ОСОЗНАНИЕ

Найдено 7 определений термина ОСОЗНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Осознание

Сознательное использование навыков критического мышления.

Оцените определение:

Источник: Дайана Халперн. Психология критического мышления, 2000 г./ Термины по книге

Осознание

Субъективное состояние, пребывая в котором, мы осознаем что-либо. Термин имеет разные значения — от осознания стимулов в физическом мире, до осознания своего внутреннего «Я» и его воздействия на наше поведение.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ОСОЗНАНИЕ

Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. О. в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин "О." характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром, т. е. О. способствует становлению адекватного самопонимания, "образа "Я"", представления о самом себе за счет интеграции сознанием неосознаваемого ранее материала. О. играет определенную роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, однако его значение и удельный вес в психотерапевтическом процессе, фокусировка (историческая или интерперсональная, "здесь и теперь" или "там и тогда" и пр.) представления о собственно материале О., методы и приемы, используемые психотерапевтами для достижения О., полностью определяются базовой теоретической ориентацией.

Основная цель психоанализа выражена Фрейдом (Freud S.): "Где было Ид, там будет Эго". Психоанализ использует знание специфических приемов и особое (психоаналитическое) понимание психического функционирования для выбора и проведения психотерапевтического вмешательства. Для развития "Я" как одного из компонентов структуры личности в психоанализе психотерапевт с помощью специальных технических приемов (терапевтический союз, свободное ассоциирование, анализ сновидений, интерпретация защит и переноса, высокая частота психотерапевтических сеансов и др.) стремится привести пациента к О. защитных психологических механизмов его реакций переноса, в частности, в том виде, в каком они проявляются в ходе взаимодействия пациента с психотерапевтом. Задача психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит также в выявлении у пациента характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем достижения инсайта и катарсиса, О. вытесненных влечений, понимания психологических причин невротических симптомов. Наиболее важным умением, которым должен обладать психоаналитик, является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение пациента с их бессознательными предшественниками (Greenson R. R., 1994). Понимание (наряду с выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из 4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической психотерапии (Luborsky L., 1984). О. сопряжено с неизбежным сопротивлением больного, главным образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому О. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается О. механизмов дезадаптивной психологической защиты.

О. иррациональных установок "неадаптивных когниций" ("автоматических мыслей") или основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает и как он оценивает воспринятое, - главная задача когнитивной психотерапии. Основной смысл когнитивной психотерапии сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятие события. Описание события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к врачу, не требовало бы особых условий, если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. В результате повторных столкновений с последним пациент по ходу психотерапии учится изменять восприятие (видение) его. И наконец, он обучается стратегии рационального поведения (многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы. Необходимо напомнить, что проблемы, приводящие к психотерапевту, как правило, создаются не одной иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях (иерархических, параллельных, артикуляционных). О. характера этих связей - основная задача психотерапевта и пациента. Вопрос о том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К числу основных приемов когнитивной психотерапии, позволяющих осознать иррациональные установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее эгоцентричными, более адаптивными и реалистическими. Задача психотерапевта - последовательно структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил (рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой задачи определяется процессом О. и умелым использованием его механизмов психотерапевтом.

В гуманистической психотерапии значение процесса О. и его основных механизмов наиболее полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции личности, описанной, например, Роджерсом (Rogers С. R.), некоторые аспекты опыта индивида в процессе его развития приобретают характер, символизированный в О. бытия, О. своего функционирования. Это то, что Роджерс называет Я-опыт. По мере взаимодействия со средой, в частности со значимым окружением, Я-опыт в О. постепенно развивается в Я-концепцию (реальное "Я", т.е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное "Я" - представление о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное "Я" в значительной степени формируется под влиянием извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным "Я". По мере О. "Я" у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность, по мнению автора, носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения положительной оценки со стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает существенное препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как самоактуализирующейся личности, и формируется невротическое поведение.

Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень тревожности зависит от степени угрозы Я-структуре. В случае, если процесс защиты неэффективен, переживание полностью символизируется в О., а целостность Я-структуры разрушается этим переживанием неконгруэнтности, правильно символизированным в О. В результате наступает состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений ее функционирования соответствуют и разработанные Роджерсом основные принципы клиент-центрированной психотерапии.

Следует выделить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как вариант отечественной психотерапии, разработанный в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. О. в рамках этого метода принято рассматривать в 3 сферах: интеллектуальной (когнитивный аспект), эмоциональной и поведенческой. В целом задачи интеллектуального О. сводятся к следующим направлениям: О. взаимосвязей "личность- ситуация-болезнь"; О. интерперсонального плана собственной личности; О. генетического (исторического) плана. О. взаимосвязей "личность-ситуация-болезнь" не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности, оно скорее создает устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в процессе О. пациент начинает понимать и вербализовать свои чувства, может приобрести искренность в отношении чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать неадаптивные реакции и формы поведения с учетом их значения и функций в структуре психопатологических расстройств - основное следствие процесса О. в поведенческой сфере. При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, особенно в групповой ее форме, имеет значение не только О., но главным образом формирование более адекватного самосознания и расширение его границ.

Процессу О. практически во всех психотерапевтических системах придается важное значение. С внедрением видеотехники в психотерапию появилась возможность более направленного влияния на формирование процесса О. в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым к повышению эффективности психотерапии.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Осознание

awarness). Способность обнаружить и использовать канал восприятия. Сила, которая дает нам непрерывное принятие новых состояний сознания и нарождающихся частей "я" и мира. Пробуждение, направленное к природе мира вокруг тебя.

Источник: М.Эми. Психотерапия как духовная практика//Глоссарий, 2003 г

ОСОЗНАНИЕ (AWARENESS)

способность воспринимать чистые чувственные впечатления так же, как это делает только что родившийся младенец, ничего не интерпретируя.

Источник: Стюарт Я. Современный транзактный анализ, глоссарий по книге

Осознание

( англ, awareness - букв, осведомленность) - означает  такое знание   своего      Я,   которое   одновременно   является   двигательным, сенсорным, эмоциональным, умственным.Осознание  не  тождественно  сознанию  (conciouness),  которое  обычносвязывают с мыслительным процессом.Осознание проявляется на трех уровнях (три зоны осознания):осознание телесного Я;осознание окружающей среды;осознание  того, что  находиться между ними,  т.е.  мыслей, зоны фантазии (средней зоны). Осознание не является сугубо интеллектуальным процессом, и, в большей степени, это не интеллектуальный процесс. Очевидно, что животные тоже обладают осознанием, хотя оно не сопровождается построением когниций. Гипертрофированность средней зоны Перлз   считал характерной чертой невроза. «Потеря контакта с самим собой и потеря контакта с миром возникает благодаря промежуточной зоне, майе, которую мы носим с собой» [Перлз (18), с. 53]. Осознание тесно связано с актуальностью (см.), т. к. сознавать то, что происходит, возможно только находясь в настоящем моменте. Осознание не бывает тотальным. Энрайт сравнивает его с лампой-вспышкой [Энрайт (34), с. 36]. Эта лампа-вспышка в каждый конкретный момент времени высвечивает отдельные фрагменты реальности. Тем не менее, признаком полноценного функционирования личности следует считать способность осознать в случае необходимости значимые параметры поля. «...Иногда мы произвольно автоматизируем нечто на какое-то время, не обращая на это много внимания, и это хорошо. Но возможность привести любой энергетический процесс немедленно в полное осознание - показатель психического здоровья» [Энрайт (34), с. 29]. Гештальт-терапия предполагает, что люди могут эффективно решать свои проблемы, если они полно и ясно осознают, что происходит в них и вокруг них. Литература: [1, с. 262-264; 9, с. 98-108; 14, с. 218-220; 17, с.82-85,151-160; 18, с. 19, 47,49-50, 53-55; 19, с. 40-44; 20, с. 334-335; 25, с. 28-29; 26, с. 32-33; 28, с. 142-143; 29, с. 251-253; 34, с. 29-30, 36-56, 77-78]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии, 2002 г

