Сознание
Источник: Небольшой словарик терминов НЛП. 2004
— высшая форма психики, которая присуща человеку.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Осознание ощущений, исходящих от внешнего мира или изнутри тела и психической сферы.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Специфика. Характеризуется тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно-исторической практики - это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.
высшая, свойственная только человеку форма психического отражения сформировавшаяся в антропогенезе и общественно-историческом периоде развития человека в трудовой деятельности при постоянном языковом общении с другими людьми. С. представляет собой способность человека понимать окружающий мир, происходящие в нем процессы и явления. Атрибуты С.: познание, переживание, отношение. Функции С.: когнитивная, регулятивная и коммуникативная. Структура С.: знание, ощущение, восприятие, воображение, мышление.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001
К. Г. Юнг:"Когда размышляют о том, что же, собственно говоря, представляет собой сознание, то обычно наиболее глубокое впечатление производит тот в высшей степени удивительный факт, что каким-либо событием, происходящим где-нибудь в космосе, вызывается одновременное внутреннее отображение таким образом, как будто бы оно происходило одновременно и внутри, это и означает: осознавать." ( Из неопубликованного доклада, прочитанного К. Г. Юнгом на Базельском Семинаре в 1934 г. ). "Наше сознание не создает самое себя, а поднимается из неизвестной нам глубины. Оно постепенно пробуждается в ребенке, а затем каждое утро пробуждается из глубин сна из бессознательного состояния. Оно подобно ребенку, который ежедневно рождается из своей материнской первопричины - бессознательного." ( Из работы "К психологии восточной медитации" ).
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Различают три формы С.: индивидуальное, групповое (объекты изучения психологии) и общественное (объект изучения исторического материализма). С., как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, «...с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (т. 3, с. 29). «Сознание человека не только отражает объективный мир,— подчеркивал В. И. Ленин,— но и творит его» (т. 29, с. 194). И далее: «т. е. что мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (там же, с. 195). Марксистско-ленинское толкование С. показало ограниченность понимания его Л. Фейербахом как пассивно-созерцательного, что до сих пор свойственно буржуазной психологии. Бихевиоризм отрицал возможность познания С.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Человеческое сознание вырабатывается в результате исторического развития. Сознание не только отражает происходящие события объективного мира, оно также использует запас знаний для создания способов переработки окружающей среды для удовлетворения потребностей человека. При формировании сознания человека необходимо человеческое окружение, наличие человеческого общества. Дети, прожившие и развивавшиеся среди животных, не обнаруживают признаков сформировавшегося человеческого сознания.
Физиологической характеристикой сознания, согласно И. П. Павлову, является оптимальная деятельность в данный момент определенного участка коры больших полушарий мозга, которая (если предположить, что кости черепа прозрачны) в виде яркого пятна перемещается по поверхности мозга. Данная мысль о подвижности очага наиболее оптимальной активности сознания подтверждается электроэнцефалографическими исследованиями.
Сознательная деятельность – деятельность, которая осуществляется со знанием объективного значения ее задач, с учетом всех особенностей ситуаций и последствий деятельности как для индивидуума, так и для общества.
Автоматизированный акт – способность человека осуществлять, не осознавая, упрочившееся действие. Эта способность вырабатывается в процессе исторического развития человека и является целесообразной.
В основе акта автоматизации лежат следы нервных процессов, возникшие в процессе тренировки.
Под бессознательной деятельностью понимают, с одной стороны, такие ее формы, когда человек недостаточно осознает цель, задачи и последствия своей деятельности. Совершенствование в историческом развитии человека познания явлений и событий обогащает знания, но многое остается непознаваемым.
Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005
Было сделано предположение, что сознание выполняет функции наблюдения за нашим «я» и за окружающей средой, а также контролирует наши мысли и поведение. Сознание постоянно переходит с внешнего мира на внутренний. Как знает любой, кому приходилось заниматься скучной работой, мечты и фантазии составляют часть нашего обычного состояния бодрствования. Некоторые из них связаны с планированием будущих событий и действий, а другие являются чистой игрой воображения.
Фрейд различал два типа подсознательных процессов: «предсознательные» мысли и процессы можно осознать, если обратить на них внимание, тогда как бессознательные мысли и процессы для сознания более или менее недоступны. Это различие привело к исследованию влияния, которое оказывает на нас демонстрация образов, «мелькающих» слишком быстро, чтобы быть осознанными. Оказалось, что бессознательно фиксируемые образы действительно могут оказывать влияние на настроение и мысли человека. Например, быстрая демонстрация счастливого или печального лица действовала на людей так же, как и другие показываемые им картинки. Иногда подобные скрытые кадры пытались использовать в рекламных кампаниях, но воздействие такой «скрытой информации» не очень велико и, по всей видимости, не оказывает существенного влияния на поведение потребителей.
См. также статьи «Вытеснение», «Джемс, Уильям», «Сновидения», «Сон», «Фрейд, Зигмунд».
Источник: 101 ключевая идея психологии
"Сознание для меня не тождественно с психическим - ибо психическое представляется мне целокупностью всех психических содержаний, из которых не все они непременно связаны с эго, т. е. связаны с ним в такой степени, что приобретают свойство сознания. Есть множество психических комплексов, из которых далеко не все по необходимости связаны с эго" (ПТ, пар. 807).
В своем определении сознания Юнг подчеркивает дихотомию между сознанием и бессознательным как исходную противоположность психической жизни.
"Не существует сознания без установления различия противоположностей" (CW 9i, par. 178).
С самого начала психоаналитической эпохи различие между сознанием и бессознательным находилось в центре внимания. Юнг усовершенствовал представления об их взаимоотношении, установив, во-первых, существование коллективного бессознательного наряду с личностным, наделив, во-вторых, само бессознательное функцией компенсаторности по отношению к сознанию (см. компенсация) и утвердив, в-третьих, само сознание как предварительное условие в становлении человечества, человеческой природы, равно как и становлении отдельного индивида.
"Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, наоборот, является эфемерным явлением, осуществляющим все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, - архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но и центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее (ПДНВ, с. 132-133).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Одновременно с этим было признано существование бессознательного в психике, причем понятие бессознательного также оказалось распространенным на все виды психических процессов, состояний и свойств, присущих человеку. В результате появилась точка зрения, согласно которой С. (или сознательное, осознаваемое) составляет только часть психики человека, а именно ту, которую он имеет в виде переживаний, образов и мыслей, которые он может контролировать, описывать и о которых он в состоянии сообщить другим людям. Формы описания психических явлений и способы передачи их содержания другим людям могут быть различными. Переживания, мысли и образы можно попытаться передать, например, языком телодвижений-жестами, мимикой, пантомимикой. Можно воспользоваться знаковыми изобразительными средствами: символами, рисунками, схемами. Можно обратиться к звуковому оформлению или словесному описанию тех же переживаний. Главное в этом определении С. состоит в том, что оно представляет собой коммуницируемое, т. е. передаваемое от человека к человеку знание, которое, соответственно, может восприниматься и разделяться многими людьми. Такое определение С. можно условно считать первым, так как его придерживается большинство современных ученых-психологов. Второе, более узкое, или специальное понимание С. связывает С. только с языком и речью человека. Утверждается, что в С. входит и в нем может находиться лишь то, что так или иначе передается в словах или выражается словами. На данную интерпретацию С. накладывается еще одно существенное ограничение: в содержание С. включается лишь общее, т. е. обобщенное знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, нашедших отражение в языке. Третье понимание С. трактует его как особое состояние психики человека, в котором он обычно находится тогда, когда не спит, здоров, нормально и правильно воспринимает то, что происходит с ним и вокруг него. С. в этом его понимании может появляться, исчезать, изменяться по силе или отчетливости его проявления. В данном случае говорят, например, что С. человека отключается, когда он засыпает, вновь включается, когда он просыпается. Утверждают также, что в результате тяжелой травмы или заболевания человек может на время потерять С. Иногда в этом случае используются термины, характеризующие динамические, промежуточные состояния сознания человека: «замутненное сознание», «полусознание», «предсознание» и др. Это понимание С. также допускает возможность существования психики человека вне его С. Четвертая точка зрения-это, по существу, отрицание самого факта существования С. как особого явления и, следовательно, отказ от необходимости давать ему научное определение. Она свойственна американским, бихевиористически ориентированным ученым, особенно последователям классического бихевиоризма Уотсона. Эту точку зрения в настоящее время даже среди бихевиористов разделяют немногие. См. бихевиоризм, необихевиоризм, нео-необихевиоризм, сознание групповое, сознание массовое, сознание нормативное, сознание обыденное, сознание разделенное (сознание раздельно отключенное), сознание социальное.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
В работе «Толкование сновидений» З. Фрейд выделил три сферы или системы психического аппарата: сферы сознания, предсознательного и бессознательного. Сознание рассматривалось им как «чувственный орган для восприятия психических качеств». Он исходил из того, что в бодрствующем состоянии сознание доступно раздражению в двух пунктах: из периферии психического аппарата, то есть из системы восприятия и из раздражений приятного и неприятного чувства, являющихся психическими качествами при изменениях энергии внутри этого аппарата. Отсюда вытекало предположение З. Фрейда о том, что «приятные и неприятные ощущения автоматически регулируют ход процессов заполнения сознания». Впоследствии возникла необходимость сделать представления более независимыми от ощущений неудовольствия, в результате чего система предсознательного оказалась наделенной качествами воспоминаний о словах. Благодаря качествам этой системы «сознание, бывшее до сих пор лишь чувственным органом для восприятий, становится таковым и для части наших мыслительных процессов». Таким образом, как считал основатель психоанализа, образовались две чувственные плоскости: одна, обращенная к восприятиям, другая – к предсознательным мыслительным процессам.
Для З. Фрейда эффект сознания являлся лишь отдаленным психическим результатом бессознательного процесса. Не случайно он подчеркивал, что «отказ от чрезмерной оценки сознания становится необходимой предпосылкой всякого правильного понимания происхождения психического». Это означало, что сознание рассматривалось им с точки зрения наличия предварительной бессознательной стадии, а привилегия сознательной деятельности – как скрывающая от человека его глубинные психические проявления. Вместе с тем З. Фрейд считал, что все возможные случаи отклонения от сознания и неполного проникновения в него являются психоневротическими феноменами. Поэтому «все разнообразие проблем сознания охватывается взглядом лишь при расчленении истерических процессов мышления».
З. Фрейд критически отнесся к тем концепциям, в соответствии с которыми не проводились различия между сознанием и бессознательным, а вместо этого предлагалось рассматривать сознание с точки зрения различных степеней осознанности (ясное сознание, темное сознание, бессознательное сознание). В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912) он выступил против представлений о делимости сознания и о том, что отдельные мысли могут образовывать особую область сознательного, выделившуюся из сознательной психической деятельности и ставшей чуждой для нее. Подобные представления рассматривались им как основанные на неправильном употреблении понятия «сознательное». В связи с этим основатель психоанализа подчеркивал, что мы не имеем никакого права настолько распространять смысл этого понятия, чтобы обозначать им «такое сознание, о котором обладатель его ничего не знает». Кроме того, замечал он, «существование бессознательного сознания кажется мне еще менее приемлемым».
В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд развил свои представления о сознании. Прежде всего он подчеркнул, что «психоанализ не может считать сознание сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать». Сознание является поверхностью психического аппарата и представляет собой систему, пространственно ближе всего расположенную к внешнему миру. Сознание – это восприятия, приходящие извне, то есть чувственные восприятия, и изнутри, то есть то, что называется ощущениями. Быть сознательным – описательный термин, относящийся к непосредственным и надежным восприятиям.
С психоаналитической точки зрения, все знание человека связано с сознанием. Бессознательное можно узнать только путем перевода его в сознательное. Но сознательным может стать только то, что когда-то уже было сознательным восприятием и что, помимо чувства изнутри, хочет стать сознательным. Следовательно, сознательным может стать нечто при помощи следов воспоминания. В то же время следует иметь в виду, что сознание связано как с внешними, так и внутренними восприятиями. Ощущения и чувства делаются сознательными только тогда, когда оказываются в системе восприятия. Словом, говоря о сознании, З. Фрейд соотносил его с восприятиями внешнего и внутреннего мира и тем самым вводил в структуру психического аппарата систему «восприятие-сознание». Именно эта система рассматривалась им в качестве ядра Я, где Я представлялось связной организацией психических процессов личности.
В «Очерке о психоанализе» (1940), написанном в 1938 г., но опубликованном после смерти, З. Фрейд отмечал, что сознательные процессы находятся на периферии Я, однако внутренние процессы в Я также могут приобретать свойство сознательного, чему способствует работа функций речи, обеспечивающая устойчивую связь материала Я с отпечатками в памяти зрительных и слуховых восприятий. Идеи и мыслительные процессы могут стать сознательными, но для этого требуется специальная методика – «проверка на реальность». Таким образом, как считал З. Фрейд, уравнение «восприятие = реальности (внешнему миру)» уже не подходит. Ошибки, которые могут при этом возникнуть, называются галлюцинациями. Они характерны для сновидений и для некоторых психических заболеваний.
