ОСОЗНАНИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Осознание
Сознательное использование навыков критического мышления.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

ОСОЗНАНИЕ (AWARENESS)
способность воспринимать чистые чувственные впечатления так же, как это делает только что родившийся младенец, ничего не интерпретируя.

Источник: Стюарт Я. Современный транзактный анализ. 1996

Осознание
Субъективное состояние, пребывая в котором, мы осознаем что-либо. Термин имеет разные значения — от осознания стимулов в физическом мире, до осознания своего внутреннего «Я» и его воздействия на наше поведение.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Осознание
awarness). Способность обнаружить и использовать канал восприятия. Сила, которая дает нам непрерывное принятие новых состояний сознания и нарождающихся частей "я" и мира. Пробуждение, направленное к природе мира вокруг тебя.

Источник: Эми М. Психотерапия как духовная практика. 2003

ОСОЗНАНИЕ
1. Внутреннее, субъективное состояния знания, понимания чего-либо. 2. Процесс, в результате которого неизвестное становится известным, а полностью или частично неосознаваемое-осознаваемым в смысле слова, выраженном в п. 1. См. сознание.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Осознание
Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее несознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. О. в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Осознание
осознание развивается в меру развития значений, связанных с психологическими явлениями самого человека. нужно иметь известную систему обобщений для того, чтобы я мог осознать. Что значит осознать? Это значит обобщать собственные психологические процессы. если я обобщаю собственный процесс деятельности, значит, я приобретаю возможность иного отношения к нему. Если грубо сказать, происходит как будто выделение его из общей деятельности сознания. Я осознаю, что я припоминаю, т.е. я собственное припоминание делаю предметом собственного сознания. Возникает выделение. Всякое обобщение известным образом выделяет предметы. (7.1, 276) Осознанием является акт сознания, предмет которого – сама же деятельность сознания. (1.2.1, 219) осознание понятий осуществляется через образование их системы, основанной на определенных отношениях общности между понятиями осознание понятий приводит к их произвольности. (1.2.1, 221) См. Обобщение, Общность, Понятие, Сознание

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Осознание
( англ, awareness - букв, осведомленность) - означает  такое знание   своего      Я,   которое   одновременно   является   двигательным, сенсорным, эмоциональным, умственным.Осознание  не  тождественно  сознанию  (conciouness),  которое  обычносвязывают с мыслительным процессом.Осознание проявляется на трех уровнях (три зоны осознания):осознание телесного Я;осознание окружающей среды;осознание  того, что  находиться между ними,  т.е.  мыслей, зоны фантазии (средней зоны). Осознание не является сугубо интеллектуальным процессом, и, в большей степени, это не интеллектуальный процесс. Очевидно, что животные тоже обладают осознанием, хотя оно не сопровождается построением когниций. Гипертрофированность средней зоны Перлз   считал характерной чертой невроза. «Потеря контакта с самим собой и потеря контакта с миром возникает благодаря промежуточной зоне, майе, которую мы носим с собой» [Перлз (18), с. 53]. Осознание тесно связано с актуальностью (см.), т. к. сознавать то, что происходит, возможно только находясь в настоящем моменте. Осознание не бывает тотальным. Энрайт сравнивает его с лампой-вспышкой [Энрайт (34), с. 36]. Эта лампа-вспышка в каждый конкретный момент времени высвечивает отдельные фрагменты реальности. Тем не менее, признаком полноценного функционирования личности следует считать способность осознать в случае необходимости значимые параметры поля. «...Иногда мы произвольно автоматизируем нечто на какое-то время, не обращая на это много внимания, и это хорошо. Но возможность привести любой энергетический процесс немедленно в полное осознание - показатель психического здоровья» [Энрайт (34), с. 29]. Гештальт-терапия предполагает, что люди могут эффективно решать свои проблемы, если они полно и ясно осознают, что происходит в них и вокруг них. Литература: [1, с. 262-264; 9, с. 98-108; 14, с. 218-220; 17, с.82-85,151-160; 18, с. 19, 47,49-50, 53-55; 19, с. 40-44; 20, с. 334-335; 25, с. 28-29; 26, с. 32-33; 28, с. 142-143; 29, с. 251-253; 34, с. 29-30, 36-56, 77-78]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002

ОСОЗНАНИЕ
Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. О. в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин "О." характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром, т. е. О. способствует становлению адекватного самопонимания, "образа "Я"", представления о самом себе за счет интеграции сознанием неосознаваемого ранее материала. О. играет определенную роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, однако его значение и удельный вес в психотерапевтическом процессе, фокусировка (историческая или интерперсональная, "здесь и теперь" или "там и тогда" и пр.) представления о собственно материале О., методы и приемы, используемые психотерапевтами для достижения О., полностью определяются базовой теоретической ориентацией.
Основная цель психоанализа выражена Фрейдом (Freud S.): "Где было Ид, там будет Эго". Психоанализ использует знание специфических приемов и особое (психоаналитическое) понимание психического функционирования для выбора и проведения психотерапевтического вмешательства. Для развития "Я" как одного из компонентов структуры личности в психоанализе психотерапевт с помощью специальных технических приемов (терапевтический союз, свободное ассоциирование, анализ сновидений, интерпретация защит и переноса, высокая частота психотерапевтических сеансов и др.) стремится привести пациента к О. защитных психологических механизмов его реакций переноса, в частности, в том виде, в каком они проявляются в ходе взаимодействия пациента с психотерапевтом. Задача психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит также в выявлении у пациента характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем достижения инсайта и катарсиса, О. вытесненных влечений, понимания психологических причин невротических симптомов. Наиболее важным умением, которым должен обладать психоаналитик, является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение пациента с их бессознательными предшественниками (Greenson R. R., 1994). Понимание (наряду с выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из 4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической психотерапии (Luborsky L., 1984). О. сопряжено с неизбежным сопротивлением больного, главным образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому О. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается О. механизмов дезадаптивной психологической защиты.
О. иррациональных установок "неадаптивных когниций" ("автоматических мыслей") или основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает и как он оценивает воспринятое, - главная задача когнитивной психотерапии. Основной смысл когнитивной психотерапии сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятие события. Описание события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к врачу, не требовало бы особых условий, если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. В результате повторных столкновений с последним пациент по ходу психотерапии учится изменять восприятие (видение) его. И наконец, он обучается стратегии рационального поведения (многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы. Необходимо напомнить, что проблемы, приводящие к психотерапевту, как правило, создаются не одной иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях (иерархических, параллельных, артикуляционных). О. характера этих связей - основная задача психотерапевта и пациента. Вопрос о том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К числу основных приемов когнитивной психотерапии, позволяющих осознать иррациональные установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее эгоцентричными, более адаптивными и реалистическими. Задача психотерапевта - последовательно структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил (рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой задачи определяется процессом О. и умелым использованием его механизмов психотерапевтом.
В гуманистической психотерапии значение процесса О. и его основных механизмов наиболее полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции личности, описанной, например, Роджерсом (Rogers С. R.), некоторые аспекты опыта индивида в процессе его развития приобретают характер, символизированный в О. бытия, О. своего функционирования. Это то, что Роджерс называет Я-опыт. По мере взаимодействия со средой, в частности со значимым окружением, Я-опыт в О. постепенно развивается в Я-концепцию (реальное "Я", т.е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное "Я" - представление о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное "Я" в значительной степени формируется под влиянием извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным "Я". По мере О. "Я" у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность, по мнению автора, носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения положительной оценки со стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает существенное препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как самоактуализирующейся личности, и формируется невротическое поведение.
Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень тревожности зависит от степени угрозы Я-структуре. В случае, если процесс защиты неэффективен, переживание полностью символизируется в О., а целостность Я-структуры разрушается этим переживанием неконгруэнтности, правильно символизированным в О. В результате наступает состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений ее функционирования соответствуют и разработанные Роджерсом основные принципы клиент-центрированной психотерапии.
Следует выделить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как вариант отечественной психотерапии, разработанный в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. О. в рамках этого метода принято рассматривать в 3 сферах: интеллектуальной (когнитивный аспект), эмоциональной и поведенческой. В целом задачи интеллектуального О. сводятся к следующим направлениям: О. взаимосвязей "личность- ситуация-болезнь"; О. интерперсонального плана собственной личности; О. генетического (исторического) плана. О. взаимосвязей "личность-ситуация-болезнь" не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности, оно скорее создает устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в процессе О. пациент начинает понимать и вербализовать свои чувства, может приобрести искренность в отношении чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать неадаптивные реакции и формы поведения с учетом их значения и функций в структуре психопатологических расстройств - основное следствие процесса О. в поведенческой сфере. При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, особенно в групповой ее форме, имеет значение не только О., но главным образом формирование более адекватного самосознания и расширение его границ.
Процессу О. практически во всех психотерапевтических системах придается важное значение. С внедрением видеотехники в психотерапию появилась возможность более направленного влияния на формирование процесса О. в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым к повышению эффективности психотерапии.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
349.97 кб

Осознание и отношение к болезни подростков с ДЦП, имеющих разный уровень субъектности

