "Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры - эта способность лежит в основе существования человека" (А. А. Брудный, 1998).

П. - это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметныезначения; языку образов - предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку - концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики) могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.

Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов. Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению.

В трудах М. М. Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: "Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество". К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться.

П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст "почемучек"), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С. Л. Рубинштейн). Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Понимание

Категория. Познавательный процесс.

Специфика. Выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи.

Источник: Психологический словарь

ПОНИМАНИЕ

1. Наиболее общее значение – психический процесс размышления, обдумывания или воображения. 2. Более специальное значение – психический процесс формирования понятия. 3. Внутреннее отношение к чему-то.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПОНИМАНИЕ

1. Процесс постижения чего-либо, понимания значения слова, фразы, результата, предложения и т.д. 2. Неуловимый интуитивный процесс, посредством которого человек может постичь глубокий смысл события, понятия, идеи и т.д. Обратите внимание, что некоторые используют термин постижение как синоним и для 1 и для 2 значений. 3. Сочувственная оценка другого человека, особенно его точки зрения по некоторому вопросу или его убеждений в отношении чего-то. Здесь сочувствие является почти синонимом. 4. В более старых работах – гипотетическая умственная способность, функцией которой являлось осознание значений вещей.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПОНИМАНИЕ

1) способность постичь смысл и значение чего-л. и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений содержанию воздействия. Для П. характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это м. б. логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей. В условиях конфликта степень П. оппонентами друг друга снижается в результате расхождения целей, интересов и мотивов, а также в результате наносимого друг другу ущерба. К психологическим механизмам П. относятся идентификация, проекция, социальная перцепция, эмпатия, инсайт, интуиция, каузальная атрибуция.

Источник: Словарь конфликтолога

Понимание

более или менее правильное восприятие выраженной мысли. Это постижение смысла и значения чего-либо, состояние сознания у субъекта уверенности в том, что созданные, возникшие у него представления адекватны содержанию воздействия извне, в результате которого эти представления возникли. Обратите внимание: это не то же самое, что знание. Знание – это усвоенные сведения, которые человек может воспроизвести и в правильности которых он не сомневается. Понимание, конечно, включается и в процесс говорения, и в процесс письма: человек все время должен корректировать пониманием то, что он говорит, пишет; и понимание, знание, по существу, предшествует словесному выражению. В процессе рецепции речи (при чтении, слушании) понимание, наоборот, происходит как бы после полученного словесного выражения мысли: словесное выражение декодируется внутренней речью (а при продуктивных видах речевой деятельности словесное выражение есть результат кодирования: внутренняя речь субъекта кодируется в словесные знаки, которые он и произносит или пишет). Что и говорить, и при говорении, письме в кодировании могут быть сбои, недостатки (субъект подчас не может как следует сказать все то, что хочет, не получается выразить в нужной мере свои мысли, «знает, а сказать не может» – эта ситуация всем хорошо знакома). Точно так же могут быть недочеты при декодировании устной или письменной речи. То есть при аудировании или письме: человек слышит, что ему говорят, – и не понимает; или слышит одно, а понимает другое, и т. п.

Есть разные виды понимания, в частности, устной речи. С точки зрения его количества, можно выстроить следующий ряд: полное понимание, недопонимание, неполное понимание, непонимание. Недопонимание – это лишь частичное непонимание, ведущее к недоумению в какой-то части воспринимаемого содержания речи; неполное понимание – это провалы в понимании каких-то мест речи, влекущие за собой невозможность осмыслить содержание речи в целом. С точки зрения качества понимания, можно выделить такие его виды, как уяснение (простое понимание); усвоение (понимание, уяснение + запоминание слышимого), проникновение в сущность излагаемого (в этом случае воспринимаемая информация синхронно порождает у аудитора дополнительные мысли, оценки, выводы по теме, он постигает тему, возможно, глубже, чем ее излагает говорящий); понимание – некритическое принятие сообщаемого (аудитор легко поддается воздействию), понимание «с точностью до наоборот» (ср.: Я внимательно выслушиваю, что мне говорят, и делаю наоборот, и все хорошо получается), понимание – размышление над сообщаемым как над сырым материалом, его домысливание; понимание с субъективной, даже предвзятой оценкой сообщения {«Говори, говори! Так мы и поверим!»). Это когда понимание сопровождается своей интерпретацией, не вполне совпадающей с тем, что хочет сказать автор, когда аудитор «делает свои выводы»: ср. информация о том, что такой-то большой ученый начинал свой трудовой путь трактористом, у кого-то может всерьез вызвать оценку, что этот человек от сохи – не настоящий ученый. Наконец, может быть неадекватное, а также сумбурное понимание слышимого (т. е. информацию «поймут» по-своему). Услышав, что кто-то поступил в институт – домыслят «поступил по блату». Так, на вопрос нового учителя «Кто у вас тут корифей?» пятиклассники ответили: «А у нас такого нет! Он, наверное, учится в другом классе»; высказывание «Хемингуэй никогда не шел на компромисс» десятиклассник объяснил как «никогда никого не компрометировал».