В конечном счете З. Фрейд утверждал, что психология сознания способна понять нормальную функцию психики не в большей степени, чем значение сновидений. В ее распоряжении находятся данные сознательного самовосприятия, но этого оказывается недостаточно для постижения сложности психических процессов, раскрытия их взаимосвязей и нарушений. В отличие от психологии сознания психоанализ основывается на гипотезе о психическом аппарате, расположенном в пространстве, структурированном и развивающемся в соответствии с потребностями жизни, которые «обусловливают сознание лишь в определенной точке и при определенных условиях». Отталкиваясь от данной гипотезы, психоанализ предлагает технические приемы «заполнения пробелов в явлениях нашего сознания».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001
Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищающих его практическую деятельность - мозаика состояний, играющая более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивида.
Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется:
1) активностью;
2) интенциональностью, т.е. направленностью на предмет: сознание всегда - сознание чего-либо;
3) способностью к рефлексии, самонаблюдению - осознание самого сознания;
4) мотивационно-ценностным характером;
5) различной степенью (уровнями) ясности.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно - оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего - структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер.
Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями.
Первая трудность состоит в том, что все психологические явления предстают перед индивидом постольку, поскольку они осознаются - в том числе бессознательное, кое осознается либо в результате специальной процедуры "доведения до сознания", либо косвенно - в виде искажений сознания. По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря ему перед индивидом предстают, с некоей степенью ясности, различные явления, составляющие содержание конкретных функций психологических. Поэтому сознание рассматривалось:
1) либо как общее "бескачественное" условие существования психики и обозначалось метафорически - "свет сознания", "поле сознания" и прочее; в этом случае о конкретном или экспериментальном изучении сознания не могло быть и речи;
2) либо отождествлялось с некоей функцией психической, чаще всего - со вниманием или мышлением; в этом случае изучение сознания подменялось изучением соответственной функции. Все это порождало мнение, что сознание для психологии научной - фикция.
Вторая трудность вытекает из первой; сознание, как и отдельные функции психические, не локализуется во внешнем пространстве; но, в отличие от функций психических, сознание - из-за его "бескачественности" - не удается "расчленить" и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым оно могло бы изучаться известными методами.
Важна для конструктивного анализа сознания восходящая к Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток информации сенсорной и определенным образом организующих его.
Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе развития филогенетического (исторического). Деятельность предметная и ее атрибут - общение обладают следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре:
1) социальным происхождением и строением - это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредованности орудиями и знаками;
2) разделенностью между двумя субъектами;
3) направленностью на объект.
Структура деятельности совместной порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства:
1) социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе вербальными) и символическими структурами;
2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм;
3) предметность.
Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные А. Н. Леонтьевым. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию - "совместному знанию", и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознания - смыслы и языковые значения.
Первое, что обнаруживается при взгляде на "поле сознания", - это необыкновенное разнообразие его содержаний.
Поле сознания неоднородно еще и в том смысле, что в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая, - "поле внимания", или "фокус сознания"; за пределами ее - область, содержания коей неотчетливы, смутны, нерасчлененны, - "периферия сознания".
Содержание сознания в обеих областях находятся в непрерывном движении. Выделяются два вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. При размышлениях периоды устойчивых состояний перемежаются переходами - изменчивыми состояниями, часто неуловимыми. Переходные моменты весьма трудно уловить самонаблюдением: при попытках остановить их исчезает само движение, а если пытаться о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. Движение сознания и его непрерывное изменение отражается в понятии потока сознания.
Сознание таит многие любопытные особенности и неведомые глубины, куда иногда удается заглянуть "с края пропасти". Так, в критических ситуациях человек существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях:
1) с одной стороны, он должен быть частью объективного мира, где его Я вынуждено приспосабливаться к внешней реальности; это - уровень сознания экстравертированного, функций перцептивных и принятия решений;
2) с другой стороны, он погружается в субъективный мир состояний измененных сознания, из коего исключена связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное Свое, где, по мнению некоторых, реализуется состояние "океанического союза со Вселенной".
Согласно З. Фрейду, сознание - одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания - роль органа чувств для восприятия психических качеств, преимущественно - для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия, могущих проистекать лишь изнутри психики.
В психоаналитическом понимании сознание - лишь качество, кое может присоединиться или нет к отдельному душевному акту и кое никогда ничего не изменяет в нем, если не наступает. Большинство сознательных процессов сознательны лишь кратковременно, и процесс возбуждения не оставляет в сознании, как во всех других психических системах, длительного изменения его элементов. Психоанализ не считает сознание сущностью психического и трактует его как прежде всего чисто описательный термин.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
С. активности «Я». Осознание активности характера собственной личности, своей психической деятельности. Основа самосознания. Атрибут психики человека. Нарушается при некоторых психических расстройствах.
С., альтернирующее (от лат. alterno - сменяться, чередоваться). Расстройство сознания, при котором больной осознает себя то одной, то другой личностью и, находясь в одном состоянии, совершенно забывает о другом. Наблюдается при истерическом психозе. См. Личность, альтернирующая.
С., аффективно суженное (от лат. affectus - возбуждение). Остро развивающееся резкое ограничение объема сознания с сохранностью только эмоционально значимых связей с окружающей средой. Наблюдается при психогениях. Син. Сознание, суженное.
С. болезни. Признание пациента в том, что он болен. У психотических пациентов часто отсутствует С. б. и они не согласны, чтобы их лечили, а в других случаях они усиливают и преувеличивают болезненные проявления. Все это делается из-за болезненных побуждений. Когда это делается с целью получить какую-либо выгоду, говорят о диссимуляции (см.) (уменьшение или прикрытие болезненных явлений) или о симуляции (см.) (усиление или указание на несуществующие болезненные признаки).
С., бредовое. Этап развития бреда, заключающийся в убежденности больного в особом значении некоторых событий или явлений.
С. демаркации «Я» (от лат. de - от и marco - означать). Осознание наличия границы между «Я» и «не-Я». Элемент самосознания (см.), нарушающийся при многих психозах.
С. идентичности «Я» (от лат. idem - тот же). Осознание тождества, идентичности «Я» в различные моменты, периоды времени. Нарушается при некоторых психических болезнях.