Гребенникова Е. В., Фирсова О. В.
Показано, что осознание и отношение к болезни у подростков с ДЦП во многом определяются уровнем субъектности.
Читать PDF
391.74 кб

Осознание жизненного сценария: от теоретических оснований к практическому применению

Крахмалева Н. С., Нужных К. В.
Читать PDF
728.54 кб

Сознание и осознание как основа саморазвития человека

Корниенко Александр Федорович
В статье рассматривается сущность сознания как особого познавательного психического процесса, а также процессов осознавания, которые в сочетании с самооценкой и совестью принимаются за основу саморазвития, самообучения и самовоспи
Читать PDF
212.28 кб

Осознание как редукция пресуппозиций понимания

Гришакова Е. М.
В статье рассмотрен квантово-механический подход к проблеме сознания. Предлагается оригинальная трактовка квантовых парадоксов через современные когнитивные модели сознания.
Читать PDF
222.76 кб

Осознание мотивов выбора трудовой деятельности как фактор построения плана профессиональной карьеры

Бадулина Ж. В.
Читать PDF
374.55 кб

Осознание противоречий в самоотношении как путь разрешения проблем в подростковом возрасте

Ундуск Елена Николаевна
Читать PDF
1.24 мб

История сознания и осознание истории

Труфанов С.Н.
Читать PDF
84.64 кб

Вакцинация против гриппа медицинских работников: осознание ее необходимости

Читать PDF
190.18 кб

Осознание как инструмент психотерапии, обучения и воспитания

Кайдановская И.А.
Предмет исследований З. Фрейда, К. Г. Юнга и А. Адлера бессознательные психические процессы, вызывающие невротические состояния.
Читать PDF
271.62 кб

Осознание профессии как фактор становления мотивации обучения

Коновалова Надежда Владимировна
Современный студент это будущий профессионал, который сочетает в себе базовые знания и практические умения и навыки.
Читать PDF
223.59 кб

Осознание половой идентичности детьми старшего дошкольного возраста

Стрильчук Вероника Петровна
В статье описываются результаты исследования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста. Многими исследователями показана актуальность проблемы гендерной идентификации в условиях кризиса семьи в России.

Похожие термины:

  • Осознание собственной болезни, клинические варианты

    1. ясное осознание пациентами имеющегося у них психического расстройства или заболевания во всей полноте его проявлений – инсайт, эунозогнозия. Встречается редко даже у психиатров, если им выпада
  • Осознание собственной болезни

    термин, который К.Ясперс рекомендует использовать только в тех случаях, когда психиатрический пациент чувствует, что он не вполне здоров, претерпел некие внутренние изменения, в той или иной форме
  • БРЕДОВОЕ ОСОЗНАНИЕ

    Вариант первичного бреда. Характеризуется возникновением у больного знаний об имеющих, по его мнению, важное мировое значение событиях, хотя раньше он никогда над этими проблемами не задумывался.
  • Ложное осознание физического присутствия

    термин К.Ясперса, обозначает мнимое ощущение присутствия поблизости постороннего живого существа (чаще всего человека).
  • ОСОЗНАНИЕ КОНФЛИКТА

    Вторая стадия теории конфликта Понди, когда один из потенциальных участников конфликта обнаруживает его источник, но манифестация конфликта еще впереди.
  • Мета осознание

    знание о знании: обладание умением и знанием об этом обладании с целью объяснить то, как вы реализуете это уединение. Метафора косвенное сообщение в виде истории или об разного выражения, использу
  • Осознание себя на публике

    Public self consciousness) —тенденция постоянно чувствовать себя в центре внимания окружающих.
  • ОСОЗНАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

    второй этап латентного периода в развитии конфликта, заключающийся в восприятии реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия. Пр
  • СОЦИАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ

    понимание социальных характеристик других людей (групп), их социальной роли, места в группе, сексуальной восприимчивости, репродуктивного состояния и др.
  • Осознание пола

    (gender concept) — термин, используемый для описания понимания ребенком того, что пол постоянен и не зависит от изменения деталей внешнего вида.
  • НАУЧЕНИЕ БЕЗ ОСОЗНАНИЯ

    См. без осознания, научение.
  • ФЕНОМЕН ОЛИЦЕТВОРЕННОГО ОСОЗНАНИЯ

    См. Олицетворенного осознания феномен.
  • ПОРОГ ОСОЗНАНИЯ

    минимальная величина раздражителя, достижение или превышение коей вызывает осознание появившегося ощущения. Существенно зависит от психологических факторов - например, от настройки на восприят
  • ОСОЗНАНИЯ УРОВНИ

    степени или уровни познания, понимания, осмысления (осознания) человеком чего-либо. См. осознание.