МИФОЛОГИЯ
Мифология
(греч. мythos — сказание, предание и logos– учение) — 1. Совокупность, собрание мифов. 2. Комплексная научная дисциплина, изучающая мифы. (Фанталов А. Н.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Мифология
греч. mithologia) - 1. совокупность мифов, сказок, легенд какого-либо народа и человечества в целом. Как культурный феномен, может играть исключительно важную роль в качестве когнитивной структуры, некоей программы, организующей впечатления, воспоминания и мысли в определенную систему знаний или в некую модель поведения. Мифы, если отвлечься от их формальной характеристики, суть отражение многовекового коллективного опыта общечеловеческого знания и мудрости. Дети, а практически все они, как указывают некоторые психологи, проходят мифологический период своей жизни, способны легко и с большим интересом усваивать этот опыт, делать его достоянием своего бессознательного, причем последнее оказывает в последующей взрослой жизни существенное и может быть даже недооцениваемое до сих пор влияние на их поведение, чувства и образ мышления не только в обычной жизни, но и в периоды психического расстройства. Однако это не дает основания считать, что мифы сохраняются в генетической памяти индивида и передаются из поколение в поколение по законам наследственности; 2. наука, изучающая мифы, легенды, предания, сказания; 3. ложное, ничем не подкрепляемое, но широко распространенное убеждение .
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
МИФОЛОГИЯ
с первых лет становления психоанализа внимание исследователей было обращено к мифологии, в чем виделся один из путей понимания человеческой психики. В 1926 году Фрейд недвусмысленно утверждал, что знание мифологии необходимо для успешной работы каждого аналитика. Уже в 'Толковании сновидений' (1900) он использовал миф о Кроне и Зевсе, иллюстрируя универсальность эдипова комплекса. Собственно, само название этого наиболее известного комплекса и стадии детского развития было позаимствовано из греческой легенды или мифа о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, чтоиллюстрирует бессознательную фантазию мальчиков и мужчин.
Пионеры психоанализа,такие,как Ранк (1909), работавшие в рамках топографического подхода и новых теорий инфантильной сексуальности, пытались использовать мифы для обоснования положений, которые были выдвинуты психоаналитиками о бессознательном и детской сексуальности.
С переходом от топографической теории к структурной и другими последующими изменениями психоаналитической теории и техники мифология стала пониматься шире. Арлоу (1961) подчеркнул, что миф - это разделяемая рядом людей фантазия, служащая множественным целям удовлетворения инстинктов, защиты и адаптации группы и ее членов. Индивиду отказано в удовлетворении инфантильных сексуальных желаний - это необходимо для цивилизованной жизни, - но взамен предлагаются общественно приемлемые версии этих желаний в форме мифа. Общественный миф способствует формированию Сверх-Я, в частности, предлагая индивиду для идентификации приемлемые идеалы Я. Интрапсихический же индивидуальный конфликт, в результате которого вытесняются события детство, часто находит свою кульминацию в возникновении личного мифа. Распространенные версии личного мифа - покрывающие воспоминания и семейный роман.
Пионеры психоанализа,такие,как Ранк (1909), работавшие в рамках топографического подхода и новых теорий инфантильной сексуальности, пытались использовать мифы для обоснования положений, которые были выдвинуты психоаналитиками о бессознательном и детской сексуальности.
С переходом от топографической теории к структурной и другими последующими изменениями психоаналитической теории и техники мифология стала пониматься шире. Арлоу (1961) подчеркнул, что миф - это разделяемая рядом людей фантазия, служащая множественным целям удовлетворения инстинктов, защиты и адаптации группы и ее членов. Индивиду отказано в удовлетворении инфантильных сексуальных желаний - это необходимо для цивилизованной жизни, - но взамен предлагаются общественно приемлемые версии этих желаний в форме мифа. Общественный миф способствует формированию Сверх-Я, в частности, предлагая индивиду для идентификации приемлемые идеалы Я. Интрапсихический же индивидуальный конфликт, в результате которого вытесняются события детство, часто находит свою кульминацию в возникновении личного мифа. Распространенные версии личного мифа - покрывающие воспоминания и семейный роман.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000