Сознание - исключительные состояния сознания - см. Исключительные состояния сознания.
Сознание - качественные расстройства сознания. Они группируются следующим образом: а) делирий (см.); б) аменция (см.); в) хаотическое помрачение сознания (см.); г) транс (см.); д) сомнамбулизм (см.); е) патологический полусон (см.).
Сознание - количественные расстройства сознания. Они группируются следующим образом: а) обнубиляция (см.); б) сомнолентность (см.); в) сопор (см.); г) кома (см.).
С., коллективное (Conscientia collectivus) (от лат. collectivus - собирательный). Обобщенное сознание членов коллектива, определяющееся прежде всего данной социальной идеей как проявлением общественного сознания. Специфичны для него коллективное мышление и обсуждение, общие черты в настроении коллектива, интересы которого совпадают с интересами общества. Оно является более высокой формой социально-психического отражения группового сознания.
С., коматозное - см. Коматозное сознание, Кома.
С., кризисное - см. Кризисные состояния возрастного развития;
Кризы, возрастные.
С., навязчивое - см. Навязчивое состояние; Навязчивые влечения.
С. о собственном ощущении, Ясперса (Jaspers K.) - см. Ясперса, сознание о собственном ощущении; Витальность собственного «Я».
С., параноидное - см. Параноидное состояние.
С. - помрачение сознания, истерическое - см. Помрачение сознания, сумеречное, истерическое; Помрачение сознания, сумеречное, психогенное.
С. - помрачение сознания - см. Помрачение сознания.
С. - помрачение сознания, онейроидное - см. Помрачение сознания, онейроидное.
С. - помрачение сознания, ориентировочное - см. Помрачение сознания, ориентировочное.
С. - помрачение сознания, эпизодическое - см. Помрачение сознания, эпизодическое.
С., сверхбодрствующее. Сочетание облегченного протекания ассоциаций, необыкновенной образности и живости представлений и мыслительной деятельности с повышенной, но малопродуктивной активностью. Наблюдается, напр., после приема больших доз некоторых стимулирующих средств.
С., спутанное (Confusio conscientiae) (от лат. confusio - смешение, беспорядок, спутанность, и conscientia - сознание) - см. Конфузия, ментальная.
С., спутанное галлюцинаторное (Confusio conscientiae hallucinatoria) (от лат. confusio, conscientia и hallucinor - бредить). Спутанность сознания, возникающая на высоте развития вербального галлюциноза.
С., спутанное кататоническое (Confusio conscientiae catatonica) (от лат. confusio, conscientia и греч. katateino - стягивать, напрягать). Спутанность сознания, развивающаяся при выраженном кататоническом возбуждении.
С., спутанное конфабуляторное (Confusio conscientiae confabulatoria) (от лат. confusio, conscientia и confabulor - болтать, бормотать). Спутанность сознания с обильными конфабуляциями фантастического содержания. Наблюдается при интоксикациях, инфекционных и сосудистых психозах.
С., спутанное маниакальное (Confusio conscientiae maniacalis) (от лат. confusio, conscientia и греч. mania - страстное влечение, сумасшествие). Спутанность сознания, развивающаяся на основе маниакального возбуждения, напр., при маниакально-депрессивном психозе.
С., спутанное сосудистое (Confusio conscientiae vascularis) (от лат. confusio, constientia и vascularis - сосудистый). Спутанность сознания, сопровождающаяся тревогой и двигательным беспокойством, возникающая преимущественно ночью. Наблюдается при сосудистых поражениях головного мозга.
С., спутанное старческое (Confusio conscientiae senilis) (от лат. confusio, constientia и senilis - старческий). Спутанность сознания при старческом слабоумии, характеризующаяся дезориентированностью, смещением ситуаций в прошлое, сопровождающаяся двигательным беспокойством и суетливостью.
С., суженное - см. Сознание, аффективно суженное.
С. целостности «Я». Сознание единства, взаимной связанности и принадлежности «Я» со всеми видами собственной психической деятельности. Нарушается при некоторых психических заболеваниях.
С., ясное. Сознание, при котором сохранена способность к правильной ориентации во времени, пространстве, социальной действительности (аллопсихическая ориентация) и в собственной личности (аутопсихическая ориентация). Утрата способности к ориентации говорит о нарушении сознания и имеет важное диагностическое значение. Необходимо отметить, что не каждая неправильная ориентация является следствием нарушенной ясности сознания. В некоторых случаях она может быть обусловлена нарушением интеллекта, в других - нарушением памяти (напр., при амнезии, особенно при синдроме Корсакова), а в третьих - бредовыми идеями (напр., бредовая ориентация о нахождении в тюрьме, а не в больнице). - Ср. Помрачение сознания.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Выделяют два вида С. — индивидуальное и общественное. Под последним разумеют систему идей, тех или иных традиций, взглядов, господствующих в данном обществе, в конкретных его условиях. Развитие С. у человека связано со становлением общественного бытия, со способностью отдавать себе отчет в своем отношении к окружающему миру, к другим людям и к себе, т. е. с развитием рефлексии на окружающий мир и на собственную жизнь.
Индивидуальное С. психологами понимается как процесс осознания человеком явлений окружающего мира и самого себя. С. всегда предполагает познавательное отношение к внешнему предмету. Однако объектом могут послужить и собственные психические явления, и переживания. Поэтому в психологическом плане С. — это процесс осознания человеком внешнего мира и самого себя, способность отдавать отчет в том, что происходит в окружающей среде и в своем духовном мире. Это как бы социальный контакт с самим собой, в процессе которого формируется определенное представление человека о себе самом, субъективный образ своего Я (см. Я-образ, Я-концепция). Такое отношение субъекта к своему осознанному бытию в психологии называют самосознанием.
Таким образом, кроме коммуникативной роли С. необходимо отметить и другую его важную сторону: оно представляет социальный контакт человека с самим собой. Его фундамент составляет обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими в системе понятий, выработанных в процессе обучения. По мнению Л. С. Выготского, этот переход к словесной интроспекции с обобщением внутренних психических форм активности осуществляется на основе внутренней речи, которая не имеет специальной функции. Внутреннюю речь при этом следует рассматривать не как речь минус звук, а как совершенно особую, самостоятельную и своеобразную по строению и способу деятельности функцию. Она организована совершенно иначе, чем внешняя речь, находится с той в неразрывном динамическом единстве (в виде переходов из одного плана в другой). Внутренняя речь по самой своей функции не предназначена для сообщения, она осуществляется при совершенно иных внутренних условиях, чем внешняя, и выполняет иные функции.
