МЕТОД ВЕРБАЛЬНОЙ МИФОЛОГИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Найдено 1 определение:

МЕТОД ВЕРБАЛЬНОЙ МИФОЛОГИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Основан на суггестивной лингвистике (разделе психолингвистики), разработан И. Ю. Черепановой (1987-1998 гг.). Представляет собой лингвистический обучающий тренинг, проводящийся в малой группе. Участники тренинга получают системные знания о специфике языкового общения, основных закономерностях языковых явлений, практические навыки по анализу текстов и их созданию (под текстами в этом методе понимаются жалобы пациентов, история возникновения заболевания, жизнеописание, описание психологической проблемы, представлений о болезни, страдании, протокол беседы врача и пр.). Суть М. в. м. л. заключается в создании для человека, проходящего тренинг, специального текста ("личного мифа") на основании автобиографического рассказа, в котором в метафорической форме отражены основные этапы жизненного пути, планы на будущее, психологические проблемы и способы их разрешения. При создании личного мифа используется взгляд на личную историю через призму мифологического сознания, применяются все известные литературные приемы и методы (метафора, гипербола, героический эпос, сказание, сказка, киносценарий). Предполагается, что специальные лингвистические процедуры, целенаправленное использование ресурсов родного языка, активизация пассивного лексического запаса на фоне автобиографической работы повлияют на психологические и личностные механизмы пациента. Человек по своей природе уникален и стремится (не всегда осознанно) воплотить свое предназначение в жизни. Постоянный творческий поиск, раскрытие своей индивидуальности, самовыражение - это то, что делает его полноценным и здоровым членом общества.

Применение М. в. м. л. как формы группового взаимодействия при решении личных проблем и лечении неврозов представляет интерес по следующим причинам:

1. В процессе написания текста индивидуального мифа актуализируются личные проблемы. Специфика работы группы, в которой отсутствует открытая конфронтация, совместная творческая работа над мифом участников группы облегчают процессы самораскрытия.

2. Во время работы над созданием собственного индивидуального мифа и мифов других участников группы происходит анализ жизненного пути и системы отношений, переоценка ценностей и смыслов. Обратная связь и эмоциональная поддержка, а также другие явления группового процесса актуализируют лечебные факторы терапевтической группы, оказывают влияние на психологические механизмы, способствующие возникновению личностной проблематики, и способствуют раскрытию психологических факторов патогенеза невротических расстройств.

3. Группа вербальной мифологизации личности является коммуникативным и одновременно лингвистическим тренингом, участие в ней стимулирует творческий подход к жизни. У членов группы повышается способность к символизации, пониманию и описанию собственных чувств, что может снизить уровень алекситимии, которая рассматривается в последнее время как существенный фактор в возникновении невротических и психосоматических расстройств.

Методика проведения группы вербальной мифологизации личности включает в себя следующие элементы. Занятие проводится в "закрытой" группе, гомогенной в этиопатогенетическом отношении и гетерогенной по полу, возрасту, форме невротического расстройства или типам психологической проблематики. Количество пациентов в группе от 5 до 8 человек. Занятия проводятся через день. Их продолжительность - 3-4 часа; общая продолжительность работы группы составляет 1-1,5 месяца.

Первое занятие - знакомство друг с другом, определяется цель, формулируются задачи и правила работы группы. Целью является проработка психологической проблематики, выздоровление. В качестве способов достижения цели предлагается переосмысление жизненного пути, анализ своего актуального состояния, активизация творческого потенциала личности и пассивного лексического запаса, совершенствование коммуникативных способностей, создание личных мифов для всех участников группы. Нормы группы, условия лечения такие же, как при групповой психотерапии. На вводном занятии ведущий рассказывает о специфике метода, лингвистике, мифологии, предлагает участникам группы высказаться по темам "здоровье-болезнь", "причины болезни", "судьба".

Со следующего занятия начинается работа с первым участником группы. Строится она следующим образом. Участнику предлагается занять специально выделенное место и рассказать о своей жизни с подробным описанием наиболее значительных, ярких, запомнившихся событий, особо останавливаясь на поворотных моментах жизненного пути. Затем следует фокусированное обсуждение биографии. Другие участники группы задают вопросы, отмечают особенности использования языка, ключевые слова в речи, другие лингвистические особенности. Ведущие стимулируют интерес группы к представленному рассказу. Цель этого этапа - достижение понимания участниками группы представлений о мире члена группы, освоение его языка. Далее следует "лингвистический блок" - группа подбирает метафорическое имя лицу, работающему над своей проблемой, и затем помогает ему в создании личного мифа. После утверждения метафорического имени перед группой ставится задача помочь в создании личного мифа. Под личным мифом понимается текст, продукт коллективного творчества группы, в котором отражены основные моменты биографии пациента, возникновение проблемы, ее развитие, метафорический выход из проблематики, саногенетическая стратегия на будущее. Перед составлением текста работающий участник высказывает свои пожелания: что нужно обязательно отразить в мифе из прошлого и настоящего, чего он хочет достичь в будущем и какими путями, в каком жанре будет написан личный миф (сказание, сказка, эпическая новелла, повествование, стихотворение, молитва, газетная заметка и т. д.). Личный миф составляется совместными усилиями всей группы. Участники группы предлагают варианты сюжета или бессюжетное описание, варианты словосочетаний, фраз, метафор и т. д. Из всего тезаруса слов и предложений записываются те, которые наиболее созвучны объекту мифотворчества. Иногда во время дискуссии группа убеждает принять свой вариант или изменить уже ранее принятый. В тексте личного мифа отражаются реальные факты прошлого и настоящего, желаемое будущее, при этом используются разнообразные литературные приемы (метафора, гипербола, аллегория, олицетворение, эпитеты, антитеза, синонимы). В ходе написания текста продолжается процесс самопознания личности с получением обратной связи и эмоциональной поддержки, но уже опосредованно - через текстообразование.