Осознание

осознание развивается в меру развития значений, связанных с психологическими явлениями самого человека. нужно иметь известную систему обобщений для того, чтобы я мог осознать. Что значит осознать? Это значит обобщать собственные психологические процессы. если я обобщаю собственный процесс деятельности, значит, я приобретаю возможность иного отношения к нему. Если грубо сказать, происходит как будто выделение его из общей деятельности сознания. Я осознаю, что я припоминаю, т.е. я собственное припоминание делаю предметом собственного сознания. Возникает выделение. Всякое обобщение известным образом выделяет предметы. (7.1, 276) Осознанием является акт сознания, предмет которого – сама же деятельность сознания. (1.2.1, 219) осознание понятий осуществляется через образование их системы, основанной на определенных отношениях общности между понятиями осознание понятий приводит к их произвольности. (1.2.1, 221) См. Обобщение, Общность, Понятие, Сознание

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Осознание и отношение к болезни подростков с ДЦП, имеющих разный уровень субъектности

Гребенникова Е. В., Фирсова О. В.
Показано, что осознание и отношение к болезни у подростков с ДЦП во многом определяются уровнем субъектности.
Читать PDF

Осознание жизненного сценария: от теоретических оснований к практическому применению

Крахмалева Н.С., Нужных К.В.
Читать PDF

Сознание и осознание как основа саморазвития человека

Корниенко Александр Федорович
В статье рассматривается сущность сознания как особого познавательного психического процесса, а также процессов осознавания, которые в сочетании с самооценкой и совестью принимаются за основу саморазв
Читать PDF

Осознание как редукция пресуппозиций понимания

Гришакова Е.М.
В статье рассмотрен квантово-механический подход к проблеме сознания. Предлагается оригинальная трактовка квантовых парадоксов через современные когнитивные модели сознания.
Читать PDF

Осознание как инструмент психотерапии, обучения и воспитания

Кайдановская И.А.
Предмет исследований З. Фрейда, К. Г. Юнга и А. Адлера бессознательные психические процессы, вызывающие невротические состояния.
Читать PDF

Осознание профессии как фактор становления мотивации обучения

Коновалова Надежда Владимировна
Современный студент это будущий профессионал, который сочетает в себе базовые знания и практические умения и навыки.
Читать PDF

ОСОЗНАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Стрильчук Вероника Петровна
В статье описываются результаты исследования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF

Развитие осознания субъективного отражения объективного мира у будущих педагогов

Щербаков Е.П., Богунов Л.А.
Читать PDF

Традиции научного осознания ответственности как психологического конструкта, феномена и ноумена

Калистратова Татьяна Дмитриевна, Калистратов Павел Юрьевич
Попытка дать научное определение понятию «ответственность» сопряжена с определёнными трудностями. Известно, что это понятие используется в разных науках: психологии, социологии, культурологии и др.
Читать PDF

Региональная специфика осознания социально-психологических критериев оценивания

Резванцева Марина Олеговна
Рассмотрены различия в осознании критериев оценивания подростками, зависящие от специфики деятельности в регионах СНГ из чего сделан вывод, что осознание критериев оценивания необходимо субъекту для у
Читать PDF

Самоопределение личности как фактор осознания смысла деятельности

Кулиева Е. Н.
Статья посвящена анализу различных аспектов взаимосвязи самоопределения личности и ее готовности к поиску смысла деятельности, в котором она активно себя реализует.
Читать PDF

Роль осознания в физической реабилитации

Ильина В.В.
В данной статье представлены закономерности формирования двигательных навыков и психофизиологические механизмы управления движениями. Показана роль осознания в моторном научении.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!