Общепринятое положение о связи С. с речью, языком может породить вопрос о природе С. у глухонемых. Как известно, речь у этих людей обычно не развивается не потому, что поражены мозговые центры речи (см. Мозговые структуры речи), а из-за отсутствия слуха, в результате чего она не возвращается на самого говорящего, т. е., попросту говоря, тот не слышит самого себя. В процессе воспитания глухонемой в определенной степени компенсирует этот нарушенный механизм с помощью обучения условному языку жестов. Это приобщает его к социальному опыту других глухонемых или здоровых людей, развивает у него С. благодаря зрительному восприятию суррогатов речи, т. е. знаков, обозначающих слова и речевые понятия. Самосознание у глухонемого развивается по мере того, как он научается сознавать язык жестов и движений других людей.
Психологи и социологи выделяют форму С., которая может быть как индивидуальной, так и общественной. Это так называемое нравственное С. Под ним подразумевается отражение в С. человека или группы людей принципов нравственности, т. е. норм поведения, принятых в данном сообществе и регулирующих межличностные взаимоотношения и отношения индивидуума к обществу. Формирование нравственного С. происходит под влиянием общества, в котором живет данный человек, а также на основе собственной практики общественного поведения в конкретной микросреде. Это предполагает не только усвоение нравственных понятий, принятых в обществе, где живет и действует человек или группа людей, но и выработку у него (у них) нравственных убеждений, моральных установок.
Нравственное С., будучи задействованным в выработке системы мотивов поведения отдельного человека или группы людей, может определять в существенной мере их поведение, быть источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. Так, оно нередко влияет на суждения субъекта о каком-либо человеке. Подчас бессознательно проецируя свои нравственные убеждения на другого, он эгоистически оценивает нравственные, человеческие качества того, превращая тем самым его в своего Двойника (закон Двойника по А. А. Ухтомскому).
Расстройства С., наблюдаемые в клинике, условно можно разделить на две разновидности — количественные и качественные. В первом случае это выраженное в разной степени повышение порога восприятия раздражителей из внешнего мира (от относительно легкой степени, когда до больного можно «достучаться» и получить от него ответ, до тяжелых форм угнетения С., а точнее, полной его утраты, когда больной не реагирует на внешние раздражения). Вторую разновидность составляют расстройства, характеризующиеся помрачением С., сочетающиеся с острым бредом, галлюцинациями, сильными эмоциональными проявлениями, двигательным возбуждением и т. д.
С тех пор как в современной когнитивной психофизиологии стало использоваться понятие С., возникла настоятельная необходимость в определенной редукции этого понятия. Это необходимое условие для экспериментального исследования с позиций детерминизма регуляторной роли функции С. в человеческой деятельности. Как известно, редукционизм (сведение целого к частям либо сложных явлений к простым) в той или иной мере всегда необходим в естественно-научных исследованиях, особенно если они касаются такого сложного объекта, как человек. Вместе с тем это не означает сведение сложных психических явлений к тем или иным физиологическим понятиям (например, речи к условному рефлексу). Подобный упрощенческий подход создает только видимость объяснения физиологических механизмов той или иной психической деятельности.
Проблема С. встает перед психофизиологом, когда изучаются функции восприятия вербальных и невербальных стимулов, их оценка, принятие решения и организация ответной произвольной поведенческой деятельности в виде словесного отчета или же какого-либо движения, сигнализирующего другому человеку о том, что соответствующий стимул субъектом опознан. Безусловно, С. связано с материальными, физиологическими процессами, происходящими в высших мозговых структурах. Информация, закодированная в виде нервных импульсов, по специфическим чувствительным нервам поступает в соответствующие области коры больших полушарий головного мозга (см. Кора полушарий конечного мозга); там перерабатывается, человек осознает ее и сообщает об этом. Однако информация может поступать в кору больших полушарий и в случаях, когда человек находится в бессознательном состоянии. Об этом судят по электрическим ответам тех участков коры, куда пришли нервные импульсы от определенного органа чувств.
Следует отметить также чрезвычайно важную особенность в работе С. бодрствующего здорового человека — его прерывистость. На нее указывал в 1930-е гг. Л. С. Выготский: «Наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас... Сознание как бы прыжками следует за природой, с пропусками, пробелами. Психика выбирает устойчивые точки действительности среди всеобщего движения. Она есть островки безопасности в гераклитовом потоке. Она есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать». Многолетние эксперименты психофизиологов подтверждают это наблюдение Выготского: досознательный отсев информации осуществляется при помощи специальных нервных механизмов, создающих в высших отделах головного мозга наилучшие условия для осознанного восприятия значимых в данный момент явлений окружающей среды.
Следовательно, для осознания какоголибо внешнего явления недостаточно только поступления информации о нем в кору головного мозга и возбуждения там нервных клеток. В настоящее время психофизиологи пытаются выявить и изучить критические изменения в мозгу, связанные с осознанием явлений окружающей среды, с определением условий, при которых мозговые процессы начинают сопровождаться С.
Литература
Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1982. Т. 1.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
A) Нем.: Bewusstheit. - Франц.: conscience (psychologique). -Англ.: the attribute (или the fact) of being conscious. - Исп.: el estar consciente. - Итал.: consapevolezza. - Португ.: о estar consciente.
B) Нем.: Bewusstsein. - Англ.: consciousness. - Исп.: conciencia psicol?gica. - Итал.: coschienza. - Португ.: consci?ncia psicol?gica.
o A) В описательном смысле слова: качество актуальности, характеризующее наличные восприятия (внешние и внутренние) в общей совокупности психических явлений.
Б) Согласно метапсихологической теории Фрейда, сознание есть функция определенной системы - Восприятие-Сознание (Вс-Сз).
С точки зрения топики, система Восприятие-Сознание находится на периферии психического аппарата и принимает информацию одновременно из внешнего и внутреннего мира, а это, в свою очередь, означает, что удовольствие - неудовольствие возникает одновременно с оживлением мнесических следов. Восприятие-Сознание Фрейд часто считал функцией системы предсознателыюго, или, точнее, Предсознания-Сознания (Псз-Сз).
С точки зрения функциональной, система Восприятие-Сознание противоположна бессознательному и предсознательному как системам мнесических следов: в Восприятии-Сознании следы возбуждений остаются ненадолго.
С точки зрения экономический, система Восприятие-Сознание отличается тем, что располагает свободно перемещающейся энергией и может нагружать ею тот или иной элемент (механизм внимания).