После завершения создания текста личного мифа происходит смена участника группы, и процедура повторяется (группа работает с одним мифом в среднем 2- 4 занятия). Ведущий осуществляет руководство группой путем своеобразной "режиссуры" группового творчества, попеременно использует разные стили ведения группы: активный руководитель, эксперт, посредник, равноправный участник. Группа заканчивает свою работу, когда каждому участнику создан окончательный вариант личного мифа. Далее предлагаются следующие варианты работы с текстами личных мифов (обычно все одновременно): вживание в образ, самостоятельное создание различных текстов на основании концептуальной канвы мифа, ведение дневника "Миф на каждый день", работа с образами и символами, содержащимися в тексте мифа. В следующем году группа собирается трижды - через 3, 6 и 12 месяцев. Цель этих встреч - обратная связь и дальнейшая работа с текстами, их утилизация (использование элементов личного мифа при решении проблем и задач личностного роста) и трансформация (изменение текста мифа в соответствии с изменением жизненных обстоятельств, ценностей и установок личности).

Предложенный метод применяется при лечении невротических расстройств (Кылосов А. В., 1997-1999); кроме того, он позволил сформулировать и использовать более общие принципы психолингвистики в психотерапии (Быков С. И., Григорьевских В. С., 1998; Быков С. А., 1999).

См. также Лингвистический подход в психотерапии.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Личностный рост как метод повышения эффективности работы человека-оператора

Кругликова А.Ю.
Читать PDF

К вопросу о социально-психологических предпосылках подверженности личности вербальному влиянию

Богатова Е. Б.
В данной статье приведен теоретический анализ проблемы изучения социально психологических предпосылок подверженности личности вербальному влиянию.
Читать PDF

Авансированная характеристика как метод проектирования индивидуальной траектории развития личности

Кевля Фаина Ильинична
В статье предлагается один из путей конструктивного решения проблемы проектирования индивидуальной траектории (программы) развития личности воспитанника.
Читать PDF

Новый метод исследования личностных ценностей. Часть I. изучение содержания личностных ценностей

Николаева Ирина Александровна
Основа метода анализ переживаний респондентом ценности ассоциируемых «других» и себя. Размещение «других» на вертикальной шкале личностных ценностей позволяет описать их содержание и иерархию.
Читать PDF

Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений

Николаева Ирина Александровна
Основа метода анализ ценностных отношений респондента к «другим» и себе. Используемые процедуры: ассоциирование, атрибутирование признаков, шкалирование.
Читать PDF

Кластерный анализ, как метод оценки влияния личностных типологических характеристик на успешность де

Лапкин М.М., Карасев Р.П., Трутнева Е.А., Григоренко Т.М.
В статье обосновывается целесообразность использования методов многомерной статистики, в частности кластерного анализа, для выявления влияния индивидуальных личностных свойств нервной системы человека
Читать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости.
Читать PDF

Социально-психологический тренинг как метод развития личностной и перцептивной компетентности менедж

Корниенко Анжелика Владимировна
Рассмотрена специфика употребления понятия «компетентность», в зарубежных и отечественных исследованиях.
Читать PDF

Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков

Борздыко Ю. Е.
В статье представлено исследование, посвященное сравнительному изучению двух тренингов личностного роста у старших подростков.
Читать PDF

Табличный метод психологической диагностики органического расстройства личности при решении задач во

Рязанова Анна Юрьевна
В статье описана технология разработки табличного метода дифференциальной диагностики органического расстройства личности (ОРЛ) и клинический опыт его применения в психиатрической клинике, показана ин
Читать PDF

Коррекция образов сознания личности как метод формирования адаптивного поведения в кризисных и стрес

Качалов Леонид Кимович
В статье рассматриваются процессы адаптации и дезаптации личности, попавшей в кризисную ситуацию, и возможности коррекции нарушений социальной адаптации в стрессовых ситуациях.
Читать PDF

Метод экспертных оценок личностных и социально-психологических ресурсов в процессе реабилитации паци

Шарыгина Кристина Сергеевна
Представлены результаты анализа личностных и социально-психологических ресурсов, используемых в процессе реабилитации пациентов, зависимых от психоактивных веществ.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: