ПОСТИГАТЬ Постиктерус-энцефалопатия

ПОСТИЖЕНИЕ

Найдено 2 определения термина ПОСТИЖЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПОСТИЖЕНИЕ

Процесс понимания чего-то. Наиболее часто этот термин используется в образовании и психолингвистике и, возможно, что удивительно, используется в обоих контекстах с похожим смыслом. Если говорят, что студент постигает принцип, подразумевается состояние знаний студента относительно материала "содержащего" (использование этого слова – свободная метафора) принцип; подобное же утверждение можно отнести к человеку, понимающему высказывание. Большинство современных когнитивных психологов утверждает, что процесс постижения включает в себя два взаимосвязанных компонента: процессы конструирования, посредством которого создается интерпретация материала, и утилизации, посредством которого эта интерпретация соотносится с другими знаниями так, чтобы эта информация могла использоваться при ответах на вопросы, действиях в новых ситуациях, исполнении команд и т.д. Обратите внимание, что некоторые авторы видят различие между постижением и пониманием на том основании, что первое – более конкретное и более специфическое, в то время как последнее – более абстрактное и под этим подразумевается глубокий и более символичный когнитивный акт (см. здесь понимание, 1 и 3). Это различие, однако, игнорируется большинством теоретиков, и оба термина используются более или менее синонимично.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Постижение

процесс понимания чего-либо. Многие психологи полагают, что постижение включает следующие основные процессы: а) процессы конструирования (процессы интерпретации свежей информации) и б) процессы утилизации (процессы интеграции новых впечатление в систему имеющегося знания). Некоторые авторы считают, что постижение суть более глубокий и более символичный когнитивный акт, нежели понимание.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено научных статей по теме — 5

Искусство как постижение себя

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлена теоретическая рефлексия искусства как мира опыта в рамках феноменологического подхода. Утверждается, что с помощью искусства происходит постижение Другого и узнавание себя в различных социальных контекстах. Показано, что через коммуникативные практики искусство раскрывает сущностные грани Другого, расширяет смысловые горизонты рефлексивного поля опыта субъекта и конструирует новую модель личной идентичности.
Скачать PDF

Постижение как проблема психологии человеческого бытия

Знаков Виктор Владимирович
В статье проанализирован новый для психологической науки феномен постижения. Постижение является психическим процессом схватывания целого. Важную роль в нем играют самопонимание, интуитивное чувствование и созерцание. Показано, что постижение реализуется только в сложных для познающего субъекта ситуациях, которые характеризуются высокой степенью неопределенности. Такие экзистенциальные ситуации не могут быть описаны в категориях верифицируемого научного знания они представлены только в экзистенциальном опыте человека. Библиогр. 31 назв.
Скачать PDF

Постижение музыкального смысла как педагогическая проблема

Гарипова Н.М.
В статье раскрывается сущность музыкального смысла в контексте осмысления роли музыки в жизни человека и общества. Музыкальный смысл рассматривается как музыкально-звуковая объективация личностного смысла, а музыкальный смыслогенез как актуализация различных процессов человеческой психики. Исследование механизмов музыкального смыслогенеза позволило выявить противоречия в учебно-образовательном процессе, обусловленные его рассогласованием с закономерностями музыкального смыслогенеза, и наметить пути их преодоления.The article reveals the essence of musical meaning in the context of understanding the role of music in human life and society. Musical meaning is regarded as musical sound objectification of personal meaning and musical smyslogenez as an actualization of the various processes of the human psychic. Investigation of mechanisms of musical smyslogenez revealed the contradictions in the teaching-learning process, due to its disagreement with the laws of musical smyslogenez, to identify ways to overcome this mismatch
Скачать PDF

ПОСТИЖЕНИЕ, НЕПОСТИЖИМОЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПОНИМАНИЯ

Знаков Виктор Владимирович
В статье дан методологический анализ трех тенденций развития психологического познания в последние три десятилетия. Вопервых, анализируются психологические исследования обработки информации в человеческом мышлении, основанной иногда на интуитивном опыте, иногда на логически обоснованном знании. Показано, что согласно теориям двойственности процессов рассуждений ( dual-process theories of human thinking ), у человека есть две отличные, но взаимодействующие системы для обработки информации. Одна система ориентирована на эвристики, приводящие к интуитивным ответам, а другая основана на аналитической обработке. Их описания соответствуют представлениям психологов о когнитивноопытной теории личности ( CEST ) С. Эпштейна и двух познавательных стилях рациональном и интуитивном. Такие научные представления неразрывно связаны с существованием целостного континуума способов понимания мира: от парадигматического к нарративному и затем к тезаурусному. Вовторых, доказывается, что современный человек живет в многомерном мире, состоящем из эмпирической, социокультурной и экзистенциальной реальностей. События и ситуации в этих реальностях понимаются людьми по типам пониманиязнания, пониманияинтерпретации и пониманияпостижения. Втретьих, обосновывается, что экзистенциальную реальность субъект не познает, а постигает. Соответственно экзистенциальный опыт субъекта закономерно включает не только бессознательные знания и переживания, но и непостижимое и таинственное. Обосновано, что непостижимость реальности это один из атрибутов бытия. Непостижимость не означает принципиальной невозможности понимания. Постижение представляет собой такой тип понимания, который направлен на явления и объекты мира, требующие для своего понимания незаурядных усилий. Постижение это такое схватывание целого, части которого субъект по тем или иным причинам не может познать и детально описать. Проанализирована тайна как научный психологический, а не мистический и фантастический феномен. Определение тайны дано на основе психологии мышления, в которой различаются проблемная ситуация и задача.
Скачать PDF

Чувственная опора постижения жизни

Дорфман Леонид Яковлевич
Обращается внимание в теоретическом наследии С. Л. Рубинштейна на два фундаментальных положения: о мире и человеке в мире, о чувственном познании и конкретности существования. Мир соотносится и соизмеряется с человеком, с масштабом его жизни. Человек является отправной точкой системы координат своего мира, своей жизни, а жизнь понимается как существование. Человек отделяет себя от окружающего мира, обособляется от него и в то же время связывает, неразрывно соотносит себя с ним. Существование в мире «является» человеку, дано ему в его ощущениях и восприятии. Чувственное познание открывает бесконечную конкретность существования. Чувственное познание, а не абстрактное мышление связано с существованием. Мышление тоже компонент жизни, но опосредованный и осложненный отходами от непосредственно чувственной данности.
Скачать PDF