Сознание играет важную роль в динамике конфликтов (сознательное избегание неприятного, более тонкое регулирование принципа удовольствия) и в динамике лечения (границы и функции осознания); однако в ходе защитного конфликта не может считаться одним из en" полюсов (а).
o Хотя психоаналитическая теория и отказалась от определения психики через сознание, из этого не следует, что сознание стало в ней несущественным феноменом. Фрейд высмеивал такие попытки принизить сознание, иногда делавшиеся в психологии: "Крайняя тенденция, представленная, например, американским бихевиоризмом, исходит из возможности построить психологию, пренебрегши этим фундаментальным фактом!" (la).
Фрейд считал сознание фактом индивидуального опыта, доступным непосредственной интуиции, и не пытался дать ему какое-то другое определение. Речь идет об "уникальном факте, не поддающемся никакому объяснению и описанию [...]. Однако, когда говорят о сознании, каждый по собственному опыту знает, о чем идет речь" (1b).
В этом утверждении два смысла: сознание дает нам лишь неполную картину наших психических процессов, большей частью бессознательных; однако нам вовсе не безразлично, сознательно или бессознательно то или иное явление, - нам нужна теория, которая бы определяла место и роль сознания.
Уже в первой метапсихологической теории Фрейда содержатся два важных утверждения: с одной стороны, Фрейд уподобляет сознание восприятию и видит его сущность в способности воспринимать чувственные качества. С другой стороны, он доверяет эту функцию Восприятия-Сознания отдельной системе (системе ш или W), независимой от других психических механизмов и управляемой чисто количественными принципами: " Сознание дает нам то, что мы называем качествами, т.е. разнообразные ощущения различия, причем само различие этих ощущений определяется отношениями с внешним миром. Внутри этой области различия находятся ряды сходных явлений, но в ней нет качеств в собственном смысле слова" (2а).
Первое из этих утверждений сохраняет свою силу для всего творчества Фрейда: "Сознание - это субъективный аспект той части физических процессов в нервной системе, которая связана с восприятием..." (2b). Согласно этому утверждению, именно восприятие, точнее - восприятие внешнего мира, играет главную роль в сознании: " Доступ к сознанию связан прежде всего с восприятием внешнего мира нашими органами чувств" (1с). В теории испытания реальности* важно отметить синонимичность выражений: признак качества, признак восприятия и признак реальности (2с). Поначалу "между восприятием и внешней реальностью существовало равенство " (Id). Сознание психических явлений .неотделимо от восприятия качеств: сознание есть не что иное, как "... чувственный орган восприятия психических качеств" (За). Сознание воспринимает состояния напряжения, связанные с влечениями, и состояния разрядки возбуждения, выступающие в виде качеств удовольствия - неудовольствия. Однако наиболее сложно осознание того, что Фрейд называл "мыслительными процессами", понимая под этим как оживление воспоминаний, так и рассуждение, а в более общем смысле слова - любой процесс, предполагающий игру "представлений"*. На протяжении всего своего творчества Фрейд придерживался теории, утверждающей зависимость осознания мыслительных процессов от их ассоциаций со "словесными остатками" (Wortreste) (см.: Представление предметное и представление словесное). Поскольку ввод в действие этих остатков предполагает новое восприятие, вспоминаемые слова, по крайней мере поначалу, произносятся вновь (2d) и сознание укореняется в той точке, из которой энергетическая сверхнагрузка* может распространяться во все стороны: "Для того чтобы обладать качественной определенностью, мыслительные процессы у человека должны быть связаны со словесными воспоминаниями, качественные остатки которых достаточны для привлечения сознательного внимания, в результате чего мысль получает новую нагрузку, способную к перемещениям" (Зb).
Эта связь между сознанием и восприятием побуждает Фрейда соединить их, чаще всего в рамках одной системы, которую в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1885) он называл системой ?, а начиная с метапсихологических работ 1915 г. стал называть системой Восприятие-Сознание (Вс - Сз). Выделение одной системы среди других систем, в которых записаны мнесические следы* (Псз и Сз), логически выводится из идеи, ранее развитой Брейером в 'Теоретических размышлениях" (Theoretisches, 1895): "Один и тот же орган не может выполнять взаимопротиворечивые функции", а именно быстро восстанавливать предыдущее состояние (statu ante), для того чтобы можно было воспринимать новые впечатления, и накапливать впечатления, для того чтобы можно было воспроизводить их (4). Позже Фрейд дополнит эту мысль формулой, направленной на объяснение "не-умопостигаемости" появления сознания: "... оно возникает в системе восприятия на месте устойчивых следов" (5а).
Определить топику* сознания нелегко: хотя в "Наброске" Фрейд помещал ее на "верхних этажах системы", однако вскоре тесная связь сознания с восприятием заставила Фрейда сдвинуть ее на границу между внешним миром и мнесическими системами: "Психический аппарат восприятия включает в себя два уровня: внешний, или слой защиты от избытка внешних возбуждений, и внутренний - поверхность, принимающую возбуждения или систему Вс-Сз" (5b) (см.: Защитный слой от возбуждений). Это пограничное положение задает будущее место Я; в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) Фрейд трактовал систему Вс - Сз как "ядро" (6а): "Я это часть Оно, измененная прямым воздействием внешнего мира при посредстве Вс - Сз, а в некотором смысле - продолжение процесса поверхностной дифференциации" (6b) (см.: Я*).
С точки зрения экономической, сознание непрестанно ставило перед Фрейдом проблему. В самом деле, сознание - это явление, порожденное восприятием чувственных качеств, но ведь и количественные феномены - напряжения и расслабления - могут быть осознаны лишь в виде тех или иных качеств. С другой стороны, однако, такая неразрывно связанная с сознанием функция, как внимание (большее или меньшее сосредоточение) или же процесс осознания (Bewusstwerden), столь важный в психоаналитическом лечении, требуют истолкования в понятиях экономики. Фрейд высказал предположение, что энергия внимания, которая может стать, к примеру, "сверхнагрузкой" восприятия,- это энергия, порождаемая Я ("Набросок") или же системой Вс ("Толкование сновидений") и направляемая определенными качественными признаками сознания: " Биологический механизм внимания действует и применительно к Я: как только реальность знаком обнаруживает себя, так нагрузка присутствующего в данный момент восприятия должна превратиться в сверхнагрузку" (2е).