Отсюда ясно, каких видов понимания нам следует придерживаться, развивать их, а от каких воздерживаться. См. отстояние.

Многие высказывания интерпретируются слушающими не со стопроцентной точностью по отношению к смыслу и замыслу, вкладываемому говорящим. Если слушателей много, то возникают многочисленные и разнообразные интерпретации – у каждого своя. В этой связи задача говорящего в процессе подготовки речи и во время речи должна состоять в том, чтобы как можно больше нейтрализовать возможности неадекватных, субъективных пониманий производимого сообщения. Аудитория тоже должна быть ответственной за качество своего слушания. К слушанию нужно быть подготовленным в разных отношениях.

Источник: Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология

Понимание

старославянск. «имати» - брать) – 1. в философии – процедура постижения или порождения смысла. Категориальный статус этому термину впервые придал Шлейермахер, указавший на понимание как на процедуру обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его смысл. Подчеркивается, что понимание не вписывается в объектно-субъектную схему, так как не познание порождает потребность в понимании, а, наоборот, потребность в понимании ведет к познанию. 2. субъективное ощущение того, что значение каких-либо впечатлений осознается как адекватное воспринимаемым объектам и ситуациям. Это ощущение может быть обманчивым, особенно если объединение впечатлений происходит под влиянием автоматически функционирующих когнитивных структур. Например, то, что первым приходит в голову, большей частью и воспринимается правильным, соответствующим действительному положению дел. Так, яблоки падали на землю и до И.Ньютона, и это было всем понятным до очевидности, но именно он был первым, кто отрешился от восприятия этого явления как привычного, обыденного, а, следовательно, соответствующего пониманию. Увидеть в повседневном нечто непонятное, загадочное, необъяснимое свойственно, как говорят некоторые исследователи, трем категориям людей: детям, подлинным ученым и психиатрическим пациентам; 3. психопатология понимания, как явления внутренней жизни, изучена недостаточно, если не считать описанного С.С.Корсаковым «аффекта недоумения», свойственного состояниям растерянности и аментивного помрачения сознания. Известно, кроме того, о том, что в момент кристаллизации в сознании некоей бредовой структуры у пациентов появляется ощущение прозрения, постижения скрытой до этого непреложной , безусловной истины. Субъективое усиление чувства понимания встречается также у маниакальных пациентов, в экстатических состояниях. Термин используется для образования некоторых понятий, таких, например, как понимающая психология (исследовательского подхода, главным в котором является вживание в роль пациента, способность поставить себя на его место, почувствовать то же, что и он, и увидеть нечто его глазами), психологически понятные связи (представляющих симптомы психогенных расстройств как логично и последовательно, с точки зрения гипотетически адекватного индивида, вытекающих из психотравмирующей ситуации); 3. знание индивидом того, что происходит на самом деле; 4. сочувственная оценка другого человека; 5. на сленге наркоманов – восприятие опьянения как чрезвычайно привлекательного состояния, возникающеее у пациента по мере формирования психологической зависимости от наркотика.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ПОНИМАНИЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Понимание сознания и воли в психологии и праве: сравнительный анализ. .

Шепель Т.В., Балашов П.П.
Анализ психиатрической литературы о сознании и воле позволил автору статьи сделать вывод о том, что характеристика субъекта права как обладателя сознания и воли несколько условна, достаточно указания на обладание им сознанием. Дефект психики всегда свидетельствует о нарушении сознания, даже если деформированы только волевые психические процессы. Не соответствует психологическим представлениям и отождествление в праве сознания и осознания. Признание их неидентичности, по мнению автора, имеет существенное правовое значение
Скачать PDF

понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений

Нурмухаметова И. Ф., Галяутдинова С. И.
В статье раскрывается содержание понятия «агрессивность», дается описание проявлений агрессивности в зависимости от ее вида и возрастная динамика проявлений агрессивности. Рассматривается возможность психолого-коррекционного воздействия с целью контроля или снижения агрессивности детей младшего школьного возраста.
Скачать PDF

Понимание как психолого-педагогический феномен

Квасюк Татьяна Яковлевна
В статье дается определение понятия «понимание»; описывается процесс понимания и четыре его этапа; определяются три горизонтальных и три вертикальных направления развития понимания. Автор предлагает использовать комплексный подход для активизации процесса понимания.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие понимание геометрической информации будущими учител

Шереметьева Ольга Владиславовна
Статья посвящена проблеме поиска путей повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы в области геометрии. В качестве условия формирования у будущих учителей профессионально действенных знаний автор рассматривает направленность обучения на достижение понимания геометрической информации. Деятельность студентов при изучении геометрии, по мнению автора, должна быть связана с перецентровкой учебного материала.The article is devoted to the problem of searching for the ways of improving of prospective elementary school teachers' vocational training in the field of geometry. The author considers orientation of teaching to attainment of geometric information comprehension as a condition of prospective teachers' professionally efficient knowledge forming. In the author's opinion, students' activity in studying geometry should be related to re-centering of the training material.
Скачать PDF

Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Феномен менталитета общества: сущность и понимание

Полежаев Дмитрий Владимирович
Менталитет является глубинно-психологической основой социокультурной самоидентификации общества и отдельного индивида. Система ментальных установок, формирующихся во «времени большой длительности», определяет особенности деятельности человека в условиях современного российского общества.
Скачать PDF

Понимание фольклора как метода развития эмпатии у детей младшего школьного возраста

Нурмухаметова И. Ф.
В статье раскрывается содержание понятий «фольклор», «эмпатия» и «понимание», дается описание их компонентов и видов. Также рассматриваются психолого-коррекционные возможности и степень действенности фольклора как активного средства развития эмпатии, эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста.
Скачать PDF

Понимание и переживание стихотворного текста как предмет психологического анализа

Проект Ю. Л.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования механизмов понимания и переживания стихотворных текстов читателями. Анализируется содержание понятий «понимание» и «переживание», подчеркивается, что разграничение данных понятий является методологическим подходом, позволяющим выделить рациональные и эмотивные аспекты в целостном процессе отражения любой реальности.
Скачать PDF

Понимание обмана детьми в условиях семейной депривации

Хачатурова Антонина Вячеславовна
Рассматривается понимание обмана как ключевого феномена модели психического, у 9-летних детей, воспитывающихся в условиях семейной депривации (детских домах). Понимание обмана в разных областях (знаний, эмоций и намерений), а также виды обмана (высказанный, по умолчанию, альтруистический, эгоистический, намеренный и ненамеренный) сравнивали с аналогичным пониманием обмана у детей того же возраста, растущих в семье. Было обнаружено, что дети, растущие в условиях семейной депривации, демонстрируют более слабое понимание обмана по сравнению с детьми того же возраста из семей. Дети из детских домов хуже распознают обман и меньше обманывают, что является показателем недостаточного развития модели психического.
Скачать PDF

Феноменология эмоциональной настроенности инвалидов на понимание собственного жизненного опыта

Шульмин Максим Петровичи
Представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования феномена эмоциональной настроенности всех людей на понимание собственного жизненного опыта. Потребности респондентов, актуализирующие переживание своих возможностей и ограничений, были структурированы в соответствии с уровнями Я-идентификации личности.
Скачать PDF

Понимание Другого как модус существования человека

Жукова Ольга Ивановна, Жуков Владимир Дмитриевич
В статье авторами анализируется понимание, являющееся одним из важных параметров формирования человека. Понимание рассматривается в качестве экзистенциально необходимого модуса бытия человека, через раскрытие которого он постигает смысл своего существования и существования Другого. Раскрываются основные подходы в понимании взаимодействия человека и Другого.
Скачать PDF

Объяснение и понимание как методы наук о психике

Залевский Генрих Владиславович
В статье предпринимается попытка дать историко-теоретический анализ объяснения и понимания в их соотношении как методов наук о психике в контексте декларируемого сегодня очередного кризиса психологической науки. Показано, что в психологической науке сегодня прослеживается тенденция ухода от естественно-научного монизма к монизму гуманитарно-научному. Автор статьи скорее соглашается с теми, кто выступает против «одноглазой циклопной психологии».
Скачать PDF