Сосредоточив внимание на мыслительных процессах, можно управлять ими более тонко, нежели это способен делать принцип удовольствия в одиночку: "Мы видим, что восприятие посредством органов чувств - это результат сосредоточения нагрузки внимания на тех путях, по которым распространяется получаемое извне чувственное возбуждение: качественное возбуждение системы восприятия действует как регулятор разгрузки подвижных количеств психической энергии. Ту же самую функцию мы можем приписать и высшему органу чувств - сознанию. Восприятие новых качеств заставляет его направлять подвижные количества энергии, единицы нагрузки в других направлениях, должным образом их распределяя" (Зс) (см.: Энергия свободная - энергия связанная; Сверхнагрузка).
Наконец, с точки зрения динамики*, отметим некоторое изменение во взглядах Фрейда по вопросу о роли сознания в защитных Процессах и о действенности лечения. Не пытаясь проследить здесь все эти изменения, укажем лишь на некоторые из них:
1) в раннем психоанализе вытеснение, например, рассматривалось как намеренное отвержение на уровне, близком к вниманию: "Расщепление сознания в случае приобретенной истерии - это [...] намеренное действие, нередко осуществляемое актом свободной воли..." (7).
Как известно, возрастание интереса к бессознательным аспектам защиты и сопротивлениям привело Фрейда к переосмыслению понятия Я vi построению второй теории психического аппарата. У 2) Важным этапом этих изменений были метапсихологические сочинения (1915), в которых Фрейд утверждал: "...осознанность, единственный признак психических процессов, данный нам прямо и непосредственно, ни в коей мере не способен стать критерием различения между системами" (8а). Все это не означает отказа Фрейда от мысли, что сознание есть признак системы, ее обособившийся "орган": дело в том, что доступа в сознание еще недостаточно для определения места того или иного содержания в системах предсознательного или бессознательного: "Стремясь к метапсихологическому пониманию психики, мы не должны приписывать особого значения симптому "осознанности" (8b, ?).
3) В теории психоаналитической терапии проблематика осознания и его действенности неизменно была главной темой размышлений. Укажем здесь лишь на соотносительную значимость и сложное взаимодействие различных факторов лечения: воспоминания и конструкции, повторения в трансфере и проработки, наконец, истолкования - которое не ограничивается общением на Уровне сознания, но влечет за собой перестройку всей психики. "Психоаналитическое лечение опирается на воздействие Сз на Без и в любом случае свидетельствует о том, что эта задача сложна, но не безнадежна" (8с). Вместе с тем Фрейд все настойчивее подчеркивал, что сообщить больному толкование той или иной бессозвательной фантазии*, даже и вполне точное, совершенно недостаточно для общей перестройки его психики и поведения: "Если сообщить больному некогда вытесненное им и вычисленное нами представление, это поначалу ничего не изменит в его психическом состоянии. Прежде всего это не устранит вытеснения и не уничтожит его результатов..." (8d).
Осознание само по себе не приводит к включению вытесненного в систему предсознательного: его необходимо дополнить устранением сопротивлений, мешающих системам предсознательного и бессознательного сообщаться между собой, и установлением все более тесной связи между бессознательными мнесическими следами и их словесным выражением. Лишь в результате этой работы соотносятся "услышанное и пережитое, совершенно различные по своей психической природе, даже при полном сходстве их содержаний" (8е). Именно проработка* обеспечивает в конечном счете доступ психических содержаний в предсознательное.
Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996
С. - конечно, идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной, т. е. участной в бытии: "Идея, смысл, сюжет - объективны. Идея может влезть или не влезть в голову философствующего персонажа, ее можно вбить в его голову или невозможно, но она есть, и ее бытие нимало не определяется емкостью его черепа. Даже то обстоятельство, что идея не влезает в его голову, можно принять за особо убедительное доказательство ее независимого от философствующих особ бытия" (Шпет). Об этом же говорит М. М. Бахтин: "Идея - это не субъективное, индивидуально-психологическое образование с "постоянным местопребыванием" в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея - это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний". Здесь ключевое слово "между". Вот в этом между и находится С, в т. ч. индивидуальное, личное, субъектное, в смысле его принадлежности некоему я, что не мешает индивидуальному С. быть субъективным.
Естествоиспытатели и философы размышляют о С, как о некотором "живом теле", размерность которого близка к космическим размерностям: "С. - это как бы "всепроникающий эфир" в мире. Или, как сказал бы В. И. Вернадский, громадное тело, находящееся в пульсирующем равновесии и порождающее новые формы... Коль скоро мы определили С. как нечто, что - между нашими головами, то это определение имеет фундаментальное отношение и к социальной форме, благодаря которой люди способны жить друг с другом, а фактически пропускать через себя поток жизни" (М. К. Мамардашвили).
И тем не менее вопреки подобным и вовсе не единичным высказываниям философов, предупреждениям великих физиологов и нейропсихологов - Ч. Шеррингтона, Дж. Экклза, А. Р. Лурия и др., продолжаются попытки искать С. "между ушами", локализовать его в мозге, даже искать для него специальные нейроны (Ф. Крик).
Наивно полагать, что изучение и моделирование функций мозга это и есть изучение и моделирование знания и С: "Можно, напр., пытаться показать, как те или иные сознательные состояния вызываются процессами в нейронах головного мозга и комбинациями их активности. Но независимо от успеха или неуспеха попытки такого рода ясно, что знание о нейронах не может стать элементом никакого сознательного опыта, который (после получения этого знания) порождался бы этими нейронами" (Мамардашвили). Сказанное не умаляет значения исследований физиологии мозга, в т. ч. и моделирования его работы. Мозг - такая же загадка и тайна, как и С, но это разные тайны, а не одна. Их различению мешают язык, самомнение, эгоцентризм: "в моей голове родилась мысль", "в моем мозге зародилась идея" и т. п.
С, идеальная форма, существующая объективно, имеет полифоническое, диалогическое, смысловое строение, включающая в себя не только сознание, но и аффективно-смысловые образования. Идеальная форма, существующая до и вне отдельного индивида, есть приглашающая сила или движущая сила индивидуального развития. Она усваивается, субъективируется и становится реальной формой психики и С. индивида. Взаимоотношения между идеальной и реальной формами психики и С. - предмет исследования в культурно-исторической психологии: "Конечно, жизнь определяет С. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через С. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации" (Л. С. Выготский). Согласно Выготскому, именно С. - главное условие и средство овладения собой: осознать - значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. Высшим психическим функциям "в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого - человеческого С." (Выготский). С, а не деятельность или - не только деятельность. (В свою очередь, источником индивидуального С. является идеальная форма.) Это важнейшее положение игнорировалось представителями психологической теории деятельности, стремившейся обязательно вывести высшие психические функции и С. из деятельности. Граница между психическими и высшими психическими функциями (при всей ее условности) пролегает не по линии орудийности и опосредствован-ности, а по линии деятельности и С. Психическая функция, в лучшем случае - продукт предметной деятельности. Она же и условие последней, ибо, если деятельность не содержит в себе внутренних, так или иначе осознанных регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей), она не заслуживает своего наименования. А высшая психическая функция - продукт С. или деятельности С. Отсюда и инаковость высших психических функций, которые, как и породившее их С, олицетворяют завоеванную "сотворенную свободу".
Как говорил И. Г. Фихте, душа и С. намечают к созданию новые органы, под последними следует понимать функциональные органы, т. е. те же психические функции. Конечно, деятельность можно рассматривать как "первоматерию" человеческого мира и вслед за нем. классической философией раскрывать этот мир как подлинный универсум деятельности. Но в таком случае в деятельность нужно погрузить и мышление, и аффекты, и волю, и С, а не фантазировать по поводу того, как деятельность, лишенная модуса психического, порождает психику и С. Выготский прекрасно понимал роль понятия предметной деятельности для психологии. Более того, он реинтерпретировал всю совокупность высших психических функций и рассматривал их как органы деятельности, и это функциональное по своей природе объяснение ввело в научный оборот новый значительный ресурс для истолкования целостности психологической реальности. Примечательно, однако, что Выготский, обсуждая проблему единицы анализа мышления и языка, в качестве таковой выдвинул не предметное действие, а значение, которое относится, скорее, к сфере С.
Т. о., С., понимаемое в широком смысле слова, по отношению к деятельности выполняет двоякую роль: оно выступает в качестве ее внутреннего компонента, средства контроля за ходом деятельности; оно же выступает и как внешнее по отношению к ней, как источник представлений о ее целях, смысле и оценке. Иначе и не м. б., т. к. С. - это сложнейшая реальность, имеющая как свои уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие. Рассмотрим 3 слоя С.
Духовный слой С. складывается очень рано в пространстве между Я - Ты, Я - Другой (М. Бу-бер, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн), а на самых первых ступенях развития в пространстве совокупного Я (Д. Б. Эльконин), которое начинает строиться с момента рождения. Многие исследователи фиксируют появление первой улыбки у младенца на 21-й день после рождения (В. В. Зеньковский, М. И. Лисина и др.). Тогда же появляется базисное чувство доверия/недоверия к себе, к миру {Э. Эрик-сон), являющееся основой возникновения других чувств. В т. ч., согласно смелой гипотезе Д. Винни-кота, - ощущение собственной магической силы (омниопотентности), иллюзии сотворения собственного мира. Винникот поясняет, что такой мир не является еще ни внутренней реальностью, ни внешним фактом. Но он есть! Его можно называть миром или пространством между, которое требует заполнения иным, отличным от самого индивида: иным Я, иной реальностью. Столь рано возникающий, пусть магически, духовный слой, развиваясь, становится колыбелью свободы, морального поведения, совести. Возникновение этого слоя не-отрефлексировано, поэтому Мамардашвили неоднократно говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по от-
ношению к которой теряет смысл вопрос "почему"? Мы говорим не "почему", а "по совести", как и мораль, причина самой себя. И в то же время она является причиной поступков, которые кажутся внешне немотивированными, они мотивированы идеально: иначе не мог. При нарушении сферы между, диалектики или диалогики в отношениях Я - Другой, по мнению Бубера, язык этой сферы сжимается до точки, человек утрачивает человеческое.
След. - бытийный слой. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа. Оба вида ткани, окрашенные аффективно, представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в т. ч, движения, действия, образа ситуации, образа действия и т. п. Движение вносит вклад в создание образа, последний регулирует осуществление движения. Строго говоря, биодинамическая и чувственная ткань - это одна ткань, подобная ленте Мебиуса: биодинамическая ткань переходит в чувственную, а чувственная - в биодинамическую. Несколько упрощая, можно сказать, что движение не только реактивно, но и чувствительно к ситуации и собственному исполнению. Обе формы чувствительности во время осуществления движения чередуются. Их чередование обеспечивает фоновый уровень рефлексии', ее назначение - контроль за правильностью движения, над которым витает смысл двигательной задачи (Н. Д. Гордеева). Это как бы онтологическая рефлексия, занятая лишь объектом и получаемым посредством обеих форм чувствительности знанием. Возможно, правильнее назвать этот слой С. "бытийно-эмпирическим". Его иллюстрирует ответ ребенка в проблемной ситуации: "Не надо думать, надо доставать".
Наконец, рефлексивный слой С. Его образующими являются значение и смысл. В этом слое, который можно назвать также "бытийно-гносеологическим", происходит игра значений и смыслов: осмысление значений и означение смыслов. Эти процессы редко бывают симметричными, между ними наблюдается зазор, дельта непонимания, недосказанность или сверхсказанность, побуждающие к продолжению этой игры, к развитию С. в целом.
Разумеется, выделение слоев С. и его образующих весьма условно с т. зр. его действительной работы. Каждый акт С, по словам Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт м. б. вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Взаимодействие и даже "взаимоузнавание" слоев далеко не просто. В бытийном слое С. дана первичная предметность, тогда как рефлексивный слой имеет дело с ее вторичными, превращенными (и извращенными), в т. ч. с идеологизированными формами. Вторичные могут затемнять и искажать первичные. Мамардашвили показал, что разработанный Марксом анализ (предметно-редуктивный анализ С.) есть способ обнаружения предметностей С. и его смыслов.
Трудности изучения обрисованной функциональной структуры С. обусловлены тем, что не все его образующие даны постороннему наблюдателю. В духовном слое Я и Другой даны лишь внешне, их внутренняя форма скрыта. В бытийном слое дана лишь биодинамическая ткань, чувственная - скрыта. В рефлексивном слое даны, да и то не прямо - значения, а смыслы скрыты. Но, как сказал Дж. Миллер, человек (добавим и его С.) создан не для удобства экспериментаторов. На основании приведенной схематической характеристики С. и его образующих можно заключить, что, действительно, существует "единый континуум бытия - С." (Мамардашвили), что С. участно в бытии, что деятельность и С, подобно биодинамической ткани и чувственной ткани, можно рассматривать как 2 стороны ленты Мебиуса, и взаимоотношения между ними асимметричны. Напряжения, возникающие между ними, - одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006